Перейти к содержимому
Для публикации в этом разделе необходимо провести 50 боёв.
del32358027

Эссекс

В этой теме 12 комментариев

Рекомендуемые комментарии

7 744
[WGFUN] del32358027
14 723 публикации

Доброго товарищи форумчане, и все кто не очень. ©

Я очень хотел сходить на фильм, но у нас его не показывают.

6696626.jpg

 

Пролог.

 

Историки китобойного промысла свидетельствуют, что в начале XIX века среди промышлявших в Тихом океане гарпунеров прошел слух о гигантском кашалоте-альбиносе, который нападал не только на преследовавшие его вельботы, но и на китобойные суда. Одни утверждали, что «белый исполин семи морей» набрасывается на китобойное судно без всякого повода, другие — что лишь после того, как вонзят в его спину гарпун. Даже разбив себе голову, он продолжал якобы снова и снова таранить борт судна, а когда оно тонуло, кружил по поверхности, уничтожая оставшихся в живых людей.

 

Среди прославленных китобоев прошлого века нашлось бы не менее сотни таких, которые готовы были поклясться на Библии, что видели Белого Кита. Имя его было Моха Дик, по острову Моха у берегов Чили, где с ним впервые встретились. Рассказы очевидцев о кашалоте-альбиносе, приукрашенные фантазией тех, кто его никогда не видел, складывались в легенды о ките-людоеде. Их герой — неизменно крупный одинокий самец длиной около 20 м, агрессивный. Цвет его от рассказа к рассказу варьируется: исполинский кашалот то бел как снег, то он светло-серый, а иногда даже черный, но с широкой белой полосой на голове. Бесчинствовал он на просторах Мирового океана ровно 39 лет, на его счету три китобойных и два грузовых судна, три барка, четыре шхуны, восемнадцать вельботов и 117 человеческих жизней. Считается, что Моха Дик был убит в 1859 году шведскими китобоями в южной части Тихого океана. Когда гарпун пробил ему легкое, он не оказал сопротивления: был уже слишком стар и обессилен. В туше Моха Дика шведы насчитали 19 гарпунных наконечников и обнаружили, что кашалот слеп на правый глаз. Видимо, эти сведения и были положены Мелвиллом в основу романа.

 

 

Эссекс.


«Эссекс» был трехмачтовым барком водоизмещением в 238 т и длинной 27 м. Корабль не считался пригодным для китобойного промысла. Старый, но многие из его походов были прибыльными, поэтому судно приобрело прозвище «счастливчик».
Капитаном Джордж Поллард-младший, в свои 29 лет был самым молодым капитаном на китобойном промысле.
Судно незадолго до последнего плавания было полностью переоборудовано. «Эссекс» был оснащён четырьмя отдельными вельботами, каждый из которых был примерно 8,5 м в длину. Конструкция лодок была ненадёжной, зато обеспечивала высокую скорость передвижения.

 

Плавание.

 

12 августа 1819 года «Эссекс» покинул гавань порта приписки — Нантакет и отправился к западному побережью Южной Америки на два с половиной года (два года по другой информации). Уже через два дня после отплытия судно попало в шквал, во время которого концы бимсов почти ложились на воду (крен судна более чем в 45°). Брамсель был разорван, а три вельбота сильно повреждены (по другим данным 2 вельбота и камбуз). Капитан принял решение продолжить плавание без ремонта и устранения полученных повреждений.

В январе 1820 года «Эссекс» обогнул мыс Горн. Проход этого места занял целых пять недель, что было крайне много.

 

Находясь в месте промысла, ресурсы которого были почти исчерпаны, «Эссекс» встретил другое китобойное судно, экипаж которого поведал о новой открытой области для лова, известной как «Морская земля».

Место это располагалось на 5–10 градусах ю. ш. и 105–125 градусах з. д. на юге Тихого океана, примерно 4600 км. на юг и запад. В начале становления тихоокеанского промысла удаление от суши нового района казалось огромным, а многочисленные острова в том регионе, по слухам, были населены людоедами.

