Перейти к содержимому
Для публикации в этом разделе необходимо провести 50 боёв.
Wilhuff__Tarkin

Гребные корабли древности и средних веков. Часть 1

В этой теме 21 комментарий

Рекомендуемые комментарии

300 публикаций
106 боёв

Ладья.

Что такое ладья? Просто большая — от 12 до 24 метров длиной — лодка водоизмещением от 4 до 16 тонн. Самый примитивный из боевых кораблей сооружался без применения железных гвоздей и скоб. Части корпуса скреплялись друг с другом с помощью пеньковых веревок и деревянных шипов. На борт приходилось по 9—16 весел, и экипаж, соответственно, мог насчитывать от 20 до 35 человек. Кроме гребцов, рулевых и капитана, ладья могла вместить еще 20—40 человек "десанта”. Но удвоенная численность экипажа существенно снижала скорость корабля и время, которое он мог находиться в море.

 

Изображение

 

Русское слово «лодка» — уменьшительная форма от «лодья» — ладья.

Мореходные ладьи именовались на Руси шнеками. Происходит это название от норвежского слова "шнеккар" — "змеиный” (то есть длинный) корабль. В драккар шнека превращалась путем установки на форштевне деревянной головы дракона. Делалось это, впрочем, относительно редко. Ведь подобные украшения отличали ладьи, на которых плавали викинги. То есть, по-древненорвежски — "бандиты”. Драконья голова на форштевне отличала пиратские корабли!

 

Изображение

 

В профиль низкая, окруженная бахромой весел шнека действительно напоминала змею.

Проведенная еще в 19 веке реконструкция 24-метровой шнеки подтвердила высокие мореходные качества древних норвежских кораблей. Ладья легко взлетала на высокие волны, на веслах разгонялась до 12 километров в час, а при попутном ветре ее скорость могла достигнуть даже 21 километра в час. Этого было более чем достаточно для того, чтобы драккар догнал любое современное ему судно.

Пентеконтор

Для того, чтобы рассмотреть дальнейшее развитие боевых кораблей, придется перенестись на три тысячелетия назад. Ведь по Нилу ладьи, подобные более поздним северным вариантам, ходили еще в начале 3 тысячелетия до нашей эры! Шнеками можно назвать и древнейшие финикийские корабли. Но уже в середине 2 тысячелетия до нашей эры на Средиземном море ладьи стали вытесняться кораблями более совершенного типа — монерами.

 

Изображение

 

Критская монера.

В 15 веке до нашей эры жители Крита стали снабжать свои 30-местные лодки подводными таранами — рострумами. Первоначально их функции не имели никакого отношения к боеспособности судна: проломить доски вражеского борта таран крохотного кораблика, конечно же, не мог. Подводный выступ на форштевне всего лишь повышал скорость и управляемость корабля и делал плавание по мелкой волне более комфортным. На севере этот элемент конструкции не нашел применения просто потому, что снабженный тараном корабль начинал "зарываться” носом в высокую волну холодных морей. На реках же и озерах ладья неизбежно собирала бы рострумом центнеры тины, коряг и рыбачьих неводов.

Тем не менее рострум позволил критянам усовершенствовать тактику морского боя. Недостатком ладьи традиционного типа было то, что при сближении с вражеским судном ее скорость и маневренность резко падали: чтобы взяться за оружие, гребцы должны были бросить весла. Если же на борту был еще и десант, то скорость ладьи снижалась, и до абордажа вообще могло не дойти!

Критские моряки не отвлекались на то, чтобы взяться за луки и абордажные багры, а на полной скорости врезались в борт вражеского судна. Удар сбрасывал супостатов со скамей-банок на дно их лодки, а если повезет, то и за борт. Протараненная ладья теряла весла, а между досками ее корпуса могли открыться течи. Корабль же, нанесший удар, никакого урона не терпел, так как рострум передавал нагрузку по оси киля.

Успех изобретенной критянами тактики навел моряков на мысль создать корабль, действительно способный не "оглушать”, а топить вражеские ладьи таранным ударом. С 12 века до нашей эры у финикийцев, а спустя 300—400 лет и у греков появились пентеконторы (пятидесятивесельники). Эти корабли длиной 30 метров и водоизмещением 30 тонн имели уже не по 15—16, а по 25 весел на каждый борт. Значительно более узкий, чем у шнеки, корпус с очень острыми обводами позволял пентеконторам достигать скорости 17,5 километров в час. Это, в сочетании с увеличенной массой судна, позволяло таранам пятидесятивесельников пробивать борта небольших кораблей.

 

Изображение

 

Греческий пентеконтор. К этому типу кораблей мог относиться легендарный «Арго».

Гребцы.

Высокие требования к синхронности гребли на многоярусных кораблях привели к появлению в античном мире профессиональных гребцов. Сидящие на веслах триеры люди уже не могли по совместительству являться воинами, ремесленниками или крестьянами. Тем более, не могли они быть рабами. Специалисты-гребцы пользовались в античном мире большим уважением и в военное время получали такую же плату, как солдаты.

