Перейти к содержимому
Для публикации в этом разделе необходимо провести 50 боёв.
paladin3931

Изобретение; парус и корабль.

В этой теме 7 комментариев

Рекомендуемые комментарии

707
[COD]
Участник, Коллекционер, Коллекционер-испытатель
3 112 публикации
10 662 боя

 

Изобретения: парус и корабль
Считается, что прообраз паруса появился в глубокой древности, когда человек только начал строить лодки и отважился выйти в море. В начале парусом служила просто натянутая звериная шкура. Стоявшему в лодке человеку приходилось обеими руками держать и ориентировать ее относительно ветра. Когда люди придумали укреплять парус с помощью мачты и рей, неизвестно, но уже на древнейших дошедших до нас изображениях кораблей египетской царицы Хатшепсут можно видеть деревянные мачты и реи, а также штаги (тросы, удерживающие от падения назад мачту), фалы (снасти для подъема и спуска парусов) и другой такелаж.

Следовательно, появление парусного судна надо отнести к доисторическим временам. Многое свидетельствует о том, что первые большие парусные корабли появились в Египте, и Нил был первой многоводной рекой, на которой стало развиваться речное судоходство. Каждый год с июля по ноябрь могучая река выходила из берегов, заливая своими водами всю страну. Селения и города оказывались отрезанными друг от друга подобно островам. Поэтому суда были для египтян жизненной необходимостью. В хозяйственной жизни страны и в общении между людьми они играли гораздо большую роль, чем колесные повозки. 

Одной из ранних разновидностей египетских кораблей, появившихся около 5 тысяч лет до Р.Х., была барка. Она известна современным ученым по нескольким моделям, установленным в древних храмах. Поскольку Египет очень беден лесом, для строительства первых кораблей широко применялся папирус. Особенности этого материала определили конструкцию и форму древнеегипетских судов. Это была серповидная, связанная из пучков папируса ладья с изогнутыми кверху носом и кормой. Для придания кораблю прочности корпус стягивался тросами. Позже, когда наладилась регулярная торговля с финикийцами и в Египет начал поступать в большом количестве ливанский кедр, дерево стало широко применяться при кораблестроении. Представление о том, какие типы судов строились тогда, дают настенные рельефы некрополя близ Саккары, относящиеся к середине 3 тыс. до Р.Х. В этих композициях реалистически отображены отдельные стадии постройки дощатого корабля. Корпуса кораблей, не имевшие ни киля (в древности это была балка, лежащая в основании днища судна), ни шпангоутов (поперечных кривых брусьев, обеспечивающих прочность бортов и днища), набирались из простых плашек и конопатились папирусом. Укреплялся корпус посредством канатов, обтягивавших судно по периметру верхнего пояса обшивки. 

Такие суда едва ли обладали хорошими мореходными качествами. Однако для плаванья по реке они вполне годились. Используемый египтянами прямой парус позволял им плыть только по ветру. Такелаж крепился на двуногой мачте, обе ноги которой устанавливались перпендикулярно средней линии судна. В верхней части они плотно связывались. Степсом (гнездом) для мачты служило балочное устройство в корпусе судна. В рабочем положении эту мачту удерживали штаги - толстые тросы, шедшие от кормы и носа, а в сторону бортов ее поддерживали ноги. Прямоугольный парус крепился на двух реях. При боковом ветре мачту поспешно убирали. 

Позднее, примерно к 2600 году до Р.Х., на смену двуногой мачте пришла применяемая и поныне одноногая. Одноногая мачта облегчала хождение под парусами и впервые дала судну возможность маневрировать. Однако прямоугольный парус был ненадежным средством, которым можно было пользоваться только при попутном ветре. Основным двигателем корабля оставалась мускульная сила гребцов. По-видимому, египтянам принадлежит важное усовершенствование весла - изобретение уключин. Их еще не было в Древнем царстве, но затем весло стали крепить с помощью веревочных петель. Это сразу позволило увеличить силу гребка и скорость судна. Известно, что отборные гребцы на судах фараонов делали 26 гребков в минуту, что позволяло развивать скорость 12 км в час. Управляли такими кораблями с помощью двух рулевых весел, расположенных на корме. Позднее их стали крепить к балке на палубе, вращая которую можно было выбирать нужное направление (этот принцип управления судном с помощью поворота пера руля остается неизменным по сей день). 