Чтобы пополнить запасы для предстоящего долгого путешествия, «Эссекс» отплыл к острову Чарльз Галапагосской островной группы.

В связи с необходимостью залатать серьёзные течи, судно было вынуждено встать 8 октября на якорь у острова Худ.

За семь дней стоянки экипаж выловил 300 черепах, пополнив ими запасы провианта на корабле. Затем судно отправилось к острову Чарльз, где 22 октября матросами было добыто ещё 60 черепах. Пока экипаж охотился, матрос Томас Чаппел решил разжечь огонь в лесу, с целью подшутить над остальными моряками. Однако, как раз на это время приходился пик засухи, и вскоре огонь вышел из-под контроля, быстро окружив охотников. Матросы были вынуждены спасаться бегством через пламя. Когда они достигли «Эссекса», уже почти весь остров был охвачен огнём. Экипаж был огорчён случившимся, а капитан Поллард объявил, что жестоко накажет поджигателя. Опасаясь порки, Чаппел долго не решался сделать признание. Между тем, остров продолжал гореть и на следующий день, когда корабль покинул его. После целого дня плавания, с корабля всё ещё был виден огонь на горизонте. Много лет спустя, когда на остров вернулся Томас Никерсон (служивший на «Эссексе» юнгой), он обнаружил лишь чёрную пустошь: «ни деревьев, ни кустарников, ни травы не появилось с тех пор». Считается, что пожар способствовал исчезновению там черепах и пересмешников Флорена.

 

Атака.

 

«Эссекс» находился близ экватора на 119-м градусе западной долготы. В команде корабля, находящегося за тысячи километров от побережья Южной Америки, постепенно возрастало напряжение, в особенности между Поллардом и Чейзом.

Вельботы возвращались пустыми на протяжении нескольких дней, а 16 ноября лодка Чейза была «разбита… буквально на куски», когда кит начал всплывать, находясь прямо под днищем вельбота.

Однако в 8 часов (утра) 20 ноября 1820 с мачты заметили стадо кашалотов. Спустили три вельбота, первым командовал сам капитан Поллард, вторым — первый помощник Чейс, третьим — штурман Джой. Когда до кашалотов осталось 200 м, те ушли под воду, но спустя несколько минут один из них всплыл.

С подветренной стороны от «Эссекса» лодка Чейза гарпунировала кита. Кашалот перевернулся на бок и ударил плавником по борту вельбота. Вода хлынула в пробоину, Чейсу ничего не оставалось, как перерубить линь и отправиться к кораблю для осуществления неотложного ремонта.

Между тем, в двух милях от наветренного борта «Эссекса» люди в лодках капитана Полларда и второго помощника гарпунировали другого кита, и теперь тот тащил вельботы прочь от судна.

 

Пока Чейз ремонтировал повреждённый вельбот, экипаж наблюдал кита — кашалота, бывшего намного крупнее обычных размеров (предположительно, около 26 м в длину). Поведение кита было довольно странным. Он лежал неподвижно на поверхности воды головой к кораблю, а затем начал двигаться по направлению к судну, набирая скорость мелкими подныривающими движениями. Судно не успело отвернуть. Послышался мощнейший глухой удар, все попадали. В трюм сквозь проломленную обшивку полилась вода. Кит протаранив «Эссекс» ушёл под него, накреняя корабль. Затем кашалот всплыл по правому борту и расположился вдоль судна, головой к носу, а хвостом — к корме. Судя по всему, кит был оглушён. Чейз готов был его гарпунировать, но вовремя понял, что хвост кашалота находится всего в нескольких дюймах от руля. Таким образом, получив удар гарпуна, кит легко может разрушить руль. Опасаясь оказаться на неуправляемом корабле в тысячах миль от берега, Чейз отказался от своих намерений. Кит к тому времени пришёл в себя и теперь плавал в нескольких сотнях метров впереди судна, повернувшись к нему головой.