Тактика тарана ставила победу или поражение в полную зависимость от качества подготовки гребцов. Корабль должен был умело маневрировать, молниеносно бросаться вперед и тут же подаваться назад, выдергивая рострум. При близком расхождении с вражеским судном гребцы должны были успеть втянуть весла внутрь корабля, а затем столь же быстро снова вставить их в уключины. Еще более важным было умение сплетать весла в амортизирующую удар вражеского тарана "подушку”.

 

Изображение

 

«Актуария» — римская разведывательная галера, приспособленная для «ювелирного» плавания среди скал и мелей.

Обычно гребцы не участвовали в абордажном бою, но в крайнем случае могли встать на защиту своей триеры с кинжалами и топориками. После боя эти же топорики служили для исправления полученных кораблем повреждений. До тех пор, пока корабли не стали строиться из железа, подготовка моряка подразумевала и освоение специальности плотника.

Многоярусные корабли

Для повышения скорости финикийские корабли стали оборудоваться вторым ярусом весел. Теперь, когда кораблю требовалось набрать скорость, воины на палубе могли помочь гребцам. "Полутораярусность” существенно расширяла возможности корабля. Принцип размещения гребцов в два "этажа” зарекомендовал себя настолько хорошо, что в начале 8 века до нашей эры у финикийцев, а в конце этого же века у греков появились биремы — корабли, у которых два яруса весел работали постоянно.

 

Изображение

 

Финикийская палубная бирема.

Ничуть не уступая пентеконтору в скорости и маневренности, бирема, естественно, могла наносить намного более мощные удары. Тараны же одноярусных кораблей не могли пробить ее бортов. Два ряда 4-метровых весел биремы легко затормаживали рострум легкого пятидесятивесельника до безопасной скорости. Наконец, высокий борт двухъярусного корабля давал его команде преимущество в абордажном бою.

 

Изображение

 

Греческие беспалубные биремы.

Триеры — корабли с тремя ярусами гребцов — стали строиться в 7 веке до нашей эры. Длина трехрядников составляла 40—45 метров, а водоизмещение обычно превышало 150 тонн. Но, несмотря на это, греческие триеры оказывались самыми быстрыми из когда-либо существовавших гребных кораблей. Согласно расчетам, 180 гребцов могли разгонять трехрядники до 21 километра в час! Во всяком случае, если кроме них, капитана и задающего ритм флейтиста, на борту находилось не более 30 человек. Высокая скорость делала 800-килограммовый железный таран триеры страшным оружием.

Быстроходность отличала античные многорядники только в бою. На марше греческие корабли задействовали всего один, обычно средний ряд весел. Мачта же устанавливалась редко — только если поднимался попутный ветер.

 

Изображение

 

Железный «трезубец» триеры.

Подобно ладьям, на ночь триеры стремились пристать к берегу. Но при необходимости трехрядный корабль, сменяя гребцов, не только мог двигаться сутки напролет, но и буксировать за собой транспортное судно!

Источник: http://hmhsbritannic...ast_1/12-1-0-57

Изменено пользователем Bron1994

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
300 публикаций
106 боёв

Прошу прощение если было, поисковиком пользовался и ничего не нашёл, если тема приживётся завтра выложу продолжение в этой же теме.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
872 публикации
329 боёв


Просмотр сообщенияBron1994 (08 Ноя 2013 - 15:55) писал:

Ладья.
Что такое ладья? Просто большая — от 12 до 24 метров длиной — лодка водоизмещением от 4 до 16 тонн. Самый примитивный из боевых кораблей сооружался без применения железных гвоздей и скоб. Части корпуса скреплялись друг с другом с помощью пеньковых веревок и деревянных шипов. На борт приходилось по 9—16 весел, и экипаж, соответственно, мог насчитывать от 20 до 35 человек. Кроме гребцов, рулевых и капитана, ладья могла вместить еще 20—40 человек "десанта”. Но удвоенная численность экипажа существенно снижала скорость корабля и время, которое он мог находиться в море.
Spoiler

Изображение

Русское слово «лодка» — уменьшительная форма от «лодья» — ладья.

Мореходные ладьи именовались на Руси шнеками. Происходит это название от норвежского слова "шнеккар" — "змеиный” (то есть длинный) корабль. В драккар шнека превращалась путем установки на форштевне деревянной головы дракона. Делалось это, впрочем, относительно редко. Ведь подобные украшения отличали ладьи, на которых плавали викинги. То есть, по-древненорвежски — "бандиты”. Драконья голова на форштевне отличала пиратские корабли!


