Перейти к содержимому
Для публикации в этом разделе необходимо провести 50 боёв.
Saenteks

Управляемая авиационная бомба Hs.293

В этой теме 54 комментария

Рекомендуемые комментарии

250 публикаций

Управляемая авиационная бомба Hs.293

Еще до начала второй мировой войны немецкие военно-воздушные силы проявляли большую заинтересованность в повышении эффективности атак бронированных боевых кораблей с воздуха. Одним из решений стало изобретение Герберта Вагнера, управляемая авиационная бомба Hs.293.

Общая концепция была предложена инженером Г. Вагнером еще в 1939 году, но тогда по ряду причин она не получила должного развития. Вагнер предлагал создать небольшое подобие планера и оснастить его системами управления, боевой частью и т.д. В таком случае бомбардировщик мог бы сбрасывать бомбу, находясь на безопасном расстоянии от зенитного прикрытия цели, и наводить ее при помощи команд. Руководство Люфтваффе предложение Вагнера заинтересовало мало. Особых преференций программе не дали, но и закрывать не стали. Разработку нового боеприпаса начали на фирме «Хеншель». Планирующая бомба получила индекс Hs.293.

Конструктивно бомба представляла собой небольшой самолет-среднеплан классической схемы. В передней части корпуса бомбы размещался заряд взрывчатого вещества, позаимствованный у авиабомбы SC-500 – 300 килограмм аммотола. В задней части Hs.293, в свою очередь, устанавливалось оборудование управления и хвостовое оперение. Трапециевидное крыло размаха 3,1 метра монтировалось в средней части бомбы. Под корпусом бомбы подвешивался ускоритель модели Walter HWK 109-507. Реактивный двигатель начинал работать через 1 - 1,5 секунды после сбрасывания бомбы и действовал в течение 10 секунд. По задумке авторов проекта, он должен был придавать бомбе первоначальную скорость, необходимую для полета на большую дальность. Корпус бомбы прекрасно выдерживал трансзвуковые скорости.

Общий вид Hs.293

 

Изображение

 

Первый прототип Hs.293V-1 так и остался на бумаге, но уже к февралю 1940 г, специалисты фирмы "Хеншель" под руководством профессора Г. Вагнера создали так называемую модель FZ21, иначе Hs.293V-2. В июле 1940 г. начались испытания третьего прототипа.

16 декабря 1940 года был произведен первый пробный сброс управляемой бомбы. В качестве носителя использовался доработанный бомбардировщик He111. На нем установили радиоаппаратуру управления, визир для штурмана-бомбардира, через который он должен был следить за полетом бомбы, а также специальную систему подогрева. Компрессор и нагревательный элемент подводили внутрь бомбы теплый воздух, дабы все ее системы работали нормально. Несмотря на все усилия конструкторов и летчиков-испытателей, первый сброс бомбы прошел неудачно. Отделение Hs.293 от носителя прошло штатно, ускоритель разогнал бомбу, но штурман-бомбардир так и не смог попасть ей хотя бы в район цели. К счастью для фирмы «Хеншель», это не было виной конструкции. Просто некий работник на сборке перепутал подключаемые провода. Из-за этого элероны бомбы стали работать неправильно – при команде «крен влево» бомба поднимала левое крыло и наоборот. Расследование причин инцидента не заняло много времени и второе испытание планирующей бомбы, после соответствующих проверок, провели всего через два дня после первого. На этот раз все сработало штатно и бомба, сброшенная в 5,5-6 километрах от условной цели, попала в район нарисованной на земле мишени. Впоследствии было проведено еще несколько десятков учебных бомбометаний.

Hs.293 в момент сброса с самолета

 

Изображение

 

