Перейти к содержимому
Для публикации в этом разделе необходимо провести 50 боёв.
PrimarhTiger

Основные типы парусных кораблей

В этой теме 15 комментариев

Рекомендуемые комментарии

168 публикаций

Основные типы парусных кораблей

 

Немного истории


 
На протяжении столетий неоднократно предпринимались попытки более или менее рационально разграничить типы судов. Вследствие бурного развития мирового флота и судоходства необходимость классифицировать суда по их назначению, способам постройки и техническому состоянию еще более возросла. Появляются специальные учреждения, в которых опытные в судовом деле служащие – сюрвейеры – должны наблюдать за постройкой судов и их техническим состоянием во время эксплуатации и классифицировать суда в соответствии с международными нормами. 
Старейшим и знаменитейшим из подобных учреждений является английское классификационное общество Регистр Ллойда, образованное в XVIII в. Свое название общество получило по имени владельца кабачка Эдварда Ллойда, где начиная с 1687 года судовладельцы, капитаны и агенты заключали сделки, страховали грузы и устанавливали цену фрахта. В 1764 году было решено составить списки судов – регистры – с имеющимися сведениями по каждому из них, чтобы легче было оценивать качества судна и , следовательно определять сумму страховки. 
В 1834 году общество было реорганизовано в Регистр Ллойда.
Не менее знаменито французское классификационное общество Бюро Веритас, основанное в 1828 году в Антверпене и с 1832 года по настоящее время находящееся в Париже.
 

Типы парусных судов

 

К парусным судом относятся суда и шлюпки (лодки), приводимые в движение силой ветра, действующего на паруса. При этом судно может нести паруса на одной, двух, трех или большем числе вертикальных мачт.

 

  • пятимачтовый корабль (пять мачт с прямыми парусами);
  • пятимачтовый барк (четыре мачты с прямыми парусами, одна, на корме, с косыми);
  • четырехмачтовый корабль (четыре мачты с прямыми парусами);
  • четырехмачтовый барк (три мачты с прямыми парусами, одна с косыми);
  • корабль (три мачты с прямыми парусами);
  • барк (две мачты с прямыми парусами, одна с косыми);
  • баркентина (шхуна-барк; одна мачта с прямыми и две с косыми парусами);
  • шхуна, точнее, трехмачтовая марсельная шхуна
  • джекасс (все мачты с косыми парусами и несколько верхних прямых парусов на фок мачте);
  • бриг (две мачты с прямыми парусами);
  • бригантина (шхуна-бриг: одна мачта с прямыми парусами, одна с косыми);
  • бомбарда (одна мачта почти по середине судна с прямыми парусами и одна, сдвинутая в корму, с косыми);
  • шхуна, точнее, гафельная шхуна (две мачты с косыми парусами);
  • шхуна, точнее, двухмачтовая марсельная шхуна (мачты с косыми парусами и несколько верхних прямых парусов на фок-мачте);
  • каравелла  (три мачты: фок-мачта с прямыми парусами, остальные – с латинскими);
  • "трабакколо" (две мачты с люгерными, т.е. рейковыми, парусами);
  • шебека (три мачты: фок- и грот-мачты с латинскими парусами, бизань мачта с косыми);
  • фелюка (две мачты, наклоненные к носу, с латинскими парусами);
  • тартана (одна мачта с большим латинским парусом);
  • тендер (одна мачта с косыми парусами);
  • "бово" (две мачты: передняя с латинским парусом, задняя с гафельным или латинским парусом);
  • "нависелло" (две мачты: первая – в носовой части, сильно наклоненная вперед, несет парус трапециевидной формы, крепящийся за грот-мачту; грот-мачта – с латинским или иным косым парусом);
  • "баланселла" (одна мачта с латинским парусом);
  • шлюп  (одна мачта с косыми парусами);
  • иол (две мачты с косыми парусами, меньшая – бизань-мачта - стоит позади руля);
  • кеч (две мачты с косыми парусами, причем бизань-мачта стоит перед рулем);
  • динги (одна мачта с гафельным парусом вынесена к носу);
  • люгер (три мачты с рейковыми парусами, применяется во Франции в прибрежном плавании).

 

Кроме перечисленных парусников существовали еще большие семи-, пяти- и четырехмачтовые шхуны, преимущественно американского происхождения, несущие только косые паруса.