Изображение

В профиль низкая, окруженная бахромой весел шнека действительно напоминала змею.
Проведенная еще в 19 веке реконструкция 24-метровой шнеки подтвердила высокие мореходные качества древних норвежских кораблей. Ладья легко взлетала на высокие волны, на веслах разгонялась до 12 километров в час, а при попутном ветре ее скорость могла достигнуть даже 21 километра в час. Этого было более чем достаточно для того, чтобы драккар догнал любое современное ему судно.
Пентеконтор
Для того, чтобы рассмотреть дальнейшее развитие боевых кораблей, придется перенестись на три тысячелетия назад. Ведь по Нилу ладьи, подобные более поздним северным вариантам, ходили еще в начале 3 тысячелетия до нашей эры! Шнеками можно назвать и древнейшие финикийские корабли. Но уже в середине 2 тысячелетия до нашей эры на Средиземном море ладьи стали вытесняться кораблями более совершенного типа — монерами.


Изображение

Критская монера.

В 15 веке до нашей эры жители Крита стали снабжать свои 30-местные лодки подводными таранами — рострумами. Первоначально их функции не имели никакого отношения к боеспособности судна: проломить доски вражеского борта таран крохотного кораблика, конечно же, не мог. Подводный выступ на форштевне всего лишь повышал скорость и управляемость корабля и делал плавание по мелкой волне более комфортным. На севере этот элемент конструкции не нашел применения просто потому, что снабженный тараном корабль начинал "зарываться” носом в высокую волну холодных морей. На реках же и озерах ладья неизбежно собирала бы рострумом центнеры тины, коряг и рыбачьих неводов.
Тем не менее рострум позволил критянам усовершенствовать тактику морского боя. Недостатком ладьи традиционного типа было то, что при сближении с вражеским судном ее скорость и маневренность резко падали: чтобы взяться за оружие, гребцы должны были бросить весла. Если же на борту был еще и десант, то скорость ладьи снижалась, и до абордажа вообще могло не дойти!
Критские моряки не отвлекались на то, чтобы взяться за луки и абордажные багры, а на полной скорости врезались в борт вражеского судна. Удар сбрасывал супостатов со скамей-банок на дно их лодки, а если повезет, то и за борт. Протараненная ладья теряла весла, а между досками ее корпуса могли открыться течи. Корабль же, нанесший удар, никакого урона не терпел, так как рострум передавал нагрузку по оси киля.
Успех изобретенной критянами тактики навел моряков на мысль создать корабль, действительно способный не "оглушать”, а топить вражеские ладьи таранным ударом. С 12 века до нашей эры у финикийцев, а спустя 300—400 лет и у греков появились пентеконторы (пятидесятивесельники). Эти корабли длиной 30 метров и водоизмещением 30 тонн имели уже не по 15—16, а по 25 весел на каждый борт. Значительно более узкий, чем у шнеки, корпус с очень острыми обводами позволял пентеконторам достигать скорости 17,5 километров в час. Это, в сочетании с увеличенной массой судна, позволяло таранам пятидесятивесельников пробивать борта небольших кораблей.


Изображение

Греческий пентеконтор. К этому типу кораблей мог относиться легендарный «Арго».
Гребцы.
Высокие требования к синхронности гребли на многоярусных кораблях привели к появлению в античном мире профессиональных гребцов. Сидящие на веслах триеры люди уже не могли по совместительству являться воинами, ремесленниками или крестьянами. Тем более, не могли они быть рабами. Специалисты-гребцы пользовались в античном мире большим уважением и в военное время получали такую же плату, как солдаты.
Тактика тарана ставила победу или поражение в полную зависимость от качества подготовки гребцов. Корабль должен был умело маневрировать, молниеносно бросаться вперед и тут же подаваться назад, выдергивая рострум. При близком расхождении с вражеским судном гребцы должны были успеть втянуть весла внутрь корабля, а затем столь же быстро снова вставить их в уключины. Еще более важным было умение сплетать весла в амортизирующую удар вражеского тарана "подушку”.


Изображение

«Актуария» — римская разведывательная галера, приспособленная для «ювелирного» плавания среди скал и мелей.
Обычно гребцы не участвовали в абордажном бою, но в крайнем случае могли встать на защиту своей триеры с кинжалами и топориками. После боя эти же топорики служили для исправления полученных кораблем повреждений. До тех пор, пока корабли не стали строиться из железа, подготовка моряка подразумевала и освоение специальности плотника.
Многоярусные корабли
Для повышения скорости финикийские корабли стали оборудоваться вторым ярусом весел. Теперь, когда кораблю требовалось набрать скорость, воины на палубе могли помочь гребцам. "Полутораярусность” существенно расширяла возможности корабля. Принцип размещения гребцов в два "этажа” зарекомендовал себя настолько хорошо, что в начале 8 века до нашей эры у финикийцев, а в конце этого же века у греков появились биремы — корабли, у которых два яруса весел работали постоянно.


Изображение

Финикийская палубная бирема.

Ничуть не уступая пентеконтору в скорости и маневренности, бирема, естественно, могла наносить намного более мощные удары. Тараны же одноярусных кораблей не могли пробить ее бортов. Два ряда 4-метровых весел биремы легко затормаживали рострум легкого пятидесятивесельника до безопасной скорости. Наконец, высокий борт двухъярусного корабля давал его команде преимущество в абордажном бою.


Изображение

Греческие беспалубные биремы.