В ходе дальнейших работ по проекту планирующая бомба Hs.293 претерпела несколько изменений конструкции. Так, почти сразу после начала испытаний на концах консолей крыла были установлены новые пиротехнические трассеры. Они предназначались для облегчения слежения за траекторией полета бомбы. Надо заметить, исходные трассеры вполне устраивали разработчиков и летчиков по яркости и заметности. А вот длительность их горения оставляла желать лучшего. В ходе нескольких испытательных бомбометаний складывалась такая ситуация, когда в самый ответственный момент своего полета бомба становилась практически не видна оператору. И все из-за быстро выгоравшего трассера. В итоге путем подбора состава смеси время горения шашек было доведено до 110 секунд, что посчитали достаточным для боевого применения. Другая проблема Hs.293 крылась в ускорителе. На испытаниях все было более-менее нормально, но в ходе боевой эксплуатации вскрылся серьезный недостаток жидкостного двигателя Walter HWK 109-507. Дело в том, что строевые техники не могли обеспечить столь же «тепличные» условия, какие были на испытаниях. В частности, баллон со сжатым воздухом, применяемым для выталкивания топлива, зачастую заполняли простым атмосферным воздухом. Из-за естественной влажности закачанного воздуха и перепадов температуры при работе пневмосистемы часто замерзали некоторые вентили и клапаны, вследствие чего прекращалась подача топлива. Сперва сотрудники Рейхсминистерства авиации предложили использовать другой жидкостный ускоритель производства BMW. Однако вскоре от идеи ЖРД на планирующей бомбе отказались вообще и Hs.293 стали комплектовать твердотопливным ускорителем WASAG 109-512. По своим характеристикам он был близок двигателю «Вальтер», но не имел склонности к внезапному прекращению работы. Наконец, перед самым принятием на вооружение бомбы Hs.293 была создана ее модификация с управлением по проводному каналу. Катушки с тонким кабелем разместили внутри крыла.

Самолет-носитель оснащался радиоприбором наведения FUG203 "Киль". Управление осуществлялось посредством специальной рукоятки по одному из 18 радиоканалов. Радиосигналы передавались в диапазоне УКВ и принимались смонтированным на Hs.293 устройством FuGE230 "Страсбург". От него команды поступали к механизму управления рулем высоты. Руль направления на Hs.293 отсутствовал, что налагало серьёзные ограничения на применение и требовало от экипажей определённой точности выхода на цель, причём под возможно более острым курсовым углом.

В списке носителей Hs.293A значатся также Не111Н-12, Не177А-3, Do217K-2/K-3, Do217M-11, Do217R, а также гигантские четырёхмоторные Не277В-5 и Ju290A-7. Часть этих самолетов использовалась в различного рода испытательных полетах, другие служили в строевых частях и предполагались к полетам с планирующими бомбами. Так, самолеты Ju290A-7 стояли на вооружении 5-й дальней разведывательной группы, действовавшей в составе авиационного командования "Атлантика".

Носители Hs.293:

Fw200 Condor

 

Изображение

 

Do217

 

Изображение

 

За два года испытаний (с конца 40-го по конец 42-го) боевые показатели новой бомбы были доведены до превосходных значений. Опытный экипаж самолета-носителя мог сбрасывать бомбу на удалении в 14-16 километров от цели на высоте в 5-6 км и укладывать в сравнительно небольшую площадь вокруг нее до половины всех бомб. Конечно, это могло быть недостаточным для поражения, скажем, корабля. Но по тем временам пятьдесят процентов попадания при сбросе на таком расстоянии было чрезвычайно успешным показателем. В начале 1943 года планирующая бомба Hs.293A была принята на вооружение и началось серийное производство. В апреле того же года на основе II группы сотой бомбардировочной эскадры Люфтваффе (II/KG100) началось формирование специального авиационного подразделения, вооруженного новым управляемым боеприпасом. Группа использовала бомбардировщики Dornier Do-217. Благодаря своим характеристикам этот самолет мог одновременно нести сразу две планирующие бомбы. В конце июля 1943-го II/KG100 перебросили на побережье Бискайского залива для борьбы с кораблями союзников. Примерно в это же время была сформирована группа II/KG40.

Первое боевое применение бомбы Hs.293A состоялось 25 августа 1943 года. Тогда соединение из 12 бомбардировщиков нашло в зоне патрулирования английскую 40-ю эскортную группу. С безопасного расстояния немцы сбросили несколько бомб, но особых успехов не достигли. Шлюпы HMS Bideford и HMS Languard получили небольшие повреждения, один моряк с «Байдфорда» погиб. Причина неудачи немцев крылась в точности и технических проблемах. Так, попавшая в «Байдфорд» бомба не сдетонировала должным образом, а четыре Hs.293A, которые взорвались рядом с «Лэнгуардом», из-за промаха не смогли нанести шлюпу серьезные повреждения. Тем не менее, возможности новой планирующей бомбы были продемонстрированы в реальной боевой обстановке. Через два дня атаке подверглись английский шлюп HMS Egret и канадский эсминец Athabaskan. Немецкая бомба угодила английскому кораблю прямо в артиллерийский погреб. «Эгрет» затонул. Канадским морякам повезло больше – «Этэбаскан» получил только тяжелые повреждения. За год боевого использования подразделение II/KG100 при помощи планирующих бомб Hs.293A потопило 17 английских и американских кораблей и нанесло повреждения различной тяжести еще 15-ти. Примечательно, что эффективность работы летчиков II/KG100 и II/KG40 росла вместе с количеством боевых применений. Последний случай успешного боевого применения Hs.293A против кораблей относится к 15 августа 1944-го. Тогда немецкие летчики у Южной Франции потопили два американских танкодесантных корабля и повредили еще один. Из-за успешного наступления союзников в Западной Европе к осени 1944-го у немцев не осталось практически никаких возможностей совершать вылеты на патрулирование Бискайского залива и других прибрежных зон. Наконец, просто последнее боевое применение бомб Hs.293A произошло в апреле 1945 года. Пытаясь хоть как-то задержать наступление Красной Армии, гитлеровцы предприняли попытку уничтожить несколько мостов через Одер. Благодаря противодействию советской истребительной авиации мосты почти не пострадали. Наступление продолжилось.

