Перейти к содержимому
Для публикации в этом разделе необходимо провести 50 боёв.

В этой теме 13 комментариев

Рекомендуемые комментарии

Альфа-тестер
168 публикаций
1 бой

Устройство корпуса парусного корабля

a4feb1f5e401.gif

Носовая и кормовая части набора парусного судна:

1 - фальшкиль; 2 киль; 3 - фортимберсы; 4 - носовой дейдвуд; 5 - кильсон; 6 - фальстем-кница; 7 -  фальстем; 8 - форштевень; 9 - греп; 10 - княвдигед; 11 - лисель-индигед (опора носовой фигуры); 12 - бимсы; 13 - пиллерсы; 14 - кормовой дейдвуд; 15 - пятка киля; 16 - ахтерштевень; 17 - старн-кница.

 

 Средняя часть корпуса в  поперечном сечении имеет почти круглые обводы. Фальшборт несколько завален внутрь, т.е. ширина ватерлинии несколько больше, чем в районе верхней палубы. Сделано это для того, чтобы орудия, установленные на верхней палубе, не выходили за ширину ватерлинии.

c109dc5ebfbe.gif

 

Сечение по мидельшпангоуту 

1 - киль; 2 - фальшкиль; 3 - кильсон; 4 - первый бархоут; 5 - второй бархоут; 6 - третий бархоут; 7 - наружная обшивка фальшборта; 8 - внутренняя обшивка; 9 - бимсы; 10 - лац-порты.

 Фальшборт парусного корабля XVIII века:

1 - ватервейс; 2 - бимсы; 3 - фальшбортный бархоут; 4 - стойки фальшборта; 5 - коечная сетка; 6 - подвесные койки.

 

Главной частью набора корпуса парусного судна является киль - продольная балка прямоугольного сечения, идущая от носа до кормы. Вдоль боковых сторон киля проходят длинные выемки (шпунты), в которые заходит первый ряд досок наружной обшивки, которые называются шпунтовым поясом.

Для защиты от повреждений к килю снизу прикрепляли крепкую дубовую доску, фальшкиль. Носовая часть киля заканчивается форштевнем, представляющим из себя брус призмообразной формы. Нижняя часть форштевня могла быть изогнутой по дуге или под углом. К форштевню с внутренней стороны прикреплена внутренняя часть штевня - дейдвуд - сложная конструкция из толстых брусьев, образующая плавный переход от киля к корпусу. Спереди форштевня укреплен водорез, верхняя часть которого называется княвдигед. В верхней части княвдигеда устанавливали носовое украшение - фигуру.

В задней части киля вертикально к нему или с небольшим наклоном в корму установлен брус, называемый ахтерштевнем. Внешняя часть ахтерштевня несколько расширена для предохранения руля, навешенного на ахтерштевень. Ахтерштевень и форштевень деревянного парусного судна состоят из нескольких деталей.

Поверх и вдоль киля накладывали резенкиль. К нему и дейдвудам крепили шпангоуты, которые на старинных судах были составными. Посредине корпуса корабля, несколько ближе к носу, ставили наиболее широкий шпангоут - мидельшпангоут. Для поперечного крепления корабельного набора служили бимсы, на них настилали палубу. В продольном направлении шпангоуты скрепляли стрингерами. 

После окончания сборки судового набора приступали к обшивке корпуса дубовыми досками. Размеры досок зависели от размеров корабля: длина их была 6-8 м., ширина 10-25 см. Во времена Колумба обшивка судов производилась внакрой (кромка на кромку), а к концу XVI века стали обшивать встык (вгладь). Крайние концы досок входили в шпунты фор- и ахтерштевня и крепились нагелями из оцинкованного железа или меди. В районе ватерлинии и под пушечными портами доски обшивки чередовались с утолщенными досками - бархоутами. 

Палубный настил делали из сосновых или тиковых досок, к бимсам их крепили при помощи металлических нагелей или болтов, которые сверху утапливали и закрывали деревяннымит пробками.

Для обшивки фальшборта на деревянных судах использовали сравнительно тонкие доски, укрепленные на стойках. Опорой фальшборта является фальшбортный бархоут, его внешнюю поверхность принято было расписывать. Над фальшбортом находилась коечная сетка, в которую матросы складывали скатанные подвесные койки, защищавшие в бою от вражеских пуль.

 

 

Рангоут парусного корабля


 
Рангоутом называются все деревянные детали, служащие для несения парусов, флагов, подъема сигналов и т.п. К рангоуту относятся: мачты, стеньги, реи, гафели, гики, бушприты, утлегари, лисель спирты и выстрелы.
 
 

8867b5f30859.gif


 
Рангоут трехдечного 126-пушечного корабля середины XIX века (см. рисунок)
1 - бушприт; 2 - утлегарь; 3 - бом-утлегарь; 4 - мартин-гик; 5 - блинда-гафель; 6 - бушпритный эзельгофт; 7 - гюйс-шток; 8 - фок-мачта; 9 - топ фок-мачты; 10 - фор-трисель-мачта; 11 - стеньги; 12 - мачтовый эзельгофт; 13 - фор-стеньга; 14 - топ фор-стеньги; 15 - фор-салинг; 16 - эзельгофт фор-стеньги; 17 - фор-брам-стеньга, сделанная в одно дерево с фор-бом-ьрам-стеньгой; 18-19 - топ фор-бом-брам-стеньги; 20 - клотик; 21 - фока-рей; 22 - фор-марса-лисель-спирты; 23 - фор-марса-рей; 24 - фор-брам-лисель-спирты; 25 - фор-брам-рей; 26 - фор-бом-брам-рей; 27 - фор-трисель-гафель; 28 - грот-мачта; 29 - топ грот-мачты; 30 - грот-трисель-мачта; 31 - грот-марс; 32 - мачтовый эзельгофт; 33 - грот-стеньга; 34 - топ грот-стеньги; 35 - грот-салинг; 36 - эзельгофт грот-стеньги; 37 - грот-брам-стеньга, сделанная в одно дерево с грот-бом-брам-стеньгой; 38-39 - топ грот-бом-брам-стеньги; 40 - клотик; 41 - грота-рей; 42 - грот-марса-лисель-спирты; 43 - грот-марса-рей; 44 - грот-брам-лисель-спирты; 45 - грот-брам-рей; 46 - грот-бом-брам-рей; 47 - грот-трисель-гафель; 48 - бизань-мачта; 49 - топ бизань-мачты; 50 - бизань-трисель-мачта; 51 - крюйс-марс; 52 - мачтовый эзельгофт; 53 - крюйс-стеньга; 54 - топ крюйс-стеньги; 55 - крюйс-салинг; 56 - эзельгофт крюйс-стеньги; 57 - крюйс-брам-стеньга, сделанная в одно дерево с крюйс-бом-брам-стеньгой; 58-59 - топ крюйс-бом-брам-стеньги; 60 - клотик; 61 - бегин-рей; 62 - крюйс-марса-рей или крюйсель-рей; 63 - крюйс-брам-рей; 64 - крюйс-бом-брам-рей; 65 - бизань-гик; 66 - бизань-гафель; 67 - кормовой флагшток
 

 

Мачта

 

Мачтаэто вертикальное или слегка наклонное в корму рангоутное дерево, служащее основанием для крепления других частей рангоута (стеньг, реев) и постановки парусов. Мачты больших парусных кораблей с прямым вооружением достигали высоты 60 м и более при толщине нижней части до 1 м.


Мачты делались составными из нескольких продолжающих друг друга в высоту деревьев. Нижнее дерево называлось колонной или просто мачтой, а продолжение стеньгами.
В зависимости от размеров судна и типа парусного вооружения, количество мачт может быть различным. Каждая мачта имеет свое наименование. Так, на трехмачтовом корабле первая от носа корабля мачта называется фок-мачтой, вторая – грот-мачтой, третья, самая маленькая, - бизань-мачтой.
 
 

4669b46e3fae.jpg


 
Устройство мачты (см. рисунок)
1 - Нижняя мачта (колонна); 2 - цапфа; 3 - железные бугели; 4 - чиксы; 5 - лонг-салинги; 6 - краспицы; 7 - эзельгофт; 8 - стеньга; 9 - брам-стеньга; 10 - бом-брам-стеньга; 11 - флагшток; 12 - клотик; 13 - вулинг; 14 - деревянный бугель; 15 - шкало; 16 - крепление шкало; 17 - вязка вулинга.
 