Триеры — корабли с тремя ярусами гребцов — стали строиться в 7 веке до нашей эры. Длина трехрядников составляла 40—45 метров, а водоизмещение обычно превышало 150 тонн. Но, несмотря на это, греческие триеры оказывались самыми быстрыми из когда-либо существовавших гребных кораблей. Согласно расчетам, 180 гребцов могли разгонять трехрядники до 21 километра в час! Во всяком случае, если кроме них, капитана и задающего ритм флейтиста, на борту находилось не более 30 человек. Высокая скорость делала 800-килограммовый железный таран триеры страшным оружием.
Быстроходность отличала античные многорядники только в бою. На марше греческие корабли задействовали всего один, обычно средний ряд весел. Мачта же устанавливалась редко — только если поднимался попутный ветер.


Изображение

Железный «трезубец» триеры.

Подобно ладьям, на ночь триеры стремились пристать к берегу. Но при необходимости трехрядный корабль, сменяя гребцов, не только мог двигаться сутки напролет, но и буксировать за собой транспортное судно!

Просмотр сообщенияBron1994 (08 Ноя 2013 - 15:57) писал:

Прошу прощение если было, поисковиком пользовался и ничего не нашёл, если тема приживётся завтра выложу продолжение в этой же теме.
А где источник?Или авторство целиком и полностью Ваше?

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
260 публикаций
687 боёв

А мне понравилось. Видно что человек не просто так в Альфу хочет, старается :great:

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
300 публикаций
106 боёв

Просмотр сообщенияesoess1 (08 Ноя 2013 - 16:08) писал:



А где источник?Или авторство целиком и полностью Ваше?
Прошу прощения забыл указать, исправил.

Просмотр сообщенияE013KX40RUS (08 Ноя 2013 - 16:20) писал:

А вот и источник

Я с другого сайта брал, добавил его в тему.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
260 публикаций
687 боёв

А Ясон за руном на какой из них греб?

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
443 публикации

Просмотр сообщенияBron1994 (08 Ноя 2013 - 15:57) писал:

если тема приживётся завтра выложу продолжение в этой же теме.
Пожалуй не надо, проще перейти по ссылке из этого сообщения:

Просмотр сообщенияE013KX40RUS (08 Ноя 2013 - 16:20) писал:

А вот и источник
И прочитать без чувства стыда за людей, которые не могут написать хотя бы своё мнение по тому или иному кораблю, его конструкции и т.п.
Изменено пользователем defKiller

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Репортер
2 525 публикаций
1 283 боя

ТС, если вы хотите обобщить темы, которые есть на форуме, то давайте на них ссылку:

Ладья

Флот Древнего Рима

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
53 публикации
187 боёв

Ладья представляю какими шахматами играть будем

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
48 публикаций

+  классная тема (  :playing:  Критская монера будет символом игроков с плохой статистикой WoWS )

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
1
[GROBE] zahar234
118 публикаций
929 боёв

Очень интересно, но есть и спорные моменты.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
300 публикаций
106 боёв

Гребные корабли древности и средних веков. Часть 2

 

Корабли эпохи Рима

 

Сражения времен греко-персидских войн продемонстрировали превосходство более быстроходных греческих кораблей над финикийскими биремами и триерами. Тем не менее, финикийцы остались при своем мнении и продолжали размещать на своих судах многочисленный десант и даже метательные машины. Для того же, чтобы не потерять в скорости, на весла стали сажать дополнительных гребцов. Уже в 3—4 веках до нашей эры флот наиболее могущественного из финикийских городов, Карфагена, состоял из 4 и 5-рядных кораблей — тетрер и пентер.

 

Флоты Ассирии, Персии и Египта состояли преимущественно из двухрядных кораблей финикийской постройки.

 

Сомнительно, что у пентер в буквальном смысле имелось 5 ярусов весел. Реконструкции показали: реальное число ярусов на гребных кораблях не могло превышать четырех. Скорее же всего, рядов весел и на тетрерах, и пентерах оставалось всего три. "Четырехрядный” корабль отличался от "трехрядного” тем, что на весла нижнего яруса садились по два человека. Соответственно, на "пятиряднике” было уже два парных ряда, и так далее.

 

Случай проверить боеспособность пятирядных "дредноутов” представился с началом Пунических войн. Первые же столкновения убедительно показали, что итальянские биремы бессильны против финикийских гигантов. Сделав необходимые выводы, римляне тоже начали строить многоярусные корабли.

 

На покрытых медным листом палубах их кораблей появились окованные железом башни для лучников. На 4 и 5-рядных судах их было две, а на 2 и 3-рядных — одна. На верхних площадках башен располагались метательные машины — баллисты.

 

 

Изображение

 

Римская пентера.

Стандартное вооружение римских кораблей также составляли "ворон” и "выстрел”. "Ворон” представлял собой укрепленный на поворачивающейся платформе абордажный трап длиной 10 и шириной 1,8 метра. В бою его поднимали в вертикальное положение и затем "роняли” на палубу вражеского судна. После того, как огромный крюк "ворона” намертво сцеплял корабли, легионеры по два в ряд устремлялись в атаку.

