Перейти к содержимому
Для публикации в этом разделе необходимо провести 50 боёв.
DrMort

ПОВРЕЖДЕНИЯ И ГИБЕЛЬ ГЕРМАНСКИХ И АНГЛИЙСКИХ КОРАБЛЕЙ В ЮТЛАНДСКОМ БОЮ 31 МАЯ 1916 Г.

В этой теме 13 комментариев

Рекомендуемые комментарии

9
[HWD] DrMort
292 публикации
1 485 боёв

ПОВРЕЖДЕНИЯ И ГИБЕЛЬ ГЕРМАНСКИХ И АНГЛИЙСКИХ КОРАБЛЕЙ

В ЮТЛАНДСКОМ БОЮ 31 МАЯ 1916

Часть1

 

Периодические обстрелы германскими крейсерами прибрежных городов Великобритании создали в стране неблагоприятное общественное мнение,

и английское население стало роптать на слабую деятельность английского флота, не сумевшего воспрепятствовать нападениям противника на беззащитные города.

Это обстоятельство побудило английское командование принять срочные меры, путем выполнения дополнительных оборонных работ, для защиты баз на южном побережье Великобритании и для изменения дислокации английского флота. Кроме того, в английском адмиралтействе было разработано несколько операций, направленных

к нарушению германского плана войны, с тем, чтобы заставить немцев распылить свои морские силы. Для этого англичане считали наиболее целесообразным

побудить германский флот выйти из своих баз в Северном море и, дав возможность обстрелять один из английских городов, поймать

его в ловушку и уничтожить. Пока англичане обеспечивали флоту новую дислокацию, немцы беспрепятственно осуществили очередной набег на Лоустофт, причем и на этот

раз англичанам уничтожить их не удалось. В ответ на это английское командование предполагало послать две эскадры легких крейсеров к Хорнс

Рифу, а затем через Каттегат до большого Бельта, намереваясь тем самым выманить германские корабли и уничтожить их линейными силами, находившимся

в поддержке. Выполнение этой операции намечалось на 2 июня, но осуществить ее англичанам не удалось, потому что с германской стороны несколько раньше был разработан сходный по идее план уничтожения по частям английского флота, к выполнению которого они приступили во второй половине мая 1916 г. Намерения германского командующего Флотом Открытого моря — разбить англичан, казалисьему вполне реальными. План операции немцев предусматривал два варианта, а именно: 1. Располагая донесениями воздушной разведки, произведенной дирижаблями, об английском флоте, германское командование намечало осуществить артиллерийский обстрел крейсерами Сен-

дерленда — ближайшего порта от Розайта, места базирования английских линейных крейсеров, с тем чтобы выманить их в море, увлечь в погоню за собой, навести англичан на свои главные силы, развернутые в море, и разбить по частям весь английский флот, который (по предположению немцев) выйдет на поддержку крейсерам. 2. На случай неблагоприятной погоды, исключающей возможность участия дирижаблей, германское командование меняло оперативное направление, предполагая послать свой разведочный отряд к Скагерраку, имея и в этом случае основной целью ликвидацию английского флота в море. В данном случае, показывая свой флаг у берегов Норвегии, немцы рассчитывали на содействие агентурных донесений, которые лягут в основание решения английского командования выйти в море.

Второстепенной задачей была очистка этого района моря от английских торговых судов и мелких военных кораблей.

 

В составе германских сил в операции должны были участвовать следующие классы кораблей и

воздушные силы:

1. 15 подводных лодок, главным назначением

которых было несение позиционной службы у английских

баз, откуда ожидался выход в операцию

флота противника; срок пребывания подводных

лодок определялся периодом с 17 по 22 мая.

Дополнительной их задачей была разведка. На подводные

заградители возлагалась постановка минных

заграждений в районах трех английских баз.

2. Воздушные силы в количестве 10 дирижаблей

(жесткой системы Цеппелина), которые предназначались

для выполнения дальней разведки

перед началом операции.

3. Флот Открытого моря, который состоял из

разведывательных сил в количестве 5 линейных

крейсеров (16-305 и 28-280-мм орудий), 9 легких

крейсеров (32-150 и 52-105-мм орудий) и

торпедных сил: 2 легких крейсеров (7-150 и 12-

105-мм) и 61 эскадренного миноносца, являющихся

авангардом, которому и надлежало показаться

у берегов Норвегии.

Для нанесения основного артиллерийского удара

по противнику были выделены главные силы,

состоящие из 16 линейных кораблей (118-305 и

48-280-мм орудий) дредноутного типа и 6 линейных

3

кораблей додредноутного типа (24-280-мм орудий),

которые служили кроме того прикрытием для

разведочной группы.

 

Во второй половине мая стояла свежая погода, затруднявшая развертывание операции. Германское командование, ожидая улучшения погоды, откладывало выход флота в море, но, видя, что ветер не уменьшается, а срок позиционной службы подводных ледок истекает, решило выполнить операцию по второму варианту. Командующий Флотом Открытого моря 28 мая приказал своим морским силам сосредоточиться к 30 мая на рейдах Вильгельмсгафен и Яде, откуда и предполагался выход германского флота в

море. Командующий флотом принял ряд мер предосторожности, чтобы сохранить в полном секрете свои замыслы от англичан. Но, несмотря на это, 30 мая в 18 часов английское

адмиралтейство получило агентурное донесение о том, что германскому флоту отдан какой-то важный оперативный приказ, и через 40 минут английский флот имел уже приказание приготовиться к походу и вечером выйти в море. Первыми были посланы в море 9 английских подводных лодок из Гарвича в район Доггер-банки и к маяку Вил для атаки кораблей противника. В 22 часа 30 минут английские линейные крейсеры вышли из Розайта (Rosyth). Впереди шли три эскадры легких крейсеров, развернутые строем фронта, за ними следовала первая эскадра линейных крейсеров. В трех милях позади находилась вторая эскадра линейных крейсеров (16-305-мм орудий). В пяти милях от флагманского корабля шла пятая эскадра линейных кораблей (32-381-мм орудия), сопровождаемая флотилиями эскадренных миноносцев.

Всего в составе английского авангарда имелось 6 линейных крейсеров, 4 линейных корабля, 12 легких крейсеров, 1 авиатранспорт «Энгадейн» и 29 эскадренных миноносцев.

Главные английские силы — Гранд Флит вышел из Скапа Флоу на Оркнейских островах 31 мая в 2 часа 30 минут, с расчетом 31 мая в 14часов прибыть в условленное рандеву.

 

Гранд Флит состоял из первой и четвертой эcкадр линейных кораблей (16-381, 10-355,20-343 и 104-305-мм орудий), третьей эскадры линейных крейсеров (24-305-мм орудия), второй эскадры крейсеров (8-234 и 4-190-мм орудий), четвертой эскадры легких крейсеров (19-152-мм орудий), в сопровождении четвертой, двенадцатой и одиннадцатой флотилий эскадренных миноносцев. Ско¬рость хода флота была 17 узлов.

Английские силы, вышедшие 30 мая в 22 часа с минутами из Инвергордона состояли из второй эскадры линейных кораблей (80-343-мм орудий), первой эскадры крейсеров (22-234-мм орудия) и части одиннадцатой полуфлотилии (10 эскадренных миноносцев при одном лидере).

