Перейти к содержимому
Для публикации в этом разделе необходимо провести 50 боёв.
Kemangi

9й Гв.МТАП

В этой теме 13 комментариев

Рекомендуемые комментарии

316 публикаций
289 боёв

Предисловие

 

Доброго времени суток, форумчане !

Я на этом форуме совсем недавно . Всё читал и думал о чём составить тему? Оглядел квартиру и , ну конечно, ......"Бисмарк"! Вот и фото модели:

Изображение

уже долго занимаюсь, но что-то остановило продолжил читать. Теперь серьёзно. Штудируя раздел морская авиация, вспомнил фильм"Торпедоносцы", который смотрел году так восемьдесят восьмом прошлого века. Сел за просмотр и, снова, фильм поразил, но уже не как мальчишку. Торпедоносец это тяжёлая, изнурительная работа, в которой есть всё и любовь и измены, ненависть, героизм. Ещё в фильме показан быт. Честно, я не понял для чего, поэтому снова - поисковик. Так вот быт здесь это защита от всего, что связанно с войной. Он помогал не сойти с ума, пережить ещё один день и хоть на чуть - чуть забыться в житейских делах. Поэтому я постараюсь рассказать о людях и их подвиге в сложных условиях севера. Самолёты будут, только те, на которых летал 9-й гвардейский минно-торпедный авиаполк.Сразу каюсь копипастил.

 

В условиях севера.

В годы Великой Отечественной войны трудно найти более сложный в климатическом отношении участок фронта, чем Заполярье. Противникам приходилось действовать в условиях сурового климата, малонаселенности и прочих «прелестей» природы Крайнего Севера и Арктики. Во всех северных районах преобладает суровый климат с продолжительной снежной зимой (9–10 месяцев) и коротким холодным летом (всего лишь 2–3 месяца). Но в ряде районов Арктики заморозки на почве возможны и в летние месяцы.

За Полярным кругом средняя температура наиболее холодного месяца (января) составляет — 33–37, а иногда — 60° С и более. Земля скована вечной мерзлотой, глубина которой 200–500 м. Средняя температура наиболее теплого месяца (июля) колеблется от +4 до + 10° С.

Зима в северных районах характеризуется глубоким промерзанием грунтов, болот и водоемов, частыми снегопадами, метелями и сильными ветрами. Поземка, возникающая при скорости ветра 4–5 м/сек, уже затрудняет наблюдение за наземными целями. При скорости ветра 12–15 м/сек пребывание человека на открытом воздухе затруднено, как бы тепло он одет не был. В такую погоду снег забивается в карманы, рукава, под головной убор, в любые даже незначительные щели в одежде. Нередки случаи, когда начинаются бураны и скорость ветра достигает 20–30 м/сек. Такая погода может продолжаться несколько дней.

Метели и бураны полностью заносят дороги, колонные пути, окопы, траншеи, ходы сообщения и другие боевые и хозяйственные сооружения. Зимой вся территория и более двух третей акватории представляют собой единую снежно-ледяную пустыню, ориентироваться в которой очень трудно. Лишь в июле и начале августа льды подтаивают и открывается возможность использовать прибрежную зону морей для судоходства. В конце сентября реки, озера, а затем и моря замерзают и ледяной покров вновь образуется вдоль всего побережья.

Весна, несущая распутицу и половодье, начинается в конце мая или в середине июня, но протекает очень бурно, с резкими перепадами температуры, сильные оттепели чередуются с морозами. Весной талые воды заполняют все понижения, образуя многочисленные озера и заболоченные участки.

В летние месяцы тундра почти полностью освобождается от снежного покрова, грунт оттаивает на глубину 30–40 см на севере и до 1,5 м на юге.

Бич для всего живого летом — гнус. Мириады комаров, мелкой мошки буквально облепляют людей и животных, не дают возможности нормально действовать и отдыхать. Однообразное чередование пологих возвышенностей и понижений, извилистых рек, озер, протоков и болот, отсутствие лесов, дорог и населенных пунктов затрудняют определение местоположения по карте и выдерживание заданного направления движения. Ориентирование, кроме того, осложняется из-за неустойчивой работы магнитного компаса — сказывается близость магнитного полюса.

Вследствие низких температур испарение влаги с поверхности суши составляет не более 10–20% количества выпавших осадков, что ведет к большой влажности грунтов и воздуха. В северных районах преобладает пасмурная погода, летом часты плотные туманы, особенно на побережье морей и океанов. На побережье Карского моря, например, туманы бывают 160–180 дней в году.

