Перейти к содержимому
Для публикации в этом разделе необходимо провести 50 боёв.

В этой теме 21 комментарий

Рекомендуемые комментарии

664 публикации
195 боёв

6ecf84abd4b66e2f6627cc0.jpg

 

Всем привет, уважаемые форумчане! И с вами снова клуб ППП. Клуб Путешествий Познания и Приключений. В предыдущем выпуске я показал вам броненосец-таран "Схорпиоен".  Сегодня же речь зайдёт о пассажирском пароходе, одном из самых совершенных для своего времени. Его проект создал Изамбард Кингдом Брюнель, талантливый инженер, автор знаменитого подвесного моста в Бристоле. В то время существовали пароходы с металлическим корпусом, существовали и пароходы с винтовым движителем – это судно первое в мире обладало и тем, и другим. И оно носит гордое имя…

Great Britain

 

xp87.jpg

 

Пароход "Великобритания" (англ. Steam Ship Great Britain). Спроектированный Брунелем, «Great Britain» был первым железным судном с гребным винтом. Он был построен в доках «William Patterson» в Бристоле для «Great Western Steamship Company» и предназначался для трансатлантических рейсов. Пока лайнер строился, стало очевидным, что полностью оснащенное судно не сможет пройти в ворота дока. После годичной задержки оно было отбуксировано в Лондон для установки машин. В общей сложности постройка судна заняла шесть лет, что вполне объяснимо, так как «Great Britain» был значительно больше кораблей того времени. Спущен на воду 19 июля 1843 года. Сначала лайнер назывался «Mammoth». Его винт вращался четырехцилиндровой машиной с коленвалом, связанным с винтом через цепной механизм. «Great Britain» рассчитан на перевозку 360 пассажиров, размещавшихся в комфортабельных каютах. Свой первый рейс в Нью-Йорк он совершил за 15 дней, имея на борту 606 тонн груза и 60 пассажиров. В 1846 г. на лайнере заменили винт, число мачт снизили с шести до пяти. В 1846 г. корабль сел на мель близ Белфаста, через год снят, во время ремонта оснащен двумя трубами и четырьмя мачтами. Служба «Great Britain» закончилась в качестве плашкоута на Фолклендских островах, но в 1970 г. корабль был отбуксирован в Бристоль для полной реставрации и превращен в музей.

 

Предыстория

 

После успеха своего первого лайнера «SS Great Western» в 1838 году пароходство «Great Western Steamship Company» начало сбор средств на строительство однотипного судна с условным названием «City of New York». Команда инженеров, которые успешно сотрудничали при разработке Большой западной железной дороги: Изамбард Брюнель, Томас Гаппи, Кристофер Клакстон и Уильяма Паттерсон собрались, чтобы обсудить новый проект. У Брюнеля была репутация удачного бизнесмена, и он взял под контроль разработку конструкции судна.

 

Брюнель поставил себе задачу превратить длительные и непредсказуемые трансатлантические пассажирские перевозки в быстрые, регулярные и роскошные морские путешествия. Он хотел, чтобы это судно не было снабжено гребным колесом, которое беспомощно взбалтывало воды. Изначально Брюнель предполагал что пароход «SS Great Britain» будет приводиться в движение гребным колесом как у «SS Great Wastern», но опыт подсказывал ему, что с колесом могут быть проблемы. В океане волна может заставить судно накрениться, и тогда колесо будет вращаться над водой без всякого толка. В 1840 году произошла встреча, которая повлияла на окончательный исход конструкции корабля. В порту Бристоль тогда находился пароход «SS Archimedes», который был оснащен невиданным до тех пор движителем - гребным винтом. Естественно этот факт не ушел от внимания талантливого инженера и он заинтересовался новой технологией. Проведя несколько тестов Брюнель понял как должен выглядеть винт, чтобы быть максимально эффективным. Брюнелю удалось убедить своих инвесторов в том, что шестилопастный винт имеет ряд преимуществ против гребного колеса. В отличие от лопастного колеса на пароходах такой винт будет всегда находиться под водой, что обеспечит максимальную мощность на протяжении всего пути.

