Перейти к содержимому
Для публикации в этом разделе необходимо провести 50 боёв.
firsov1996

Пароход "Колхида"

В этой теме 23 комментария

Рекомендуемые комментарии

8 публикаций

«Колхида» — русский колесный пароход. Участник Крымской войны.

Изображение

Пароход «Колхида» после боя у поста Святого Николая. Гравюра Гогенфельдена

 

История службы

22 августа 1837 года пароход «Колхида», взяв 140 тонн угля, вышел из Лондона в Одессу. В порт назначения прибыл к 26 сентября. Во время перехода пароход развивал скорость свыше 10 узлов.

Командиром «Колхиды» был назначен лейтенант А. И. Швенднер, а 18 ноября пароходу присвоен военный флаг.

20 декабря 1839 года император Николай I в целях «сокращения расходов» по Отдельному кавказскому корпусу приказал передать пароход совместно с пароходом «Боец» Черноморскому флоту. Однако 26 февраля 1840 года император отменил свое решение.

10 февраля 1843 года пароход вышел в рейс из Керчи в Анапу с 28 пассажирами и с 9 тоннами груза на борту. В том же году 5 апреля из Анапы в Новороссийск на пароходе перевезли 8 пассажиров и до 2,5 тонн груза. 7 августа 1851 года на рейсе из Керчи в Анапу на борту уже было 106 пассажиров и до 45 тонн груза. Помимо этого, «Колхиде» приходилось осуществлять и военные перевозки, иногда оканчивавшиеся боевыми действиями.

Пароход принимал участие в Крымской войне. Ввиду возможной войны с Турцией начальником 3-го отделения Черноморской береговой линии генерал-майором П. И. Мироновым было принято решение усилить гарнизон поста Святого Николая. С этой целью 18 октября 1853 года на борт парохода «Колхида» была отправлена рота солдат 11-го Черноморского батальона из 224 человек. 20 октября, подойдя в 8 часов утра к посту, команда парохода обнаружила, что пост занят турками, а гарнизон уничтожен. К тому же «Колхида» слишком близко подошла к берегу и носовой частью села на мель в 150 метрах от берега. Для снятия с мели пришлось срубить носовую мачту, выбросить за борт часть цепей и угля.

(Справка)

 

Изображение

В 1853 г. во войны время с Турцией русский пароход "Колхида", подойдя однажды к укреплению, занятому турками, сел на мель.

При таком положении оставалось одно — сдаться (как раз и сделал при таких же обстоятельствах английский пароход "Тигр"). Но наши молодцы рассудили иначе: они дали машине задний ход, в надежде сдвинуть пароход с мели. Однако он оставался неподвижным.

Пользуясь этим, турки принялись расстреливать судно из 7 крепостных орудий и 3.000 ружей. Стоя носом к берегу, "Колхида" не могла поворачивать своих пушек, а, следовательно, и отвечать туркам на их отчаянный огонь.

Раненый смертельно капитан Кузьминский пал. Его сменил мужественный Дистерло. 4 часа длилась эта бойня. Надежды на спасение не было, по тем не менее солдаты и матросы даже и не помышляли о сдаче.Напротив, они продолжали усердно работать, и наконец решились употребить последнее усилие: они с криком "ура!" потянули канат и сдвинули пароход с мели. "Ребята! Бог помог, не забывайте Его!" — воскликнул тогда Дистерло.

"Милосердный помог", — отвечала команда. Высвободившись, храбрый начальник немедленно остановил "Колхиду", и выстрелами из орудий расплатился с турками.

"Колхида" благополучно при­шла в Сухум. Пароход получил 120 пробоин (2 подводные); 14 чел. было убито; 12 тяжело ранено; почти все остальные ранены или легко контужены. Сам капитан-лейтенант Кузьминский умер через 22 часа.

Изображение

«Бой парохода „Колхида“ с турецкой береговой батареей на кавказском берегу 20 октября 1853 года», картина А. П. Боголюбова.

