Перейти к содержимому
Для публикации в этом разделе необходимо провести 50 боёв.
introdimus

Испанский броненосец "Пелайо" ("Pelayo")

В этой теме 20 комментариев

Рекомендуемые комментарии

Альфа-тестер
186 публикаций
183 боя

Добрый день, дамы и господа. В данной теме речь пойдет о «Пелайо» ("Реlауо") - испанском броненосце барбетного типа конца XIX - начала ХХ века. В течение долго времени после постройки этот корабль оставался самым мощным кораблем испанского флота и фактически стал единственным "классическим" броненосцем Испании (линкором додредноутного типа).

Герой темы вскоре после сдаточных испытаний:

Изображение

Рожденный в спорах, или обстоятельства принятия решения о строительстве корабля:

 

Строительство большой серии броненосцев в 1860-х годах выдвинуло Испанию в число передовых военно-морских государств, но в последующие годы экономические проблемы и политическая нестабильность привели к практически полной потере занятых позиций. Уже через десятилетие казематные броненосцы с железной броней, составлявшие основу испанского флота, безвозвратно устарели с появлением обшитых стальной броней башенных кораблей.

Поэтому в начале 1880-х годов требовались решительные меры. При этом общая ситуация, сложившаяся в это время в стране, была весьма непростой. Только что завершившиеся опустошительные гражданские войны привели к власти короля Альфонса XII, с именем которого многие простые испанцы связывали свои надежды но стабилизацию ситуации. На волне этих чувств в январе 1884 года был сформирован Кабинет министров из консерваторов, пост главы Морского министерства в котором занял контр-адмирал дон Хуан Батиста Антекера-и-Бобадилья. Именно этому человеку обязан своим появлением на свет броненосец "Реlауо".

Деятельный и энергичный адмирал Антекера стремился как можно скорее построить эскадру под стать своим запросам. Хотя испанский флот находился в полном запустении, практически все понимали, что если сейчас не принять энергичных мер в области нового судостроения, то вскоре уже никто и ничто не сможет защитить национальные интересы на море. Положение осложнялось тем, что ни в Морском штабе, ни в Морском министерстве не было единого мнения, на какие корабли ориентировать новую судостроительную программу - броненосцы или броненосные крейсеры. Фактически за этими спорами стояли противники и сторонники колониальной империи. Броненосцы, при их дороговизне и медлительности, позволяли более или менее надежно прикрыть берега метрополии, в то время как более быстроходные и дешевые крейсеры предназначались исключительно для защиты колоний.

Отстаивая точку зрения последних, контр-адмирал Карраса заявлял, что под командой решительного и умного командира крейсерская эскадра, действуя на коммуникациях противника, может парализовать его броненосный флот. Надо лишь выжидать удобного случая, чтобы, пользуясь преимуществом в мобильности, по одиночке вывести из строя броненосцы противника, а оборону побережья при этом возложить исключительно на береговые укрепления. Полемизируя с ним, лейтенант Конкос справедливо отмечал, что в эскадренном бою с броненосцами крейсеры просто обречены. Антекера, как мог, пытался примирить тех и других. Он выступал, выражаясь современным языком, за сбалансированный флот. Время доказало справедливость его слов.

В апреле 1884 года Антекера разработал амбициозную десятилетнюю судостроительную программу, по которой предполагалось построить шесть больших океанских броненосцев, шесть броненосцев береговой обороны, два броненосных крейсера, 32 миноносца, семь крейсеров I ранга, девять - II ранга, 1 1 - III ранга, шесть транспортов, одно авизо, 23 сторожевых судна I ранга, 28 - II ранга, 37 - III ранга и восемь пароходов.

Всего на нужды программы предполагалось потратить 231,17 млн. песет, что парламент Испании естественно счел чрезмерным и разразилась полемика. Защищая свое детище, Антекера, в частности, сказал: "Испания тратит на флот лишь 4% своего бюджета, в то время как Англия выделяет все 12%, даже Франция, нация более сухопутная, чем морская, и та выделяет 8%, Италия, чьи морские нужды столь же неосновные, выделяет 7%.

Пока в Парламенте еще только начинались прения по поводу целесообразности программы столь обширного судостроения, Антекера сумел за счет излишков 1883-1884 финансового года включить в раздел расходов строительство нового броненосца - нашего главного героя. Не вдаваясь в подробности, что это будет за корабль, тогдашний председатель Совета министров Антонио Кановас дель Кастильо эту смету одобрил, отчасти развязав руки Антекере еще до утверждения судостроительной программы.

Лишь 15 июня 1885 года парламентская комиссия под председательством Море одобрила программу. Хотя наиболее радикально настроенные адмиралы и предполагали построить девять броненосцев I класса, а сам Антекера настаивал на цифре шесть, парламентарии утвердили строительство пяти. Казалось бы, программе адмирала Антекеры дали зеленый свет, но тяжелый министерский кризис 13 июля 1885 года, Каролинский кризис и, наконец, последовавшая 25 ноября смерть Альфонса XII привели к отставке правительства консерваторов и формированию нового Кабинета министров из либералов.

Стратегия развития флота была кардинально пересмотрена в пользу усиления крейсерских сил. Новые броненосцы уже не закладывались. И в результате «Пелайо» - единственный броненосец, который успели заложить, остался единственным представителем линкоров додредноутного типа во флоте Испании.

 

Строительство броненосца:

 

Обычной практикой того времени для испанцев был заказ кораблей у двух извечных стран-конкурентов - Англии и Франции, после чего на основе более удачного обычно разворачивалось массовое копирование уже на собственных верфях.

Кстати, последняя пара испанских казематных броненосцев была заказана именно по этому принципу: "Vitoria" строилась в Англии, а "Numancia" - во Франции. Интересно отметить, что кораблям во время гражданской войны даже удалось встретиться друг с другом в реальном бою. Это произошло 10 октября 1873 года вблизи Картахены, и "Numancia", воевавшая на стороне мятежников, получила большие повреждения, чем правительственная "Vitoria". Тем не менее испанский Морской штаб оценил возможности французского судостроения выше, чем английского. Это видно из предполагаемого вооружения нового броненосца, где в техническое задание закладывалось ромбовидное расположение артиллерии, принятое во французской школе судостроения.

На объявленный конкурс первоначально было представлено три проекта:

Первый вариант, представленный лондонской "Samuda Brothers", представлял собой немного измененный проект броненосца "Riachuelo". Артиллерия броненосца концентрировалась в двух расположенных по эшелонной схеме башнях, водоизмещение составляло 8925 т, а скорость 16 уз. Проектная стоимость равнялась 14 050 000 песет.

Вариант броненосца фирмы "Thames Iron Works" имел прототипом строящиеся ею же для британского флота корабли типа "Anson". Водоизмещение корабля составляло 10 682 т, а главная артиллерия из четырех 343-мм орудий дополнялась четырнадцатью 140-мм пушками. Стоимость контракта достигала 1 7 950 000 песет.

И, наконец, третий вариант, представленный тулонской фирмой "Forges et Chantiers de la Mediterrane'e", представлял уменьшенную копию французского "Магсеuа" ("Марсо"). Меньший тоннаж, чем был у французского прототипа объяснялся потенциальной необходимостью проходить Суэцкий канал. Главный калибр состоял из четырех орудий, расположенных по ромбической схеме.

Предпочтение решили отдать французам, поскольку те в наибольшей степени выполнили требования задания, представили самый подробный и проработанный проект и, самое главное, запросили самую низкую цену - 13 500 000 песет.

Впрочем, как это часто бывает изменения в проект и прочие обстоятельства привели к изменению стоимости корабля. В итоге строительство броненосца обошлось испанской казне в солидную по тем временам сумму в 22 миллиона песет. И это при том, что в эту сумму не вошла артиллерия и некоторое другое боевое снаряжение, произведенное фирмами-подрядчиками.

Стапельные работы по кораблю начались 1 февраля 1885 года. 5 февраля 1887 г. он был спущен на воду, а 9 сентября 1888 г. официально передан испанской стороне, хотя его достройка и вооружение продолжалась еще почти год.

 

Броненосец нарекли в честь легендарного вождя астурийцев Пелайо, который фактически положил начало реконкисте - отвоевыванию испанцами земель, захваченных арабскими завоевателями (а после разгрома в 718 году отряда арабов в долине Ковадонга, Пелайо стал и первым королем Астурии - первого христианского государства, образованного на Пиренейском полуострове после его завоевания мусульманами маврами).

Кстати, он также известен под именем Пелагей, по одной из версий, потомок славян, осевших на территории Испании после "великого переселения народов".

