Перейти к содержимому
Для публикации в этом разделе необходимо провести 50 боёв.
RenamedUser_10991450

Последний бой HMS Glowworm

В этой теме 55 комментариев

Рекомендуемые комментарии

Участник
29 публикаций

Изображение

HMS Glowworm вскоре после ввода в строй.

 

Характеристики:

HMS Glowworm — эскадренный миноносец типа G.

Заложен 15 августа 1934, спущен на воду 22 июля 1935, вошел в строй 22 января 1936.

Девиз «Ex tenebris lux» — «свет из тьмы».

Характеристики:

Стандартное водоизмещение: 1370 тонн.

Полное водоизмещение: 1913 тонн.

Длина: 98,5м.

Ширина: 10,1м.

Осадка: 3,8м.

Силовая установка: 2 ТЗА Parsons и 3 ПК адмиралтейского типа. Мощность 34000 л.с.

Максимальная скорость: 36 узлов.

Дальность: 5530 миль на 15 узлах.

Экипаж: 146 человек.

Вооружение: 4х120мм пушки, два счетверенных 12.7мм пулемета, два пятитрубных торпедных аппарата калибром 533мм, 20 глубинных бомб.

 

.

Адмирал Хиппер.

.

Нейтральная Скандинавия вечно мозолила глаза воюющим Британии и Германии. Ещё в Первую Мировую им не дали спокойно отсидеться в сторонке, а во Вторую дело зашло куда дальше. Немцев интересовала шведская руда и удобные базы в Северном море, англичан — всё, что мешало немцам. Но английские планы вторжения так и остались планами: немцы успели раньше. Шестого апреля Кригсмарине вышел в море, чтобы поучаствовать в высадке десанта. Днем раньше вышли в море корабли Роял Нейви. Планировалось заминировать норвежские территориальные воды и выдавить оттуда немецкие транспорты. Прямо в руки английского флота.

.

Кроме трех групп, которые должны были собственно ставить мины, в море вышел линейный крейсер Renown в сопровождении четырех однотипных эсминцев (HMS Greyhound, HMS Hero, HMS Hyperion и HMS Glowworm). Группа оперативного прикрытия.

Изображение

Лейтенант-коммандер Руп, капитан HMS Glowworm.

6 апреля за борт «Глоуурма» семибалльный шторм смыл торпедиста. Испросив разрешения у шедшего правее «Ринауна», командир корабля лейтенант-коммандер Руп вывел эсминец из ордера и принялся за поиски пропавшего, пока линейный крейсер в сопровождении трех оставшихся эсминцев уходил все дальше. Но затея была бесполезной. Спустя несколько часов, так и не найдя пропавшего, «Глоуурм» повернул вслед ушедшему вперед «Ринауну». Но на следующее утро с палубы все еще шедшего в одиночку эсминца волна смыла ещё одного человека. И опять поиск в штормовом море, на сей раз увенчавшийся успехом: потерянного подняли на борт и передали на попечение корабельного врача.

Изображение

"Глоуурм" в штормовом море. Конец 1930-х.

Утро восьмого апреля не принесло облегчения: Северное море все так же штормило. Впрочем, совсем скоро эта проблема отошла на второй план. Примерно без пятнадцати восемь прозвенели колокола громкого боя: был обнаружен неопознанный корабль. Это был немецкий эсминец Z18 Hans Lüdemann, но англичане об этом ещё не знали. Заморгал сигнальный прожектор, передавая запрос «What name?». Немцы ответили «Шведский эскадренный миноносец «Гётеборг». А дальше, как говорится, показания разнятся. Немцы утверждают, что англичане (принятые ими за канадский Restigouche) не купились на обман и первыми открыли огонь, англичане же уверяют, что немцы выстрелили почти сразу после передачи сигнала о канадском происхождении своего корабля.

.

Так или иначе, последний бой «Глоуурма» начался. Жить ему оставалось чуть больше двух часов.

.

Впрочем, первая стычка была короткой: «Люндеман» быстро отвернул в сторону и скрылся в дождевом шквале.

.

