Перейти к содержимому
Для публикации в этом разделе необходимо провести 50 боёв.
nikk178

Рангоут линейного корабля середины XIX века

В этой теме 13 комментариев

Рекомендуемые комментарии

Старший альфа-тестер
501 публикация
759 боёв

Рангоут 
линейного корабля середины XIX века

 

b4008357e31cb568270bfc38eec168c9.jpg

1 - бушприт; 2 - утлегарь; 3 - бом-утлегарь; 4 - мартин-гик; 5 - блинда-гафель; 6 - бушпритный эзельгофт; 7 - гюйс-шток; 8 - фок-мачта; 9 - топ фок-мачты; 10 - фор-трисель-мачта; 11 - стеньги; 12 - мачтовый эзельгофт; 13 - фор-стеньга; 14 - топ фор-стеньги; 15 - фор-салинг; 16 - эзельгофт фор-стеньги; 17 - фор-брам-стеньга, сделанная в одно дерево с фор-бом-ьрам-стеньгой; 18-19 - топ фор-бом-брам-стеньги; 20 - клотик; 21 - фока-рей; 22 - фор-марса-лисель-спирты; 23 - фор-марса-рей; 24 - фор-брам-лисель-спирты; 25 - фор-брам-рей; 26 - фор-бом-брам-рей; 27 - фор-трисель-гафель; 28 - грот-мачта; 29 - топ грот-мачты; 30 - грот-трисель-мачта; 31 - грот-марс; 32 - мачтовый эзельгофт; 33 - грот-стеньга; 34 - топ грот-стеньги; 35 - грот-салинг; 36 - эзельгофт грот-стеньги; 37 - грот-брам-стеньга, сделанная в одно дерево с грот-бом-брам-стеньгой; 38-39 - топ грот-бом-брам-стеньги; 40 - клотик; 41 - грота-рей; 42 - грот-марса-лисель-спирты; 43 - грот-марса-рей; 44 - грот-брам-лисель-спирты; 45 - грот-брам-рей; 46 - грот-бом-брам-рей; 47 - грот-трисель-гафель; 48 - бизань-мачта; 49 - топ бизань-мачты; 50 - бизань-трисель-мачта; 51 - крюйс-марс; 52 - мачтовый эзельгофт; 53 - крюйс-стеньга; 54 - топ крюйс-стеньги; 55 - крюйс-салинг; 56 - эзельгофт крюйс-стеньги; 57 - крюйс-брам-стеньга, сделанная в одно дерево с крюйс-бом-брам-стеньгой; 58-59 - топ крюйс-бом-брам-стеньги; 60 - клотик; 61 - бегин-рей; 62 - крюйс-марса-рей или крюйсель-рей; 63 - крюйс-брам-рей; 64 - крюйс-бом-брам-рей; 65 - бизань-гик; 66 - бизань-гафель; 67 - кормовой флагшток

 
Мачты парусного судна

Мачтами называют длинные цилиндрические колонны из дерева и стали, установленные наклонно или вертикально относительно палубы судна. Мачты парусных судов могут нести реи или иные рангоутные деревья с парусами.

 

Реи

Реи — деревянные или металлические балки, в средней части обычно призмообразной формы, а по краям — конусообразные. Они служат для постановки прямых парусов, прикрепляемых к ним своей верхней шкаториной. Реи подвешивают к мачам за середину горизонтально палубе. Реи на нижних мачтах одиночные, их называют нижними реями. К этим реям относятся фока-, грота- и бегин-рей. Реи на стеньгах и брам-стеньгах — марса-реи и брам-реи — могут быть и одиночными, и парными. В последнем случае различичают нижние и верхние марса- и брам-реи. К марса-реям относят нижние и верхние грот-марса-реи, фор-марса-реи и крюйс-марса-реи. Их применяли н на старинных судах, только грот-марса-рей был введен позднее. К брам-реям относят нижние и верхние фор-брам-реи, грот-брам-реи и крюйс-брам-реи. Заметим, что в Англии и Германии верхние брам-реи, т. е. бом-брам-реи как и бом-брам-стеньги, раньше называли королевскими.
Обычно бегин-рей не нес паруса, чтобы не мешать бизани. На бушприте со времен Древней Греции и Рима ставили рей с прямым парусом — блинд. Сам же рей называли блинда-рей. В конце XVI — начале XVII в. на бушприте устанавливали маленькую мачту — блинда-стеньгу с небольшим блинда-стень-реем. Примерно с середины XVIII в. вместо блинда-стеньги ставят утлегарь с небольшим реем — бом-блинда-реем.
Для достижения необходимых углов разноса ватер-штагов под эельгофтом бушприта, почти вертикально вниз, ставили рангоутное дерево — мартин-гик. Его верхний конец был раздвоен.
С появлением кливеров от парусов на блинда- и бом-блинда-реев отказались, поэтому по обеим сторонам от форкастеля ставили вместо реев лишь два горизонтальных выстрела — боканца для проводки бакштагов утлегаря и бом-утлегаря.