Самой высокой мачтой всегда являлась грот-мачта. Ее высота у трех мачтовых кораблей с прямым вооружением определялась длиной корабля по гондеку, сложенной с его наибольшей шириной и разделенной пополам. Высота фок- и бизань-мачт вместе с их топами определялась по высоте грот-мачты. Так длина фок-мачты составляла 8/9 , а бизань-мачты - 6/7 длины грот-мачты. Эти пропорции часто изменялись по усмотрению строителя.
Слово "фор", прибавляется к названиям рангоутных деревьев, частей такелажа и парусов относящихся к фок-мачте, но укрепленных выше марсовой площадки. "Брам" - слово, добавляемое к названиям рангоута, такелажа или паруса, указывает на их принадлежность к третьему колену снизу. "Бом" - указывает на принадлежность к четвертому колену снизу. Нижние мачты, а также бушприты для прочности делали составными из нескольких брусьев, стянутых бандажами - тросовыми вулингами. Нижний конец мачты - шпор оканчивался цапфой, которую вставляли в степс - гнездо, находящееся на кильсоне. Верхняя часть мачты называется топом. На его верхушке находится цапфа на которую одет эзельгофт, соединяющий мачту со стеньгой. С двух сторон мачты крепили фигурные наделки, называемые чиксами, к ним - два продольных бруса - лонг-салинга, а на лонг-салинги настилали марсовую площадку или просто марс.
 

 

Марс

 

Раньше на парусных судах с прямыми парусами марс имел вид круглой корзины. Около середины XVIII в. марсы начинают делать почти прямоугольными, закругленной была лишь носовая часть. Трехмачтовые суда несли по три марса, которые называли по принадлежности к той или иной мачте: на фок-мачте был фор-марс, на грот-мачте - грот-марс и на бизань-мачте - крюйс-марс.


 

0654e60de46e.jpg


 
Детали марса (рисунок 1)
1 - нижняя мачта (колонна); 2 - чиксы; 3 - лонг-салинги; 4 - краспицы; 5 - собачьи дыры; 6 - марс; 7 - топ мачты; 8 - эзельгофт; 9 - стеньга.
Соединение стеньги с брам-стеньгой (рисунок 2)
1 - стеньга; 2 - чиксы; 3 - лонг-салинги; 4 - краспицы; 5 - брам-стеньга; 6 - эзельгофт; 7 - брам-ванты; 8 - швиц-сорвень-строп.
 
Все стеньги между собой тоже соединялись при помощи салингов и эзельгофтов, но меньших размеров.
Эзельгофт представляет собой деревянную обойму с двумя отверстиями: квадратным, в который вставляется топ нижней мачты, и круглое в которое пропускается последующая стеньга. Салинги и эзельгофты, в зависимости от их принадлежности к той или иной мачте, носят названия: фор-салинг, фор-брам-салинг, эзельгофт мачтовый, фор-стень-эзельгофт, крюйс-стень-эзельгофт, бушпритный эзельгофт (соединяющий бушприт с утлегарем) и т.д.
 

 

Бушприт

 

Бушприт - это горизонтальный или несколько наклонный брус (наклонная мачта), выступающий с носа парусного судна и служащий для вынесения прямых парусов - блинда и бом-блинда. До конца XVIII в. бушприт состоял только из одного дерева с блинд-стеньгой. С конца XVIII в. бушприт удлиняется с помощью утлегаря, а затем и бом-утлегаря. Блинд и бом-блинд на нем уже не ставится, он служит для выноса штагов фок-мачты и ее стеньг, а также для крепления носовых треугольных парусов - кливеров и стакселей.


Сам бушприт крепили на носу судна при помощи ватер-вулинга из крепкого троса, а позже (XIX в) и цепей.
 

d958bb6fd9ac.jpg



 
Бушприты (см. рисунок)
а - XVIII в.; б - конца XVIII в.; в - первой половины XIX в.; 1 - бушприт; 2 - кница; 3 - бушпритный эзельгофт; 4 - марс; 5 - блинда-стеньга; 6 - блинда-брам-стеньга; 7 - флагшток; 8 - клотик; 9 - утлегарь; 10 - бом-утлегарь; 11 - эзельгофт; 12 - блинда-гафель; 13 - мартин-гик; 14 - гюйс-шток; 15 - тросовый вулинг.
 

 

 

Стоячий такелаж  рангоута парусного корабля


 
Бушприты, мачты и стеньги на парусном судне закрепляются в определенном положении с помощью специальных снастей, называемых стоячим такелажем рангоута. К стоячему такелажу относятся: ванты, фордуны, штаги, бакштаги, перты, а также кливер и бом-кливер леера.
Будучи раз заведенным, стоячий такелаж всегда остается неподвижным. Его делают из толстого растительного троса.
 

99aa17218c21.gif


 
Стоячий такелаж 90-пушечного двухдечного линейного корабля XVIII - XIX веков (см. рисунок)
1 - ватер-штаги; 2 - мартин-штаг; 3 - мартин-штаг от бом-утлегаря (или нижний бакштаг); 4 - фока-штаг; 5 - фок-лось-штаг; 6 - фор-лось-стень-штаг (служит леером фор-стеньги-стакселя); 7 - фор-стень-штаг; 8 - кливер-леер; 9 - фор-брам-стень-штаг; 10 - бом-кливер-леер; 11 - фор-бом-брам-стень-штаг; 12 - грота-штаг; 13 - грот-лось-штаг; 14 - грот-лось-стень-штаг; 15 - грот-стень-штаг; 16 - грот-брам-стень-штаг; 17 - грот-бом-брам-стень-штаг; 18 - бизань-штаг; 19 - крюйс-стень-штаг; 20 - крюйс-брам-стень-штаг; 21 - крюйс-бом-брам-стень-штаг; 22 - ватер-бакштаги; 23 - утлегарь-бакштаги; 24 - бом-утлегарь-бакштаги; 25 - фок-ванты; 26 - фор-стень-ванты; 27 - фор-брам-стень-ванты; 28 - фор-стень-фордуны; 29 - фор-брам-стень-фордуны; 30 - фор-бом-брам-стень-фордуны; 31 - грот-ванты; 32 - грот-стень-ванты; 33 - грот-брам-стень-ванты; 34 - грот-стень-фордуны; 35 - грот-брам-стень-фордуны; 36 - грот-бом-брам-стень-фордуны; 37 - бизань-ванты; 38 - крюйс-стень-ванты; 39 - крюйс-брам-стень-ванты; 40 - крюйс-стень-фордуны; 41 - крюйс-брам-стень-фордуны; 42 - крюйс-бом-брам-стень-фордуны.
 
Вантами называют снасти стоячего такелажа, которыми укрепляют мачты, стеньги и брам-стеньги с боков и несколько сзади. В зависимости какое дерево удерживают ванты, они получают дополнительное название: фок-ванты, фор-стень-ванты и т.п. Ванты служат также для подъема матросов на мачты и стеньги при работе с парусами. С этой целью поперек вант на определенном расстоянии друг от друга пеньковые, деревянные или металлические выбленки. Пеньковые выбленки привязывали к вантам выбленочным узлом на расстоянии одна от другой 0,4 м. Нижние ванты (пеньковые) были на парусных кораблях самыми толстыми, их диаметр достигал 90-100 мм. Стень-ванты делали тоньше, а брам-стень-ванты еще тоньше. Выбленки были тоньше своих вант.
Стеньги и брам -стеньги дополнительно удерживаются с боков и несколько сзади фордунами. Верхние концы вант и фордунов крепят на мачте или стеньге при помощи огонов (петель), надеваемых на топы. Ванты, стень-ванты и брам-стень-ванты должны быть парными, т.е. выполненными из одного куска троса, который складывают пополам. Если количество вант с каждого борта нечетное, то последнюю ванту к корме делают разбивной, т.е. одинарной. Это же правило относится и к фордунам. Число вант и фордунов зависит от высоты мачты и грузоподъемности судна.
Ванты и фордуны набивали (обтягивали) тросовыми талями на юферсах - особых блоках без шкивов с тремя отверстиями для тросового талрепа. В прежние времена на всех военных парусных кораблях и крупных купеческих судах в целях увеличения угла, под которым нижние ванты и фордуны идут к мачтам, с внешней стороны борта корабля, на уровне палубы, укрепляли мощные деревянные площадки - руслени. Раскрепляли их вант-путенсами, выкованными из железных полос. Нижний конец вант-путенсов крепили к борту, а к их верхним концам крепили юферсы так, что последние почти соприкасались своей нижней частью с русленями.
Верхние юферсы ввязывают в ванты и фордуны с помощью огонов и бензелями (марками). Ванты стеньг оборудовали также, как и нижние ванты, но юферсы их были несколько меньше размером.
Снасти стоячего такелажа, поддерживающие рангоутные деревья в диаметральной плоскости спереди, называются штагами, которые, как и нижние ванты, делали из толстого троса. К стоячему такелажу относятся и перты - растительные тросы на реях, на которые становятся матросы во время работы с парусами на реях. Обычно один конец перта прикрепляют к ноку рея, другой - к середине рея. Перты поддерживаются подпертками - отрезками троса, прикрепленными к рею.
Стоячий такелаж бушприта служит для поддержки и укрепления рангоутных деревьев бушприта. Он состоит из штагов, бакштагов, пертов и т.д.
 

c2e572f7b83b.gif


 
Стоячий такелаж бушприта (см. риунок)
1 - ватер-штаги; 2 - ватер-бакштаги; 3 - утлегарь-штаг; 4 - утлегарь-бакштаг; 5 - бом-утлегарь-штаг; 6 - мартин-бакштаги; 7 - бом-утлегарь-бакштаги; 8 - верхний блинда-бакштаг; 9 - нижний блинда-бакштаг; 10 - перты бом-утлегаря; 11 - перты утлегаря; 12 - лоп-штаги.
 