Таким образом, английские главные силы состояли из 24 линейных кораблей, 3 линейных крейсеров, 8 броненосных крейсеров, 12 легких крейсеров, 5 лидеров, 45 эскадренных минонос¬цев и одного заградителя.

Как было сказано выше, германский флот получил приказание выйти на внешний рейд Виль-гельмсгафена. 31 мая между 2 часами и 2 часами 30 минутами Флот Открытого моря, вышел из реки Яде (Jade). Впереди шел германский авангард, который быстро оторвался от главных сил и направился к норвежским берегам (к мысу Линдес-нес), предполагая, что линейный флот присоединится к нему на следующее утро.

Командующий Флотом Открытого моря не подозревал, что весь английский флот вышел в море и идет к нему навстречу, а также не предвидел, что у главнокомандующего английским флотом все было рассчитано на то, чтобы заставить германский флот вступить в бой с Гранд Флитом в полном своем составе.

В течение ночи английский и германский флоты шли к району предстоящей встречи.

Донесения, которыми располагал командующий германским флотом от радиостанции Неймюн-стер, о выходе части английских линейных кораблей не дали ему должной ориентировки в развертывающихся событиях вплоть до 14 часов 31 мая.

Соприкосновение авангардов обеих сторон произошло следующим образом.

Командующий английскими линейными крейсерами, согласно плану, в 14 часов 15 минут произвел поворот, чтобы лечь на курс, ведущий на соединение с главными силами, но легкие крейсе¬ры «Галатея» и «Фаэтон», шедшие впереди, в 14 часов 10 минут на расстоянии 80 каб. заметили на горизонте дымы. Крейсер « Г а л а т е я » направился опознавать дым и, подойдя ближе, увидел стояв¬шее датское судно «V-Фьорд» с застопоренными машинами.

Десятью минутами раньше это нейтральное судно было замечено германским легким крейсером «Эльбинг» к W от себя. Для осмотра парохо¬да были посланы два германских миноносца «V-109» и «V-110».

Выполняя возложенное на них поручение, в 14 часов 28 минут «V-110» заметил на О от себя дымы, принадлежащие английским крейсерам, шедшим курсом О.

Придя на дистанцию действительного артил¬лерийского огня, «Галатея» обстреляла германские миноносцы, отходившие на N, но подошедший крейсер «Эльбинг» обстрелял «Галатею» с дистанции 75 каб., попав в нее снарядом под мостик. С обеих сторон легкие крейсеры устремились на помощь своим кораблям, но после непродолжительного боя разошлись.

Таким образом авангардные силы обеих сторон получили донесения об обнаружении против¬ника, причем линейные крейсеры англичан и немцев, находившиеся в то время на расстоянии 45 миль друг от друга, спешили сблизиться, имея намерение навлечь неприятельские корабли на свои главные силы. Создавшаяся обстановка вела к неизбежному боевому столкновению флотов.

Немцам удалось заметить и рассмотреть противника в течение 2 минут, в то время как англичанам потребовалось для этого не менее 12 минут. У немцев оказалось преимущество в устройстве и качестве их дальномеров. Дистанция между флотами была 150 каб.

В 15 часов 20 минут германские линейные крейсеры, заметив английские корабли, вызвали к себе вторую разведывательную группу и расположили так свои курсы, чтобы сблизиться со своими главными силами.

Английские линейные крейсеры повернули на сближение с противником, увеличив ход до 22 узлов.

В 15 часов 34 минуты англичане увидели 5 германских линейных крейсеров, шедших в сопровождении крейсеров и миноносцев. Артиллерийский огонь у немцев был открыт на несколько секунд раньше, чем у англичан.

Первый выстрел в Ютландском бою (с броненосных кораблей) принадлежал германскому ли¬нейному крейсеру «Лютцов» с дистанции около 80 каб. Видимость в начале боя была сравнительно хорошая, но затем она постепенно значительно ухудшалась. Был слабый ветер, море спокойно.

В дальнейшем ходе событий мы видим, что намерения командующего германским авангардом состояли в том, чтобы навлечь англичан на гер¬манский флот, шедший несколько южнее, но спешивший на поддержку своим линейным крейсерам. Намерения командующего английскими авангардными силами заключались в наведении германских кораблей на английский флот или в задержании их боем до подхода Гранд Флита.

Обе стороны шли параллельными курсами в кильватерных колоннах, причем условия стрельбы для немцев из-за освещения были более благоприятными.

Английский крейсер «Саутгемптон» первый заметил подход германского флота.

Вскоре противник был замечен и флагманским кораблем «Лайон». Командующий авангардными силами, видя превосходство германских сил. произвел поворот на 16 R.

Противники шли на север; бой продолжался между линейными кораблями и крейсерами англичан, линейными крейсерами и главными сила¬ми немцев.

К 18 часам 20 минутам авангардный бой достиг предельной силы, в результате чего обе стороны имели значительные повреждения.

Около 18 часов подошли к месту боя головные корабли Гранд Флита, у которых место по счислению оказалось не точным.

Главнокомандующий произвел развертывание Гранд Флита для вступления линейных кораблей в бой, но стрельба была затруднительна, так как некоторые английские корабли мешали друг другу, закрывая цель.

Временами бой то несколько затихал, то вновь принимал более ожесточенные формы.

К 18 часам 30 минутам в бою находились все английские корабли линейного флота, за исключением первой эскадры. В это время германский флот видел противника в кильватерной колонне, охватывающего его голову.

Германский флот получил много повреждений, главным образом германские линейные крейсеры.Видя тяжелое положение германского флота, командующий произвел поворот "всем вдруг" для всего состава флота, чтобы выйти из крайне затруднительного положения. Этот маневр был выполнен гладко под прикрытием дымовой завесы, поставленной германскими миноносцами. Флот Открытого моря стал отходить.

Английский флот не предполагал преследовать немцев, предвидя торпедную опасность с надводных кораблей и подводных лодок, а также учитывая наличие минных заграждений, поставленных германскими кораблями. Наконец, отсутствие превосходства в ходе английских кораблей не мог-ло обеспечить преследование немцев.

Главнокомандующий английским флотом избрал другой маневр, он повернул на SO с расчетом пройти так, чтобы отрезать противника от его баз, но этого на самом деле не случилось, потому что германский флот в 18 часов 35 минут произвел новый поворот на SO полагая, что английский флот южнее и ему удастся пройти его кормой. Видимость была плохая, мешавшая быстро обнаружить противника.

В 19 часов вторая эскадра английских легких крейсеров обнаружила противника, попав под его огонь. «Саутгемптон» донес о противнике, вследствие чего в 19 часов 10 минут флагманский корабль первой эскадры «Мальборо» открыл огонь по головным германским кораблям.

В это время пятая эскадра линейных кораб¬лей англичан стреляла по германским линейным крейсерам, и с обеих сторон были достаточно серьезные повреждения и жертвы.

В этот период боя германский флот оказался в неблагоприятных условиях для стрельбы, и его невыгодное положение могло кончиться тем, что немцы оказались бы отрезанными от своих баз.

