Перейти к содержимому
Для публикации в этом разделе необходимо провести 50 боёв.
1L1dan

СПЛ. Он же "Гидро-1".

В этой теме 39 комментариев

Рекомендуемые комментарии

236
1L1dan
3 333 публикации
424 боя

Изображение

Доброго времени суток, дорогие форумчане!

Сегодня хотелось бы вам рассказать о весьма необычной для ВМФ СССР вещи, а именно-о проекте самолета для "подводного авианосца".

Сама концепция подобного корабля в 30-е была не нова-у британцев, например, была HMS M2, а у японцев был проект J-1M(а в будущем появился проект I-400) , у французов-"Сюркуф"(эта лодка вообще-то заслуживает отдельной статьи на несколько постов).
Зачем же на подлодке самолет?
Для ведения разведки, конечно. Наличие собственного самолета-разведчика существенно улучшает обзор подводной лодки.
Игорь Вячеславович Четвериков(конструктор СПЛ) пишет:

Цитата

«Мысль установить самолет на подводную лодку возникла в связи со стремлением повысить ее боевую эффективность за счет расширения поля обзора при поиске противника. Самолет мог увеличить «дальнозоркость» подлодки в десять с лишним раз. А это имело особо важное значение в таких операциях, как организация морской блокады противника, поиск и уничтожение вражеских кораблей в открытом море.
Однако в техническом плане задача и для самолета, и для подлодки оказалась далеко не простой. Где и как размещать самолет на подводном корабле?! Предлагались два решения: либо внутри лодки, но тогда нужно разбирать самолет, либо снаружи, на палубе. Второй вариант с размещением самолета в специальном ангаре на палубе показался мне наиболее удобным. Разборка самолета в этом случае заменялась его складыванием. Однако при этом возрастало гидродинамическое сопротивление лодки, что снижало ее скорость под водой. Отсюда закономерно последовало категорическое требование минимальных габаритных размеров ангара. Минимальный вес и размеры – эти вопросы у нас доминировали над остальными. К тому же приходилось решать и другие, не менее важные проблемы – ограниченного времени подготовки к полету и уборки самолета, надежной связи гидросамолета с подлодкой и, наконец, проблему мореходных качеств самолета. Именно эти, а не летно-технические характеристики определили конструкцию».
Поддержку идее оказали начальник Отдела строительства глиссеров и аэросаней (ОСГА) НИИ ГВФ и  начальник Главсевморпути. Также конструктору было предложено разработать аналогичный самолет(но не складной) для ледокола "Челюскин". Поскольку до выхода в море ледокола оставалось меньше восьми месяцев, времени у конструктора была критически мало.
В 1933 году Иван Вячеславович начал одновременное проектирование сразу двух машин-версии для подводных лодок и версии для ледокола.
На самом деле, конструктивно два получившихся проекта были практически идентичны, за исключением того, что вариант СПЛ(самолет для подводной лодки) был складным, а вариант ОСГА-101 складным не являлся(а, собственно, зачем, если предполагаемое базирование самолета осуществлялось на ледоколе?). Также были некоторые другие отличия, о которых речь пойдет ниже.
К 1934 году обе машины были готовы. В том же году ОСГА-101 прошла гос. испытания(к слову, некоторые испытания проходили на Москве-реке).

Изображение

ОСГА-101.

Но очереди был СПЛ. В 1935 году машина также прошла гос. испытания и была передана НИИ ГВФ, затем в 1936 году ее продемонстрировали на выставке в Милане под маркой "Гидро-1".

