Перейти к содержимому
Для публикации в этом разделе необходимо провести 50 боёв.
MerCant

"Эпильдофоры" и "болиндеры" Черноморского флота

В этой теме 19 комментариев

Рекомендуемые комментарии

348 публикаций

В начале двадцатого века средства высадки десанта ограничивались только корабельными шлюпками. Этот способ был устаревшим, рискованным и продолжительным. Так на высадку первого эшелона десанта у Бэйдзи-Бо, неподалеку от Порт-Артура, японцам потребовалось восемь дней и еще несколько недель на транспортировку грузов. Более трагично закончилась попытка англичан высадиться на Галлиполийский полуостров в марте 1915 года. Несмотря на то, что за месяц до высадки, адмиралтейство заказало 250 специально разработанных лихтеров, оснащенных дизелем Болиндера. В августе того же года повторная высадка прошла намного успешнее, именно благодаря десантным баржам.

Между тем с другой стороны от турецких проливов русские генералы и адмиралы не собирались безучастно наблюдать за перипетиями борьбы своих "заклятых друзей" с турками, целью которой являлась главная для России приманка - Царьград-Константинополь. Операция против Босфора планировалась в течение чуть ли не тридцати лет, для нее строились броненосцы с сильным носовым огнем (тип "Екатерина II"), но вот о специальных высадочных средствах заранее позаботиться не удосужились. А между тем обширное и ничем не прикрытое южное (турецкое) побережье Черного моря представляло собой заманчивую цель.

В попытке спешно догнать союзников Морское министерство России обратило свой взор на отличный <подсобный материал>, находящийся буквально под рукой - на Азовском море. Его мелководное побережье и плохо оборудованные порты заставляли местных негоциантов использовать традиционные азовские шхуны и баржи, которые имели большую вместимость и незначительную осадку, резко уменьшавшуюся к носу. Все эти суда могли выгружаться прямо на пляжах, при этом самые крупные из них совершали дальние походы аж до Балтики.

Проще всего было построить небольшие десантные баржи, аналогичные британским <иксам>. И действительно, за пару месяцев русские конструкторы творчески проработали азовский вариант. Результатом явилось судно, очень похожее на "англичанина", вплоть до того, что на нем применили те же самые дизели. Не мудрствуя лукаво, назвали "болиндером" и сам корабль в целом, хотя заказ на двигатели выдали сразу нескольким шведским фирмам. Кстати, именно нехитрая энергетическая установка стала камнем преткновения в производстве. Свыше половины из 50 заказанных лихтеров, к постройке которых приступили в середине 1916 года, пришлось выпустить в свет без моторов, так как их производство и доставка затянулись на неопределенное время. Поэтому для высадки войск на турецкое побережье у Ризе и Атины использовались в основном самоходные боты водоизмещением до 300 т, которые могли принимать до 100 т груза.

Боты и "болиндеры" представляли собой достаточно простые и удобные средства выгрузки, но их грузоподъемность и дальность плавания были слишком малы. Поэтому русские специалисты обратились к более крупным азовским прототипам. Удачной находкой сочли шхуну водоизмещением около 1000 т, принадлежавшую купцу греческого происхождения Эльпидифору. Это был почти готовый десантный корабль. (Имя ее владельца вошло позже в военно-морскую историю, послужив обозначением для целой серии специальных судов.)

Морское министерство очень долго раскачивалось и выдало заказ на 30 "эльпидифоров" только непосредственно перед февральской революцией. Осенью 1917 года заказ урезали на 10 единиц. Судно сохранило все черты своего торгового "предка", но было значительно улучшено. Оно было оборудовано двойным дном и специальными балластными цистернами, позволявшими притапливать кормовую часть и тем самым облегчать нос, который имел при этом нулевую осадку и мог "въезжать" на берег. Во всех помещениях появился электрический свет, на передней мачте установили прожектор, в рубке - радиостанцию, а под полубаком оборудовали порты для выгрузки полевой артиллерии и грузов. Ограждения люков подкрепили, чтобы они могли выдержать тяжесть двух гидросамолетов или быстроходных катеров. Мощное вооружение из трех 102-мм пушек, двух 75-мм зениток и двух пулеметов позволяло эффективно поддерживать высаживающиеся войска. В общем, "эльпидифоры" можно считать самыми удачными и совершенными десантными средствами первой мировой войны. Единственным их недостатком являлась небольшая скорость - всего 10 узлов. Причиной стала тривиальная экономия: после войны десантные пароходы предполагалось распродать в частные руки, а так как эксплуатация быстроходных шхун была бы экономически невыгодной, это могло резко - сократить число возможных покупателей.

