Перейти к содержимому
Для публикации в этом разделе необходимо провести 50 боёв.
Pinkman26

Большая победа маленького парохода

В этой теме 103 комментария

Рекомендуемые комментарии

Разработчик
962 публикации

Автор: Вадим Хитров

К началу 1942 года немецкое командование, наконец, осознало, что Мурманск им в ближайшее время не взять. Война приобретала затяжной характер, а грузы, доставленные северными конвоями, в значительной мере компенсировали потери боевой техники, понесённые Красной Армией в первые месяцы войны.

*** объявил Арктические воды «зоной судьбы». По его приказу в Норвегию были переброшены оставшиеся тяжёлые корабли, усилен состав подводных сил и морской авиации. В январе 1942 в Тронхейм прибыл линкор «Тирпиц», несколько позднее к нему присоединился тяжёлый крейсер «Адмирал Шеер», а в марте — тяжёлый крейсер «Адмирал Хиппер». Немцы приступили к проведению систематических операций на арктических морских коммуникациях.

Хорошо организованная к тому времени агентурная, воздушная и радиоразведка сообщили, что к выходу готовятся сразу два конвоя. При удачном стечении обстоятельств, на дно можно было отправить около трёх десятков судов. Такой урон, по сути, равнозначен потерям в ходе фронтовой стратегической операции. Главной ударной силой в планируемом нападении являлся «Тирпиц», не имевший тогда на Севере ни одного достойного противника.

Изображение

Этот линейный корабль постройки 1939 года, полным водоизмещением 56 000 тонн (длина – 251 метр, ширина – 36 метров) и экипажем 2340 человек, имел восемь 380-мм и двенадцать 150-мм орудий, мог развивать максимальную скорость 30,8 узла, дальность его плавания составляла девять тысяч морских миль. Кроме того, «Тирпиц» нёс на борту шесть гидросамолетов «Арадо-196».

В условиях строжайшей секретности была тщательно спланирована операция «Шпортпаласт». К месту пересечения путей двух союзных конвоев, один из которых (PQ12) шёл на Мурманск, а второй (QP8) направлялся к берегам Исландии, должна была скрытно подойти эскадра во главе с линкором «Тирпиц». Германская разведка сработала чётко: время и место рандеву было рассчитано точно. Без сомнения, «Тирпиц» вышел бы на конвои и устроил бойню, если бы не одно «но», перевернувшее все расчёты и сорвавшее операцию.

Изображение

В составе конвоя QP8 шел маленький пароход под названием «Ижора» с грузом доски. Этот старый лесовоз из-за своей тихоходности оказался неспособным удержаться в группе, и безнадежно отстал. По суровым законам войны, корабль, не выдерживающий общего хода, должен был добираться до порта назначения самостоятельно. На это суденышко и наткнулась немецкая эскадра.  «Ижоре» было приказано лечь в дрейф и сохранять радиомолчание.

Однако произошло то, чего немцы никак не ожидали: «Ижора» не только вышла в эфир, предупреждая всех о грозящей опасности, но и открыла огонь из своего единственного 37 мм орудия.  Лесовоз дал бой линкору! В ярости эсминцы стали расстреливать «Ижору», но объятое пламенем судно не тонуло. Не пошло оно ко дну и получив две торпеды. Немцы не верили в происходящее – они не знали, что судно было нагружено деревом. И только заведенные под днище две глубинные бомбы смогли потопить «Ижору».

Изображение

На борту лесовоза было тридцать три члена команды, чей подвиг навсегда останется на страницах истории. Можно только представить ужас этих гражданских моряков, среди которых были женщины и подростки, когда они увидели перед собой огромные, вооружённые до зубов корабли под немецкими флагами. Можно представить себе степень мужества этих людей, когда они приняли решение нарушить вражеский приказ и предупредить своих товарищей. Но совершенно невозможно представить те адовы муки, которые они приняли перед смертью, когда по судну в течение 45 минут было выпущено 136 снарядов различного калибра, две торпеды и две глубинные бомбы. «Ижора» вся была объята пламенем и паром, что и было зафиксировано на фотокамеру противника.

Изображение

Стойкость и отвага моряков маленького парохода дорого обошлись самому могучему кораблю германского флота. Утратив по вине «Ижоры» эффект неожиданности, «Типриц» вынужден был развернуться и уйти на базу. Более ни разу не посмев выйти в море, он, в конце концов, погиб под ударами английских подлодок и самолетов прямо на своей стоянке в норвежском фьорде.

