Перейти к содержимому
Для публикации в этом разделе необходимо провести 50 боёв.
lesh_n

корабельная артиллерия

В этой теме 43 комментария

Рекомендуемые комментарии

Бета-тестер, Участник, Коллекционер, Коллекционер-испытатель
35 публикаций
5 047 боёв

Корабельная артиллерия

эта тема создана чтобы попытаться отследить развитие корабельной(морской артиллерии) от катапульт и до грозной крупноколиберной артиллерии

история развития:


Корабельная артиллерия в древности


Когда-то военные флоты являли собой большие десантно-транспортные отряды, использовавшиеся преимущественно для перевозки морем сухопутных армий и снабжения их в дальних походах. И если корабли таких флотов вступали в противоборство, то просто становились борт о борт и решали дело рукопашными схватками. Однако с развитием морской артиллерии корабли все реже шли на абордаж и все чаще ограничивались огневым контактом.
Корабельное вооружение долгое время было представлено только образцами ближнего боя — тараном и различными механическими приспособлениями для разрушения весел, мачт, бортов и днища. Позже появились корабли с боевыми площадками на носу и даже с целыми боевыми башнями, на которых устанавливались метательные машины — катапульты (или станковые луки). Для стрельбы из них использовались стрелы длиной 44—185 сантиметров и весом до 1,5 килограмма. Максимальная дальность стрельбы достигала 300—400 метров, но наиболее эффективно огонь велся на расстоянии до 150 метров. А в III веке до н. э. по указанию правителя Сиракуз был построен огромный 8-башенный корабль с мощной катапультой, метавшей большие ядра и огромные копья. Техническое оснащение этого корабля проводилось под непосредственным руководством знаменитого Архимеда))))))

KqhK14DWeog.jpg

Римский «скорпион» образца примерно 50 года до н. э. Древние римляне активно использовали подобные метательные машины на своих кораблях

Первые огнестрельные орудия


С изобретением и распространением пороха корабли получили новое, очень мощное по тем временам вооружение. Первой «прописалась» на флоте бомбарда (от лат. bombus — «громовой» и ardere — «гореть»), представлявшая собой вначале коробку наполненной порохом с подложенным на нее камнем а после добавления короткой трубы(по-немецки Bumhart) получилась бомбарда или пушка. Грубо высеченное каменое ядро торчало из жерла .В основном это были те же метательные машины но только движушяя сила их была иной впрочем ничуть не более удобной. Только блеск напоминающий молнию и громоподобный гроход производили впечатление)))Отсюда и первые названия :огненная труба и
Впрочем, моряки поначалу приняли новое оружие с неохотой — порох отсыревал в морских условиях и часто не воспламенялся. Приходилось дублировать «недоразвитую» пороховую артиллерию более надежной допороховой — метательными машинами, которые после установки металлических пружинных механизмов стали стрелять намного дальше. «Золотой период» корабельных бомбард пришелся на XIV—XV века, когда флоты состояли преимущественно из галер и парусных неуклюжих нефов: чаще всего бомбарды ставили на носу корабля, а с 1493 года из них стали стрелять уже чугунными ядрами. Вооружение типовой галеры того времени включало три-пять орудий на носу — в середине стояло 36-фунтовое орудие, а по бокам и сзади — два 8-фунтовых и пара 4-фунтовых. Дополнительно на галере находились еще и камнеметы для метания на близкой дистанции камней весом 13,6—36,3 килограмма — пороховая артиллерия была еще не слишком надежна и давала «осечки», что в ближнем бою могло сослужить плохую службу.
Усовершенствование техники металлургического производства позволило улучшить качество отливки орудий. Бронза и чугун заменили железо, из которого раньше делали бомбарды. Появилась возможность уменьшить вес орудий и улучшить их баллистические свойства. Наибольших успехов в развитии артиллерии в конце XV — начале XVI века добились французы, которые изменили саму конструкцию орудия и стали отливать ствол цельным, отказавшись от его подвижной казенной части. Появились примитивные прицельные приспособления и клиновые устройства для изменения угла возвышения орудийного ствола.
Большое значение имела отливка чугунных ядер, заменивших каменные. Применение чугунного ядра позволило увеличить длину ствола до 20 калибров. Возросли масса боеприпаса и скорость его полета. К середине XVI века повысилось и качество пороха: вместо неудобной и даже опасной мякоти, прилипавшей к стенкам канала ствола, его стали изготавливать в виде зерен, что позволило улучшить баллистические качества орудий и перейти к новым, более совершенным конструкциям артиллерийских стволов. Все это привело к оптимизации баллистических свойств орудий и эффективности стрельбы. В обращение вошли также зажигательные и разрывные чугунные ядра.

KqhK14DWeog.jpg

Передвижная палубная бомбарда-мортира.