Но вскоре последовало продолжение: около девяти утра на сцену вышел второй немецкий эсминец, Z11 Bernd von Arnim. На сей раз никто не обменивался опознавательными знаками, огонь был открыт сразу. «Арним» стал отходить на северо-запад, прикрываясь дымзавесой. В штормовом море у британцев было преимущество: английские корабли традиционно отличаются хорошей мореходностью, а вот «Арним» вынужден был сбавить ход с 35 до 27 узлов после того, как за бортом оказались два человека. Видя сокращающееся расстояние до противника, капитан германского эсминца лейтенант-коммандер Курт Речел повернул на северо-восток, навстречу тяжелому крейсеру «Адмирал Хиппер», который с 9:20 тоже шел навстречу эсминцам.

.

Штормовое море мешало и «Глоуурму»: два человека пропали за бортом в бушующем море, ещё несколько было травмировано при качке. Командно-дальномерный пост был залит водой и вышел из строя. Англичане не были дураками: как утверждает единственный спасшийся с «Глоуурма» офицер, торпедист лейтенант Рамсей, Руп прекрасно понимал, что его ведут на крупные корабли, но хотел узнать, на какие, и проследить за ними, не вступая в бой.

Изображение

Лейтенант Рамсей.

Вскоре (на часах было 9:51) с мостика «Глоуурма» увидели крупный корабль, но опознать сразу не смогли. Не меньшие трудности испытывал и «Хиппер»: прямо перед ним было два корабля, один правее, другой, ставящий дымзавесу, левее. Немцы не смогли сразу определить, какой из двух кораблей — «Бернд фон Арним», но тут им помог сам «Глоуурм». В 9:56 с него начали передавать свои позывные на случай если они встретили английский корабль. Проблема решилась сама собой, и в 9:57 «Хиппер» открыл огонь из носовых башен с дистанции 45 кабельтовых. «С этих минут, — пишет Рамсей, — все на «Глоууорме» знали, что судьба эсминца решена». Но дешево отдавать свои жизни англичане не собирались...

Изображение

"Глоуурм". Фото, как и все последующие, сделано с "Хиппера".

Изображение

Гельмут Хейе

Капитан 1 ранга Гельмут Хейе, командир «Хиппера», опасался торпедной атаки и потому сознательно держал «Глоуурм» на носовых углах: так проще уклониться от торпед. «Глоуурм» также открыл огонь, отворачивая вправо и начиная ставить дымзавесу. «Хиппер» успел сделать пять залпов, прежде чем эсминец полностью скрылся в дыму, и третьим же залпом поразил радиорубку. Разрыв 203-миллиметровго снаряда на полуслове оборвал передачу «Глоуурма». В разрыв дымзавесы эсминец выпустил две или три торпеды, от которых германский корабль успешно уклонился, оставив их буквально в паре метров от борта: след из пузырьков был отлично виден на поверхности моря. Несмотря на то, что эсминец был скрыт дымом, немцы продолжили стрелять, и сделали ещё два залпа, ориентируясь на верхушку мачты, торчащую над дымом. Английский корабль разрядил две оставшиеся в торпедном аппарате торпеды в очередное окно в дыму, в ответ получив ещё одно попадание восьмого залпа ГК «Хиппера». Корабли сблизились настолько, что в дело вступили 105-мм зенитки, добившись попаданий в мостик. На часах было 10:07, и англичане попытались вновь скрыться в дыму, но «Хиппер» уже ввел в действие свой радар, и дым стал бесполезен. Ещё через три минуты англичане вновь появились из-за дыма и выпустили по «Хипперу» оставшиеся торпеды. Крейсер вновь вынужден был уклоняться.

Изображение

Изображение

Изображение

"Глоуурм" в бою.

Но зато немцы наконец-то преодолели мешавшую стрелять дымзавесу. С одной стороны, в дело вступила мелкокалиберная зенитная артиллерия: 37-мм полуавтоматы и 20-мм автоматы открыли огонь по англичанам. С другой — эсминец оказался слишком близко, чтобы можно было стрелять из носовой башни А, потому десятый и одиннадцатый залпы дала только башня «Б». Наконец-то попал по цели и «Глоуурм», но сколь-нибудь существенных повреждений немецкому кораблю не нанёс.

  • Плюс 2

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Участник
29 публикаций

Зато сам эсминец к этому моменту превратился в горящую развалину: нос корабля пылал, первое орудие было разбито. В мостик попал снаряд, и единственными живыми остались капитан Руп и лейтенант Рамсей. Снаряд разбил радиорубку, ещё один – прошел под задним торпедным аппаратом и разорвался возле передней переборки капитанской каюты, на время боя превращенной в госпиталь, оставив только кучу обломков. В борту машинного отделения зияла дыра, кормовую настройку снёс очередной снаряд, у мачты не хватало метрового куска. И, довершая жуткую картину, над водами Северного моря разносился рёв гудка, провода которого замкнуло после первого же попадания.