Изображение

Какой-либо другой информации по данному проекту я, к сожалению, не нашел. Естественно, на вооружение самолеты приняты не были, массовое производство запущено не было(в силу каких причин-не ясно.
Однако прецедент разработки такой машины в истории ВМФ СССР есть, что и является весьма интересным фактом.
Некоторые конструктивные особенности самолетов ожидают вас под спойлером:


Изображение

Свободнонесущие монопланы с высоким расположением крыла имели почти одинаковые крылья — цельнодеревянные, с тремя коробчатыми лонжеронами. Лобовая часть до среднего лонжерона сверху и снизу обшивалась фанерой, а все крыло — полотном, пришитым к нервюрам нитками. Все швы заклеивались киперной лентой.
Главное отличие консолей ОСГА-101 и СПЛ — в узлах стыковки с фюзеляжем. На первом были обычные замни типа «ухо-вилка» сверху и снизу на полках всех лонжеронов. Таким образом, каждое полукрыло крепилось шестью болтами. На втором же узлы на переднем и заднем лонжеронах соединялись без фиксации. При этом изгибающий момент передавался через узлы всех лонжеронов, а перерезающая сила только через узлы среднего. В рабочем положении крыло удерживалось фиксатором на верхнем узле среднего лонжерона. Нижний же его узел был карданным, он удерживался в гнезде центроплана на резьбе. Достаточно было освободить фиксатор, развернуть консоль вдоль оси лонжерона, уложить ее по борту лодки — и крыло складывалось.
Оптимальное положение лодки на взлете и при посадке обеспечивал большой установочный угол крыла (6°), тогда как в горизонтальном полете угол атаки был гораздо меньше (2°). Поэтому нос лодки оказывался наклоненным вниз, но при этом ось двигателя располагалась вдоль набегающего потока.
Крылья ОСГА-101 и СПЛ были набраны профилями типа МОС-27 с относительной толщиной 18% в корневой части и 12% в концевой. В сочетании с большим сужением крыла это приводило к тому, что на больших углах атаки в концевой части крыла возникал срыв потока. Стоило летчику чуть перетянуть ручку на себя при посадке, как самолет тут же стремился свалиться на крыло. О причинах такого явления тогда еще не знали и полагали это следствием недостаточной поперечной устойчивости. Попробовали увеличить угол поперечного «V» крыла до 5°, но поведение самолета на больших углах атаки не изменилось. По словам И. В. Четверикова, положение в какой-то степени компенсировала высокая эффективность элеронов.
Элероны имели большую площадь и занимали всю заднюю кромку крыла. Каждый состоял из двух частей — корневой и концевой, причем первые при посадке могли отклоняться как закрылки. Сами элероны были деревянными с лонжероном коробчатой конструкции и полотняной обшивкой. Носок элерона обшивался фанерой.
Лодка самолета СПЛ (равно как и ОСГА-101) цельнодеревянная, с каркасом из набора шпангоутов, лонжеронов и стрингеров и фанерной обшивкой. Гидродинамические характеристики лодки были весьма высокими, поскольку самолеты предназначались для работы в открытом море. Большой угол килеватости существенно снижал перегрузки в момент «приводнения» на волну, а высокий борт обеспечивал безопасные взлет и посадку в штормовую погоду.
Хвостовая ферма фюзеляжа из стальных труб. Ее жесткость обеспечивалась лентами-расчалками. Тросы управления рулем высоты и рулем поворота проходили внутри труб фермы.
Подкрыльные поплавки гидросамолетов СПЛ и ОСГА-101 имели одинаковые форму и конструкцию. Каждый из них представлял собой деревянный каркас из шпангоутов и стрингеров, обтянутый фанерой. Единственное различие в фермах подкрыльных поплавков — на самолете СПЛ они имели более простую конструкцию.
Оперение с цельнометаллическим сварным каркасом и полотняной обшивкой. Лонжероны киля и стабилизатора, а также нервюры и кромки килей, стабилизаторов и рулей были сделаны из тонкостенных стальных труб. Стабилизаторы самолетов различались: на СПЛ он был выполнен по биплановой схеме для уменьшения размаха.
Силовая установка обеих машин базировалась на распространенном в то время авиадвигателе М-11 мощностью 100 л. с. Винт от самолета У-2, деревянный, с фиксированным шагом, его диаметр 2,3 м.
Двигатель располагался на высоком пилоне, сваренном из стальных труб. Такая его компоновка диктовалась необходимостью предохранить винт от забрызгивания при взлете и посадке. На СПЛ стойка мотогондолы складывалась назад, при этом нижний конец заднего подкоса, опираясь на скользящую муфту, двигался по трубе хвостовой фермы.
В мотогондоле располагались десятилитровый масляный бак и двадцатилитровый расходный бензобак. Основные же бензобаки находились в лодке.
В первоначальном варианте на моторах обоих самолетов устанавливали кольцо Тауненда: на ОСГА-101 — граненое, сваренное из листовой «нержавейки», а на СПЛ — круглое, выколоченное из дюралюминия.
Как известно, кольцо Тауненда снижает аэродинамическое сопротивление головок цилиндров звездообразного двигателя, но на М-11 эффект от его применения почти не ощущался. Поэтому после первых полетов кольца были демонтированы.
Стойки шасси самолета ОСГА-101 из стальных труб с деревянными обтекателями, примотанными матерчатой лентой. При взлете и посадке на воду колеса лебедкой поднимались к крылу. Располагаясь выше ватерлинии, они не ухудшали гидродинамики корпуса. В хвостовой части лодки был установлен костыль с амортизацией из резиновых колец, разделенных алюминиевыми шайбами. СПЛ такого шасси не имел, а для перемещения по земле применялось так называемое «выкатное шасси», ось которого вставлялась в трубу, проходящую через борта лодки.
Окраска самолетов ОСГА-101 и СПЛ была довольно простой: по моде тех лет оба были серебристыми, при этом ОСГА-101 не имел отделки и опознавательных знаков. СПЛ в первоначальном варианте также не имел отделки. Впоследствии на крыле сверху и снизу и в носовой части лодки были изображены красные звезды. «Миланский» вариант самолета («Гидро-1») имел иную окраску: надписи синего цвета на бортах лодки и без звезд на крыле.
ЛТХ:


Размах крыла, м: 9.60.
Длина, м: 7.40.
Высота, м: 2.72.
Площадь крыла, м2: 13.40.
Масса, кг:   
  Пустого самолета: 592.
  Нормальная взлетная: 879.
Тип двигателя:1 ПД М-11.
Мощность, л.с: 1 х 100.
Максимальная скорость , км/ч: 186.
Крейсерская скорость , км/ч: 174.
Практическая дальность, км: 400.
Максимальная скороподъемность, м/мин: 100.
Практический потолок, м: 5400.
Экипаж: 2.

Фотографии(которых, к сожалению, немного):

СПЛ в сложенном состоянии.


Изображение

Изображение


ОСГА-101 во время испытаний на Москве-реке.

Изображение

СПЛ.

Изображение

Источники:

В.Кондратьев. "Гидросамолет для субмарины".

Л.Эренбург. "Летающие лодки Четверикова".

http://www.airwar.ru/

http://voina.su/

http://karopka.ru/

http://soviet-avia.blogspot.com/

http://www.navy.su/

http://vakul.ru/

http://reibert.info/

Бонус:
Поскольку в этой теме визуальной составляющей крайне мало, прикладываю к теме видео, которое сегодня меня основательно впечатлило.


На данном видео мистер Райан Клекнер (Ryan Cleckner), бывший армейский рейнджер и лидер снайперской группы, стреляет из Barret M107, армейской полуавтоматической винтовки калибра .50 BMG. И, что характерно, не просто стреляет, но попадает при этом — первым выстрелом — в силуэтную мишень на рубеже 1000 ярдов (чуть больше 900 метров)!
Эка невидаль, скажете вы? Угу. Но фишка в том, что он стреляет (и первым выстрелом попадает!) из этой 16-килограммовой, брыкающейся винтовки... СТОЯ, С РУК!
Услышали после просмотра стук? Это была ваша челюсть, господа.  :teethhappy:

Спасибо за внимание!