рождение пушечных портов и артиллерийских палуб


Одним из главных посылов к дальнейшему совершенствованию корабельной артиллерии стало изобретение такой на первый взгляд простой конструкции, как пушечный порт. Казалось бы, чего проще — проруби в борту корабля дыру и сделай к ней поднимающуюся крышку. Однако появились первые пушечные порты только около 1500 года и авторами изобретения стали французы)))
Пушечный (орудийный) порт — это отверстие, имевшее квадратную (или близкую к таковой) форму и вырубавшееся в бортах кораблей, а также в носовой и кормовой частях. В последние обычно ставили орудия, снятые с ближних бортовых портов той же артиллерийской палубы. Делали пушечные порты и в фальшборте — для стрельбы из орудий, размещаемых на верхней, открытой, палубе, но в этом случае они могли быть без крышек и именовались полупортами.
Порты наглухо закрывались крышками, которые изготавливались из толстых досок, обшивавшихся поперечно более тонкими. Каждая крышка подвешивалась на шарнирах, располагавшихся в верхней ее части, и открывалась изнутри при помощи тросов, концы которых закреплялись в рымах на внешней ее стороне. Закрывалась же крышка при помощи других тросов, прикрепленных к рымам на ее внутренней стороне.
На кораблях стали сооружать специальные артиллерийские палубы, получившие название «дек» (от английского deck — «палуба»). Соответственно, корабли с несколькими артиллерийскими палубами стали именоваться двух- и трехдечными. Причем верхняя, открытая, палуба, на которой устанавливались орудия так называемой открытой батареи, в расчет не бралась. Таким образом, двухдечный боевой корабль — это корабль, имевший две артиллерийские палубы, расположенные ниже верхней палубы.
Каждая артиллерийская палуба носила свое собственное название: самая нижняя именовалась гондек (она была на всех без исключения боевых кораблях), над ней снизу вверх шли мидельдек и опердек и только затем уже открытая палуба.
1756 году в России артиллерийские офицеры М.В. Данилов и М.Г. Мартынов изобретают новое орудие гаубичного типа, названное «единорогом», способное стрелять любыми снарядами: бомбами, ядрами, картечью, брандскугелями и «светящимися» боеприпасами. Уже в следующем году русская армия получила пять вариантов «единорогов», а вскоре они появились и на флоте. Высокие качества нового орудия достигались за счет выгодной длины ствола (промежуточный вариант между длинными корабельными пушками длиной 18—25 калибров и гаубицами длиной 6—8 калибров) и каморы конической формы.

KqhK14DWeog.jpg

Русский «единорог» однофунтового калибра (диаметр ствола — 50,8 мм), установленный на корабельном станке. Ствол отлит в 1843 году и украшен традиционным изображением мифического единорога


В 1769—1779 годах на заводе «Каррон» (Фолкирк, Шотландия) под руководством инженера Чарлза Гаскойна была осуществлена окончательная разработка и изготовлены первые, как сейчас говорят — опытные, образцы нового орудия, получившего сначала названия мелвиллада и гасконада и только потом — каронада.
Конструктивно каронада представляла собой короткоствольное чугунное (затем бронзовое) тонкостенное орудие калибром 12, 18, 24, 32, 42, 68 и даже 96 фунтов, имевшее пороховую камору меньшего диаметра, а потому заряжавшееся небольшим количеством пороха. Именно поэтому скорость полета ядра была невысокой — обычное ядро наносило ущерб не за счет скорости, а благодаря своему большому калибру и массе. Зато новое орудие было относительно легким: например, 32-фунтовая каронада весила менее тонны. А обычная пушка такого калибра весила более трех тонн. Такая каронада была даже легче 12-фунтовой обычной пушки. Она могла стрелять ядрами, бомбами и целым рядом других боеприпасов

KqhK14DWeog.jpg

Английская каронада.

И картинка с боеприпасами которые использовались в то время))

KqhK14DWeog.jpg

Виды боеприпасов артиллерии
1. бомба 2. картечный заряд (в корпусе) раннего типа для обычных пушек 3. сверху вниз: книппель с цепью, книппель со стержнем, картечный заряд с вязаной картечью для стрельбы из длинноствольных орудий (на Западе использовался термин «виноградный выстрел») 4. сверху вниз: «ножницы», использовавшиеся для нанесения более сильного ущерба такелажу, палубным конструкциям и личному составу, а также еще одна разновидность книппеля — после выстрела стержни, связанные кольцом, раскрывались, разводя две половинки полого ядра в стороны 5. цепной заряд

Гладкоствольная артиллерия


В 1824 г французский генерал Пексаи сконструировал бомбовую пушку для настильной стрельбы по корабельным бортам. Бомба весила 27 кг заряд пороховой 2,5 кг и противоположность ядру бомба имела разрывное и зажигательное действие 1200м, позже стала 2000м, разрыв происходил, как у мортирной бомбы с помощью вставленной в ядро деревянной запальной трубки, которая обрезалась по длине в соответсвии со временем полета. Трубка возгоралась при воспламенении заряда и являлась, таким образом самой примитивной дистанционной трубкой.При правильном использовании бомбы можно было достигнуть значительных результатов стрельбы против деревянных кораблей что привело к появлению плавучих броненосных батарей.
Вооружение этих монстров могло включать два типа батарей: либо шестнадцать 50-фунтовых гладкоствольных орудий и два 120-мм орудия, либо же два 240-мм, шесть 190-мм и три 160-мм орудия. Все они располагались на закрытой батарейной палубе и вели огонь через узкие порты. Причем ввиду малого количества отверстий в корпусе корабля потребовалось создать систему искусственной вентиляции.