Для прикрытия отхода линейных сил коман¬дующий Флотом Открытого моря приказал своим линейным крейсерам атаковать англичан, не счи¬таясь с последствиями, а минным флотилиям атаковать его торпедами, поставив дымовую завесу.

В период времени от 19 часов 22-23 минут производились торпедные атаки 11, 17, 3 и 5-й германских флотилий, но англичанам удалось отвернуть от торпед и избежать попаданий.

Гранд Флит пытался искать противника, производя несколько поворотов и ложась на различные курсы, но, не обнаружив германского флота, англичане повернули на W.

Гранд Флиту найти противника не удалось из-за плохой видимости, между тем как обе стороны разделяло небольшое расстояние — 5,2 мили.

Когда в западной части горизонта прояснилось и пелена дымки исчезла, командующий английскими линейными крейсерами снова увидел противника и, сообщив об этом своему флагману, предложил ему послать головные линейные ко¬рабли главных сил, чтобы отрезать германский флот от его баз.

Вследствие задержки с передачей и разбором сигналов, вторая эскадра (выделенная главнокомандующим) продолжала следовать прежним курсом.

После захода солнца, в 20 часов 07 минут, из состава английских авангардных сил были посланы первая и третья эскадры легких крейсеров с целью найти противника, что третья эскадра и выполнила в 20 часов 46 минут.

С 20 часов 28 минут курсы обеих сторон расходились; немцы окончательно скрылись из поля зрения англичан и больше не появлялись.

В 21 час 01 минуту английский флот повернул на S и перестроился в ночной походный порядок; флотилии эскадренных миноносцев находились позади главных сил. Флот шел 17-узловым ходом.

В планы главнокомандующего английским флотом преследование немцев и в этом случае не входило, ввиду опасений тяжелых последствий от минной и торпедной опасности.

Движение английского флота на S было выбрано потому, что главнокомандующий предполагал возобновить бой с германским флотом, который в действительности, выйдя из боя в 20 часов 50 минут, направился прямым курсом к Хорнс Рифу.

 

Дальнейший период времени от 22 часов до 1 часа 43 минут характеризуется отдельными встречами и боевыми столкновениями, в которых обе стороны имели потери.

Когда в 2 часа 30 минут рассвело, Гранд Флит повернул на N. Восход солнца был в 3 часа 09 минут, но в море был сильный туман.

Главнокомандующий английским флотом при¬казал построить корабли в боевую линию на случай внезапной встречи с противником, но в 3 часа 55 минут из полученной радиограммы он узнал от адмиралтейства, что германский флот напра¬вился в свои базы и в 3 часа 20 минут благопо-лучно вошел в зону своих безопасных вод.

А н г л и й с к и й флот возвратился в Скапа Ф л о у 2 июня утром.

 

Повреждения ПОВРЕЖДЕНИЯ АНГЛИЙСКОГО ЛИНЕЙНОГО КРЕЙСЕРА «ЛАЙОН»

 

 

«Лайон» («Lion»). Год спуска - 1910; D - 29700 т; ско¬рость - 28 узлов; вооружение: артиллерия - 8-343-мм/45, 15-102-мм/50, 2-76-мм (зенит.), торпедные аппараты - 2-5ЗЗ-мм; бронирование: главный пояс - 229 мм. верхний пояс - 152 мм (бортовая броня доходила до верхней палубы), нос и корма -102 мм, передние плиты башен - 229 мм, верхняя палуба -25,4 мм, нижняя палуба - 63,5 мм; запас топлива - 4600 т (нефть, уголь); мощность механизмов (S.H.P.) -79400; L-213 м, В - 27 м, Т - 9,6 м; экипаж - 1280 чел.

 

«Лайон», флагманский корабль флота линейных крейсеров, шел в колонне головным; ход его был 25 узлов. Англичане шли на сближение с германским авангардом, и в 15 часов 31 минуту «Лайон » с дистанции 120 каб. увидел неприятельские линейные крейсеры. Когда дистанция сократилась до 76,5 каб., «Лютцов» открыл огонь по «Лайону», который ответил в 15 часов 47,5 минуты. Первое попадание в «Лайон» произошло через 4 минуты , когда один 305-мм бронебойный

снаряд шестого залпа «Лютцова» разорвался в носовой части по левому борту с внутренней стороны 102-мм броневого пояса; второй и третий снаряды попали в заднюю часть бака и разорвались при проходе через верхнюю 25,4-мм палубу, причинив большие потери прислуге 102-мм артиллерии, Этим же снарядом был поврежден

камбуз В 16 часов с дистанции 77 каб. «Лайон» получил самое серьезное попадание в третью башню, повернутую по левому траверзу Снаряд пробил броневую плиту крыши башни, проник в орудийное отделение и разорвался под левым орудием. Весь личный состав отделения, во главе с командиром башни, был выведен из строя. От разрыва снаряда в башне начался пожар огромной высоты пламя от горевшего кордита поднялось вверх. Несмотря на сильное ранение (были оторваны обе ноги), командир третьей башни перед смертью успел передать приказание задраить дверь погреба и затопить его для того, чтобы не произошло взрыва боезапаса. В той же башне через 20 минут произошел пожар от падения вниз выскользнувшего снаряда, который упал в шахту и от удара воспламенился.

Пламя распространилось вверх и вниз сначала на зарядники, а затем в главную поданную трубу; далее огонь проник в отделение распределительных

досок, где им было уничтожено 53 человека. На трупах одежда почти не обгорела, а кожа на лицах убитых там, где она была прикрыта руками,

совершенно не пострадала от огня. Из этого следует, что люди были огнем только убиты. Во время боя в башне были открыты крышки под шахтой зарядника, вследствие чего газы от горевшего кордита имели доступ наружу; это обстоятельство предотвратило взрыв боезапаса. После боя была обнаружена деформация переборок, явившаяся результатом давления газов. В помещениях было видно, как огонь дошел до дверей погребов, причем двери, будучи задраенными,

явились вполне надежной преградой. Пятый снаряд пробил переднюю часть вентиляторного кожуха левого борта и ударился в обшивку средней трубы; разорвавшись он причинил многочисленные местные повреждения

Временами, когда бой принимал более ожес¬точенные формы борьбы, германским и английским командованием принимались меры к усиле¬нию артиллерийского огня по противнику и к маневрированию для того, чтобы занять наиболее выгодную для себя позицию ведения боя. Време-нами артиллерийский огонь прекращался на пре¬дельных дистанциях и с обеих сторон производи¬лись повороты.

Все перечисленные выше попадания в левый борт «Лайон» получил от «Лютцова» в период авангардного боя с 15 часов 47 минут до 16 часов 40 минут, т.е. за 53 минуты, причем наиболее оживленный и действительный артиллерийский огонь был в течение 21 минуты.

Дальнейшие попадания германских 305-мм бронебойных снарядов располагались по правому борту «Лайона», обращенного к линейным крейсерам противника .

Шестой снаряд противника разорвался в носовой части непосредственно под палубой с правого борта и вызвал пожар кордита на левом борту у заднего 102-мм орудия.

Следующий снаряд разбил грот-мачту.

Восьмой 305-мм бронебойный снаряд пробил вентиляторный кожух и упал, не разорвавшись, между средней и задними трубами.