Изображение

Надо сказать, что радиограммы лесовоза «Ижора» были приняты обоими конвоями, и англичане направили на перехват немецкой эскадры авианосное соединение. Так, 7 марта 1942 года, ценою своих жизней русские моряки спасли два конвоя, на которые целенаправленно шел мощнейший линкор «Тирпиц». Из команды «Ижоры» в тот день спасся только старпом Адаев. Он погиб позже, в немецком концлагере.

К сожалению, история северных конвоев была богата на жуткие и трагические события, наподобие гибели «Ижоры». Подробнее о них вы можете узнать в теме уважаемого Baloo_bst.

Статья подготовлена основе материалов исторического и информационно-аналитического журнала «Морское Наследие».

  • Плюс 1

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Старший альфа-тестер
450 публикаций
2 536 боёв

Где-то я уже это читал, Но всеравно Спасибо, ибо тема  хорошая и изложено красиво.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Старший альфа-тестер, Коллекционер
117 публикаций
4 254 боя

Интересно.+

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Старший альфа-тестер
3 339 публикаций
1 109 боёв

Просмотр сообщенияxprestonx (25 Окт 2013 - 12:32) писал:

Где-то я уже это читал, Но всеравно Спасибо, ибо тема  хорошая и изложено красиво.

Тут. Изучен и изложен вопрос даже глубже чем у уважаемого ТСа. И схемы и картинки. Правда со временем пара картинок потерялась. Но это не делает первоначальную тему хуже. На нашем форуме собран богатый исторический материал. И с каждым днем все труднее находить не охваченные аспекты.
(Ну  вот. Теперь меня точно забанят. )

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Альфа-тестер
2 124 публикации

Уважаемый KWAK2007 опередил.

А уважаемый разработчик просто был не внимателен или что то не договорил?

Готовится какой то ивент?

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Старший альфа-тестер
450 публикаций
2 536 боёв

Просмотр сообщенияchoock (25 Окт 2013 - 13:15) писал:

Уважаемый KWAK2007 опередил.
А уважаемый разработчик просто был не внимателен или что то не договорил?
Готовится какой то ивент?
А если   вникнуть то и Квака я опередил))) просто не стал уж писать так открыто))
п.с. Но повторюсь, тема всеравно хорошая, как говорится "с хорошими людьми  не грех и 2 раза поздароваться" :teethhappy:
Изменено пользователем xprestonx

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Координатор супертеста
3 333 публикации
424 боя

Просмотр сообщенияKWAK2007 (25 Окт 2013 - 12:42) писал:

Тут. Изучен и изложен вопрос даже глубже чем у уважаемого ТСа. И схемы и картинки. Правда со временем пара картинок потерялась. Но это не делает первоначальную тему хуже. На нашем форуме собран богатый исторический материал. И с каждым днем все труднее находить не охваченные аспекты.
(Ну  вот. Теперь меня точно забанят. )

Просмотр сообщенияchoock (25 Окт 2013 - 13:15) писал:

Уважаемый KWAK2007 опередил.
А уважаемый разработчик просто был не внимателен или что то не договорил?
Готовится какой то ивент?

Просмотр сообщенияPinkman26 (25 Окт 2013 - 12:09) писал:

К сожалению, история северных конвоев была богата на жуткие и трагические события, наподобие гибели «Ижоры». Подробнее о них вы можете узнать в теме уважаемого Baloo_bst.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Участник, Коллекционер, Коллекционер-испытатель
325 публикаций
7 074 боя

Хорошо было описано у Пикуля в "Реквием каравану PQ 17".

Изменено пользователем Torbinsan

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Старший альфа-тестер
319 публикаций
1 151 бой

Хотелось добавить еще не много от себя:

 

Список экипажа "Ижоры".

1. Белов Василий Ильич 1895 г.р., капитан;

2. Адаев Николай Илларионович 1905 г.р., ст. помощник;

3. Корольков Леонид Алексеевич 1909 г.р., II помощник;

4. Осипенко Иван Романович 1906 г.р., дублёр ст. помощника;

5. Шерстнёв Фёдор Васильевич 1916 г.р., III помощник;

6. Петров Михаил Петрович 1910 г.р., ст. механик;

7. Штрекер Леонид Фёдорович 1912 г.р., II механик;

8. Греков Константин Осипович 1903 г.р., III механик;

9. Гусаров Николай Александрович 1908 г.р., радист;

10. Смуров Владимир Иванович 1918 г.р., боцман;

11. Митин Василий Григорьевич 1915 г.р., плотник;

12. Хорьков Николай Степанович 1914 г.р., матрос 1 класса;

