Перейти к содержимому
Для публикации в этом разделе необходимо провести 50 боёв.
introdimus

Захват эскортного миноносца "Ибрагим эль-Аваль", или жизнь под тремя флагами.

В этой теме 12 комментариев

Рекомендуемые комментарии

Альфа-тестер
186 публикаций
183 боя

10 августа 1939 года на верфях известной судостроительной компании Swan Hunter (основанной в далеком 1880 году) был заложен наш герой - эскортный миноносец Флота Её Величества "Мендип" (HMS Mendip). Корабль строился по типовому проекту эскортных миноносцев типа «Хант I». Всего по указанному проекту (включающему четыре отличающиеся между собой подтипа - Хант I, Хант II, Хант III, Хант IV) для ВМС Великобритании было построено 72 единицы, еще 14 было поставлено на экспорт. Всего - 86 кораблей, однако далеко не каждый из них успел за свою жизнь сменить три национальных флага (и практически примерить четвертый), поучаствовать в нескольких военных конфликтах и стать одним из главных фигурантов боевых действий на море в ходе Суэцкого кризиса (Второй арабо-израильской войны).

"Мендип" был спущен на воду в апреле 1940 года и это обстоятельство уже предвещало ему честь участия во Второй мировой войне. В свою очередь, период проектирования и строительства, совпавший с общим накалом международной обстановки и началом боевых действий, отразился на архитектуре и характеристиках корабля.

История проектирования и строительства:

 

Корабли проектировались и строились в соответствии с принятой британским Адмиралтейством в начале 1938 года  концепцией быстроходного эскортного корабля, способного, помимо обеспечения ПВО конвоев, решать и некоторые функции эсминцев. В качестве прототипа для решения данной задачи специалисты остановились на строившихся c 1938 года шлюпах типа «Блэк Суон», (1000 тонн водоизмещения, на вооружении 6—8 102-мм зенитных орудия в спаренных установках). Согласно новому проекту, в 800 тонн водоизмещения эскортного миноносца конструкторы собирались установить 2 двухствольные 102-мм артустановки, вместо третьей установить 1 четырёхствольный 40-мм зенитный автомат Пом-Пом и 1 четырёхтрубный торпедный аппарат, при этом планировалось обеспечить скорость порядка 28-31 узлов. Поскольку скорость оригинального шлюпа не превышала 20 узлов, то на новом корабле значительно повышалась мощность энергетической установки, которая возросла с 3300 до 18 000 л.с.! Во время разработки проекта от торпедного аппарата отказались, в пользу третьей спаренной 102-мм установки, также несколько подросли водоизмещение и мощность энергетической установки.

В начале 1939 года, задолго до завершения расчётов, была заложена серия из 20 единиц эскортных эсминцев по программе 1939 года. До начала войны успели заложить 18 единиц. Ещё 36 точно таких же эсминца заказали по «чрезвычайной военной программе» осенью 1939 года. И только когда головной корабль («Этерстоун», от англ. HMS Atherstone (L05)) был спущен на воду в декабре 1939 года, выяснилось, что остойчивость корабля оставляет желать лучшего из-за ошибки на стадии расчетов. Для исправления ситуации на кораблях, стадия завершения которых уже не позволяла устранить недостатки перестройкой корпуса, сняли третью спаренную 102-мм установку, перенесли «Пом-Пом» на кормовую настройку (для перераспределения нагрузки) и уложили балласт порядка 50 тонн. Подтип получил название «Hunt I» (англ. Type I Hunt Class Escort Destroyer). К нему относились все 20 кораблей построенных по программе 1939 года и 3 корабля («Blencathra», «Brocklesby» и «Leddesdale») построенных по «чрезвычайной военной программе». В числе первых 23 кораблей подтипf "Хант I"  был естественно и "Мендип". Таким образом,  на архитектуре корабля отразился конструкторский просчет проектной нагрузки.

В дальнейшем эти недостатки проекта были исправлены на кораблях следующих серий. Так, оставшиеся 33 единицы заложенные по «чрезвычайной военной программе» строились по переработанному проекту. Эти корабли известны под второй серией — «Type II Hunt». Но это уже другая история. Отмечу лишь, как именно была решена проблема проектной нагрузки: значительно увеличили ширину корпуса — на 0,8 метра (или 9 % от первоначальной ширины корпуса), это в свою очередь позволило возвратить третью 102-миллиметровую артустановку. К моменту достройки в состав вооружения дополнительно были включены 2 20-мм одиночных «Эрликона».