 

Кроме этого Брюнель рассчитал, что если размеры корабля увеличить вдвое, то мощности двигателя будет достаточно, увеличив ее всего в полтора раза. По мере увеличения размеров кораблей места для двигателя и запасов горючего пропорционально сокращается, оставляя больше места для пассажиров и грузов. Именно этот масштаб экономии заставляет строить более крупные корабли. Изамбард Брюнель подтвердил свою теорию созданием большого корабля, который стал прадедушкой современных танкеров, лайнеров, контейнеровозов, линкоров и крейсеров XX века.

 

16z4.jpg

 

 Изамбард Брюнель понимал, что корабль такого веса и таких размеров слишком велик для традиционной деревянной конструкции, и ему снова удалось убедить руководство компании построить корпус будущего корабля из железа. Судостроители признали ряд преимуществ железа по сравнению с традиционным деревянным корпусом. Во-первых, древесина на то время было в два раза дороже железа из-за дефицита. Во-вторых, такой корпус меньше подвергался гниению, был несколько легче и менее громоздким, а основным преимуществом было большая прочность конструкции.

 

В июле 1839 года в сухом доке Бристоля на верфях «William Patterson» под руководством Брюнеля приступили к строительству парохода, в который закладывалось все новое и прогрессивное, что было достигнуто к тому времени. Стоимость проекта составила 117000 фунтов стерлингов.

 

К числу прогрессивных технических решений следует отнести также двойное дно, водонепроницаемые переборки, балансирный руль, электрический лаг, и конечно же две паровые машины, содержащие немало новинок.

 

6jkc.jpg

Поперечный разрез корпуса, показывающий расположение большого зубчатого колеса, связанного цепями с меньшим колесом гребного вала ниже.

 

Паровой двигатель парохода «SS Great Britain» потреблял 70 тонн угля в час и весил 520 тонн. Он был очень неэффективен по стандартам паровозных паровых двигателей, на то время это было произведением инженерного искусства. Двигатель вместе с паровыми котлами занимал три палубы в средней части корабля. Причина такой массивности проста, главной задачей было обеспечить не мощностью, а надежностью. Конструкторы очень осторожно относились к паровым двигателям на судне, ведь поломка, пожар или даже взрыв посреди штормовой Атлантики весьма пугающая перспектива. Поэтому Брюнель остановился на двигателе очень низкого давления. В четырех массивных цилиндрах поршни (каждый весом 5 тонн) выдавали мощность 686 л. с., и с помощью системы соединительных штанг и цепей передавали крутящий момент на главный коленчатый вал весом 50 тонн.

 

 

История судна

 

 

jlje.jpg

 

Наконец в декабре 1844 года настал долгожданный день спуска на воду винтового парохода «SS Great Britain». Это было общегосударственным праздником. Толпы людей собрались на набережной, чтобы посмотреть на чудо. На церемонию прибыл принц Альберт. Сразу после спуска пароход «Great Britain» стал самым большим железным судном в мире с гребным винтом. Так как большинство пароходов той эпохи оснащалось парусным вооружением для дополнительного движения, не исключением был «SS Great Britain».

 

Spoiler

 

2xh7.jpg

Апрель 1844 года. Эта фотография Уильяма Тальбота, как полагают, это первая фотография судна.

 

Интерьер корабля был разделен на три палубы. Две верхних отводились для пассажирских помещений, нижние для грузов. Две пассажирские палубы в свою очередь были разделены на передний и задний отсеки и отделялись от машинного цеха.

 

948a.jpg

В Бристольском канале 1845г.