Но не прошло и трех минут, как кашалот снова ударил судно — на этот раз в правую скулу

 

Я обернулся и увидел его примерно в  500 м. прямо перед нами, плывущего с удвоенной своей обычной скоростью (около 24 узлов, или 44 км/ч), и, казалось, с удесятерённой ненавистью и жаждой мести во взгляде. Его разрушительный хвост оставлял вокруг себя по всем сторонам буруны. Голова наполовину была поднята над водой, и таким образом он пришёл к нам, снова ударив по кораблю.

 

Кит проломил нос судна как яичную скорлупу, отбросив 238-тонный корабль назад. Наконец, кашалот вытащил голову из пробитого корпуса и скрылся из виду. «Эссекс» стал быстро крениться на нос. 

Когда капитан увидел, что мачты его судна исчезли, он перерезал гарпунный линь и приказал команде грести изо всех сил. Подойдя к лежащему на борту «Эссексу», Поллард попытался спасти его. Но вода, заливая трюм. «Эссекс» медленно погружался. Тем не менее моряки ухитрились проникнуть внутрь судна; в три вельбота (а к этому времени подоспел и Джой) было перегружено два бочонка галет, около 200 галлонов воды, два компаса, кое-какой плотницкий инструмент и десяток живых слоновых черепах, взятых на Галапагосах.

 

Лодка капитана была первой, что подошла к нам. Он остановил её, но не мог вымолвить ни единого слова, настолько был подавлен. «Боже мой, мистер Чейз, что случилось?». Я ответил: «Нас протаранил кит».

 

Это был первый известный случай атаки кита на китобойное судно.


Выживание.

 

Корабль затонул в 3700 км к западу от побережья Южной Америки. Двадцать моряков остались в трёх вельботах с небольшим запасом продовольствия и пресной воды. Ближайшие известные острова, Маркизские, находились более чем 1900 км. на западе. Капитан Поллард принял решение плыть к ним, но команда во главе с Оуэном Чейзом полагала, что острова могут быть заселены людоедами, и проголосовала за то, чтобы попытаться достичь Южной Америки. Лодки не могли плыть против пассата, и должны были вначале пройти 1600 км на юг, прежде чем можно было использовать западные ветра и повернуть к побережью материка, которое находилось бы от потерпевших крушение на расстоянии 4800 км.

 

Среди провизии, спасённой с корабля, был небольшой запас галет, 5 живых черепах и 700 литров воды (информация о продовольствии отличается). Большая часть продуктов питания побывала в морской воде, поэтому их пришлось съесть в первую очередь, что ещё более увеличило жажду. Просолённую еду люди ели на протяжении двух недель, прибегая при этом к полосканию рта морской водой и питью собственной мочи.

Вельботы, не предназначенные для дальних и продолжительных плаваний (к тому же, грубо отремонтированные ранее), постоянно давали течи, что являлось весьма серьёзной проблемой для экипажа. Однажды люди одной из лодок вынуждены были накренить свой вельбот так, чтобы противоположный борт и пробоина в нём вышли из воды, дав возможность экипажу второго вельбота устранить течь.

 

Лодки достигли необитаемого острова Хендерсон буквально в то время, когда через несколько часов люди бы начали умирать от жажды. Ныне этот остров является британской территорией, одним из островов Питкэрн. Если бы они высадились непосредственно на остров Питкэрн, который находился всего в 167 км. на юге-западе, то получили бы помощь: остров был обитаем и там проживали последние оставшиеся в живых участники мятежа на «Баунти». На острове Хендерсон матросы с «Эссекса» обнаружили небольшой ключевой источник пресной воды. Рацион питания экипажа составляли птицы, яйца и крабы. Тем не менее, через неделю ресурсы острова в значительной части были исчерпаны. 26 декабря выжившие пришли к выводу, что в случае задержки в этом месте вскоре наступит голод. Однако, трое мужчин — Уильям Райт, Сет Уикс и Томас Чаппел приняли решение остаться. Остальные члены экипажа «Эссекса» возобновили плавание в канун Нового Года с целью достичь острова Пасхи.