Статуя Пелайо в долине Ковадонги:

 

Изображение

Броненосец "Pelayo" стал третьим и последним кораблем испанского флота с этим наименованием. Первым был парусный корабль "lnfanie Don Pelayo", заложенный в конце XVIII века, но так и не достроенный в связи с наполеоновским нашествием. Вторым "Pelayo" стала 16-пушечная бригантина, спущенная на воду в Эль Ферроле в 1849 году и числившаяся в списках флота до 1867 года.

Конструкция броненосца "Реlауо".

Общая схема корабля:

Изображение

Изображение

Основные характеристики при принятии на вооружение:

 

В отечественных источниках:

Водоизмещение - 9745 тонн;

Длина - 102 м;

Ширина - 20,2 м;

Осадка - 7,5 м;

Бронирование: броневой пояс 300—400 мм, барбеты — 400 мм, палуба от 50 до 70 мм;

Двигатели - 2 паровые машины, 12 котлов;

Мощность - 9600 л. с. (7 МВт);

Скорость хода - 16 узлов (29,6 км/ч);

Дальность плавания - 3000 морских миль на 10 узлах;

Экипаж - 520 человек.

По данным испанской Википедии:

Изображение

Корпус:

 

Стальной корпус, построенный по клетчатой схеме, имел двойное дно на большей части длины и был разделен 16 основными поперечными и продольной внутренними переборками. "Реlауо" имел очертания, характерные для французских броненосцев того времени, — высокобортный, с сильным завалом бортов и развитым таранным форштевнем. Удлиненный полубак простирался на 2/3 длины судна, что улучшало мореходность. Над верхней палубой возвышались две дымовые трубы с надстройкой и мостиком между ними. Две стальные мачты с мощными боевыми марсами могли нести паруса площадью 500 кв. метров (парусное вооружение броненосца казалось явным анохронизмом).

В 1897-1898 годах броненосец прошел модернизацию на верфи "Forges el Chantiers de la Mediterranee". В ходе ее корабль лишился наблюдательных марсов: на фок-мачте осталась только легкая площадка, на грот-мачте установили дополнительный прожектор.

Предполагалось также ликвидировать кормовой балкон и срезать часть ахтерштевня, в результате чего длина корпуса сократилась бы на 0,8 м. Значительное уменьшение длины батарейной и, особенно, верхней палуб изменило бы форму кормовой оконечности "Pelayo" - заваленная вовнутрь корма стала бы похожей на корму французских броненосцев. Однако осуществить эти обширные переделки помешала начавшаяся в 1898 году испано-американская война.

Кроме того, уже в ходе эксплуатации "Реlауо" был оборудован различными приспособлениями, не предусматривавшимися первоначальным проектом. Так, например, для упрощения перемещения больших шлюпок по верхней палубе, от борта к борту были устроены специальные рельсовые приспособления с передвигавшейся по ним кареткой.

 

Силовая установка:

 

Основной двигательной установкой броненосца были две вертикальные паровые машины типа "Компаунд" двойного расширения, питаемые двенадцатью огнетрубными цилиндрическими котлами. В то время уже активно применялись более совершенные паровые машины тройного расширения, однако устаревшие «компаунды» были выбраны за проверенность и надежность. Машины развивали мощность в 8000 л. с. при естественной и 9600 л. с. при форсированной тяге. Броненосец на испытаниях смог развить более 16 узлов. При этом было отмечено, что форсирование тяги не дает существенного прироста скорости из-за неудачных обводов корпуса («Пелайо» взрывал носом огромные буруны).

В ходе модернизации 1897-1898 годов старые котлы замененили на 16 водотрубных котлов Никлосса, С новыми котлами и перебранными машинами корабль смог развить на испытаниях скорость в 16,7 уз при форсированной мощности 9473 л.с.

Одним из слабых мест броненосца была его автономность. Фактически "Pelayo" не стал океанским броненосцем, способным действовать вместе с броненосными крейсерами типа "Infanla Maria Tereza", как это задумывал адмирал Антекера: 655 тонн угля, которые могли разместиться в ямах броненосца, хватало только для плаваний в пределах Европы, но было недостаточно при необходимости его переброски в колонии. Считалось, что "Pelayo" сможет принять в экстренном случае в перегруз от 800 до 1000 тонн, однако, как показала эксплуатация, прием такого большого количества угля был возможен лишь на верхние палубы, что сильно снижало остойчивость корабля, а после гибели от перегрузки крейсера "Reina Regenle" в испанском флоте стали чрезвычайно болезненно воспринимать информацию подобного рода. Поэтому на практике максимальное количество принимаемого угля не превышало 700 тонн. В 1888 году в формулярах броненосца значилась теоретическая автономность при угле, принятом в перегруз, 5000 миль 12-узловым ходом и 7500 миль 10-узловым. Модернизация 1896-1898 годов была предпринята в том числе и для повышения автономности. Но, как показали дальнейшие испытания, общий расход угля не только не уменьшился, но даже и несколько возрос: после модернизации, имея нормальный запас, "Peloyo" смог бы пройти лишь 2540 миль 10-узловой скоростью.

 

Бронирование:

 

Общая масса броневой защиты, включая деревянную подкладку, составляла 2719 тонн.

Главная защита броненосца, массой 1094 тонн, состояла из сравнительно узкого броневого пояса, шириной всего около 2,1 м, из которых 0,6 м находилось над ватерлинией. Недостатком этой броневой защиты можно считать ее недостаточную ширину, особенно над ватерлинией: даже при небольших боевых повреждениях, как, впрочем, и при перегрузке, броневой пояс полностью уходил в воду, делая борт совершенно незащищенным. Да и без перегруза большая часть надводного борта оставалась слишком уязвимой. Броневые плиты броневого пояса по верхней кромке в центре имели толщину 450 мм, уменьшаясь к оконечностям до 300 мм.

Вся броня поставлялся заводом "Schneider" в Крезо. Качество броневых плит оказалось выше всяких похвал. В ходе полигонных испытаний в окрестностях Лориена (под Гавром) 10 января 1888 года в присутствии испанской комиссии каждая из выбранных для пробы плит выдержала по три выстрела 270-мм снарядами (масса 216 кг, начальная скорость 437 м/с). Во всех случаях снаряды разбивались, засев головной частью в плитах, в то время как сами плиты получали лишь легкие несквозные трещины.

Броневая палуба настилалась из трех слоев стольных листов так, что суммарная толщина защиты над жизненно важными частями составляла 70 мм, в остальных местах - 50 мм. Кромка броневой палубы соприкасалась с нижней кромкой броневого пояса. Для лучшей непотопляемости палуба выполнялась водонепроницаемой, и число люков и отверстий в ней было весьма ограничено, кроме того, все они были окружены бронированными комингсами и гласисами толщиной 300 мм. Два из них, высотой около 1 м, окружали дымовые трубы, а остальные, высотой 0,6 м, - люки.

По проекту корабль не имел бронирования казематов артиллерии среднего калибра. Лишь после проведенной в 1896-1898 годах модернизации, когда старые котлы заменили новыми, более легкими, получившуюся экономию водоизмещения использовали на бронирование казематов. Батарея прикрывалась с бортов 75-мм броней, а с носа и кормы - 75-мм траверзами.

Боевую рубку с органами управления защищала броня в 150 мм.

В целом, бронирование корабля можно признать удовлетворительным. Сравнивая бронирование броненосцев французской и английской судостроительных школ, можно сделать вывод, что англичане подходили к проблеме защиты более дифференцированно. В центральной части корпуса по ватерлинии пояс имел максимальную толщину и заканчивался бронированной траверзной переборкой, оставляя оконечности незащищенными. Французы отдавали предпочтение сплошному поясу, естественно, меньшей толщины в центре. В этом случае пояс гарантировал защиту от неприятельских снарядов по всей ватерлинии, поскольку французы небезосновательно считали, что даже разделение незащищенных оконечностей на большое число отсеков не может защитить корабль от потопления: тонкие переборки будут легко деформироваться при попаданиях и терять водонепроницаемость. Кроме того, появление в конце 1880-х годов снарядов, начиненных сильнодействующим взрывчатым веществом (типа мелинита или робурита), поставило лишенный брони борт в критическое положение, а ведь даже самая примитивная защита была в состоянии вызвать преждевременный разрыв такого снаряда до проникновения его а корпус корабля.

 

Вооружение:

 

Суммарная масса вооружения броненосца составляла примерно 5% водоизмещения.