13. Марков Михаил Михайлович 1915 г.р., матрос 1 кл.;

14. Антропов Александр Николаевич 1914 г.р., матрос 2 кл.;

15. Шумков Юрий Вениаминович 1925 г.р., матрос 2 кл.;

16. Макарычев Алексей Иванович 1925 г.р., матрос 2 кл.;

17. Поступинский Сергей Кондратьевич 1910 г.р., ст. машинист;

18. Веденеев Фёдор Ильич 1917 г.р., машинист 1 кл.;

19. Фёдоров Борис Петрович 1916 г.р., машинист 1 кл.;

20. Давыдов Пётр Яковлевич 1910 г.р., кочегар-наставник;

21. Капитонов Егор Акимович 1897 г.р., кочегар 1 кл.;

22. Киричук Иван Николаевич 1909 г.р., кочегар 1 кл.;

23. Куропцев Григорий Павлович 1911 г.р., кочегар 1 кл.;

24. Пантелеев Пётр Фёдорович 1923 г.р., кочегар 1 кл.;

25. Митрошин Александр Трофимович 1923 г.р., кочегар 1 кл.;

26. Мохин Григорий Михайлович 1908 г.р., кочегар 1 кл.;

27. Свищев Дмитрий Иванович 1910 г.р., кочегар 1 кл.;

28. Чирков Захар Иванович 1910 г.р., кочегар 1 кл.;

29. Тимофеев Сергей Павлович 1916 г.р., кочегар 2 кл.;

30. Салин Иван Фёдорович 1915 г.р., повар;

31. Могутова Раиса Григорьевна 1922 г.р., камбузница;

32. Авдеева Анна Николаевна 1891 г.р., буфетчица;

33. Басова Агнея Николаевна 1905 г.р., уборщица;

Вечная память.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Старший альфа-тестер
450 публикаций
2 536 боёв

Просмотр сообщенияBaloo_bst (25 Окт 2013 - 13:52) писал:

Хотелось добавить еще не много от себя:

Список экипажа "Ижоры".

1. Белов Василий Ильич 1895 г.р., капитан;
2. Адаев Николай Илларионович 1905 г.р., ст. помощник;
3. Корольков Леонид Алексеевич 1909 г.р., II помощник;
4. Осипенко Иван Романович 1906 г.р., дублёр ст. помощника;
5. Шерстнёв Фёдор Васильевич 1916 г.р., III помощник;
6. Петров Михаил Петрович 1910 г.р., ст. механик;
7. Штрекер Леонид Фёдорович 1912 г.р., II механик;
8. Греков Константин Осипович 1903 г.р., III механик;
9. Гусаров Николай Александрович 1908 г.р., радист;
10. Смуров Владимир Иванович 1918 г.р., боцман;
11. Митин Василий Григорьевич 1915 г.р., плотник;
12. Хорьков Николай Степанович 1914 г.р., матрос 1 класса;
13. Марков Михаил Михайлович 1915 г.р., матрос 1 кл.;
14. Антропов Александр Николаевич 1914 г.р., матрос 2 кл.;
15. Шумков Юрий Вениаминович 1925 г.р., матрос 2 кл.;
16. Макарычев Алексей Иванович 1925 г.р., матрос 2 кл.;
17. Поступинский Сергей Кондратьевич 1910 г.р., ст. машинист;
18. Веденеев Фёдор Ильич 1917 г.р., машинист 1 кл.;
19. Фёдоров Борис Петрович 1916 г.р., машинист 1 кл.;
20. Давыдов Пётр Яковлевич 1910 г.р., кочегар-наставник;
21. Капитонов Егор Акимович 1897 г.р., кочегар 1 кл.;
22. Киричук Иван Николаевич 1909 г.р., кочегар 1 кл.;
23. Куропцев Григорий Павлович 1911 г.р., кочегар 1 кл.;
24. Пантелеев Пётр Фёдорович 1923 г.р., кочегар 1 кл.;
25. Митрошин Александр Трофимович 1923 г.р., кочегар 1 кл.;
26. Мохин Григорий Михайлович 1908 г.р., кочегар 1 кл.;
27. Свищев Дмитрий Иванович 1910 г.р., кочегар 1 кл.;
28. Чирков Захар Иванович 1910 г.р., кочегар 1 кл.;
29. Тимофеев Сергей Павлович 1916 г.р., кочегар 2 кл.;
30. Салин Иван Фёдорович 1915 г.р., повар;
31. Могутова Раиса Григорьевна 1922 г.р., камбузница;
32. Авдеева Анна Николаевна 1891 г.р., буфетчица;
33. Басова Агнея Николаевна 1905 г.р., уборщица;


Вечная память.
Вот это Молодец :honoring:

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Участник
54 публикации
670 боёв

cпасибо, очень интересно. "Вечная слава героям!"