.

Засыпанный снарядами, пылающий, расстрелявший торпеды «Глоуурм» был обречён. И Руп принял последнее отчаянное решение: таранить «Хиппер». Пройдя перед носом крейсера эсминец развернулся на 270 градусов влево, и пошёл на таран. Не зная намерений англичан, Хейе собрался сам таранить эсминец, но менее маневренный крейсер не успел довернуть вправо, и таран совершил эсминец. На двадцати узлах тот врезался в борт «Хиппера» почти сразу за правым якорем и, скользя, оставил сорокаметровую вмятину. «Глоуурм» начал крениться на правый борт, и Руп отдал последний приказ: «покинуть корабль!» Впрочем, выжившие не спешили спускаться в ледяную воду и, пока корабль ещё держался на праву, оставались на борту и на днище.

Изображение

Изображение

Тонущий "Глоуурм".

Изображение

Тонущий "Глоуурм". Фото сделано через оптику дальномеров "Хиппера".

Безнадежный бой закончился. «Хиппер» прекратил стрельбу и занялся спасением выживших. На борт подняли около сорока человек, семь из которых позже погибли от переохлаждения или отравления мазутом. Погибло в этот день 97 человек.

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Спасение моряков с "Глоуурма".

Для «Хиппера» итогом боя стала пробоина, через которую тот принял около 530 тонн воды, потеря двухсот тонн мазута и сорокаметровая вмятина на борту. Крейсер высадил десант в Тронхейме, после чего вынужден был стать в док на три недели для исправления неполадок.

Изображение

"Хиппер" в Тронхейме. На правом борту видны повреждения, нанесенные эсминцем.

Изображение

Поврежденный "Хиппер" в доке.

Что интересно, капитан "Адмирала Хиппера", Гельмут Хaйе был так потрясен храбростью и чувством долга, проявленным его противником, что передал через Красный Крест сведения о подвиге капитана "Глоуворма" в Британское Адмиралтейство, с рекомендацией наградить его высшей наградой Великобритании - Крестом Виктории. После войны это ходатайство было рассмотрено и удовлетворено. Капитан Джерард Руп получил Крест Виктории – посмертно. Лейтенант Рамсей же был награжден орденом "За выдающиеся заслуги"

Источники:

 

Кофман B.Л., Князев М.Б. «Бронированные пираты» Гитлера. Тяжелые крейсера типов «Дойчланд» и «Адмирал Хиппер»

Патянин С.В. "Блицкриг в Западной Европе: Норвегия, Дания"

http://en.wikipedia....S_Glowworm_(H92)

http://en.wikipedia....Bernd_von_Arnim

http://www.hmsglowworm.org.uk/

http://www.thewarill...he-glowworm.asp

http://ww2today.com/...t-vc-of-the-war

http://navalwarfare....owworm-h92.html

http://www.hmscavali...glowworm&page=1

http://weaponsandwarfare.com/?p=1415

http://www.smashword...-hms-jervis-bay

http://u-96.livejour...om/2670604.html

 

  • Плюс 1

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Глобальный модератор
17 409 публикаций
577 боёв

Хорошая тема...

 

"Хиппер" в доке. Фото повреждений с кормы.

Изображение

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Участник
29 публикаций

Такс, вроде поправил косяки свои и имгура, теперь интересный вопрос, точнее, несколько.

Собственно источников данных об этом бое три:

Отчеты очевидцев с обоих сторон, более-менее сходящиеся, за исключением отдельных деталей (кто первым открыл огонь, вместе или по отдельности шли два немецких ЭМ и т.д.).

Фотографии, очевидно правильные.

И вот эта схема из Патянина:

Изображение

Но если каждый источник в отдельности выглядит правдоподобно, то вместе они все противоречат друг другу. Например, фотографии с пересекающим курс "Хиппера" эсминцем отчетливо противоречат схеме, ей же противоречит упоминание торпедного залпа с трех километров. А когда было сделано вот это фото:

Изображение

На нем "Глоууорм" выглядит ещё неплохо, но при этом по описаниюбоя близко к "хипперу" он подошел под конец, когда был горящей развалиной.