 

 

Изображение

 

Римская бирема с башней, «вороном» и «выстрелом».

"Выстрел”, по существу, являлся подъемным краном — увеличенным подобием колодезного "журавля”. К стреле мог крепиться крюк, которым срывали башни вражеского судна, или предназначенная для разрушения палуб свинцовая гиря "дельфин”.

 

В римское время — хотя и в очень незначительном количестве — существовали корабли, предназначенные специально для размещения артиллерии. К ним относились гексеры, септеры, эннеры и децимремы.

 

 

Изображение

 

Эннера.

Усиление вооружения приводило к увеличению массы судна: всякий груз на палубе должен был уравновешиваться расположенным ниже ватерлинии балластом. Римляне старались "совмещать приятное с полезным”, предохраняя днища своих кораблей от гниения покрытием из свинцового листа. Срок службы кораблей увеличивался, но римская бирема оказывалась тяжелее греческой триеры и не могла двигаться быстрее 14 километров в час. Такой же скоростью при водоизмещении 230 тонн обладали и римские триеры, экипаж которых насчитывал 150 гребцов, 15 моряков, 20 стрелков и 60 десантников. Для 500-тонных же пентер и отметка в 11 километров в час являлась пределом мечтаний.

 

 

Изображение

 

Римские триера и бирема с поднятыми артемонами.

 

Изображение

 

Уменьшение скорости римских кораблей на веслах отчасти компенсировалось улучшением их подвижности под парусами. Вместо одной мачты на корабли стали устанавливаться две ли три. На передней, наклоненной вперед мачте крепился "артемон” — небольшой квадратный парус. Он повышал маневренность судна и позволял отчасти использовать и боковой ветер. В результате римские армады более трети времени могли со скоростью 5—10 километров в час идти под парусами, экономя силы гребцов.

 

 

Изображение

 

В римское время торговые корабли стали чисто парусными, гребцы требовались лишь военным флотам.

 

Дромоны

 

"Началом конца” эры многоярусных гребных кораблей можно считать 31 год до нашей эры. Во время битвы при Акциуме флот Антония и Клеопатры, состоявший из пентер и трирем, потерпел поражение от Октавиана. Кораблей с обеих сторон было примерно поровну, но воинов и гребцов у Октавиана — втрое меньше. Его флот состоял из одних только бирем — слабых, но укомплектованных гораздо более опытными матросами.

 

Биремы стоили недорого, но три столетия спустя у Рима не стало средств и на них. А вскоре прекратила свое существование и сама Западная Римская Империя. Византия же в 5—6 веках вовсе не нуждалась в военном флоте, ввиду отсутствия на Средиземном море иностранных кораблей.

 

Вплоть до 8 века франки не плавали даже по рекам — да и не имели такой возможности. По свидетельству римских историков, германцы и галлы не чистили русла рек от древесных стволов. Реки, за исключением наиболее крупных, неизбежно запруживались, широко разливались и мелели. Берега их заболачивались. Легионы Цезаря перешли Темзу на месте современного Лондона вброд!

 

 

Изображение

 

Дромон.

Отношение византийцев к флоту изменилось, когда в седьмом веке к Средиземному морю прорвались арабы. Для отражения угрозы греки начали строить дромоны — "быстрые корабли”.

 

Византийский дромон представлял собой облегченную версию римской биремы. По своему времени это действительно был очень быстрый корабль. Греки убрали башню, заменили "ворон” обычным абордажным трапом, а громоздкий "выстрел” — трубой для метания "греческого огня”. Дромоны даже не имели сплошной палубы, ее сменили узкие помосты для воинов.

 

В результате снятия вооружения водоизмещение корабля было уменьшено почти в полтора раза — всего до 100 с небольшим тонн. Зато количество гребцов возросло до сотни человек. Половина из них могла участвовать в абордажном бою. Кроме того, на борту могло быть около 40 стрелков и матросов.

 

По римским меркам дромоны, конечно же, были очень слабыми кораблями. Но для решения стоявших перед византийским ВМФ задач сила дромонов оказалась вполне достаточной. Для того, чтобы разгромить ладейный флот Игоря, потребовалось всего 15 таких кораблей. Хотя, конечно же, упоминаемая греческими хрониками численность флота руссов — 1000 ладей! — преувеличена в несколько раз.

 

"Греческий огонь” был далеко не единственной причиной успеха византийцев. Дромоны слишком трудно было взять на абордаж с ладей. Тем более были обречены на провал попытки славян пробить борта дромонов топорами и ручными таранами.

 

 

Изображение

 

Славянская боевая ладья.