 

12 мая 1855 года находился в Керченском проливе в составе отряда военных судов под командованием контр-адмирала Н. П. Вульфа. После занятия Керчи англо-французскими войсками отряд в составе пароходов «Боец», «Молодец», «Колхида» и винтовой шхуны «Аргонавт» ушел в Бердянск, где 13 мая ввиду превосходящих сил противника по приказанию Вульфа был уничтожен.
Изменено пользователем firsov1996

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
872 публикации
329 боёв

Просмотр сообщенияfirsov1996 (09 Ноя 2013 - 12:07) писал:

Изображение
В 1853 г. во войны время с Турцией русский пароход "Колхида", подойдя однажды к укреплению, занятому турками, сел на мель.
При таком положении оставалось одно — сдаться (как раз и сделал при таких же обстоятельствах английский пароход "Тигр"). Но наши молодцы рассудили иначе: они дали машине задний ход, в надежде сдвинуть пароход с мели. Однако он оставался неподвижным.
Пользуясь этим, турки принялись расстреливать судно из 7 крепостных орудий и 3.000 ружей. Стоя носом к берегу, "Колхида" не могла поворачивать своих пушек, а, следовательно, и отвечать туркам на их отчаянный огонь.
Раненый смертельно капитан Кузьминский пал. Его сменил мужественный Дистерло. 4 часа длилась эта бойня. Надежды на спасение не было, по тем не менее солдаты и матросы даже и не помышляли о сдаче.
Напротив, они продолжали усердно работать, и наконец решились употребить последнее усилие: они с криком "ура!" потянули канат и сдвинули пароход с мели. "Ребята! Бог помог, не забывайте Его!" — воскликнул тогда Дистерло.
"Милосердный помог", — отвечала команда. Высвободившись, храбрый начальник немедленно остановил "Колхиду", и выстрелами из орудий расплатился с турками.
"Колхида" благополучно при­шла в Сухум. Пароход получил 120 пробоин (2 подводные); 14 чел. было убито; 12 тяжело ранено; почти все остальные ранены или легко контужены. Сам капитан-лейтенант Кузьминский умер через 22 часа.
.Какой источник?

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
8 публикаций

Просмотр сообщенияesoess1 (09 Ноя 2013 - 12:11) писал:

Мне кажется на вики по больше информации будет.Да,кстати какой источник?
На вики просто факты, а это больше рассказ.
Источником являются материалы С.Е. Кедрина. (военный писатель) 1898 г.
Изменено пользователем firsov1996

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Репортер
2 525 публикаций
1 283 боя

Просмотр сообщенияesoess1 (09 Ноя 2013 - 12:11) писал:

.Какой источник?

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
872 публикации
329 боёв

Просмотр сообщенияfirsov1996 (09 Ноя 2013 - 12:27) писал:

На вики просто факты, а это больше рассказ.
Источником являются материалы С.Е. Кедрина. (военный писатель) 1898 г.
Ну,можно было бы добавить этот рассказ  фактами вики и таким образом сделать полноценную тему о судне,а не о только случае его применения.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
8 публикаций

Просмотр сообщенияesoess1 (09 Ноя 2013 - 12:42) писал:

Ну,можно было бы добавить этот рассказ  фактами вики и таким образом сделать полноценную тему о судне,а не о только случае его применения.
Сделал по вашему совету.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
872 публикации
329 боёв

Просмотр сообщенияfirsov1996 (09 Ноя 2013 - 12:57) писал:

Сделал по вашему совету.
Держите изображение.

Изображение
Бой парохода "Колхида" с турецкой береговой батареей 20 октября 1853 г.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
8 публикаций

Просмотр сообщенияesoess1 (09 Ноя 2013 - 13:00) писал:

Держите изображение.

Изображение
Бой парохода "Колхида" с турецкой береговой батареей 20 октября 1853 г.