 

В течение трёх дней были исчерпаны запасы крабов и птиц, взятых для плавания. Из еды оставалось лишь небольшое количество хлеба, спасённого с корабля. 4 января, по оценкам моряков, они были слишком далеко от острова Пасхи, чтобы иметь возможность до него добраться. Было решено следовать к острову Мас-а-Тьерра, лежащему на расстоянии 2926 км. к востоку, и в 674 км к западу от побережья Южной Америки. Один за другим люди в лодках начали умирать.

 

Лодка Чейза

 

10 января умер Мэттью Джой, а на следующий день лодка с Оуэном Чейзом, Ричардом Петерсоном, Айзеком Коулом, Бенджамином Лоуренсом и Томасом Никерсоном отделилась от остальных во время сильного шквала. Петерсон умер 18 января. Его, как и Джоя, зашили в собственную одежду и погребли в море. 8 февраля умер Айзек Коул, но его тело оставили в лодке. В условиях нехватки провизии, после обсуждения, было решено прибегнуть ради выживания к каннибализму. К 15 февраля у трёх оставшихся мужчин вновь закончились продукты питания, но 18 февраля они были замечены и спасены британским китобойным судном «Индиан», спустя 90 дней после гибели «Эссекса».

 

Лодки Полларда и Хендрикса


В лодке Обеда Хендрикса запасы продовольствия закончились 14 января, а запасы Полларда подошли к концу ещё через неделю. Лоусон Томас умер 20 января и было решено употребить его тело в пищу. Чарльз Шотер умер спустя 3 дня, Айзейя Шепард — 27, а Сэмюэл Рид — 28 января. Все тела были съедены. 28 января две лодки были разделены. Третью лодку, в которой оставались Обед Хендрикс, Джозеф Уэст и Уильям Бонд, никогда больше не видели. Считается, что они погибли в море.
1 февраля пища вновь закончилась и ситуация в лодке капитана Полларда стала критической. Тогда было принято решение тянуть жребий, кто будет принесён в жертву во имя спасения остальных членов экипажа. Короткая соломинка, по иронии судьбы, досталась Оуэну Коффину, 17-летнему двоюродному брату капитана, которого тот некогда поклялся оберегать. Поллард, якобы, предложил взять на себя участь юноши, но тот ответил отказом. Члены экипажа вновь тянули соломинки, чтобы определить, кто должен будет исполнить роль палача. Она досталась другу Оуэна — Чарльзу Рамсделлу. Рамсделл застрелил Коффина из пистолета капитана, и его останки были съедены Поллардом, Барзиллаем Рэем и Чарльзом Рамсделлом. 11 февраля умер Рэй, что избавило людей от необходимости повторять страшную процедуру. В оставшееся время плавания Поллард и Рамсделл обгладывали кости Коффина и Рэя. Почти достигнув предела видимости южноамериканского берега, они были спасены китобойным судном «Дофин» 23 февраля 1821 года.

 

Спасение.


Поллард, Чейз, Рамсделл, Лоуренс и Никерсон воссоединились в порту города Вальпараисо, где и сообщили властям о трёх своих товарищах, которые остались на острове Хендерсон. К острову было направлено судно, которое 5 апреля 1821 года взяло их на борт. Трое мужчин были живы, хотя и близки к голодной смерти.
Все восьмеро спасённых людей вновь ушли в море уже через несколько месяцев после спасения. Герман Мелвилл позже предположил, что все моряки остались бы в живых, если бы изначально приняли предложение капитана Полларда плыть на запад.

 

Последствия.