Ватер-штаги - стоячий такелаж, удерживающий бушприт снизу, преднахначающийся для противодействия тяге фока и фок-стеньгаштагов и представляющий собой тали. Ватер-бакштаги- снасти стоячего такелажа бушприта, удерживающие его с боков. Утлегарь-штаг ибом-утлегарь-штаг - снасти поддерживающие утлегарь и бом-утлегарь снизу. Утлегарь-бакштаг,мартин-бакштаги, бом-утлегарь-бакштаги, верхний и нижний блинда-бакштаги - снасти , удерживающие рангоутные деревья бушприта с боков. Перты утлегаря ибом-утлегаря, лоп-штаги - снасти, служащая леером при передвижении матросов по бушприту.

 

Бегучий такелаж рангоута парусного корабля


Бегучим такелажем рангоута называют все подвижные снасти, при посредстве которых выполняют работы, связанные с подъемом, выбиранием, травлением и поворачиванием рангоутных деревьев - реев, гафелей, выстрелов и т.п. К бегучему такелажу рангоута относятся гардели, драйрепы, фалы, брасы, топенанты, шкоты и др.

c2bfa089d41e.gif


 
Основной бегучий такелаж рангоута 90-пушечного двухдечного корабля XVIII-XIX веков (см. рисунок)
 
Снасти, служащие для подъема и спуска реев: 1 - гардель фока-рея; 2 - фор-марса-драйреп; 3 - фор-марса-фал; 4 - фор-брам-фал; 5 - фор-бом-брам-фал; 6 - гардель грота-рея; 7 - грот-марса-драйреп; 8 - грот-марса-фал; 9 - грот-брам-фал; 10 - грот-бом-брам-фал; 11 - гардель бегин-рея; 12 - крюйс-марса-фал; 13 - крюйс-марса-драйреп; 14 - крюйс-брам-фал; 15 - крюйс-бом-брам-фал; 16 - гафель-гардель; 17 - дирик-фал.
Снасти, служащие для поддержания и выравнивания ноков реев: 18 - блинда-топенанты; 19 - фока-топенанты; 20 - фор-марса-топенанты; 21 - фор-брам-топенанты; 22 - фор-бом-брам-топенанты; 23 - грота-топенанты; 24 - грот-марса-топенанты; 25 - грот-брам-топенанты; 26 - грот-бом-брам-топенанты; 27 - бегин-топенанты; 28 - крюйс-марса-топенанты; 29 - крюс-брам-топенанты; 30 - крюйс-бом-брам-топенанты; 31 - бизань-гика-топенанты; 32 - шкентель бизань-гика-топенантов.
Снасти, служащие для поворота реев: 33 - блинда-трис ( брам-блинда-рея); 34 - фока-брасы; 35 - фор-марса-брасы; 36 - фор-брам-брасы; 37 - фор-бом-брам-брасы; 38 - грот-контра-брасы; 39 - грот-брасы; 40 - грот-марса-брасы; 41 - грот-брам-брасы; 42 - грот-бом-брам-брасы; 43 - бегин-брасы; 44 - крюйс-марса-брасы; 45 - крюйс-брам-брасы; 46 - крюйс-бом-брам-брасы; 47 - эринс-бакштаги; 48 - завал-тали; 49 - бизань-гика-шкот.
 
На кораблях с прямым парусным вооружением гардели служат для подъема и спуска нижних реев с парусами или гафелей (его пятки). Драйрепы служат для подъема марса реев, афалы - для подъема брам-реев и бом-брам-реев, а также косых парусов - кливеров и стакселей.
Снасть, с помощью которой поднимается и поддерживается нок гафеля, называется дирик-фалом, а снасть, которая поднимает гафель за пятку по мачте, называется гафель-гарделем.
Снасти, которые служат для поддержания и выравнивания ноков реев, называется топенантами, а для поворачивания реев - брасами.

 

 

Cнасти для управления парусами

 

ab94056ddff3.gif


 
Бегучий такелаж - снасти для управления парусами (см. рисунок) 
1 - бом-кливер-фал; 2 - бом-кливер-шкот; 3 - кливер-шкот; 4 - фор-стеньга-стаксель-шкот; 5 - фор-стаксель-шкот; 6 - фока-шкот; 7 - фока-галс; 8 - фоковые нок-гордени; 9 - фоковые бык-гордени; 10 - фока-гитовы; 11 - фока-булинь; 12 - фор-марса-гитовы; 13 - фор-марса-булинь; 14 - риф-шкентель талей - конец снасти, основанный между блоками , для подтягивания парусов при взятии рифов; 15 - фор-брам-гитовы; 16 - фор-брам-булинь; 17 - фор-бом-брам-гитовы; 18 - риф-сезни (риф-штерты); 19 - грота-шкот; 20 - грота-галс; 21 - грот-нок-гордень; 22 - грота-бык-гордень; 23 - грота-гитовы; 24 - грота-булинь; 25 - грота-марса-гитовы; 26 - грота-марса-булинь; 27 - грота-брам-гитовы; 28 - грота-брам-булинь; 29 - грота-бом-брам-гитовы; 30 - бизань-гитовы; 31 - крюйсель-гитовы; 32 - крюйсель-булинь; 33 - крюйс-брам-гитовы; 34 - крюйс-брам-булинь; 35 - крюйс-бом-брам-гитовы;
 
К бегучему такелажу управления парусами относятся фалы, шкоты, галсы, гордени, гитовы и булини.
Фалами называют снасти, при помощи которых поднимают и опускают паруса (кливера и стаксели), флаги и сигналы.
Шкоты служат для управления прямыми (нижними) и косыми парусами, которые тянут их к корме. Кливера и стаксели имеют по два шкота, проходящих с одной и другой сторон борта или лееров. Эти шкоты делаются обычно двойные. У косых парусов с гиком, где шкотовый угол паруса крепят к ноку гика, для управления парусом служит гика-шкот, прикрепленный к гику.
Шкотовые углы фока и грота тянут помимо шкота галсами, которые предназначают для тяги углов нижних парусов в направлении к носу, противоположно к шкотам. Галсы бывают двойные (и тогда их проводят подобно шкотам) или одинарные. В последнем случае коренной конец галса крепят в шкотовом углу. Грота-галсы протягивают у бортов около фок-мачты, а фока-галсы на баке, через блок на галсе-боканце (коротком рангоутном горизонтальном дереве, выступающем в носу судна с каждого борта для вытягивания наветренного угла фока посредством фока-галса).
Гордени и гитовы служат для подбирания нижних и боковых шкаторин и шкотовых углов при уборке парусов и взятии рифов. 
Булини - снасти, расположенные на боковых шкаторинах внизу прямых парусов, предназначены для растягивания паруса на ветер, чтобы судно могло идти круто к ветру.

 

Материалы сайта sails.h1.ru

 

  • Плюс 2

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Альфа-тестер
168 публикаций
1 бой
 

 

 

Парусное вооружение


 
Совокупность всех парусов корабля называют парусным вооружениемВсе парусные суда по типу их парусного вооружения делят на суда с прямым, косым и смешанным вооружением.
 
Прямым или корабельным называют парусное вооружение, в котором прямые паруса являются основными, а косые вспомогательными. Классическим образцом прямого парусного вооружения являлись линейные корабли, имеющие три мачты, и военные корабли меньших размеров - фрегаты, корветы и бриги.
Косым называют вооружение, в котором основными являются косые паруса. К ним относятся шхуны, тендеры, кечи, иолы, яхты.
К судам смешанного вооружения относятся баркентины и бригантины.
 