Детали реев

29da7001afe9226a607266576309cafe.gif

 

Составной нижний рей судна начала XIX в.
1 - тело; 2 - фиши; 3 - "руки"; 4 - железные бугели; 6 - леер; 6 - перты; 7 - ноковый бугель для лисель-***;. 8 - фал рея; 9 - бейфут; 10 - нок рея.

Раньше, вплоть до XV в., реи изготовляли цельными или из двух половин, которые большей своей частью накладывали друг на друга и скрепляли тросовыми вулингами.
Позднее реи стали делать составными из нескольких обтесанных и подогнанных брусов, сблоченных друг с другом. Сперва только грота- и фока-реи были составными, но с увеличением размеров судов составными начинают выполнять и другие реи. Средняя часть рея была восьмигранной формы и толще остальных. На грани этой части, соприкасавшейся с мачтой, для.защиты от трения накладывали боковые наделки — фиши. По обе стороны передней части, так называемого тела (по-итал. corpo), протягивали две "руки" (по-итал. bracci), оконечности которых называли ноками. Длина нока составляла приблизительно 1/22 длины рея; ноки отделялись от остальной части рея утолщениями — заплечиками, или фишерсами. К последним крепили ноковый угол паруса. Марса-реи имели до четырех фишерсов на каждом ноке для крепления ноковых углов соответствующих риф-бантов, так как марсели могли иметь до трех рядов рифов.
С появлением лиселей на ноках реев начали устанавливать железные бугели для проводки и крепления лисель-спиртов.

Лисель-пирты и лисель-реи.

 

Стеньги 

4191f32d786eb7c4d6bc3d735ce778c9.gif

Рю, или латинский рей, - цельная или составная длинная балка из ели или пихты, которую подвешивают наклонно к мачте. Служит для несения латинского паруса. Эти реи называли по мачтам, к которым они принадлежали: фока-рю, грота-рю на галерах, бизань-рю на галионах и позднейших парусных судах.

001b6fbd39a7873a9c2877e2eb8ed868.gif

 

1 - рю; 2 -"тележка"; 3 - пепа; 4 - анапуть дирик-фала; 6,7 - галс-тали (писподы); 6 - блоки горденей
    
Рю галеры.
1 - мачта с "топ-блоком"; 2 - рю; 3 - "тележка"; 4 - пепа; 5- топ; 6 - фал рю; 7 - ванты.

На первых парусных военных судах был еще маленький крюйс-марса-рю на бизань-мачте, но уже к XVI в. от него отказались, так как он был практически бесполезен.
Рю галер обычно состоял из двух спаренных почти по всей длине частей. Одна часть была круглой, а другая выдолблена по линии соприкосновения. Затем обе части на протяжении 1/3 длины соединяли вместе и скрепляли тросовыми вулингами, а позднее железными бугелями, которые ставили через 30 см. Верхний конец рю называли "пепа" (по-итал: penna, по-нем. Feder), а нижний - утолщенный - "тележка" (по-итал. carro). Рю можно было удлинять при помощи дополнительного дерева - топа. К нему крепили добавочный парус - бонет. На галионах и позднейших парусных судах рю делали или цельным, или составным, как и нижние мачты.
Заметим, что галеры, шебеки, тартаны, пинки и др. несли только латинские паруса.  

 

Гафели, гики, трисель - мачты

146362e9b71690540e1657538408e57a.gif

Гик и гафель деревянной мачты

 

1- нижняя мачта, 2- стеньга, 3- салинг марса, 4- топ мачты, 5- шпор стеньги, 6- бугель путенс-вант, 7- эзельгофт, 8- бизань-гик, 9- бизань-гафель, 10- бугель с обухом, 11- бугель с обухами для блоков дирик-фала и эренс-бакштагов, 12- дирик-фал, 13- эренс-бакштаги, 14- ног гафеля, 15- обух для блока кормрвого флага, 16- усы, 17- усы с ракс-бугелем и клотами, 18- бугель мачты, 19- бугель для установки нагелей, 20- бугель с обухами для топенантов бизань-гика, 21- топенанты бизань-гика, 22- бугель с погоном для штоков бизань-гика, 23- погон, 24- скобы, 25- шкоты бизань-гика