KqhK14DWeog.jpg

Бомбическая пушка Пексана

Нарезные орудия


В 1858 году французы а в 1859 англичане начали строить броненосцы. С тех пор броня стала неприменным условием военного корабля. Да и крейсерам трудно было обходится без брони. В 1882 в Англии был спущен первый бронепалубный крейсер, в 1889 году во Франции первый броненосный крейсер. Французы первоначально строили бронированные деревянные корабли а англичане одновременно с переходом к броне стали строить железные корабли. В общем типы кораблей того времени были крайне разнообразны.
Для поражения защищенных броней кораблей надо было либо пробить ее, либо нарушить крепление броневых плит, либо сделать пробоины в незащищенной подводной части корабля, вызвав затопление его отсеков. Чтобы пробить плиту насквозь, надо было иметь снаряд продолговатой формы, а для расшатывания броневого пояса такие снаряды были необязательны — этого можно было достичь и с круглым ядром, но намного большей массы.
Естественно, что гладкоствольная артиллерия могла применять только последние — круглые боеприпасы. Поэтому вначале в морских державах пошли по пути увеличения их калибра и массы, но это вскоре перестало помогать: ядро не могло пробить прокатную железную бронеплиту толщиной более 100 миллиметров, а бомба раскалывалась уже о 80-мм плиту. Но выстрелить продолговатым снарядом из гладкоствольного орудия было нельзя в принципе — чтобы он не кувыркался в полете, ему нужно было придать вращательное движение, для чего необходимо было использовать нарезы.
Но к этому оружейники пришли не сразу: в середине XIX века русский артиллерист Шлипенбах, бельгиец Пюйт и англичане Вулкомб и Хатчинсон предложили дисковый сплюснутый снаряд. Немного позднее профессор Майевский спроектировал орудие с профильным каналом ствола — для стрельбы такими снарядами. Опыты проводились в 1871—1873 годах, но к положительному результату не привели. Эти орудия оказались слишком сложны в изготовлении.
Таким образом, в конце концов нарезная артиллерия нашла свой путь на флот, где ее стали применять с 1860 года, устанавливая подобные орудия для стрельбы на дальние расстояния, тогда как на близких все еще использовали гладкоствольные пушки. Причем вначале от нарезных орудий требовалось стрелять не только продолговатыми, но и круглыми снарядами.
Однако вскоре толщину брони на кораблях увеличили до такой степени, что ни ядра, ни продолговатые снаряды уже не могли ее пробить. Если в 1855 году толщина брони была 110 миллиметров, то в 1876 году — уже 160 миллиметров прокатного железа, а в 1877 году — 550 миллиметров мягкого железа, более устойчивого к воздействию снарядов. Это даже заставило кораблестроителей реанимировать идею тарана, а флотоводцы взялись за старые летописи — возрождать тактику морского таранного боя.
Развитие корабельной артиллерии пошло по пути уменьшения калибра и улучшения качества снаряда. Опыты не прекращались — появились даже толстостенные снаряды, имевшие вместо взрывчатого вещества песок. Но и это не помогло — тогда сделали сплошные стальные снаряды. Никакого толку — ведь нужен был снаряд, который бы не просто сделал в броне дырку, но и взорвался внутри и нанес серьезные разрушения кораблю и урон личному составу.
Знаменитый русский флотоводец Степан Осипович Макаров в 1894 году изобрел бронебойный наконечник к снаряду, что резко повысило его бронепробиваемость — надобность в таранном ударе отпала. Снаряд с таким наконечником мог легко пробить броню, по толщине равную его калибру, то есть 305-мм снаряд пробивал броню в 305 миллиметров.
Снаряды стали наполнять взрывчатым веществом, а затем — для увеличения фугасного действия — применили бризантные взрывчатые вещества. Для обеспечения взрыва снаряда внутри корабля его стали снабжать «ударными трубками двойного действия» конструкции А.Ф. Бринка. Японцы же применили на рубеже XIX—XX веков боевое снаряжение, названное «мелинит Шимосе» (более известен как шимоза), и новые высокочувствительные взрыватели — так называемые трубки Инджуина. Появились полубронебойные и фугасные снаряды, предназначавшиеся соответственно для действия по менее толстой броне (по крейсерам, миноносцам и пр.), поражения незащищенных палуб и надстроек кораблей, выведения из строя личного состава.

1.jpg

2.jpg

3.jpg

4.jpg

5.jpg

6.jpg

Изменено пользователем lesh_n

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Бета-тестер
77 публикаций
559 боёв

А в корсарах только 4 вида снарядов было. Спасибо что дополнил мои знания.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Бета-тестер, Участник, Коллекционер, Коллекционер-испытатель
35 публикаций
5 047 боёв

продолжение)))

 

KqhK14DWeog.jpg

бронебойные снаряды корабельных орудий главного калибра (слева направо): 343-мм английский конца XIX века (броненосец «Ройал Соверен»), 305-мм русский образца 1911 года (линкор «Севастополь»), 340-мм французский образца 1912/1921 гг. (линкор «Бретань»), 380-мм немецкий (линкор «Бисмарк»), 460-мм японский (линкор «Ямато»), пороховой заряд 460-мм выстрела

 

 

Дальность полета снарядов выросла и вызвала естественное желание увеличить дальность прицельную. Уже применяемые в то время сухопутной артиллерией правила стрельбы нашли свое место и на флоте. Появилось понятие управление огнем, изменилась тактика морского боя. Появление оптических приборов для наводки орудий и измерения расстояний ещё больше увеличило дальность огня — до 100 артиллерийских кабельтов и более. Но такое увеличение дальности снизило эффективность стрельбы — попасть в цель стало сложнее. Для повышения меткости посты наблюдения и управления огнем перемещаются на мачты, их оборудуют визирами и дальномерами. Оптические системы, электрические приводы наведения и централизованное управление огнем с командного пункта заметно повысило эффективность огня, сделав возможным артиллерийский залп из практически параллельных стволов, выставленных по данным, измеренным с необходимой точностью.

Основные приборы системы управления стрельбойПриборы обнаружения и целеуказания — для обнаружения и первичного определения координат цели (дальности, скорости, курсового угла). К этой группе приборов относятрадиолокационные станции, оптические визиры, пеленгаторы.

• Приборы наблюдения и определения текущих координат — для наблюдения за целью и непрерывного определения её точных координат с целью расчёта данных для стрельбы. К этой группе приборов относят радиолокаторы, стереоскопические дальномеры и другие приборы командно-дальномерных постов.

• Приборы выработки данных стрельбы — для непрерывной выработки полных углов наведения и величины установки взрывателя для универсальных и зенитных установок.

• Приборы наводки — располагаются в башенных боевых отделениях артустановок.

• Приборы цепи стрельбы — для проверки готовности установок к стрельбе, замыкания цепи стрельбы и производства залпа.

 

KqhK14DWeog.jpg

Пример дальномера

 

Немного о дреноутах……

 

21 октября 1904 года, в годовщину Трафальгарской битвы, адмирал Джон Арбетнот Фишер был приглашен на завтрак к королю Эдуарду VII в Букингемский дворец. Он еще не знал, что ему суждено совершить очередную революцию в области военно-морских вооружений. Прием закончился для адмирала Фишера назначением на пост первого морского лорда Адмиралтейства, чин адмирала флота он получил в декабре следующего года. Основной его задачей стала необходимость сократить бюджет Королевского флота и подготовить его к крупномасштабной войне нового века.