Девятый снаряд пробил наружный борт (152-мм броню) в корме, ударился в верхнюю 25,4-мм п а -л у б у и, уклонившись, пробил вторую 63,5-мм п а -лубу, разорвался и вызвал сильный пожар в каютах.

Десятый и одиннадцатый снаряды ударились почти рядом в бортовую 150-мм броню, посереди¬не между верхней и главной палубами; броня была повреждена и сдвинута, но не пробита.

Последний — двенадцатый — снаряд ударился о вьюшку стального троса, прошел сквозь броневую 63,5-мм палубу и бортовую обшивку. Все перечисленные попадания в правый борт произошли в течение 1 часа 35 минут.

На корабле произошло много повреждений по электротехнической части, причем большинство их надо отнести за счет действия воды в затопленных помещениях и только в редких случаях они были вызваны попаданием снарядов.

Так, например, главная цепь динамо-машин некоторой своей частью проходила через минный погреб, затопленный в бою водой. В этой цепи было включено семь двуполюсных рубильников, из которых некоторые оказались в затопленных помещениях и только два из них оказались сломанными в начале боя. Несмотря на принятые для поддержания водонепроницаемости меры, в некоторых частях главной цепи произошли короткие замыкания. Кроме того, в некоторых местах главной цепи сопротивление изоляции было понижено вследствие проникновения воды между свинцовой и резиновой изоляциями кабелей.

Коробки рубильников, ранее считавшиеся водонепроницаемыми, оказались затопленными водой вследствие смещения их крышек и набивок, явившегося результатом сильных сотрясений при разрыве снарядов.

Во время боя пришлось 3 раза разобщить главную цепь ( б ы л и выключены рубильники № 6, 2 и 4).

Динамо-машина № 1 питала большую часть главной цепи правого борта; динамо № 2 оказалась выведенной из строя из-за перебитой паропроводной магистрали.

Кормовой максимальный выключатель низкого напряжения оказался в затопленном помеще¬нии, но это не отразилось на ходе боя, так как 102-мм кормовые установки, питавшиеся током этой цепи, вообще не стреляли.

По истечении полутора часового Соя оказались затопленными водой кормовое отделение с макси¬мальными выключателями и свинцовые провода носового отделения; поэтому две динамо-машины нельзя было держать включенными в главную сеть.

Таким образом, последствием указанных затоплений был выход из строя электрической цепи правого и левого бортов.

2 плюсовых и 2 минусовых провода главной цепи пришлось заменить и восстановить после боя.

В минном погребе от попавшего снаряда вышло из строя электрическое освещение, и помещение погрузилось в полный мрак; кроме того ос¬колками снаряда были разбиты две торпеды и повреждены кормовые части четырех торпед.

Удушливый газ, распространившийся после разрыва снаряда, мешал работе личного состава, но он был рассеян посредством сжатого воздуха, выпущенного из резервуаров торпед.

От воды в затопленных помещениях у корабля образовался крен, а бортовая надводная пробоина оказалась под водой.

Вследствие повреждения паропроводной трубы, вода проникла в цилиндры двигателей динамо-машин, которые пришлось остановить на 30 минут; этот промежуток времени был использо¬ван для проведения новых временных проводов.

Телефонные аппараты в течение боя работали вполне надежно, сотрясения от снарядов на них не отражались. За время перерыва в работе динамо-машин телефоны переключались в цепь аккумуляторов; 6 телефонных аппаратов было разби¬то огнем противника, а проводники 5 других аппаратов были перебиты.

Радиотелеграф был выведен из строя через 23 минуты после начала боя, что затрудняло связь флагманского корабля.

Из семи 50-т электромоторных помп, имевшихся на корабле, три оказались в затопленных помещениях и были выведены из строя; четвертая помпа вышла из строя вследствие технических неисправностей, одна помпа была разбита снарядом в начале боя. 3 вентилятора вышли из строя: у них были разбиты лопасти и арматура.

В течение всего боя «Лайон» получил 12 попаданий. Из состава экипажа пострадало 113 человек.

1 июня « Л а й о н » без посторонней помощи возвратился в Розайт, где встал в заводской ремонт, окончившийся 19 июля 1916 г.

И т о г и . «Лайон», находившийся в течение 2 часов 28 минут под обстрелом германской 305-мм артиллерии линейного крейсера «Лютцов» и линейного корабля типа «Кениг», получил 12 попаданий бронебойными снарядами.

В корпус корабля попало 4 снаряда, два из которых не пробили 229-мм бронирование глав¬ного пояса и лишь нанесли ему некоторое повреждение. Два других снаряда свободно проникли через 152 и 102-мм бронирование внутрь корабля и, разорвавшись, произвели разрушение помещений.

305-мм снаряды пробивая верхнее 25,4-мм бро¬нирование палубы в большинстве случаев разрывались под ней, и зарегистрирован только один случай, когда снаряд пробил и главную, 63,5-мм палубу.

Из надстроек и палубных устройств пострадали вентиляторные кожуха, кожух средней дымовой трубы, вьюшки для стального троса и грот-мачта.

Повреждения артиллерии заключались в разрушении передней части крыши третьей башни, с разрывом внутри и возникновением пожара боезапаса. Потери в бою артиллерии главного калибра составляли 8%. После повреждений башня оставалась повернутой на противоположный подбойный борт.

Возникновение пожаров (третья башня, бата¬рея 102-мм орудий) на «Лайоне» связано с артиллерийскими попаданиями в места нахождения боезапаса, приготовленного для стрельбы, и в жилые помещения (каюты) с их оборудованием.

Кроме того, причиной возникновения пожара было падение вниз заряда, который воспламенился и принес большие потери личному составу.

 

Повреждения электротехнической части были результатом затопления водой некоторых отделений, через которые проходили электрические магистрали, рубильники и т.п.

Коробки рубильников не выдержали водонепро-ницаемости вследствие щелей, получившихся от сотрясения корпуса корабля при ударе снарядов.

Изоляция электрических проводников от воды оказалась недостаточной; повреждение паропро¬вода отразилось на работе двигателей динамо-машин, которые были выведены из действия в течении 30 минут. Из 7 электромоторных помп четы¬ре вышло из строя (57%).

Борьба за живучесть выразилась: в задраива-нии дверей в третьей башне для избежания проникновения огня к боеприпасу; в затоплении погребов водой для предотвращения от взрыва боезапаса; в переключении питания током артилле¬рийских установок и других устройств; в восстановлении перебитой проводки; в восстановлении в некоторых помещениях электрического освещения; в исправлении перебитого паропровода и в очищении зараженного газами воздуха (в отделении торпедных аппаратов) выпуском сжатого воздуха из резервуаров торпед.

Экипажа пострадало 113 человек, т.е. 9%. Корабль находился в ремонте 48 суток.