 

 

 

Общая схема корабля на примере линкора Victory



   

0e9b110cc7a3.jpg
 

 

 

1. Кормовой фонарь
2. Палуба полуюта
3. Капитанская столовая
4. Шлюпбалка
5. Капитанская спальня
6. Штурвал
7. Бизань-мачта
8. Противопожарное ведро
9. Нактоуз
10. Квартердек
11. Каюта секретаря
12. Гамаки
13. Насос левого борта
14. Грот-мачта
15. Верхняя палуба
16. Фок-гардель-кабестан
17. Палубный якорь
18. Шлюпочные опоры
19. Кронштейн судового колокола
20. 12-фунтовая пушка
21. Камбуз
22. Очаг и котел
23. Дымовая труба
24. Фок-мачта
25. Полубак
26. 68-фунтовая каронада
27. Площадка для морской пехоты
28. Бушприт
29. Носовая фигура
30. Становой якорь
31. Кают-компания младших офицеров
32. 24-фунтовая пушка
33. Ярус бухт якорного каната
34. Пиллерс
35. Поперечный битенг
36. Средняя палуба
37. Плотницкая 
38. Орудийная палуба
39. Киль
40. Главный пороховой погреб
41. Подвесной погреб
42. Орудийный порт 32-фунтовой пушки
43. Входной люк
44. Гирлянда подачи ядер
45. Цепной насос
46. Насос правого борта
47. Нижняя палуба
48. Кормовой трюм
49. Адмиральская спальня
50. Адмиральская столовая
51. Перо руля
52. Румпель
53. Офицерская кают-компания
54. Рундук с флагами
55. Адмиральский кабинет
56. Медная обшивка
х. Место, где Нельсон получил смертельное ранение во время Трафальгарского сражения, 1805 г.

 

 

 

Материалы сайта sails.h1.ru


 
Изменено пользователем PrimarhTiger
  • Плохо 1

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
297
[LJ] kirgre
894 публикации
448 боёв

Пара замечаний:

1) Поправьте список - описание парусного вооружения не должно быть пунктами того же уровня, что и названия типов, тем более, отдельными от соответствующего типа пунктами.

2) Нужно больше картинок, чтобы тема выглядела лучше.

3) Смените шрифт заголовка на менее "затасканный", пожалуйста.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
501 публикация

Предлагаю представить под каждым видом фотографию корабля.

Что бы люди наглядно могли их различить.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
168 публикаций

Предлагаю представить под каждым видом фотографию корабля.

Что бы люди наглядно могли их различить.

В одном сообщение стоит ограничение на кол-во картинок. Придётся на несколько сообщений разбивать.(

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
501 публикация

Ну хотя бы самые главные выдели типы)

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
1
[IJN] roi76
40 публикаций
4 745 боёв

парусник очень интересен:great:

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
12
[ARROW] __LeTexA__
174 публикации
1 162 боя

Интересная тема. Соглашусь со всеми, фоток не хватает для сравнения типов так сказать для наглядности ))

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
168 публикаций

60325755ffd6.jpg

Шнява — небольшое двухмачтовое судно с прямыми парусами и бушпритом. В 17–18 веках шнявы были распространены в Англии, Франции и Швеции. Несла две мачты с прямыми парусами, бушприт, стаксель и кливер. Паруса и такелаж на грот- и фок-мачтах располагали так же, как и на трехмачтовых судах.

Главной особенностью шнявы являлась шняв- или трисель-мачта. Это была тонкая мачта, стоявшая на палубе в деревянном блоке сразу за грот-мачтой. Топ ее крепили железным бугелем или поперечным деревянным брусом на (или под) задней стороне грот-марса.

Шнявы, находившиеся на военной службе, обычно называли корветами или военными шлюпами. Часто они не несли шняв-мачту, а на ее месте от задней стороны топа грот-мачты был проведен трос — «джек-штаг», который на палубе набивали найтовом на юферсах. Бизань крепили к этому штагу, причем гафель был неподъемным. Длина шнявы была 20 — 30 метров, ширина 5 — 7,5 метров водоизмещение около 150 тонн, экипаж до 80 человек. Военные шнявы вооружались 12 — 18 пушками малого калибра и использовались для разведки и посыльной службы.