Гафелям и гиками называют рангоутные деревья, которые на своем нижнем, конце — пятке — имеют развилку —усы, охватывающие мачту. Усы позволяют поднимать гафель вдоль мачы или поворачивать гик относительно нее. Гафели служат для крепления верхней шкаторины триселей, а гики — для крепления нижней. Меньшими из гафелей были "стенm-гафели", которые несли небольшой парус - галф-топсель или национальный флаг судна.
Трисель-мачтой называют тонкое рангоутное дерево, по которому ходят усы гафеля; ее устанавливают позади нижней мачты с прямыми парусами, в основном за бизань-мачтой. Она несла трисель или контр-бизань.
Шнявой (по-англ, snow) принято было в Англии, Франции и Швеции называть особый бриг. Он походил на торговое судно и нес две мачты с прямыми парусами, бушприт, стаксель и кливер. На шняве не было бизань-мачты, поэтому с кормовой стороны грот-мачты, рядом с ней, ставили стеньгу, упиравшуюся своим верхним концом в заднюю кромку грот-марса. Эта стеньга служила для постановки косого паруса — бизани, или шнявселя, аналогично контр-бизанн на больших судах.
Раньше шнявой называли и толстый конец, натянутый вертикально за мачтой и предназначенный для несения триселя. Иногда этот трсс называют тросовой мачтой.  

 

Бушприт и утлегарь

Бушприты больших судов по исполнению были подобны мачтам. Их изготовляли составными, по меньшей мере из двух штук. Врезанные друг в друга стволы деревьев вначале делали восьмиугольными, затем шестнадцатиугольными и, наконец, круглыми. Тросовые вулинги которые в последней трети века все чаще заменяли железными бугелями, скрепляли бушприт. Их число соответствовало числу вулингов нижней мачты. Судно 1-го ранга от шпора бушприта до "постели" (нем. Bett) имело 5 бугелей и следующие 9 в передней части. На судах 2-го и 3-го рангов их было соответственно 4 и 8.

adf8789e0191b563972bb2663e66c782.gif

 

Ватер-вулинги бушприта

1- бушприт
2 - ватер-вулинг
3 - княвдигед
4 - крыж
5 - наделки на бушприте
6 - наделки на княвдигеде

 

707b6f8973e110339b8a0ea16c91e1de.gif

1- английский бушприт, после 1770-1775 гг.
2 - направляющая обойма для проводки такеллажа
3 - седло для утлегаря, прим. после 1730 г.
4,5,6 - "виолина" бушприта
7 - французский бушприт, ок. 1780 г.
8 - английский утлегарь, прим. до 1770 г.
9,10 - ноки английских утлегарей
11 - бугель, сиавившийся на нок утлегаря,
после 1794 г.
12 - английский бом-утлегарь, после 1794 г.
13 - бушприт с блинда-стеньгой, ок. 1700г.
14 - континентальный тип установки утлегаря
с повернутым эзельгофтом, гюйс-штоком и виолиной
15,16,17 - Английский "выстрел" утлегаря 1790,1795,
1800 гг.

 

Угол возвышения бушприта составлял около 36°; Дюмель де Монсо приводил угол 35°; Корт отмечал углы от 30 до 33°.
Cам бушприт крепили на носу судна при помощи мощного найтова или ватер-вулинга. При этом часто применяли два вулинга из крепкого троса. Для вязки вулинга основной конец троса крепили на бушприте, затем трос пропускался в отверстие в княвдигеде, вокруг бушприта и т.д. Обычно ставили 11 шлагов, которве затягивали в середине поперечным шлагом - крыжом. От сползания шлаги на бушприте удерживались несколькими деревянными наделками; наделки были поставлены и на княвдигеде, по бокам вулингов и между ними. Последние предохраняли вулинги от перетирания при подходе судна к причалу.

Длина и диаметр бушприта.

O размерах бушприта имеются разные сведения. По Монтеню, на торговых судах бушприты имели 3/5 длины грот-мачты, а нх диаметры были на 1" меньше; на военных судах — 8/9 длины фок-мачты.
Дюмель де Монсо указывает длину бушприта 1,5 длины мидель-бимса, диаметр — среднее значение между диаметрами грот- и фок-мачт. Наибольшая толщина была над форштевнем, к ноку она уменьшалась наполовину. Шпор бушприта находился в футе от фок-мачты на первой палубе. По Корту, общая длина должна была составлять 1 1/5 длины мидель-бимса, причем длина, равная мндель-бимсу, должна выступать за судно. Диаметр составлял среднее между диаметрами грот- и фок-мачт, а уменьшение его равнялось 1/6. Пари приводил длину бушприта 1,565 длины мидель-бимса, а диаметр 1/22 этой величины. По Д. Стилу, суда с количеством пушек более 80 имели длину бушприта в 7/11 грот-мачты, а суда меньшей величины 3/5 этой мачты.
Для судов, имевших от 64 до 100 пушек, Стил приводит диаметры, на 2" меньшие диаметра грот-мачты, в то время как на судах с количеством пушек менее 50 и для грот-мачты, и для бушприта придерживались одного диаметра. Уменьшение этого диаметра составляло на первой четверти бушприта 60/61, на середине 11/12, на третьей четверти 4/5 и на конце 5/9. Шпор бушприта имел 6/7 его диаметра.
Утлегарь