 

Капитан Джордж Поллард-мл. вернулся в море в начале 1822 года в качестве капитана китобойного судна «Два брата». После кораблекрушения на Френч-Фригат-Шолс во время шторма у Гавайских островов в свой первый же рейс (Полларду вновь пришлось воспользоваться ботом, он и остальной экипаж были подобраны проходящим мимо судном спустя пять дней. Обломки корабля были найдены в 2011 году, он пересел на торговое судно, которое также вскоре потерпело крушение в том же районе. Джордж Поллард должен был занять место капитана на судне «Йонах», однако судовладелец не рискнул доверить ему очередной корабль, и Поллард был вынужден уйти в отставку. Он стал ночным сторожем в городе Нантакет. Каждое 20 ноября он запирался в своей комнате и поминал людей «Эссекса».

 

Старший помощник Оуэн Чейз вернулся в Нантакет 11 июня 1821 года, чтобы разыскать свою 14-месячную дочь, которую ранее никогда даже не видел. Четыре месяца спустя он закончил писать книгу о произошедших событиях, названную «Рассказ о самом необычном и ужасном кораблекрушении, произошедшем с китобойным судном „Эссекс“» (англ. Narrative of the Most Extraordinary and Distressing Shipwreck of the Whale-Ship Essex). Позже эта книга вдохновит писателя Германа Мелвилла на написание романа «Моби Дик». В декабре Чейз вновь отправился в плавание в должности старшего помощника на китобойном судне «Флорида», а затем — выходил в море в качестве капитана судна «Уинслоу» вплоть до постройки собственного корабля «Чарльз Кэррол». Чейз проплавал ещё 19 лет, возвращаясь на сушу лишь на короткие промежутки времени каждые 2–3 года. И каждый раз становился отцом ребёнка. Его первые две жены умерли, когда Чейз был в море. Он развёлся со своей третьей женой, когда обнаружил, что та родила спустя 16 месяцев после того, как он в последний раз её видел. Однако впоследствии он воспитал её ребёнка как своего собственного. В сентябре 1840 года, через два месяца после завершения процедуры развода, он женился в четвёртый и последний раз, уйдя из китобойного промысла. Воспоминания об ужасных днях, проведённых в море на вельботе, преследовали Оуэна Чейза. Он страдал от сильных головных болей и ночных кошмаров. В конце жизни Чейз приобрёл привычку прятать еду на чердаке своего дома в Нантакете, стоящего на Оранжевой улице.

 

Юнга Томас Никерсон стал капитаном торгового флота, а затем написал книгу «Потеря корабля „Эссекс“, потопленного китом, и испытания экипажа в открытых лодках» (англ. The Loss of the Ship "Essex" Sunk by a Whale and the Ordeal of the Crew in Open Boats). Книга не была опубликована вплоть до 1984 года, когда была выпущена Нантакетской исторической ассоциацией (англ. Nantucket Historical Association). Никерсон написал её в конце жизни, и до 1960 года о её существовании не было известно. В 1980 году книга попала в руки нантакетскому эксперту по китобойному промыслу Эдуарду Стакполу, который и оценил её значимость.

 

Чарльз Рамсделл перед выходом на пенсию стал капитаном китобойного судна «Дженерал Джексон».

 

Бенджамин Лоуренс до своей отставки являлся капитаном судов «Дромо» и «Харон», а после выхода на пенсию стал фермером.

 

Уильям Райт также вернулся в китобойный промысел и утонул во время урагана в Вест-Индии.

 

Сет Уикс вёл уединённый образ жизни на Кейп-Код.

 

Томас Чаппел, как считается, стал миссионером-проповедником.

 

Память.


Рассказы о катастрофе достигли молодого в то время Германа Мелвилла. Во время службы на китобойном судне «Акушнет», он встретил сына Оуэна Чейза, служившего в то время на другом китобойном корабле. Случайная встреча произошла менее чем 160 км от места затопления «Эссекса». Чейз подарил Мелвиллу отчёт своего отца, и тот читал книгу в море, вдохновляясь идеей о том, что кит может быть способен на причинение такого бедствия. Мелвилл позже встретился с капитаном Поллардом, записав о нём в дубликате повествования Чейза следующее: «встретил капитана Полларда в Нантакете. Для большинства островитян он никто. На мой взгляд, это один из самых необычных людей, которых я когда-либо встречал». Герман Мелвилл написал роман «Моби Дик, или Белый кит». Источником вдохновения для книги послужила первая часть истории «Эссекса», заканчивающаяся его затоплением.

