Перейти к содержимому
Для публикации в этом разделе необходимо провести 50 боёв.
Dieseltruck

О гибели "Жемчуга"

В этой теме 25 комментариев

Рекомендуемые комментарии

1 376
[C0D] Dieseltruck
[C0D]
5 798 публикаций
1 881 бой

                                                           0900obr015_2750308_22339573.jpg

13 (26) октября 1914 года "Жемчуг", крейсер Сибирской флотилии, с началом военных действий откомандированный в союзную англо-французскую эскадру, вернулся в порт Пенанг, на острове того же названия в Малаккском проливе, откуда в конце сентября ушел в поход на поиски немецкого крейсера "Эмден".

 

"Жемчуг" перед спуском на воду

zhemchug03_7089495_22339586.jpg

 

Пролог

Командир "Жемчуга" капитан 2 ранга барон И.А. Черкасов получил от английского адмирала Джерама, в подчинении которого находился, разрешение на семидневный заход для переборки механизмов и чистки котлов. В связи с действиями в этом районе "Эмдена", командиру русского крейсера было рекомендовано принять все меры предосторожности, стоя на якоре в бухте Пенанг. Но кавторанг Черкасов должных мер не принял, практически не подготовив корабль к возможному нападению "Эмдена". Сам же вечером 14/27 октября съехал на берег к жене, вызванной им в Пенанг из Владивостока на время стоянки "Жемчуга".

 

фото "Жемчуга"

1409860181_2485877_22339627.jpg

 

Атака

Рано утром 15/28 октября в Пенанг вошел рейдер "Эмден", который, как утверждал в своих воспоминаниях его старший офицер Хельмут фон Мюкке, надеялся застать здесь французские броненосные крейсера "Монкальм" и "Дуплекс" и атаковать их во время стоянки на якоре. Немцами была предпринята военная хитрость: поставлена четвертая фальшивая труба из брезента, так что при плохой видимости "Эмден" мог сойти за английский крейсер "Ярмут". Французский миноносец "Муске", несший охранную службу, попался на эту уловку и в предрассветных сумерках пропустил "Эмден" в бухту, даже дав "добро" световым сигналом.

В бухте среди освещенных "купцов" "Эмден" обнаружил лишь один темный силуэт военного корабля. Подойдя почти вплотную к его корме, немцы установили, что это — русский крейсер "Жемчуг". Тот же X. фон Мюкке вспоминает:

"На нем царили мир и тишина. Мы были так близко от него, что в слабом свете зарождавшегося дня отчетливо было видно все, что делается на русском крейсере. Но ни вахтенного начальника, ни вахтенных, ни сигнальщиков не было заметно. С дистанции около одного кабельтова (185,2 м —авт.) мы выпустили свою первую мину из правого бортового аппарата и в тот же момент открыли огонь всем бортом по носовой части "Жемчуга", где в своих койках спала большая часть команды. Наша мина взорвалась в кормовой части крейсера. Его всего как бы всколыхнуло от этого взрыва. Корму подбросило из воды, а затем она стала медленно погружаться. Только после этого русские обнаружили признаки жизни...

Между тем наша артиллерия поддерживала бешеный огонь по "Жемчугу"... Носовая часть крейсера была изрешечена в несколько минут. Языки пламени охватили весь полубак. Сквозь дыры в борту виден был противоположный берег.

 

фото "Жемчуга"

34140jpg_1424761_22339631.jpg

 

Гибель «Жемчуга»

Наконец на "Жемчуге" собрались с силами и открыли по нам огонь. Орудия на нем были крупнее наших, и русские снаряды могли причинить нам большой вред. Поэтому командир решил выпустить вторую мину. "Эмден", проходя мимо "Жемчуга", развернулся машинами и вновь направился к нему. Вторая мина была выпущена с расстояния около двух кабельтовых. Через несколько секунд послышался страшный взрыв под передним мостиком русского крейсера. Гигантский столб серого дыма, пара и водяных брызг поднялся на высоту около 150 м. Части судового корпуса были оторваны взрывом и летели по воздуху. Видно было, что крейсер разломился пополам. Носовая часть отделилась. Затем дымом закрыло весь корабль, и когда он рассеялся, крейсера уже не было видно, из воды торчали лишь обломки его мачты. На воде среди обломков кишели люди. Но "Эмдену" было не до них".