 

26 июля 1845 года винтовой пароход «SS Great Britain» отправился в свой первый трансатлантический рейс с 60 пассажирами на борту и 600 тоннами различного груза. «SS Great Britain» не стал обладателем Голубой ленты Атлантики, так как владельцы пассажирского судна не ставили перед собой такой задачи, но результат перехода был таков - 14 суток 21 час при средней скорости хода 9,3 узла.

 

После грандиозного успеха «SS Great Britain» Брюнель остался недоволен. Он ожидал большей скорости от судна, поэтому сразу после возвращения из Нью-Йорка судно было модернизировано. Гребной винт был заменен на четырехлопастный и была снята третья бизань-мачта, которая доставляла массу неудобств пассажирам.

 

После постройки «SS Great Britain» Брюнель стал инженером с мировым именем. Его приглашали для осуществления дерзких проектов. Он также выступал в роли эксперта в британском Адмиралтействе. Кроме того он популяризировал гребной винт как прогрессивные судовые движители, для чего устроил великолепное представление. Изамбард Брюнель взял два однотипных судна «Рэттлер» и «Алект» - одно с гребным винтом, а другое с двумя гребными колесами. Эти суда поставили кормой друг к другу, соединили между собой крепкими тросами и устроили нечто вроде «перетягивания каната». На глазах авторитетной комиссии «Рэттлер», оснащенный гребным винтом, победил своего соперника и протащил его на скорости почти 3 узла. Так остроумно Брюнель доказал превосходство гребного винта.

 

Пароход «SS Great Britain» вернулся на трансатлантическую линию в 1846 году. После успешных рейсов судно постигла неудача. 22 сентября 1846 года пароход вышел из порта Ливерпуль в очередной рейс. Из-за неверных показаний магнитного компаса железное судно, пересекая Ирландское море, оказалось в опасной близости от побережья, и начавшийся прилив вынес судно прямо на сушу. Когда наступил отлив, пассажиры спрыгивали с борта прямо на землю, а их развозили на экипажах.

 

Целый год пароход «SS Great Britain» лежал беспомощным на берегу. Чтобы защитить свое детище от стихии инженер соорудил возле парохода волнорез. Затем был прорыт канал, и судно снова стало на воду, предварительно заделав в корпусе несколько пробоин. От любого деревянного судна, которое бы попало в такие обстоятельства, осталась бы груда прогнивших досок и бревен. Но пароход Брюнеля прослужил еще много лет своим владельцам, что явилось убедительным аргументом в пользу железного корпуса.

 

Вскоре пароход «SS Great Britain» был продан новой компании. Новые владельцы корабля решили не только провести ремонт судна, но и произвести общее переоборудование. Киль парохода был полностью обновлен. Гребной винт был заменен на новый, который был значительно легче. Паровую машину надежно закрепили, снизив тем самым вибрацию на корпус. Громоздкая цепная передача шестерен была заменена простыми зубчатыми колесами. Три паровых котла были заменены на шесть меньших, увеличив при этом мощность машины, а также получив дополнительное место для грузов. Наконец пять мачт были заменены на четыре с прямым парусным вооружением. После полного переоснащения пароход «SS Great Britain» вернулся в родную стихию в 1851 году, сделав несколько рейсов из Англии в Австралию. Во время колониальных войн в Индии пароход «SS Great Britain» неоднократно осуществлял доставку войск в театры военных действий.

 

В 1882 году «ветеран Атлантики» был превращен в парусное грузовое судно, которое совершало исключительные по своей протяженности рейсы: из Англии вокруг мыса Горн в Сан-Франциско. И снова легендарный пароход попал в беду. Во время страшного шторма, потеряв несколько мачт, судно было выброшено на камни близ Фолклендских островов. В порту Порт-Стэнли его долгое время использовали как плавучий бункер для хранения угля, и в таком виде шедевр Брюнеля просуществовал несколько десятилетий.

 

nagc.jpg

Корабль, первый в мире океанский лайнер, был затоплен в Воробьевой бухте (Sparrow Cove) на Фолклендских островах в 1937 году. Там, корабль стал местом пикников для островитян. Судовой колокол до сих пор находится в местной школе.