Главный калибр:

В момент выработки технического задания на "Pelayo" военно-морские специалисты спорили по поводу того, какая установка главного калибра лучше: двухорудийная или одноорудийная. Французская школа судостроения придерживалась второй точки зрения, отмечая, что хотя одноорудийная, безусловно, получается тяжелее и создает больше проблем при размещении на корабле, но зато в бою она менее уязвима, поскольку одним снарядом можно вывести из строя только одно орудие. А поскольку на испанских артиллеристов французы оказывали большое влияние, точка зрения последних и восторжествовала при утверждении концепции "Pelayo".

Главный калибр броненосца состоял из четырех крупнокалиберных орудий в одноорудийных барбетах, которые располагались ромбом. В носовом и кормовом барбетах стояли 320-мм, а в боковых — 280-мм орудия испанской фирмы "Онтория". Теоретически «Пелайо» мог вести огонь в любую точку горизонта из трех орудий (фактически стрельба боковыми орудиями прямо или назад по курсу была опасна повреждениями корпуса). Управление орудиями было гидравлическим, заряжение могло производиться при любом положении ствола. К моменту вступления корабля в строй его главные артиллерийские системы уже считались слишком тяжелыми и нескорострельными.

Когда постройка "Pelayo" была уже закончена, Морской штаб не раз подвергался критике за то, что он выбрал именно "французскую" схему размещения артиллерии: ведь если бы орудия сконцентрировались в двух двухорудийных башнях, удалось бы выиграть в массе, а кроме того, в бортовом залпе принимали бы участие все четыре орудия ГК, а не три.

Средний калибр:

Вооружение броненосца дополняли орудия среднего калибра: одно "погонное" 160-мм орудие "Онтория" с длиной ствола 35 калибров располагалось под полубаком, 12 120-мм орудий "Онтория" размещались на батарейной палубе и стреляли через бортовые порты (по одному орудию на каждом борту стояло перед барбетом 280-мм орудия, остальные - позади). Секторы обстрела артиллерии среднего калибра составляли лишь 45°, а для носового орудия - еще меньше из-за ограниченного пространства.

В 1899 году броненосец поменял свою среднюю артиллерию: вместо 160- и 120-мм орудий установили девять 140-мм скорострельных пушек Канэ (одно орудие, как и прежде, размещалось в носу, еще восемь - в каземате позади барбетов 280-мм орудий.

Мелкокалиберная артиллерия:

На вооружении "Pelayo" к моменту вступления в строй находились; пять 57-мм и тринадцать 37-мм револьверных пушек системы Гочкиса, а также одно 90-мм и два 70-мм орудия "Онтория", установленные на катерах (на колесном лафете, для поддержки десантных партий). Кроме того, имелось четыре пулемета Максим.

В ходе перевооружения 1899 года броненосец лишился 90-мм и 70-мм орудий - их заменили на два более совершенных 66-мм орудия Шкоды, кроме того, сняли две 57-мм пушки.

В 1900 году вместо оставшихся трех 57-мм и восьми 37-мм револьверных пушек Гочкиса поставили скорострельные орудия Норденфельдта. 12 - 57-мм и 2 - 42-мм.

Столь большое разнообразие скорострельной мелкокалиберной артиллерии, сосредоточенной на одном корабле, объяснялось довольно тривиально: в тот период времени никто не имел ни малейшего представления о преимуществах и недостатках каждой из этих систем, Поэтому приходилось идти по эмпирическому пути: пытаться опробовать в реальной обстановке как можно большее число систем и таким образом выбрать наиболее подходящие.

Минно-торпедное вооружение:

Первоначально на "Pelayo" стояло семь неподвижных 456-мм надводных торпедных аппаратов (один в носу и по три на каждом борту). В 1904 году четыре из них демонтировали, а в 1910 году с броненосца сняли и оставшиеся аппараты.

 

5 февраля 1887 года, по прошествии двух лет стапельных работ, на верфи фирмы "Forges el Chontiers de la Medilerrane в Ла Сейне состоялся спуск броненосца "Pelayo" на воду, сопровождавшийся небывалой праздничной церемонией. На спуск корабля был приглашен ряд испанских знаменитостей и влиятельных лиц. Церемонию освящения броненосца проводил епископ Фрейжусский его преосвященство Оури. Корабль был празднично украшен и расцвечен испанскими и французскими национальными флагами. Церемония началась в 10 часов 15 мин, и после зачтения стихов испанского поэта Хуана Айкарты, написанных в честь этого знаменательного события и посвященных преемственности исторических традиций от Пелайо и сражения у Нумансии до этих дней, под звуки Королевского марша в 10 часов 50 мин корабль начал плавно сходить на воду Процессом спуска руководил проектировщик "Pelayo" Лагань. В 11 часов корабль уже мерно покачивался на воде тулонской бухты По оценкам прессы, на церемонии присутствовало до 10 тыс. человек.

В этом же году "Pelayo" зачислили в списки флота как броненосец I класса под тактическим номером 5 (таким образом, "Pelayo" заменил броненосец "Araplies"). В течение августа 1888 года проходили официальные испытания броненосца, на которых присутствовали офицеры и инженеры различных иностранных флотов, проявивших к ним неподдельный интерес.

Символическая передача корабля флоту состоялась в Тулонском арсенале 9 сентября 1888 года. На этом торжественном акте присутствовала уже более солидная испанская Практическая эскадра под флагом контр-адмирала дона Хасе де Каррансы-и-Эчевария, состоявшая из броненосца "Numancia", корвета "Caslilla" и крейсера "Isla de Luzdn". Первым командиром Pelayo, в знак признания заслуг на посту инспектора-наблюдателя, назначили капитана 1 ранга дона П.Серверу.

Корабль еще не был оснащен артиллерией главного калибра, но дни службы броненосца неуклонно приближались.

Служба эта оказалась не столь интересной, как у многих современников. Фактически, за свою карьеру "Pelayo" не поучаствовал ни в одном значимом бою. И даже в ходе испано-американской войны 1898 года о броненосце больше говорили, чем он реально участвовал в конфликте. Впервые открыл огонь по реальному противнику броненосец лишь спустя более чем 20 лет после ввода в строй и то всего навсего в ходе бомбардировки побережья мятежного Марокко.

Тем не менее, история корабля стала отражением той эпохи и представляет собой определенный интерес для интересующихся.

Историю службы броненосца можно условно разделить на три периода:

I. Служба в качестве флагмана Испанского флота до начала войны с США (смотры, парады, визиты и салюты):

 

В сентябре 1889 года "Pelayo" наконец-то прибыл в Испанию (все еще без артиллерии ГК), где уже фактически вошел в состав Практической эскадры. Так началась служба под испанским флагом единственного ее броненосца, вполне законно составившего гордость испанского флота, из-за чего, по испанскому народному выражению, он участвовал во всех "bodas у baulizos" (свадьбах и крещениях), выполняя многочисленные дипломатические миссии дома и за рубежом. "Pelayo" представлял испанский флаг на всякого рода праздниках, военно-морских парадах, национальных выставках и презентациях.

Свою первую международную представительскую миссию Pelayo выполнил, представив испанский флаг в Тулоне 19 апреля 1890 года, когда состоялась пышная церемония спуска на воду французского броненосца "Magenta". В этот день там присутствовала большая международная эскадра в составе итальянских, японских и ряда других иностранных боевых кораблей.

В 1889 году в Марокко произошел очередной инцидент, в который оказались втянуты испанские подданные: в начале сентября у африканского берега марокканцы ограбили фелюгу "Miguel у Teresa" и похитили ее экипаж. Тогда официальный Мадрид, в подтверждение своих слов, что он больше не намерен терпеть подобные инциденты, 23 сентября выслал из Кадиса к Алукемасу для демонстрации силы Практическую эскадру (фрегат "Gerоna", крейсеры "Castillo", "Navarra", "Isla de Cuba" и "Isla de Luzon"), куда вошел спешно вызванный из Тулона "Pelayo", на котором так и не успели установить артиллерию главного калибра. Хотя под давлением силы марокканское правительство и приняло испанские требования, но подобные инциденты все равно продолжали повторяться с удручающим постоянством.

Во время этого похода произошло одно курьезное событие, в которое невольно оказался втянут "Реlауо". Дело в том, что командующий эскадрой адмирал Хосе де Карранса решил сделать его своим флагманом, на что командир броненосца П.Сервера возразил, что по Морскому уставу "флагманом может быть назначено судно с боеготовым главным калибром". А поскольку такового на "Pelayo" еще не было, адмирал Карронса оказался в достаточно смешном положении, вынужденно подняв флаг на совершенно устаревшем деревянном фрегате "Gerona".