Первым делом Фишер продал 90 самых старых и слишком слабых кораблей, а еще 64 отправил в резерв, бросив: «Они слишком слабы, чтобы сражаться, и очень медлительны, чтобы убежать». Высвободившиеся средства адмирал направил на качественное совершенствование флота, в том числе обязал возглавленный им Комитет по проектным работам представить на рассмотрение Адмиралтейства проект линейного корабля нового типа. Им и стал впоследствии «Дредноут» (в переводе с английского — «Неустрашимый»), давший свое имя целой эпохе длиной более полувека. Одновременно был создан и более быстроходный вариант дредноута — линейный крейсер «Инвинсибл», получивший прибавку в ходе за счет уменьшения броневой защиты.

В декабре 1909 года Фишер получил титул барона и поместил на своем родовом гербе девиз: «Fear God and dread nought» (примерно можно перевести как «Бойся Бога и страх отступит»), показав всем, что дредноут стал поистине легендарным кораблем. Хотя и у этого прорывного национального проекта были недостатки. Например, контрольно-дальномерный пост, размещенный на фокмачте сразу за первой дымовой трубой, на полном ходу задымлялся и не мог выдавать информацию для эффективного управления огнем орудий главного калибра. Кроме того, из десяти 305-мм орудий в бортовом залпе могли участвовать лишь восемь, а противоминный калибр — двадцать восемь 76,2-мм орудий — оказался уже маловат для выросших в размерах миноносцев. Других орудий (среднего калибра, позже названных универсальными по причине наделения их задачей вести борьбу и с воздушными целями) на корабле не было вообще, а бортовой броневой пояс при погрузке всех припасов оказывался… под водой.

Но это были уже мелочи, особенно в сравнении с начавшейся в развитых странах «дредноутной гонкой военно-морских вооружений». Главные противники англичан — немцы построили дредноуты типа «Нассау» с 12 орудиями калибра 280 миллиметров и типов «Гельголанд» и «Кайзер» с 12 орудиями калибра 305 миллиметров. Лондон ответил традиционно увеличением калибра орудий: на линкорах типа «Орион», «Айрон Дьюк» и «Кинг Джордж V» были установлены уже 10 орудий калибра 343 миллиметра. Хотя более крупный калибр никоим образом не означал безусловное преимущество над германскими дредноутами — в дуэльном поединке немецкие 305-мм орудия могли открывать огонь с дистанции, превышающей 11 километров, тогда как британские 343-мм гиганты посылали более тяжелый снаряд максимум на 7880 метров. И тогда назначенный в октябре 1911 года на пост военно-морского министра Уинстон Черчилль предложил правительству «взять планку повыше». Уже через год на верфи в Порт смуте был заложен линкор «Куин Элизабет» водоизмещением около 33 000 тонн — первый в истории корабль, отнесенный к категории сверхдредноутов и получивший восемь гигантских 381-мм орудий типа Mk1, размещенных в четырех двухорудийных башнях. Британский флот получил пять сверхдредноутов этого типа и еще пять — типа «Риведж», имевших такую же артиллерию. Вес снаряда главного калибра у них достигал 885 килограммов. Они отправлялись в противника со скорострельностью 1,2—2 выстрела в минуту и летели на 15 миль (27,7 километра) при угле возвышения 30 градусов.

Почти одновременно Германия также построила четыре суперлинкора типа «Баден» водоизмещением 28 500 тонн и вооруженных восемью орудиями калибра 380 миллиметров с дальностью стрельбы до 37,3 километра (британские орудия так далеко не стреляли из-за меньшего угла возвышения стволов). А затем англичане заложили быстроходные легкобронированные дредноуты: два типа «Корейджис» с двумя двухорудийными 381-мм башнями и «Фьюриос» («Разъяренный») — уникальный гигант среди гигантов, планировавшийся к вооружению двумя 457-мм орудиями главного калибра, способными по расчетам послать на дальность до 27,4 километра снаряды весом 1510,5 килограмма. Однако эти гиганты так и не появились на свет — «Фьюриос» был достроен уже как авианосец.

Не забывали о гигантских «жерлах» и в других странах. Во Франции появились 340-мм орудия с длиной ствола 45 калибров (масса снаряда — 540 килограммов, начальная скорость снаряда — 800 м/сек, угол возвышения стволов — 23 градуса, дальность стрельбы — 24 километра). В Японии — 406-мм орудия с длиной ствола 45 калибров (масса снаряда — 993,4 килограмма, начальная скорость полета снаряда — 805 м/с, угол возвышения стволов — 35 градусов, дальность стрельбы — 32,4—37,04 километра). А в США — 406-мм орудия с длиной ствола 45 калибров (масса снаряда — 952 килограмма, начальная скорость полета снаряда — 792 м/с, угол возвышения стволов — 30 градусов, дальность стрельбы — 32 километра).

 

7.jpg

8.jpg

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Бета-тестер, Участник, Коллекционер, Коллекционер-испытатель
35 публикаций
5 047 боёв

продолжение извиняюсь все в одно сразу не влезло ))

 

KqhK14DWeog.jpg

Артбашня главного калибра «Дредноута». 1. Запасной боекомплект 2. Затвор 3. Место наводчика 4. Место заряжающего

5. Колпак наблюдательного поста 6. 11-дюймовая броня башни 7. Механизм подачи выстрела 8. Захват снаряда

9. Шрапнельные снаряды 10. Монорельс для подвески снаряда 11. Бронебойные снаряды

 

зенитная артилерия

 

Появление авиации — наиболее грозного после субмарин противника надводных кораблей — привело к необходимости создания нового вида корабельной артиллерии — зенитной.