18d9b1267fb3.gif


 
Парусное вооружение корабля (см. рисунок):
I - бом-кливер; II - кливер; III - фор-стеньги-стаксель; IV - фор-стаксель; V - фок - нижний прямоугольный парус на фок-мачте; VI - фор-марсель - второй снизу прямой парус, расположенный на фор-стеньге; VII - фор-брамсель - третий парус расположенный на фор-брам-стеньге; VIII - фор-бом-брамсель - четвертый прямой парус, расположенный на фор-бом-брам-стеньге; IX - грот-стаксель; X - грот-стеньги-стаксель; XI - грот-брам-стаксель; XII - грот - нижний прямоугольный парус на грот-мачте; XIII - грот-марсель; XIV - грот-брамсель; XV - грот-бом-брамсель; XVI - апсель - косой парус между грот- и бизань-мачтами; XVII - крюйсель - прямой парус; XVIII - крюйс-брамсель; XIX - крюйс-бом-брамсель; XX - бизань - нижний косой парус (косая бизань).

 

 

 

Прямые паруса


 
Прямые паруса имеют четырехугольную, прямоугольную или трапециевидную форму и своей верхней стороной крепятся к реям. Такие паруса устанавливают поперек судна. Нижняя часть паруса обычно несколько изогнута кверху. С помощью шкотов и галсов ее прикрепляют к нижележащему рею или к палубе судна. Повороты прямых парусов в нужное положение относительно ветра производят вместе с реями при помощи снастей, называемых брасами и закрепленных на ноках реев. Прямые паруса именуют по реям, к которым они прикреплены. 
 
Паруса фок, грот и бизань называют нижними парусами, а остальные (марсели, брамсели и бом-брамсели) - верхними.
 
С ростом водоизмещения кораблей, мощности и количества артиллерии на них увеличивалась и площадь парусного вооружения. К примеру, в начальный период петровского кораблестроения (конец XVII века) корабли несли на фок- и грот-мачтах только по два прямых паруса, в начале XVIII века их ставили уже по три, а с конца XVIII века и первой половины XIX века - по четыре на трех мачтах. На чайных клиперах и барках количество прямых парусов достигало 6-7 на каждой мачте.
 
В петровские времена и вплоть до конца XVIII века в носу корабля (на бушприте) поднимали еще два прямых паруса - нижний блинд и бом-блинд. Нижний блинд располагали под бушпритом на блинда-рее, а бом-блинд на бом-блинда-рее, установленном на стеньге бушприта. С конца XVIII века эти паруса не ставят, а вместо них между фок-мачтой и удлиненным бушпритом (с помощью утлегаря и бом-утлегаря) стали поднимать треугольные косые паруса - кливеры и стаксели.
 
К прямым парусам относятся и добавочные паруса - лиселя, которые добавляют к основным прямым парусам при попутном ветре. Ставят их по сторонам основных прямых парусов на особых рангоутных деревьях - лисель-спиртах, выдыигаемых с реев. Лиселя ставили только на фок- и грот-мачтах.
 

db04232549ee.gif


 
Лиселя с левого борта (см. рисунок):
I - ундер-лисель; II - марса-лисель; III - брам-лисель; 1 - выстрел; 2 - реек ундер-лиселя; 3 - марса-лисель-***; 4 - реек марса-лиселя; 5 - брам-лисель-***; 6 -реек брам-лиселя.
 

f485527725ac.gif
47da34e58847.gif
3fbd52821c05.gif


 
Детали прямых парусов (см. рисунок):
а - нижний парус; б - верхний парус; 1- ликтрос; 2 - верхняя шкаторина; 3 - подшивка; 4 - боковые шкаторины; 5 - нижняя шкаторина; 6 - ванты; 7 - боуты; 8 - риф-сезни; 9 - риф-кренгельсы; 10 - кренгельсы риф-талей; 11 - кренгельсы шпрюйта буленей; 12-13 - угловые кренгельсы; 14 - кренгельсы из троса; 15 - кренгельсы с коушем.
 

c5ba7061eb54.gif


 
Крепление прямого паруса к рею (см. рисунок):
а - в XIX веке; б - в XVII веке; в - наложение шлагов вокруг рея; 1 - рей; 2 - верхняя шкаторина паруса; 3 - леер рея; 4 - люверсы; 5 - реванты; 6 - ноковый кренгельс; 7 - бензель нокового кренгельса; 8 - ликтрос.

 

 

 

Косые паруса на кораблях с прямым вооружением

 

Косыми парусами называют такие паруса, которые при перемене курса относительно ветра поворачиваются вокруг одной из своих шкаторин. В свою очередь, косые паруса на кораблях с прямым вооружением разделяют на кливера, стаксели, трисели и апсели. Крепят косые паруса на штагах и леерах или мачтах, гафелях и гиках.


 

Кливерами называют треугольные передние паруса, которые ставят между фок-мачтой и бушпритом, иногда прямо на штагах или леерах, специально натянутых для них.


 

b3de0e4f7931.gif


 
Стаксели между мачтами (см. рисунок):
1 - грота-стаксель; 2 - грота-стеньга-стаксель; 3 - мидель-стаксель; 4 - грот-брам-стаксель; 5 - грот-бом-брам-стаксель; 6 - апсель; 7 - крюйс-стеньга-стаксель; 8 - крюйс-брам-стаксель; 9 - крюйс-бом-брам-стаксель.
 
Стаксели - это тоже передние треугольные паруса, которые ходят по штагам. Галсовые углы кливеров и носовых стакселей крепят на бушприте впереди форштевня. Стаксели ставят не только в носу впереди фок-мачты, но и между фок- и грот-мачтами. Здесь они могут быть не только треугольными, но и четырехугольными, неправильной формы. Нижний продольный парус, установленный между грот- и бизань-мачтами (бизань-стаксель), называют апселем.
 
Триселями называют косые четырехугольные паруса неправильной трапециевидной формы, устанавливаемые сзади нижней части фок- и грот-мачты. Верхнюю шкаторину триселя пришнуровывали к гафелю, а нижнюю оставляли свободной. К передней шкаторине паруса привязывали сегарсы (дубовые или железные кольца), надеваемые на мачту и ходящие по ней. Если мачта была толстой (на больших кораблях), то сегарсы надевали на дополнительную тонкую трисель-мачту.
 
К косым парусам относится и кормовая косая бизань, расположенная между гафелем и гиком, похожая на гафельный парус-трисель. Однако почти до конца XVIII века на судах с прямым парусом бизань-мачта несла латинский треугольный парус на рее, подвешенном наклонно к бизань-мачте.
 
Все косые паруса ставят посередине - вдоль диаметральной плоскости корабля. 
 

ef83aa2734af.gif


 
Детали косых парусов (см. рисунок):
а - кливера; б - триселя;
1 - ликтрос; 2 - передняя шкаторина; 3 - задняя шкаторина; 4 - нижняя шкаторина; 5 - галсовый угол; 6 - фаловый угол; 7 - шкотовый угол; 8 - люверсы для крепления раксов (слаблиня); 9 - кренгельсы; 10 - нок-бензельный угол; 11 - верхний галсовый угол; 12 - риф-банты; 13 - боут; 14 - риф-сезни.
 

3407e5185fea.gif


 
Крепление кливеров и стакселей к штагам (см. рисунок):
а - при помощи раксов; б - при помощи слаблиня;
1 - леер; 2 - парус; 3 - ракс; 4 - слаблинь. 
 

 

  • Плюс 1

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Альфа-тестер
168 публикаций
1 бой

 

Лебедки

Лебедки- это механизмы для подъема груза, обтягивания тросов, верпования судна и т. д. В центре лебедки находится горизонтальный вал с барабанами (турачками) по краям, а иногда и с барабаном посредине, на которые наматывают трос. В действие их приводит паровая машина или электромотор.

 

7cd29ad4666c.gif


На рисунке:
а - ручная лебедка; b - паровая лебедка; с - электрическая для шлюпбалки
 

 

Судовые колокола

Судовые колокола использовали для подачи сигналов тревоги во время пожара и сигналов во время тумана. По ударам колокола велась вся повседневная жизнь на корабле. Старинные торговые суда несли один колокол, который вначале помещали на корме, а позднее на баке. На военных судах было два колокола: большой - у релингов квартердека и малый - у релингов бака.
 

be2e522365e1.gif


Судовые колокола (см. рисунок):
а - торгового судна, XVII-XVIII вв. b- военного парусного судна "Виктори", XVIII в.; с - парусного судна; d - су-довой колокол (на колоколе нанесено название судна).
 

 

Вентиляция

Вентиляция может быть искусственной или естественной. Для искусственной вентиляции служат механические вентиляторы. Первый вентилятор состоял из больших воздуходувных мехов был изобретен английским физиком С. Гале в первой половине XVIII в., его применяли на английских, а позднее и на французских судах. Естественная вентиляция осуществляется по специальным трубам, отверстия которых завершаются широкими воронками, установленными на палубе и служащими для забора или вытяжки воздуха.