Благодарю, вставил.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Альфа-тестер, Репортер, Вики-гвардеец
1 662 публикации
2 306 боёв

Был в Крыму, в музее Панорама. Слышал, что также, чтобы блокировать путь английским кораблям, топили просто свои же корабли

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
383 публикации

Просмотр сообщенияGenrichVonGoldring (09 Ноя 2013 - 16:51) писал:

Был в Крыму, в музее Панорама. Слышал, что также, чтобы блокировать путь английским кораблям, топили просто свои же корабли
И такое было. Неважно каким путём, но цель оправдывает средства. А цель одна - победа.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
5 публикаций
7 боёв

Вот ещё немного информации из свободных источников про этот пароход: …Через несколько дней к посту с целью разведки подошел русский пароход «Колхида». При выполнении задания он сел на мель в 150 м от берега и подвергся с него орудийному обстрелу, в то время как десятки турецких баркасов устремились на абордаж. Команда «Колхиды», не потеряв присутствия духа, вступила в неравный бой, ведя одновременно работу по снятию судна с мели. Вскоре турецкие баркасы принуждены были повернуть назад, а «Колхида», продолжая перестрелку с врагом, сошла с мели и благополучно вернулась на базу.

  Здесь уместно напомнить, что когда весной следующего года английский пароходофрегат «Тигр» сел на мель недалеко от Одессы, то команда его спустила флаг после первых же выстрелов с берега.

  Несмотря, однако, на результат боя у поста св. Николая, русские войска вынуждены были отойти к Кутаису. Им угрожал вчетверо превосходивший их силами Батумский корпус, ожидавший лишь высадки десанта в тылу у русского отряда, чтобы окружить и уничтожить этот отряд, открыв себе тем самым дорогу на Тифлис с запада. И неизвестно, как развернулись бы здесь события, если бы турецкий флот не постигла катастрофа при Синопе.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
53 публикации
187 боёв

Ну все как всегда шикарно

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
8 публикаций

Просмотр сообщенияvoland22 (09 Ноя 2013 - 18:20) писал:

Вот ещё немного информации из свободных источников про этот пароход: …Через несколько дней к посту с целью разведки подошел русский пароход «Колхида». При выполнении задания он сел на мель в 150 м от берега и подвергся с него орудийному обстрелу, в то время как десятки турецких баркасов устремились на абордаж. Команда «Колхиды», не потеряв присутствия духа, вступила в неравный бой, ведя одновременно работу по снятию судна с мели. Вскоре турецкие баркасы принуждены были повернуть назад, а «Колхида», продолжая перестрелку с врагом, сошла с мели и благополучно вернулась на базу.
  Здесь уместно напомнить, что когда весной следующего года английский пароходофрегат «Тигр» сел на мель недалеко от Одессы, то команда его спустила флаг после первых же выстрелов с берега.
  Несмотря, однако, на результат боя у поста св. Николая, русские войска вынуждены были отойти к Кутаису. Им угрожал вчетверо превосходивший их силами Батумский корпус, ожидавший лишь высадки десанта в тылу у русского отряда, чтобы окружить и уничтожить этот отряд, открыв себе тем самым дорогу на Тифлис с запада. И неизвестно, как развернулись бы здесь события, если бы турецкий флот не постигла катастрофа при Синопе.
Все тоже самое кроме последнего абзаца, у меня написано.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
896
[WG-ST] Lonkraft
Коллекционер
1 824 публикации
3 408 боёв

Цитата

И такое было. Неважно каким путём, но цель оправдывает средства. А цель одна - победа.

Верно, победа добивается малыми шагами. И затопление своих судов тоже является таким шагом.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
65 публикаций
2 850 боёв

Вот откуда столько мужества у людей было? Воспитание, менталитет? Трудно представить в наше время такую же самоотверженность. :)

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
161 публикация

Просмотр сообщенияGenrichVonGoldring (09 Ноя 2013 - 16:51) писал:

Был в Крыму, в музее Панорама. Слышал, что также, чтобы блокировать путь английским кораблям, топили просто свои же корабли
Это было широко распространено в то время

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
316 публикаций
289 боёв

Просмотр сообщенияfirsov1996 (09 Ноя 2013 - 19:02) писал:

Все тоже самое кроме последнего абзаца, у меня написано.
У Вас нет про абордаж,но может я не заметил.Хотя перечитал раза три. Такой вопрос возник сразу при первом чтении


Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
218 публикаций

О я этот корабль в музее видел в Крыму и картину купил с рисунком этого корабля. Красивый корабль

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Эту страницу никто не просматривает.

×