 

760fa49a8599.jpg

Бриг — двухмачтовое парусное судно с грот- и фок-мачтами, на котором на грота-рее не было грота, а нижняя часть грот-мачты была вооружена как бизань-мачта.

Бриг с сухим грота-реем. На месте обычного грота-рея находился сухой рей и грота-трисель (или косой грот), который, как и бизань судна с полным вооружением, имел гафель и гик. Однако этот парус был больших размеров, чем обычная бизань. Переднюю шкаторину триселя крепили к сегарсам, одетым на грот-мачту, по которой они двигались вверх и вниз. Задние ванты от топа мачты до юферсов были оклетневаны, чтобы предотвратить перетирание грота-триселя, а задние фордуны поставлены на тали. 

Бриг как тип судна создан на основе малой бригантины и шнявы. Бригантина в первой половине века имела только фокмачту с прямыми парусами и грот-мачту с одним косым. Около 1760 г. на грот-стеньгу был поставлен легкий прямой парус, а затем прямые паруса на реи грот-стеньги и грот-брам-стеньги. Название «бриг» вместо «бригантины» стало все чаще встречаться и в литературе XVIII в.; используются оба наименования для одинаковых объектов. В военном флоте бриг с 1770 г. стал применяться для разведывательных целей.

 

1fce4bbe328f.jpg

Люгер имел две, иногда три мачты. Третью мачту ставили на корме и гик выдавался за нее. Бушприт был поставлен почти горизонтально.

Родиной судов с двумя мачтами и рейковым вооружением люгера была Бретань. В 18 веке их называли «шас-маре» (франц. chasse-maree — «охотники за приливами»). Они были с круглой кормой, беспалубные, не длиннее 15 метров и значительно меньше трехмачтовых люгеров (до 25 метров). «Шас-маре» 18 века на обеих мачтах несли только по одному люгерному парусу. Передняя мачта стояла на месте соединения киля с форштевнем. Грот-мачта, находившаяся в середине судна, была очень сильно наклонена назад. Большие и часто трехмачтовые люгеры имели палубу, транцевую корму и несколько парусов.

Военные люгеры наряду с люгерными парусами и топселями несли также и брамсели, поставленные на «летучее» удлинение столбового топа мачты. В то время, как «шас-маре» XVIII в. не имели бушприта, люгеры несли 1—3 стакселя. Люгерные же паруса имели трапециевидную форму и были присоединены к рейкам. Реек подвешивали с помощью стропа, прикрепленного к нему на 1/3 его длины, считая от нижнего нока, а не посередине, как было на других судах. Мачты несли стеньги, прикрепленные к задней стороне топа мачты железными бугелями. К стеньгам иногда подвязывали дополнительные деревья, которые и несли брамсели. Такелаж люгерных парусов был очень простой: фалы — основной и верхнего нока и брасы. Топсели иногда имели гитов, а нижние паруса — галс и шкот и добавочную парусину — бонет.

Парус на третьей мачте называли «бротвинер» (нем. Brotwinner). Шкот этого паруса вели на гик, выступавший за корму. На больших люгерных парусах в необходимых случаях применяли опорные деревья (нем. Spreizbaum), пришедшие из немецкого парусного судоходства. Это шесты с вилкой на конце, которую вставляли в люверс риф-банта на боковой наветренной шкаторине паруса. Другой конец шеста ставили на палубе в специально выдолбленную деревянную опору или подвязывали к мачте либо к релингу. Ванты мачт набивали талями.

Люгеры были быстроходными парусниками и в Английском канале часто использовались для контрабанды. «Шас-маре» в основном французские суда, а люгеры — английские. Во французском военно- морском флоте люгеры были введены в 1760 г

 

6bf63dc1fbad.jpg

Наряду с галерой шебека известнейший тип средиземноморского судна. Это было небольшое, длиной 25-35 м. по палубе судно, с сильно выдвинутым форштевнем и далеко за корму выступающей палубой. Наибольшая ширина вехней палубы составляла около 1/3 ее длины, форма подводной части была исключительно острой. Шебека очень рано была признана корсарами варварского побережья северной Африки в качестве быстрейшего парусника. Французские ВМС пытались огонь загасить огнем и поэтому сделали шебеку важнейшей частью своего средиземноморского флота. Эти суда вооружали 16-24 пушками.