Туманы зимой явление редкое. Однако в прибрежной полосе Баренцева и Норвежского морей имеет место другое явление — образование местных туманов над врезающимися в сушу фиордами. Эти туманы возникают вследствие большой разницы температуры (до — 14, — 15°) между водой и воздухом. Туман покрывает плотной пеленой весь фиорд, поднимаясь до 100–150 м. Он может служить своеобразной завесой, не позволяющей вести воздушное и наземное наблюдение за переправами через фиорды и деятельностью войск на его берегах.

Большую часть года небо закрыто облаками, причем облачность преобладает в низких ярусах, не превышающих 300–400 м, что затрудняет полеты армейской авиации.

Характерной особенностью северных районов являются полярный день и полярная ночь. На широте 68–70° (Мурманск, Норильск, Аклавик) полярный день длится 70 суток, а продолжительность светлого времени с учетом белых ночей составляет около 3,5 месяца.

Полярный день облегчает круглосуточное действие как армейской, так и тактической авиации, способствует ведению наземного наблюдения. Большая продолжительность полярной ночи и полярного дня нарушает привычный для людей, живущих в средних широтах, уклад жизни и вызывает у них большую утомляемость. Более тяжело переносится полярная ночь. Недостаток ультрафиолетовых лучей, гнетущее воздействие постоянной темноты и холода ведут к повышенной утомляемости, сонливости, снижающих работоспособность человека. Даже сон продолжительностью 10–12 часов в сутки не приносит бодрости. В период полярной ночи резко сокращается возможность визуального наблюдения, а иногда и полностью исключается из-за весьма частых метелей и пурги.

Ионосферные и геомагнитные бури (возмущения), а также большое поглощение почвой электромагнитной энергии радиоволн уменьшают радиус действия коротковолновых радиостанций на 20–30% днем и до 50–75% ночью. Весной и осенью наблюдаются периоды полного непрохождения радиоволн в коротком диапазоне.

9-ый Гвардейский минно-торпедный Киркенесский Краснознамённый авиационный полк военно-воздушных сил Северного флота

 

Изображение

В октябре 1942 года на базе его 5-й и 6-й эскадрилий началось формирование 24-го минно-торпедного авиационного полка, а также из самолётов 455-го эскадрона Королевских австралийских ВВС и 144-го эскадрона Королевских английских ВВС. Перелёт английских и австралийских торпедоносцев проходил в ночь с 4 на 5 сентября 1942 года. Несколько самолётов во время перелёта было потеряно по разным причинам (как от вражеского, так и от дружественного огня). Основной задачей прибывших союзнических эскадронов торпедоносцев было участие в операции "Оратор" по сопровождению каравана PQ-18 у побережья Кольского полуострова (Мурманская область). В течение этого времени английские и австралийские лётчики базировались на аэродроме Ваенга (Североморск). В октябре 1942, после того как окончилась операция "Оратор", по просьбе нашей стороны двадцать английских торпедоносцев были переданы в состав ВВС ВМФ. К ноябрю 1942 года на вооружении 24 МТАП были торпедоносцы ДБ-3Ф (Ил-4Т) и Handley Page HP.52 Hampden TB Mk I. Весной 1943 года 9 МТАП получил поставленные Советскому Союзу по ленд-лизу американские торпедоносцы A-20B Havoc (DB-7 Boston), летом его более новую модификацию - A-20G. Боеспособных "Хэмпденов" оставалось всё меньше. До конца 1943 года 9 МТАП получил ещё партии самолётов Ил-4Т и A-20G. 21 октября 1942 года гвардии капитан Г. Д. Попович был назначен командиром 1-й эскадрильи. Формирование полка завершилось в ноябре 1942 года, а боевую работу лётчики возобновили в декабре 1942 года. За образцовое выполнение боевых заданий командования и массовый героизм лётного состава приказом Народного комиссара Военно-морского флота № 190 от 31.05.1943 года 24-й минно-торпедный авиационный полк был преобразован в 9-й гвардейский. Всего за время участия в боевых действиях в составе Северного флота гвардии капитан Г. Д. Попович совершил 56 боевых вылетов, в том числе 19 по спецзаданиям командования, лично потопил 4 корабля (3 транспорта и 1 сторожевой корабль) и ещё 5 в составе группы, в воздушном бою и на аэродромах уничтожил и повредил 19 самолётов, создал 15 очагов пожара на аэродромах и военно-морских базах противника.

Полк действительно легендарный. шестнадцать его лётчиков стали Героями Союза. Подвиги лётчиков полка Андрея Баштыркова, Василия Киселёва, Бориса Сыромятникова послужили основой для сюжета фильма.

"За Киселева!". Подписывает старшина торпедной группы 24 МТАП (будущий 9 ГвМТАП) А.В. Раков

На заднем плане торпедоносец Handley Page HP.52 Hampden TB Mk I. Ваенга, 1943.