В декабре "Pelayo" выдержал первое испытание стихией, попав в Леонском заливе, на траверзе Марселя, в серьезный шторм, продолжавшийся двое суток. В результате для исправления многочисленных повреждений пришлась даже зайти в Маон.

В апреле 1990 года броненосец снова зашел в Тулон, где на него наконец-то установили артиллерию главного калибра. По окончании робот, 19 апреля, "Pelayo" посетил президент Франции М.Карно, который своим визитом стремился подчеркнуть всему миру возможности французской судостроительной промышленности, способной строить самые современные корабли.

Весной 1891 года корабль представлял испанский флаг в Пирее, где прошли празднества, посвященные юбилею независимости Греции. Войдя в состав международной эскадры адмирала Батлера, "Pelayo" удостоился посещения короля эллинов Георгия и его супруги Ольги, высоко отозвавшихся о состоянии броненосца, после чего на корабле состоялся торжественный ужин и бал в их честь.

Этот же год ознаменовался в биографии Pelayo еще двумя важными визитами. 1 августа в Ферроле но его борт поднялся морской министр дон Хосе Мария де Беранхер, как было сказано выше, убежденный противник броненосцев, а 12 сентября броненосец посетила королева-регентша Мария-Кристина. Последнее событие происходило в Сан-Себастьяне, месте летнего отдыха королевской семьи. Лишь 20 сентября "Pelayo" снова вернулся в Ферроль.

"Pelayo" на международном смотре в Генуе. 1892:

Изображение

10 октября 1892 года "Pelayo", уже вместе с другими кораблями, находился в США, где отмечали 400-летие открытия Америки. Вышедшая из Кадиса королевская семья на борту крейсера "Conde de Venadifo" в сопровождении крейсеров "lslo de Luzon", "Isla de Cuba", минного крейсера и канонерской лодки "Cuervo" встретилась там с Практической эскадрой в составе броненосцев "Pelayo", "Vitoria", крейсеров "Reina Regente", "Alfonso XII".

На празднование прибыла представительная международная эскадра. В программу празднеств вошла также церемония встречи с мастерски изготовленными копиями каравелл Колумба, которые на буксире привели на рейд испанские канонерские лодки.

В октябре 1893 года броненосец принял участие в шестидневных маневрах Практической эскадры, проводившихся в районе между мысами Гато и Сан-Антонио. 15 октября эскадра под флагом контр-адмирала Санчеса Оконьи покинула Картахену и на следующий день прибыла в район мыса Санта Пола. Задача маневров состояла в предполагаемом морском сражении двух противостоящих сил, одна из которых стремилась прорваться к Аликанте, а другая не должна была допустить этого прорыва. В первую эскадру вошли крейсеры "Alfonso XII", "Reirra Regente", минный крейсер "Destructo", миноносцы "Ariete" и "Habana". Им противостояли "Pelayo", крейсеры "Reina Mercedes", "Isla cle Cuba", миноносцы "Rayo", "Barcelo" и "Rigel".

20 и 21 июня 1895 года, вместе с крейсерами "Infanta Maria Tereza" и "Marques de la Encenad", "Pelayo" представлял Испанию на торжествах в Германии, устроенных Вильгельмом II по поводу открытия Кильского канала. На это событие прибыла весьма солидная международная эскадра в составе 65 боевых кораблей из 12 стран (25 броненосцев, шести броненосцев береговой обороны, 17 крейсеров, четырех минных крейсеров, семи миноносцев, четырех канонерских лодок и двух яхт). Колоссальное инженерное сооружение длиной 99 км, шириной 65 м и глубиной 9 м соединило Балтийское и Северное моря в обход Датских проливов. Даже несмотря на свои солидные размеры, "Pelayo" без труда смог бы пройти этим каналом. Но на церемонии германская сторона ограничилась пропуском лишь небольших кораблей разных стран мира, куда в числе прочих вошел и крейсер "Marques de la Encenada", ставший, таким образом, первым испанским кораблем, прошедшим этим каналом.

Тем временем снова обострилась ситуация в Марокко. На сей раз инцидент на границе двух государств привел к гибели трех испанцев, в ответ на что Испания потребовала выплаты достаточно большой компенсации. И опять, как средство давления на марокканцев, в северную Африку отправилась Практическая эскадра. На сей раз под флагом вице-адмирала Флоренсио Монтохо из Кадиса вышли броненосец "Pelayo" и четыре крейсера. 12 июля эскадра вошла на рейд Танжера. Больше месяца эскадре пришлось ожидать выполнения предъявленных требований, и лишь 17 августа корабли ушли в Альхесирас.

 

II. Испано-американская война 1898 года ("метания отшельника").

Испано-американская война наиболее ярко продемонстрировала те трудности, которые постоянно испытывало испанское руководство. Будучи единственным броненосцем испанского флота, "Pelayo" настолько отличался по своим тактико-техническим элементам от остальных кораблей, что его было трудно включить в состав какого-либо отряда.

Перед самой войной, например, предполагалось провести капитальную модернизацию казематных броненосцев "Vitoria" и "Numancia", чтобы свести их с "Pelayo" в один отряд. К этому времени оба корабля, участвовавших в боях еще в Гражданскую войну 1873-1874 годов, требовали коренной модернизации, начавшейся в 1897 году. Однако эта модернизация "подтянула" их лишь до уровня крейсера (хотя в списках флота они числились броненосцами II класса], так что от совместного использования с "Pelayo" пришлось отказаться. Позднее, с появлением в составе флота дредноутов, также предлагалось свести их с "Pelayo" а один отряд, но при этом уже "Peloyo" явно не соответствовал новым кораблям ввиду своей малой скорости и ограниченного радиуса действия.

За всю свою карьеру "Pelayo" сводили с другими кораблями в тактические соединения лишь на короткое время, из-за чего в среде военно-морского офицерства корабль был более известен под прозвищем "El Solitario" (дословно - бобыль, отшельник). Но наиболее остро проблема одиночества "Pelayo" встала сразу после окончания войны 1898 года, когда броненосец и броненосный крейсер Emperador Carlos V остались единственными крупными кораблями испанского флота.

Собственно служба во время войны (походы, слухи):

 

В течение весны 1896 года "Pelayo" в составе Практической эскадры участвовал в различных учениях, пока во втором полугодии не было принято решение о проведении его первой большой модернизации. 29 ноября в 12 часов 26 мин под звуки традиционного салюта наций "Pelayo" вошел в Тулон, где пробыл до 7 апреля 1898 года. Как уже говорилось, из-за начавшейся войны с США далеко не все задуманное удалось реализовать,

Формальным поводом к началу испано-американской войны послужила гибель броненосца "Maine". 15 февраля 1 898 года в 21 час 40 мин на корабле, стоявшем на рейде Гаваны, произошел мощный взрыв, и "Maine" почти моментально скрылся под водой. Причины взрыва американцев не интересовали - они получили повод к войне.

"Pelayo" в это время все еще находился в Тулоне, где ему уже заменили котлы, и сняли среднюю артиллерию в ожидании установки новой. Во избежание интернирования - ведь броненосец находился на территории нейтрального государства - пришлось спешно подготовить небоеготовый корабль к выходу. Но именно из-за своей небоеготовности "Pelayo" не успел к отправке эскадры П.Серверы, что, как оказалось впоследствии, спасло его от гибели.

Вольно или невольно, но пик популярности "Pelayo" пришелся все-таки на 1898 год, когда практически вся испанская нация связывала с ним последние надежды на успех в войне. Поэтому чаще всего имя "Pelayo" фигурировало в газетах не столько из-за каких-то реальных действий, сколько из-за желания газетчиков, с одной стороны, поднять моральный дух в Испании, а с другой - пощипать нервы американских обывателей. Первое из сообщений подобного рода пришло еще 27 апреля, когда пассажиры парохода "Madjestic" чуть ли не в один голос стали утверждать, что видели всего в 1700 милях к западу от Квинстауна "броненосец в сопровождении трех эсминцев". Естественно, что "броненосец" был тут же идентифицирован как "Pelayo", явно направляющийся для обстрела северо-восточного побережья Соединенных Штатов.

Весной 1898 года на море возникла интересная ситуация: американский флот, превосходивший в несколько раз испанский, оказался почти весь сконцентрированным в блокадном дозоре перед Кубой и Пуэрто-Рико или в военно-морской базе Ки-Уэст. Таким образом, практически все атлантическое побережье Америки оказалось беззащитным. Испанское руководство быстро оценило выпавший ему шанс.