В общем, вопрос: есть ли ещё какие-то источники, которые я упустил и которые можно как-то найти в интернете?

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Альфа-тестер
350 публикаций
19 боёв

Картинки под спойлер спрячь)

А так интересная темка)

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Бета-тестер кланов, Старший альфа-тестер, Организатор турнира
2 649 публикаций
4 507 боёв

Вот если задуматься.. бой на море - это страшно. Сколько нужно мужества и храбрости.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Глобальный модератор
17 409 публикаций
577 боёв

Просмотр сообщенияGreatAndPowerfulTrixie (09 Дек 2013 - 21:58) писал:

Изображение

На нем "Глоууорм" выглядит ещё неплохо, но при этом по описаниюбоя близко к "хипперу" он подошел под конец, когда был горящей развалиной.
Это фото сделано с одного из ЭМ - наблюдатель слишком низко.
Все фото сделанные с "Хиппера" сделаны с фор-марса, с поста управления огнём.

Просмотр сообщенияGreatAndPowerfulTrixie (09 Дек 2013 - 21:58) писал:

В общем, вопрос: есть ли ещё какие-то источники, которые я упустил и которые можно как-то найти в интернете?
Есть еще книга Коопа и Шмольке по "хипперам", но в сети её не видел ни разу.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Вики-гвардеец, Альфа-тестер, Коллекционер
2 021 публикация
4 810 боёв

Просмотр сообщенияDarth_Vederkin (09 Дек 2013 - 22:23) писал:

Это фото сделано с одного из ЭМ - наблюдатель слишком низко.
Скажу как фотограф -- сделавший это фото наблюдатель находился на высоте топа мачты Glowworm.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Альфа-тестер
186 публикаций
183 боя

Просмотр сообщенияGreatAndPowerfulTrixie (09 Дек 2013 - 21:58) писал:

В общем, вопрос: есть ли ещё какие-то источники, которые я упустил и которые можно как-то найти в интернете?
Ну интернет бездонен и в нем всегда можно найти что-то ещё, но это нисколько не скажется на общем выводе - у Вас получилась отличная статья. Как и все в этом мире ее тоже можно улучшать, но и в текущем варианте на мой взгляд тема полностью раскрыта.
Разве что для понимания героизма участников этих событий и определенной доли рыцарства можно еще сослаться на Бориса Тененбаума, который в своем произведении "Англо-германская война на море. 1939 - 1945" указывает, что "...капитан "Адмирала Хиппера", Гельмут Хaйе был так потрясен храбростью и чувством долга, проявленным его противником, что передал сведения о подвиге капитана "Глоуворма" в Британское Адмиралтейство, с рекомендацией наградить его высшей наградой Великобритании - Крестом Виктории. После войны это ходатайство было рассмотрено и удовлетворено. Капитан Джерард Руп получил Крест Виктории – посмертно".
Честно скажу - информацию не проверял, но очень хочется, чтобы это  было правдой. Уж очень этот рыцарский поступок был бы достоин настоящего капитана боевого корабля.
Upd: Проверил. Правда. Гельмут Хайе действительно обратился с рекомендацией через посредничество Красного креста. Впечатляющая история.
Изменено пользователем introdimus

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Глобальный модератор
17 409 публикаций
577 боёв

Просмотр сообщенияAunt_Tom (09 Дек 2013 - 22:25) писал:

Скажу как фотограф -- сделавший это фото наблюдатель находился на высоте топа мачты Glowworm.
Высота фор-марса "Хиппера" - 29 м.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Участник
29 публикаций

Просмотр сообщения_KPA6CTEP_ (09 Дек 2013 - 22:15) писал:

Картинки под спойлер спрячь)
А так интересная темка)
Спасибо. Но картинки я лучше оставлю так, а под спойлерами будет второстепенная информация.

Просмотр сообщенияDarth_Vederkin (09 Дек 2013 - 22:23) писал:

Это фото сделано с одного из ЭМ - наблюдатель слишком низко.
Все фото сделанные с "Хиппера" сделаны с фор-марса, с поста управления огнём.
А вот это, мной забытое? По-моему явно ниже.
Изображение

Просмотр сообщенияDarth_Vederkin (09 Дек 2013 - 22:23) писал:

Есть еще книга Коопа и Шмольке по "хипперам", но в сети её не видел ни разу.
Спасибо, а вообще насколько реально найти в сети документы вроде судового журнала (не обязательно именно "Хиппера"?)