Торпедисты подвозят торпеду к самолёту Ил-4Т. Подготовка торпедоносца из состава 24-го МТАП к вылету, ВаенгаИзображение

Изображение

Основным приёмом стрельбы торпедоносцев было низковысотное торпедометание. Дистанция сброса торпеды до корабля-цели составляла как правило 400-800м (на первых порах более 1000м), высота порядка 30 м. Скорость полёта торпедоносца для успешного пуска торпеды не должна была превышать 250 км/ч. Воздушный участок траектории сброшенной торпеды составлял 180-200 м. На боевом курсе лётчик должен был выдерживать режим горизонтального полёта с постоянным курсом. Выход из атаки осуществлялся разворотом на 90-120. Ровная траектория и невысокая скорость во время атаки делали торпедоносцы лёгкой мишенью. На Северном флоте за время войны было потеряно 62 низких торпедоносца.

Сброс торпеды с самолёта Ил-4Т, 1944 год.

Изображение

 

Герои полка.

 

Изображение

аллея героев в пос. Сафоново

Асеев, Григорий Сафронович - стрелок-радист, гвардии старший сержант

Родился 5 мая 1920 г. в селе Петропавловка, ныне Володарского района Кокчетавской области(Республика Казахстан). Принимал участие в 81 боевом вылете, в 23 торпедных атаках, в потоплении 4 транспортов, 2 сторожевых кораблей, каботажного судна, 7 мотоботов противника, лично сбил вражеский истребитель. Особо отличился в ходе Петсамо-Киркенесской наступательной операции советских войск.

16 октября1944 года на подходе к каравану вражеских судов в районе мыса Хибергнесет (Норвегия)самолёт-торпедоносец был подбит. Экипаж горящего самолёта в составе командира 9-го гвардейского минно-торпедного авиаполка гвардии подполковника Б. П. Сыромятникова, штурмана полка майора А. И. Скнарёва и стрелка-радиста старшего сержанта Г. С. Асеева сбросил торпеду и потопил транспорт врага, но сам погиб, до конца выполнив свой воинский долг.

Награждён медалью"Золотая Звезда"( посмертно),орденами Ленина, Красного Знамени, Отечественной войны 2-й степени, Красной Звезды.

Бадюк, Михаил Михайлович - старший воздушный стрелок-радист, гвардии старшина

3 января 1920 г -25 марта 1993 г с. Чугоевское (Приморский край) .Совершил 86 боевых вылетов на постановку мин, бомбардировку аэродромов противника, разведку кораблей в Баренцевом море. Участвовал в потоплении 12 транспортов врага общим водоизмещением 86 000 тн., лично сбил вражеский истребитель и еще 2 повредил в воздушных боях. С 15 января 1960 — в отставке, жил в Ростове на Дону. Работал в педагогическом институте и институте сельскохозяйственного машиностроения.

Награждён орденами Ленина, Красного Знамени, 3-мя Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды ,медалью "Золотая Звезда".

Балашов Вячеслав Павлович - капитан, командир звена

16 апреля 1917 -1 апреля 1990 гг.. с. Ижевское Рязанской губернии. на счету В. П. Балашова было 58 боевых вылетов (23 ночью), 5 потопленных транспортов противника и сторожевой корабль. Участвовал в освобождении Заполярья. С 1971 года жил в Ленинграде преподавал, в Ленинградском институте текстильной и лёгкой промышленности.

Награждён медалью"Золотая Звезда", орденами Ленина, Красного Знамени, 2-мя Отечественной войны 1-й степени,2-мя Красной Звезды.

Баштырков Андрей Андреевич - гвардии капитан, командир звена.

21 сентября(4 октября) 1914г в с. Судимирка, ныне Калининского района Тверской области. Он летал на бомбардировочные удары по аэродромам и базам противника в северной Норвегии и Финляндии, на подходе к Кольскому заливу торпедировал 2 немецкие подводные лодки, повредив их, метко сбросил торпеды на вражеские транспорты в Варапер-фьорде и Баренцевом море, не раз бомбил важные объекты противника в порте Киркенес. За неоднократно проявленную отвагу и находчивость Баштырков был награждён орденом Красной Звезды.

14 января 1943 года, на внешнем рейде порта Вардё (Северная Норвегия), преодолев плотный вражеский зенитный огонь, торпедоносец капитана Баштыркова метко поразил особо охраняемый транспорт противника и потопил его, но сам получил повреждение и загорелся. Отважный лётчик из последних сил довернул пылающий самолёт. Все, кто был на флагманском командном пункте, услышали последние слова командира: «Атакую второй транспорт. Прощайте, друзья!»