В спешном порядке по приказу морского министра адмиропа Ауньона началось планирование набеговой операции.

Находившаяся в водах метрополии Резервная эскадра подразделялась на три дивизиона. 1-му дивизиону под командованием адмирала Комары, в состав которого входили броненосный крейсер "Emperador Carlos V", вспомогательные крейсеры "Patriota", "Rdpiclo", "Meleoro" и вооруженная яхта "Giralda", ставилась задача атаковать американское побережье между Чарльстоном и Галифаксом, Для этого дивизион выдвигался на Канарские острова, после чего следовало совершить переход к Бермудским островам, где командиру дивизиона следовало откорректировать свои окончательные действия в соответствии с информацией, полученной от испанского консула на островах Наиболее вероятной задачей стали бы действия на американских коммуникациях, идущих из Канады.

В это время 2-й дивизион [командир - капитан 1 ранга Хосе Феррандис] в составе броненосцев "Pelayo", "Vitoria", контрминоносцев "Osado", "Audaz" и "Procerpina" должен был совершить ряд отвлекающих акций. И, наконец, 3-й дивизион (командир - капитан 1 ранга Хосе Барраса) в составе вспомогательных крейсеров "Buenos Aires", "Antonio Lopez" и "Alfonso XII" должен был идти в район мыса Сан-Рок (Бразилия) для действий на американских коммуникациях.

Операций была подготовлена достаточно тщательно и скрупулезно. В ходе нее предполагалось бездействовать на общественное мнение в Соединенных Штатах, а также заставить американцев разбросать свои силы, что облегчило бы положение блокированной эскадры Серверы.

Эти планы остались нереализованными по простой причине, для успешного претворения в жизнь требовалось оперативное получение информации от испанской разведывательной сети в регионе, в основном в Канаде, а буквально перед самой войной и в ее начале произошли события, которые помешали этому.

Британские власти не на шутку встревожило начавшееся активное перемещение испанского дипломатического персонала и аккредитованных консулов. Хотя Великобритания в начавшейся войне сохраняла нейтралитет, оно посчитала подобные действия испанского дипломатического корпуса ущемляющими этот нейтралитет. Из страны срочно выслали военно-морского атташе лейтенанта флота Каррансу и бывшего секретаря испанского посольства в Вашингтоне сеньора Дубоска. Произошло ли действительно утечка информации, или же "Интеллидженс сервис" случайно вышел на людей, на которых замыкалась вся испанская разведывательная сеть, - до сих пор не известно, Но, так или иначе, испанские планы оказались нереализованными.

29 апреля известие о предполагаемой операции просочилось в прессу, на весь мир поведавшую о том, что "Pelayo" вместе с броненосцами "Numancia" и "Vitoria", а также крейсером "Alfonso XIII" и шестью миноносцами вскоре перейдет на Канарские острова для последующей отправки этого отряда в Вест-Индию. Однако затем, поскольку операцию пришлось действительно свернуть, поступило официальное опровержение этого. Любые передвижения отряда откладывались до 15 мая, 7 мая стало известно, что броненосец войдет в состав Резервной эскадры, формирование которой происходило в Кадисе. Днем ранее, 6 мая, командующим Резервной эскадрой назначили контр-адмирала дона Мануэля де ла Ксмара-и-Ливермур. Уже 8 мая морской министр приказал ему в десятидневный срок подготовить эскадру к выполнению пока еще не ясной задачи. В соответствии с приказом Камора начал приводить в готовность свои корабли.

14 мая окончательно уточнился состав эскадры. Кроме флагманского "Pelayo", крейсеров "Emperador Carlos V" и "Alfonso XIII", в нее также включались вспомогательные крейсеры "Rapido", "Patriota" и три миноносца. Отказавшись от первоначального плана действий в Атлантике, испанское правительство решило послать Резервную эскадру на помощь блокированной Маниле.

8 отличие от широко распространенного в литературе мнения, Камара не собирался идти в саму Манилу: ведь в этом случае ему предстоял тяжелый бой с крейсерами контр-адмирала Дж.Дьюи, в котором у испанцев не было практически никаких шансов на прорыв в Манилу. Во многом повторялась история со сражением у Ялу 17 сентября 1894 года (во время Японо-китайской войны): реально прорваться могли бы лишь "Emperador Carlos V" и "Pelayo".

Вероятно, это понимали и сами испанцы. Поэтому их план состоял в переходе, в лучшем случае, к Илоило (остров Поной)], но не исключался также и прорыв к Холо или Минданао. Тем самым было бы гарантировано испанское доминирование на юге Филиппин. Далее, опираясь на оставшиеся там испанские базы, можно было бы развернуть действия на американских коммуникациях. Сконцентрированные у Манилы американцы просто не смогли бы мобилизовать достаточно сил для устранения этой опасности, прежде чем испанцы не перехватили бы с десяток пароходов, возможно и с войсками. Единственным кораблем, способным противостоять подобному разбою, был крейсер "Philadelphia" (под флагом главнокомандующего флота Тихого океана адмирала Дж.Н.Миллера), в начале августа находившийся на Гавайях.

Для перехода к Филиппинам Резервная эскадра была реорганизована. "Pelayo", "Emperador Carlos V", "Rapido" и "Patriota" вошли в состав "Группы А". 22 мая официальный Мадрид заявил, что эта эскадра в сопровождении ряда пароходов направляется на Филиппины.

Хотя некоторые военно-морские специалисты тут же успокоили американское общественное мнение, что скорее всего "Pelayo" из-за своей осадки не сможет пройти Суэцким каналом, но в американском штабе это сообщение, мягко говоря, вызвало переполох.

Корабли Резервной эскадры, по донесениям российского наблюдателя лейтенанта Д.Б Лохвиснава, были совсем недавно укомплектованы в основном плохо обученными новобранцами: "Pelayo" - после модернизации, "Alfonso Xlll" - после достройки, a "Emperador Carlos V" лишь 4 апреля покинул Гавр, где он проходил вооружение. Новейшие миноносцы, строившиеся в Англии, прибыли лишь в марте-апреле. Боеспособность Резервной эскадры была недостаточно высокой.

11 июня после многочисленных задержек и проволочек эскадре, собравшейся в Кадисе, был отдан приказ следовать на Филиппины.

16 июня эскадра покинула Кадис с запечатанным в конверте приказом, а немного погодя ее заметили у Гибралтара движущейся на восток. Вскоре Камора достиг Картахены - 21 июня его корабли видели у Пантельяри, а 26 июня испанцы вошел в Порт-Саид. Уже во время этого перехода выяснилось, что сложные в обслуживании котлы, установленные на "Pelayo" во время модернизации в Тулоне, не желают исправно работать в руках недостаточно опытных испанских кочегаров: уголь часто горел не в топках, а в трубах и выбрасывался наружу несгоревшим, так что броненосцу едва хватила полного запаса топлива, чтобы дойти до египетских берегов. Сверх того, непомерно большим оказался расход пресной воды, и, когда ее стало не хватать, котлы пришлось питать соленой водой, отчего на стенках котельных трубок образовалась накипь и они начали перегорать.

Египетское правительство отклонило просьбу испанцев о бункеровке и даже не позволила Комаре заправиться углем со своих собственных угольщиков. 29 июня власти Египта потребовали убрать корабли из Порт-Саида, мотивируя это тем, что их пребывание в порту уже значительно превысило отведенные 24 часа. Контр-адмирал Комара пытался возражать, но ничего не добился.

1 июля "Pelayo" вместе с другими кораблями эскадры покинул порт и, выйдя из территориальных вод, начал бункеровку прямо в открытом море. Погодные условия 2 и 3 июля были чрезвычайно тяжелыми, и команды очень устали. Только 5 июля корабль, приняв небольшое количество угля, смог наконец войти в Суэцкий канал. 6 июля эскадра подошла к Суэцу, где адмирал сразу же был уведомлен египетским правительством, что может оставаться в Суэце лишь в течении 24 часов. В соответствии с этим Камора удалился от берега на 7 миль и лег в дрейф в видимости берегов, весь следующий день занимаясь бункеровкой. К этому времени в испанском правительстве наконец возобладали более трезвые настроения, и после разгрома эскадры Серверы 6 июля Комара получил приказ сосредоточиться в Суэце для возвращения обратно. 8 июля эскадра снова вошла в канал, и на следующий день "Pelayo" взял курс на Картахену, куда испанские корабли прибыли 20 июля. Военно-морские специалисты того времени долго спорили по поводу целей этого странного похода эскадры Камары - по удачному выражению одного итальянского писателя "шатания" ("vagobondaggio"). Посылая эскадру действительно на Восток, испанское правительство оставляло совершенно беззащитными берега метрополии, и единственно возможное решение состояло в максимально быстром переходе на Филиппины, чтобы туда еще не успели подойти тихоходные американские мониторы, иначе вся операция теряла смысл. Но в этом случае было совсем непонятным включение в состав эскадры тихоходного "Реlауо", радиус действия которого был к тому же весьма ограниченным. Чтобы покрыть 6300 миль от Суэца до Филиппин при средней скорости 10 уз потребовалось бы 26 дней; это давало возможность эскадре подойти к Филиппинам 2 августа при условии, что она вышла бы 8 июля.