 

В 1937 году корабль доставили на берег, чтобы разобрать на лом, и еще много лет он пролежал бесформенной развалиной, пока в 1970 году под влиянием общественности и пожертвований крупных бизнесменов пароход «SS Great Britain» был доставлен в порт Бристоль для реставрации. После проведения необходимых восстановительных работ пароход «Великобритания» был зачислен в Национальный музей исторического флота и сохранен для следующих поколений в сухом доке, где в 1839 году и был построен.

 

Возвращение домой

 

 

6bz5.jpg

  «Великобритания» в 1970 году проплыла 8000 миль на понтоне через Атлантику, чтобы вернуться домой. Как видите, судно было в плачевном состоянии, и невозможно переоценить труд, который был совершен реставраторами.

 

5 июля 1970 года огромная толпа приветствовала судно в Бристоле, на верфях которого оно было построено 127 лет назад. Там были проведены необходимые реставрационные работы, и "Великобритания" стала музеем, входящим в состав Национального исторического флота Соединенного Королевства. Легендарный пароход посещают 150-170 тысяч человек в год. Кроме того, на корабле, где было восстановлено первоначальное роскошное убранство, проводятся приемы и банкеты, на которых принят строгий дресс-код. Это не удивительно – огромные размеры и элегантная обстановка "Великобритании" не только заставляют забыть, что вы находитесь на судне, но и буквально переносят вас на полтора столетия в прошлое, когда корабль был полон величия, а смокинг за ужином был более, чем уместен.

 

Необычная судьба способствовала возникновению множества тайн и легенд, окружающих корабль. Гиды парохода-музея рассказывают, что в период перевозок иммигрантов, ссыльных и старателей в Австралию, на корабле было много пьяных драк и насилия, и порой призраки этих темных историй встречаются на пути заблудившихся в недрах огромного судна туристов. Любопытно, фиксируют ли эти загадочные явления ультрасовременная охранная система, состоящая из ИК-детекторов, купольных камер и трех километров кабеля, уложенного под палубой? По словам ответственного специалиста, все эти предосторожности призваны защитить корабль от возгорания или  вандализма.

 

 Интересно также, что пропорции "Великобритании" (длина 332, ширина 50 и высота 32 фута) соответствуют пропорциям Ноева ковчега, который, согласно Библии (Бытие 6:15), был длиной 300, шириной 50 и высотой 30 локтей. Как оказалось, эти размеры являются идеальными для создания больших кораблей, которые не предназначены для быстрого плавания.

 

В соответствии с известным суеверием, не коснувшаяся борта "Великобритании" и упавшая неразбитой в море бутылка шампанского при Крещении парохода стала предзнаменованием всех его дальнейших злоключений.  С тех пор осторожные судовладельцы привязывают к шампанскому веревку, чтобы бутылка уж точно разбилась о борт нового судна, предрекая ему долгое и счастливое плаванье.

 

Ну что ж, вот мы и познакомились с историей этого легендарного судна! И теперь мы посмотрим, как выглядит пароход «Грейт Британ» сегодня.

 

qhvt.jpg

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
664 публикации
195 боёв

 

oq9s.jpg

Стеклянная крыша сухого дока напомнила мне клипер «Катти Сарк», где применена похожая конструкция. Эта конструкция не только защищает док от скапливания воды, но и приукрашает внешний вид парохода. 8 и 19 мая 2012 года во время проведения мероприятия «ночь в музее», художники Bompas & Parr, которые создают съедобном искусство из желе,  залили эту площадку зелёным желе. А подсветка снизу, сделала эту инсталляцию красивой и загадочной. 

 

 

i6hy.jpg

Нос корабля украшен резными фигурами, покрытыми позолотой. Также крамбол украшен позолоченной львиной головой.

 

ihb3.jpg

Честно говоря, меня больше всего поразило выражение морды этого единорога.