Ценой своей жизни экипаж, в составе: капитана Баштыркова А. А., сержанта Гаврилова В.Н. (выполнявшего обязанности штурмана), воздушного стрелка-радиста старшины Кузьмина М. В. и воздушного стрелка краснофлотца Шпунтова Н. А., потопили ещё один вражеский транспорт…

награждён медаль"Золотая Звезда"( посмертно), орденами Ленина, Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды.

Боронин Михаил Петрович - гвардии лейтенант, штурман

10 ноября 1914г. в д. Торбеево Мордовия. Совершил 22 боевых вылета, из которых 7 - на нанесение торпедных ударов. Его экипажем (командир - старший лейтенант Зайцев Н.И. ) потоплены 2 транспорта и танкер врага, а в группе - один транспорт и сторожевой корабль.

11 мая 1944г. при нанесение бомбового удара по конвою противника в районе мыса Хибергнесет (Северная Норвегия) был сбит ответным огнём и утонул в море.

Награждён медалью "Золотая Звезда", орденами Ленина, Отечественной войны 2-й степени,2-мя Красного Знамени.

Гаврилов Владимир Николаевич - гвардии сержант, воздушный стрелок-бомбардир

18 апреля 1921 г. в г. Петрограде. Совершил 11 боевых вылетов на бомбардировку аэродромов и баз противника в северной Норвегии и Финляндии. В составе экипажа участвовал в торпедировании на подходе к Кольскому заливу 2-х немецких подводных лодок, которые в результате атаки с воздуха были повреждены. Участвовал в атаках на вражеские транспорты в Варагнер-фъорде, в Баренцевом море, в порту Киркенес.

Воздушный стрелок-бомбардир 24-го минно-торпедного авиаполка (5-я бомбардировочная авиабригада ВВС Северного флота) комсомолец сержант Гаврилов В.Н. отличился 14 января 1943 года при нанесении удара по вражеским судам на внешнем рейде порта Вардё (Норвегия). Экипаж, в котором В.Н. Гаврилов выполнял обязанности штурмана, потопил особо охраняемый транспорт противника водоизмещением 8000 тонн. Будучи подбитым, торпедоносец под командованием капитана Баштыркова А.А. не изменил курса, врезавшись в флагманский транспорт. Экипаж погиб, до конца исполнив воинский долг.

Награждён медалью"Золотая Звезда" (посмертно), орденами Ленина, Отечественной войны 1-й степени.

Галкин Павел Андреевич - гвардии лейтенант, штурман

15 декабря 1922 г. в с. Нижняя Ищередь ныне Кораблинского района Рязанской области. Совершил 22 боевых вылета, потопил 2 подводные лодки, 2 транспорта и танкер и в составе группы - 2 транспорта противника.

Живёт в городе Ейске Краснодарского края. С 1997 года - член совета старейшин при администрации города Ейска, член президиума совета ветеранов Ейского ВВАУЛ.

Награждён медалью"Золотая Звезда", орденами Ленина, Отечественной войны 1-й степени,2-мя Красного Знамени, Красной Звезды, За службу Родине в Вооружённых Силах СССР.

Зайцев Николай Иванович - гвардии старший лейтенант, заместитель командира эскадрильи.

. Совершил 22 боевых вылета, лично потопил 2 транспорта и танкер, в группе с другими экипажами - транспорт и сторожевой корабль. 11 мая 1944 года при выполнении боевого задания гвардии старший лейтенант Зайцев Н.И. погиб в районе мыса Хибергнесет (Северная Норвегия).

Награждён медалью"Золотая Звезда", орденами Ленина, 2-мя Красного Знамени.

Кисилёв Василий Николаевич - капитан ,заместитель командира авиационной эскадрильи.

15 октября 1910 года в г. Санкт-Петербурге. К концу февраля 1942 года старший лейтенант Киселев на своем счету имел уже 201 боевой вылет, из них 79 ночью. С ноября 1942 года воевал в составе 24-го минно-торпедного авиационного полка Северного флота. К концу апреля 1943 года на чету экипажа Киселева было уже 4 потопленных судна общим водоизмещением 33 тыс. тонн. Эскадрилья, которой командовал Киселев, потопила 12 транспортов общим водоизмещением 85 тыс. тонн. 25 апреля 1943 года авиагруппа из 5 торпедоносцев «Хемпден», ведущим которой был капитан Киселёв, прикрываемая семёркой дальних истребителей Пе-3, вылетела для атаки конвоя. торпедоносцы, построившись "клином", под сильным огнём зенитных орудий кораблей и береговых батарей неприятеля, устремились вперёд. В разгар атаки от прямого попадания снаряда загорелся самолёт ведущего. Но капитан Киселёв не свернул с боевого курса. Штурман старший лейтенант М.Ф.Покало сбросил торпеду с минимальной дистанции наверняка. Самый крупный вражеский транспорт - грузовой пароход «Леезе» (12 тыс. тонн), развороченный торпедой, пошёл ко дну. Пролетев над мачтами тонущего транспорта торпедоносец В Н Киселева потерял управление и упал в море. Экипаж в составе капитана В.Н. Киселева штурмана старшего лейтенанта М.Ф.Покало воздушного стрелка-радиста старшины И.А. Берденникова и воздушного стрелка сержанта В.И. Жучкова погиб.