 

 

 

 

ПОВРЕЖДЕНИЯ И ГИБЕЛЬ АНГЛИЙСКОГО ЛИНЕЙНОГО КРЕЙСЕРА «КУИН МЭРИ»

 

 

«Куин Мэри» («Queen Mary»). Год спуска - 1911; D - 29700 т;

скорость - 28 узлов; вооружение: артиллерия - 8-343-мм/50,

15-102-мм/50 (вес бортового залпа - 4536 кг), 2-76-мм (зенит.);

торпедные аппараты - 2-533-мм (подвод. борт); бронирование:

главный пояс - 228,6 мм, верхний пояс - 152 мм, нос и корма -

102 мм, передние плиты башен - 228 мм, верхняя палуба -

25,4 мм, броневая палуба - 63,5 мм; запас топлива - 4600 т; мощность

механизмов (S.H.P.) - 78700; L - 213 м, В - 27,1 м, Т - 8,5 м;

экипаж - 1283 чел.

Линейный крейсер «Куин Мэри», находившийся в составе первой эскадры английских линейных крейсеров, шел 25-узловым ходом третьим в кильватерной

колонне. Когда в 15 часов 48 минут начался бой с германскими линейными крейсерами первой разведочной группы, «Куин Мэри» открыл огонь 343-мм артиллерией в «Дерфлингер», добившись в него нескольких попаданий. С германской стороны в «Куин Мэри» стреляли «Зейдлиц» 280-мм бронебойными снарядами, а затем «Дерфлингер» 305-мм артиллерией, причем они давали залпы через каждые 20 секунд с дистанции 70-80 каб. на курсовых углах около 94° правого борта (в начале боя).

Быстро пристрелявшись, немцы начали поражать «Куин Мэри», причем три тяжелых сна¬ряда одними из первых попали в носовую часть корабля с левого борта и разорвались с оглушительным грохотом внутри корабля вблизи первой башни.

В течение 2 минут — с 16 часов 24 минут до 16 часов 26 минут — «Дерфлингер» развил большую скорострельность, выпустив 6 залпов, что составляло 24 снаряда. В это же время по «Куин Мэри» стрелял и «Зейдлиц».

Таким образом, в него могли попасть до 20 снарядов тяжелых калибров, которые, видимо, нанесли кораблю значительные повреждения, но о большинстве из них, к сожалению, никаких сведений не осталось.

Известно только, что 305-мм снаряд с «Дерфлингера» попал в третью башню «Куин Мэри» с левого борта и вывел из строя правое 343 мм орудие, однако, соседнее — левое — орудие продолжало действовать до момента гибели корабля.

От этого попадания в рабочем отделении третьей башни произошел пожар. При горении пороха (кордита) боевое отделение наполнилось газами и дымом, вследствие чего присутствие людей в кем сделалось невозможным; тогда командир башни приказал покинуть ее, и все, кто остался невредим, поспешили выбраться через люк наружу.

Один из крупных снарядов попал с левого борта в заднюю 102-мм батарею (бронирование которой отсутствовало); осколками снаряда и обломками металла осыпало крышу четвертой башни, в которой уже после первого взрыва, происшедшего в носу корабля, вышли из строя ее гидравлические механизмы и пострадало несколько человек, из которых двоих нашли придавленными левым орудием.

В это время пожар и третьей башне достиг максимальной силы, вследствие чего взорвался весь ее боезапас. Крышу башни с силой подбросило вверх на 30 м, ослепительно красное пламя поднялось над башней и с огромной силой разнесло ее на куски, падавшие на палубу «Тайгера», шедшего близ места катастрофы «Куин Мэри».

В это же время по подачной трубе четвертой башни поступала вода, свидетельствовавшая о повреждении донной части корабля.

После взрыва в третьей башне в 16 часов 26 минут корабль начал крениться на левый борт и уходить носом в воду. Мачты его рухнули к середине. По мере увеличения дифферента на нос, корма постепенно поднималась вверх и с соседних кораблей в 16 часов 26 минут были видны его еще вращающиеся винты.

В момент погружения кормовой части в воду в районе третьей башни произошел второй взрыв, как бы задержавший корабль на мгновение, но все же «Куин Мэри» в течение нескольких секунд погибла, унося с собой 1266 человек экипажа.

17 человек осталось на поверхности воды; их подобрали два английских миноносца «Лерль» («Laurel») и «Петард» («Petard»).

«Куин Мэри» находилась в сфере действительного артиллерийского огня в течение 38 минут, и за 29 минут в нее попало около 20 снарядов тяжелых калибров.

Однако последний снаряд, попавший в третью башню, сыграл решающую роль в гибели линейного крейсера.

Потери личного состава составляли 1266 человек.

И т о г и. За 29 минут боя «Куин Мэри» получила около 15-20 попаданий бронебойными сна¬рядами крупных калибров 280 и 305-мм, из кото¬рых три попали в район первой башни, произве¬ли взрыв, отразившийся на гидравлических ме¬ханизмах четвертой башни; расстояние от района взрыва составляло около 130-140 м.

Попадание снаряда в третью башню явилось причиной возникновения пожара внутри ее отделений; в результате произошел взрыв кордита, раз¬несший на куски третью башню и повредивший донную часть корабля на протяжении, вероятно, не менее 3 0 - 4 0 м к корме, о чем свидетельствова¬ло появление воды в подачной трубе четвертой баш¬ни, находившейся на расстоянии, примерно, 52 м от центра третьей башни.

Есть основания предполагать о наличии столь же больших повреждений и в носовой части, так как корабль погружался в воду носом, кренясь на левый борт.

Гибель корабля исчислялась секундами.

Потери экипажа достигли 99%.

Борьба за живучесть не велась, вследствие быстроты гибели линейного крейсера.

 

 

 

ПОВРЕЖДЕНИЯ АНГЛИЙСКОГО ЛИНЕЙНОГО КРЕЙСЕРА «ТАЙГЕР»

 

 

«Тайгер» («Tiger»). Год спуска - 1913; D - 35000 т; скорость -29 узлов; вооружение: артиллерия - 8-343-мм/45 (предельная дальность стрельбы - 120 каб.; вес бортового залпа - 5080 кг), 12 -152-мм/60, 2-76-мм (зенит.), торпедные аппараты - 4-533-мм (подвод., бортовые); бронирование: главный пояс - 228,6 мм, верхний пояс - 162 мм, нос и корма, защита противоминной артиллерии - 102 мм, передняя плита башен - 228,6 мм, верхняя палуба - 25 мм, броневая палуба - 76 мм; запас топлива - 6800 т; мощность механизмов (S.H.P.) - 100000; L - 211 м, В - 27,6 м, Т -8,7 м; экипаж - 1200 чел.

 

«Тайгер» находился в составе первой эскадры английских линейных крейсеров и в авангардном бою шел 25-узловым ходом в кильватерной ко¬лонне четвертым. «Тайгер» открыл артиллерийский огонь в 15 часов 49 минут по германскому линейному крейсеру «Мольтке» с дистанции около 80 каб.

С германской стороны «Тайгеру» ответил «Мольтке», к которому позднее присоединился «Фон дер Танн». Первое попадание в «Тайгер» произошло в 15 часов 51 минуту, т.е. через 1 минуту после открытия огня (с « М о л ь т к е » ) , 280-мм бронебойным снарядом, который попал в полубак с левого борта, пробил 102-мм его бронирование и разорвался внутри корабля

Второй снаряд попал в левую боковую плиту четвертой башни, близ верхней палубы, проломил ее бронирование, но сам не разорвался ; его обнаружили лежащим между обоими орудиями без головы и взрывателя.