Первые образцы зенитных пушек промышленного производства относятся к периоду Первой мировой войны, а дальнейшее совершенствование корабельной артиллерии ПВО было самым непосредственным образом связано с качественным развитием и количественным ростом авиации. Чем большим количеством самолетов стал располагать противник и чем лучше становились их скоростные качества, тем большее количество зенитных пушек устанавливалось на палубах кораблей и тем более скорострельными они становились, дойдя в конце концов до нескольких тысяч выстрелов в минуту — как у американских зенитных артиллерийских комплексов «Фаланкс» или российских АК-630 и АК-306, построенных по схеме Гатлинга — с вращающимся блоком стволов.

Зенитная артиллерия за свою короткую жизнь претерпела стремительную эволюцию, пройдя сложный путь от обычных морских пушек, приспособленных для стрельбы по воздушным целям, до технически совершенных скорострельных и многоствольных артиллерийских систем, созданных специально для борьбы со средствами воздушного нападения и действующих эффективно в любое время суток и при любых метеоусловиях.

На первом этапе, в период привлечения морских орудий для стрельбы по воздушным целям и попыток создания первых специализированных зенитных пушек, значительного успеха добились русские инженеры. К 1915 году на вооружение кораблей поступает знаменитая 76,2-мм зенитная пушка конструкции Лендера, намного превзошедшая по своим боевым качествам все существовавшие в то время аналогичные орудия других стран. Начальная скорость снаряда — 588 м/с, максимальный угол возвышения ствола — 75 градусов, скорострельность — до 20 выстрелов в минуту, а самое главное — пушка могла поражать аэропланы на высотах до 5,5 километра.

Франц Лендер по достоинству считается основоположником отечественной зенитной артиллерии и одним из ее отцов-основателей во всем мире. Происхождения он был достаточно скромного: родился Лендер в апреле 1881 года в семье простого рабочего-текстильщика Подольской губернии. Однако, окончив петербургское реальное училище, он поступил на механический факультет Петербургского технологического института. Уже за год до окончания института Лендер изобрел тот самый первый в мире полуавтоматический клиновой затвор, который вдвое повысил скорострельность стандартной 76,2-мм пушки.

 

KqhK14DWeog.jpg

76,2-мм зенитная пушка Лендер 1912

 

Полученный опыт и выполненные наработки помогли Лендеру чуть позже, когда он в 1913 году всецело отдался исследованиям в области артиллерийской стрельбы по воздушным целям. В результате в следующем году он спроектировал первую русскую 76,2-мм зенитку, которую и стали с 1915 года устанавливать на кораблях, автомашинах и специальных повозках. Ее конструкция оказалась настолько удачной, что, претерпев ряд модернизаций, пушка оставалась на вооружении РККА и РККФ вплоть до 1931 года.

Уникальной особенностью первой русской корабельной зенитки, выдвинувшей ее из массы аналогов-конкурентов, стал зенитный артиллерийский оптический прицел — тоже первый в своем роде. Изобрел его Александр Игнатьев — выпускник естественного отделения физико-математического факультета Петербургского университета, несколько лет состоявший в подпольной антиправительственной организации и даже успевший отсидеть в тюрьме за революционную деятельность. Но с началом Первой мировой войны его как прапорщика запаса призывают в армию и отправляют на Юго-Западный фронт, во 2-ю артиллерийскую бригаду. Там, на собственном опыте убедившись в малой эффективности орудийной стрельбы по аэропланам, он и приходит к мысли создать для зениток специальный прицел. В 1916 году в мастерской бригады такой прицел был изготовлен, установлен на 76,2-мм зенитную пушку системы Лендера и получил высокую оценку Артиллерийского комитета Главного артиллерийского управления. Прицел оказался весьма неплох, позволяя определять высоту полета цели и одновременно получать исходные данные для стрельбы, рассчитанные с упреждением. Итог не заставил себя долго ждать — при первых же боевых испытаниях нового прицела удалось сбить два вражеских самолета.

Впрочем, развитие корабельной зенитной артиллерии и внедрение ее на флоте шло достаточно медленно. Причина заключалась в отсутствии сильного побудительного мотива — в первой четверти XX века авиация находилась в стадии становления и по кораблям действовала еще крайне ограниченно и малоактивно. А потому бывало достаточно пары орудийных залпов, чтобы летчики отказались от намерения идти в атаку на боевой корабль. Показателен факт, что в годы Первой мировой войны на весь достаточно многочисленный русский военно-морской флот имелось не более 100 зенитных пушек всех типов.

Стремительное совершенствование артиллерии ПВО кораблей началось в 1930-е годы, когда стало ясно, что флотам придется отражать — как в базе, так и на переходе морем — серьезные налеты бомбардировочной, торпедоносной, да и истребительной авиации противника, оснащенной современными самолетами с большими скоростями полета и применяющей оружие с малых, средних и больших высот.

Имевшиеся к тому времени артиллерийские системы уже не отвечали специфическим корабельным условиям: стрельбе во время сильной качки, с учетом хода своего корабля, большого разброса высот применения авиации противника и высоких скоростей самолетов и т. п. Не было и надежных приборов, специально предназначенных для управления зенитной стрельбой. В итоге артиллерия ПВО стала развиваться по двум направлениям. Во-первых, создавались зенитные пулеметы и малокалиберная скорострельная артиллерия (калибры 25—37 миллиметров для стрельбы по низколетящим целям на высотах до 3000 метров). А во-вторых, нужна была и универсальная артиллерия — для борьбы с высотными (до 8000 метров) целями, имеющая более крупный калибр и способная к тому же вести огонь и по морским, и по береговым целям. Число артустановок, ведущих огонь по воздушным целям, на кораблях значительно возрастает.

Зенитная артиллерия ранее делилась на крупнокалиберную (100 мм и более), среднекалиберную (57 — 88 мм) и малокалиберную (менее 57 мм).