Bведение утлегаря стало заметным событием. С этим связано значительное изменение в вооружении носовой части. В переходный период от блинда-стеньги к утлегарю их часто несли вместе. При этом утлегарь железными бугелями крепили сбоку бушприта и пропускали через марс блинда-стеньги. Такую конструкцию можно видеть на моделях до 1730 г. Позднее марс исчезает, блинда-стеньга уменьшается и превращается в гюйс-шток .
В английских ВМС утлегарь ставилн над бушпритом. Континентальные суда большей частью имели гюйс-шток на книце на бушприте и поэтому утлегарь несли на правом борту сбоку под углом 45°. По этой же причине эзельгофт располагали по диагонали, а не перпендикулярно оси бушприта .
Длина английского утлегаря в начале века была на 6 футов меньше ширины судна (длины мидель-бимса), а позднее от 7/10 до 5/7 длины бушприта. Диамегр составлял 1/8" на каждый ярд его длины. Этот диаметр относился к внутренней трети утлегаря, т. е. от шпора до эзельгофта. Далее к ноку он уменьшался: в 1-й четверти 40/41, во 2-й четверти 11/12, в 3-й четверти 5/6 и на ноке 2/3 диаметра.
Э. Пари для судна "Рэйал Луи" приводит длину утлегаря, равную длине мидель-бимса, и толщину 1/48 длины.
Для судна с длиной мидель-бимса в 46 футов он приводит длину 1,2 длины мидель-бимса и диаметр, равный 1/44 длины . По Корту, длина утлегаря равнялась 1 длине мидель-бимса, а толщина 1/48 длины .
До 1735 г. английский утлегарь по всей длине был круглым . Затем шпор по длине в 3,5 диаметра стали делать восьмиугольным. В 1,5 диаметрах от нока утлегаря помещали заплечики ("стоп") для фор-брам-штага. Зачлечики приблизительно до 1775 г. представляли собой параллельное, а после коническое утоньшение, повернутое в корму. Сразу же после заплечикоз был вертикальный вырез шкив-гата со шкивом для горденя "кливер-ринга". Другой шкив-гат со шкивом находился в 1,5 диаметрах от шпора и был расположен горизонтально. Он служил для фала утлегаря. В задней части шпора имелось еще горизонтальное отверстие для найтова утлегаря.  

 

 

Надеюсь вам понравилась эта тема . Комментируем и дополняем .

 

Изменено пользователем nikk178

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Альфа-тестер
414 публикации

"назавия", может названия?

излишняя жирность под спойлером

 Инфы не так много, можно было бы приложить схемы, фото побольше

источники укажи откуда взял инфу 

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Старший альфа-тестер
1 450 публикаций

Доработайте тему пожалуйста.Излишне жирный шрифт тоже режет глаза.Источники информации неплохо бы указать.



Спасибо за терпение и понимание.


Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Старший альфа-тестер
501 публикация
759 боёв

Доработайте тему пожалуйста.Излишне жирный шрифт тоже режет глаза.Источники информации неплохо бы указать.

Спасибо за терпение и понимание.

Ок . Подредактирую.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Участник
179 публикаций
1 бой

Ээээ и кто всё это помнил? Как?

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Старший альфа-тестер
501 публикация
759 боёв

Тему доработал . Источники указал.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Участник
130 публикаций

Шрифт немного меньше сделай (тот что к спойлерам)

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Старший альфа-тестер
501 публикация
759 боёв

Шрифт немного меньше сделай (тот что к спойлерам)

 

Итак вполне нормально

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Альфа-тестер
179 публикаций

А выемки в судне - это места под пушки, или я что-то путаю?

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Старший альфа-тестер
501 публикация
759 боёв

А выемки в судне - это места под пушки, или я что-то путаю?

Да

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Участник
93 публикации
706 боёв

Статья неплохая, схемы и чертежи с подписанными наименованиями ключевых узлов приведены в достаточном количестве, много наглядной и интересной информации.

Выражаю автору благодарность за познавательную тему. 

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Участник
27 публикаций
103 боя

Халявный источник движения корабля положительно сказывается на словарном запасе экипажа))) очень интересная статья)))+

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Эту страницу никто не просматривает.

×