Награждён медалью"золотая Звезда"(посмертно), орденами Ленина,3-мя Красного Знамени.

Кочелаевский Юрий Петрович - гвардии капитан, штурман..

03.06.1920в г. Баку–27.10.1970 Ленинград. Совершил 102 боевых вылета, участвовал в 24 торпедных атаках, потопил 7 кораблей противника. С 1964 жил и работал в Ленинграде.

Награждён медалью"Золотая Звезда", орденами Ленина, Отечественной войны 1-й степени, 2-мя Красного Знамени и Красной Звезды.

Макаревич Сергей Антонович - гвардии капитан ,помощник командира эскадрильи.

20 июня 1913 г. в г.Орел. Совершил 194 боевых вылета на бомбардировку военно-морских баз, портов и кораблей противника. Потопил 3 транспорта и 2 сторожевых корабля врага. Погиб 13 октября 1943 года в бою с конвоем противника.

Награждён орденами Красной Звезды, 2-мя Красного Знамени, Александра Невского, посмертно-медалью"Золотая Звезда", орденом Ленина

Пирогов Владимир Васильевич - гвардии старший лейтенант ,заместитель командира эскадрильи.

24 сентября 1918 года в Москве - 2 марта 2001 года . Совершил 43 боевых вылета, произвёл 12 минных постановок, потопил лично 3 транспорта, мотобот, танкер и в составе группы - 4 транспорта и сторожевой корабль противника.

Награждён медалью"Золотая Звезда",2-мя Красного Знамени и Отечественной войны 1-й степени.

Покало Михаил Фёдорович - старший лейтенант, штурман.

17 (30) апреля 1912 г. в г. Санкт-Петербурге. Совершил 160 боевых вылетов, участвовал в потоплении 2-х вражеских подводных лодок и 4-х транспортов.

25 апреля 1943 года, в качестве штурмана экипажа торпедоносца под командованием капитана Киселёва В.Н. старший лейтенант Покало М.Ф., до конца исполнив воинский долг, погиб при атаке конвоя противника в районе Конгс-фьорда (Норвегия).

Награждён медалью"Золотая Звезда",орденом Ленина,2-мя Красного Знамени.

Скнарёв Александр Ильич - гвардии майор, штурман полка.

22 мая 1912 году в с.Володарское ныне Володарского района Кокчетавской области (по другим данным – в селе Кривозерное Акмолинской области) Республики Казахстан. Напишу кратко - штрафник, но 3 марта 1943 года военный трибунал Северного флота пересмотрел дело штрафника-штурмана с учётом проявленного им героизма на войне и определил: «Скнарева от отбывания наказания освободить полностью и на основании Указа Президиума Верховного Совета СССР от 26 февраля 1943 года считать не судившимся» . Ему вернули звание капитана. Участвовал в полётах на «свободную охоту», групповых атаках, летал днём и ночью. совершил 133 боевых вылета, провел 18 торпедных атак, потопил 3 транспорта и шхуну противника. Бессмертный подвиг совершил в одном из боевых вылетов в составе экипажа подполковника Б.П. Сыромятникова. Возможно кто-то из экипажа Сыромятникова Б.П. остался жив. Это подтверждается норвежцами, видевшими пленение советского лётчика.

Награждён медалью"Золотая Звезда", орденами Ленина, 2-мя Красного Знамени, Отечественной войны 1-й степени.

Сыромятников Борис Павлович - гвардии подполковник ,командир 9-го гвардейского Краснознаменного минно-торпедного авиационного полка.

