Перейти к содержимому
Для публикации в этом разделе необходимо провести 50 боёв.
nikk178

Рангоут линейного корабля середины XIX века

В этой теме 13 комментариев

Рекомендуемые комментарии

501 публикация
646 боёв

Рангоут 
линейного корабля середины XIX века

 

b4008357e31cb568270bfc38eec168c9.jpg

1 - бушприт; 2 - утлегарь; 3 - бом-утлегарь; 4 - мартин-гик; 5 - блинда-гафель; 6 - бушпритный эзельгофт; 7 - гюйс-шток; 8 - фок-мачта; 9 - топ фок-мачты; 10 - фор-трисель-мачта; 11 - стеньги; 12 - мачтовый эзельгофт; 13 - фор-стеньга; 14 - топ фор-стеньги; 15 - фор-салинг; 16 - эзельгофт фор-стеньги; 17 - фор-брам-стеньга, сделанная в одно дерево с фор-бом-ьрам-стеньгой; 18-19 - топ фор-бом-брам-стеньги; 20 - клотик; 21 - фока-рей; 22 - фор-марса-лисель-спирты; 23 - фор-марса-рей; 24 - фор-брам-лисель-спирты; 25 - фор-брам-рей; 26 - фор-бом-брам-рей; 27 - фор-трисель-гафель; 28 - грот-мачта; 29 - топ грот-мачты; 30 - грот-трисель-мачта; 31 - грот-марс; 32 - мачтовый эзельгофт; 33 - грот-стеньга; 34 - топ грот-стеньги; 35 - грот-салинг; 36 - эзельгофт грот-стеньги; 37 - грот-брам-стеньга, сделанная в одно дерево с грот-бом-брам-стеньгой; 38-39 - топ грот-бом-брам-стеньги; 40 - клотик; 41 - грота-рей; 42 - грот-марса-лисель-спирты; 43 - грот-марса-рей; 44 - грот-брам-лисель-спирты; 45 - грот-брам-рей; 46 - грот-бом-брам-рей; 47 - грот-трисель-гафель; 48 - бизань-мачта; 49 - топ бизань-мачты; 50 - бизань-трисель-мачта; 51 - крюйс-марс; 52 - мачтовый эзельгофт; 53 - крюйс-стеньга; 54 - топ крюйс-стеньги; 55 - крюйс-салинг; 56 - эзельгофт крюйс-стеньги; 57 - крюйс-брам-стеньга, сделанная в одно дерево с крюйс-бом-брам-стеньгой; 58-59 - топ крюйс-бом-брам-стеньги; 60 - клотик; 61 - бегин-рей; 62 - крюйс-марса-рей или крюйсель-рей; 63 - крюйс-брам-рей; 64 - крюйс-бом-брам-рей; 65 - бизань-гик; 66 - бизань-гафель; 67 - кормовой флагшток

 
Мачты парусного судна

Мачтами называют длинные цилиндрические колонны из дерева и стали, установленные наклонно или вертикально относительно палубы судна. Мачты парусных судов могут нести реи или иные рангоутные деревья с парусами.

 

Реи

Реи — деревянные или металлические балки, в средней части обычно призмообразной формы, а по краям — конусообразные. Они служат для постановки прямых парусов, прикрепляемых к ним своей верхней шкаториной. Реи подвешивают к мачам за середину горизонтально палубе. Реи на нижних мачтах одиночные, их называют нижними реями. К этим реям относятся фока-, грота- и бегин-рей. Реи на стеньгах и брам-стеньгах — марса-реи и брам-реи — могут быть и одиночными, и парными. В последнем случае различичают нижние и верхние марса- и брам-реи. К марса-реям относят нижние и верхние грот-марса-реи, фор-марса-реи и крюйс-марса-реи. Их применяли н на старинных судах, только грот-марса-рей был введен позднее. К брам-реям относят нижние и верхние фор-брам-реи, грот-брам-реи и крюйс-брам-реи. Заметим, что в Англии и Германии верхние брам-реи, т. е. бом-брам-реи как и бом-брам-стеньги, раньше называли королевскими.
Обычно бегин-рей не нес паруса, чтобы не мешать бизани. На бушприте со времен Древней Греции и Рима ставили рей с прямым парусом — блинд. Сам же рей называли блинда-рей. В конце XVI — начале XVII в. на бушприте устанавливали маленькую мачту — блинда-стеньгу с небольшим блинда-стень-реем. Примерно с середины XVIII в. вместо блинда-стеньги ставят утлегарь с небольшим реем — бом-блинда-реем.
Для достижения необходимых углов разноса ватер-штагов под эельгофтом бушприта, почти вертикально вниз, ставили рангоутное дерево — мартин-гик. Его верхний конец был раздвоен.
С появлением кливеров от парусов на блинда- и бом-блинда-реев отказались, поэтому по обеим сторонам от форкастеля ставили вместо реев лишь два горизонтальных выстрела — боканца для проводки бакштагов утлегаря и бом-утлегаря.