 

Бегство «Эмдена»

Навстречу уходившему "Эмдену" ринулся французский миноносец "Муске", поздно понявший свою трагическую ошибку. Его атака была жестом отчаяния — тремя залпами он был потоплен "Эмденом". Находившийся в воде раненный лейтенант Л.Л.Селезнев видел это: "На месте "Муске" поднялся столб черного дыма, и все было кончено."

"Жемчуг" и "Муске" стали последними жертвами "Эмдена", общее число которых, не считая этих двух военных кораблей, составило 22 парохода (в том числе русский пароход "Рязань", ходивший из Владивостока в Гонконг). Обнаруживший себя немецкий рейдер уже 27 октября (9 ноября) был настигнут австралийским крейсером "Сидней" у Кокосовых островов и потоплен. Кстати сказать, уцелевшая часть команды спаслась на берегу, а позже на джонке совершила плавание по Индийскому океану, добравшись до материка. Прибыв в Германию после своей одиссеи, команда была принята кайзером, который в ознаменование заслуг прибавил всем вторую фамилию — Эмден.

 

Жертвы и итоги

В результате нападения на "Жемчуг", который был потоплен за пять минут, погибли один офицер и 80 нижних чинов, семь моряков позже умерли от ран. Погибшим офицером был мичман А.К. Сипайло (1891 -1914), занимавший на "Жемчуге" должность вахтенного начальника.

Военно-морской суд, состоявшийся в августе 1915 года во Владивостоке, признал виновными в гибели крейсера и людей командира, капитана 2 ранга Ивана Черкасова и старшего офицера, старшего лейтенанта Николая Кулибина, заменявшего съехавшего на берег командира. Они были лишены "чинов и орденов и других знаков отличия", исключены из военно-морской службы и "по лишении дворянства и всех особых прав и преимуществ" отдавались в "исправительные арестантские отделения гражданского ведомства": Черкасов — на 3,5 года, а Кулибин — на 1,5 года. По Высочайшей конфирмации приговора Владивостокского военно-морского суда оба они были разжалованы в матросы и отправлены на фронт. Вопреки утверждению автора очерка "На рассвете, в Пинанге...", архивы содержат информацию — и достаточно полную — об их дальнейшей судьбе. Матрос 2 статьи барон Иван Черкасов воевал на Кавказском фронте в Урмийско-Ванской озерной флотилии, был награжден солдатским Георгиевским крестом и в апреле 1917 года восстановлен в чине капитана 2 ранга. Известно, что И.А.Черкасов умер во Франции в марте 1942 года и похоронен на кладбище Сент-Женсвьев-де-Буа под Парижем. Матрос Николай Кулибин воевал на Западном фронте в морской бригаде, получил два Георгиевских креста и в сентябре 1916-го был восстановлен в чине. Вскоре произведен в капитаны 2 ранга. Умер в госпитале в августе 1918-го от раны, полученной еще в февральские дни 1917 года, когда командовал миноносцем "Подвижный".

 

Память о «Жемчуге»

 

В декабре 1914-го для производства водолазных работ на затонувшем "Жемчуге" в Пенанг зашел вспомогательный крейсер "Орел". Скорее всего, именно моряки "Орла" привезли и установили на могиле погибших соотечественников чугунный крест, сохранившийся до наших дней и запечатленный на фотографии Е.Чекулаевой. Во всяком случае, именно этот крест увидели в 1938 году казаки Платовского донского хора, оказавшегося на гастролях в Пенанге. Но вопреки рассказам автора очерка "На рассвете, в Пинанге..." о том, что "на протяжении всех лет до 1975 года" местные жители заботились о могиле русских моряков, увиденная казаками картина была безрадостной. "За русскими могилками некому было ухаживать, и они пришли в полное запустение и почти сровнялись с поверхностью земли. На железном кресте, водруженном на братской могиле, была когда-то привинчена табличка (по всей видимости, медная), но она была украдена", — писал в №214 журнала "Часовой" администратор хора Б. Куцевалов. Казаки решили выделить из хоровой кассы средства для приведения могил в порядок. "На эти средства была сооружена мраморная плита с высеченными фамилиями погребенных согласно кладбищенским записям, наново покрашен черной краской крест, вокруг могил посажено несколько кустов и деревьев, и затем торжественно возложен венок из живых цветов", — сообщает автор статьи "Платовцы в пути" Борис Куцевалов.

