Перейти к содержимому
Для публикации в этом разделе необходимо провести 50 боёв.
Barkil

Проекты корабельных гидросамолетов КОР-2 Никитина, Четверикова и Шаврова

В этой теме 2 комментария

Рекомендуемые комментарии

1 493
[WG-W] Barkil
Коллекционер, Старший бета-тестер, Заслуженный автор Wiki
[WG-W]
2 750 публикаций
8 482 боя

Проекты гидросамолетов КОР-2 Никитина, Четверикова и Шаврова

 

1. Введение

Данная тема посвящена сразу 3-м проектам самолета КОР-2 различных конструкторских коллективов, которые предоставили свои разработки в рамках Технического Задания от 1938 года, но ввиду его передачи Бериеву, эти работы не были воплощены даже в виде прототипов.

Часть текста для удобства убрана под спойлеры.

Информация об этих самолетах присутствует и в статьях автора этой темы в Википедии.

Автор выражает благодарность SindenOtsu за размещенные на форуме изображений КОР-2, представленных в игре.

 

2. Предпосылки к появлению КОР-2 и Техническое Задание на него

Еще начиная с 20-ых годов ХХ-го века СССР начал оснащать крупные корабли авиацией, хотя это были самолеты зарубежного производства  - при этом один из последних приобретенных самолетов, Heinkel HD 55 (получивший обозначение КР: "Корабельный разведчик - первый"), осуществлял взлеты и с катапульты.

 

Тем не менее, следующий катапультный корректировщик для крейсеров должен был быть изготовлен в СССР - в 1934 году было выпущено Техническое Задание на КОР-1, которое было сразу отдано Центральному Конструкторскому Бюро Морского Самолетостроения (ЦКБ МС), в отдел №5, который возглавлял Г.М. Бериев. Самолет был создан, совершил первый полет в 1936 году, но из-за многочисленных недостатков серийное производство было ограничено всего 12 экземплярами.

Рисунок 1 - Бериев КОР-1

Spoiler

 

Из-за технических проблем КОР-1  в конце 1938 года было подготовлено Техническое Задание (ТЗ) на разведывательный гидросамолет КОР-2, которым должны были быть оснащены крейсеры и линкоры, планируемые к постройке в рамках различных программ "Большой флот".

Согласно ТЗ:

  • длина самолета - не более 9,5 м;
  • размах крыла - не более 10,5 м;
  • взлетный вес при использовании катапульты - 2500 кг.

При этом на корабле могло быть 2 или 4 самолета данного типа.

 

3. Участники разработки проектов КОР-2

Ввиду того, что планировался большой объем производства новых самолетов, к разработке проектов подключились несколько конструкторских коллективов под руководством Бериева, Никитина, Четверикова и Шаврова.

 

Вначале был предоставлен самолет КОР-2 И.В. Четверикова (глава Отдела Опытного Морского Самолетостроения, авиазавод №45, Севастополь), причем в двух вариантах - летающей лодки и поплавкового гидросамолета.

27 Декабря 1938 года Научный комитет ВМФ в качестве основного выбрал первый вариант - КОР-2Л.

 

Затем поступил проект от В.В. Никитина (Опытный отдел завода №23, Ленинград), причем представлявший собой гидросамолет-биплан с одним основным поплавком и обитаемым закрытым пилоном, которым он крепился к фюзеляжу - за основу конструктор взял свою предыдущую модель, НВ-4, схема которой была схожа с самолетом США Grumman JF Duck.

При этом Никитин до этого момента занимался, в основном, легкими спортивными самолетами.

 

Далее подключился В.Б. Шавров - при этом его проект содержал несколько технических на тот момент для СССР новинок:

  1. убирающиеся в крыло вспомогательные поплавки;
  2. размещение двигателя в фюзеляже и привод винтов при помощи валов.

 

Тем не менее, 27 Февраля 1939 года приказом народных комиссариатов авиационной промышленности и ВМФ задание на разработку КОР-2 было передано в ЦКБ МС - Г.М. Бериеву.

Рисунок 2 - самолет КОР-2 Бериева

 be4-5.jpg

 

4. Самолет КОР-2 Четверикова

Сохранились эскизы и общая информация только по варианту летающей лодки

Рисунок 3 - КОР-2Л Четверикова

Лодка двухреданная, в передней части кабине располагается летчик, в задней части - стрелок.

 

Крыло высокорасположенное, крепится к фюзеляжу как минимум двумя N-образными подкосами.

 

Горизонтальное оперение сводобнонесущее.

 

Двигатель - 12-ти цилиндровый V-образный водяного охлаждения М-103 мощностью порядка 960 л.с.

 

Оборонительное вооружение - один пулемет на турели в задней части кабины экипажа.