Важным нововведением византийского времени стали косые треугольные паруса, позволявшие лучше использовать боковой ветер, чем римский артемон. На Средиземное море такие паруса попали при посредничестве арабов, но народы северной Европы считали их изобретением византийцев и именовали "латинскими”.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
300 публикаций
106 боёв

Галеры средних веков

 

Любопытно, что жившие на побережье Красного моря арабы до эпохи завоеваний вообще никогда не строили кораблей. Но в 7 веке Священная война потребовала развернуть боевые действия и на море. Не имея никакой практики ни в гребле, ни в строительстве кораблей, арабы вынуждены были спустить на воду армады одноярусных карабов и шейти.

 

Наименьший из арабских кораблей — караб — представлял собой всего лишь большую парусную лодку с 16—20 гребцами и несколькими лучниками. Шейти был размером с римскую либурну, но отличался от нее косым треугольным парусом.

 

Небольшие арабские корабли, как правило, не несли никакого вооружения. Они имели более низкий, чем у дромонов, борт и несколько уступали византийским биремам скоростью и численностью экипажа. Но у арабов были свои козыри! На их стороне была азиатская школа индивидуального боя и стрельбы из лука.

 

 

Изображение

 

Латинские паруса над дромоном.

Впрочем, и арабы в конце концов пришли к выводу, что размер имеет значение. В 9 веке на Средиземном море появились гурабы — более мощные галеры длиной 37—43 метров и водоизмещением 150—250 тонн. Их экипаж состоял из 200—300 человек, включая 120—180 гребцов, посаженных уже не по двое, а по трое на весло. Гребля стала менее эффективной, и на веслах гураб развивал всего 13—14 километров в час.

 

 

Изображение

 

Средиземноморское судно с арабским парусом.

Название "галера” происходит от итальянского "галеос” — "меч-рыба”. В 11 веке на верфях крепнущих торговых республик северной Италии — Венеции и Генуи — началась постройка собственных дромонов по византийскому образцу. От греческого оригинала венецианский дромон 12 века отличался надстройкой на корме. Кроме того, вместо подводного тарана венецианцы стали устанавливать на носу судна надводный таран — толстый, окованный латунью деревянный брус. Он-то и делал корабль похожим на меч-рыбу.

 

Биремы с успехом таранили друг друга, но днища вдвое более тяжелых гурабов выдерживали удары их рострумов. Надводный же таран легко мог переломать весла арабского "линкора”. Быстро втянуть внутрь корпуса "трехместное” весло было уже невозможно.

 

 

Изображение

 

Средневековая галера.

Гребные корабли нового времени

На протяжении 13—14 веков на галеры ставилась лишь одна труба для метания "греческого огня”. Но с середины 15 века к их палубам уже начали приколачивать бомбарды. Пушки в то время наводились только поворотом корпуса судна и имели столь же низкую скорострельность, как и древние огнеметные трубы. Но дальность эффективного выстрела исчислялась уже десятками метров.

 

С начала 16 века артиллерия стала неотъемлемым атрибутом гребного флота. На галиотах ("полугалерах”) обычно имелась всего одна небольшая пушка. Но на "триерах” (галерах с тремя гребцами на весло) ставилось уже по три орудия. Наконец, "двойные галеры” несли по 5 пушек. Кроме этого, на каждом корабле имелось еще 10—20 гаковниц и 2—4 фальконета — легких орудий для стрельбы картечью.

 

 

Изображение

 

 

Изображение

 

Большие галеры 16—17 веков.

В 16 веке, по мере совершенствования артиллерийского вооружения и парусной оснастки кораблей, галеры стали уступать место на море парусникам. В 1571 году при Лепанто состоялось последнее из крупных сражений эпохи гребного флота.

 

Гребные корабли широко использовались Россией и Швецией в период Северной войны. Все-таки галера могла многое из того, на что парусники не были способны в принципе. Гребные корабли имели возможность давать задний ход, разворачиваться на месте и двигаться в полное безветрие. В шхерах, устьях рек и на финских озерах они были незаменимы.

 

 

Изображение

 

Маленький галиот — "скампавея” — в сражениях со шведами показал себя наиболее полезным из судов русского флота. «Скампавея» в переводе с итальянского означает «исчезающая», «неуловимая» — в общем, разведывательная галера. Скампавеи сражались, высаживали десанты и использовались для буксировки парусных кораблей в штиль. А то, что гребцами на русских галерах служили не каторжники, а солдаты (в том числе и гвардейских полков), обеспечивало им превосходство над шведскими галерами.

 

Либурны

 

Армады пентер исчезли с просторов Средиземного моря уже в 1 веке до нашей эры. Но триеры продолжали использоваться римлянами до 4 века новой эры. До тех пор, когда в 323 году эскадра трехрядных кораблей не была уничтожена вдвое уступающим ей численностью отрядом либурн императора Константина.

 

Либурны появились на Адриатике во 2 веке до нашей эры как суда иллирийских пиратов. Двухмачтовые кораблики длиной 23—29 метров и водоизмещением 70—90 тонн вмещали 100—130 человек, включая 60—80 гребцов. Воины располагались на носовой и кормовой площадках. Сплошной палубы у либурн не было. Гребцы же садились в один ярус — по двое на весло. Это несколько снижало эффективность их работы, но легкие либурны, тем не менее, разгонялись до 16 километров в час. Высокая скорость и небольшая осадка позволяли пиратским судам уходить от бирем береговой охраны.