Изображение

Как стало известно после войны, Комара действительно предполагал, что называется, "до кроев" загрузиться в Суэце углем, чтобы потом без дополнительных бункеровок дойти до Филиппин. Но, по самым скромным подсчетам, для подобной операции, да еще в условиях открытого моря, "Реlауо" потребовалось бы по крайней мере четыре или пять дней. При этом, даже если бы удалось принять 1000 т угля, дальность плавания броненосца едва ли превысила бы 3500 миль. Таким образом, на переходе потребовались бы еще две бункеровки, чтобы не прибыть к месту назначения без топлива. Это отодвигало дату прибытия броненосца на Филиппины на 7-8 августа, и все это при условии отсутствия каких бы то ни было поломок или случайных задержек. Скорость больше 10 узлов также исключалась: ее поддержание потребовало бы дополнительного расхода угля и, соответственно, более частых бункеровок. Следует также помнить о неисправностях котлов "Реlауо", которые делали все расчеты перехода к Филиппинам крайне ненадежными.

Единственное, чего смог достичь Камора, - это потрепать нервы американскому командованию. Как стало известно после войны, если бы испанская эскадра с "Pelayo" умудрилась прийти на Филиппины раньше, чем американские мониторы, то командующий эскадрой в азиатских водах адмирал Д.Дьюи всерьез намеревался отослать уже подошедшие транспорты с войсками в сопровождении боевых кораблей на северо-восток Лусона, после чего самому идти на восток, пока не встретит мониторы. С ними он бы снова возвратился и уничтожил эскадру Каморы, правда, после нескольких дней своего отсутствия. При всей своей рациональности этот план привел бы "к некоторому оскорблению национальной гордости и мог бы вызвать известные политические осложнения". Генерал Андерсон, командовавший американскими частями на берегу, решил в эта время отступить в глубь острова и, укрепившись там, ждать возвращения флота.

 

III. Служба после окончания испано-американской войны:

 

Изображение

По окончании испано-американской войны было принято решение о продолжении робот по модернизации, прерванных ею, и "Pelayo" снова направился во Францию.

Основные работы завершились к октябрю 1899 года, и "Pelayo" ушел в Испанию, чтобы остальные роботы выполнить уже там.

Подводя итог почти 25-месячных работ, тогдашний командир броненосца капитан 1 ранга Хосе Феррандис-и-Ниньо отмечал, что завод "Forges et Chanliers de la Mediferrane'e" ремонтировал "Pelayo" по остаточному принципу, посылая рабочих на него только в том случае, если они не были нужны в других местах. Он жаловался также на отчаянную медлительность, с которой эти работы шли, причем жалобы, неоднократно направлявшиеся руководству компании, попросту им игнорировались.

По окончании модернизации броненосец вернулся к ставшим уже привычными представительским функциям. В 1901 году он снова посетил Тулон в связи со встречей испанских высокопоставленных лиц и президента Франции Э.Лубе.

В апреле 1903 года броненосец зашел в Лиссабон, где вручили личное послание Альфонса XIII находившемуся там с визитом английскому королю Эдуарду VII. А спустя два месяца, 22 июня, "Pelayo" представлял испанский флаг в Картахене во время захода туда французского флота.

В 1904 году большое значение имело присутствие броненосца в бухте Виго, где, уже в ранге короля Испании, Альфонс ХШ встретился с кайзером Вильгельмом II и в ходе конфиденциальной встречи оба монарха согласовали свои точки зрения относительно дел в Марокко.

Благодаря рассекреченной к настоящему времени переписке адмирала Феррандиса, можно утверждать, что в 1904 году Испанию посетила российская миссия, которая в связи с начавшейся Русско-японской войной вела секретные переговоры о приобретении "Pelayo" и четырех миноносцев типа "Terror". По-видимому, в полномочия миссии входило также отыскание других кораблей испанского флота, которые могли оказаться полезными России. Вполне очевидно также, что работа этой миссии не могла принести положительных результатов, поскольку Испания вряд ли смогла бы продать свои наиболее боеспособные корабли, получив при этом совершенно неизбежные политические осложнения с Великобританией.

В конце октября 1905 года "Pelayo" принял участие в больших маневрах Практической эскадры в Галисии в районе устья реки Мурос, совершенно неожиданно для всех завершившихся рано утром 28 октября гибелью новейшего крейсера "Cardenal Cisneros", который налетел но необозначенную подводную скалу в районе Мейксидоса и через некоторое время затонул. К счастью, благодаря правильно организованным спасательным работам, жертв не было.

На следующий год в составе небольшой эскадры "Pelayo" сопровождал в официальном визите короля Альфонса XIII на Канары.

В апреле 1907 года "Pelayo" снова оказался в центре внимания с дипломатической миссией, когда в Картахене состоялась встреча монархов Великобритании и Испании. На этой встрече Эдуард VII убеждал Альфонса XIII присоединиться к Антанте, но молодой испанский король сумел отстоять нейтральную позицию Испании в случае общеевропейской войны.

Одновременно состоялась и встреча морских министров ларда Фишера и адмирала Феррандиса (бывшего командира "Реlауо"), согласовавших ряд военно-морских аспектов в сотрудничестве двух государств, в частности, английское участие в новой большой судостроительной программе испанского флота.

"Pelayo" остается в составе Практической эскадры без особых, заслуживающих внимания событий вплоть до 1910 года, когда его ввели в док Каракки для ремонта подводной части. А в августе 1911 года "Pelayo" стал случайным свидетелем революционного выступления на броненосце "Numancia". Подстрекаемые анархистами несколько членов команды этого старого корабля попытались захватить его. Политическая ситуация в стране в это время отличалась крайней нестабильностью: анархисты находились в жесткой оппозиции к консерваторам, а журналисты открыто выражали свое недовольство правительством. Поэтому водружение анархистского красно-черного флага даже на таком старом корабле могла спровоцировать беспорядки в стране.

Выступление удалось быстро подавить, и оно не имело политического резонанса. А для пресечения впредь подобных попыток руководство флота решило провести публичную казнь зачинщиков. 8 августа на Пласа де Рото приговор привели в исполнение. В числе зрителей экзекуции "для профилактики" присутствовал и экипаж "Pelayo".

В 1909 году с атаки испанской Мелильи начался очередной виток испано-марокканского противостояния, приведший в итоге к установлению испанского протектората над северным Марокко. Но из-за ряда причин, прежде всего ремонта, к боевым операциям в Марокко "Pelayo" смог присоединиться лишь осенью 1911 года. 5 сентября броненосец покинул Каракку и после небольшой остановки в Танжере 9 сентября прибыл в Мелилью. Только здесь впервые орудиям броненосца было суждено открыть огонь по врагу.

В течение нескольких следующих дней "Реlауо" подвергал интенсивной бомбардировке позиции неприятеля в Алукемасе, уничтожив несколько населенных пунктов. Лишь 18 сентября броненосец ушел в Малагу для бункеровки, а 23 сентября вновь бросил якорь в Мелилье и продолжил проведение боевых операций.

1 октября "Pelayo" возвратился в Малагу, где на его борт поднялся военный министр Луке, направлявшийся в Марокко с целью посетить Чафаринос, куда корабль прибыл спустя девять дней. После короткой остановки в Мелилье 22 октября броненосец прибыл в Кадис. Весь последующий месяц броненосец "Pelayo" активно продолжал бомбардировки неприятельских позиций, возвратившись в метрополию лишь в декабре 1911 года.

29 января 1912 года вместе с крейсером "Emperador Carlos V", миноносцами "Osado" и "Audoz" броненосец зашел в Альхесирас, после чего 30 января небольшая испанская эскадра ушла в Гибралтар. В этот день туда зашла английская эскадра, сопровождавшая британскую королевскую семью, возвращавшуюся из Индии. - 5 февраля испанские корабли продолжили свае совместное плавание и ушли в Ферроль, где присутствовали на пышной церемонии спуска на воду первого испанского дредноута "Espana", по окончании чего возвратились в Картахену.