Третий снаряд ударился о передний край крыши третьей башни, близ колпаков среднего и пра¬вого наводчиков, сделал в ней пробоину, сломал прицелы орудий и приподнял колпак левого наводчика (рис.11). Внутри башни осколками бронирования, поврежденного снарядом, заклинило трос зарядника и перебило все провода электри¬ческой цепи для стрельбы. Стало очевидно, что электрическая проводка к прицелам, проходившая по средней части станка, оказалась более уязвимой, по сравнению с прочими проводниками, шедшими в башне по другим направлениям. Башня продолжала стрельбу только при помощи центральной наводки.

Вследствие повреждения подачи, боезапас к правому орудию подавался вручную, что понижало скорострельность артиллерии.

В третье башне имелось трое убитых.

Снарядный погреб башни был затоплен водой (вероятно, с целью предотвращения взрыва).

Через некоторое время оба орудия были введены в действие: левое начало стрелять при помощи электрической подачи, а правое орудие продолжало заряжаться вручную. Выстрелы производились шнуром.

Во время стрельбы было замечено несколько случаев скольжения снарядов в салазках бомбовых погребов, в нижних постах разгрузки, а так же и в промежуточных зарядных постах.

Следующий тяжелый германский снаряд по¬пал в 228,6-мм бронирование с левого борта позади третьей башни, пробил ее, прошел сквозь 76-мм броневую палубу и разорвался внутри помещения, в котором вспыхнул пожар, угрожавший взрывом боезапаса 152-мм погреба; его пришлось затопить водой. Густой дым от пожара и удушливые газы после разрыва снаряда распространились в помещении и проникли в машинное отделение.

Борьба личного состава с пожаром протекала в очень тяжелых условиях. Люди работали в помещениях, наполненных густым темным дымом и газами, при очень высокой температуре. Среди личного состава имелись большие потери людей.

Пятый снаряд ударился в среднюю плиту бортовой брони (228,6 мм) с левого борта у ватерлинии и вдавил ее на 0,9 м; вследствие получившегося нарушения водонепроницаемости корпуса одно бортовое отделение было затоплено водой.

Шестой снаряд попал в край 152-мм брони левого борта почти под верхней палубой, разорвался внутри корабля, причинив местные повреждения.

Седьмой снаряд попал в 228,6-мм плиту бортовой брони левого борта у ватерлинии. Снаряд попал в турбинное отделение.

Следующий снаряд прошел с левого борта, ударился о бронирование первой башни (вероятно, 254 мм) и надломил ее (рис.14).

Все перечисленные восемь бронебойных снарядов попали в «Тайгер» за 39 минут до поворота вправо (рис.13).

Девятый снаряд сбил вьюшку стального троса, расположенную на верхней палубе в носовой части, прошел под полубаком и разорвался внут¬ри корабля.

Наконец, десятый снаряд попал в 25 мм палубу полубака, но не пробил ее

Попадания тяжелых снарядов в башни сопровождались сильным сотрясением корпуса корабля.

Таким образом, «Тайгер» получил 10 попаданий 280- и 305-мм бронебойными снарядами, которые нанесли повреждения кораблю и вывели из строя убитыми 24 человека и ранеными 37 человек, всего — 61 человек.

Кроме того, «Тайгер» имел еще несколько попаданий (вероятно, четыре) снарядами более мелких калибров.

Корабль без посторонней помощи прибыл 1 и ю -ня в свою базу и был поставлен в ремонт, закончившийся 2 июля 1916 г.

И т о г и. В авангардном бою «Тайгер» получил 10 попаданий германскими 280-мм бронебойными снарядами, из которых восемь нанесли наиболее серьезные повреждения по левому борту в течение 39 минут. Два снаряда попали в правый борт корабля, но не оставили больших разрушений.

Из общего количества снарядов три попали в главный броневой пояс; в одном случае была пробита 228,6-мм броня, в другом — произошло лишь вдавливание броневых плит на 0,9 м. Последствием этого попадания было затопление одного бортового отделения.

В двух случаях верхняя 25-мм и броневая 76¬мм палубы пробивались 280-мм снарядами, и только один из них упал на верхнюю палубу и не пробил ее.

Три попадания в башни сопровождались сильным сотрясением; в двух случаях снарядами пробивалось бронирование (четвертой и третьей башни), один снаряд надломил броню башенной трубы.

При проникновении осколков бронирования третьей башни на некоторое время вышло из строя оборудование подачи.

В результате одного попадания возник пожар внутри корабля по левому борту близ погреба 152-мм артиллерии.

Борьба за живучесть состояла в исправлении подачи в третьей башне у левого орудия, в затоплении двух погребов (одного 152-мм артиллерии и третьей башни) для предотвращения взрыва и в тушении пожара. Пострадали 61 человек, т.е. 5% состава экипажа.

Ремонт происходил в течении 32 суток.

 

 

 

ПОВРЕЖДЕНИЯ АНГЛИЙСКОГО ЛИНЕЙНОГО КРЕЙСЕРА «ПРИНЦЕСС РОЙЯЛ»

 

 

«Принцесс Ройял» («Princess Royal»). Год спуска - 1911; D -29700 т; скорость - 28 узлов; вооружение: артиллерия - 8-343-мм/45 (вес бортового залпа 4536 кг), 16 - 102-мм/50, 2 -76-мм (зенит.), торпедные аппараты - 2-533-мм; бронирование: главный пояс - 228,6 мм, верхний пояс - 152 мм, нос и корма - 102 мм, передние плиты башен - 228 мм, верхняя палуба -25,4 мм, броневая палуба - 63,5 мм; запас топлива - 4600 т; мощность механизмов (S.H.P.) - 78700; L - 213 м, В - 27,1 м, Т- 8,5 м; экипаж - 1280 чел.

 

«Принцесс Ройял» находилась в составе первой эскадры линейных крейсеров и шла 25-узло-вым ходом в кильватерной колонне.

В авангардном бою с 15 часов 51 минуты, на дистанции около 78 каб. (предельная дальность его 343-мм орудий - 115 каб.), она открыла артиллерийский огонь по германскому линейному крейсеру «Лютцов», накрыв его третьим залпом. Когда англичанами было замечено неправильное целераспределение, в результате которого «Дерфлингер»- остался не обстрелянным, «Принцесс Ройял» обстреляла его с дистанции 65 каб., но результат стрельбы оказался не значительным, так как немцы отвернули влево и увеличили дистанцию. С германской стороны «Дерфлингер» (8-305-мм орудий) открыл огонь по «Принцесс Р о й я л » и через 10 минут вывел из строя башню центральной наводки системы «Арго» и главный пост управления артиллерийским огнем, но повреждение было исправлено в 16 часов 16 минут, т.е. через 16 минут.

В 16 часов 23 минуты на эскадре было получено донесение от крейсера «Саутгемптон» о приближении германских главных сил, вследствие чего англичане повернули последовательно влево. Поэтому дальнейшие попадания 305-мм снарядами с «Дерфлингера» происходили в правый борт «Принцесс Ройял» .