15 (28) марта 1910 года в селе Сидоровское (ныне Красносельского района Костромской области). Великую Отечественную войну капитан Сыромятников встретил на Балтике, командиром эскадрильи бомбардировщиков СБ 73-го пикирующего бомбардировочного авиационного полка. За первые 23 боевых вылета экипаж Сыромятникова пустил ко дну возле Риги транспорт противника водоизмещением 6 тысяч тонн, на станции Экенес уничтожил вражеский эшелон и большое количество танков и автомашин в районе Якопилса и Порхова. В марте 1942 года Сыромятникова утверждают командиром 29-го бомбардировочного авиационного полка и присваивают воинское звание "майор". В июле того же года вместе полком переведен на Северный флот. На ответственные боевые задания Сыромятников водил группы пикировщиков лично, показывая пример смелости и отваги всему личному составу. За короткий срок лётчики полка потопили семь транспортов противника, в воздушных боях сбили четыре фашистских самолёта. Ведущим групп майор Сыромятников совершил тридцать четыре боевых вылета, участвовал в потоплении трёх транспортов противника общим водоизмещением 13 - 14 тысяч брутто тонн. В октябре 1944 года назначен командиром 9-го гвардейского минно-торпедного авиационного полка Северного флота. Под его руководством было переучено и введено в строй 40 экипажей торпедоносцев. За год боевых действий под командованием гвардии подполковника Сыромятникова полк произвел шестьсот двадцать три боевых вылета. Лётчики полка потопили двадцать пять транспортов врага общим водоизмещением сто двадцать три тысячи брутто тонн, три танкера водоизмещением двадцать две тысячи брутто тонн, две подводные лодки, два миноносца, шесть сторожевых кораблей, один тральщик, восемь мотоботов, одну шхуну, три каботажных судна. Бомбовыми ударами по военно-морским базам было вызвано шестнадцать взрывов, сопровождавшихся большими пожарами.

К октябрю 1944 года гвардии подполковник Сыромятников Б.П. совершил 71 боевой вылет. Участвовал в потоплении 3-х транспортов противника. Бессмертный подвиг совершил в одном из боёв, в ходе Петсамо-Киркенесской наступательной операции советских войск. 16 октября 1944 г. авиация Северного флота несколько раз атаковала конвой, вышедший из норвежского порта Киркенес. Завершающий удар в районе мыса Хибергнесет (Норвегия) нанесли две шестёрки торпедоносцев: одна - 9-го гвардейского минно-торпедного авиаполка (ведущий командир полка гвардии подполковник Б.П. Сыромятников, штурман - гвардии майор Скнарёв А.И. , стрелок-радист гвардии старший сержант Асеев Г.С. В трёх километрах от цели в левый мотор самолёта гвардии подполковника Сыромятникова Б.П. угодил вражеский снаряд. Машина загорелась, но командир полка продолжал атаку, выводя другие машины на цель. Когда расстояние до транспортов уменьшилось до 500 метров, самолёт Сыромятникова выпустил две торпеды. Направленные умелой рукой опытного лётчика, они уничтожили транспорт в шесть тысяч брутто тонн. Однако, объятый пламенем, упал в море.

Награждён медалью"Золотая Звезда",орденами Ленина,3-мя Красного Знамени.

Францев Евгений Иванович - гвардии старший лейтенант, лётчик.

8 марта 1922 года на разъезде Золотковский ныне Гусь-Хрустального района Владимирской области. Совершил 26 боевых вылетов. Потопил лично 2 вражеские подводные лодки, транспорт, танкер, мотобот, и в группе – 2 транспорта. 15 сентября 1944 года отважный лётчик погиб во время торпедирования вражеского транспорта.

Награждён медалью"Золотая Звезда", орденами Ленина,2-мя Красного Знамени.

Шкаруба Константин Фёдорович - гвардии капитан, заместитель командира эскадрильи.

6 апреля 1915 года в селе Михайло-Коцюбинское ныне посёлок городского типа Черниговского района Черниговской области (Украина) -14 марта 1954г. г. Рига. Совершил 73 боевых вылета. Потопил лично 2 транспорта общим водоизмещением 18 тысяч тонн и в группе 6 транспортов и миноносец противника.

Награждён медалью"Золотая Звезда", орденами Ленина,3-мя Красного Знамени, Красной Звезды.

 

Самолёты полка

 

ИЛ-4Т

Spoiler

Изображение

Торпедоносец, созданный в ОКБ С.В. Ильюшина на базе дальнего бомбардировщика Ил-4 (ДБ-3Ф). В авиации Военно-Морского Флота СССР самолеты Ил-4 использовались как бомбардировщики, дальние разведчики, минные заградители, а также как высотные и низковысотные торпедоносцы.

Обладая большой дальностью и относительно высокой для то времени крейсерской скоростью полета, самолеты-разведчики Ил-4 за короткое время обследовали значительные участки поверхности моря и немедленно сообщали командованию об обстановке в заданных районах и обнаруженных целях, вызывали для их уничтожения бомбардировщики или торпедоносцы, сами атаковали наиболее важные цели. Торпедоносные варианты самолета Ил-4 вооружались, как правило, одной торпедой, но некоторые опытные летчики удваивали боевые возможности своих самолет Ил-4Т, летая на боевые задания с двумя торпедами на борту.