Древние египтяне не были хорошими мореходами. На своих кораблях они не решались выходить в открытое море. Однако вдоль берега их торговые суда совершали далекие путешествия. Так, в храме царицы Хатшепсут есть надпись, сообщающая о морском походе, совершенном египтянами около 1490 году до Р.Х. в таинственную страну благовоний Пунт, находившуюся в районе современного Сомали. 

Следующий шаг в развитии кораблестроения был сделан финикийцами. В отличии от египтян, финикийцы в избытке имели для своих судов прекрасный строительный материал. Их страна тянулась узкой полоской вдоль восточных берегов Средиземного моря. Обширные кедровые леса росли здесь почти у самого берега. Уже в древности финикийцы научились делать из их стволов высококачественные долбленные лодки-однодревки и смело выходили на них в море. В начале 3 тыс. до Р.Х., когда стала развиваться морская торговля, финикийцы начали строить корабли. 

Морское судно значительно отличается от лодки, для его сооружения необходимы свои конструкционные решения. Важнейшие открытия на этом пути, определившие всю дальнейшую историю судостроения, принадлежат финикийцам. Может быть, скелеты животных навели их на мысль установить на однодревках ребра жесткости, которые покрывали сверху досками. Так впервые в истории кораблестроения были применены шпангоуты, до сих пор имеющие широкое использование. Точно так же финикийцы впервые построили килевое судно (первоначально килем служили два ствола, соединенные под углом). Киль сразу придал корпусу устойчивость и позволил установить продольные и поперечные связи. К ним крепились доски обшивки. Все эти новшества явились решающей основой для быстрого развития судостроения и определили облик всех последующих кораблей. 

С середины 2 тыс. до Р.Х. начался бурный расцвет финикийских городов, обязанных своим процветанием средиземноморской торговле. Пузатые финикийские корабли стали мостом между странами. Во всех направлениях они пересекали море и возвращались назад, нагруженные сокровищами. Громадные богатства, которые извлекали финикийцы из своих предприятий, делали их всё решительней и храбрее. В далеких землях они основывали свои фактории и колонии, со временем также превращавшиеся в цветущие города. Их торговые пути простирались от Индии до Африки и Британии. За шесть веков до Р.Х. несколько финикийских кораблей, отплыв из Красного моря, обогнули Африку и вернулись в Средиземное море со стороны Гибралтарского пролива. Кроме торговых судов, финикийцы строили много боевых кораблей, оснащенных мощными таранами. Они первые задумались над тем, каким образом можно увеличить скорость судна. В то время, когда парус играл лишь вспомогательную роль, в бою и во время погони приходилось рассчитывать прежде всего на весла. Таким образом, скорость корабля прямо зависела от числа гребцов. Сначала длину корабля выбирали, исходя из нужного числа весел. Однако беспредельно увеличивать ее было невозможно. Выход был найден в строительстве кораблей с несколькими рядами весел. Сначала стали строить корабли, у которых весла располагались друг над другом в два яруса. Самое раннее изображение двухъярусного корабля обнаружено во дворце ассирийского царя Саннахериба. Нижний ряд гребцов на нем скрыт под палубой, а верхний располагался прямо на ней. Позже появились трехъярусные корабли - триремы. По свидетельству Климента Александрийского, именно финикийцы построили первые триремы, которые, как показала история, оказались наиболее оптимальным вариантом гребного судна. Это были корабли весьма значительных размеров, имевшие три ряда весел, расположенных один над другим в шахматном порядке. Весла были различной длины, в зависимости от того, в каком ряду находились гребцы. Самые сильные сидели на верхней палубе, так как им приходилось управлять самыми длинными веслами. Триремы были очень легки на ходу, маневренны и обладали хорошей скоростью. 

По примеру финикийцев их стали строить все морские народы Средиземного моря. Разумеется, не раз делались попытки увеличить число гребных ярусов. У македонского царя Деметрия Полиоркета были корабли с 6-ю и 7-ю рядами гребцов. У египетского царя Птолемея Филадельфа было два корабля с 30-ю рядами весел, а другой египетский царь Птолемей Филопатр имел корабль с 40-а рядами весел. По размерам он не уступал большому современному лайнеру, имел 4 тысячи гребцов, 3 тысячи человек экипажа и 400 человек прислуги. Но все подобные корабли были громоздкими и неповоротливыми. Позже римляне вернулись к хорошо зарекомендовавшим себя триремам, которые и оставались основным типом морского судна на протяжении всей античности. 