Детали реев

29da7001afe9226a607266576309cafe.gif

 

Составной нижний рей судна начала XIX в.
1 - тело; 2 - фиши; 3 - "руки"; 4 - железные бугели; 6 - леер; 6 - перты; 7 - ноковый бугель для лисель-***;. 8 - фал рея; 9 - бейфут; 10 - нок рея.

Раньше, вплоть до XV в., реи изготовляли цельными или из двух половин, которые большей своей частью накладывали друг на друга и скрепляли тросовыми вулингами.
Позднее реи стали делать составными из нескольких обтесанных и подогнанных брусов, сблоченных друг с другом. Сперва только грота- и фока-реи были составными, но с увеличением размеров судов составными начинают выполнять и другие реи. Средняя часть рея была восьмигранной формы и толще остальных. На грани этой части, соприкасавшейся с мачтой, для.защиты от трения накладывали боковые наделки — фиши. По обе стороны передней части, так называемого тела (по-итал. corpo), протягивали две "руки" (по-итал. bracci), оконечности которых называли ноками. Длина нока составляла приблизительно 1/22 длины рея; ноки отделялись от остальной части рея утолщениями — заплечиками, или фишерсами. К последним крепили ноковый угол паруса. Марса-реи имели до четырех фишерсов на каждом ноке для крепления ноковых углов соответствующих риф-бантов, так как марсели могли иметь до трех рядов рифов.
С появлением лиселей на ноках реев начали устанавливать железные бугели для проводки и крепления лисель-спиртов.

Лисель-пирты и лисель-реи.

 

Стеньги 

4191f32d786eb7c4d6bc3d735ce778c9.gif

Рю, или латинский рей, - цельная или составная длинная балка из ели или пихты, которую подвешивают наклонно к мачте. Служит для несения латинского паруса. Эти реи называли по мачтам, к которым они принадлежали: фока-рю, грота-рю на галерах, бизань-рю на галионах и позднейших парусных судах.

001b6fbd39a7873a9c2877e2eb8ed868.gif

 

1 - рю; 2 -"тележка"; 3 - пепа; 4 - анапуть дирик-фала; 6,7 - галс-тали (писподы); 6 - блоки горденей
    
Рю галеры.
1 - мачта с "топ-блоком"; 2 - рю; 3 - "тележка"; 4 - пепа; 5- топ; 6 - фал рю; 7 - ванты.

На первых парусных военных судах был еще маленький крюйс-марса-рю на бизань-мачте, но уже к XVI в. от него отказались, так как он был практически бесполезен.
Рю галер обычно состоял из двух спаренных почти по всей длине частей. Одна часть была круглой, а другая выдолблена по линии соприкосновения. Затем обе части на протяжении 1/3 длины соединяли вместе и скрепляли тросовыми вулингами, а позднее железными бугелями, которые ставили через 30 см. Верхний конец рю называли "пепа" (по-итал: penna, по-нем. Feder), а нижний - утолщенный - "тележка" (по-итал. carro). Рю можно было удлинять при помощи дополнительного дерева - топа. К нему крепили добавочный парус - бонет. На галионах и позднейших парусных судах рю делали или цельным, или составным, как и нижние мачты.
Заметим, что галеры, шебеки, тартаны, пинки и др. несли только латинские паруса.  

 

Гафели, гики, трисель - мачты

146362e9b71690540e1657538408e57a.gif

Гик и гафель деревянной мачты

 

1- нижняя мачта, 2- стеньга, 3- салинг марса, 4- топ мачты, 5- шпор стеньги, 6- бугель путенс-вант, 7- эзельгофт, 8- бизань-гик, 9- бизань-гафель, 10- бугель с обухом, 11- бугель с обухами для блоков дирик-фала и эренс-бакштагов, 12- дирик-фал, 13- эренс-бакштаги, 14- ног гафеля, 15- обух для блока кормрвого флага, 16- усы, 17- усы с ракс-бугелем и клотами, 18- бугель мачты, 19- бугель для установки нагелей, 20- бугель с обухами для топенантов бизань-гика, 21- топенанты бизань-гика, 22- бугель с погоном для штоков бизань-гика, 23- погон, 24- скобы, 25- шкоты бизань-гика