Hs.293 в полете

 

Изображение

 

Были у Hs.293 и недостатки. В частности, в момент отделения бомбы от самолета-носителя наблюдалась яркая вспышка, производимая ракетным ускорителем, что демаскировало "Хеншель" на фоне вечернего неба. На ней тут же сосредотачивался огонь всех зенитных орудий. В одном из конвоев при отражении налета ракетоносцев американский эсминец "Тиллмэн" сбил сразу три Hs.293. К тому же, навести планирующую бомбу в маневрирующий корабль было довольно сложно. Если в действиях против десантов, когда большое число целей сосредотачивалось на узких якорных стоянках, где возможность маневрировать и уклоняться сводилась к нулю, на долю ракетоносцев выпадал основной успех, то в операциях против конвоев в открытом море им отводилась роль часто только вспомогательная - отвлечь на себя корабли охранения и тем самым создать условия для атаки торпедоносцев.

Данные о применении управляемой бомбы Hs.293

 

Изображение

+ уничтожен

= поврежден прямым попаданием или близким разрывом

 

ТТХ

Длина: 3,82 м

Диаметр: 0,47 м

Размах крыла: 3,10 м

Масса: 1045 кг

Вес БЧ: 295 кг

Тяга двигателя: 600 кгс

Дальность полета: 3,5-18 км

Высота сброса: 300-2000 м

 

Фото

 

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

 

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
250 публикаций

На базе конструкции бомбы Hs.293 было разработано несколько модификации:

Hs.294

Планирующая бомба Hs.294 была спроектирована исключительно для борьбы с кораблями противника. Обычно подводная часть корабля была более уязвима, чем надводная. Поэтому в конце 1941 г. фирма Henschel начала проектирование новой планирующей бомбы Hs.294, которая поражала подводную часть корабля.

Hs.294 по существу представляла собой торпеду с крыльями, системой наведения и двумя двигательными установками. Ракета наводилась на цель-оператором с помощью оптического прицела методом "трех точек". Управление производилось с помощью радиокоманд. Был разработан вариант установки бортовой телевизионной системы с передачей информации на самолет-носитель.

Двигательная установка состояла из двух жидкостных реактивных двигателей HWK 109-507. Они развивали тягу по 590 кгс, время работы их около 10 с. В последних образцах Hs.294 ЖРД были заменены на 2 твердотопливных двигателя. Ракета Hs.294 развивала скорость до 900 км/ч.

Стартовый вес ракеты Hs.294 - 2175 кг. Аэродинамическая схема ракеты нормальная самолетная. Длина ракеты 6,15 м, диаметр 620 мм, размах крыльев 3960 мм. Высота сброса ракеты 5,4 км, дальность полета до 14 км. Когда ракета касалась воды, крылья, задняя часть фюзеляжа и двигатели отделялись, давая возможность остальной части фюзеляжа продолжать движение в качестве подводной торпеды.

Hs.294 управлялась так, чтобы примерно за 30-40 м до корабля-цели ракета входила под небольшим углом в воду и двигалась там горизонтально на небольшой глубине со скоростью 320-240 км/ч.

В качестве носителя использовался бомбардировщик Hе177. Кроме того, рассматривался вариант буксировки Hs.294 за реактивным бомбардировщиком Аr234С.

По данным различных источников было изготовлено от 125 до 165 ракет Hs.294. В боевых условиях применить их немцы не успели.

ТТХ

Длина: 6,15 м

Диаметр: 0,62 м

Размах крыла: 3,96 м

Масса: 2175 кг

Вес БЧ: 650 кг

Двигатель: 2 РД HWK 109-507

Тяга: 2х590 кгс

Максимальная скорость: 900 км/ч

Дальность полета: 14 км

Высота сброса: 5400 м

Скорость у цели: 320 км/ч

Фото

 

Изображение

 

 

Изображение

 

 

Изображение

 

Hs.295

Управляемая ппланирующая бомба Hs.295 была спроектирована  на базе успешной бомбы Hs.293A. Работы по созданию новой модификации были начаты в 1942 году. Уже в 1943 году были начаты испытания первой версии бомбы Hs.295V-1. Запуск бомбы осуществлялся с бомбардировщика He111H.