 

 

f7cba28a09bb.jpg

Обшивка этого корабля, набрана не внакрой, подобно черепице на крыше дома, как это делали раньше, а вгладь: одна доска вплотную к другой. И хотя такой способ обшивки знали и прежде, тем не менее заслугу его изобретения приписывают корабелу из Бретани по имени Жюлиан, который назвал этот способ "карвель", или "кравеель". Название обшивки позже перешло в наименование типа судов — каравелла. Каравеллы были изящнее коггов и имели лучшее парусное вооружение, поэтому не случайно средневековые первооткрыватели избирали для заморских походов эти прочные, ходкие и вместительные корабли. Характерные особенности каравелл — высокие борта, глубокая седловатость палубы в средней части судна и смешанное парусное вооружение. Только фок-мачта несла четырехугольный прямой парус. Латинские паруса на косых реях грот- и бизань-мачты позволяли судам ходить круто к ветру. 

 

Галион - военное судно португальского происхождения. Первое упоминание о нем относится к 1535 году. В дальнейшем галион становится основой флотов испанцев и англичан.

Вооруженный, как большое парусное судно того времени, галион имел сравнительно острый корпус, длина которого по килю равнялась тройной ширине. Именно на нем впервые орудия были установлены и над, и под главной палубой, что привело к появлению батарейных палуб; орудия стояли по бортам и стреляли через порты. Вследствии этого были значительно сокращены помещения для перевозки грузов. Отсутствие высоких надстроек и длинный корпус позволял галиону ходить быстрее и круче к ветру, чем "круглым" судам.

cfcb3cf6ed48.jpg

Cудно было построено в 60-е годы XVI века в Англии. Длина галиона 18,3 м, ширина 5,8 м, осадка 2,45 м, грузовместимость 100 - 150 брт. Пожалуй, это был один из самых маленьких галионов. В XVI-XVII веках такие суда составляли основу флотов испанцев, англичан и французов. Водоизмещение крупнейших испанских галионов доходило до 1000 т и более, длина 50 м (37 м по килю), ширина 12 м. На двух батарейных палубах располагалось 50 - 80 орудий.

 

198a360a6dc0.jpg

B начале XVII века на севере Европы появился новый тип судна - пинасс, несколько напоминавший флейт, но значительно отличавшийся от него менее вогнутыми шпангоутами и плоской кормой. Передняя часть корабля заканчивалась почти прямоугольной поперечной переборкой, простирающейся по высоте от палубы до полубака. Такая форма передней части судна просуществовала до начала XVIII века. Пинасс был длиной до 44 м, имел три мачты и мощный бушприт. На грот- и фок-мачтах поднимали прямые паруса, на бизань-мачте - бизань и над нею крюйсель, а на бушприте - блинд и бом-блинд. Водоизмещение пинассов 150 - 800 т. Предназначались они в основном для торговых целей. 

a92c12a3f98b.jpg

Каракка (исп. Carraca) — большое торговое или военное парусное трехмачтовое судно XVI-XVII веков. Водоизмещение до 2 тысяч (чаще 800-850) тонн. Вооружение 30-40 пушек. Судно могло вместить до 1200 человек. Судно имело до трёх палуб и было рассчитано на длительные океанские плавания. Каракка была тяжёлой на ходу и обладала плохой маневренностью. Тип такого судна был изобретен генуэзцами.
В 1519—1521 каракка«Виктория» из экспедиции Магеллана впервые совершила кругосветное плавание.

На каракке впервые были применены пушечные порты и осуществлено размещение орудий в закрытых батареях. "Санта-Мария", самая известная каракка Колумба, на картине Andries van Eertvelt, 1628

Изменено пользователем PrimarhTiger

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
541
[SQUAD] Benzin_Levitz
Коллекционер, Коллекционер-испытатель
1 686 публикаций

Хм... узнал достаточно нового (хотя не всё прочитал), предоставленное изображение, очень интересное (жаль за каждым номером, нужно лезть под спойлер). Вам большой +.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
501 публикация
646 боёв