На кораблях третьей серии изменили состав вооружения, корабли четвертой серии помимо отличий в вооружении отличались усовершенствованными обводами корпуса.

Более подробно об особенностях проекта можно, например, почитать здесь:

http://commi.narod.r.../mk1dd/dd52.htm

http://en.wikipedia....class_destroyer

 

Основные характеристики эскортного миноносца "Мендип" и его "систершипов" - первой серии эскортных миноносцев типа "Хант"  (подтип "Хант I"):

 

Общие:

Водоизмещение: 1000 т стандартное, 1340 т полное;

Длина 85,0 м;

Ширина 8,8 м;

Осадка 3,27 м;

Мощность 19 000 л. с. (14,2 МВт);

Скорость хода 27,5 узлов (51 км/ч);

Дальность плавания 2500 морских миль на ходу 20 узлов;

Запас мазута 240 т;

Экипаж 147 человек;

Вооружение:

Артиллерия: 4(2×2) — 102-мм орудия Мк. XVI;

Зенитная артиллерия: 1 × 4 — 40-мм/40 Mk.VII;

Противолодочное вооружение: 1 бомбосбрасыватель, 2 бомбомёта, 30 глубинных бомб.

 

Под флагом Великобритании "Мендип" вступил в строй в октябре 1940 года. И службу начал с конфуза. Корабль прибыл на место базирования в Скапа-Флоу 14 октября 1940 года и практически сразу был поврежден в результате взрыва собственной глубинной бомбы. Ремонт корабля продлился вплоть до 18 февраля 1941 года. Собственно именно поэтому во многих русскоязычных источниках (той же Википедии) указано, что корабль вступил в строй в 1941 году, что не совсем верно.

Наконец, 30 марта 1941 года корабль был включен в состав 21 флотилии эсминцев в Шеернесс для несения службы по конвоированию, сопровождению и патрулированию районов в Северном море и проливе Ла-Манш. С 1942 по 1944 год, "Мендип" сопроводил 25 конвоев.

Также, во время Второй мировой войны корабль участвовал в десантных операциях на Сицилии и в Салерно, затем в Нормандии.

Дневник службы корабля в годы Второй мировой войны и перечень сопровожденных конвоев (на английском языке) здесь:

После войны "Мендип" принимал участие в операции «Дедлайт» по ликвидации немецких подводных лодок (в ходе данной операции были уничтожены 121 из 154 капитулировавших немецких субмарин). 25 января 1946 года официально переведён в резерв. Однако нас более интересует другой этап карьеры этого небольшого корабля.

Один из последних снимков "Мендипа" под британским флагом (1948 год):

Изображение

В 1948 году начался заграничный этап службы корабля. "Мендип" был продан Китаю (Гоминьдану), переименован в «Лин Фу» и исключён из списков Королевского ВМФ.

Однако до Китая корабль дойти не успел по следующим причинам. В одно время с "Мендипом" правительству Чана Кайши был продан легкий крейсер "Аврора" (в качестве компенсации за шесть китайских сторожевых кораблей и одно грузовое судно, которые были захвачены англичанами в Гонконге и утрачены во время войны). Крейсер "Аврора", переименованный в "Чун кинг" даже стал флагманом ВМС Гоминьдана. Однако 25 февраля 1949 года экипаж крейсера перешел на сторону коммунистов. С учетом опыта "Авроры", ставшего очевидным поражения Гоминьдана Чана Кайши и прихода к власти коммунистов, эскортный миноносец "Мендип" 29 мая 1949 года был возвращён в ряды Королевского ВМФ. Впрочем ненадолго.

Уже 9 ноября 1949 года корабль был продан вторично, на сей раз Египту вместе с другим эсминцем типа "Хант" -  HMS Cottesmore.

В ВМФ Египта "Мендип" начал службу под названием «Мохаммед Али эль-Кебир». В 1951 году корабль переименовали в "Ибрагим эль-Аваль".

 

ЗАХВАТ КОРАБЛЯ ИЗРАИЛЕМ.