Версия бомбы Hs.295A имело оптическое управление. На бомбе были установлены приемопередатчики Fug 203 Kehl III и FuG 230b Strassburg. Наведение на цель осуществлялось методом "трех точек." На этой версии бомбы были установлены ракетные двигатели HWK 109-507D (RII 260/4) с тягой 1275 кгс. Испытания бомбы прошли неудачно и было решено начать разработку новой версии бомбы -  Hs.295D с телевизионной системой наведения. Первый экземпляр этой бомбы, оснащенной телевизионной системой Tonne-Seedorf был готов в концу 1944 года. На Hs.295D были установлены ракетные двигатели HWK 109-507B (RII 260/2) тягой 600 кгс и продолжительностью работы 10 секунд.

Результаты испытаний этой версии оказались более впечатляющими и было решено начать серийное производство бомбы. Однако трудности вызванные налетами союзной авиации помешали этим планам. Всего было построено около 50 экземпляров Hs.295. Но в боевых условиях применить их  не успели.

ТТХ

Длина: 5,443 м

Диаметр: 0,579 м

Размах крыла: 4,625 м

Масса: 2090 кг

Вес БЧ: 585 кг

Двигатель: 2 РД HWK 109-507В

Тяга: 2х600 кгс

Максимальная скорость: 846 км/ч

Дальность полета: 4-14 км

Высота сброса: 500-8000 м

Фото

 

Изображение

 

 

Изображение

 

Источники

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
241 публикация
689 боёв

Немцы немцами, а ишли впереди планеты все.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
97 публикаций
2 952 боя

Спасибо. Прочёл с удовольствием

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
48 публикаций

да технологи были у них мама не горюй

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
220 публикаций

Что ещё? Давайте самоупровляемые самолётики введём ещё, которые маленькие бомбочки на экипаж сбрасывают.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
250 публикаций

Ну как говоравил Серб: "Сумрачный тефтельский гений"  :eyesup:

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
161 публикация

Какое замечательное изобретение. А почему руль направления отсутствовал?

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
174 публикации
79 боёв

:great: Тема супер. Для меня эта статья открыла глаза на то, что я считал неосуществимым. Зато неудивительно то, что данную бомбу сделали именно немцы. В 1941 году немецкая армия была на пике своего могущества. А какие разработки? Орудия "Карл", "Дора" , сверхтяжёлые танки Maus, Ratte, линкоры "Тирпиц" и "Бисмарк"!

P.s.: А ведь действительно, почему отсутсвовал пульт управления сие изобретением?

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
17 382 публикации
577 боёв

Просмотр сообщенияStalker_uz (19 Ноя 2013 - 20:46) писал:

линкоры "Тирпиц" и "Бисмарк"!

Вполне себе рядовые линкоры. :)

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
2 413 публикации

Просмотр сообщенияStalker_uz (19 Ноя 2013 - 20:46) писал:

:great: Тема супер. Для меня эта статья открыла глаза на то, что я считал неосуществимым. Зато неудивительно то, что данную бомбу сделали именно немцы. В 1941 году немецкая армия была на пике своего могущества. А какие разработки? Орудия "Карл", "Дора" , сверхтяжёлые танки Maus, Ratte, линкоры "Тирпиц" и "Бисмарк"!
P.s.: А ведь действительно, почему отсутсвовал пульт управления сие изобретением?
Ратте - мифический проект. Не забывайтесь :)

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
250 публикаций

Просмотр сообщенияResidentUkr (19 Ноя 2013 - 20:45) писал:

Какое замечательное изобретение. А почему руль направления отсутствовал?
Возможно, что немчики посчитали, что корабль, в силу своих размеров не сможет совершить быстрый маневр, а бомба летит достаточно быстро. Ну и плюс усложнение конструкции, итак достаточно технологичная игрушка получалась.

Просмотр сообщенияStalker_uz (19 Ноя 2013 - 20:46) писал:

P.s.: А ведь действительно, почему отсутсвовал пульт управления сие изобретением?
Ну почему же отсутствовал? Пульт был у оператора сидящего в самолете.
  • Плюс 1

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
64 публикации
8 боёв

спасибо,познавательная статья :honoring:

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
4
[ODUA] Torbinsan
Коллекционер, Коллекционер-испытатель
325 публикаций
7 059 боёв

ИМХО.