Источник: Рыжов К.В. 100 великих изобретений. - М.: Вече, 2004.
 

 

Изменено пользователем paladin3931
  • Плюс 3

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
707
[COD]
Участник, Коллекционер, Коллекционер-испытатель
3 112 публикации
10 662 боя
21:21 Добавлено спустя 3 минуты
  • Плюс 2

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
69
[MAGIC]
Участник, Коллекционер
357 публикаций
5 791 бой

 . У македонского царя Деметрия Полиоркета были корабли с 6-ю и 7-ю рядами гребцов. У египетского царя Птолемея Филадельфа было два корабля с 30-ю рядами весел, а другой египетский царь Птолемей Филопатр имел корабль с 40-а рядами весел. 

 

:ohmy: 

Вы представляете себе корабль с 40 ярусами весел? :teethhappy: А какие были длина и вес бревна весла с верхнего яруса?! Кто за ними сидел - пленные Титаны из Атлантиды что ли?!

Это всё мифы, основанные на домыслах современных "историков". Рисунки не сохранилось, деревянные остовы давно сгнили.

Древние историки имели упоминали в своих трудах пентеры. Это были корабли не с пятью ярусами (рядами, палубами) весел, а вполне обычные триремы. То есть корабли с 3 рядами весел, но на верхних рядах за одним веслом сидело 5 гребцов-рабов. 

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
7 138
[DONAT]
Старший бета-тестер, Лидер Форума
9 562 публикации
6 469 боёв

 

:ohmy: 

Вы представляете себе корабль с 40 ярусами весел? :teethhappy: А какие были длина и вес бревна весла с верхнего яруса?! Кто за ними сидел - пленные Титаны из Атлантиды что ли?!

Это всё мифы, основанные на домыслах современных "историков". Рисунки не сохранилось, деревянные остовы давно сгнили.

Древние историки имели упоминали в своих трудах пентеры. Это были корабли не с пятью ярусами (рядами, палубами) весел, а вполне обычные триремы. То есть корабли с 3 рядами весел, но на верхних рядах за одним веслом сидело 5 гребцов-рабов. 

  

   Всё правильно, но разрешите вас немного поправить - в Древней Греции и Древнем Риме гребцы не были рабами, и, если в Д.Г. это были представители самых беднейших слоев населения, то в Д.Р. должности моряков были не менее почётны, чем должности легионариев. 

:)


9141315.jpg

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
1 509
[MAD-B]
Бета-тестер, Бета-тестер, Бета-тестер
13 225 публикаций

Нате вам кораблик. Древней некуда. Как поставить парус из блузки, догадаетесь :)

plavanie_na_brevnakh_13_foto_7.jpg

Изменено пользователем Rikki_Tikki__Tavi
  • Плюс 2

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
69
[MAGIC]
Участник, Коллекционер
357 публикаций
5 791 бой

  

   Всё правильно, но разрешите вас немного поправить - в Древней Греции и Древнем Риме гребцы не были рабами, и, если в Д.Г. это были представители самых беднейших слоев населения, то в Д.Р. должности моряков были не менее почётны, чем должности легионариев. 

:)


 

 

Момент довольно спорный, как и расшифровка термина "гексера". То ли по схеме 3+2+1 гребцов, то ли 2+2+2 (то есть по 2 на каждый ряд). Или же маловероятный вариант из шести рядов вёсел.

 

Как видел демократию Платон:

"У каждого гражданина в демократическом обществе должно быть не менее трех рабов". 

 

"Вопреки распространенному мнению, в республиканский период (V-I вв. до н.э.) все члены экипажа римских кораблей, включая  и гребцов, были вольнонаемными. (То же самое, кстати, относится  и к греческому флоту.) Только во время Второй Пунической войны (218-201 гг. до н.э.) в качестве экстраординарной меры римляне пошли на огрниченное использование во флоте вольноотпущенников. Однако позднее в качестве гребцов действительно начали все шире использовать рабов и пленных."

Изменено пользователем iMIGmaker

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
1 509
[MAD-B]
Бета-тестер, Бета-тестер, Бета-тестер
13 225 публикаций

 

.....Однако позднее в качестве гребцов действительно начали все шире использовать рабов и пленных."

Ага..значится были! :)

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Эту страницу никто не просматривает.

×