Гафелям и гиками называют рангоутные деревья, которые на своем нижнем, конце — пятке — имеют развилку —усы, охватывающие мачту. Усы позволяют поднимать гафель вдоль мачы или поворачивать гик относительно нее. Гафели служат для крепления верхней шкаторины триселей, а гики — для крепления нижней. Меньшими из гафелей были "стенm-гафели", которые несли небольшой парус - галф-топсель или национальный флаг судна.
Трисель-мачтой называют тонкое рангоутное дерево, по которому ходят усы гафеля; ее устанавливают позади нижней мачты с прямыми парусами, в основном за бизань-мачтой. Она несла трисель или контр-бизань.
Шнявой (по-англ, snow) принято было в Англии, Франции и Швеции называть особый бриг. Он походил на торговое судно и нес две мачты с прямыми парусами, бушприт, стаксель и кливер. На шняве не было бизань-мачты, поэтому с кормовой стороны грот-мачты, рядом с ней, ставили стеньгу, упиравшуюся своим верхним концом в заднюю кромку грот-марса. Эта стеньга служила для постановки косого паруса — бизани, или шнявселя, аналогично контр-бизанн на больших судах.
Раньше шнявой называли и толстый конец, натянутый вертикально за мачтой и предназначенный для несения триселя. Иногда этот трсс называют тросовой мачтой.  

 

Бушприт и утлегарь

Бушприты больших судов по исполнению были подобны мачтам. Их изготовляли составными, по меньшей мере из двух штук. Врезанные друг в друга стволы деревьев вначале делали восьмиугольными, затем шестнадцатиугольными и, наконец, круглыми. Тросовые вулинги которые в последней трети века все чаще заменяли железными бугелями, скрепляли бушприт. Их число соответствовало числу вулингов нижней мачты. Судно 1-го ранга от шпора бушприта до "постели" (нем. Bett) имело 5 бугелей и следующие 9 в передней части. На судах 2-го и 3-го рангов их было соответственно 4 и 8.

adf8789e0191b563972bb2663e66c782.gif

 

Ватер-вулинги бушприта

1- бушприт
2 - ватер-вулинг
3 - княвдигед
4 - крыж
5 - наделки на бушприте
6 - наделки на княвдигеде

 

707b6f8973e110339b8a0ea16c91e1de.gif

1- английский бушприт, после 1770-1775 гг.
2 - направляющая обойма для проводки такеллажа
3 - седло для утлегаря, прим. после 1730 г.
4,5,6 - "виолина" бушприта
7 - французский бушприт, ок. 1780 г.
8 - английский утлегарь, прим. до 1770 г.
9,10 - ноки английских утлегарей
11 - бугель, сиавившийся на нок утлегаря,
после 1794 г.
12 - английский бом-утлегарь, после 1794 г.
13 - бушприт с блинда-стеньгой, ок. 1700г.
14 - континентальный тип установки утлегаря
с повернутым эзельгофтом, гюйс-штоком и виолиной
15,16,17 - Английский "выстрел" утлегаря 1790,1795,
1800 гг.

 

Угол возвышения бушприта составлял около 36°; Дюмель де Монсо приводил угол 35°; Корт отмечал углы от 30 до 33°.
Cам бушприт крепили на носу судна при помощи мощного найтова или ватер-вулинга. При этом часто применяли два вулинга из крепкого троса. Для вязки вулинга основной конец троса крепили на бушприте, затем трос пропускался в отверстие в княвдигеде, вокруг бушприта и т.д. Обычно ставили 11 шлагов, которве затягивали в середине поперечным шлагом - крыжом. От сползания шлаги на бушприте удерживались несколькими деревянными наделками; наделки были поставлены и на княвдигеде, по бокам вулингов и между ними. Последние предохраняли вулинги от перетирания при подходе судна к причалу.

Длина и диаметр бушприта.

O размерах бушприта имеются разные сведения. По Монтеню, на торговых судах бушприты имели 3/5 длины грот-мачты, а нх диаметры были на 1" меньше; на военных судах — 8/9 длины фок-мачты.
Дюмель де Монсо указывает длину бушприта 1,5 длины мидель-бимса, диаметр — среднее значение между диаметрами грот- и фок-мачт. Наибольшая толщина была над форштевнем, к ноку она уменьшалась наполовину. Шпор бушприта находился в футе от фок-мачты на первой палубе. По Корту, общая длина должна была составлять 1 1/5 длины мидель-бимса, причем длина, равная мндель-бимсу, должна выступать за судно. Диаметр составлял среднее между диаметрами грот- и фок-мачт, а уменьшение его равнялось 1/6. Пари приводил длину бушприта 1,565 длины мидель-бимса, а диаметр 1/22 этой величины. По Д. Стилу, суда с количеством пушек более 80 имели длину бушприта в 7/11 грот-мачты, а суда меньшей величины 3/5 этой мачты.
Для судов, имевших от 64 до 100 пушек, Стил приводит диаметры, на 2" меньшие диаметра грот-мачты, в то время как на судах с количеством пушек менее 50 и для грот-мачты, и для бушприта придерживались одного диаметра. Уменьшение этого диаметра составляло на первой четверти бушприта 60/61, на середине 11/12, на третьей четверти 4/5 и на конце 5/9. Шпор бушприта имел 6/7 его диаметра.
Утлегарь