 

0577743c43a3.gif


 

Вентиляционные трубы (см. рисунок):
а - с раструбом; b - с эжекционнои головкой

  

Окна и иллюминаторы

На судне могут быть прямоугольные или круглые окна. Первые представляют собой прямоугольные стекла, заключенные в латунную или бронзовую оправу. Небольшие круглые застекленные окна в металлической раме называют иллюминаторами. Они снабжены задрайками. Неоткрывающиеся иллюминаторы называют глухими или бычьими глазами.


 

b336cf1aad41.gif

 

Судовые окна (см. рисунок):
а - прямоугольное; b - иллюминатор 

 

 

Судовые фонари (огни)

 

Фонари (огни) различной формы выставляют в определенном месте на судне.
Отличительные огни. Кормовой фонарь в XVI-XVIII вв. был большим, богато украшенным. В корпус его вставляли многочисленные стекла. Ставили фонарь на металлическом штоке, который выдавался над флагштоком. Адмиральские суда и галеры на корме несли три фонаря: один посредине и два по бокам на ограждении. Сейчас кормовой огонь называют гакабортным и ставят на кормовой оконечности судна.


 

4a39b5025fff.gif


 

Рис 7. Старинные фонари (см. рисунок):
а - галерный кормовой; b - кормовой, XV в.; с-кормовой, XVI в.; d - кормовой, XVII в.; е - кормовой, XVIII в.; f - "марса-огонь".

 

Судно адмирала или командующего флотом несло фонарь на марсе; теперь подобный белый огонь, расположенный выше кормового огня, называют флагманским. Кроме этих огней в различных местах судна устанавливали иногда несколько огней средней величины в соответствии с существовавшими правилами.


 

402414d9a386.gif


 
Современные фонари (см. рисунок):
а - якорные керосиновые; b - бортовой отличительный; с - бортовой для катеров; d - белый для катеров, е - прожектор военного судна; f - прожектор катера
На рисунке также показано, как изготовляют фонари:
1 - круглый корпус из латуни, просверленный насквозь, о болтом для крепления на мачте, 2 - обточка снизу и сверху выступов корпуса, 3 - срез корпуса, 4 - вырез в корпусе для стекла лампы; 5 - стекло; б - готовый фонарь.
 
Якорным огнем называют белый огонь, который поднимают на носу судна, когда оно стоит на якоре (рис. 8, а).
Ходовыми топовыми огнями называют белые огни, которые выставляют на носовой мачте (их обычно два). Парусные суда несли . в носовой части по бортам бортовые отличительные огни: на правом борту - зеленый, на левом - красный (рис. 8, b). Применять их стали с первой половины XIX в.
На современных судах с механическими двигателями зажигают подобные бортовые и тоновые огни (один или два на мачтах, причем передний огонь ниже, а задний выше).
Переносные фонари. Ранее существовали "боевые" фонари, применявшиеся канонирами, фонари четырехоконные с неснимаемыми стеклами, предназначенные для работы в пороховом погребе, слепые или глухие фонари, т. е. затемненные. Переносные лампы применяют и в настоящее время.

 

Помпы

 

Помпы - это насосы, служащие для перекачки жидкости из одного помещения в другое или для поднятия ее на большую высоту. Всасывание воды осуществляется за счет движения поршня или центробежного колеса.
Раньше помпы служили в основном для удаления воды, скапливавшейся на днище судна, их называли трюмными. Старинные помпы представляли собой поршневые насосы, у которых откачиваемая вода выливалась через отверстие, расположенное сбоку от цилиндра. В отверстие была вставлена труба, проходившая по палубе и оканчивавшаяся в шпигатной трубе корпуса судна.


 

9d6e192d9df5.gif


 

1-й рисунок: Помпы у грот-мачты. 
1 - грот-мачта; 2 - цилиндр (стакан) насоса; 3 - льяло; 4-шток поршня; 5 - коромысло насоса;6 - поршневая шахта. 
2-й рисунок: Помпы современного парусного судна. 
1 - цилиндр; 2 - шток поршня; 3 - коленчатый вал; 4 - маховики; 5 - рукоятка.

 

Если цилиндр помпы был медный, то ее называли королевской. Четыре помпы устанавливали обычно около грот-мачты в помповой шахте, образованной четырьмя перегородками, протянувшимися до палубы трюма. Помпы приводили в действие при помощи деревянного рычага - коромысла, подвешенного на грот-мачте на стропе. На военных судах помпу ставили и у бизань-мачты.
На современных парусных судах помпы работают от вращения рукоятки, надетой на коленчатый вал с присоединенными к нему штоками поршней. На остальных судах насосы приводятся в действие электромоторами.

 

 

Трапы

 

Трапами называют судовые лестницы, состоящие из частых ступенек и служащие для перехода людей с одной высоты на другую.
Внутренние трапы соединяют верхнюю палубу с нижними. На деревянных парусных судах они были деревянными и состояли из двух боковых досок и ряда горизонтальных ступенек.


 

4db59f2575f2.gif


 

Внутренние трапы (см. рисунок):
а - старинный; b - старинный трап, ведущий на квартердек; с - ахтердек-трап; d - пример изготовления трапа с деревянными или металлическими ступеньками; е - металлические трапы современного судна.

 

К внутренним трапам относят: большой, соединявший ахтердек (шканцы) с опердеком; "Св. Варвару" - трап, который вел со второй палубы на нижнюю; боковые квартердек-трапы, установленные по левому и правому бортам, которые вели с ахтердека на квартердек (ют) или "табернакель" (полуют).
На современных торговых судах трапы изготовляют из пруткового или листового железа. На военных судах внутренние трапы металлические с плоскими ступеньками.


 

97f6714d189c.gif


 

Наружные трапы (см. рисунок):
а-старинный шторм-трап; b - трап-балка забортного трапа; с-выстрел со штормтрапом на военном судне; d - старинный забортный трап; е - современные парадные трапы.


 

Наружные трапы ведут на борт судна. На борт старинного судна поднимались по двум фалрепам, состоявшим из одного или двух тросов, к которым крепили деревянные ступеньки - балясины. Такой штормтрап называли бискайским. Его крепили на кормовых релингах, чтобы команда могла спустаться в шлюпку или подняться на борт. Иногда его называли кормовым трапом.
Забортный трап состоял из ряда ступенек, закрепленных снаружи борта почти посредине судна. По краям ступенек были пропущены два троса, помогавшие при подъеме и спуске. Последние ступеньки трапа были шире остальных, так как на них при подъеме знатных перорн стояли матросы, которые придерживали тросы, служившие поручнями.
На современных торговых и военных судах забортные трапы спускают по бортам. Обычно их изготовляют из дерева с металлической оковкой на ступеньках. Трапы имеют тросовые ограждения (фалрепы) или ограждения из латунных труб; на торговых судах их делают из дерева. На нижнем конце трапа находится поворотная площадка с решеткой. Нижний конец трапа держат, опускают и поднимают при помощи небольшого крана или трап-балки, вооруженной талями. Нижний блок талей соединен с железным коромыслом, который прикрепляется к нижней площадке двумя трап-шкентелями. При спущенном трапе площадка находится немного выше ватерлинии. На верхнем конце трапа тоже находится площадка с решеткой для прохода на верхнюю палубу. На судах с очень высокими бортами на трапах может быть и промежуточная площадка. На военных судах площадка на высоте верхней палубы была шире, с ограждением из латунных труб и навесом, где находился вахтенный пост.
Забортные трапы такого вида на торговых судах называются парадными, на военных так называют забортный трап правого борта.

 

 

Источник - sailhistory.ru

 

  • Плюс 1

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Альфа-тестер
168 публикаций
1 бой

Нактоузы

 

Нактоуз - это шкаф, стоящий на верхней палубе, в котором находится компас. Нактоуз предохраняет его от непогоды.

 

Нактоуз XVI- XVIII вв. (см. рисунок):


 

6752452e14e5.gif


 

Раньше, до XIX в., нактоуз делали в виде деревянного ящика или шкафчика, разделенного окнами со стеклами на три отделения. В боковых отделениях стояли компасы, а в среднем - лампа. Здесь хранили и песочные часы.


 
Нактоузы XIX в. (см. рисунок):
а - Попхэма; b - Престона.
 

2765964fc956.gif

 

Нактоуз XIX-XX вв. (см. рисунок):

 
 

d6eae41ea1f0.gif


 

В 1820 г. X. Попхэм предложил нактоуз иного типа, более компактный, чем прежний. Он имел квадратную нижнюю часть и восьмигранную верхнюю. В верхнюю часть были вставлены стекла для наблюдения за компасом. В 1835 г. англичанин Престон запатентовал нактоуз, от которого происходят современные, вошедшие в употребление в 1860 г.

