Перейти к содержимому
Для публикации в этом разделе необходимо провести 50 боёв.
Alseerz

Гибель ДПЛ “С-80” пр.644 СФ 27 января 1961 года.

В этой теме 17 комментариев

Рекомендуемые комментарии

98 публикаций
1 бой

Из журнала “Тайфун” №9 2000 г. (28 вып.)

Изображение

ПЛ построена в 1951 г. по пр.613. Многоцелевая средняя ДЭПЛ. С июля 1957 по апрель 1959 г. прошла модернизацию по пр. 644 . ( установлены 2 побортно расположенных кон-тейнера в одном кормовом блоке с 2 крылатыми ракетами ). В результате переоборудования из-за установки нового астронавигационного комплекса “Лира -2” , прочных аварийно - балластных цистерн и ракетных контейнеров некоторым изменениям подверглись надстройка и ограждение прочной рубки. Артиллерийское вооружение и запасные торпеды сняли, а для повышения остойчивости добавили балластный киль, в который из надстройки перенесли 18 баллонов ВВД.

Изображение

Конструктивно в пр. 613 предусматривалось всего 16 т запаса водоизмещения. Перегрузка приводила к снижению запаса плавучести и остойчивости ПЛ.

В половине шестого утра 25 января 1961 г. С-80 под командованием к. 3 ранга А.А. Ситар-чика вышла в море на несколько суток для отработки и совершенствования задач одиночного плавания. Сверх численности -56 человек штатного состава - на борту находилась часть второго экипажа с его командиром к. 3 ранга В.А. Николаевым. На С-80 в море вышли 15 офицеров, 16 старшин и 37 матросов основного и резервного экипажей.

По своему техническому состоянию , подготовке л\с С-80 в новом учебном году была введена в 1 линию и готова квыполнению задач, свойственных данному классу кораблей.

Последнее донесение с ПЛ поступило около 00.30 27 января.Это было сообщение о погоде в районе , где она находилась - в Баренцевом море севернее полуострова Рыбачий. В установленное время С - 80 на связь не вышла и в дальнейшем на запросы не отвечала.

21 сутки проводилась интенсивная поисковая операция. Следов гибели ПЛ обнаружить не удалось.

Предположительная версия гибели ПЛ выдвинютая гос. Комиссией в 1961 г. : “на ПЛ произошла тяжелая авария, связанная с поломкой техники, с которой экипаж в условиях урага- на не смог справиться”. В примечаниях не исключались и “другии причины гибели”.

Затонувшую ПЛ обнаружили 23 июня 1968 г. в точке с координатами: 70 гр. 01 мин. 23 сек . НОРД. И 36 гр. 35 мин . 22 сек. ВЕСТ. На глубине 196 м. В результате внешнего осмотра с помощью спускаемой наблюдательной камеры было установлено , что погибшая лодка лежит на грунте на ровном киле с креном на Пр.Б. Корпус видимых повреждений не имеет. На лодке и вблизи нее наблюдалось большое количество рыболовных снастей.

В 20.30 24 июля 1969г. в результате проведения операции “Глубина” ПЛ С-80 была поднята на поверхность.

Изображение

Сразу же после подьема и осущения отсеков Гос.Комиссия приступила к осмотру корабля и восстановлению драматических событий.

Внешне ПЛ не имела механических повреждений. Только ПМУ - антенна РЛС “Флаг” , используемая для наблюдения за водной поверхностью, была погнута- за него цеплялись рыбаловные тралы. ГР находились в положении “на всплытие”, ВР переложен на Пр.Б. Все входные люки задраены. Более того , когда осушили все семь отсеков ПЛ, она сохраняла плавучесть и могла держаться на поверхности без посторонней помощи. ПК ниже ВЛ оказался непроницаемым.

1, 5, 6, 7 отсеки разрушений не имели, а 2, 3 и 4 были загромождены сорванными с фундаментов механизмами, деревянными обломками и людскими телами. Весь этот хаос покрывал слой ила, грязи , коррозионных остатков металла и обрастаний живых обитателей подводного мира. Обе переборки 3 отсека были разорваны силой, которая стремилась искалечить корабль и все живое по направлению из кормы в нос. В 4 ( аккумуляторном) отсеке палуба была выгнута вверх на 100 мм. Несколько аккумуляторов провалились в цистерну сквозь разрушенную крышу.