В 17 часов 17 минут бой возобновился с предельной дистанции, и снаряды снова стали попадать в «Принцесс Р о й я л » . Один из 305-мм снарядов ударился в 280-мм броню четвертой башни и вывел ее из строя, так как броня оказалась вдавленной внутрь; башня перестала вращаться. Левое орудие осталось невредимым, но его механизмы были сильно повреждены. Снаряд вывел из строя 4 человека орудийной прислуги третий снаряд ударился в 229-мм броню главного броневого пояса на 0,6 м от главной броне¬вой палубы (толщина ее 63,5 мм), разорвался внутри корабля и произвел небольшой пожар.

Четвертый снаряд ударился в стык 229- и 152-мм брони главного пояса, прошел сквозь нее в кормовую угольную яму правого борта, разрушил кожух заднего машинного отделения и разорвался на левом борту корабля, убив при этом несколько человек прислуги кормовых 102-мм орудий. От взрыва снаряда была повреждена пожарная магистраль. Следующий снаряд попал в район адмиральского помещения, в носовой части корабля и, разорвавшись о верхнюю палубу, вызвал пожар, а также вызвал потери в личном составе 102-мм носовых орудий. Часть людей была обожжена, а некоторые люди были отравлены газами, проникшими в нижнюю боевую рубку; кроме того, этот снаряд вывел из действия электрическое освещение.зволившее ему пройти через главный бортовой броневой 152-229-мм пояс, через внутренние переборки угольной ямы, машинного кожуха, пролететь внутри корабля не менее 25 м и лишь затем разорваться.

Попадание в броневую 63,5-мм палубу сопровождалось значительным ее разрушением.

Разрывы тяжелых бронебойных снарядов в местах небронированных надстроек вели также к большим повреждениям с возникновением пожаров. Борьба за живучесть выразилась в ликвидации пожаров и исправлении системы центральной наводки; на последнее было затрачено 16 минут.

Из экипажа пострадало 100 человек, т.е. 8%. Ремонт длился 45 суток.

Шестой снаряд попал в правую ногу фок-мачты и повредил ее на 6 м выше полубака, прошел через переднюю трубу и почти уничтожил левую ногу фок-мачты; сама мачта осталась невредимой.

Седьмой снаряд ударился о дульный срез пра¬вого орудия третьей башни и оторвал его дульное утолщение.

Восьмой 305-мм снаряд попал в угольную яму (расположение неизвестно) и разворотил 63,5-мм броневую палубу.По характеру повреждения были следующие: пробивалось 229-мм бронирование главного пояса; причем снаряды, разрываясь внутри корпуса корабля, наносили повреждения устройствам и пожарным магистралям, а также вызвали в помещениях пожары.

Повреждения артиллерии заключались в в ы -воде из строя башенной установки с вдавливанием 280-мм бронирования передней плиты, что привело к заклинению башни и повреждению внутренних ее механизмов.

Имелся случай отрыва дульного среза 381-мм орудия третьей башни.

У одного из 305-мм бронебойных снарядов оказалось замедленное действие взрывателя, по-взволившее ему пройти через главный бортовой броневой 152-229-мм пояс, через внутренние переборки угольной ямы, машинного кожуха, пролететь внутри корабля не менее 25 м и лишь затем разорваться.

Имеются неточные сведения, что в конце авангардного боя в 18 часов 15 минут попал в корабль еще один снаряд с дистанции около 80 каб., но куда — неизвестно (видимо, он не произвел больших разрушений).

Из экипажа пострадало 22 человека убитыми и 78 ранеными.

Борьба за живучесть состояла из тушения нескольких пожаров, но эти работы были затруднены при отсутствии электрического освещения в помещениях и неисправности пожарной магист¬рали в районах попаданий снарядов.

«Принцесс Ройял» возвратилась на базу 1 июня, была поставлена в ремонт, который закончился 15 июля 1916 г.

И т о г и . «Принцесс Ройял» в авангардном бою находилась в течение 2 часов 25 минут; за это время она получила, вероятно, 8 попаданий 305мм германскими бронебойными снарядами с дистанции 65-80 каб.

 

 

 

ПОВРЕЖДЕНИЯ И ГИБЕЛЬ АНГЛИЙСКОГО ЛИНЕЙНОГО КРЕЙСЕРА «ИНДЕФАТИГЕБЛ».

 

 

«Индефатигебл» («Indefatigable»). Год спуска - 1911; D -20000 т; скорость - 26 узлов; вооружение: артиллерия - 8 -305-мм/50, 10 - 102-мм, 1 - 102-мм (зенит.), торпедные аппараты - 2-450-мм; бронирование: главный пояс - 152-102 мм, глав¬ный калибр - 177,8 мм, верхняя палуба - 25,4 мм, броневая па¬луба - 63,5 мм; запас топлива - 4000 т; мощность механизмов (S.H.P) - 47000; L - 179,8 м, В - 24,4 м, Т - 8,1 м; экипаж -1024 чел.

 

Линейный крейсер «Индефатигебл», находившийся в составе второй эскадры линейных крейсеров, шел 25-узловым ходом, шестым в кильватерной колонне, и, когда начался авангардный бой с германскими линейными крейсерами первой разведочной группы, между «Индефатигеблом» и германским «Фон дер Танном» произошел короткий, но горячий бой на дистанции около 80 каб.

«Фон дер Танн» стрелял правым бортом из 280-мм орудий по «Индефатигеблу», который получил несколько пробоин в левый борт

В 16 часов залп из трех 380-мм снарядов попал в верхнюю палубу у грот-мачты, около четвертой башни, и, пробив верхнюю 25,4-мм и 63,5-мм броневые палубы, разорвался внутри корабля в районе артиллерийских погребов.

От повреждения рулевого привода корабль, описывая циркуляцию, вышел из строя. С соседних кораблей на «Индефатигебле» заметили крен на левый борт и постепенно увеличивающийся дифферент на корму, погружающуюся в воду.

Вслед за первым, в 16 часов 02 минуты произошло второе попадание двух 280-мм снарядов в носовую часть корабля, из которых один попал в

бак, а другой — в первую башню, пробил две палубы (толщину см. выше) и произвел сильный взрыв.

В 16 часов 05 минут «Индефатигебл» перевернулся и, уходя в воду кормой, погиб почти со всем экипажем в количестве 1022 человек. Спаслось только 2 человека.

«Индефатигебл» находился под огнем артиллерии «Фон дер Танна» всего 17 минут, получив за это время 5 -280-мм снарядов. Гибель корабля продолжалась 2-3 минуты.

И т о г и . «Индефатигебл» находился под огнем 280-мм артиллерии «Фон дер Танна» в течение 17 минут, получив при этом 5 попаданий, из которых три произвели взрыв боезапаса четвертой башни, которым, вероятно, повредило донную часть корабля, о чем свидетельствует появление воды, заливавшей его корму.

Двумя следующими тяжелыми снарядами, разорвавшимися в районе первой башни, были нанесены сильные разрушения в носовой части, что привело корабль к гибели. Корабль перевернулся вверх дном и погиб в течение 2-3 минут со всем экипажем. Борьба за живучесть не велась вследствие быстроты гибели корабля.