Октябрьская революция и последовавшая за ней гражданская война не дали возможности использовать эти прекрасные суда по прямому назначению (упоминающиеся в сообщениях о десантах <эльпидифоры> являлись мобилизованными азовскими торговыми шхунами). Только три из них - № 410, 411 и 412 - удалось построить по первоначальному проекту в 1919 году, а через год они достигли вожделенного Константинополя, но увы - не победителями. Вместе с другими кораблями они были отправлены белогвардейцами в Бизерту. В июне 1920 года советское руководство приняло решение о достройке еще шести единиц в качестве канонерских лодок с вооружением из трех 130-мм и двух 76-мм зенитных пушек. Удалось переоборудовать только три судна, из которых "Эльпидифор-415" погиб в самом начале 1921 года: в ходе боя с белыми он выбросился на берег и получил сильные повреждения во время шторма. Два других с 1923 года стали называться "Красная Абхазия" (№ 413) и "Красный Аджаристан" (№ 414). Вскоре к ним прибавились еще две "красные республики": "Красный Крым" (с 1939 года - "Красная Армения", № 416) и "Красная Грузия" (№ 417). Остальные достраивались в качестве крайне необходимых Советской России транспортных судов - нефтеналивных и сухогрузных.

 

Десантная баржа типа "болиндер", Россия, 1916 г.

 

Болиндер.JPG

Водоизмещение 255 т, длина максимальная 54,7 м, ширина 7,1 м, осадка 1,2 м. Два дизельных двигателя общей мощностью 50 л.с., скорость 5,5 уз. Вооружения не имели, могли принимать до 520 чел. десанта. Построено 50 единиц, из них 29 - без двигателей. В гражданской войне использовались в качестве плавбатарей и канонерских лодок. В составе Азовской флотилии в 1920 г. находились 7 <болиндеров>, вооруженных одним 152-мм или 130-мм орудием.

 

Канонерская лодка "Красная Абхазия" ("Эльпидифор-413"), Россия, 1920 г.

 

Эпильдофор.JPG

Водоизмещение 1400 т (по проекту 1050 т), длина 74,7 м, ширина 10,4 м, осадка 1,8 м. Две паровые машины общей мощностью 600 л.с., скорость 10 уз. Вооружение: три 130-мм орудия (по проекту три 102-мм), две 76-мм зенитные пушки, до 120 мин. Всего заказано 20 единиц, 3 единицы (№ 410-412) построены в 1918 г. по первоначальному проекту как десантные суда, остальные достраивались в СССР после гражданской войны по различным проектам (№ 413, 414, 416 и 417 - в качестве канонерских лодок, № 420-422 - как нефтеналивные баржи, № 424-427 - как баржи для перевозки угля). № 428 и 429 разобраны на стапеле.

 

Источник "Моделист-конструктор" № 1 за 1997 год.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
194
[CATGO] Glebkk
Коллекционер
528 публикаций
9 551 бой

лови +, только фотки залил бы на фотохостинг, не удобно так

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
221
choock
2 124 публикации

Похоже мелкие картинки заняли прочное место в ваших темах.

Может попробуете что то сделать, чтобы они сразу были нормального размера? Хуже для темы не будет.

Кстати, вы не пробовали в интернете поискать еще фотографий или репродукций. Тема смотрелась бы лучше.

Сплошная стена текста без абзацев тоже как то не слишком впечатляет и портит общее впечатление.

Да и технические характеристики тоже лучше смотрелись, если б вы их разделили построчно, а не выкладывали "одним мазком".

Надеюсь мои замечания помогут сделать некоторые поправки в этой теме и позволят поднять уровень ваших последующих тем на более качественный уровень.

Пока же я поставил бы только троечку с плюсом(ИМХО). Удачи!

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
120 публикаций

Просмотр сообщенияchoock (24 Окт 2013 - 10:32) писал:

Похоже мелкие картинки заняли прочное место в ваших темах.
Может попробуете что то сделать, чтобы они сразу были нормального размера? Хуже для темы не будет.
Кстати, вы не пробовали в интернете поискать еще фотографий или репродукций. Тема смотрелась бы лучше.
Сплошная стена текста без абзацев тоже как то не слишком впечатляет и портит общее впечатление.
Да и технические характеристики тоже лучше смотрелись, если б вы их разделили построчно, а не выкладывали "одним мазком".
Надеюсь мои замечания помогут сделать некоторые поправки в этой теме и позволят поднять уровень ваших последующих тем на более качественный уровень.
Пока же я поставил бы только троечку с плюсом(ИМХО). Удачи!
на счет мелких картинок - все оффлайн, никому из комрадов не могу в личку написать подскажите удобный фотохостинг (желательно в ЛС если появятся дополнительные вопросы - чтобы форум не засорять)
и кстати где раздел о создании тем и их оформлении ? FAQ и другая помощь ?
UPD
простыня букаф - сложно к прочтению. Плюсик от меня тем не менее
Изменено пользователем T0M_Sawyer

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
6 публикаций

Просмотр сообщенияT0M_Sawyer (24 Окт 2013 - 10:50) писал:

...
подскажите удобный фотохостинг
...