В рамках военно-морских операций в ходе Суэцкого кризиса (Второй арабо-израильской войны), 30 октября 1956 года "Ибрагим эль-Аваль" был направлен для бомбардировки Хайфы с целью обстрела гавани и береговых объектов. К Хайфе корабль выдвигался соблюдая радиомолчание, инструкции штаба капитан должен был вскрыть только по прибытии в район Хайфы. В 2 часа 45 минут утра 31 октября 1956 года корабль был обнаружен средствами радиолокационного дозора, однако ошибочно был принят за один из кораблей, которые должны были эвакуировать из Хайфы (как района боевых действий) граждан США. В 3 часа 30 минут "Ибрагим эль-Аваль" приступил к обстрелу с использованием своих четырех 102 мм (4-дюймовых) орудий. За 15 минут было выпущено около 160 снарядов, однако эффективность огня была минимальной. Имели место лишь единичные попадания в волнорез гавани, верфь и объекты военно-морской базы.

Возможно несколько причин неэффективности обстрела. Во-первых, египтяне имели значительные затруднения в идентификации целей в темное время суток, во-вторых сказался низкий уровень подготовки операции - разведка района боевых действий должным образом не производилась, основные цели выявлены не были. Так, например, израильтяне справедливо полагали, что основным стратегическим активом в заливе Хайфы является нефте-перерабатывающий завод. Именно данный объект поначалу сочли главной целью бомбардировки. Однако на египетской карте операции, обнаруженной на корабле после его захвата, НПЗ вообще не был отмечен в качестве цели. Также не были указаны в качестве целей такие стратегические объекты, как аэропорт и прилегающая военная база. В последующие годы существовали две основные версии, объясняющие данный факт: либо египтяне изначально стремились избежать больших жертв и разрушений, либо же подготовка операции велась на основании устаревшего картографического материала - старых британских карт Хайфы, на которых завод и аэропорт Хайфы не были нанесены.  

Об общем низком уровне осведомленности египтян свидетельствует тот факт, что для них стало неприятным сюрпризом наличие в заливе Хайфы французских боевых кораблей, в том числе современного французского эсминца "Kersaint". Французские корабли были развернуты в заливе Хайфы в рамках операции "Мушкетер" (план англо-франко-израильского вторжения в Египет с целью захвата Суэцкого канала во время Суэцкого кризиса).

Огонь, открытый с эсминца "Kersaint" хотя и не был результативным (не было зафиксировано ни одного попадания, хотя выпущено было 64 снаряда), однако заставил командира "Ибрагим эль-Аваль" начать отход от Хайфы. "Ибрагим эль-Аваль" полным ходом пошел в сторону Порт-Саида.

Израильтяне рассчитывали, что оснащенный современными средствами радиолокации и управления огнем "Kersaint" продолжит огонь и преследование египетского корабля. Однако французы сообщили, что из-за аварии ход корабля ограничен 15 узлами, возможно также сказалась общая неуверенность в идентификации цели - египетского корабля. В итоге в дальнейших действиях "Kersaint" активного участия не принимал.

К преследованию египетского корабля были привлечены два израильских эсминца (также рожденные в Великобритании) - однотипные "Яффо" (тип Z, ранее HMS "Zodiac") и "Эйлат" (тип Z, ранее HMS "Zealous"). В 03 часа 56 минут штаб ВМФ Израиля дал сигнал эсминцам, находившимся в тот момент в пятидесяти километрах к западу от Хайфы, идти на перехват и вступить в бой с вражеским кораблем. Задачу поиска и уничтожения "Ибрагим эль-Аваля" также получили самолеты ВВС Израиля.

     Израильский эсминец "Эйлат" (К-40):

Изображение  

Израильский эсминец "Яффо" (К-42):

Изображение

В 5 часов 07 минут "Ибрагим эль-Аваль" был обнаружен радарами израильских кораблей, однако последние также испытывали сомнения в опознании цели. Был даже сделан запрос с требованием идентификации корабля.

Приказ на открытие огня был отдан в 5 часов 32 минуты. Стрельба началась с дистанции 8200 метров. "Ибрагим эль-Аваль" открыл ответный огонь.Некоторое время суда вели артиллерийскую дуэль, а затем "Ибрагим эль-Аваль" попытался выйти из боя. Обнаружив, что путь в Египет блокирован, капитан решил увести корабль в северном направлении, чтобы укрыться в порте Бейрута, но не смог оторваться от израильских эсминцев.  Всего "Яффо" выпустил 242 снаряда, "Эйлат" - 194 снаряда главного калибра (120-мм).