Однако не прекращающиеся боевые действия в Марокко снова потребовали присутствия там корабля с тяжелой артиллерией. "Pelayo" на этот раз принял участие в большой десантной операции в Алукемасе, обстреливая позиции неприятеля вблизи Мелильи. Причем интересно отметить, что высадка практически по тому же сценарию еще раз повторилась в сентябре 1925 года.

В конце года "Pelayo" покинул эскадру и 28 ноября отправился на ремонт в Картахену, поскольку, находясь в бухте Фондуко (остров Маон), в ночь с 22 на 23 ноября опасно помял несколько листов своей обшивки, налетев на мель.

После долгого ремонта броненосец смог присоединиться к эскадре лишь летом, когда в июне 1913 года вместе с крейсерами "Reina Regenfe" и "Emperador Carlos V" патрулировал между Сеутой и рекой Мартин, бомбардируя селения бедуинов в районе Алькасар-Сегуер - мыс Мапабата.

С 8 по 13 октября 1913 года "Pelayo" вместе с линкором "Espana", крейсерами "Emperador Carlos V", "Princesa de Asturias", "Reina Regenle", "Rio de la Plata", "Extremadura", миноносцами "Audaz", "Proserpina" и "Osado" присутствовал в Картахене во время визита президенто Франции Р.Пуанкаре в Испанию. Президент Франции и король Испании встретились на борту яхты "Giralda", где уточнили позицию Испании в случае общеевропейского конфпикта. Альфонс XIII заверил своего французского гостя, что Испания сохранит нейтралитет. По окончании переговоров на борту французского линкора "Diderol" президент убыл в Марсель. Кстати, появление на церемонии линкора.*Еsрапа" (эта была его первая миссий) стало весьма символичным для карьеры "Pelayo", поскольку означало, что отныне он становится кораблем второй линии.

26 декабря 1913 года вместе с крейсером "Extremadura", миноносцем "Proserpina" и канонерской лодкой "Lauria" "Pelayo" участвовал в спасении имущества и команды английского парохода, севшего на мель неподалеку от Сеуты.

Начало Первой мировой войны заставило пересмотреть дислокацию испанского флота, и для защиты национальных интересов "Pelayo" с четырьмя миноносцами был отправлен в Польму. Впрочем, воюющие страны без особой необходимости не ущемляли нейтралитет Испании, так что вскоре корабли смогли к продолжить действия против мятежного Марокко.

29 июня 1916 года, совместно с армией, военно-морские силы в составе "Pelayo" и канонерских лодок "Bonifaz" и "Alvaro de Bazdn" участвовали в операциях против берега.

С 1917 года "Pelayo" стала преследовать полоса неудач. Сначала 27 января в порту Танжер броненосец столкнулся с французским пароходом "Koning-Si", к счастью, отделавшись лишь легкими повреждениями. А 28 ноября, также в Танжере, скоропостижно от сердечного приступа умер на борту броненосца его командир капитан 1 ранга дон Энрике Перес Грос, занявший этот пост всего лишь 7 апреля этого же года. В январе 1918 года (по одним источникам 5, по другим 20 января) в Танжере "Pelayo" потерял свой шеститонный якорь, на следующий день, впрочем, обнаруженный водолазами и возвращенный законному владельцу.

Несколько месяцев спустя "Реlауо" вывели из состава Практической эскадры и перевели в разряд "кораблей для разнообразных поручений" - для вспомогательной службы. Фактически это событие означало конец службы броненосца как боевой единицы флота.

В июне 1919 года старый броненосец передали в распоряжение Школы морских курсантов в Ферроле. На следующий год дряхлость корабля вызвала необходимость в очередной раз стать в ремонт, где ему заменили трубки котлов. 12 сентября 1920 года на "Pelayo" вспыхнул пожар, который, впрочем, удалось погасить прежде, чем он смог нанести большие повреждения.

На последующая служба броненосца теперь уже была связана с Морской гвардией, в распоряжение которой его передали, по выражению официальных испанских документов, как "артиллерийский понтон". Так что корабль на время стал артиллерийской школой для рядовых и капралов.

3 августа 1923 года "Pelayo" официально исключили из списков флота. Руководство флота вскоре отменило свой приказ, однако его следствием стало разоружение броненосца. 1 мая 1924 года "Pelayo" снова вычеркивается из списков флота, теперь уже окончательно.

В 1925 году корпус броненосца выставлялся на аукцион для продажи на металл. Но два раза он так и не привлек ничьего внимания, пока, наконец, 25 апреля 1926 года им не заинтересовалась голландская компания. На следующий день броненосец вышел в свое последнее плавание под проводкой двух голландских буксиров к разделочному заводу в Роттердаме, где под газовыми горелками голландских рабочих закончилась целая эпоха испанского флота.

После этого сохранились только отдельные части *Реlауо". Так, его главную артиллерию сдали на хранение в арсенал, где она пребывала довольно долго, совершенно забытая. Что касается скорострельной артиллерии, то имеются данные, что ее использовали для береговой обороны Болеарских островов.

Снятые броневые плиты главного пояса передали в распоряжение артиллерийского полигона, где они испытывались обстрелом из крупнокалиберных орудий, полностью подтвердив высокую репутацию плит выделки завода "Крезо".

 

Общая характеристика:

Броненосец "Pelayo" появился как типичный продукт "классической", или "старой" французской школы, упор в которой делался на тяжелые, сильно бронированные корабли, вооруженные орудиями крупного калибра.

Весьма интересным выглядит сравнение испанского броненосца с его вероятными американскими противниками: броненосцами "Texas" (единственный в своем классе) и "Oregon" (типа «Индиана»).

"Техас" в 1898 году:

 

Изображение

"Оregon" у берегов Филиппин в 1903 году:

 

Изображение

Так, по своей мощи "Pelayo" явно превосходил "Texas", но сильно уступал "Оregon"у, имевшему примерно такую же скорость, но несравненно лучше вооруженному и бронированному. "Oregon" имел ЗЗ0-,203- и 152-мм орудия. Правда орудия главного калибра "Oregon"а - четыре ЗЗ0-мм орудия - к 1898 году (начало Испано-американской войны) также устарели, как и  испанские.

В целом сравнение испанского и американских броненосцев получается явно не в пользу "Pelayo". 457-мм главный пояс из гарвеевской брони броненосца "Oregon" пробивается 280-мм снарядом с 3000 м, а 320-мм - с 5000 м, 305-мм пояс "Texas" -280-мм снарядом на дальности около 7000 м, а 320-мм - 9500 м. Небронированные оконечности обоих американских броненосцев (защита там состояла лишь из броневой палубы) пробиваются испанскими снарядами главных калибров с любых доступных им дальностей. С другой стороны, броневой пояс "Pelayo" на своей максимальной толщине (450 мм) пробивается ЗЗ0-мм американским снарядам с дальности 11 000 м, а 305-мм - с 9000 м, 300-мм оконечности и барбеты - с любой дальности, доступной обоим орудиям.

Таким образом, при встрече с "Оregon"ом и другими броненосцами типа "Indiana" "Pelayo" вряд ли имел бы шансы на итоговый успех.

Источники:

Дополнительные фотографии в следующем сообщении темы.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Альфа-тестер
186 публикаций
183 боя

Несколько фотографий корабля, не вошедших в первое сообщение.

1. Искусственно раскрашенная фотография броненосца "Pelayo", демонстрирующая цветовую гамму принятую для корабля ВМС Испании в конце XIX - начале XX века:

Изображение

2. Броненосец "Pelayo" на стапеле без установленного броневого бояса. По месту оставленному для монтажа броневого пояса можно примерно оценить его толщину:

 

Изображение

3. Акварельный рисунок "Pelayo", в книге "Испанская армада" 1898 года (выполнен - Hernandez Monjo):

 

Изображение

4. Вид спереди, демонстрирующий всю красоту и изящество корабля. Особенно хорошо виден расположенный под углом "французский" борт:

 

Изображение

5. "Pelayo" в ходе Испано-американской войны (1898 год):

 

Изображение

6. Группа офицеров на палубе "Pelayo" у носовой установки орудия главного калибра. Частично виден девиз: "Honor y Patria" - "Честь и Родина".