  • Плюс 1

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
414 публикации

1L1dan впервые с тобой делали одну и ту же тему. Я планировал завтра ее создать. Самолет действительно заслуживает внимания. Хороший подобрал первый рисунок , где показаны ОСГА-101 и СПЛ,

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
236
1L1dan
3 333 публикации
424 боя

Просмотр сообщенияMBA116 (14 Окт 2013 - 21:54) писал:

1L1dan впервые с тобой делали одну и ту же тему. Я планировал завтра ее создать. Самолет действительно заслуживает внимания.
Извиняюсь, не знал. Нечаянно набрел на его описание на Airwar.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
414 публикации

1L1dan это хорошо, что ты про него написал. Каждая тема это расширения раздела Морская авиация, а про авиацию СССР до 1945 года эта тема только вторая. Оценка только положительная.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
310 публикаций
191 бой

Прикольно!автору огромное спасибо! :medal:

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
755 публикаций
315 боёв

Поставил бы плюс и за бонус и за ссылки (на темы, которые прочитаю на досуге) и за саму тему конечно.

Цитата

"Сюркуф"(эта лодка вообще-то заслуживает отдельной статьи на несколько постов).
Можно было бы создать тему нескольким людям,как в журнале ствол.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
364 публикации
1 048 боёв

Просмотр сообщения1L1dan (14 Окт 2013 - 21:37) писал:

у французов-"Сюркуф"(эта лодка вообще-то заслуживает отдельной статьи на несколько постов).

Просмотр сообщенияkenni_ghost (15 Окт 2013 - 13:42) писал:

Можно было бы создать тему нескольким людям,как в журнале ствол.

Я думал поправит кто то другой)))

http://forum.worldof...pic/300-сюркуф/

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
236
1L1dan
3 333 публикации
424 боя

Просмотр сообщенияPSiHxD (15 Окт 2013 - 15:35) писал:

Википедия же.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
755 публикаций
315 боёв

Просмотр сообщенияPSiHxD (15 Окт 2013 - 15:35) писал:

Я думал поправит кто то другой)))

http://forum.worldof...pic/300-сюркуф/
Ну можно расширить тему

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
74 публикации
34 боя

интересно, спасибо.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
10
lerov
571 публикация
400 боёв

Цитата

Естественно, на вооружение самолеты приняты не были, массовое производство запущено не было(в силу каких причин-не ясно.
А кто же должен был тогда выступить в роли ?

Цитата

"подводного авианосца"
Может проблема в этом?  :trollface:

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
367 публикаций
179 боёв

Просмотр сообщенияlerov (16 Окт 2013 - 14:39) писал:

А кто же должен был тогда выступить в роли ?

Может проблема в этом?  :trollface:
ЕМНИП, на "Правды" изначально планировали его ставить. Впрочем, от этого отказались уже на этапе постройки. С учётом того, что и сами лодки вышли малоудачными, неудивительно что на дальнейшее развитие авиационого вооружения для них махнули рукой.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
32 публикации
16 боёв

забавный самолёт

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
896
[WG-ST] Lonkraft
Коллекционер
1 824 публикации
3 408 боёв

Цитата

Самолет мог увеличить «дальнозоркость» подлодки в десять с лишним раз.

Теперь понятно по какой причине инженеры не смотря на тех.сложности сделали возможность взлета самолета с ПЛ )

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
260 публикаций
32 боя

автору спс +

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
287 публикаций
78 боёв

Я когда изображение увидел, даже засомневался, что он, вообще, летать может. За инфу спасибо.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
896
[WG-ST] Lonkraft
Коллекционер
1 824 публикации
3 408 боёв

Цитата

Я когда изображение увидел, даже засомневался, что он, вообще, летать может.

Внешность обманцива значит)

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
38 публикаций
198 боёв

Ну про внешность - не все то золото, что блестит

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
896
[WG-ST] Lonkraft
Коллекционер
1 824 публикации
3 408 боёв

Цитата

Ну про внешность - не все то золото, что блестит

Как не верти, против истины не поидешь.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Эту страницу никто не просматривает.

×