Огонь израильских эсминцев нанес повреждения египтянам, поскольку ход "Ибрагим эль-Аваля" замедлился.

В 6 часов 37 минут "Ибрагим эль-Аваль" подвергся воздушной атаке. Перед самым рассветом штаб ВМФ Израиля вызвал воздушную поддержку. Первым в небо поднялся  Дуглас DC-3 «Дакота», который определил местоположение египетского эсминца (в 5 часов 46 минут) - это было необходимо, поскольку непосредственное взаимодействие израильских эсминцев со штурмовой авиацией налажено не было. Затем на задание отправились два израильских истребителя-бомбардировщика Дассо MD-450 «Ураган» (Dassault MD-450 "Ouragan").

 

MD-450 в авиационном музее Брюсселя:

Изображение

DC-3 скорректировал реактивные самолеты и вывел их точно на «Ибрагим-эль-Аваль», находившийся на тот момент в шестидесяти километрах от побережья Израиля. Штурмовики нанесли удар НУР калибра 105 мм (каждый самолет выпустил по шестнадцать ракет) и отработали по палубе из авиационных пушек.

В результате артиллерийского огня эсминцев и авианалета, на "Ибрагим эль-Авале" были повреждены баки и рулевое управление, скорость упала до 15 узлов, перестала работать электрическая система и остановилась подача боеприпасов. На корпусе появились следы очаговых возгораний. Носовое орудие было повреждено. Имелись значительные повреждения в районе зенитных орудий. Были повреждены кубрик и столовая офицеров. Попадания не могли привести к потоплению египетского корабля, однако практически лишили его боеспособности. Кроме того, окончательно был сломлен дух египтян и их воля к сопротивлению. "Ибрагим эль-Аваль" полностью прекратил огонь.

В 7 часов 10 минут утра на корабле подняли белый флаг. Когда «Яффо» и «Эйлат» подошли к "Ибрагим эль-Авалю", моряки увидели, что с эсминца спускают шлюпку. Оказалось, что у шлюпки пробито днище, и она стала тонуть. Израильтяне выловили из воды пятьдесят трех членов команды, двое из которых были ранены. На борту египетского корабля моряки обнаружили еще шестерых раненых и двух убитых, всего же численность команды захваченного эсминца составляла 153 человека. Египетские техники попытались было открыть кингстоны и затопить судно, но не смогли сдвинуть заржавевшие вентили.

В боевом журнале эсминца "Ибрагим эль-Аваль" сохранились записи переговоров со штабом ВМФ Египта в Александрии:

Александрия: 06.31 У вас над головой египетская авиация, к тому же к вам на выручку спешат бомбардировщики из Сирии.

«Ибрагим-эль-Аваль»: 06.41 В данный момент мы ведем бой с тремя вражескими самолетами и двумя судами. Никакая помощь пока не поступила.

«Ибрагим-эль-Аваль»: 06.50 Я потерял ход.

Александрия: 06.55 Помощь идет к вам из Бейрута. Продолжайте отвечать огнем.

«Ибрагим-эль-Аваль»: 06.56 Судно выведено из строя.

«Ибрагим-эль-Аваль»: 07.00 У нас вышли боеприпасы.

Александрия:07.01 Покидайте корабль.

Александрия: 07.03 Покидайте корабль, приняв меры к уничтожению всех записей, документов и приборов, а также приготовив корабль к затоплению.

«Ибрагим-эль-Аваль»: 07.25 Наша операция в Хайфе прошла успешно. Сказать, каков нанесенный противнику ущерб, не можем. У нас есть раненые. Мы пускаем судно на дно.

«Ибрагим-эль-Аваль»: 07.32 Мы покинули корабль. Будем сдаваться в плен.

Александрия: 07.37 Вы выполнили задание и должны гордиться собой. Мы и наша родина всегда будем гордиться вами. Ваши семьи не останутся без поддержки. Аллах да пребудет с вами.

«Ибрагим-эль-Аваль»: 07.50 Мы открыли кингстоны. Находимся между двумя израильскими эсминцами — «Яффа» слева от нас, а «Эйлат» справа.