Следов пожара обнаружено не было. Некоторые системы оставались в исправном состоянии и могли быть использованы по прямому назначению. Найденные на корабле часы свидетельствовали о том, что катастрофа произошла в считанные минуты. Всего найдены 21 часы с сохранившимися стрелками - по ним с точностью до нескольких минут установили время гибели С-80: 27 января 1961 года в 01.30. Это время подтверждают сделанные карандашом и хорошо сохранившиеся записи, найденные в записной книжке штурмана. Последняя запись сделана 27 января в 01.27. В др. Журналах записи разобрать невозможно - морская вода разьела чернила. Записи об аварийной ситуации не нашли.

Подробный осмотр всех механизмов и систем позволил установить , что ПЛ была затоплена через открытую захлопку РДП.

В 23.22 26 января 1961 г. ПЛ стала под РДП. Правый дизель работал средним ходом на винт. Нагрузку на генератор для получения излишней энергии на работающие электродвигатели не подключали .

Над Баренцевым морем господствовала суровая полярная ночь. Дул порывистый холодный ветер. Брызги соленой воды, попадая на железо, превращались в лед. Волны, периодически захлестывали оставшиеся на поверхности ВУ, не смывая образующиеся корочки льда. Лодку сильно качало.

Экипаж на КП и БП по БГ №1.

Около половины первого ночи КПЛ на очередном сеансе связи с берегом доложил метеосводку в районе: волнение моря - 6 баллов, температура воды - -5 гр. С. Никаких тревожных сигналов о возникших проблемах на корабле он не передавал.

Дальше пошли странности

Весь оф \ состав был собран в кают-компании 2 отсека. Там же присутствовали КПЛ основного и резервного экипажей.

( Ночью , по БГ№1 !!! ). Военный совет ??? По какому поводу ???

Непосредственно ПЛ управляли СПК и ВО из боевой рубки. ВИМ

КБЧ-5 , вышел в 4 отсек

???!!!

Причина заставившая его покинуть ЦП неизвестна

.

ПЛ шла со скоростью 5,3 узла. Боцман , управлявший КГР и НГР , не удержал глубину. Волна захлестнула воздушную шахту РДП. Обмерзший поплавковый клапан не сработал. Обогрев поплавкового клапана отключен.

Вода в трюме 5 отсека постоянно откуда - нибудь появлялась. Удаление ее за борт ВОС было обычным делом, а “больным местом” дежурного моториста являлась сухость трюмов. Поэтому, “хлебнув” глоток соленой воды в трюм дизельного отсека , ВИМ советовал боцману не “проваливаться”. Вода по воздухопроводу РДП диаметром 450 мм устремилась внутрь ПК.

В первые секунды поступление воды в 5 отсек не было обнаружено: не слышно из-за шума работающих дизелей и не видно из-за того, что шахта подачи воздуха заканчивалась под палубным настилом. В отсеке заметили поступление воды только тогда, когда вращающаяся линия вала своей шинно-монтажной муфтой начала разбрызгивать ее по отсеку. Носовой и кормовой трюмы оказались затопленными водой. Через 10 сек. Дизель стал создавать в отсеке вакуум. Его пришлось аварийно остановить с докладом в ЦП о поступлении воды. ВО из боевой рубки дал команду машинным телеграфом “самый полный вперед” свободному главному двигателю ЛБ с целью во что бы то ни стало обеспечить ход. Штурман сделал запись: “1.27. Остановлены оба винта”. Боцман переложил все рули “на всплытие”.

В обязанности вахтенного трюмного в ЦП входило управление воздушной захлопкой РДП. В суматохе сложившейся ситуации трюмный совершил ошибку: среди 5 одинаковых манипуляторов, расположенных вблизи друг от друга, он механически повернул манипулятор устройства “Лира” на “опускание”. Астронавигационный комплекс “Лира” в тот момент не использовался, к тому же указателей предназначения манипуляторов не было. Сознавая, что он свою задачу выполнил , трюмный более не делал никаких попыток закрыть захлопку гидравликой или вручную. Вода стремительно затапливала 5 отсек, нарастал дифферент на корму.