 

 

Изображение

 

Либурна.

Для того, чтобы разгромить пиратов, римский полководец Помпей вынужден был пересадить на либурны и своих воинов. Такие корабли не только прижились в римском флоте, но и постепенно стали завоевывать все более прочные позиции. Причиной успеха либурн стало постепенное ухудшение финансового положения империи. Небольшие одноярусные галеры оказались не только дешевы в производстве, но и очень просты в эксплуатации. Их качества почти не снижались, если на веслах оказывались не профессиональные гребцы, а обычные легионеры или наемники-франки.

 

Гребные левиафаны

 

К середине 16 века мореходные качества и огневая мощь галер перестали быть удовлетворительными. В это время огромный гребной флот Венеции начал пополняться судами нового типа — галеасами. Или, в буквальном переводе, "галерищами”.

 

Венецианские галеасы, впрочем, были не так уж и велики — всего 47 метров длины и около 500 тонн водоизмещения. Численность экипажа на борту галеаса в то время также не превышала таковой у обычных "двойных” галер. Отличала эти корабли, в первую очередь, конструкция: три мачты вместо двух и сплошная палуба с высоким фальшбортом поверх гребной палубы. На верхней палубе, а также в носовой и кормовой башнях, размещалось 12—14 орудий и множество фальконетов и гаковниц.

 

 

Изображение

 

 

Изображение

 

 

Изображение

 

Галеасы — огромные галеры, предназначенные для плавания в зимнее время и огневой поддержки обычных галер.

Но даже вооружение галеасов оказалось недостаточно сильным. Корабль, у которого нижняя — самая удобная для установки тяжелых пушек — палуба занята гребцами, не мог нести орудий, мощность которых соответствовала бы требованиям времени. Эпоха гребного флота заканчивалась, и увеличение размера галер уже не могло исправить этого факта.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
901
[WG-ST] Lonkraft
Коллекционер
1 825 публикаций
3 640 боёв

Цитата

В римское время торговые корабли стали чисто парусными, гребцы требовались лишь военным флотам.
Не удивительно. Меньше людей на корабле: меньше провианта и больше свободного места для перевозки товаров.
Пускай на военных судах и уменьшалось общая прочность кораблей, но гребцы давали больше возможностей в бою в маневрах.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
161 публикация

Всё же с гребцами лучше, нежеле баз них

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
316 публикаций
289 боёв

Просмотр сообщенияResidentUkr (12 Ноя 2013 - 11:31) писал:

Всё же с гребцами лучше, нежеле баз них
только бы ещё в вёслах не запутаться :)

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
168 публикаций

 

 Древний Рим и Византия

Римские суда (галеры) были вооружены “вороном”, изобретенным Гаем Дуилиусом. “Ворон”, облегчавший абордаж вражеского судна, представлял собой поворотную сходню с шарнирным устройством с одной стороны и острым “клювом” с другой.

 

Галеры (пентеры),построенные по образцу карфагенских кинкерем, имели около 70 м в длину и 8 м в ширину и могли брать 300 гребцов и 100 вооруженных воинов

 

Римская кинкерма

41c3ac410d35.gif


При сравнительно плоском корпусе суда имели пять килей, на которых были установлены шпангоуты с обшивкой из пинии (итальянской сосны), поставленной на деревянных шипах. Подводная часть судна была покрыта тированной шерстью и сверху прикрыта свинцовыми пластинами на медных гвоздях. Как видно, римское судоходство и техника судостроения уже в 30 г. до н.э. достигли высокого расцвета. Благодаря этому Рим мог строить суда, превосходившие по длине линейные суда середины XIX в.
В состав римского флота входили многовесельные пентеры и триремы, вооруженные катапультами.
По форме римские суда напоминали рыб. На носу судна изображали их глаза, позднее в этих местах стали делать клюзы. Весла были похожи на плавники, и в гибком веерообразном украшении на корме можно было узнать хвост. Суда имели одну мачту с прямым или латинским парусом на двух реях. Большие суда, кроме того имели фок- и бизань-мачты.
Несколько столетий Рим не имел соперников на море. На римские торговые суда отваживались нападать только пираты, саксонские на севере или иллирийские на юге. Для борьбы с ними были созданы легкие и быстроходные суда с одним рядом весел - либурны. 
Приблизительно в VIII - IX вв. в районе Средиземноморья входит в употребление латинский парус. Он получил широкое распространение, так как позволял идти против ветра. 
  
О византийском судоходстве известно немного. Известно, что византийский флот был довольно сильным. Он, как свидетельствуют немногие документы, состоял из дромонов - судов с двумя рядами весел, вооруженных катапультой и двумя мачтами. Кроме того, византийцы строили и селандии (по-гречески - черепахи - небольшие вспомогательные суда. Позднее появились маленькие тариды с одной мачтой с латинским парусом и двумя боковыми рулями и усиеры - небольшие грузовые суда, в основном использующиеся для перевозки лошадей. 
 