 

В июле 1840 года английский китобойный бриг «Десмонд» находился в 215 милях от Вальпараисо. Крик наблюдателя из «вороньего гнезда» поднял на ноги всю команду. В двух милях от них медленно плыл одинокий кашалот. Капитан приказал спустить два вельбота. Сделав крутой поворот, кит устремился им навстречу. Цвет его скорее был темно-серый, нежели черный, на огромной голове был виден трехметровый белый рубец. Кашалот ударил первый вельбот головой, тот взлетел в воздух. Гребцы посыпались в воду, как горошины с ложки. Перевернувшись на бок и открыв свою страшную пасть, кашалот изжевал утлое суденышко в щепки, затем ушел в глубину. Минут через пятнадцать он вынырнул и бросился в новую атаку — сильным ударом головы подбросил в воздух второй вельбот. Треск ломающегося дерева смешался с криками обезумевших от страха китобоев. Описав плавный круг, кит удалился. Подоспел бриг и взял на борт своих моряков. Двое из них умерли от ран.

 

Месяцем позже в пятистах милях к югу от этого места с русского барка «Сарепта» заметили кашалота. Охота закончилась удачно: два вельбота буксировали тушу кита. Они находились в трех милях от «Сарепты», когда появился еще один кашалот — большой серый самец. Он выпрыгнул из воды, с оглушительным шумом упал на брюхо и начал атаку на вельботы. Первый он ударом головы разбил в щепы. Старшина второго успел поставить свое суденышко за тушу убитого кашалота, затем, перерезав гарпунный линь, подобрал плававших людей, и гребцы изо всех сил налегли на весла. Вельбот благополучно вернулся на «Сарепту», которая медленно кружила вокруг убитого кита. Однако серый кашалот не отходил от добычи русских китобоев, и, решив не испытывать судьбу, они ушли на юг.

 

В мае 1841 года китобоец «Джон Дай» вел промысел в Южной Атлантике между мысом Горн и Фолклендскими (Мальвинскими) островами. В ста метрах от борта из глубины всплыл гигантский кашалот серого цвета. Он почти полностью выскочил из воды, постоял несколько секунд на хвосте и упал с оглушительным шумом. Затем отплыл на несколько сот метров и, казалось, поджидал вельботы. Первому помощнику удалось подойти к кашалоту сзади и метко бросить гарпун. Кашалот, нырнув, тащил вельбот три мили, потом остановился, всплыл и бросился в атаку на китобоев. Удар головой, два-три взмаха хвоста — и вельбот превратился в груду плавающих щепок. Два китобоя были убиты, остальные плавали среди обломков. Отплыв на сотню метров, кашалот ждал. Капитан, не желая лишаться ценной добычи, послал к месту поединка еще два вельбота. Команде одного из них удалось подобрать конец линя, тянувшегося к торчавшему из спины кита гарпуну. Почувствовав боль, тот снова устремился под воду, потом вынырнул точно под днищем третьего вельбота и подкинул его головой на пять метров в воздух. Каким-то чудом все остались целы, но вельбот затонул. Когда мокрые, обессиленные, полные ужаса китобои (их подобрал второй вельбот) поднялись на борт «Джона Дэя», чудовище все еще было на месте схватки.