Схема корабля victory очень удачная . Мне понравилось . Плюсую.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
84 публикации
1 бой
В зависимости от вида парусного вооружения различают следующие парусные суда:
  1. пятимачтовый корабль (пять мачт с прямыми парусами);
  2. пятимачтовый барк (четыре мачты с прямыми парусами, одна, на корме, с косыми);
  3. четырехмачтовый корабль (четыре мачты с прямыми парусами);
  4. четырехмачтовый барк (три мачты с прямыми парусами, одна с косыми);
  5. корабль (три мачты с прямыми парусами);
  6. барк (две мачты с прямыми парусами, одна с косыми);
  7. баркентина (шхуна-барк; одна мачта с прямыми и две с косыми парусами);
  8. шхуна, точнее, трехмачтовая марсельная шхуна – джекасс (все мачты с косыми парусами и несколько верхних прямых парусов на фок мачте);
  9. бриг (две мачты с прямыми парусами);
  10. бригантина (шхуна-бриг: одна мачта с прямыми парусами, одна с косыми);
  11. бомбарда (одна мачта почти по середине судна с прямыми парусами и одна, сдвинутая в корму, с косыми);
  12. шхуна, точнее, гафельная шхуна (две мачты с косыми парусами);
  13. шхуна, точнее, двухмачтовая марсельная шхуна (мачты с косыми парусами и несколько верхних прямых парусов на фок-мачте);
  14. каравелла (три мачты: фок-мачта с прямыми парусами, остальные – с латинскими);
  15. "трабакколо" (две мачты с люгерными, т.е. рейковыми, парусами);
  16. шебека (три мачты: фок- и грот-мачты с латинскими парусами, бизань мачта с косыми);
  17. фелюка (две мачты, наклоненные к носу, с латинскими парусами);
  18. тартана (одна мачта с большим латинским парусом);
  19. тендер (одна мачта с косыми парусами);
  20. "бово" (две мачты: передняя с латинским парусом, задняя с гафельным или латинским парусом);
  21. "нависелло" (две мачты: первая – в носовой части, сильно наклоненная вперед, несет парус трапециевидной формы, крепящийся за грот-мачту; грот-мачта – с латинским или иным косым парусом);
  22. "баланселла" (одна мачта с латинским парусом);
  23. шлюп (одна мачта с косыми парусами);
  24. иол (две мачты с косыми парусами, меньшая – бизань-мачта - стоит позади руля);
  25. кеч (две мачты с косыми парусами, причем бизань-мачта стоит перед рулем);
  26. динги (одна мачта с гафельным парусом вынесена к носу);
  27. люгер (три мачты с рейковыми парусами, применяется во Франции в прибрежном плавании).
Кроме перечисленных парусников существовали еще большие семи-, пяти- и четырехмачтовые шхуны, преимущественно американского происхождения, несущие только косые паруса.

 

 

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
68 публикаций
35 боёв

автор огромное спасибо за тему , на полном серьезе ) раньше много слышал разных названий короблей и не понимал что они означают а специально искать информацию времени не было , а тут случайно наткнулся и с удовольствием почитал !  

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
27 публикаций
103 боя

Очень интересно))) тем более поя я "Юнга"))) в кораблях не в зуб ногой))) пока разбираюсь с обозначениями и терминами))) Очень много новых слов))) 

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
57 публикаций

Кстати я когда читал про пиратов, то сильно удивился их не соответсвию играм и фильмам по размеру кораблей.

Я думал, что раз пират значит чем больше пушек, тем лучше.  А оказывается большинство пиратов плавали на шлюпах(10-18 пушек), бригах(10-20 пушек) и люггерах(10-16 пушек). Причем с помощью этих корабликов брали на абордаж и испанские галеоны с 50 пушками и голландские флейты(самые защищенные торговые судна того времени) с 46-48 пушками. 

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
83 публикации

60325755ffd6.jpg

Шнява — небольшое двухмачтовое судно с прямыми парусами и бушпритом. В 17–18 веках шнявы были распространены в Англии, Франции и Швеции. Несла две мачты с прямыми парусами, бушприт, стаксель и кливер. Паруса и такелаж на грот- и фок-мачтах располагали так же, как и на трехмачтовых судах.

Главной особенностью шнявы являлась шняв- или трисель-мачта. Это была тонкая мачта, стоявшая на палубе в деревянном блоке сразу за грот-мачтой. Топ ее крепили железным бугелем или поперечным деревянным брусом на (или под) задней стороне грот-марса.

