Перейти к содержимому
Для публикации в этом разделе необходимо провести 50 боёв.

В этой теме 8 комментариев

Рекомендуемые комментарии

3 648
[C0D] Alkena
Бета-тестер, Коллекционер, Моделист
10 219 публикаций
6 379 боёв

SMS Emden (1908)

 

af2e3fb20f13.jpg

 

История самого известного германского рейдера Великой войны


Легкий крейсер «Эмден» германского императорского флота без преувеличения может считаться один из самых прославленных военных кораблей Великой войны. Его боевой путь быть недолгим — всего чуть более трех месяцев. Но за это время он совершил, казалось бы, невозможное. Под командованием молодого капитана Карла фон Мюллера корабль, вышедший из германской военно-морской базы в Циндао, прошел через два океана — Тихий и Индийский, уничтожив в этом рейде 23 вражеских транспорта, крейсер и миноносец. Действия «Эмдена» стали образцом дерзкой и успешной крейсерской войны, нарушив на время британскую морскую торговле в Индийском океане. При этом экипаж «Эмдена» строго соблюдал не только законы и обычаи войны, но и рыцарские традиции — немцы не убили и не бросили в океане на произвол судьбы ни одного пленного моряка или пассажира. Своим щепетильным отношением к высокому понятию офицерской чести капитан 2-го ранга Карл фон Мюллер заслужил во всемирной военно-морской истории почетное звание «последнего джентльмена войны», которое никогда не оспаривал никто из его врагов.

 56d473a93927.jpg


Карл фон Мюллер родился 16 июня 1873 в Ганновере в семье полковника прусской армии. После учёбы в гимназии в Ганновере и Киле он поступил в военную академию в Плёне, Шлезвиг-Гольштейн, но в 1891 году перевёлся в императорский флот. Мюллер служил на учебном корабле «Штош», затем на фрегате «Гнайзенау» участвовал в походе в Америку. В октябре 1894 в звании лейтенанта он получил должность связиста на линкоре «Баден», а затем на однотипном корабле «Саксония».

Мюллер был повышен в звании до оберлейтенанта цур зее и направлен на канонерскую лодку «Швальбе». Во время размещения «Швальбе» в Германской Восточной Африке он заразился малярией, от которой страдал всю оставшуюся жизнь. После возвращения в Германию в 1900 году он служил на берегу, пока не стал вторым артиллерийским офицером на линкоре «Кайзер Вильгельм». Назначение в штаб адмирала принца Генриха Прусского стало большой удачей в его карьере.

Затем его пригласили в Берлин. Будущий капитан «Эмдена» Карл фон Мюллер стал учеником выдающегося германского военного теоретика и флотоводца, гросс-адмирала Альфреда фон Тирпица, проработав у него 3 года младшим сотрудником в военно-морском департаменте Германской империи. Создатель фундаментальной военно-морской «Теории риска», включавшей, помимо прочего, теоретическое обоснование неограниченного рейдерства в Мировом океане, фон Тирпиц разглядел в скромном офицере своего единомышленника. Весной 1913 года, по рекомендации гросс-адмирала малоизвестный штабной офицер из Ганновера неожиданно получил почетное повышение — звание капитана 2-го ранга с назначением командиром на крейсер «Эмден» в Циндао.

 

Последний бой(Бой у Кокосовых островов).

 65c676518398.jpg


Невероятная по дерзости и удачливости миссия «Эмдена» по логике любой войны когда-то должна была закончиться. За много дней блистательного рейда Карл фон Мюллер, скорее всего, по причине психологической усталости впервые допустил у Кокосовых островов крупную ошибку, которая и оказалась роковой.

2 ноября в укромной бухте одного из необитаемых островов Карл фон Мюллер выстроил переодетую в новую форму команду крейсера на палубе. Торжественно играл гимн — 40 матросов «Эмдена» были награждены медалями.

Казалось бы, все развивалось по хорошо продуманному плану: следующей операцией должно было стать уничтожение радиостанции и кабельной релейной станции на острове Дирекция, расположенном в цепи Кокосовых островов.

Захват станции, предпринятый немецким десантом 9 ноября в 6.30 утра, прошел успешно. Однако, прежде чем десантники ее взяли, австралийский радист успел передать в эфир SOS и сообщение о неопознанном военном корабле. Оно было принято находившимся в 55 милях флагманом оперативного конвоя, австралийским крейсером «Мельбурн». Его командир, капитан Мортимер Сильвер немедленно отправил к Дирекции новейший (1912 года постройки), скоростной крейсер «Сидней», вооруженный в основном калибре восемью дальнобойными 152-мм орудиями.