 

В октябре 1842 года близ восточного побережья Японии большой серый кашалот атаковал шхуну прибрежного плавания. Удар головой оказался столь сильным, что судно фактически лишилось кормы. Оно осталось на плаву лишь благодаря грузу леса, хотя сидело в воде по верхнюю палубу. Команда успела соорудить из бревен плот... Капитаны трех китобойцев, оказавшихся поблизости,— шотландского «Чиффа», английского «Дадли» и «Янки» из порта Нью-Бэкфорд,— посовещавшись, решили покончить с китом-разбойником, навсегда избавиться от Моха Дика. Поиски были недолгими — кашалот, казалось, сам искал встречи. Он вынырнул в миле от китобоев, несколько секунд стоял вертикально на хвосте, потом со страшным всплеском упал плашмя и снова ушел под воду. К этому месту устремилось шесть вельботов — по два с каждого китобойца. Кит первым пошел в атаку, но промахнулся и получил в спину гарпун с американского вельбота. Пять минут он, уйдя в воду, не подавал признаков жизни, но потом, внезапно появившись на поверхности, ударом хвоста разбил вельбот шотландцев и тут же рванулся на английский вельбот. За ним на лине летел вельбот с «Янки». Англичане поначалу увернулись, но еще через какие-то секунды их вельбот оказался в гигантской пасти перевернувшегося на бок кита. Подняв голову, кашалот мотал ею из стороны в сторону, словно кот, изловивший мышь. В воду падали обломки дерева, изуродованные останки двух моряков, которые не успели вовремя прыгнуть в воду. Потом, уже освобожденный от буксируемого груза (американцы в панике перерубили линь), кит с разгона нанес удар головой в борт полузатопленной, покинутой людьми шхуны. И скрылся из виду...

На борту шотландского китобойца оказывали помощь пострадавшим, когда он вновь появился на «поле брани». Попытался головой ударить в днище «Чиффа», но промахнулся, тем не менее содрал спиной медную оковку с форштевня и снес бушприт вместе с утлегарем. После этого отплыл на несколько сот метров, «лег в дрейф» и спокойно наблюдал, как три китобойца, подняв все паруса, поспешно уходят в океан...

 

В 1850 году вельбот с американского барка «Паркер Кук» загарпунил в Центральной Атлантике крупного кашалота. Вместо того чтобы уйти на глубину, как это обычно бывает, раненое животное поднырнуло под днище вельбота и перевернуло его. Гарпунный линь захлестнуло вокруг голени рулевого, прорезав мышцы до кости. Изловчившись, моряк успел перерезать линь, но потерял сознание от потери крови, пришлось его срочно везти на барк. Едва люди оказались на палубе китобойца, как кит пошел в атаку на судно. Удар головой пришелся в правую скулу, вскоре последовал второй, но менее сильный: видимо, рана была серьезной и животное потеряло много крови. Однако оно уже разгонялось для новой атаки; капитан, вооруженный гарпунами с разрывными головками, вышел на вельботе навстречу. Перевернувшись на бок и разинув смертоносную пасть, кашалот ринулся на вельбот. Человек оказался на секунду проворнее: гарпун попал в глотку кита и взорвался. Но кашалот не сдавался! Он еще дважды пытался атаковать вельбот, и лишь третий разрывной гарпун успокоил его навсегда...

 

Спустя несколько месяцев американский китобоец «Покахонтас» встретил у берегов Аргентины большое стадо китов. К ним направились два вельбота. Один гарпун попал в цель, вельбот подошел почти вплотную, помощник капитана приготовился метнуть второй гарпун. Внезапно кашалот опрокинулся на бок, разинул пасть перекусил вельбот надвое. Люди уцелели, но двое из них были серьезно ранены. На помощь подоспел второй вельбот, однако кит не уходил, он кружил близ обломков, время от времени «пробуя на зуб» весла, мачту, куски обшивки. «Покахонтасом» командовал Джозеф Диас, 28-летний моряк по кличке «Мальчик-капитан». Несмотря на мольбы раненых — а их уже доставил на судно второй вельбот — и уговоры опытных китобоев, он решил снова атаковать кита, теперь уже непосредственно с борта «Покахонтаса». На баке сгрудились матросы, вооруженные гарпунами и острогами. Перед самым форштевнем кит увильнул в сторону, правда, один из гарпунов вонзился ему в спину. Капитан Диас продолжал преследование, скорость китобойца была два узла. Внезапно — а расстояние между судном и китом составляло в тот момент около 100 м — тот сам бросился в атаку. Скорость его была втрое больше. Удар пришелся в правую скулу, послышался треск ломающихся досок, ниже ватерлинии образовалась пробоина. О дальнейшей охоте не могло быть и речи — лишь с большими трудностями Диасу удалось благополучно довести судно до ближайшего порта.