Шнявы, находившиеся на военной службе, обычно называли корветами или военными шлюпами. Часто они не несли шняв-мачту, а на ее месте от задней стороны топа грот-мачты был проведен трос — «джек-штаг», который на палубе набивали найтовом на юферсах. Бизань крепили к этому штагу, причем гафель был неподъемным. Длина шнявы была 20 — 30 метров, ширина 5 — 7,5 метров водоизмещение около 150 тонн, экипаж до 80 человек. Военные шнявы вооружались 12 — 18 пушками малого калибра и использовались для разведки и посыльной службы.

 

760fa49a8599.jpg

Бриг — двухмачтовое парусное судно с грот- и фок-мачтами, на котором на грота-рее не было грота, а нижняя часть грот-мачты была вооружена как бизань-мачта.

Бриг с сухим грота-реем. На месте обычного грота-рея находился сухой рей и грота-трисель (или косой грот), который, как и бизань судна с полным вооружением, имел гафель и гик. Однако этот парус был больших размеров, чем обычная бизань. Переднюю шкаторину триселя крепили к сегарсам, одетым на грот-мачту, по которой они двигались вверх и вниз. Задние ванты от топа мачты до юферсов были оклетневаны, чтобы предотвратить перетирание грота-триселя, а задние фордуны поставлены на тали. 

Бриг как тип судна создан на основе малой бригантины и шнявы. Бригантина в первой половине века имела только фокмачту с прямыми парусами и грот-мачту с одним косым. Около 1760 г. на грот-стеньгу был поставлен легкий прямой парус, а затем прямые паруса на реи грот-стеньги и грот-брам-стеньги. Название «бриг» вместо «бригантины» стало все чаще встречаться и в литературе XVIII в.; используются оба наименования для одинаковых объектов. В военном флоте бриг с 1770 г. стал применяться для разведывательных целей.

 

1fce4bbe328f.jpg

Люгер имел две, иногда три мачты. Третью мачту ставили на корме и гик выдавался за нее. Бушприт был поставлен почти горизонтально.

Родиной судов с двумя мачтами и рейковым вооружением люгера была Бретань. В 18 веке их называли «шас-маре» (франц. chasse-maree — «охотники за приливами»). Они были с круглой кормой, беспалубные, не длиннее 15 метров и значительно меньше трехмачтовых люгеров (до 25 метров). «Шас-маре» 18 века на обеих мачтах несли только по одному люгерному парусу. Передняя мачта стояла на месте соединения киля с форштевнем. Грот-мачта, находившаяся в середине судна, была очень сильно наклонена назад. Большие и часто трехмачтовые люгеры имели палубу, транцевую корму и несколько парусов.

Военные люгеры наряду с люгерными парусами и топселями несли также и брамсели, поставленные на «летучее» удлинение столбового топа мачты. В то время, как «шас-маре» XVIII в. не имели бушприта, люгеры несли 1—3 стакселя. Люгерные же паруса имели трапециевидную форму и были присоединены к рейкам. Реек подвешивали с помощью стропа, прикрепленного к нему на 1/3 его длины, считая от нижнего нока, а не посередине, как было на других судах. Мачты несли стеньги, прикрепленные к задней стороне топа мачты железными бугелями. К стеньгам иногда подвязывали дополнительные деревья, которые и несли брамсели. Такелаж люгерных парусов был очень простой: фалы — основной и верхнего нока и брасы. Топсели иногда имели гитов, а нижние паруса — галс и шкот и добавочную парусину — бонет.

Парус на третьей мачте называли «бротвинер» (нем. Brotwinner). Шкот этого паруса вели на гик, выступавший за корму. На больших люгерных парусах в необходимых случаях применяли опорные деревья (нем. Spreizbaum), пришедшие из немецкого парусного судоходства. Это шесты с вилкой на конце, которую вставляли в люверс риф-банта на боковой наветренной шкаторине паруса. Другой конец шеста ставили на палубе в специально выдолбленную деревянную опору или подвязывали к мачте либо к релингу. Ванты мачт набивали талями.