 

 

Тросы

На флоте слово "веревка" не употребляют, вместо него говорят "троc" или "конец". Совокупность тросов (снастей), служащих для крепления рангоута и управления им и парусами, а также проведения грузовых операций, называют такелажем. Различают стоячий такелаж (неподвижные снасти для поддержания и крепления рангоута) и бегучий такелаж (подвижные снасти для работы с парусами и т. д.). Тросы используют также для швартовных и буксирных операции.
Различают растительные тросы (из пеньки, манилы, сизаля и др.) и проволочные, или металлические (из стальной или оцинкованной. железной проволоки и др.).
Растительный трос изготовляют следующим образом: из волокон растений прядут каболки (нити), из которых вьют пряди, а из них сплетают трос. Существуют тросы тросовой работы, сплетенные из трех или четырех прядей, и кабельной работы, свитые из трех или четырех тонких концов тросовой работы, так называемых стрендей.

 

В зависимости от толщины (толщина растительного троса измеряется по окружности) различают следующие растительные тросы кабельной работы:
канаты - с окружностью свыше 13 дюймов (более 330 мм),
кабельтовы - от 6 до 13 дюймов (152-330 мм) и
перлини - от 4 до 6 дюймов (100-152 мм).
Они предназначены для швартовки и буксировки судов.
Тросы тросовой работы от 1 до 4 дюймов особых названий не имеют, их называют "трос, такой-то толщины" и применяют в качестве стоячего и бегучего такелажа.
Тросы толщиной 1 дм и менее называют линями, число каболок в них может доходить до 12. Лини бывают в основном тросовой работы, их применяют для подъема флагов, клетневания (шкимушгар), изготовления выбленок, бензелей (марлинь, юзинь) и т. д.
Для шитья парусов используют специальные парусные нитки.
Тросы старинных судов имели такие же названия.

 

 

Сплесни, бензели и клетневка

 

Сплеснением называют соединение двух концов одного или двух тросов путем взаимного переплетения прядей. Так получают, например, кренгельс, сращивание двух тросов без узла и огон (петлю из троса, сделанную на его конце).


 

9d31186a3e37.jpg


 

Клетневание троса (см. рисунок):
1 - трос; 2 - транцы; 3 - клетневина; 4 - клетень.

 

Бензель - перевязка двух тросов третьим тонким тросом (линем) или соединение двух частей одного троса для образования стропа на корпусе блока или других такелажных работ. Бензель бывает плоский (коренной и круглый) или прямой.
Для предохранения стоячего и бегучего такелажа от влаги и перетирания его обычно клетнюют, используя для этого шкимушгар или юзинь. Перед клетневанием трос должен быть стренцован. Цель тренцевания - выровнять поверхность троса и сделать ее круглой для предотвращения скапливания воды между прядями. Для этого в бороздки между прядями накладывают тонкий пеньковый или манильский трос, так называемый трень. Стренцованный трос обматывают просмоленными лентами из парусины - клетневиной - и затем клетнюют.

 

Блоки

В XVIII в. блок представлял собой деревянный корпус с одним или несколькими шкивами из дерева или металла, вращавшимися на оси. Оснащенные талрепом блоки образовывали тали для любой работы на
судне.
Корпус блока обычно делали из дуба или вяза, а шкивы - из тропического твердого дерева, меди или железа. Корпус часто снабжали медной втулкой, чтобы ось не изнашивалась слишком быстро. Один или два желобка - кипа - на оконечностях блока предназначались для простого или двойного стропов. Шкивы по окружности также имели полукруглый кип, чтобы трос шел по нему и не заклинивался. Обычные блоки имели овальную форму, их толщина зависела от числа и величины шкивов.

 

173ed7c0823d.gif

 

1-2. Части блока: корпус, ось или нагель и шкив; 3. Одношкивный блок; 4. Двухшкивный блок с 2 кипами для стропа; 5. Трехшкивный блок с 2 кипами для стропа; 6. Марса-шкот-блок (англ. Shoulder-block - блок с плечом); 7. Гитов-блок; 8. Блинда-шкот-блок; 9. "Кегля-блок"; 10. Континентальный топенант-блок; 11. Лонг-такель-блок; 12. Шкентель и фал- (драйреп) блок; 13. "Башмак-блок"; 14. "Груша-блок", континентальный шкот- и топенант-блок; 15. Шкот-блок для триселя с нагелем для укладки снасти; 16. Направляющий вант-коуш с желобом для бензеля; 17. Направляющий вант-коуш с двумя желобами для бензелей; 18, 19. Разные исполнения направляющих вант-коушей; 20, 21. Деревянные клоты


Блоки изготовляли вручную, корпус, как правило, вытачивали из одного куска. Только очень большие блоки состояли из нескольких частей, скрепленных тремя болтами на каждом из двух концов блока. Концы болтов были расклепаны. Только в 1804 г. машины для изготовления блоков, созданные Марком Изамбертом Брунелем, стали применять в Портсмуте (Англия). На этих машинах изготовляли по 1420 блоков в сутки, что позволило английскому флоту значительно снизить расходы. На флоте применялось до 200 вариантов блоков, различных по величине и форме. 
Марса-шкот-блок. Этот блок на нижнем конце на одной стороне имел выступ - плечо, обеспечивавшее наилучшую проводку шкота. Марса-шкот-блок использовали и на боканце для проводки фока-галса.
Лонг-такель-блок. По-английски его называли Long-tacke-block, а по-немецки Violinblock - скрипка-блок, так как по своему виду он был похож на нее и представлял соединение как бы большого и малого обыкновенных блоков в одном корпусе друг над другом.
"Башмак-блок" (нем. Schuhblock, англ. Shoe-block). Он представлял собой соединение двух одинаковых по величине обыкновенных блоков в одном корпусе. Шкивы стояли под прямым углом друг относительно друга.

 

Spoiler

Источник - sailhistory.ru

 

  • Плюс 1

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
2 037
Старший альфа-тестер
3 339 публикаций
1 112 боёв

p2jr.jpg



 



Молодец. Отлично поработал. С душою. 



Плюсомет разрядил. 


Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Бета-тестер
3 публикации
406 боёв

На флоте слово "веревка" не употребляют, вместо него говорят "троc" или "конец".

 

 

... чаще используют слово - ШКЕНТЕЛЬ.

 

 

Судовые колокола использовали для подачи сигналов тревоги во время пожара и сигналов во время тумана. По ударам колокола велась вся повседневная жизнь на корабле. Старинные торговые суда несли один колокол, который вначале помещали на корме, а позднее на баке. На военных судах было два колокола: большой - у релингов квартердека и малый - у релингов бака.

 

Колокол - непривычно читать, РЫНДОЙ называли))) Рындой отбивали склянки, склянки - песочные часы по 30 мин, которые переворачивал вахтенный матрос, сопровождая это ударом рынды.

 

 

 

Изменено пользователем MAD_SEAMAN

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Альфа-тестер
168 публикаций
1 бой

Якоря
Якоря в доисторическую эпоху

 


Кто являлся изобретателем якоря и какую форму якорь первоначально имел, сейчас трудно сказать. Слово "якорь" (по-латински ancora) означает, вероятно, сгибать.

Первым якорем, по-видимому, можно считать массивный предмет, который привязывали к лодке при помощи троса. Об этом свидетельствуют дошедшие до нас изображения.

 

c4f5be32cfb1.gif

 

Рисунок 1. Якоря: а - китайский, 2200 г. до н. э.; b - из камня; c, d - доисторические.

 

Китайцы применяли якоря, по-видимому, еще в 2200 г. до н. э. Подобные примитивные приспособления они используют еще и сегодня на джонках (рис. 1, а).
Египтяне 2500 лет до н. э., для того чтобы уменьшить скорость судна при плавании по Нилу, спускали с кормы привязанные камни, которые "пахали дно" и тем самым тормозили движение судна. Таким же образом поступали греки: они крепили камни по бортам судна и при необходимости опускали их на веревках на дно (рис. 1, b). Об этом известно из песен Гомера.
Древние римляне тоже применяли камни, но больше для удержания судна на месте, чем для торможения. Кроме того, они использовали мешки из шкур, ивовые корзины или другие плетеные устройства, наполненные камнями.
На шлюпках и сейчас в качестве якоря иногда используют камни. Рыбаки обычно применяют кожаные мешки с гравием. Одну веревку они привязывают к верхнему углу мешка, другую - к нижнему. Потянув за последнюю, можно, легко опрокинуть мешок и высыпать камни.
Рассмотрим два типа доисторических якорей. Первый якорь (рис. 1, с) состоял из двух горизонтальных перекрещивающихся балок и двух вертикальных. Между последними помещался большой камень.
Второй якорь уже более похож на поздние. Он высечен из целого камня. Эту форму якоря приписывают китайцам.
Необходимо отметить, что скорость торможения этих якорей зависела только от их веса. Главной же целью их спуска было как можно крепче зацепиться за морское дно.