Радикал же. Все поняхи только радикалом пользуются.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
367 публикаций
179 боёв

Просмотр сообщенияT0M_Sawyer (24 Окт 2013 - 10:50) писал:

на счет мелких картинок - все оффлайн, никому из комрадов не могу в личку написать подскажите удобный фотохостинг (желательно в ЛС если появятся дополнительные вопросы - чтобы форум не засорять)
и кстати где раздел о создании тем и их оформлении ? FAQ и другая помощь ?
Например здесь (там же и ссылка на фотохостинг имеется)
http://forum.worldof...__fromsearch__1

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
437 публикаций
4 265 боёв

Просмотр сообщенияBETEP__C__MOP9I (24 Окт 2013 - 10:59) писал:

Радикал же. Все поняхи только радикалом пользуются.
Забудьте о радикале,это мрак.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
10
lerov
571 публикация
400 боёв

Просмотр сообщенияBETEP__C__MOP9I (24 Окт 2013 - 10:59) писал:

Ради*** же. Все поняхи только радикалом пользуются.
Не советую этот ...
Советую пользоваться этим  :great:
http://fastpic.ru
ТС стена текста - не очень читабельна. Просьба изменить оформление.
Изменено пользователем lerov

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
5 публикаций
128 боёв

а почему не сделать, что бы мелкие фотки можно было просто крепить, ато реально неудобно...

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
437 публикаций
4 265 боёв

Просмотр сообщенияlerov (24 Окт 2013 - 11:16) писал:

Не советую этот ...
Советую пользоваться этим  :great:
http://fastpic.ru
ТС стена текста - не очень читабельна. Просьба изменить оформление.
Раньше пользовался этим хостингом,не лучший выбор.Фаст удаляет картинки спустя некоторое время.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
15 публикаций
75 боёв

автору спасибо, познавательно

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
221
choock
2 124 публикации

Просмотр сообщенияT0M_Sawyer (24 Окт 2013 - 10:50) писал:

на счет мелких картинок - все оффлайн, никому из комрадов не могу в личку написать подскажите удобный фотохостинг (желательно в ЛС если появятся дополнительные вопросы - чтобы форум не засорять)
и кстати где раздел о создании тем и их оформлении ? FAQ и другая помощь ?
UPD
простыня букаф - сложно к прочтению. Плюсик от меня тем не менее

Вот официально рекомендованный ВГ список хостингов.
http://forum.worldof...__fromsearch__1
Выбирайте тот, который вам покажется наиболее удобным.
Лично я пользуюсь этим http://fastpic.ru/

Не лишним будет ознакомиться с этой темой http://forum.worldof...ld-of-warships/

Эту тему рекомендую просто прочесть. Ну а принимать ее, как руководство к действию, или нет - уже ваш личный выбор http://forum.worldof...ьменское-согла/

Эта тема для ознакомления тоже будет не лишней http://forum.worldof...ческое-пособие/

Ну а дальше просто посмотрите на форуме темы, которые имеют высокий рейтинг у участников.
Думаю, что выше перечисленного будет вполне достаточно, чтобы следующие ваши темы заиграли новыми красками. Удачи!

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
686 публикаций
34 боя

cтена текста очень неприятно смотрится. ТС разбей текст по абзацам.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
746 публикаций

http://s1.ipicture.r...25/P77ioRAA.jpg

Высадка войск с помощью десантных барж типа «Болиндер». Апрель 1916 года.

Фотография канонерской лодки "Красная Абхазия"

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
812 публикации
419 боёв

Немножко фоток:

 

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
107
[EZI-S] Burg80
284 публикации

Интересная статья. Кстате больша'я часть статьи взята из "большой советской энциклопедии".

Вот тут можно прочитать полную версию статьи из МК http://commi.narod.ru/bmc/mk1dk/dk1.htm

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
37
[TP-W] PSKR616
Коллекционер, Коллекционер-испытатель
236 публикаций
7 873 боя

А нет полного списка построенных "Эпильдофоров"? И их дальнейшей судьбы?

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Эту страницу никто не просматривает.

×