Bведение утлегаря стало заметным событием. С этим связано значительное изменение в вооружении носовой части. В переходный период от блинда-стеньги к утлегарю их часто несли вместе. При этом утлегарь железными бугелями крепили сбоку бушприта и пропускали через марс блинда-стеньги. Такую конструкцию можно видеть на моделях до 1730 г. Позднее марс исчезает, блинда-стеньга уменьшается и превращается в гюйс-шток .
В английских ВМС утлегарь ставилн над бушпритом. Континентальные суда большей частью имели гюйс-шток на книце на бушприте и поэтому утлегарь несли на правом борту сбоку под углом 45°. По этой же причине эзельгофт располагали по диагонали, а не перпендикулярно оси бушприта .
Длина английского утлегаря в начале века была на 6 футов меньше ширины судна (длины мидель-бимса), а позднее от 7/10 до 5/7 длины бушприта. Диамегр составлял 1/8" на каждый ярд его длины. Этот диаметр относился к внутренней трети утлегаря, т. е. от шпора до эзельгофта. Далее к ноку он уменьшался: в 1-й четверти 40/41, во 2-й четверти 11/12, в 3-й четверти 5/6 и на ноке 2/3 диаметра.
Э. Пари для судна "Рэйал Луи" приводит длину утлегаря, равную длине мидель-бимса, и толщину 1/48 длины.
Для судна с длиной мидель-бимса в 46 футов он приводит длину 1,2 длины мидель-бимса и диаметр, равный 1/44 длины . По Корту, длина утлегаря равнялась 1 длине мидель-бимса, а толщина 1/48 длины .
До 1735 г. английский утлегарь по всей длине был круглым . Затем шпор по длине в 3,5 диаметра стали делать восьмиугольным. В 1,5 диаметрах от нока утлегаря помещали заплечики ("стоп") для фор-брам-штага. Зачлечики приблизительно до 1775 г. представляли собой параллельное, а после коническое утоньшение, повернутое в корму. Сразу же после заплечикоз был вертикальный вырез шкив-гата со шкивом для горденя "кливер-ринга". Другой шкив-гат со шкивом находился в 1,5 диаметрах от шпора и был расположен горизонтально. Он служил для фала утлегаря. В задней части шпора имелось еще горизонтальное отверстие для найтова утлегаря.  

 

 

Надеюсь вам понравилась эта тема . Комментируем и дополняем .

 

Изменено пользователем nikk178

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
414 публикации

"назавия", может названия?

излишняя жирность под спойлером

 Инфы не так много, можно было бы приложить схемы, фото побольше

источники укажи откуда взял инфу 

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
1 450 публикаций

Доработайте тему пожалуйста.Излишне жирный шрифт тоже режет глаза.Источники информации неплохо бы указать.



Спасибо за терпение и понимание.


Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
501 публикация
646 боёв

Доработайте тему пожалуйста.Излишне жирный шрифт тоже режет глаза.Источники информации неплохо бы указать.

Спасибо за терпение и понимание.

Ок . Подредактирую.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
179 публикаций
1 бой

Ээээ и кто всё это помнил? Как?

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
501 публикация
646 боёв

Тему доработал . Источники указал.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
130 публикаций

Шрифт немного меньше сделай (тот что к спойлерам)

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
501 публикация
646 боёв

Шрифт немного меньше сделай (тот что к спойлерам)

 

Итак вполне нормально

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
179 публикаций

А выемки в судне - это места под пушки, или я что-то путаю?

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
501 публикация
646 боёв

А выемки в судне - это места под пушки, или я что-то путаю?

Да

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
93 публикации
706 боёв

Статья неплохая, схемы и чертежи с подписанными наименованиями ключевых узлов приведены в достаточном количестве, много наглядной и интересной информации.

Выражаю автору благодарность за познавательную тему. 

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
27 публикаций
103 боя

Халявный источник движения корабля положительно сказывается на словарном запасе экипажа))) очень интересная статья)))+

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Эту страницу никто не просматривает.

×