 

В начале 70-х годов, с согласия правительства Малайзии, было принято решение о восстановлении обветшавшего памятника. В 1972 году начальник Главного штаба ВМФ сообщил советскому послу в Малайзии, что памятник готов и судном торгового флота будет доставлен в Пенанг. Предполагалось, что восстановленный памятник будет открыт в 1974 году — к 60-летию гибели "Жемчуга" — с участием военного корабля Тихоокеанского флота. Однако открытие памятника состоялось только 5 февраля 1976 года и без участия военного корабля, которому власти не дали разрешения на заход в Пенанг. Интересно отметить, что китайское агентство Синьхуа выразило протест в связи с установкой памятника "морякам агрессивных ВМС царской России — участникам империалистической войны".

В октябре 1979 года, в годовщину гибели "Жемчуга", в Пенанге состоялось возложение венков, отмеченное заметкой в "Правде". А в мае 1990 года с официальным визитом в Пенанг зашел большой противолодочный корабль Тихоокеанского флота "Адмирал Трибуц", команда которого возложила венки к памятнику погибшим морякам — тихоокеанцам.

 

Памятник "Жемчугу"

493562446j_8130496_22339718.jpg

 

Список погибших моряков

В заключение — дополнительно к названным выше именам погибшего мичмана Сипайло и семи умерших от ран матросов — приводим список нижних чинов команды крейсера "Жемчуг", погибших в бою 15/28 октября 1914 года (список хранится в РГА ВМФ.) Вот эти 80 имен и фамилий:

Аверьянов Петр, Акимов Сергей, Александров Александр, Алексеев Николай, Бабкин Иван, Баев Николай, Баранов Федор, Бойко Афанасий, Вавилов Егор, Вагин Георгий, Дедов Анисим, Демин Андрей, Жеребцов Петр, Калинин Степан, Кириллов Даниил, Кирьянов Федор, Кистенев Афанасий, Ковальчук Моисей, Колесников Алексей, Колесников Михаил, Колобов Трофим, Колпашников Александр, Корнеев Филипп, Костырев Яков, Косырев-Колесников Павел, Куприянов Яков, Курбатов Пимен, Левашов-Лушкин Евдоким, Леусь Гурий, Лобанов Дмитрий, Логинов Кузьма, Мальцев Яков, Меркулов Федор, Мусьяк Афанасий, Негодяев Илья, Нифонтов Феоктист, Новиков Григорий, Огарышев Иван, Панин Петр, Пекшев Сергей, Пермыкин Михаил, Пичугин Василий, Пожитков Алексей, Пономарев Игнатий, Попов Яков, Прохоров Александр, Савин Василий, Савинов Диомид, Садов Иван, Семкин Алексей, Серовиков Дмитрий, Сигай-ло Артемий, Симагин Иван, Ситьков Герасим, Судоргин Петр, Сухих Яков, Сысоев Петр, Сычев Егор, Телегин Федор, Теников Роман, Терентьев Арсений, Тинтяков Лаврентий, Томкович Александр, Третьяков Илья, Федоров Андриан, Федосеев Степан, Фоминых Илларион, Фролков Алексей, Хорошков Иван, Христофоров Захар, Христофоров Степан, Чадов Иван, Чуланов Семен, Шебалин Сергей, Шепелин Афанасий, Шишкин Дмитрий, Щеглов Андрей, Шмыг Василий, Яковлев Иван, Якушев Игнатий.

 

Источники

 

  • Плюс 13

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
3 648
[C0D] Alkena
Бета-тестер, Коллекционер, Моделист
10 219 публикаций
6 375 боёв

 Замечательная статья. Молодец:medal:

 

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
1 578 публикаций
2 685 боёв
 Командир "Жемчуга" капитан 2 ранга барон И.А. Черкасов получил от английского адмирала Джерама, в подчинении которого находился, разрешение на семидневный заход для переборки механизмов и чистки котлов. В связи с действиями в этом районе "Эмдена", командиру русского крейсера было рекомендовано принять все меры предосторожности, стоя на якоре в бухте Пенанг. Но кавторанг Черкасов должных мер не принял, практически не подготовив корабль к возможному нападению "Эмдена". Сам же вечером 14/27 октября съехал на берег к жене, вызванной им в Пенанг из Владивостока на время стоянки "Жемчуга 

Вот читаешь и удивляешься. 

Как обычно по блату поставили непойми кого. Непойми кто за гос.счёт развлекался как умел и забивал на свои обязанности.

В итоге погибло много людей в т.ч. иностранцев. 

Неудивительно, что уже через несколько лет г-на барона и ему подобных погнали из страны грязной тряпкой хрустеть французской булкой в другие страны. 

  • Плюс 1

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
17 197 публикаций
577 боёв

Вот читаешь и удивляешься.