Вторую мировую войну все же выиграла авиация — корабельная артиллерия ПВО оказалась не в состоянии справиться с массированными налетами вражеских эскадрилий и целых авиадивизий, в короткий промежуток времени обрушивавших на отдельные корабли и корабельные группы и соединения тонны авиабомб, десятки торпед и тысячи снарядов и пуль разного калибра. Бронированные гиганты, еще недавно безраздельно царившие на океанских просторах, огрызались огневой мощью всех своих орудий вплоть до главного калибра, когда это было возможно. Самолеты сбивались десятками, но все же флот не мог противостоять крылатому врагу. Корабли, получив иногда по дюжине попаданий бомб и торпед, уходили на дно, объятые пламенем и с изрешеченными, словно дуршлаг, надстройками, в считанные минуты становясь братскими могилами для своих экипажей.

Особо показательными примерами слабости корабельной зенитной артиллерии того периода и ее неспособности отражать массированные атаки авиации могут служить случаи потопления британских линкора «Принс оф Уэлс» (типа «Кинг Джордж V») и линейного крейсера «Рипалс» (типа «Ринаун»), а также японских суперлинкоров «Ямато» и «Мусаси».

Вооружение «Рипалса» позволяло применять против самолетов восемь 102-мм универсальных артустановок, двадцать четыре 40-мм и восемь 20-мм зенитных автоматов. При желании можно было открыть по воздушным целям огонь и из девяти 102-мм орудий, расположенных в трех 3-орудийных башнях, но они имели очень малый угол наведения и возвышения, а потому для борьбы с авиацией были малоэффективны. Линкор «Принс оф Уэлс» имел более серьезную заявку на победу: шестнадцать универсальных артустановок калибром 133 миллиметра, сорок девять 40-мм и восемь 20-мм зенитных автоматов. Таким образом, суммарная численность зенитной артиллерии обоих кораблей превышала 110 стволов. Но и это не помогло, в том числе и по причине грубейших ошибок, допущенных командиром соединения и командирами кораблей в вопросе организации ПВО на переходе морем.

Девизом линкора «Принс оф Уэлс» была фраза: «Любой, кто тронет меня, будет уничтожен». На деле вышло несколько иначе. Впрочем, сами японцы не учли ошибки, допущенные в начале войны их противниками, и уже в конце войны аналогичная участь ожидала их собственные линкоры «Ямато» и «Мусаси». Их не спасло даже огромное количество средств корабельной артиллерии ПВО. Так, «Ямато» имел 24 универсальных орудия калибра 127 миллиметров, 162 зенитных автомата калибром 25 миллиметров, созданных японскими оружейниками на базе пушек Гочкиса, и четыре 13,2-мм зенитных пулемета системы Гочкиса, а «Мусаси» располагал 12 универсальными 127-мм орудиями, 130 зенитными автоматами 25-мм калибра и четырьмя 13,2-мм зенитными пулеметами Гочкиса.

Причем за потопление «Мусаси» и гибель 1023 его членов экипажа, включая командира корабля контр-адмирала Иногути, американцы заплатили 18 самолетами (из 259 участвовавших в налетах), а за линкор «Ямато» и его 3061 моряка и того меньше — всего 10 самолетами и 12 летчиками. Неплохая цена за линкоры, так и не вступившие в бой со своими американскими бронированными противниками

 

KqhK14DWeog.jpg

На британских кораблях широкое распространение получила скорострельная зенитная установка собственной разработки, названная «пом-пом». Это счетверенная зенитная установка модели Mk VIIP с 40-мм зенитными автоматами L/39

KqhK14DWeog.jpg

Легкие противовоздушные 25-мм пушки концерна «Гочкис» обр. 1938, 1939, 1940 годов

обо всем и вообще. подведем итоги)))

 

Основные тактические свойства корабельной артиллерии:

положительные

• возможность использования как по морским, так и по береговым и воздушным целям,

• скорострельность,

• длительность стрельбы;

• высокая степень реагирования

• почти полное отсутствие мертвых зон

отрицательные

• довольно большая масса артиллерийских установок и боеприпасов

• ограниченная живучесть ствола

По назначению

• Главный калибр (исторический) — для применения по надводным целям, то есть для решения основного предназначения корабля. Орудия этого калибра также применялись для воздействия по береговым целям для поддержки сухопутных войск илидесантов с моря. Потерял свою актуальность с развитием ракетного оружия

• Противоминная артиллерия (историческая)- — исторически, артиллерия среднего («противоминного») калибра линкоров, линейных крейсеров, крейсеров, предназначенная для отражения атак лёгких кораблей противника, оснащенных торпедным оружием (минных, впоследствии торпедных катеров, эсминцев, лидеров)

• Артиллерийские системы противокатерной обороны-  артиллерийские системы, предназначенные для защиты кораблей от малых быстроходных боевых катеров и других самоходных плавсредств (баркасов, надувных лодок, глиссеров, шлюпок и т.д.), которые могут действовать в группе или по одиночке.

• Универсальная артиллерия — применяется по морским, береговым и воздушным целям. Основной вид современной корабельной артиллерии. Главной задачей универсальной артиллерии являются воздушные цели, а второстепенной — морские и береговые.

• Зенитная артиллерия — применяется по воздушным целям. Зенитная артиллерия ранее делилась на крупнокалиберную (100 мм и более), среднекалиберную (57 — 88 мм) и малокалиберную (менее 57 мм).

В современном понятии зенитная — это малокалиберная зенитная артиллерия, то есть скорострельные автоматы 20-30 мм (на вооружении некоторых государств остались 40-мм установки). Средний и малый калибр ушли в универсальную артиллерию, а орудия калибром более 152 мм не производятся.

• Реактивная артиллерия — установки неуправляемого ракетного оружия

По калибру

с 1860 до 1946 года

• Крупный калибр — 240 мм и более.

• Средний калибр — от 100 до 190 мм

• Малый калибр — менее 100 мм.

с 1946 года

• Крупный калибр — 180 мм и более.

• Средний калибр — от 100 до 179 мм.

• Малый калибр — менее 100 мм

По виду артиллерийских установок

• Башенного типа — орудие, подбашенное отделение, механизмы наведения, заряжания и системы подачи боеприпасов представляют собой единое целое. Первыми артустановками башенного типа стали установки крупного калибра, позже появились и среднекалиберные башенные установки.