Прошло 20 секунд. Мотористы после аварийной остановки дизеля выполнили ПМ по герметизации отсека и переключению муфты для обеспечения работы двигателей подводного хода. Стали закрывать второй запор шахты подачи воздуха к дизелям. Для его закрытия нужно было вручную сделать 11 полных оборотов. Они сделали 8 оборотов на закрытие. Под напором воды погнулся шток клапана. Прекратить поступление воды стало невозможно.

Осталась последняя надежда на аварийное всплытие. Это решение мог принять КБЧ-5, оценив положение, но что-то заставило его находиться в другом отсеке. ПЛ теряла ход. Дифферент достиг 20 гр. на корму. Глубина нарастала.

Прошло 30 секунд. В ЦП поняли , что создалась гибельная ситуация, и приняли решение на продувание балласта. В отсеках начали выполнять ПМ по БЗЖ. Из-за большого дифферента эти действия были крайне затруднены, а переход из отсека в отсек невозможен. В полузатопленном 5 отсеке 2 человека еще возились со вторым запором РДП возле носовой переборки, когда остальные мотористы вышли в 4 отсек и пытались создать воздушное противодавление в двух смежных отсеках.

Прошло около 40 секунд. При продувании ЦГБ была совершена последняя ошибка : не использовалась система быстрого продувания аварийно-балластной цистерны №5. В 6 отсеке по невыясненной причине электрики не выполнили команду ВО на дачу хода гребными электродвигателями. Состояние ПЛ стало критическим: скорость упала до нуля, дифферент - 45 градусов на корму. Лодка остановилась и замерла. Преодолеть отрицательную плавучесть и подняться на поверхность ей не хватило сил и запаса ВВД. Медленно набирая вертикальную скорость кормой вниз, С-80 провалилась на глубину.

Прошло около 60 секунд. Дифферент достиг 60-80 гр. При этом значительная часть воздуха стравливалась из продутого объема ЦГБ. ПЛ потеряла подводную непотопляемость. Со скоростью около 5 м\с С-80 вошла на 15 м в грунт. Н=196 м. ( Н пред. ПЛ=200 м ). ПК выдержал давление воды. Забортная вода продолжала поступать внутрь ПК. Переборки расчитаны на Р=2-18 кг/см.

Первыми погибли 2 моториста, создавшийся дифферент не позволил им выйти в 4 отсек. От поступающей воды и созданным подпором воздуха Р в отсеке достигло 5 кг/см. кв. ,при котором в АЯ разрушалась крыша цистерны замещения “специзделия” ( КР ). 6 элементов АБ провалились в цистерну. Цепь батареи оказалась разорванной, прекратилась подача электроэнергии на все механизмы и электроприводы. Питание Всп. Механизмов осуществлялось не параллельно с 2 АЯАЯ, а только со второй группы. Правда этот факт никакой роли в трагедии не сыграл.

Переборка на 65 шп между 3 и 4 отсеками разрушилась взрывом на большом пространстве. Ударной волной сметены все преграды на пути в нос , сорвана крышка нижнего рубочного люка, искорежены каюты, раздавлены приборы, разорвана переборка во 2 отсек ( расчитана на 2 кг/ см кв.) Переборка в 1 отсек -отсек убежище - выдержала. Все те , кто находился в трех отсеках и боевой рубке погибли.

Прошло около 3 минут. Давление в разрушенных отсеках сравнялось с забортным. Вода , за исключением примерно 40 м куб. В носовой части 2 отсека, заполнила все свободное пространство. Дифферент отошел до 15 гр. Стрелки найденных в ЦП и 7 отсеке механических дифферентометрах замерли на отметках 14 и 16 гр. соответственно . В 3 из 7 отсеках оставалось в живых 24 человека.

Прошло около 10 минут. Кормовая переборка 5 отсека на 92 шп. Выдержала давление 19кг\ см. кв. Однако через неплотности переборочных сальников и клинкетов вентиляции происходило постепенное затопление 6 отсека. Л\с ничего поделать не смог. Когда возникла угроза затопления переборочной двери, электрики организованно перешли в 7 отсек. Двери герметично задраили.