 

Изображение

7. Бортовое 280-мм орудие броненосца:

 

Изображение

8. Средний и малый калибр броненосца:

 

Изображение

9. Батарейная палуба корабля.Тренировка расчетов 120-мм орудий:

 

Изображение

10. Элементы роскошного внутреннего убранства корабля, предназначенного для Высших чинов:

 

Изображение

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Альфа-тестер
206 публикаций
1 968 боёв

Очень необычно видеть мачты на броненосце. Плюсую.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
221
Альфа-тестер
2 124 публикации

Отличная тема!

Чувствуется, что не на коленке за часик сделана.

У ТС совершенно четко обозначилась высокая планка его публикаций, причем с очень серьезным подходом к подбору содержания темы и ее оформлению.

Респект! И удачи в создании следующих тем! Так держать!

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
19
[RED-A]
Старший альфа-тестер
244 публикации
2 803 боя

Очень интересный корабль, отличная тема. Автору спасибо.

Особенно удивило повышение проектной цены более чем в 1,5 раза. Наверняка не без коррупции обошлось. Или неправильный расчет расхода материалов и/или стоимости работ. :)

Просмотр сообщенияShusui (08 Дек 2013 - 01:02) писал:

Очень необычно видеть мачты на броненосце. Плюсую.

А почему? На многих броненосцах мачты были... Причем с появления этого класса вплоть до заката эры броненосцев. Посмотрите, например, HMS Agamemnon, один из последних эскадренных броненосцев.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Альфа-тестер
467 публикаций

Вот это тема так тема, побольше бы таких.

Продолжай в том же духе.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Старший альфа-тестер
471 публикация

Ромбическая схема очень и очень хороша. Корабль может атаковать носом к врагу , обратив большинство орудий на врага. При этом площадь попадания у него будет значительно меньше, чем  при нахождении бортом к врагу. Какие минусы у такой схемы расположения ГК?

P.S Спасибо за понятный и исчерпывающий ответ.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Старший альфа-тестер
258 публикаций
391 бой

вообще  молодец...  класс :honoring:

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Альфа-тестер
186 публикаций
183 боя

Просмотр сообщенияKing_Georg_V (08 Дек 2013 - 09:49) писал:

Ромбическая схема очень и очень хороша. Корабль может атаковать носом к врагу , обратив большинство орудий на врага. При этом площадь попадания у него будет значительно меньше, чем при нахождении бортом к врагу. Какие минусы у такой схемы расположения ГК?
Вы рассуждаете как истинный теоретик второй половины 19 века. Увы, но на практике все оказалось не столь очевидно. Англичане во многом под впечатлением от французских "ромбов" построили два броненосных крейсера типа "Имперьюз" («Имперьюз» и «Уорспайт») по подобной схеме. Желая получить равномерный огонь во все стороны, главный калибр (четыре 234-мм орудия) разместили в одноорудийных башнях, расставленных по ромбической схеме. Но первые же учебные стрельбы ясно показали, что вести продольный огонь из бортовых орудий нельзя — возникала угроза повреждения собственных надстроек. Вот как в итоге охарактеризовали эти корабли сами англичане:
"Лучшее, что можно сказать, характеризуя «Имперьюз» и «Уорспайт», это то, что они имели в бортовом залпе три 9,2" и пять 6" орудий при скорости 16 узлов. Насколько же можно судить по другим составляющим проекта, они могут твёрдо быть отнесены к разряду «паршивых овец» викторианского броненосного флота и, выступая в парламенте, адмирал Дж. Коммерел характеризовал их как «практически полный провал идеи современного корабля, неудачно спроектированных, плохо построенных и абсолютно опасных».

- Паркс О. Линкоры Британской империи. Ч.III. Тараны и орудия-монстры

Схема броненосных крейсеров типа "Имперьюз":


Изображение

Крейсер "Уорспайт" типа "Имперьюз" в 1985 году:


Изображение

Примерно подобного вердикта удостоился и наш броненосный крейсер «Адмирал Нахимов» (ГК: 4×2-203-мм, в барбетах, расположеных ромбом). "В качестве образца для подражания был принят сам по себе построенный под явным впечатлением от французских кораблей британский тип «Имперьюз», с характерным для него ромбовидным расположением орудий главного калибра, хотя сами британские моряки уже успели признать его неудачным. Такой ход даже породил слухи о похищении чертежей британского крейсера русской разведкой, естественно, ни на чём не основанные, тем более, что по всем основным кораблестроительным элементам русский корабль весьма отличался от британского, который и сам был построен явно по французскому образцу. Появление во флоте вероятного противника подражания столь несовершенным кораблям было воспринято в Великобритании с большим недоумением. Тем не менее, крейсер получился формально очень сильным: он нёс главный калибр из восьми 8" / 203-мм орудий в четырёх барбетных установках с лёгкими башенноподобными прикрытиями, размещённых как на прототипе, по ромбической схеме, что позволяло в теории в любой точке пространства сконцентрировать огонь шести орудий из восьми, а на практике, как и у всех «французских ромбов» — лишь четырёх из-за разрушительного воздействия дульных газов на собственные надстройки и палубы".

- Сулига С.В. "Броненосный крейсер «Адмирал Нахимов»". Морская коллекция. 1995

Крейсер "Адмирал Нахимов" в 1899 году:


Изображение

В итоге можно сказать, что схема сама по себе не была плохой, но при определенных достоинствах имела и свои очевидные недостатки. Ключевые - потеря в мощи бортового залпа (что имело особое значение при эскадренных боях) а также трудности с практической реализацией теоретической возможности ведения мощного продольного огня. Ну и в конечном итоге время все расставило по своим местам - какая схема расположения орудий ГК стала массовой, а какая - нет.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Бета-тестер
310 публикаций
191 бой

а мне вот лично понравилась тема,очень хорошо оформлена!ТС спасибо за информацию и от меня +

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
12
[BRIGI]
[BRIGI]
Альфа-тестер
241 публикация
322 боя

может кому-то интерестно будет  А.А.Анка,  Н.В.Митюков Испанский броненосец "Pelayo" >>> http://wunderwaffe.n...04_01/index.htm <<<

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Участник
81 публикация
20 боёв

Вот это расписано, так расписано! Огромный плюс!

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Альфа-тестер
186 публикаций
183 боя

Просмотр сообщенияWadim10023 (08 Дек 2013 - 14:25) писал:

Ну зачем создовать темы с таким текстом

Дополнил второе сообщение темы еще 10 фотографиями к тем 10, которые расположены в основном тексте.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Альфа-тестер
113 публикации
3 боя

Да. Не часто увидишь хорошо оформленную тему- а эта тема- таковой является. + за старания.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Бета-тестер
113 публикации

Красиво оформлено и довольна много для прочтения. :great: Претензий нет!

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Старший альфа-тестер
199 публикаций
37 боёв

Побольше бы таких хороших тем, ТСу однозначно +

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Участник
27 публикаций

Просмотр сообщенияKing_Georg_V (08 Дек 2013 - 09:49) писал:

Ромбическая схема очень и очень хороша. Корабль может атаковать носом к врагу , обратив большинство орудий на врага. При этом площадь попадания у него будет значительно меньше, чем  при нахождении бортом к врагу. Какие минусы у такой схемы расположения ГК?
P.S Спасибо за понятный и исчерпывающий ответ.

Ромб хорош для крейсера, сражающегося с равным противником в бою один на один, или для боя броненосцев в строе фронта с последующей свалкой а-ля Лисса.
Для классического эскадренного боя в кильватерных колоннах это минус одно орудие на борт, а на некоторых курсовых углах и минус два по сравнению с линейной схемой со всеми орудиями в диаметральной плоскости.
Плюс сказанное выше про риск повреждения собственных надстроек на острых курсовых углах.
Короче, типичный пример идеи, которая на бумаге - огого, а в реальности - ололо. Увы. Красиво же, в конце концов.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Участник
84 публикации
1 бой

 После включения в 1913 г. в состав флота первого испанского линкора дредноутного типа «Эспанья» устаревший броненосец «Пелайо» был переведен в корабли второй линии. Тем не менее, последние годы службы стали самыми активными в его боевой карьере. Он активно использовался как корабль артиллерийской поддержки во время продолжавшейся войны в северном Марокко. С короткими перерывами на ремонты «Пелайо» действовал у берегов Африки до 1918 г., когда был выведен из состава Практической эскадры и переквалифицирован в судно вспомогательной службы. С 1919 г. — учебное артиллерийское судно («артиллерийский понтон») при морской школе в Феролле. В 1923 г. разоружен, в 1924 г. исключен из списков флота. В 1926 г. отбуксирован в Роттердам и разрезан на металл.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Эту страницу никто не просматривает.

×