Боевые отделения защищены замкнутой бронёй, установки обладают большей живучестью по сравнению с другими. Кроме того, башенные установки удобнее для механического заряжания и позволяют применять полностью автоматизированную, безлюдную конструкцию. Начиная с 1980-х гг все артустановки, производимые для кораблей ВМФ СССР, только башенные.

• Палубно-башенного типа — часть защиты, механизмов наведения и заряжания составляют одно целое с орудием. Остальные механизмы и системы устанавливаются отдельно. Не имеют развитого подбашенного отделения, ограничивается подъемным механизмом (элеватором). До середины 1950-х годов были обычны в качестве главной, универсальной и зенитной артиллерии на эсминцах и в качестве универсальной артиллерии на крейсерах и линкорах. Боевое отделение защищено незамкнутой противопульной и противоосколочной бронёй, является вращающейся частью установки. Палубно-башенные установки по сравнению с палубными улучшают условия использования артиллерии и лучше защищают личный состав и механизмы. Сегодня несколько типов кораблей имеют зенитные артустановки этого типа.

• Палубного типа (открытая артиллерия) — орудие и обслуживающие его системы полностью раздельны. Не имеют подбашенного отделения. Устанавливались почти на всех классах кораблей, особенно на кораблях специального назначения, морских и рейдовых судах обеспечения. У таких установок погреба и пути подачи боеприпасов полностью изолированы от артустановок. Палубные установки имеют небольшие габариты и массу. В современном ВМФ России остался единственный образец артиллерии этого типа — салютная пушка 21-К.

По способу стрельбы

• Автоматические установки — процесс наведения, заряжания, выстрела и перезарядки полностью автоматизирован и не требует непосредственного участия человека.

• Полуавтоматические установки — в таких необходимо участие в процессе стрельбы артиллерийского расчета (обычно только на заряжании, выстреле и перезарядке, а остальные операции автоматизированы).

• Неавтоматические установки — заряжание, выстрел, подача боезапаса, перезарядка и наводка производится при помощи механизмов подачи и заряжания, непосредственно приводимых в действие человеком.

Боеприпасы

Боеприпасами корабельной артиллерии являются: снаряды, взрыватели, заряды, средства воспламенения, гильзы, полузаряды. Комплект боеприпасов для производства выстрела называется артиллерийский выстрел.

Эволюция боеприпасов

С началом развития артиллерии существовало только два вида боеприпасов: поражающий элемент в виде ядра и метательный заряд — порох из древесного угля, селитры и серы. Позже появились книпели, картечь и то, что уже можно было назвать снарядом — гранаты и бомбы, снаряженные взрывчатым веществом. Порох, помимо совершенствования химического состава, претерпел изменения и в методе использования — появились картузы. С принятием на вооружение нарезных орудий форма снаряда изменилась на продолговатую, порох стали упаковывать в гильзы. Результатом постоянного стремления к повышению скорострельности и безопасности эксплуатации артиллерии стало появление унитарного выстрела. Теперь весь комплект боеприпасов для производства выстрела был объединен в одно изделие. Однако это справедливо только для малых и средних калибров. Для орудий крупных калибров используют картузное или раздельное заряжение. Для своевременного подрыва снаряда стали использовать взрыватель. Расширялся спектр видов самих снарядов — они стали существенно отличаться в зависимости от целей. Стремление максимально повысить мощность взрывчатого вещества стало причиной разработок ядерного снаряда, являющегося мощнейшим боеприпасом, доступным артиллерии.

Развитие ракетного оружия коснулось и артиллерийских технологий — появляются реактивные снаряды (неуправляемое ракетное оружие), которые вместо или дополнительно к воздействию пороховых газов приводятся в движение реактивной тягой.

Основные виды современных артиллерийских снарядов

• Фугасные

• Осколочно-фугасные

• Зенитные

• Осколочно-фугасно-зажигательные (МЗА)

• Осколочно-трассирующие (МЗА)

Виды взрывателей

• Контактные

• Неконтактные

• Дистанционные

 

9.jpg

10.jpg

11.jpg

12.jpg

Изменено пользователем lesh_n

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Бета-тестер, Участник, Коллекционер, Коллекционер-испытатель
35 публикаций
5 047 боёв

Если тема понравится буду ее расширять и добавлять)))

Источники которые использовал: журнал Вокруг света, книга Корабельная артиллерия военмориздат  1941год и конечно википедия куда без неё)))

 

P/S извиняюсь за картинки не ожидал что в итоге они будут такие маленькие отредактирую и увеличу размер)))

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Старший альфа-тестер
2 748 публикаций

Просмотр сообщенияlesh_n (28 Ноя 2013 - 20:05) писал:

Виды боеприпасов артиллерии
1. бомба 2. картечный заряд (в корпусе) раннего типа для обычных пушек 3. сверху вниз: книппель с цепью, книппель со стержнем, картечный заряд с вязаной картечью для стрельбы из длинноствольных орудий (на Западе использовался термин «виноградный выстрел») 4. сверху вниз: «ножницы», использовавшиеся для нанесения более сильного ущерба такелажу, палубным конструкциям и личному составу, а также еще одна разновидность книппеля — после выстрела стержни, связанные кольцом, раскрывались, разводя две половинки полого ядра в стороны 5. цепной заряд
Стреляли еще калеными ядрами, нагревали до красна обычные ядра и ими стреляли из пушки, как правило приводило к пожарам на деревянных кораблях (http://ru.wikipedia....ki/Калёное_ядро).

Просмотр сообщенияlesh_n (28 Ноя 2013 - 20:35) писал:

P/S извиняюсь за картинки не ожидал что в итоге они будут такие маленькие отредактирую и увеличу размер)))
Ну по клику картинки открываются в увеличенном варианте, лично для меня нормально.
Изменено пользователем DarkLordSauron

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Участник
2 публикации

Интересно почитать, впечатлил размер бронебойных снарядов корабельных орудий главного калибра :great:

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Старший альфа-тестер
233 публикации
2 560 боёв

Как то все сумбурно, вроде тема интересная, но выборка непонятная... не все же виды орудий представлены.

