Перейти к содержимому
Для публикации в этом разделе необходимо провести 50 боёв.
AlexUstas

История флота! 13 июня 1978 года. Взрыв в башне главного калибра крейсера "Адмирал Сенявин"

В этой теме 7 комментариев

Рекомендуемые комментарии

23
[74RUS]
Старший бета-тестер
47 публикаций
10 025 боёв

740131_404308072984155_1359184161_o.jpg

Взрыв в башне главного калибра крейсера "Адмирал Сенявин"
Женщина в центре поэтесса Л. Щипахина каждый год отмечает день трагедии и чтит память погибших.

Адмирал Сенявин.png
13 июня крейсер выполнял артиллерийские стрельбы главным калибром. Сначала отстреляли подготовительное упражнение. Все снаряды попали в цель.
Около 20.00 объявили вечерний чай. Гости и свободные от вахты офицеры спустились в кают-компанию. Лишь собкор «Красной звезды» Леонид Климченко сумел пробраться в башню, чтобы дополнить репортаж «информацией с места событий».
Тогда находившийся на командирском мостике крейсера командир соединения разрешил провести зачётную стрельбу. В этот момент всё и случилось.
Корабль содрогнулся от мощного внутреннего взрыва. Это случилось на девятом от начала стрельб залпе. Из носовой башни повалил густой дым.
Все из кают-компании бросились бежать на мостик. Уже там один из офицеров (как считает наш фотокорреспондент Василий Федорченко, это был вахтенный) закричал: «Сейчас взорвёмся!!!». Гражданский люд кинулся к бортам, чтобы взрывной волной в крайнем случае выбросило в море.
Однако общего взрыва не произошло, хотя корабль был близок к такому исходу событий. К счастью, сработала система орошения. Объявили общекорабельную тревогу. Дымящую башню стали со всех сторон поливать водой.
Когда отдраили бронированную дверь, предстала жуткая картина. Погибло 37 человек.

Очевидец и участник о том дне.
//Это была зачетная(т.е. согласно плана боевой подготовки артиллерийская стрельба), предусматривалось 18 залпов по схеме стрельбы, выполнили девять. С первых двух залпов (пристрелочных) пошли ,,накрытия, т.е. попадания в цель, в данном случае в буксируемый щит, остальные 7 залпов тоже были в пределах нормы. К особенностям этой стрельбы следует отнести следующие факторы: 1) 18 залпов по схеме стрельбы вместо обычных 12
2) данная стрельба велась, ,оптическим способом, т.е. дистанция и направление стрельбы определялись оптическими дальномерами ивизирами, а РЛС работали только для контроля, это сложнее.
3) темп стрельбы был задан достаточно высокий(допустимым считается не более 12 сек между соседними залпами), фактический был выше 9-10 сек. Данный фактор учитывается при общей оценке стрельбы. В любом случае цепь стрельбы не замкнется (выстрела не последует), если не выполнено любое из 7 условий ее прохождения.. в числе этих условий выполнение горизонтальной наводки(общей для башни) и вертикальных наводок(для каждого орудия), после соблюдения 7 условий замыкается цепь стрельбы ( в вашем тексте - электросигнал на башню подан). Следует уточнить, что боевой расчет башни был больше 37 человек, ненамного, но больше, т.е. погибли почти все. Башня состоит из 1)боевого отделения(сама башня, погибли все)
2)верхнего перегрузочного отделения, погибли все)
3) нижнего перегрузочного отделения из 8 человек погибли четверо. Следует отметить, что выжившие, из числа штатного расписания, т.е. непосредственно служили в башне, а четверо погибших, из числа, прибегающих, так называют матросов, которые служат в других подразделениях, а по боевому расписанию приписаны к какому-либо боевому посту. В условиях задымления штатный личный состав сориентировался мгновенно, т.к. они, по сути, дневали и ночевали на своем посту, с завязанными глазами могли работать, чему, к сожалению, не удалось обучить прибегающих
4) 5)снарядный и зарядный погреба, тоже были погибшие, из-за дыма, выполняли действия по проверке затопления погребов, не все успели покинуть погреба. Среди них матрос другой боевой части - связист Золотарев, который спустился помочь погребникам, и погиб. Кстати, единственный из 37 человек, кто не был похоронен в братской могиле, его забрала мать для захоронения на Родине. Что касается стрельбы 8 апреля 1978г. во время посещения Л.И. Брежнева, то она как раз и была неудачной, но на это закрыли глаза. День трагедии - последний день 10-дневного сборпохода, крейсер должен был вернуться в базу, но вернуться пришлось таким образом. С уважением, капитан 3 ранга запаса Харитонов Н.Б., а в описываемое время- командир группы управления артиллерийским огнем главного калибра, старший лейтенант, участвовавший в выполнении той стрельбы.//