 

Радисты «Эмдена» перехватили приказ с «Мельбурна», однако из-за помех сочли сигнал слабым и по его импульсу определили удаление австралийских крейсеров в 200 миль. На самом же деле «Сиднею» до острова Дирекция оставалось 2 часа хода.
Элементарная осторожность диктовала необходимость ухода в открытый океан, но фон Мюллер, доверяя техническому заключению радиорубки, приказал готовиться к погрузке угля и вызвал по радио ранее захваченный пароход-угольщик «Бьюреск».
В 9.00 дозорный на мачте «Эмдена» увидел на горизонте дым, но на капитанском мостике предположили, что это приближается угольщик «Бьюреск». В 9.12 приближающийся корабль был опознан как четырехтрубный английский крейсер. Прозвучала боевая тревога — на крейсере взвыла авральная сирена, призывающая десант под командованием лейтенанта фон Мюкке вернуться на корабль. Сделать этого десант не успел — в 9.30 «Эмден» поднял якорь и устремился прочь от острова.

Но время было упущено: обросший за долгие месяцы морскими ракушками корпус «Эмдена» не позволял выдерживать даже проектную скорость в 23,5 узла (43,5 км/ч). Новейший «Сидней» шел на максимальной скорости почти в 26 узлов, а «Эмден», который простоял более 3 часов с приглушенными котлами, не мог мгновенно добиться необходимой силы пара.


В 9.40 стало очевидно, что от австралийского крейсера не удастся оторваться и «Эмден», открыв огонь, пошел на сближение. «Сидней», опасаясь знаменитых немецких торпед с радиусом действия около 3,5 км, стал отходить — не позволяя расстоянию между кораблями сократиться менее чем до 7000 метров. На этом расстоянии 50-мм броня его броневого корпуса выдерживала разрывы 102-мм немецких снарядов. Комендоры с «Эмдена» стреляли, тем не менее, превосходно: на «Сиднее» была разбита задняя мачта, разрушен главный артиллерийский дальномер, после восьмого залпа на австралийском корабле возник пожар.

Увидев пламя, охватившее корму «Сиднея», Карл фон Мюллер сделал отчаянную попытку выйти в торпедную атаку, однако «Сидней» вновь отошел, пользуясь своим преимуществом в скорости.
Австралийцы пристреливались дольше, но, когда добились накрытия, начался настоящий расстрел рейдера. После очередного залпа фугасный 152-мм снаряд попал в радиорубку «Эмдена. «Сидней» перешел на самый беглый огонь, при этом не позволяя немецкому рейдеру приблизиться на дистанцию эффективного воздействия его 102-мм снарядов. Вскоре на «Эмдене» прекратили работу электрические элеваторы, подающие снаряды из артиллерийских погребов. Прямое попадание разорвало дымовую трубу у фок-мачты, которая упала на борт, и черная копоть повалила на палубу, забивая стекла артиллерийских дальномеров, а затем пламя охватило корму рейдера.

 

В 11.15, пытаясь спасти экипаж, Карл фон Мюллер выбросил полыхавший крейсер на отмель у острова Северный Килинг. Увидев это, «Сидней» прекратил стрельбу. Командир «австралийца» Джон Глоссоп отправил на «Эмден» шлюпку с врачом и медикаментами, а потом — с надеждой пленить немецкий десант — ушел к острову Дирекция. На следующий день оставшиеся в живых офицеры и матросы с «Эмдена» были подняты на борт австралийского крейсера. Общие потери на «Эмдене» составили более половины от штатного состава экипажа: были убиты 131 и ранены 65 человек.

Десантная команда лейтенанта Гельмута фон Мюкке, оставленная на острове Дирекции, предприняла невероятную одиссею. Немцы не стали дожидаться австралийскую морскую пехоту — они захватили на острове старый парусник «Айша» и ушли на нем в открытое море. В одном из нейтральных портов, сменив «Айшу» на немецкий угольщик, команда фон Мюкке добралась до порта Ходейд в Йемене. Оттуда по суше, временами с боями, немцы пробились до границ Турции — союзника Германии в Великой войне. В июне 1915 года «железных корсаров» фон Мюкке с почетом встретили в германской военной миссии Константинополя.

 

Карл фон Мюллер и другие члены экипажа рейдера были помещены в лагерь военнопленных на Мальте. В октябре 1916 года, после успешного побега одного из офицеров «Эмдена», капитана доставили в Великобританию. В сентябре 1917 года он пытался бежать, но был пойман и провел, в качестве наказания, 56 дней в одиночной камере.
Малярия, которой заразился фон Мюллер в южных морях, подтачивала его здоровье. В январе 1918 года физическое состояние командира «Эмдена» стало настолько плохим, что англичане, ввиду уже очевидной победы в войне, отпустили его на родину.