 

Якоря в античное время

 
 

 

Появление якоря в том виде, в каком мы его себе представляем, относят к V в. до н. э., однако относительно имени его изобретателя мнения исследователей расходятся. Плиний, например, приписывает изобретение якоря греку Евлампию, другие утверждают, что его изобрел царь Мидас.
В античное время якоря изготовляли из дерева. Деревянное тело якоря - веретено - вставляли в середину деревянной поперечины - штока, по всей длине которого проходило отверстие, выжженное раскаленным металлом и заполненное свинцом (рис. 2, а). Иногда на конце штока, тоже заполненного свинцом, делали железный рог. Позднее были введены (возможно, Плинием или философом Анахарсисом) второй рог на якоре и треугольные стрелообразные накладки на рогах - лапы.

 

504d9e3dcf9b.gif

 

Рисунок 2. Якоря: а-греческий; b-свинцовые штоки римских якорей, с-римский (по рельефам)

 

Шток служил для того, чтобы рога якоря не ложились на морское дно горизонтально. Римляне делали его из сплава свинца и сурьмы и закрепляли на веретене при помощи двух прямоугольных отверстий. Подобный якорь был найден на озере Неми.
В настоящее время известно много экземпляров подобных штоков. Они были найдены в разных частях Европы, от Италии до Англии, даже в Скандинавии, и хранятся в музеях (рис. 2, b).
Можно предполагать, что якоря подобного типа применяли довольно продолжительное время.
С развитием техники выплавки железа якорь начинают делать железным, хотя штоки могли быть и металлическими, и деревяными. На обоих концах веретена у этих якорей было по рыму. Назначение нижнего рыма до сих пор неизвестно, возможно, он служил для крепления якоря у борта (рис. 2, с).
На озере Неми был найден якорь, полностью изготовленный из железа, шток которого был подвижным, как на более поздних. адмиралтейских якорях (рис. 3).

 

f5c24eca3595.gif

 

Рисунок 3. Якоря римских судов, найденные в озере Неми:а - из дерева ее штоком из свинца; b - железный с подвижным штоком.

 

На вооружении судна находилось обычно несколько якорей. Например, на "Александрии" Герона было четыре якоря из дерева и восемь из железа, на аттических триерах сперва имелось четыре, а позднее два, вес которых колебался от 50 до 200 кг. Наиболее тяжелый и прочный якорь называли "священным", так как на него "возлагали все надежды". Обычно его отдавали с носа, где он висел на двух выступавших за борт балках, реже - с кормы.
Якоря рассмотренных типов применяли до Х в.

 

Средневековые и усовершенствованные якоря

 


В средние века изготовляют только железные якоря с деревянными штоками. Судя по изображениям на миниатюрах старинных рукописей, монетах, печатях и картинах, можно с уверенностью сказать, что практически до XVIII в. форма якорей не менялась. Происходили лишь некоторые изменения в технике их изготовления.
В XIV в. входит в употребление четырехрогий якорь, который, однако, для больших судов был малопригоден. Такие якоря применяли в основном на галерах.
 

705bd3ba22e8.gif

 

Рисунок 4. Якорь XVIII в.: 1 - веретено; 2 - рога; 3 - лапы; 4 - носок рога; 6 - основание лапы; 6 - тренд 7 - заплечики; 8 - шейма; 9 - ухо веретена; 10 - рым; 11 - бугели штока; 12 - шток; 13 - поперечное сечение веретена, изготовленного из железных стержней

 

Первоначально якоря современной формы англичане называли old plain - старым простым или long shanked - длинно-веретенным. На рис. 4 изображен железный якорь первой половины XVIII в. с деревянным штоком. Он почти не отличается от якорей, применявшихся в средние века. Изготовляли его в соответствии с широко распространенными в раннем судостроении пропорциями (3:1) - его веретено было в три раза длиннее рога, а длина штока равна длине веретена.
Веретено делали из нескольких железных стержней (или полос), сваренных вместе. Обычно на сердцевину веретена шло четыре стержня, к которым добавляли более тонкие для достижения необходимой толщины. После ковки сечение веретена приобретало почти прямоугольную форму с закругленными краями. Верхний конец веретена, равный 1/16 его длины, имел квадратное сечение. Эта часть - шейма - служила для крепления штока, поэтому на ней с двух сторон имелись выступы - заплечики или орехи, на которых лежал шток. В шейме находилось отверстие - ухо, через которое пропускали рым.
Нижнюю часть веретена - лоб, ворот или тренд - делали увеличенной толщины, для того чтобы в ней можно было сделать вырезы для крепления рогов. Рога якоря изготовляли отдельно таким же образом, как и веретено, а затем приваривали к веретену.
Лапы якоря имели форму равнобедренного треугольника: боковые стороны были приблизительно на 1/3 длиннее основания.
Шток делали из двух дубовых брусов, которые надевали на шейму и скрепляли четырьмя или шестью железными бугелями, поставленными на брусья в горячем состоянии. Шток якоря к краям суживался: в середине его высота составляла 1/12 его длины, а на концах - 1/24. Ранее шток, вероятно, изготовляли из одного бруса.
Существовали якоря с изогнутыми рогами, которые применяли в основном на торговых судах, но наиболее распространенными были якоря с прямыми рогами. Они находились на вооружении военных-судов вплоть до 1820 г. Позднее от них отказались вследствие частых аварий судов, возникавших при их использовании. В 1810 г. в Англии был даже издан специальный закон, касающийся прочности и надежности судовых цепей и якорей.

 

09c059a6103f.gif

 

Рисунок 5. Якорь Роджера

 

К началу XIX в. относятся первые исследования, которые привели к значительным изменениям в конструкции традиционных якорей. Важнейшими из них были появление подвижного штока, затем поворотных рогов, отказ от штока (перечислены в порядке их введения). Кроме того, стали применять стальное литье для изготовления якорей.
В 1830 г. лейтенант английского военно-морского флота Роджер после многолетних исследований и опытов предложил новую конструкцию якоря, который стали называть его именем. Якорь Роджера, который применяли до последнего времени, можно отличить от других по наличию железного штока с квадратным отверстием посредине. Этим отверстием шток надевали на шейму веретена и затем шплинтовали. Для того чтобы снять шток, необходимо было удалить рым, поэтому позднее его заменили скобой. Шток мог быть и деревянным (рис. 5).
К 1840 г. относится появление адмиралтейского якоря, который применяют и в настоящее время. Его изобретатель - англичанин Уильям Паркер. Веретено и рога этого якоря, а также шток в поперечном сечении эллиптические; рога изогнуты по окружности; лапы значительно меньших размеров, чем лапы прежних якорей. Железный шток подвижной. Почти посредине его находится прилив, который удерживает шток с одной стороны на веретене, с другой стороны вставляют чеку. У адмиралтейского якоря отношение длины веретена к рогу осталось такое же, как у предшествовавших ему (рис. 6).

 

272628992bbf.gif

 

Рисунок 6. Адмиралтейский якорь: 1- веретено; 2- рога; 3 - лапы: 4 - носок, fora; 5 - тренд; 6 - подвижный шток; 7 - штырь скобы; 8 - чека; 9 - радиусы кривизны рогов; 10 - скоба якоря.

 

Работает отданный якорь следующим образом. Якорь падает на дно (его шток располагается горизонтально), причем наиболее тяжелая часть (тренд с рогами) находится внизу. Так как рога якоря одинакового веса, то первой касается грунта пятка тренда. Под натяжением якорного каната якорь ложится на грунт, и если его шток горизонтален, лапа зарывается в него. Если же грунта коснулся конец штока, то под натяжением каната якорь поворачивается на конце штока и лапа якоря входит в грунт.


 Современные якоря

 

 

cb5bc91a7c47.gif


 Рис. 7 . Якорь Гаукинса(слева) и  Якорь Холла(справа)

 


К 1821 г. относится изобретение Гаукинсом якоря с поворотными рогами и без штока (рис. 7). Рога якоря поворачивались на штыре, установленном в нижнем вилкообразном конце веретена. Концы рогов были без лап и заканчивались стрелообразными наконечниками. Однако прошло почти полстолетия, прежде чем изобретение Гаукинса

было успешно претворено в жизнь французом Ф. Мартином.
 

В 1846 г. англичанин Тротман предложил дзлать якорь е качающимися рогами, который применяли на паровых судах до конца XIX в. У этого якоря в грунт зарывается только одна лапа, другая, поворачиваясь, прижимается к веретену и переносит тем самым точку опоры рабочей лапы е тревда на его середину, что увеличивает держащую силу якоря. Вначале шток этого якоря делали деревянным, а затем из железа круглого профиля: на концах штока имелись круглые приливы (рис. 8, а).