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Старший альфа-тестер
287 публикаций
78 боёв

Хм.. я и не знал об этом. Спасибо за просвещение. Слава Героям!!!

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Вики-гвардеец, Альфа-тестер, Коллекционер
2 021 публикация
4 780 боёв

Просмотр сообщенияPinkman26 (25 Окт 2013 - 12:09) писал:

Автор: Вадим Хитров

В составе конвоя QP8 шел маленький пароход под названием «Ижора» с грузом доски. Этот старый лесовоз из-за своей тихоходности оказался неспособным удержаться в группе, и безнадежно отстал. По суровым законам войны, корабль, не выдерживающий общего хода, должен был добираться до порта назначения самостоятельно. На это суденышко и наткнулась немецкая эскадра.  «Ижоре» было приказано лечь в дрейф и сохранять радиомолчание.

Однако произошло то, чего немцы никак не ожидали: «Ижора» не только вышла в эфир, предупреждая всех о грозящей опасности, но и открыла огонь из своего единственного 37 мм орудия.  Лесовоз дал бой линкору! В ярости эсминцы стали расстреливать «Ижору», но объятое пламенем судно не тонуло. Не пошло оно ко дну и получив две торпеды. Немцы не верили в происходящее – они не знали, что судно было нагружено деревом. И только заведенные под днище две глубинные бомбы смогли потопить «Ижору».

На борту лесовоза было тридцать три члена команды, чей подвиг навсегда останется на страницах истории. Можно только представить ужас этих гражданских моряков, среди которых были женщины и подростки, когда они увидели перед собой огромные, вооружённые до зубов корабли под немецкими флагами. Можно представить себе степень мужества этих людей, когда они приняли решение нарушить вражеский приказ и предупредить своих товарищей. Но совершенно невозможно представить те адовы муки, которые они приняли перед смертью, когда по судну в течение 45 минут было выпущено 136 снарядов различного калибра, две торпеды и две глубинные бомбы. «Ижора» вся была объята пламенем и паром, что и было зафиксировано на фотокамеру противника.

Стойкость и отвага моряков маленького парохода дорого обошлись самому могучему кораблю германского флота. Утратив по вине «Ижоры» эффект неожиданности, «Типриц» вынужден был развернуться и уйти на базу. Более ни разу не посмев выйти в море, он, в конце концов, погиб под ударами английских подлодок и самолетов прямо на своей стоянке в норвежском фьорде.

Надо сказать, что радиограммы лесовоза «Ижора» были приняты обоими конвоями, и англичане направили на перехват немецкой эскадры авианосное соединение. Так, 7 марта 1942 года, ценою своих жизней русские моряки спасли два конвоя, на которые целенаправленно шел мощнейший линкор «Тирпиц». Из команды «Ижоры» в тот день спасся только старпом Адаев. Он погиб позже, в немецком концлагере.
К сожалению, история северных конвоев была богата на жуткие и трагические события, наподобие гибели «Ижоры». Подробнее о них вы можете узнать в теме уважаемого Baloo_bst.
Статья подготовлена основе материалов исторического и информационно-аналитического журнала «Морское Наследие».

Давайте буянить!

Операция "Sportpalast"

Начнем с начала. Так оно понятнее будет. Сразу прошу следить за руками, потому что во взаимном маневрировании примерно 5 соединений, не имея карты (а карты я не имею) легко запутаться.

Эскадра Цилиакса состояла из "Тирпица" и трех ЭМ. "Hermann Schoemann", "Friedrich Ihn" и "Z25". О том, что "немцы что-то замышляют", англичане узнали до выхода PQ12 из Исландии О выходе "Тирпица" в море адмирал Тови был уведомлен вечером 6 марта РДО с подлодки HMS Seawolf, контролировавшей гавань Тронхейма. В свою очередь, Цилиакс не имел никакого представления, что вскрытое англичанами перебазирование немецких кораблей на север вызвало усиление сил прикрытия конвоя, и что ему противостоят АВ Victorious, два линкора (Duke of York и KGV), линейный крейсер "Ринаун", два крейсера и 12 эсминцев. Немцы рассчитывали встретить "обычный" конвой, шугануть легкие силы прикрытия и пощипать транспорта.