 

yd97.jpg

Старинные чемоданы помогают нам проникнуться духом старины.

 

 

jgip.jpg

Корма также украшена позолоченными резными фигурами.

 

 

51sq.jpg

Флаг, гюйс, стеньговые флаги и флаги расцвечивания подняты!

 

0u9x.jpg

Для туристов также доступна часть корпуса ниже ватерлинии к осмотру.

 

1kc4.jpg

Многотонное судно надёжно закреплено стальными балками.

 

7l0s.jpg

 

tue2.jpg

Ну что ж, продолжение осмотра судна в следующем посте!

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
664 публикации
195 боёв

 

jm7g.jpg

Welcome aboard!

 

j4zu.jpg

Прямо перед нами светлый люк, рядом с ним нактоуз и штурвал.

 

gn1o.jpg

Штурвал с другого ракурса. Как видите, он находится прямо на корме, а не на мостике. Это сделано для того, чтобы штурману было удобнее следить за положением парусов.

 

a40y.jpg

Впереди видно шпиль, а по бокам от него – световые люки. А впереди, за мачтой и трубой, можно увидеть «окошечки» - этот люк прикрывает большое зубчатое колесо.

 

 

7vkz.jpg

Рында, находящаяся на носу с выгравированным названием судна.

 

 

jtk7.jpg

Роскошная столовая для пассажиров.

 

b0kh.jpg

Прогулочная палуба.

 

sctz.jpg

Здесь также размещался багаж пассажиров.

 

xo79.jpg

Диван в первом классе.

 

hwcq.jpg

Койки в третьем классе.

 

И снова лимит на интегрированные картинки диктует свои правила. Так что продолжение в следующем посте.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
664 публикации
195 боёв

 

 

xpwg.jpg

Добро пожаловать в камбуз. Кто будет пирог с полиуретаном?

 

04uj.jpg

Хирургическая

 

cks9.jpg

Одна из нижних палуб. Здесь находятся различные грузы, предназначенные для транспортировки через Атлантику.

 

yzes.jpg

Как вы думаете, что это такое? Раковина? Ванная? Ладно, не буду вас пытать, это писсуар.

 

 

b5g0.jpg

Силовая установка парохода.

 

 

lqmr.jpg

А вот, собственно, большое зубчатое колесо, которое мы видели на чертежах.

 

t30e.jpg

А это уже самое днище судна.

 

g7vl.jpg

И напоследок. Модель SS Great Britain

 

  Вот и подошел мой рассказ к концу.  Всем спасибо за внимание! Желаю удачи!

 

Используемые источники:

 

 

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
441 публикация
573 боя

Поправь ошибку в первых ссылках первого и второго постов. Циклические запилил нечаянно :)

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
46 публикаций

в создание таких больших тем нет необходимости если кому надо, то это можно будет найти в гугле

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
664 публикации
195 боёв

Поправь ошибку в первой ссылке первого и второго постов. Циклические запилил нечаянно :)

 

Хм, в кодах всё верно, исправить не получается. Скорее всего проблема связана с новым форумным редактором. Хотя, он мне понравился тем, что быстро и правильно заливает пост, однако, его ещё надо допилить, чтобы все коды работали. Также смущает отсутствие переключателя визуализации.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
31 публикация

 

 

xpwg.jpg

 

Добро пожаловать в камбуз. Кто будет пирог с полиуретаном?

 

 

04uj.jpg

 

Хирургическая

 

 

cks9.jpg

 

Одна из нижних палуб. Здесь находятся различные грузы, предназначенные для транспортировки через Атлантику.

 

 

yzes.jpg

 

Как вы думаете, что это такое? Раковина? Ванная? Ладно, не буду вас пытать, это писсуар.

 

 

 

b5g0.jpg

 

Силовая установка парохода.

 

 

lqmr.jpg

 

А вот, собственно, большое зубчатое колесо, которое мы видели на чертежах.