 
 

ebbb7dead404.gif

 

Рисунок 8. Якоря: а - Тротмана; b - Мартина

 

В 1875 г. Мартин предложил якорь с коромысловыми рогами (их ковали целиком из одного куска железа), которые могли поворачиваться на 30-40° относительно веретена. Шток якоря был выполнен в виде железной полосы, которая увеличивала сцепление лап с грунтом (рис. 8, b).

 

В это время появляются многочисленные виды якорей. В Англии в 1885 г. Адмиралтейство провело серию испытаний и опытов для выявления лучшего якоря. Им был признан несколько видоизмененный якорь Мартина. В 1891 г. английское Адмиралтейство испытало якоря Инглефильда, Холла, Байерса и др. Их отдавали с одного и того же судна поочередно, и место падения отмечали буйком. Затем машина судна работала двадцать минут средним ходом назад, в течение которых водолаз следил в воде за маневром и определял положение якоря. На этот раз предпочтение было отдано якорю Холла, который глубоко зарывался в грунт, пройдя лишь несколько футов по дну (рис. 7).
В 1892 г. испытания с теми же якорями были проведены в Вильгельмсхафене в Германии. Удобство работы с якорем Холла подтвердилось, однако его держащая сила оказалась меньше, чем якоря Инглефильда (рис. 9, а).

 

4ec2ccfc93a6.gif


 

Рисунок 9. Современные якоря: а - Инглефильда; b - Болдта; с - "Адмирал"; d - Марреля; е - Ансальдо; f - F.M.A. (Миланских сталеплавильных предприятий).
 

На рис. 9, b показаны некоторые виды якорей, которые применяют в настоящее время. Кроме них существуют и другие, например однорогий якорь адмиралтейского типа, который служит для установки бочек, т. е. используется как мертвый якорь (рис. 10, а). Существуют еще маленькие четырехрогие якоря без штока - кошки (рис. 10, b), а также четырехрогие якоря без лап (рис. 10, с).

 

7fea9d2d4411.gif

 

Рисунок 10. Малые якоря: а - однорогий; b - кошка; с - четырехрогий.

 

Упомянем еще о плавучих якорях, которые применяют при непогоде на судах и шлюпках для их удержания вразрез волне.
Раньше их изготовляли из квадратного куска парусины, который натягивали между двумя перекрещенными железными или деревянными балками, их длина составляла половину длины бимсов у грот-мачты. От концов балок проводили тросы, которые посредине крепили к толстому перлиню. К нижнему концу плавучего якоря подвешивали груз, а к верхнему - якорный буй (томбуй), чтобы якорь в воде находился на определенной глубине.

Материалы сайла sailhistory.ru

 

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Альфа-тестер
168 публикаций
1 бой

Снаряжение старинных якорей

 

 

На старинных якорях рым в месте соединения с якорным канатом для предохранения последнего от перетирания обматывали кусками старой парусины - клетневины, пропитанной тиром, а сверху - тонким концом - клетнем (рис. 11, а). Обычно при клетневании шлаги клетня укладывали вплотную друг к другу (на рис. 11 по клетневине поставлены бензели). В снаряжение якорей входили пентер-штерты и буйреп.


 

01c2699f2ee8.gif


 

Рисунок 11. Старинные якоря: а - оклетневанный рым. 1- бензели: 2 - клетневина; b- пентер- или фиш-штерты; c - буйреп с томбуем. 1 - крепление буйрепа; 2 - буйреп; 3 - томбуй.


 

Пентер- или фиш-штерты - это два троса, укрепленных на рогах якоря с помощью огонов и имеющих на противоположных концах железные коуши. В коуши заводили пентер-гак фиш-талей, чтобы якорь, висящий на крамболе вертикально, можно .было перевести в горизонтальное положение для закрепления на борту (рис. 11, b).
Буйреп - это трос, прикрепленный к тренду якоря с помощью небольшого стропа. К другому концу буйрепа присоединяли якорный буй - томбуй, отмечавший положение отданного якоря. Буйреп применяют и на современных парусных судах (рис. 11,с).


 
 

Якорные канаты


 

 

Якорный канат - это крепкий трос, служащий для постановки судна на якорь и верпования (верповать - тянуть судно при помощи якоря). Канаты выбирают в зависимости от веса якоря: 14 дюймов (35,6см) - для якорей весом 3-4 т, 24 дюйма (61 см) - для якорей весом 7-8 т. Самый мощный канат называют бухтовым, далее по мере уменьшения толщины следуют плехтовый и дагликсовый. Для небольших якорей предназначены малые якорные канаты и перлини.


 

8c32a3d4dbdc.gif


 

Рис. 12. Якорные узлы: а - штык со шлагом; b - полуштык; с - рыбацкий штык.


 

До середины XVI в. суда были сравнительно небольшими, поэтому применяли легкие якоря и относительно слабые якорные канаты. Якорный канат соединяли с рымом штыком со шлагом; позднее этот узел применяли на малых судах и стали называть перлиневым (рис. 12, а).
Со второй половины XVI в. суда становятся больше, поэтому в употребление входят более мощные якорные канаты, а вместо сложных узлов вроде перлиневого вяжут более простые, например полуштык, который после 1660 г. на больших судах становится обычным. На якорях галер и малых судах вязали рыбацкие штыки (рис. 12, b, с).


 


 Якорные цепи


 

 

На судах применяют два вида цепей: такелажные, без распорок в звеньях - контрфорсов (в механизмах для подъема тяжестей, фалов, ватер-штагов и т. д.), и якорные - с контрфорсами. В середине XVIII в. на смену мощным тросам пришли цепи, однако всеобщее признание они получили значительно позже. Впервые якорные цепи появились на английском судне "Кент", спущенном на воду в 1814 г.
Контрфорсы в звенья якорь-цепей были введены позднее, около 1840 г. Величина звеньев зависела от диаметра или, другими словами, от калибра цепи.


 

caa3a7fd96ef.gif


 
Рис. 13. Якорные цепи: 1 - звено; 2 - контрфорс; 3 - концевое звено; 4 - соединительная скоба; 5 - вертлюг; 6 - якорная скоба; 7 - скоба якоря
 
Цепи изготовляют кусками определенной длины, так называемыми смычками. Длина смычки в Италии составляет 25 м, в Англии 27,43 м . Смычки заканчиваются концевыми звеньями без контрфорсов, которые скрепляют друг с другом при помощи соединительной скобы. Чтобы избежать закручивания цепи, если судно ходит вокруг якоря, некоторые смычки соединяют друг с другом особым звеном - вертлюгом. Оно имеет кольцо со штырем, который может свободно вращаться вокруг своей оси. Рым или скобу якоря соединяют с цепью при помощи якорной скобы (рис. 13). 

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Бета-тестер
10 публикаций
176 боёв

Познавательно, но зачем было выкладывать например современные якоря, если тематики идет на старые парусные суда. Тогда можно было  выложить конструкцию корпуса современного судна для сравнения

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Участник
13 публикаций
29 боёв

А как рассчитывали на сколько погрузиться корабль, где будет ватерлиния?

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Глобальный модератор
17 774 публикации
577 боёв

А как рассчитывали на сколько погрузиться корабль, где будет ватерлиния?

Теория судостроения обладает достаточным матаппаратом, чтобы рассчитать характеристики корпуса.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
259
[T_WAR]
Участник
1 194 публикации
9 315 боёв

На флоте слово "веревка" не употребляют, вместо него говорят "троc" или "конец".

 

 

... чаще используют слово - ШКЕНТЕЛЬ.

 

 

Судовые колокола использовали для подачи сигналов тревоги во время пожара и сигналов во время тумана. По ударам колокола велась вся повседневная жизнь на корабле. Старинные торговые суда несли один колокол, который вначале помещали на корме, а позднее на баке. На военных судах было два колокола: большой - у релингов квартердека и малый - у релингов бака.

 

Колокол - непривычно читать, РЫНДОЙ называли))) Рындой отбивали склянки, склянки - песочные часы по 30 мин, которые переворачивал вахтенный матрос, сопровождая это ударом рынды.

 

 

 

Конец на рынде , зовётся РЫНДА БУЛИНЬ .

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
14
Участник
77 публикаций

Конец на рынде , зовётся РЫНДА БУЛИНЬ .

 

Вообще-то не подавались, а подаются- устав читайте. А а вот про "шкентель" первый раз от Вас услышал, ШКЕРТ -да, но вот

ШКЕНТЕЛЬ ни разу.

Хотя справедливости ради, десять "коробок" стоят лагом и у всех определения разные- пример марсалины и рыбины - определение одного и того же элемента у нас в Шкотово. Трос- тоже не употребляется - "КОНЕЦ" "ШКОТ" "ШКЕРТ"

Может на барке "Товарищ" и применяется, но в ВМФ не слышал.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Эту страницу никто не просматривает.

×