Минные заградители Ил-4 могли нести парашютные авиационные мины различных типов, в том числе массой 500 и 1000 кг, а также беспарашютные якорные мины диаметром 1,5 м. Мины ставились на морских коммуникациях, в проливах, на фарватерах вблизи вражеских баз и портов, на судоходных реках. Противник нес значительные потери от минных поставок, выполненных самолетами Ил-4. Кроме того, морские модификации самолета Ил-4 вооружались и ракетным оружием - шестью осколочно-фугасными снарядами PC-132, которые подвешивались под крыльями самолета и предназначались для подавления огня зенитных установок торпедируемых кораблей, уничтожения кораблей охранения, торпедных катеров и сидящих на воде гидросамолетов.

О том, как появился на свет ИЛ-4 можно создать отдельную тему, поэтому здесь добавлю, что Ильюшин, преодолев традиционную точку зрения, построил концепцию ДБ-3 вокруг крыла умеренного удлинения, которое хотя и уступало по несущим свойствам крылу ДБ-2, но позволило получить большую скорость. Вывод главного конструктора гласил: скоростной дальний бомбардировщик может быть создан по схеме двухдвигательного свободнонесущего моноплана с легкими, экономичными двигателями и высоким уровнем аэродинамического и весового совершенства. Добиться этого предполагалось не только уменьшением площади крыла, но и применением двояковыпуклого профиля, малого миделя фюзеляжа, внутренней подвески бомб, больших зализов крыла, убирающихся основных опор шасси и гладкой обшивки. В итоге суммарное аэродинамическое сопротивление ДБ-3 оказалось намного меньше, чем у ДБ-2, а жесткость его конструкции облегчала решение проблем флаттера.

Самолет Ил-4

Год выпуска 1941

Мотор М-88Б

Мощность 2*1100 л.с.

Длина самолета 14,76 м

Размах крыла 21,44 м

Нормальный взлетный вес 9470 кг

Максимальный взлетный вес 11570 кг

Максимальная скорость на высоте 6800 м

422 км/ч

Практический потолок 8900 м

Дальность полета с нормальной бомбовой нагрузкой 3800 км

Бомбовая нагрузка нормальная 1000 кг

Бомбовая нагрузка максимальная 2500 кг

Вооружение 1 пулемет

12,7 мм;

2 пулемета 7,62 мм.

 

" Хемпден"

 

Изображение

Handley Page Hampden ТВ.I - торпедоносец на базе среднего бомбардировщика, двухмоторный цельнометаллический моноплан с двухкилевым оперением и убирающимся шасси. Спроектирован в КБ фирмы "Хэндли-Пэйдж" под руководством Г. Лачманна. Самолёт имел очень узкий фюзеляж, в передней части которого располагался экипаж, а на длинной балке крепилось двухкилевое хвостовое оперение. Первоначально планировалось оснастить самолёт двигателями Роллс - Ройс Госхок, которые позволяли уложится в жесткое ограничение по весу самолёта, налагаемое Женевской конвенцией о разоружении, но после провала попытки принятия этой конвенции и снятии ограничения веса пустого самолёта, конструкторы оснастили новый самолёт более мощными и тяжелыми двигателями Бристоль Пегас VIII. Торпедоносцам "Хэмпден"досталось не меньше, чем бомбардировщикам. 415-й дивизион понес первые потери 30 мая. Из атаки на немецкий конвой не вернулся один экипаж. 13 июня самолет из 489-го дивизиона, вылетевший на поиск кораблей противника у побережья Норвегии, чудом уцелел в схватке с двумя FW-190. 144-й и 455-й дивизионы пока не несли потерь, но им еще предстояли суровые испытания.

Торпедоносцы "Хэмпден" летали в 24-м МТАП, ставшем позже 9-м гвардейским, до конца 1943-го, когда были списаны последние уцелевшие самолеты (снижение характеристик вконец изношенных машин и настоящая катастрофа с запчастями породили поговорку: "Ты мне друг или "Хэмпден"?).

Модификация Hampden TB.Mk.I

Размах крыла, м 21.08

Длина, м 16.28

Высота, м 4.55

Площадь крыла, м2 60.75

Масса, кг

пустого самолета 5400

нормальная взлетная 8800

максимальная взлетная 10660

Топливо, л 2973

Тип двигателя 2 ПД Bristol Pegasus XVIII

Мощность, л.с. 2 х 1015

Максимальная скорость , км/ч 406

Крейсерская скорость , км/ч 350

Практическая дальность, км 3300

Боевая дальность с максимальной загрузкой, км 1920

Максимальная скороподъемность, м/мин

Практический потолок, м 6920

Экипаж 4-5

Вооружение: шесть 7,69-мм пулеметов

бомбы до 1250 кг или одна 907-кг торпеда

 