Просмотр сообщенияAunt_Tom (09 Дек 2013 - 22:25) писал:

Скажу как фотограф -- сделавший это фото наблюдатель находился на высоте топа мачты Glowworm.
Вот и мне так кажется.

Просмотр сообщенияintrodimus (09 Дек 2013 - 22:34) писал:


Ну интернет бездонен и в нем всегда можно найти что-то ещё, но это нисколько не скажется на общем выводе - у Вас получилась отличная статья. Как и все в этом мире ее тоже можно улучшать, но и в текущем варианте на мой взгляд тема полностью раскрыта.
Разве что для понимания героизма участников этих событий и определенной доли рыцарства можно еще сослаться на Бориса Тененбаума, который в своем произведении "Англо-германская война на море. 1939 - 1945" указывает, что "...капитан "Адмирала Хиппера", Гельмут Хaйе был так потрясен храбростью и чувством долга, проявленным его противником, что передал сведения о подвиге капитана "Глоуворма" в Британское Адмиралтейство, с рекомендацией наградить его высшей наградой Великобритании - Крестом Виктории. После войны это ходатайство было рассмотрено и удовлетворено. Капитан Джерард Руп получил Крест Виктории – посмертно".
Честно скажу - информацию не проверял, но очень хочется, чтобы это  было правдой. Уж очень этот рыцарский поступок был бы достоин настоящего капитана боевого корабля.
Upd: Проверил. Правда. Гельмут Хайе действительно обратился с рекомендацией через посредничество Красного креста. Впечатляющая история.
Да, точно, вы правы, упустил этот момент. Сейчас подредактирую второе сообщение, спасибо.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Глобальный модератор
17 409 публикаций
577 боёв

Просмотр сообщенияGreatAndPowerfulTrixie (09 Дек 2013 - 22:49) писал:

А вот это, мной забытое? По-моему явно ниже.
Изображение
Да. Снято с прожекторной площадки на грот-мачте.

Просмотр сообщенияGreatAndPowerfulTrixie (09 Дек 2013 - 22:49) писал:

Спасибо, а вообще насколько реально найти в сети документы вроде судового журнала (не обязательно именно "Хиппера"?)
Иногда попадаются...
Например КТВ "Ойгена" за период операции "Рейнюбунг" в сети есть.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Старший альфа-тестер
239 публикаций
3 боя

Красиво!! С удовольствием прочитал больше таких!!!

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Старший альфа-тестер
258 публикаций
391 бой

хорошая... очень  познавательно,  еще  бы  над  оформлением  по  работал а  то  и  правда фото  так  вставил  а  в  спойлере было  бы  гораздо  удобней..

вывод  за  инфу  5

за  оформления 3

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Старший альфа-тестер
803 публикации
144 боя

Братцы! А где тут корабль то?!

Изображение

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Старший альфа-тестер
316 публикаций
289 боёв

Просмотр сообщенияFreza73 (10 Дек 2013 - 13:09) писал:

Братцы! А где тут корабль то?!Изображение
Если я правильно понял, то средняя часть правый край. Автор статья отличная. Фото спасения моряков из мазута, внушает некоторый ужас

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Вики-гвардеец, Альфа-тестер, Коллекционер
2 021 публикация
4 810 боёв

Просмотр сообщенияFreza73 (10 Дек 2013 - 13:09) писал:

Братцы! А где тут корабль то?!
Вот:
Изображение

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Вики-гвардеец, Альфа-тестер, Коллекционер
2 021 публикация
4 810 боёв

Просмотр сообщенияDarth_Vederkin (09 Дек 2013 - 22:39) писал:

Высота фор-марса "Хиппера" - 29 м.
Максим, я даже больше скажу, все эти три фото сделаны с одной точки:


Изображение
Изображение
Изображение

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Глобальный модератор
17 409 публикаций
577 боёв

Просмотр сообщенияAunt_Tom (10 Дек 2013 - 15:22) писал:

Максим, я даже больше скажу, все эти три фото сделаны с одной точки:


Изображение

Кроме этого...
На фор-стеньге "Хиппера" нет такого такелажа как на фото.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Эту страницу никто не просматривает.

×