 

20 августа 1851 года с мачты американского китобойца «Энн Александр», что промышлял в Южной Атлантике, заметили трех кашалотов. Дальше все происходило по привычному для нас сценарию: к китам устремились два вельбота, раненый кашалот превратил один из них в груду плавающих обломков. По счастью, люди остались целы. На помощь подоспел еще один вельбот; его ожидала та же незавидная участь. Единственное оставшееся суденышко, сильно перегруженное (на нем находилось теперь 18 человек), спаслось бегством. Тем не менее капитан китобойца Джон Дебло решил продолжать охоту - с судна. В спину кашалота вонзился еще один гарпун. Кит ушел под воду, а спустя некоторое время корабль потряс сильный удар: было впечатление, что он на полном ходу налетел на риф. По оценке Дебло, скорость кашалота в момент столкновения достигала 15 узлов. Вода мощным потоком хлынула в трюм. Команда спешно погрузилась на два вельбота; через некоторое время «Энн Александр» опрокинулся на правый борт, а затем и затонул. Но судьба была более благосклонна к Дебло и его людям, чем в свое время к экипажу «Эссекса»,— на следующий день оба вельбота были подобраны китобойцем «Нантакет».

 

Источник: Вики + 2 сайта.

Изменено пользователем Berry_Tiger
  • Плюс 11

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
145
[TF58] Serjscald
247 публикаций

Прекрасный пост, спасибо! Очень интересная история, прочел с удовольствием.  

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
669 публикаций
2 151 бой

спасибо !!!!!

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
1 589
[MAD-B] pifagor_blizko
4 515 публикаций
1 948 боёв

Здорово, Леша. (:

 

 

кашалот слеп на правый глаз.

 

Все кашалоты слепы на правый глаз-связано это с особенностями размещения спермацетового мешка.

 

  • Плюс 1

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
337 публикаций
439 боёв

История про белого кита интересненько  Моби Дик +:)

 

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
7 744
[WGFUN] del32358027
14 723 публикации

Здорово, Леша. (:

Все кашалоты слепы на правый глаз-связано это с особенностями размещения спермацетового мешка.

Доброго, я читал, что оно слабое, но про такую особенность не слышал.

Изменено пользователем Berry_Tiger

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
1 589
[MAD-B] pifagor_blizko
4 515 публикаций
1 948 боёв

 

 

Я написал "ЗдОрово". (:

 

Нахрапом пруфы не нашел. Продолжаю гугление.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
3 713
Kolovorot13
4 921 публикация
3 044 боя

Благодаря тебе узнал про данный фильм в принципе. Как-то я оторван в общаге от жизни. Раздумываю, может, даже схожу. 

 

Прочитал мельком, позже ознакомлюсь подробнее. Спасибо.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
123
[ACID] x_Thomas_x
460 публикаций
16 540 боёв

прочитал залпом. спасибо.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
7 744
[WGFUN] del32358027
14 723 публикации

Благодаря тебе узнал про данный фильм в принципе. Как-то я оторван в общаге от жизни. Раздумываю, может, даже схожу. 

Прочитал мельком, позже ознакомлюсь подробнее. Спасибо.

Сходи, потом расскажешь. ))

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
1 313
[C0D] K0K0PELLI
Старший альфа-тестер, Коллекционер-испытатель
[C0D]
1 857 публикаций
10 046 боёв

Спасибо за интересный рассказ!

Спасибо за ссылку на фильм!

:great::honoring:

С Уважением,

Кокопелли

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
474
[WEAP] ARA90rN
Альфа-тестер, Коллекционер, Коллекционер-испытатель
[WEAP]
1 382 публикации
3 323 боя

Позновательно!

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Эту страницу никто не просматривает.

×