Можно было добавить, что при отступлении из Италии немцы бросили несколько бомб и аппаратуру наведения в рабочем состоянии.

Чем и  воспользовались союзники.

При высадке в Нормандии корабли союзников уже вовсю использовали системы постановки помех на частотах которые использовались для наведения.

Что снизило боевую эффективность Hs.293.

  • Плюс 1

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
250 публикаций

Просмотр сообщенияTorbinsan (19 Ноя 2013 - 21:53) писал:

ИМХО.
Можно было добавить, что при отступлении из Италии немцы бросили несколько бомб и аппаратуру наведения в рабочем состоянии.
Чем и  воспользовались союзники.
При высадке в Нормандии корабли союзников уже вовсю использовали системы постановки помех на частотах которые использовались для наведения.
Что снизило боевую эффективность Hs.293.
В принципе можно не только это добавить. Можно и по использованию больше написать, кто что захватил и в каком состоянии, но тогда получиться стена текста.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
2 647
[MAKAK] ArdRaeiss
Альфа-тестер, Бета-тестер, Коллекционер
3 218 публикаций
1 532 боя

Просмотр сообщенияgrigoriy130 (19 Ноя 2013 - 20:41) писал:

Что ещё? Давайте самоупровляемые самолётики введём ещё, которые маленькие бомбочки на экипаж сбрасывают.

С этим в СССР пытались играться - только сбрасывать весь автоуправляемый самолёт на свет прожекторов. Не смогли в быструю реакцию системы управления и решили что овчинка не стоит выделки.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
74 публикации
1 174 боя

Просмотр сообщенияStalker_uz (19 Ноя 2013 - 20:46) писал:

:great: Тема супер. Для меня эта статья открыла глаза на то, что я считал неосуществимым. Зато неудивительно то, что данную бомбу сделали именно немцы. В 1941 году немецкая армия была на пике своего могущества. А какие разработки? Орудия "Карл", "Дора" , сверхтяжёлые танки Maus, Ratte, линкоры "Тирпиц" и "Бисмарк"!
P.s.: А ведь действительно, почему отсутсвовал пульт управления сие изобретением?
Перечисленные орудия и танки жертвы гигантомании не окупившие затрат на создание, линкоры хорошие, но не выдающиеся, а вот ракеты, реактивные двигатели, электроника у Германии того периода - это да. Первые баллистические ракеты всех стран мира срисованы с ФАУ-2 подчистую.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
113 публикации

Просмотр сообщения_KAIOT_ (19 Ноя 2013 - 20:12) писал:

Немцы немцами, а ишли впереди планеты все.

Просмотр сообщенияOttoo_Carius (19 Ноя 2013 - 20:38) писал:

да технологи были у них мама не горюй

Просмотр сообщенияStalker_uz (19 Ноя 2013 - 20:46) писал:

:great: Тема супер. Для меня эта статья открыла глаза на то, что я считал неосуществимым. Зато неудивительно то, что данную бомбу сделали именно немцы. В 1941 году немецкая армия была на пике своего могущества. А какие разработки? Орудия "Карл", "Дора" , сверхтяжёлые танки Maus, Ratte, линкоры "Тирпиц" и "Бисмарк"!
P.s.: А ведь действительно, почему отсутсвовал пульт управления сие изобретением?
а ничего, что на Германию в тот период вся Европа работала? конечно, это не умаляет заслуги учёных и изобретателей, но вот практически неиссякаемые ресурсы сыграли не последнюю роль

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
250 публикаций

Просмотр сообщенияMr_Faer_fox (20 Ноя 2013 - 06:45) писал:

а ничего, что на Гитлеровскую Германию в тот период вся Европа работала? конечно, это не умаляет заслуги учёных и изобретателей, но вот практически неиссякаемые ресурсы сыграли не последнюю роль
Вся Европа работала - это да, но вот про неиссякаемые - это скорее нет. Европа в принципе не очень богата ресурсами.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
113 публикации

Просмотр сообщенияArdRaeiss (19 Ноя 2013 - 23:30) писал:

С этим в СССР пытались играться - только сбрасывать весь автоуправляемый самолёт на свет прожекторов. Не смогли в быструю реакцию системы управления и решили что овчинка не стоит выделки.
точно! примерно лет 25-30 назад читал такую статью где-то! там ночью лётчик специально направлял самолёт в луч прожектора, и тот самостоятельно "клевал" носом, испытания так и не были завершены, изобретатель --...... ну а после его изчезновения чертежей так и не обнаружили, а при исследовании фотоэлементов управления(сейчас это скорее всего так называется) никто ничего не понял, и тему быстренько прикрыли

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Эту страницу никто не просматривает.

×