740131_404308072984155_1359184161_o.jpg

Адмирал Сенявин.png

  • Плюс 3

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Участник
145 публикаций
986 боёв

Так что стало причиной трагедии, установили?

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Старший альфа-тестер, Коллекционер, Коллекционер-испытатель
4 558 публикаций

Так что стало причиной трагедии, установили?

Скорее всего воспламенение зарядных кокоров в башне или зарядной каморе орудия при открытом затворе. Темп стрельбы превышен, значит для того, чтобы его держать перестали продувать орудия после выстрела. Значит несгоревшие частицы пороха могли остаться в каморе или вылететь из казенника при его открытии. А уж если орудия при стрельбы были повернуты против ветра... Были инциденты, еще в начале 20 века, очень похожие на этот. Правда, на лимонерском флоте. И тоже при интенсивных стрельбах с превышением основного темпа ведения огня. Форс пламени вырывался из казенника, когда его открывали, а дальше все по тому же сценарию.

  • Плюс 1

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
895
[PAK]
Бета-тестер
2 476 публикаций
8 460 боёв

ТС я видел Шапошникова в начале лета 1986 года в Балтийске  в составе отряда из трех БПК 1155 (Захаров и Трибуц еще) и БДК Иван Рогов. Готовились к переходу на ТОФ 

Даже фото где то есть.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Участник
634 публикации
3 940 боёв

Так что стало причиной трагедии, установили?

 

Произошел так называемый затяжной выстрел.

Среди погибших, кроме членов экипажа, был еще дальневосточный спец.корреспондент газеты "Красная звезда". Готовил репортаж. Он жил в нашем доме двумя этажами ниже. 

И, кстати, "Сенявин" - однотипный корабль с "М. Кутузовым". Являлся флагманским кораблем КТОФа. Кормовые башни с него сняли и соорудили вертолетный ангар на 2 вертолета (даже Ми-8 мог принимать) и посадочную площадку

Изменено пользователем Taipasha

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
23
[74RUS]
Старший бета-тестер
47 публикаций
10 025 боёв

ТС я видел Шапошникова в начале лета 1986 года в Балтийске  в составе отряда из трех БПК 1155 (Захаров и Трибуц еще) и БДК Иван Рогов. Готовились к переходу на ТОФ 

Даже фото где то есть.

 

в 86 году я еще в 8м классе был)))  а на самом корабле с начала зимы 90 по июнь 92. 
Изменено пользователем AlexUstas

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
895
[PAK]
Бета-тестер
2 476 публикаций
8 460 боёв

 

в 86 году я еще в 8м классе был)))  а на самом корабле с начала зимы 90 по июнь 92. 

ну а я как раз с первого курса Питонии ( ЛНВМУ) на второй перешел - на гражданский пересчет - 9й класс окончил :)

практика была по Балтике 

не думал тогда что с тех пор я Шапошникова сотоварищи увижу ещё 100500 раз только на другом конце шарика.

 

вот Балтийск 1986 - Захаров швартуется , и он же - бортовой 443 - старый номер , с постройки ещё , а за ним стоит БДК Иван Рогов

F1000010.jpg

F1000016.jpg

F1000017.jpg

Изменено пользователем uzel324

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Эту страницу никто не просматривает.

×