 

     Лишенный хода египетский корабль поначалу был взят на буксир "Эйлатом", в 13-45 его сменил портовый буксир из Хайфы.

"Ибрагим эль-Аваль" после сдачи буксируется израильтянами в порт Хайфы (31 октября 1956 года):

Изображение

Также в интернете нашел видео буксировки захваченного "Ибрагим эль-Аваля":

ЭПИЛОГ.

После ремонта "Ибрагим эль-Аваль" был включён в состав ВМФ Израиля под названием того самого города, который обстреливал - «Хайфа» (К-38):

 

Изображение

В израильском флоте служил учебным кораблём. В качестве плавучей цели был потоплен при испытаниях ракеты «Габриэль».

Пуск ПКР "Габриэль":

 

Изображение

Так закончился боевой путь британского эскортного миноносца типа "Hunt I" - HMS "Mendip" (L-60), он же китайский "Lin Fu", египетский "Mohamed Ali el Kebir", египетский "Ibrahim el Awal" и израильский "Haifa".

Башня главного калибра эсминца «Хайфа» в настоящее время демонстрируется в Хайфском морском музее:

 

Изображение

Немного еще упомяну о судьбе капитана "Ибрагим эль-Аваля" - Rushdi Tamazin:

Изображение

После обмена военнопленными, Tamsyn был с честью принят в Египте. Продолжал службу в египетском флоте, получил несколько ученых степеней. Его решение о капитуляции было признано своевременным и оправданным. По мнению современников оно позволило избежать бессмысленных жертв в ситуации, когда сопротивление уже не могло принести положительного эффекта.

Источники:

Изменено пользователем introdimus

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Бета-тестер
100 публикаций
23 боя

В принципе хорошая,большая и интересная тема,читать одно удовольствие

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Альфа-тестер
113 публикации
3 боя

Тема интересная, и оформлена довольно красиво. Автор молодец. Well done.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Старший альфа-тестер
233 публикации
2 543 боя

Спасибо автору, интересно и очень хорошо оформлено.

+

 

А это не этот корабль засветился на 0:36 этого видео про испытания ПКР Gabriel?

http://rutube.ru/vid...ea0dad212bf294/

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Альфа-тестер
186 публикаций
183 боя

Просмотр сообщенияsosnodub (30 Ноя 2013 - 21:39) писал:

В принципе хорошая,большая и интересная тема,читать одно удовольствие

Просмотр сообщенияGlebBukin (30 Ноя 2013 - 21:44) писал:

Тема интересная, и оформлена довольно красиво. Автор молодец. Well done.

Просмотр сообщенияCKOTUHA (30 Ноя 2013 - 22:09) писал:

Спасибо автору, интересно и очень хорошо оформлено.
+
А это не этот корабль засветился на 0:36 этого видео про испытания ПКР Gabriel?
http://rutube.ru/vid...ea0dad212bf294/
Всем спасибо за спасибо. Про интересную тему интересно и искать/читать/писать... А про видео  - видел этот ролик, пересматривал много раз, но ссылаться на него побоялся, поскольку все-таки не уверен, что это именно "Хайфа" - качество не позволяет рассмотреть детали. Лично мое мнение - с вероятностью 95% это именно эти испытания. Общие очертания очень похожи на тип "Хант" - высокий бак, низкий ют, демонтированная носовая башня ГК (и то что эта башня на баке одна) и т.д.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Альфа-тестер
501 публикация

Правда, очень интересно читать, молодец

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Бета-тестер
191 публикация
195 боёв

Большая,интересная тема читать было приятно!

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Бета-тестер
191 публикация
195 боёв

Молодец!Отличная тема!Отдельное спасибо за видео!

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
[TP-WS]
Старший альфа-тестер, Коллекционер, Коллекционер-испытатель
246 публикаций
8 391 бой

В истории мировых флотов мало кораблей который служили под несколькими флагами.

Наш отечественный флот то же может "гордится" такими кораблями - эсминцами типа "Новик" - построеный по типу "Гавриил" - "Капитан Кинсберген" и построенный по типу "Изяслав" - "Автроил"

Корабли входили в отряд ДОТ, затем были захвачены Эстонскими властями. А закончили своё путь под флагом ВМС Перу.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Эту страницу никто не просматривает.

×