Все это время подводники продолжали предпринимать меры к спасению. Они продували ЦГБ, используя командирские группы ВВД. Затем решили выйти из затонувшей ПЛ. Отдраив нижний входной люк, опустили тубус, приготовили 5 ИДА. Но на поверхность никто не вышел: может быть, потому , что не смогли или не успели, а может быть , потому что на 14 человек имелось только 10 ИДА-51. Они погибли вместе.

Когда вода заполнила электротехнический отсек и давление в нем превысело 2 кг\см. кв., переборка на 104 шп. Дала трещину, и вода быстро затопила концевой отсек.

Прошло около 6 часов. Дольше всех противостоял напору л/с 1 отсека. Хорошо обученные моряки выполнили все мероприятия по АТ. Их действия были грамотными и последовательными. Они отключили командирскую группу ВВД от разрушенных центральных отсеков и продули носовую группу ЦГБ, пытаясь увеличить дифферент на корму и тем самым уменьшить глубину до 120 м, с которых предусмотрен инструкцией самостоятельный выход из ЗПЛ, отдали АСБ для обозначения своего места. В 1 отсеке создалось давление от фильтрации газов из воздушной подушки 2 отсека. Эти газы и давление усугубили положение людей. Подводники держались до последнего. 4 включились в ИДА, а 1 - в бесполезный в данной ситуации противогаз.

ТАК ПОГИБ ЭКИПАЖ С-80.

Изменено пользователем Alseerz

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
3 публикации
300 боёв

первый раз у вас))но уже позновательно)))лови +

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
111 публикация
337 боёв

жалко подлодок нету в кораблях) а их добавление в общую кучу..

ну оч сомнительно, под єту тему реально делать отдельную игру, возможно даже с компанией, есть же Сайлент Хантер)

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
306 публикаций
113 боёв

Тема очень интересная, но можно было часть текста под спойлер спрятать.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
113 публикации

интересная история!

чем-то напомнила фильм "72 метра"

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
195 публикаций

Грустная история. Страшная смерть. :sad:

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
39 публикаций

Личный состав 1 отсека держался геройски. Но почему все же не использовали ИДА, ведь готовились? Не успели, сломались морально? Вечная память им.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
310 публикаций
191 бой

отличная тема!и вообще очень интересно узнать о подводных лодках побольше!автору огромное спасибо за отличную тему! :medal:

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
381 публикация
645 боёв

Тема отличная только оформление отвратительное, переносы после копирования так и не убраны ! Создается впечатление что текст автор не читал!

Теперь по теме. Лодку нашли только через 7 лет после трагедии и то случайно!

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
0
[DIZEL] LAYSERK
114 публикации
1 611 боёв

Хорошая тема только вот печально что в игре не будут ПЛ

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
98 публикаций
1 бой

Просмотр сообщенияRobbinGooD (19 Ноя 2013 - 11:06) писал:


переносы после копирования так и не убраны !

Где?

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
34 публикации
346 боёв

Спасибо, вот так зайдешь за игру почитать, а потом на форуме и остаешься. :)

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
15 публикаций
890 боёв

трагическая случайность... цепочка трагических случайностей.

Если бы ошибки экипажа не наложились друг на друга, то лодка, наверное, не затонула бы. А тут и боцман не удержал глубину и моторист был с другой лодки, потому и ошибся (Вместо того, чтобы перекрыть вентиль, он стал открывать его), непонятно почему действия и решения офицерского состава были настолько заторможены. Вообщем эта гибель ещё полна загадок. Вечная память..

Изменено пользователем ClaBuKk

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
98 публикаций

Очень трагично . Жалко всех кто был на ней .

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
225
[IJN] assakura
Коллекционер, Коллекционер-испытатель
913 публикации
9 293 боя

спасибо

 

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
211 публикация
126 боёв

 На данной лодке была маленькая хитрость. Запорный клапан шахты РДП закрывался в сторону, противоположную клапанам на других лодках. Прикоманированный матрос, пытаясь закрыть клапан, крутил его до тех пор, пока не свернул шток. При этом клапан так и не закрыл.

"72 метра" Покровский написал как раз по этому случаю, единственное есть художественное добавление. И в книге Покровского, как то больше позитива, чем в фильме, в книге оставшиеся имели исправные аппараты и.... должны были с утра начать выход из затонувшей лодки.

Но конечно, выйти никто не смог...реально.

 

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Эту страницу никто не просматривает.

×