 

 

t30e.jpg

 

А это уже самое днище судна.

 

 

g7vl.jpg

 

И напоследок. Модель SS Great Britain

 

  Вот и подошел мой рассказ к концу.  Всем спасибо за внимание! Желаю удачи!

 

 

Используемые источники: http://www.flickr.com/photos/julesfoto/9482785770/in/photostream/

http://en.wikipedia.org/wiki/SS_Great_Britain

http://korabley.net/news/predshestvennik_sovremennykh_passazhirskikh_sudov_pervyj_vintovoj_parokhod_iz_zheleza_ss_great_britain/2010-03-25-516

http://www.britain4russians.net/culture_SS-Great-Britain.html

http://ships.academic.ru/2074/Great_Britain_(Великобритания)

http://www.panoramio.com/photo/31733801

http://www.panoramio.com/photo/34778638

http://www.flickr.com/photos/rpmarks/3909681247/in/photostream/

http://cycle11111.blogspot.ru/2011/09/ss-great-britain-photo-tour-and-essay.html

http://news.bbc.co.uk/local/bristol/hi/people_and_places/history/newsid_8156000/8156436.stm

http://www.stephens-kenau.com/ss_great_britain-product-view-32.html

 

 что ето ?

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
471 публикация

Наверно, неправильные показания компаса были из-за того, что тогда не знали, что железный корпус нужно размагничивать.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
260
[LJ] Aunt_Tom
Альфа-тестер, Коллекционер
2 021 публикация
4 658 боёв

Красивые фото. А вот текст хорошо бы вычитать, ибо нет, например, в русской языке слова "бойлер". Есть слово "паровой котел"

 

...И жаль, но мореходность корабль утратил -- корпус прогнил до дыр :(

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
2 035
KWAK2007
3 339 публикаций
1 096 боёв

Спасибо. Полистал с удовольствием. Особенно гребной винт понравился. Насколько он отличается от современных!!!

Ну и потроха машины. Просто мечта стим-панка!!!

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
81 публикация
20 боёв

в создание таких больших тем нет необходимости если кому надо, то это можно будет найти в гугле

 

За то, человек силы прикладывает.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
179 публикаций
1 бой

в создание таких больших тем нет необходимости если кому надо, то это можно будет найти в гугле

Тогда вообще темы создавать не стоит? Ведь по сути всё можно найти в гугле. Большая не катит, маленькая не катит, теперь уже вообще ничего не катит

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
664 публикации
195 боёв

Красивые фото. А вот текст хорошо бы вычитать, ибо нет, например, в русской языке слова "бойлер". Есть слово "паровой котел" ...И жаль, но мореходность корабль утратил -- корпус прогнил до дыр :(

 

Да уж, плохо, что я упустил этот пресловутый бойлер, надо мне ещё раз внимательно прочитать текст, может тогда и ещё ошибки найдутся. 

То, что корабль утратил мореходность - это хоть и не удивительно, но гораздо лучше поставить судно в сухой док, нежели гробить его как "Аврору" ради этой самой мореходности. 

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
260
[LJ] Aunt_Tom
Альфа-тестер, Коллекционер
2 021 публикация
4 658 боёв

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
155 публикаций
22 боя
Хм... Хорошая у Вас коллекция. Если ещё будут,то выкладывайте. Мы будем рады! Плюсик заслужили :smiles: 

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
664 публикации
195 боёв

Он сейчас на ходу,верно?

 На плаву держаться может, но, силовая установка не действующая. Но это в теории, на практике же, оно в сухом доке закреплёно намертво, а вокруг установлена стеклянная конструкция, закрывающая корпус судна ниже ватерлинии.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
260
[LJ] Aunt_Tom
Альфа-тестер, Коллекционер
2 021 публикация
4 658 боёв

Он сейчас на ходу,верно?

Нет. Корпус очень сильно проржавел, на воду GB спустить нельзя.  

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Эту страницу никто не просматривает.

×