Проблема в том, что из будущего всегда все видно чётче...:)

И естественно критиковать легче.

 

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
1 376
[C0D] Dieseltruck
[C0D]
5 798 публикаций
1 881 бой

 Командир "Жемчуга" капитан 2 ранга барон И.А. Черкасов получил от английского адмирала Джерама, в подчинении которого находился, разрешение на семидневный заход для переборки механизмов и чистки котлов. В связи с действиями в этом районе "Эмдена", командиру русского крейсера было рекомендовано принять все меры предосторожности, стоя на якоре в бухте Пенанг. Но кавторанг Черкасов должных мер не принял, практически не подготовив корабль к возможному нападению "Эмдена". Сам же вечером 14/27 октября съехал на берег к жене, вызванной им в Пенанг из Владивостока на время стоянки "Жемчуга 

Вот читаешь и удивляешься. 

Как обычно по блату поставили непойми кого. Непойми кто за гос.счёт развлекался как умел и забивал на свои обязанности.

В итоге погибло много людей в т.ч. иностранцев. 

Неудивительно, что уже через несколько лет г-на барона и ему подобных погнали из страны грязной тряпкой хрустеть французской булкой в другие страны. 

справедливости ради:

 Матрос 2 статьи барон Иван Черкасов воевал на Кавказском фронте в Урмийско-Ванской озерной флотилии, был награжден солдатским Георгиевским крестом и в апреле 1917 года восстановлен в чине капитана 2 ранга. 

Матрос Николай Кулибин воевал на Западном фронте в морской бригаде, получил два Георгиевских креста и в сентябре 1916-го был восстановлен в чине. Вскоре произведен в капитаны 2 ранга. Умер в госпитале в августе 1918-го от раны, полученной еще в февральские дни 1917 года, когда командовал миноносцем "Подвижный".

Изменено пользователем Dieseltruck

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
419 публикаций
3 311 боёв

справедливости ради:

 Матрос 2 статьи барон Иван Черкасов воевал на Кавказском фронте в Урмийско-Ванской озерной флотилии, был награжден солдатским Георгиевским крестом и в апреле 1917 года восстановлен в чине капитана 2 ранга. 

Матрос Николай Кулибин воевал на Западном фронте в морской бригаде, получил два Георгиевских креста и в сентябре 1916-го был восстановлен в чине. Вскоре произведен в капитаны 2 ранга. Умер в госпитале в августе 1918-го от раны, полученной еще в февральские дни 1917 года, когда командовал миноносцем "Подвижный".

 

Научились же поняли... в матросах на своем месте были..., но что-бы после восстановления себя проявили не увидел!!!

ЕМНИП какой то советский адмирал говорил, что внезапность для военного человека не должно существовать такого слова... а вообще во время войны так расслабились...

Изменено пользователем AL_Lexx_

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
1 376
[C0D] Dieseltruck
[C0D]
5 798 публикаций
1 881 бой

 

Научились же поняли... в матросах на своем месте были..., но что-бы после восстановления себя проявили не увидел!!!

 

1 погиб, второй, видимо после революции, эмигрировал

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
1 578 публикаций
2 685 боёв

Проблема в том, что из будущего всегда все видно чётче...

И естественно критиковать легче.

 

 

Ведёркин, могу ошибаться, но ты вроде и исторический консультант тоже.

Если так, можешь сказать, как с раздолбайством обстояли дела во флотах ведущих держав? 

Т.е. можно ли выделить страны в которых пофигизм встречается чаще чем у других.

 

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
419 публикаций
3 311 боёв

1 погиб, второй, видимо после революции, эмигрировал

 

до разжалования не проявили..., после восстановления не проявили..., значит не очень они командиры были..., а как матросы молодцы..., если конечно по блату "егориев" не получили...

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
17 197 публикаций
577 боёв

Ведёркин, могу ошибаться, но ты вроде и исторический консультант тоже.

Не...Я мимокрокодил. :)

 

Если так, можешь сказать, как с раздолбайством обстояли дела во флотах ведущих держав? 

Т.е. можно ли выделить страны в которых пофигизм встречается чаще чем у других.

Везде косяки были, той или иной степени тяжести.

Стран тоже выделить нельзя - все так или иначе отличились в разных ситуациях.

И опять же, что именно считать пофигизмом?

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
12 367
[GDLWS] FIDEL_CASTR0
Старший бета-тестер
21 342 публикации
12 965 боёв

статья годная! :great:

 

вот модель Жемчуга:

 3a22f969d2e5.jpg

 

просто красавчик!