A-20 Havoc

 

http://upload.wikime...A-20G_Havoc.jpg

Проектирование легкого бомбардировщика Douglas А-20 (обозначение компании - DB-7) было начато в 1936г., когда Douglas Aircraft Company занялась разработкой штурмового самолета для замены одномоторных легких бомбардировщиков. В итоге был разработан проект, получивший название Model 7А. По этому проекту двухмоторный самолет должен был получить двигатели мощностью по 450л.с. В 1938г. проект был пересмотрен, и Model 7В получила два двигателя компании Pratt & Whitney R-1830 Twin Wasp мощностью по 1100л.с. Свободнонесущий высокоплан, самолет Модель 7В имел отогнутую вверх хвостовую часть фюзеляжа с обычным хвостовым оперением. Новшеством для того времени было трехстоечное шасси с носовым колесом. Еще более необычной чертой оказалось наличие взаимозаменяемых носовых секций фюзеляжа под штурмовой или бомбардировочный варианты. Во время своего первого полета 26 октября 1938г. Модель 7В продемонстрировала высокую скорость и маневренность. В модели DB-7, для использования в условиях Европы, фюзеляж был сделан более высоким для увеличения бомбовой нагрузки и запаса топлива, было уменьшено его поперечное сечение; вместо схемы высокоплан применена схема среднеплан; для носовой опоры была сделана более высокая стойка с масляной амортизацией; кабина экипажа и топливные баки получили бронезащиту; были установлены мощные (1200л.с. каждый) двигатели. Следующим военным серийным самолетом стал A-20G. Было построено 2850 машин этой модели. Они также оснащались двигателями R-2600-23 и были на 20,32 см длиннее для размещения в носовой части двух 12,7-мм пулеметов и четырех 20-мм пушек, а также одного или двух пулеметов калибра 12,7 мм и одного 7,62-мм пулемета в задней части кабины. Эта модификация оснащалась пулеметами калибра 12,7 мм вместо 20-мм пушек; задняя часть фюзеляжа была расширена на 15,24 см для установки турели с электроприводом для двух пулеметов калибра 12,7 мм; имелись также подкрыльные бомбодержатели на 907 кг бомб, дополнительные топливные баки в бомбовом отсеке и устройство для крепления под фюзеляжем сбрасываемого бака, используемого для обеспечения дальности полета свыше 3219 км. Затем на самолетах А-20G были улучшены бронезащита, навигационное оборудование и устройства для прицельного бомбометания, а также оснащение для использования самолета в условиях низких температур. Для советских летчиков "Бостон" остался в памяти как один из лучших самолетов, поставлявшихся нам в годы войны союзниками.
Вот и всё. Громких слов писать не стану. Просто нам надо помнить.

Спасибо за внимание.

Источники:

P.S.Пишет,что хочу загрузить много изображений. Тогда фото лётчиков выложу отдельно.
  • Плюс 1

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
316 публикаций
289 боёв

Асеев Г.Ф.Изображение Бадюк М.МИзображение Балашов В.П.Изображение

Баштырков А.А.Изображение Боронин М.П.Изображение

Пока пятерых

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
241 публикация
669 боёв

Просмотр сообщенияGlamur72rus (27 Ноя 2013 - 18:34) писал:

очень
Красноречиво и лаконично, а по теме, нужно гордиться героями.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
37 публикаций
72 боя

согласен с постом выше, нужно в лицо знать своих героев

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
316 публикаций
289 боёв

Макаревич С.А.Изображение  Пирогов В.В.Изображение  Францев Е.И.Изображение

Галкин П.А.   Изображение  Гаврилов В.Н.  Изображение  Зайцев Н.И. Изображение  Кисилёв В.Н.  Изображение

  • Плюс 1

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
310 публикаций
191 бой

отличная статья,автору огромное спасибо за инфо и за старания!лично от меня ТС +

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
316 публикаций
289 боёв

Просмотр сообщенияprofit34master (28 Ноя 2013 - 08:03) писал:

Я тоже модели собираю танки самолеты и корабли
:Жаль на них времени не хватает
Оставшиеся фото: Кочелаевский Ю.П.Изображение Скнарёв А.И. Изображение
Покайло М.Ф.Изображение   Сыромятников Б.П. Изображение .    Шкаруба К.ФИзображение
Изменено пользователем Kemangi

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
191 публикация
195 боёв

Хорошая тема!Много информации,хорошо подобраны фото,читать было приятно!

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
316 публикаций
289 боёв

Спасибо большое всем за отзывы.:honoring:

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
153 публикации
1 767 боёв

Очень приятно видеть фото героев! Слава им! Информация отличная! Автор молодец!

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
168 публикаций

Интересное. Не про всех знал историю. За фотографии отдельное спасибо. +

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Эту страницу никто не просматривает.

×