Люгеры были быстроходными парусниками и в Английском канале часто использовались для контрабанды. «Шас-маре» в основном французские суда, а люгеры — английские. Во французском военно- морском флоте люгеры были введены в 1760 г

 

6bf63dc1fbad.jpg

Наряду с галерой шебека известнейший тип средиземноморского судна. Это было небольшое, длиной 25-35 м. по палубе судно, с сильно выдвинутым форштевнем и далеко за корму выступающей палубой. Наибольшая ширина вехней палубы составляла около 1/3 ее длины, форма подводной части была исключительно острой. Шебека очень рано была признана корсарами варварского побережья северной Африки в качестве быстрейшего парусника. Французские ВМС пытались огонь загасить огнем и поэтому сделали шебеку важнейшей частью своего средиземноморского флота. Эти суда вооружали 16-24 пушками.

 

 

f7cba28a09bb.jpg

Обшивка этого корабля, набрана не внакрой, подобно черепице на крыше дома, как это делали раньше, а вгладь: одна доска вплотную к другой. И хотя такой способ обшивки знали и прежде, тем не менее заслугу его изобретения приписывают корабелу из Бретани по имени Жюлиан, который назвал этот способ "карвель", или "кравеель". Название обшивки позже перешло в наименование типа судов — каравелла. Каравеллы были изящнее коггов и имели лучшее парусное вооружение, поэтому не случайно средневековые первооткрыватели избирали для заморских походов эти прочные, ходкие и вместительные корабли. Характерные особенности каравелл — высокие борта, глубокая седловатость палубы в средней части судна и смешанное парусное вооружение. Только фок-мачта несла четырехугольный прямой парус. Латинские паруса на косых реях грот- и бизань-мачты позволяли судам ходить круто к ветру. 

 

Галион - военное судно португальского происхождения. Первое упоминание о нем относится к 1535 году. В дальнейшем галион становится основой флотов испанцев и англичан.

Вооруженный, как большое парусное судно того времени, галион имел сравнительно острый корпус, длина которого по килю равнялась тройной ширине. Именно на нем впервые орудия были установлены и над, и под главной палубой, что привело к появлению батарейных палуб; орудия стояли по бортам и стреляли через порты. Вследствии этого были значительно сокращены помещения для перевозки грузов. Отсутствие высоких надстроек и длинный корпус позволял галиону ходить быстрее и круче к ветру, чем "круглым" судам.

cfcb3cf6ed48.jpg

Cудно было построено в 60-е годы XVI века в Англии. Длина галиона 18,3 м, ширина 5,8 м, осадка 2,45 м, грузовместимость 100 - 150 брт. Пожалуй, это был один из самых маленьких галионов. В XVI-XVII веках такие суда составляли основу флотов испанцев, англичан и французов. Водоизмещение крупнейших испанских галионов доходило до 1000 т и более, длина 50 м (37 м по килю), ширина 12 м. На двух батарейных палубах располагалось 50 - 80 орудий.

 

198a360a6dc0.jpg

B начале XVII века на севере Европы появился новый тип судна - пинасс, несколько напоминавший флейт, но значительно отличавшийся от него менее вогнутыми шпангоутами и плоской кормой. Передняя часть корабля заканчивалась почти прямоугольной поперечной переборкой, простирающейся по высоте от палубы до полубака. Такая форма передней части судна просуществовала до начала XVIII века. Пинасс был длиной до 44 м, имел три мачты и мощный бушприт. На грот- и фок-мачтах поднимали прямые паруса, на бизань-мачте - бизань и над нею крюйсель, а на бушприте - блинд и бом-блинд. Водоизмещение пинассов 150 - 800 т. Предназначались они в основном для торговых целей. 

a92c12a3f98b.jpg

Каракка (исп. Carraca) — большое торговое или военное парусное трехмачтовое судно XVI-XVII веков. Водоизмещение до 2 тысяч (чаще 800-850) тонн. Вооружение 30-40 пушек. Судно могло вместить до 1200 человек. Судно имело до трёх палуб и было рассчитано на длительные океанские плавания. Каракка была тяжёлой на ходу и обладала плохой маневренностью. Тип такого судна был изобретен генуэзцами.
В 1519—1521 каракка«Виктория» из экспедиции Магеллана впервые совершила кругосветное плавание.

На каракке впервые были применены пушечные порты и осуществлено размещение орудий в закрытых батареях. "Санта-Мария", самая известная каракка Колумба, на картине Andries van Eertvelt, 1628

 

Кратко и ясно. С интересом прочитал, спасибо.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Эту страницу никто не просматривает.

×