Византийский дромон

9e1115dbf314.jpg


 
Материалы сайта sails.h1.ru

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
168 публикаций
"Сделай себе ковчег из дерева гофер; отделения сделай в ковчеге и осмоли его смолою внутри и снаружи. И сделай его так: длина ковчега триста локтей... И должен он иметь три днища". Так, согласно Библии, должен был выглядеть Ноев ковчег, первое судно в истории человечества.
Стоит отметить чрезвычайно примечательный факт, что уже "книга книг" пытается ответить на вопрос о происхождении мореплавания. Само слово "Библия", возможно, происходит от названия древнейшего центра судостроения, города Библоса, расположенного на сирийском побережье и называемого ныне Джебель. Здесь среди прочего греки познакомились и с египетским папирусом — по-гречески "библиос" — и соответственно назвали город.
Соглашаясь с Библией, следовало бы считать, что первые средства передвижения по морю были изобретены, когда жизни людей стал угрожать всемирный потоп — гигантская водная стихия. Попытка спастись от потопа — таково библейское объяснение первого шага человека в море. Инстинкт сохранения рода — вот что подвигнуло людей обратиться к освоению новых путей.
 

 

Древний Египет


Собственно судостроение начинается с создания больших лодок найденных при раскопках в Египте. Египтяне – "народ, живущий на реке и рекой" – с доисторических времен использовал Нил как транспортную магистраль. Первые лодки до династического периода были предназначены для плавания по Нилу.
Деревянные суда начинают строить в Египте во времена Древнего царства. По форме они напоминали апельсиновую корку с поднятыми концами, плоское днище, большую ширину и малую осадку.
 Египетское судно времен Древнего царства, V династия, 2550 г. до н.э. Рисунок из гробницы фараона Сахора, Мемфис.


1a3616e547be.gif
cab7e13f202e.gif


Какими были суда Среднего царства к сожалению неизвестно. Суда же Нового царства значительно отличались от предшествовавших им. Их корпуса были прочнее, так как для постройки применяли балки, вытесанные из длинных стволов хвойных деревьев, привезенных из Ливии.
Суда в профиль стали значительно острее, нос и корма немного выше. Крепкая мачта несла четырехугольный невысокий, но очень широкий парус, укрепленный на двух реях. Весла имели уключины.
 
Теоретический чертеж египетского судна времен XVIII династии (наибольшая длина - 31,50 м, наибольшая ширина - 6,30 м).

f9f92a7a6c6b.gif


Египетское судно времен Нового царства, XVIII династия, 1500 г. до н.э. Рисунок с рельефа из храма царицы Хатшепсут, Дейр-эль-Бахри.

0ab163b3a625.gif


 
Таким образом, Древний Египет стоит как бы у истоков судостроения.
 
Сами египтяне не были великими мореплавателями. Так, фараон Нехо (612 – 576 гг. н.э.), чтобы расширить свои торговые связи, поручил обогнуть Африку финикийцам, которые считались не только хорошими мореплавателями, но и большими мастерами-судостроителями древности.
 

 

Изменено пользователем PrimarhTiger

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
168 публикаций

Коч поморский

 

 

b9b52b10ac4f.jpg

 

 

Коч поморский. Общий вид.


Коч — старинное поморское парусно-гребное судно XI—XIX веков. Он имел характерные обводы для ледового плавания, был оснащен мачтой, навесным рулем и веслами. Вначале кочи строили без применения металла: к скрепленному деревянными нагелями набору корпуса пришивали ремнями доски обшивки. Длина такого судна была 10—15 м, ширина 3—4 м, осадка 1 —1,5 м. При попутном ветре ставили прямой парус, иногда выделанный из шкур, позволявший развивать скорость 6—7 узлов. В XVI—XVII веках этот тип судна распространился за Урал в Сибирь, претерпев крупные изменения. Длина коча возросла до 20—25 м, ширина до 5—8 м, осадка до 2 м. Судно вмещало 10—15 человек команды и до 30 промысловиков. Кочи для «морского хода» строили очень прочно. Набор крепили железными гвоздями, болтами и скобами. Пазы и стыки обшивки конопатили просмоленной паклей, заливали варом и закрывали рейками на скобах. Чтобы полностью «ускобить» коч, требовалось более 3000 специальных скоб. Канатов различных нужно было около 1000 м. Парус высотой 14 м шили из отдельных полотнищ общей площадью свыше 230 м2. В конце XVI — начале XVII века начали строить наборные палубные большие трехмачтовые кочи. На этих судах для управления рулем применялся штурвал. В корме устраивали «казенку» — небольшую каюту для кормщика (капитана) и приказчика. Команда и камбуз размещались в трюме. Для подъема якоря из воды на баке имелся ворот (ручной шпиль). При попутных ветрах судно проходило  под парусом до 250 км в сутки.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Эту страницу никто не просматривает.

×