 

5. Самолет КОР-2 Никитина 

Рисунок 4 - 3 проекции КОР-2 Никитина

%D0%9D%D0%B8%D0%BA%D0%B8%D1%82%D0%B8%D0%

 

 

Описание

Одномоторный гидросамолет-биплан с одним основным фюзеляжным поплавком и двумя крыльевыми вспомогательными, при этом первый крепится при помощи закрытого пилона, внутри которого размещается обитаемый отсек.

Фюзеляж круглого сечения.

Кабина экипажа полностью закрытая и остекленная - в передней части размещается пилот, в задней - стрелок.

Также между фюзеляжем и основным поплавком находится полностью закрытый пилон, в котором располагается еще один отсек для экипажа - задняя часть остеклена и имеет пулемет.

 

Самолет является бипланом -  имеет два прямых крыла с эллиптическими законцовками. Они соединены между собой 4-мя I-образными наклонными стойками, а между фюзеляжем - 2-мя N-образными подкосами. Также имеются ленты расчалки для усиления жесткости крыльевой коробки.

Верхнее крыло имеет в центральной части на задней кромке вырез для облегчений обзора.

Каждое крыло имеет элероны.

Оперение эллептической формы. Стабилизаторы крепятся к килю также двумя подкосами

Основной поплавок двухреданный,  крепится к фюзеляжу при помощи специального полностью закрытого пилона и имеет водяной руль.

Вспомогательные поплавки крепятся к нижнему крылу 2-мя вертикальными стойками и 2-мя покдосами каждый, при этом между стойками натянуты ленты расчалки. 

Самолет планировалось оснастить радиальным 9-ти цилиндровым двигателем воздушного охлаждения М-62 мощностью 900 л.с., который приводил бы во вращение трехлопастной винт.

В качестве оборонительного вооружения установлены два пулемета - один в задней части кабины экипажа, второй - внизу, в отсеке пилона.

 

6. Самолет КОР-2 Шаврова

Рисунок 5 - 3 проекции самолета Шаврова КОР-2

%D0%A8%D0%B0%D0%B2%D1%80%D0%BE%D0%B2_%D0

Описание

Самолет представляет собой двухместную одномоторную летающую лодку-моноплан с высокорасположенным крылом, двухкилевым оперением и убирающимися крыльевыми поплавками.

 Лодка двухреданная (за 2-ым располагается водяной руль), с поднятой до уровня киля хвостовой частью.

Кабина экипажа размещается в носовой части, при этом пилот и 2-ой член экипажа размещаются бок о бок.

В каждом борту имеется дверь автомобильного типа.

 

Крыло трапецевидной формы в плане и состоит из центроплана и 2-х складывающихся вдоль продольной плоскости симметрии самолета консолей.

 

Стабилизатор также имеет трапецевидную форму, но располагает положительным углом поперечного V (отклонен вверх).

Вертикальное оперение выполнено в виде эллиптических шайб.

 

2 вспомогательных поплавка имеют вид пластин, которые убираются в ниши крыла и не выступают за границы ее нижней поверхности.

 

Особенность самолета - расположение внутри фюзеляжа водяного V-образного двигателя водяного охлаждения М-103 мощностью 1000 л.с. Воздушный винт располагается на пилоне над фюзеляжем и приводится во вращение при помощи вала и механической передачи.

 

7. Галерея трехмерных моделей самолетов из игры World of Warships

7.1. Никтин КОР-2

Рисунок 6

 post-8105881-0-95011700-1460377395.jpg

Рисунок 7

 post-8105881-0-49009400-1460377495.jpg

Рисунок 8

 post-8105881-0-47724200-1460377460.jpg

Рисунок 9

 post-8105881-0-43257300-1460377427.jpg

7.2 Шавров КОР-2

Рисунок 10

 post-8105881-0-08304200-1459932559.jpg

Рисунок 11

 post-8105881-0-04292100-1459932596.jpg

Рисунок 12

 post-8105881-0-40607600-1459932784.jpg

Рисунок 13

 post-8105881-0-67629800-1459932843.jpg

8. Используемая литература

  • 1) М.А. Маслов Утерянные победы советской авиации. — Москва: «Яуза», «Эксмо», 2012. — 416 с. 
  • 2) Журнал «Мир авиации» №6 от 1994 - специальный выпуск: «Крылья над морем» / В.В. Золотов. — Москва: ТОО «Авиам», 1994.

 

 

  • Плюс 4

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
12 630
[GDLWS] FIDEL_CASTR0
Старший бета-тестер
21 592 публикации
13 063 боя

Молодчик! + :great:

Тож когда-то такие темы на самолетном пилил.....эхх....

Маслов кстати неплохие истор.монографии пишет!

 

хенкель тоже приложил руку:

 

На крейсерах «Киров» и «Ворошилов» в конце 1937 г. было решено установить пневматические катапульты К-12 немецкой фирмы «Хенкель» для запуска гидросамолета КОР-1 (Бе-2). Обозначение Бе-2 он получил в исполнении на колесном шасси при использовании на Южном фронте в первые годы ВОВ. 

 

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Эту страницу никто не просматривает.

×