 

 

 

ПОВРЕЖДЕНИЯ И ГИБЕЛЬ АНГЛИЙСКОГО ЛИНЕЙНОГО КРЕЙСЕРА «ИНВИНСИБЛ»

 

 

«Инвинсибл» («Invincible»). Год спуска - 1907; D - 20300 т; скорость - 26,5 узлов; вооружение: артиллерия - 8-305-мм/45, 12 - 102-MM, 1- 102-ММ (зенит.), 1 - 76-мм, торпедные аппараты -4 - 450-мм; бронирование: главный пояс - 178 мм, нос, корма и башни - 102-177,8 мм, верхняя палуба - 19 мм, броневая палуба - 63,5 мм; запас топлива - 3800 т; дальность плавания -3000 миль; мощность механизмов (S.H.P.) - 44800; L - 170 м, В -23,9 м, Т - 3,0 м; экипаж - 1032 чел.

 

В то время как первая эскадра английских линейных крейсеров вела ожесточенный авангардный бой с германскими линейными крейсерами первой разведочной группы, главнокомандующий Гранд Флитом получил радиодонесение с «Саутгемптона» о присутствии германского флота, которое побудило его в 16 часов 38 минут послать третью эскадру линейных крейсеров на поддержку своим кораблям.

Для перехода к месту боя и для маневрирования, связанного со стрельбой, «Инвинсиблу» потребовались 1 час 55 минут. В 18 часов 23 минуты «Инвинсибл» вступил в бой с германскими линейными крейсером «Дерфлингер» (при поддержке других германских кораблей на параллельных курсах на дистанции 50 каб., правым бортом на курсовом угле 77° при скорости хода от 15 до 18 узлов.

По первому впечатлению казалось, что преимущество было на стороне третьей английской эскадры.

Первый залп «Дерфлингера» по «Инвинсиблу» лег перелетом, во втором два 305-мм снаряда оказались недолетом и два дали попадание в борт.Третий залп попал в третью башню с правого борта, пробил, видимо, 178--И.И бронирование и произвел внутри ее сильный взрыв, от которого была совершенно снесена крыша башни.

Громадные языки пламени и дыма поднялись вверх, и в 18 часов 35 минут оглушительный взрыв потряс корабль, разломив его на несколько частей. Вслед за первым взрывом послышалось еще несколько взрывов, и из разбитого корпуса поднялись тучи угольной пыли.

В момент взрыва в воду рухнули обе мачты.

Середина корабля быстро затонула, по отдельным частям, а нос и корма еще некоторое время держались вертикально вверх и погрузились в воду несколько позднее вместе со всем экипажем в количестве 1026 человек.

Спаслось на плоту только 6 человек, из них 2 офицера, артиллерист с фор-марса и минный офицер, находившийся в носовой боевой рубке и успевший выбраться через открытый люк. Через 5 минут их извлек из воды английский эскадренный миноносец «Баджер».

И т о г и . Линейный крейсер «Инвинсибл» находился в бою в течение 12 минут, за которые он получил не менее пяти 305-мм фугасных снарядов с «Дерфлингера» и, может быть, с линейного корабля «Кениг».

Решающее значение в гибели «Инвинсибла» имело попадание трех тяжелых снарядов в третью башню с последующим взрывом в ней боезапаса (кордита), разнесшего корабль на несколько частей. В районе взрыва корпус корабля был р а -зорван на отдельные куски, затонувшие мгновенно, а оторванные нос и корма некоторое время плавали, уходя в воду вертикально. Погиб почти весь экипаж — 1026 человек, спаслось 6 человек. Борьба за живучесть не велась вследствие стремительной гибели «Инвинсибла».

 

 

Изменено пользователем DrMort
  • Плюс 1

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
17 387 публикаций
577 боёв

ПОВРЕЖДЕНИЯ И ГИБЕЛЬ ГЕРМАНСКИХ И АНГЛИЙСКИХ КОРАБЛЕЙ

В ЮТЛАНДСКОМ БОЮ 31 МАЯ 1916

А может проще ссылку на Пузыревского дать, чем "копи-пастой" страдать???

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
4 253 публикации
376 боёв

Можно еще первую "стену текста" тоже как главу под спойлер спрятать и добавить схем и рисунков.

Короче - творчески хотя бы подойти к процессу.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
275 публикаций

А где повреждения германских кораблей?

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
17 387 публикаций
577 боёв

А где повреждения германских кораблей?

А это, как я понимаю, должно быть во второй части.

 

Если не хотите ждать погуглите

К.К. Пузыревский

Боевые повреждения и гибель кораблей в Ютландском бою

Изменено пользователем Darth_Vederkin

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
227 публикаций
639 боёв

А это, как я понимаю, должно быть во второй части.

 

Если не хотите ждать погуглите

К.К. Пузыревский

Боевые повреждения и гибель кораблей в Ютландском бою

Только правильнее будет все же К.П. Пузыревский.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
275 публикаций

А это, как я понимаю, должно быть во второй части.

 

Если не хотите ждать погуглите

К.К. Пузыревский

Боевые повреждения и гибель кораблей в Ютландском бою

Да как то мне пока хватило Вилсона "Линкоры в бою".

Я вопрос задал потому что у не подготовленного юного читателя могло возникнуть впечатление что немецкие линкоры особых повреждений не получили.

Хотя я бы сказал что немцы одержали победу в Ютландском бою, по очкам.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
17 387 публикаций
577 боёв

Хотя я бы сказал что немцы одержали победу в Ютландском бою, по очкам.

Можно выиграть бой, но проиграть сражение; можно выиграть сражение, но проиграть кампанию; можно выиграть кампанию, но проиграть войну.

<Наполеон Бонапарт>

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
1 публикация

Можно выиграть бой, но проиграть сражение; можно выиграть сражение, но проиграть кампанию; можно выиграть кампанию, но проиграть войну.

<Наполеон Бонапарт>

Вау какой умный!! Аж до жути.

Если такой умный, то выкладывай свои темы.

А то кроме как облаить ТС смелости и умения не хватает.

Пускай выкладывают, пускай копипастят. Мне, лично, нет времени целыми днями рыться в инете, а тут можно прочитать то, что другие нарыли.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
17 387 публикаций
577 боёв

Вау какой умный!! Аж до жути.

Друзья, коллеги и начальство не жалуются... :biggrin:

 

Если такой умный, то выкладывай свои темы.

1. Девушка, мы с Вами на брудершафт не пили

2. А что, форум завтра закрывается? Куда торопиться?

 

А то кроме как облаить ТС смелости и умения не хватает.

Девушка, осторожнее на поворотах.

 

Пускай выкладывают, пускай копипастят. Мне, лично, нет времени целыми днями рыться в инете, а тут можно прочитать то, что другие нарыли.

А ну да, классика: "Халява: взять-взять..."

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
7 публикаций
506 боёв

а где фотки а то жуть без картинок хоть бы их добавил для приличия

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
882 публикации
87 боёв

Критика:

1. Голый текст, который ни капли не отредактирован(я про множество моментов, где просто идет переход на новую строку) после копипаста.

2. Не выделено ничего, на что бы стоило бы обратить внимание.

3. Мотивация создания темы лежит не в донесении информации людям, а простое набивание постов.

4. Не указан первоисточник информации.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
703 публикации

Ого! Лучше распечатать и читать, чем перед экраном глаза портить...

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Гость
Эта тема закрыта для публикации новых ответов.

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Эту страницу никто не просматривает.

×