Если честно, мне эта тема напоминает поговорку- Мы дадим стране угля, мелкого но дох.. (очень много)

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Альфа-тестер, Репортер
2 525 публикаций
1 283 боя

ТС, текст читайте, когда копируете:

Средний калибр — от 100 до 190 мм[прим. 1].

По виду артиллерийских установок[

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Участник
172 публикации
22 боя

ставлю минус только за название !

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Старший альфа-тестер
769 публикаций
1 709 боёв

Просмотр сообщенияCKOTUHA (28 Ноя 2013 - 20:59) писал:

Как то все сумбурно, вроде тема интересная, но выборка непонятная... не все же виды орудий представлены.
Если честно, мне эта тема напоминает поговорку- Мы дадим стране угля, мелкого но дох.. (очень много)
Как краткий обзор - очень даже ничего. Большинство информации, и более подробно, конечно, уже было на форуме. Но аналогичной подборки, пусть с замечаниями, да еще и прилично оформленной - поищите еще........
Поставил плюсов сколько оставалось.
Изменено пользователем Lordd

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Бета-тестер, Участник, Коллекционер, Коллекционер-испытатель
35 публикаций
5 047 боёв

Просмотр сообщенияCKOTUHA (28 Ноя 2013 - 20:59) писал:

Как то все сумбурно, вроде тема интересная, но выборка непонятная... не все же виды орудий представлены.
Если честно, мне эта тема напоминает поговорку- Мы дадим стране угля, мелкого но дох.. (очень много)
это моя первая тема спасибо за замечания информации очень много по видом орудий буду со временем добавлять :ohmy:

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Бета-тестер, Участник, Коллекционер, Коллекционер-испытатель
35 публикаций
5 047 боёв

Просмотр сообщенияXAPDPOKEP (28 Ноя 2013 - 21:18) писал:

ТС, текст читайте, когда копируете:
Средний калибр — от 100 до 190 мм[прим. 1].
По виду артиллерийских установок[
спасибо за замечание исправил))) :honoring:

Просмотр сообщенияleoni231 (28 Ноя 2013 - 21:28) писал:

ставлю минус только за название !
пояснить можешь??? чем не угодил???

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Старший альфа-тестер
233 публикации
2 560 боёв

Просмотр сообщенияlesh_n (28 Ноя 2013 - 21:44) писал:

это моя первая тема спасибо за замечания информации очень много по видом орудий буду со временем добавлять :ohmy:
Хотите подробнее - пожалуйста. Название - это лицо книги, статьи, темы, фильма. Как можно тему назвать с маленькой буквы? Вы купите книгу с названием "преступление и наказание"? Я - нет, подумаю, неформат какой-нибудь.
По теме. Начали с античности,  с катапульт..., забыли про баллисты. Про классификацию пушек на мортиры, гаубицы, пушки, кулеврины в зависимости от соотношения длины орудия к калибрам - ни слова, никаких ТТХ. Зато пространная статья про порты на кораблях...  Далее еще можно читать, хотя много рассуждений, никакой конкретики. Закончилось все Второй мировой войной. После ВМВ про развитие артиллерийских систем - общая инфрормация, ни конкретных моделей, изделий, комплексов? Про зенитные системы - неужели это все? Опять же где нации, виды, калибры, ТТХ? После второй мировой зенитные установки никак не развивались?
Повторюсь, тема интересная, но по моему, ее следует разделить на несколько, хотя бы по эпохам (векам, войнам), типам (корабельная, ПВО).

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Альфа-тестер
2 124 публикации

ТС, не увлекайтесь мультипостингом, достаточно просто редактировать свое последнее сообщение.

Не указан источник информации.

 

Просмотр сообщенияLordd (28 Ноя 2013 - 21:32) писал:

Как краткий обзор - очень даже ничего. Большинство информации, и более подробно, конечно, уже было на форуме. Но аналогичной подборки, пусть с замечаниями, да еще и прилично оформленной - поищите еще........

Поставил плюсов сколько оставалось.

Не вижу ничего позитивно-перспективного в кратких ознакомительных справках.

Здесь и так от кратких справок-недотем скоро вздохнуть нельзя будет, а вы еще и поощряете.

Тема затронута в названии глобальная, которой на целый цикл тем хватит и еще останется.

Такие неполные справки только головы забивают непосвященным своей неточностью и неполнотой информации, а следовательно - не объективны.

 

По какому принципу автор отбирал и сортировал корабельную артиллерию представленную им в теме? По калибру, по назначению, по национальной принадлежности, по хронологии?

Не нахожу ничего, что могло бы как то логично объяснить этот принцип.

Необдуманная копипаста без попытки серьезно углубиться в такую непростую тему, разобраться в ней, а уже потом начать ее освещать пред участниками и читателями форума.

Это слишком серьезный и глобальный вопрос, чтобы его вот так запросто и весьма легкомысленно толковать.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Старший альфа-тестер
210 публикаций
102 боя

Просмотр сообщенияarktika65 (28 Ноя 2013 - 23:02) писал:

И про пулеметы добавь,тоже интересно.
Ага и ещё про "ружьё Пакла" и "митральезы" тоже ведь на флоте применялись  :teethhappy:
Да и зачем на "грозной 308-ми миллиметровой артиллерии" останавливаться, а как же наша 406-мм морская пушка Б-37, штатовское 406-мм артиллерийское орудие Mark 7 или японское 460-мм орудие Тип 94?

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Старший альфа-тестер
638 публикаций
2 483 боя

Жду продолжения про АК-130. Тема ликбезная, в целом добротная, ничто от неё не отваливается, ничего не захотелось дописать. То что тема - работа не только автора, но и великой Сети - ясно.

+

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Эту страницу никто не просматривает.

×