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
3 648
[C0D] Alkena
Бета-тестер, Коллекционер, Моделист
10 219 публикаций
6 375 боёв

статья годная! :great:

 

вот модель Жемчуга:

 3a22f969d2e5.jpg

 

просто красавчик!

 

хорошая модель:)

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
1 376
[C0D] Dieseltruck
[C0D]
5 798 публикаций
1 881 бой

статья годная! :great:

 

вот модель Жемчуга:

 3a22f969d2e5.jpg

 

просто красавчик!

 

первая моя статья в качестве лоцмана)))

а модель и в правду красивая, твоя?

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
625 публикаций
1 515 боёв

Проблема в том, что из будущего всегда все видно чётче...:)

И естественно критиковать легче.

 

 

Критики и тогда много было, если что. Я уж про РЯВ не говорю, которая спровоцировала настоящую революцию. Люди и тогда были не глупее нынешних. При этом более решительными в борьбе с несправедливостью и за свое достоинство.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
17 197 публикаций
577 боёв

Критики и тогда много было, если что.

Тогда, потому что надо было "обозначить" крайних...

 

Я уж про РЯВ не говорю, которая спровоцировала настоящую революцию.

Очень спорное уитверждение...

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
625 публикаций
1 515 боёв

Тогда, потому что надо было "обозначить" крайних...

 

Очень спорное уитверждение...

 

То есть факт вопиющей халатности командира крейсера вы дерзко отрицаете, вопреки фактам?

 

А что касается т.н. 1й Русской революции -- не было бы позорного поражения в войне с еще недавно дремучей азиатской страной = не было бы и революции. Или она случилась бы много позже. Война послужила катализатором накопившегося в обществе недовольства против одряхлевшей политической системы. Это опять же факты. Отрицать их может только невежда или упоротый монархист. (что одно и то же, в общем)

Изменено пользователем _BRAVOV_

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
17 197 публикаций
577 боёв

То есть факт вопиющей халатности командира крейсера вы дерзко отрицаете, вопреки фактам?

Я говорю лишь о том, что необходим был "крайний", не более того.

 

 

А что касается т.н. 1й Русской революции -- не было бы позорного поражения в войне с еще недавно дремучей азиатской страной = не было бы и революции.

Революция началась до окончания войны...

 

Война послужила катализатором накопившегося в обществе недовольства против одряхлевшей политической системы.

Не без помощи британцев и японцев.

 

 

Отрицать их может только невежда или упоротый монархист. (что одно и то же, в общем)

Не являюсь ни тем ни другим...Так что мимо кассы.

Но Вы бы всё же с развешиванием ярлыков были бы поаккуратнее...

 

  • Плюс 1

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
1 376
[C0D] Dieseltruck
[C0D]
5 798 публикаций
1 881 бой

 

То есть факт вопиющей халатности командира крейсера вы дерзко отрицаете, вопреки фактам?

 

А что касается т.н. 1й Русской революции -- не было бы позорного поражения в войне с еще недавно дремучей азиатской страной = не было бы и революции. Или она случилась бы много позже. Война послужила катализатором накопившегося в обществе недовольства против одряхлевшей политической системы. Это опять же факты. Отрицать их может только невежда или упоротый монархист. (что одно и то же, в общем)

если говорить о халатности, то там не только командир, но и старпом виноват, и другие старшие офицеры, вахта и т.д., вплоть до союзников

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
625 публикаций
1 515 боёв

Я говорю лишь о том, что необходим был "крайний", не более того.

 

Должен же кто-то нести ответственность за гибель корабля и такого количества людей. Халатность была налицо, кстати. А вина Черкасова, как командира -- значительнее других офицеров. Таковы реалии военного флота и вооруженных сил вообще. Ответственность несет командующий офицер в любом случае.

 

 

Революция началась до окончания войны...

 

Не без помощи британцев и японцев.

 

Да, до окончания. Но поражения и неудачи были спутниками доселе непобедимого русского оружия с самого начала. Причем, от тех, кого считали "азиатскими желтыми макаками". Не от европейцев даже, которым было бы не так стыдно проигрывать. А помощь революционерам извне -- не носила сколь-нибудь значительного характера. И без того горючего материала в стране хватало с избытком...

 

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
1 376
[C0D] Dieseltruck
[C0D]
5 798 публикаций
1 881 бой

Горючий материал еще в правильное русло кто-то направлял ведь

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Эту страницу никто не просматривает.

×