Конвой PQ-12 должен был идти севернее о. Медвежий, но уперся в сплошной лед и пошел южнее. Это так, для справки.

Всё действо происходило ранней весной в Арктике в условиях погоды, "переходящей из хреновой в очень хреновую", что не могло не наложить отпечаток. В частности, "Викториес" оказался практически бесполезен.

0800/7 Цилиакс находится примерно в 100 милях южнее конвоев, соединение Тови находится примерно в 150 милях западнее Цилиакса. Цилиакс отряжает все три эсминца произвести поиск в восточном направлении.

Конвои PQ-12 и QP-8 встретились примерно в 1200/7. "Ижора" где-то восточнее конвоев, "Тирпиц" в одиночестве и его три эсминца отдельной группой топает юго-восточней точки встречи конвоев. Тови "прикрывает" конвои с юго-запада.

Около 1300/7 Z25 прошел в 10 милях от QP8 (по счислению координат), но не заметил конвой. Вот такая вот видимость.

В 1545/7 "Фридрих Ин" натыкается на "Ижору". У трех немецких эсминцев уходит 1.5 часа на потопление парохода, который передает в эфир неправильные(?) координаты. "Тирпиц" не успевает "вписаться в килл" и с "Ижоры" его не заметили. Тем не менее, всплеск радиообмена восточнее позиции PQ-12 дает Тови приблизительное представление о местоположении немецкой эскадры.

в 1728/7 "Тирпиц" наконец соединяется со своими эсминцами и обнаруживает, что находится у кромки льда. Немецкое соединение поворачивает на юго-восток (решив что "Ижора" отстала от PQ-12, а не от PQ-8? -- СИ).

в 1923/7 Тови поворачивает на соединение с конвоем PQ-12 и отряжает все 12 английских эсминцев в поиск в направлении "на юго-восток и потом на север", чем эсминцы занимаются до 0600/8 без малейшего успеха.

в 0400/8 Цилиакс отправляет все немецкие эсминцы на дозаправку в Тромсё, так как погода не позволяет им принять топливо с линкора. Тови начинает понемногу отводить свое соединение на запад, параллельно движению QP-8 так как опасается немецких ПЛ и не имеет ни одного эсминца при линкорах.

Весь день 8 марта. Цилиакс на одиночном "Тирпице" упорно ищет PQ-12, двигаясь галсами южнее о. Медвежий, находясь уже западнее ушедшего в сторону Мурманска конвоя. В 1816/8 командование извещает его, что оно (командование) в течение 3 суток не имеет никакой информации ни о восточном, ни о западном конвоях и "есть вероятность, что конвои из-за плохой погоды повернули назад. Далее вся ответственность за проведение операции ложится на Цилиакса". В 2025/8 "Тирпиц" поворачивает на юг, на соединение со своими эсминцами и возвращение домой. Радиообмен "Тирпица" пеленгуется англичанами и Тови поворачивает обратно в сторону Медвежьего.

Утром 9 марта соединение "Тирпица" будет атаковано "альбакорами" с "Викториес" без какого-либо результата, но это уже совсем другая история. Таким образом, можно вполне достоверно сказать, что "Ижора" практически никак не повлияла на ход операции "Sportpalast", разве что оказалась единственной ее жертвой.

"Внеочередное общее собрание в "Клубе отставших от конвоя" (листовка Адмиралтейства, адресованная шкиперам транспортов)
Изображение

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Бета-тестер
67 публикаций

История о том,как пароход смог...

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Участник
227 публикаций

Просмотр сообщения123yu123 (25 Окт 2013 - 14:37) писал:

хм а я не знал

Просмотр сообщенияMonteis (25 Окт 2013 - 15:38) писал:

Хм.. я и не знал об этом. Спасибо за просвещение. Слава Героям!!!

Прикиньте я тоже хм,, не знал. Теперь ясно почему народ кряхтит и выкладывает истории о кораблях.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Вики-гвардеец, Альфа-тестер, Коллекционер
2 021 публикация
4 780 боёв

Просмотр сообщенияDeSert____EaGle (25 Окт 2013 - 17:00) писал:

История о том,как пароход смог...
Что смог, извините?

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Альфа-тестер
50 публикаций
2 637 боёв

Просмотр сообщенияAunt_Tom (25 Окт 2013 - 16:35) писал:

Давайте буянить!

поскольку комменты тут не читают - есть шанс на буйство только при соpдании нового поста :-)

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Старший альфа-тестер
502 публикации
9 043 боя

Вечная слава героям-морякам!  :honoring:

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Эту страницу никто не просматривает.

×