Перейти к содержимому
Для публикации в этом разделе необходимо провести 50 боёв.
PrimarhTiger

Клиперы России

В этой теме 11 комментариев

Рекомендуемые комментарии

168 публикаций

 

Русский клипер
«Великая княжна Мария Николаевна» («Hesperus»)

 

 

    ce18ec1b7c7f.jpg


 

 

Британский клипер «Hesperus», построен 11 ноября 1873 года в Гриноке на верфи знаменитого кораблестроителя Роберта Стиила по заказу судоходной фирмы «David and Moor». В течение 20 лет парусное судно осуществляло морские перевозки по известным клиперским маршрутам Австралия - Великобритания. У клипера «Hesperus» были и достижения, относящие его к числу лучших парусных кораблей. В 1894 году расстояние от Лондона до Мельбурна клипер преодолел за 81 сутки, обычно это расстояние суда проходили за 92 дня. Однако в 1892 году в судьбе клипера произошли глобальные перемены - на его борту появились курсанты учебных заведений, проходившие морскую практику на чудо-корабле. Славно послужив Британии, клипер был продан Российской империи за 9000 фунтов стерлингов и приписан к Одесскому училищу торгового мореплавания, которое уже выпускало будущих мореплавателей с 1866 года.
Клипер получил новое наименование «Великая княжна Мария Николаевна», в честь дочери царя Николая I, а первым капитаном учебного судна был назначен капитана 2 ранга в отставке П. З. Балк, потомственный моряк и прекрасный специалист морского дела. С его появлением, на клипере воцарила дисциплина. Экипаж судна состоял их трех помощников капитана, двух боцманов, старшего матроса, старшего рулевого, мастера-парусника, судового плотника, машиниста, обслуживающего паровую машину, матросов 2-го и 1-го классов.
Корпус клипера был набран по поперечной схеме и выполнен из двусварочного железа под наблюдением Английского Ллойда. Судно относилось к высшему классу 100А1. Это было двухпалубное с баком и ютом судно, с двумя водонепроницаемыми переборками в носу и корме. Клипер имел красивые обводы и устремленный вперед и вверх форштевень, продолжением которого являлись бушприт с утлегарем и бом-утлегарем. Проще говоря, плавностью корпуса клипера можно было восхищаться вечно. Корпус клипера «Великая княжна Мария Николаевна» был более прочным, чем у композитных судов, что способствовало увеличить вместимость до 2000 регистровых тонн.
Высота фок-мачты от киля до клотика равнялась 55,3 м с углом наклона 3,5˚, грот-мачты 56,3 м - с углом наклона 4,5˚, бизань-мачты 48,7 м - с углом наклона 6˚. Весь рангоут, за исключением тех, которые были выполнены из крепкого красного дерева, были железными и по старой морской традиции имели черный цвет. Ноки и топы имели белый цвет. Парусное вооружение клипера время от времени менялось. Так в 1892 году классический клипер «Hesperus» расстался с «королевскими» парусами, когда впервые опробовал себя в новой роли учебного судна. В 1908 году некоторые деревянные реи брамселей клипера, которые изрядно износились, были просто сняты, а бизань-мачта осталась «сухой» сняв с нее прямые паруса. Немного усовершенствовав паруса на фок-мачте и грот-мачте, парусник уже имел вооружение барка. При этом его ходовые качества практически не изменились - морское судно по-прежнему развивало 6 узлов.
Уже в 1913 году клиперу был предан прежний облик. Был восстановлен рангоут и заменен весь такелаж, были пошиты новые паруса для полного парусного вооружения клипера. Кроме того на судне был смонтирован паровой котел, который обеспечивал работу механизмов брашпиля и лебедок, а также нескольким другим устройствам. На клипере появилось электроснабжение и паровое отопление, также на парусном судне было добавлено второе дно, радиостанция и смонтированы балластные цистерны емкостью 280 литров.

 

 

 


 8be2ba7d5809.jpg

 

 