 

Итоги рейдерства Эмдена

 

За всё время своей 12 недельной рейдерской эпопеи «Эмден» и Мюллер получил репутацию храбрости и рыцарственности, не достигнутую ни одним германским кораблём или капитаном. Мюллер был чрезвычайно щепетилен, избегая ущерба нейтралам и жертв среди гражданских лиц. Несмотря на взятие четырнадцати призов, единственными гражданским жертвами «Эмдена» стали 5 моряков, погибших при бомбардировке Мадраса (Индия), хотя Мюллером были приняты меры предосторожности, чтобы линия огня не пересекла жилые районы города. Во время дерзкого рейда на Пенанг «Эмден» также потопил русский крейсер «Жемчуг» и французский миноносец «Мушкет». Тридцать шесть выживших французских моряков с «Мушкета» были спасены «Эмденом», и когда три из них скончались от полученных ран, они были похоронены в море с полными воинскими почестями. Оставшиеся французы были переданы на британский пароход «Ньюбёрн», который, будучи остановлен, но не атакован германским кораблём, и отвёз их в Сабанг на Суматре в нейтральной Голландской Ост-Индии.

В Германии капитан фон Мюллер успел получить из рук кайзера Вильгельма II высшую военную награду — орден «Pour le Merite». В начале 1919 года Карл он вышел в отставку по состоянию здоровья и поселился в Брауншвейге, в городке Бланкенбург. Он жил один, очень скромно, используя все свои свободные средства для помощи нуждающимся членам команды «Эмдена», в первую очередь тем, кто стал инвалидом по ранению.
Сердце великого немецкого корсара остановилось утром 11 марта 1923 года. Ему было только 49 лет.
Заслуги выживших членов экипажа были высоко оценены на родине — уже после окончания войны они и их потомки были удостоены уникальной почести, получив право сменить фамилию на двойную, с добавлением слова «Эмден».

Кормовая доска  с погибшего SMS Emden стала национальной реликвией Германии и была передана правительством Австралии в 1933 году, в качестве жеста доброй воли.

 5ede65c5e509.jpg

PS: Кому интересны подробности прошу в эту тему: http://forum.worldofwarships.ru/index.php?/topic/392-%D0%B4%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%BB%D1%8C%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%8B-%D1%83%D0%B4%D0%B0%D1%87%D0%B8-%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F-%D0%BB%D0%B5%D0%B3%D0%B5%D0%BD%D0%B4%D0%B0%D1%80%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE-%D0%BA%D1%80%D0%B5%D0%B9%D1%81/

 

Память о крейсере

После гибели «Эмдена» тем же именем были названы четыре корабля немецкого флота, наследники имени символически наследуют и «Железный крест», которым был награждён крейсер:
Эмден (крейсер, 1916) — лёгкий крейсер типа «Кёнигсберг II».
Эмден (крейсер, 1925) — лёгкий крейсер времён Второй мировой войны.
Эмден (F 221) — Фрегат типа «Кёльн».
Эмден (F 210) — Фрегат типа «Бремен».

 

Изменено пользователем Alkena
  • Плюс 15

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
1 356
[SEXY] TbOMa_
Коллекционер, Коллекционер-испытатель
[SEXY]
4 379 публикаций
10 743 боя

Спасибо за такую хорошую статью. +

Я знал что эмден был был легендарным кораблем первой мировой, думаю из-за этой статьи об этом узнают больше людей:)

Изменено пользователем TbOMa_

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
3 648
[C0D] Alkena
Бета-тестер, Коллекционер, Моделист
10 219 публикаций
6 379 боёв

Спасибо за такую хорошую статью. +

Я знал что эмден был был легендарным кораблем первой мировой, думаю из-за этой статьи об этом узнают больше людей:)

 

В моей кратенько, а вообще кому интересно есть большая статья, ссылочка в самом низу статьи. Там целое исследование :)))
Изменено пользователем Alkena

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
2 028
[DNO] Yalomishte
Коллекционер, Старший бета-тестер
6 997 публикаций
3 798 боёв

Отличный корабль, отличная история, замечательная статья :medal: Спасибо за труд,  восхищаюсь приверженности традициям и кодексу чести Капитана и его команды. В наше время это большая редкость. :hmm: 

  • Плюс 3

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
3 648
[C0D] Alkena
Бета-тестер, Коллекционер, Моделист
10 219 публикаций
6 379 боёв

Отличный корабль, отличная история, замечательная статья :medal: Спасибо за труд,  восхищаюсь приверженности традициям и кодексу чести Капитана и его команды. В наше время это большая редкость. :hmm: 

 

Да были люди в наше время как говорится. За похвалу спасибо. Будут и еще статьи не волнуйтесь, у вас будет что почитать :)
Изменено пользователем Alkena
  • Плюс 1

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
80
dm405
356 публикаций
3 983 боя

Спасибо! 

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
1 313
[C0D] K0K0PELLI
Старший альфа-тестер, Коллекционер-испытатель
[C0D]
1 857 публикаций
10 029 боёв

Спасибо за труды Алексей!

Отличная статья!

:great::honoring:

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
3 648
[C0D] Alkena
Бета-тестер, Коллекционер, Моделист
10 219 публикаций
6 379 боёв

Спасибо за труды Алексей!

Отличная статья!

:great::honoring:

 

Незачто:)

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Эту страницу никто не просматривает.

×