Став учебным судном, клипер «Великая княжна Мария Николаевна» забыл об океанских просторах, теперь он бороздил Черное море. В конце мая клипер бросал якорь на рейде Одессы. После десятидневной стоянки он отправлялся к берегам Феодосии или Геленджика, где в течение двух недель с курсантами проводились шлюпочные учения. Затем клипер следовал вдоль берегов Кавказских гор и Крыма и через несколько недель, в конце августа он прибывал в Одессу, где брал на борт новых кандидатов. После 25 августа парусник отправлялся к болгарским берегам. Во время этого плавания принимались практические экзамены в присутствии экзаменационной комиссии, а уже 24 октября все курсанты счастливые сходили на берег. 
Учеников на клипер набирали из числа курсантов Одесского училища и иногородних практикантов. Их количество могло достигать 110 человек. На клипере была установлена строгая дисциплина как на военном корабле. Они несли вахту и выполняли приказы старших командиров. Частыми на клипере были авральные работы и тренировки по спуску спасательных шлюпок как в штиль, так при волнении моря. Быт курсантов был организован рационально, но немного строго. Практиканты в ночное время отдыхали в подвесных парусинах, которые подвешивались как гамаки, а в дневное время «койки» убирались, при этом освобождалось пространство в кубрике, а у «владельцев» «кроватей» отпадало желание поваляться на них. 
В 1913 году на клипере «Великая княжна Мария Николаевна» был проведен капитальный ремонт, который проходил в Англии на верфи «Swan & Hunter», расположенной в городке Уоллсенд. После чего парусное судно было отправлено в Балтийском море, где продолжило свои учебные морские походы с выходом в Северное море. Судьба клипера в этот период окутана тайной и нет никаких данных, рассказывающих об этом. Однако, известно, что клипер благополучно пережил первую мировую войну и в 1921 году был продан английской судоходной компании «London Steamship and Trading Co.», и переименован в «Silvana». Он выполнял рейсы по Средиземному морю. В одном из очередных морских походов в 1924 году судно попало в сильнейший шторм и недалеко от порта Генуи затонуло. 

 

Так загадочно прервалась судьба прекрасного клипера «Великая княжна Мария Николаевна», который стал единственным парусным судном такого типа в русском парусном флоте.

 


Длина - 79,9 м.
Ширина - 12,1 м.
Осадка - 6,05 м.
Водоизмещение - 2870 тонн.
Площадь парусов - 2906 кв. м.
Вместимость - 1859 регистровых тонн.
Экипаж - 150 человек.
Число курсантов - 110 человек. 

 

 

 

 

 

Клипер «Абрек»
Россия, 1860 год

 

a909005fe2d7.jpg


Клипер «Абрек». Худ. В.Шиляев
Военно-исторический музей ТОФ г. Владивостока

Винтовой клипер с парусным вооружением. Строился в Финляндии. Корпус набран из дуба, подводная часть обшита медью, водоизмещение - 1069 т., вооружение - три 60-ти фунтовые пушки №1, ставились в диаметральной плоскости и могли вести огонь на оба борта (для этого их перекатывали от борта к борту по рельсовой системе), и две 8-ми фунтовые орудия, одно на левый борт, второе на правый (в 1867 году 8-ми фунтовые орудия были заменены на четыре 4-х фунтовых нарезных пушки); машина - 300 л. с., была заказана в Англии. В 1861 г. под командованием капитан-лейтенанта К.П. Пилкина прошел вокруг мыса Доброй Надежды на Дальний Восток, посетив Сингапур, Гонконг, Шанхай. 25 июня 1862 г. бросил якорь в Новгородской гавани (залив Посьета). В течение последующих лет плавал в составе Сибирской флотилии и Тихоокеанской эскадры, базируясь во Владивостоке. В 1862-1863 гг. ходил под флагом начальника эскадры Тихого океана контр-адмирала А.А. Попова из залива Ольги в Петропавловск-Камчатский, а оттуда в Сан-Франциско; затем находился в южных водах, заходил в Сингапур, Калькутту, посетил Новую Каледонию. В августе 1863 г. вернулся в Императорскую Гавань (Советскую Гавань) и затем в залив Де-Кастри (Чихачева). В конце 60 и 70-х гг. плавал в дальневосточных морях с различными служебными заданиями. В 1870 году клипер "Абрек" был тимберован в Крондштадте, а в 1872 году бул зачислен в состав Сибирской флотилии, по прибытии туда. В 1876 г. лейтенантом Э.В. Майделем с клипера были произведены гидрологические и магнитные исследования в Японском и Охотском морях и в проливе Лаперуза. В 1877 г. клипер участвовал в походе отряда кораблей Тихоокеанской эскадры до Сан-Франциско. Осенью этого же года командиром клипера стал капитан II ранга В.М. Лавров. Под его командованием клипер три года по предложению морского министерства использовался в гидрографических и лоцмейстерских целях. В 1886 г. из состава Сибирской военной флотилии вместе с судном "Клипер" и винтовыми лодками "Горностай" и "Нерпа" выделен для осуществления морского надзора и охраны рыбных и морских промыслов Приамурского края. На ней держал свой флаг контр-адмирала Д.В. Фельдгаузен. 20 сентября 1888 г. клипер был разоружен и сдан на хранение во Владивостокский порт, а в 1892 г. исключен из списков флота и предназначен к разборке. О нем вице-адмирал С.О.Макаров сказал: «... бравый клипер «Абрек» под командою капитана II ранга Пилкина был самым лихим судном самого лихого периода нашей Тихоокеанской эскадры».
 

 

 

Клипер «Гайдамак»
Россия, 1860 год

 

7604fbbd6065.jpg

 

Деревянный винтовой клипер с парусным вооружением. Строился в Норфолке. Клипер «Гайдамак» был ровесником Владивостока, его построили в 1860 году. О нем в том же году написал журнал «Морской сборник»: «4 сентября 1860 г. в Норфолкском адмиралтействе в присутствии графа Путятина спущен на воду заказанный русским правительством винтовой клипер «Гайдамак» в 1000 тонн и машиной 250 сил».
Полное водоизмещение клипера — 1094 тонны, длина — 65 метров, ширина — 9,3 метра, вооружение состояло из 3 бомбических и 4 малых десантных орудий, мощность машины — 250 лошадиных сил, команда состояла из 154 нижних чинов и девяти офицеров.
В мае 1860 года вышел на Дальний Восток под командованием капитана-лейтенанта А.А. Пещурова. Во время перехода клипер посетил некоторые китайские порты, заходил в Новгородскую гавань и более месяца находился в заливе Петра Великого, после чего пошел на север в Николаевск, посетив попутно залив Святой Ольги, Де-Кастри (Чихачева) и Дуэ, где клипер штормом выбросило на берег 28 августа 1861 года.
С великим трудом был снят только 30 мая следующего года судами Сибирской флотилии; отправился в Шанхай на ремонт, после чего пошел на ремонт в Кронштадт, куда прибыл в 1864 году. В течение 26 лет клипер верно служил России. В составе Тихоокеанской эскадры контр-адмирала А. Попова в 1863-1864 гг. он посетил Северо-Американские Соединенные Штаты. «Гайдамак» стал первым русским клипером, получившим в 1867 г. мины на откидных шестах. Он удачно применил их на маневрах флота в июле 1869 г. на Транзундском рейде, атаковав старый клипер «Наездник», служивший в качестве мишени. После модернизации в 1870 вновь был направлен в дальневосточные воды, где удачно плавал ряд лет, совершая походы от Корейского до Берингова проливов.
Летом этого же 1870 года обошел почти все порты на восточном побережье Сибири, был в Японии. В июле совершил в исключительно трудных ледовых условиях поход в малоизвестный в то время Тугурский залив в Охотском море, а в июле - сентябре 1875 года ходил до Уэлена и через Берингов пролив выходил в Северный Ледовитый океан. Во время этого похода попутно были произведены гидрографические работы.
В навигацию 1876 года клипер перешел из Японии во Владивосток, а затем под флагом капитана-адмирала Пузино обошел все побережье залива Петра Великого, особенно подробно осмотрев заливы Посьета и Стрелок.
Несколько лет находился в Японии (Иокогама) в распоряжении посланника. Исключен из списков флота в 1886 году.

 

Изображения

 

87d6a40ff260.jpg
ae6cf296cd86.jpg
Клипер Гайдамак в бухте Золотой Рог 1874г
9527d99a44a4.jpg
Клипер Гайдамак в бухте Врангель
94e8d49b5899.jpg
Клипер Гайдамак в океане

по материалам:
http://korabley.net/

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
113 публикации

ммм... Довольна неплохо сделано.

(Автор добавь пожалуйста источник.)

Изменено пользователем zhenia5103

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
168 публикаций

ммм... Довольна неплохо сделано.

(Автор добавь пожалуйста источник.)

Ссылку не проверил. Отредактировал.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
86 публикаций
24 боя

Автор, советую подспойлерить,  а то сейчас сбегутся "Умники" и будут писать мол спойлеры, ничего не понятно.. А так молодец! Интересно было почитать, спасибо!

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
168 публикаций

Автор, советую подспойлерить,  а то сейчас сбегутся "Умники" и будут писать мол спойлеры, ничего не понятно.. А так молодец! Интересно было почитать, спасибо!

Я в большей степени картинки под сполеры добавлял. Они "тяжелее" для слабого интернета.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
199 публикаций
37 боёв

Тема хорошая, но в следующий раз используй пожалуйста больше спойлеров

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
4
[ODUA] Torbinsan
Коллекционер, Коллекционер-испытатель
325 публикаций
6 641 бой

Оформление - это фон. Материал - это главное. А вот с материалом всё в порядке.

ТС молодец, заслуженный плюс.

Перед распадом СССР имел самый большой учебный парусный флот. И история развития флота неотрывно связана с практикой под парусами..

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
1
[IJN] roi76
40 публикаций
4 744 боя

«Великая княжна Мария Николаевна» («Hesperus») красивое название

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Альфа-тестер, Организатор турнира
654 публикации

А что такое клипер

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
168 публикаций

А что такое клипер

Торговый корабль с с невысоким, узким и длинным корпусом. Максимальная скорость к тому времени достигала 17-20 узлов при попутном ветре. За это корабль и получил своё название, которое в переводе с английского означает "Стригущей верхушки волн". Корпус клипера был настолько вытянутым, что отношение его длины к ширине доходило до 7:1. Заострённая носовая оконечность обладала дополнительной плавучестью. В то же время, будучи более узкой, она в меньшей степени страдала от ударов волн и меньше заливалась водой. 

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Эту страницу никто не просматривает.

×