Перейти к содержимому
Для публикации в этом разделе необходимо провести 50 боёв.
RenamedUser_18412412

История одной крейсерской войны

В этой теме 16 комментариев

Рекомендуемые комментарии

582 публикации

Как хорошо сформулировал немецкий историк Штенцель, «выгодное положение в самой узкой части пути между Северным морем и Каналом, естественная защита благодаря впереди лежащим отмелям, богатая местность в тылу, предприимчивость морского населения — все это сделало Дюнкерк бичом для соседей».

 

Изображение

Ла-Манш. Именно здесь зверствовали дюнкеркские корсары испанского короля.

 

После начала Тридцатилетней войны перед испанской Фламандской армадой и корсарами была поставлена задача проведения постоянных атак на прибрежную торговлю и рыболовство Голландии, ведь сельдяной промысел был одной из самых доходных статей бюджета Соединенных Провинций и приносил им до 600 тысяч дукатов ежегодно. Уже в 1621 году Филипп IV в письме городскому совету Дюнкерка приказал организовать постоянное соединение в составе 24 военных или зафрахтованных на военную службу кораблей. Согласно этому же письму, капитаны кораблей могли иметь любую национальность и любое вероисповедание, однако были обязаны соблюдать дисциплину и дать присягу Филиппу IV. Сорвиголовы и искатели приключений с большой охотой потянулись в Дюнкерк и довольно быстро Фламандская армада заявила о себе.

 

 

Захваты голландских рыболовных судов начались в 1622 году, а к 1625-му достигли своего пика. Кроме буссов корсары старались захватывать голландские суда, груженые французской солью. Дело в том, что после введения эмбарго голландцы были вынуждены закупать соль не в испанской Валенсии и Португалии (вест-индскую, которую голландцы очень ценили за отсутствие примесей), а во Франции. Французская соль со значительным содержанием магния придавала засоленной сельди горечь и уменьшала срок хранения соленой рыбы. Это обстоятельство имело сокрушительный удар для голландской экономики.

 

Изображение

Бой дюнкеркских корсаров.

 

Уже в 1622 году дюнкеркцы начали наносить удары по голландской торговле. Смелые и решительные капитаны выходили в море и постоянно атаковали суда противника. К примеру - Ян Якобсен. 3 октября 1622 года около Остенде 3 маленьких паташа Якобсена, Хуана Гарсии и Педро де ла Плеса столкнулись с голландским патрулем Ламберта Хендриксоона, блокирующим Шельду, в составе 7 галеонов и 2 паташей. Поскольку голландцы были на ветре – они пустились в погоню за дюнкеркцами. Гарсия и де ла Плеса стали уходить, а Якобсен решил прикрыть отход товарищей и пошел в бой. Бой одного фламандского корабля против 9 голландских продлился 13 часов! Тем более удивительно, что в бою Якобсен сумел потопить паташ капитана Квеста и взял на абордаж галеон лейтенант-адмирала Клютера, правда Якобсен потерял руль, две мачты и получил около 30 подводных пробоин. Оставшиеся нидерландские корабли походили ближе, чтобы взять капера на абордаж, фламандец дождался, пока противник закинет абордажные крюки и взорвал свой корабль. 25 членов экипажа, были подняты на борт голландских кораблей и повешены в Роттердаме и Флиссингене по обвинению в пиратстве.

 

Все вышеописанное усугублялось некомпетентным командованием голландского флота. 16 октября 1622 года лейтенант-адмиралом Голландии и Западной Фрисландии стал бывший капитан 20-пушечного «Меермин» Филипс ван Дорп, только год назад при-шедший во флот. Он сменил на этом посту престарелого Йохема Хендриксоона Свартенхольта, знаменитого флотоводца войны 1568-1609 годов. Назначение Дорпа объяснялось не способностями нового адмирала, а близостью его семьи (отец новоиспеченного лейте-нант-адмирала командовал полком у батюшки Морица – Вильгельма «Молчаливого» ) к дому принцев Оранских. Скорее всего, Мориц Нассауский хотел иметь на подобном посту своего человека, который проводил в жизнь все его решения. Дорп оправдал эти чаяния, полностью поддерживая штатгальтера во всех начинаниях. Однако в адмиральство Филипса блокада Дюнкерка и охрана конвоев велись из рук вон плохо, и хотя в 1624 году он добился некоторых успехов, захватив несколько корсарских судов, в целом ситуация во внутренних морях Голландии оказалась плачевной.

Голландцы были не так уж и не правы – несмотря на действующий в Дюнкерке и Брюсселе Адмиралтейский суд, где выносилось решение по правомерности захватов, очень часто корсары становились на скользкий путь пиратства. Так, например, сохрани-лись воспоминания кабальеро Эстебано Гонсалеса о его приключениях в Ла-Манше. В районе Фалмута на испанское судно Гонсалеса напали и захватили два дюнкеркских корсара, команду высадили в шлюпки и взяли курс на Дюнкерк. На следующий день каперы обнаружили и атаковали еще одно испанское судно, груженое лесом. Команда корабля оказала сопротивление, поэтому после схватки все члены экипажа «испанца» вылетели за борт. Крейсерство дюнкеркцев продлилось месяц, были взяты в общей сложности 7 ко-раблей, три из которых были своими, испанскими. Несмотря на это Адмиралтейский суд признал законность захватов всех судов.

В качестве ответной меры ван Дорп, отвечавший за охрану торговли, решил блоки-ровать фламандские порты, поскольку охранять буссы с помощью эскортных судов было нереально.

 

Изображение

Филипс ван Дорп.

 

Для этой цели Соединенные Провинции выделили всего лишь 19 кораблей, поскольку ни голландская ОИК, ни другие большие торговые компании не дали для защиты рыбных промыслов ни одного судна. Это можно было понять – большим финансовым картелям было совершенно по боку прибрежное рыболовство, все их интересы сосредоточивались на больших караванах в Вест- и Ост-Индию, а так же на Балтику. Большие сделки приносили большие прибыли, а разорение тысяч мелких рыботорговцев директора крупных копаний рассматривали как неизбежное зло, «утряску, усушку». К малому количеству сил прибавилась и постоянная нерешительность ван Дорпа. Он то уходил далеко в море, то уводил корабли в Голландию на пополнение припасов. В эскорт торговым кораблям силы не выделялись, от введения системы конвоев так же отказались, исключая балтийские караваны и отрядов ОИК. В столкновения с отрядами корсаров так же вступали очень нерешительно, часто каперов даже не преследовали. Все это позволяло испанцам добиваться невиданных доселе успехов. Наверное, именно поэтому в феврале 1625 года ван Дорп был сменен, лейтенант-адмиралом Голландии и Западной Фрисландии стал бывший капитан ОИК Лоуренс Раель (Rael), разругавшийся с директором голландской Ост-Индской компании Яном Питерсзооном Куном. Филипса сделали его заместителем, после отплытия Раеля в Средиземное море реальная власть опять перешла к ван Дорпу. На следующий год Раель вернулся и был отослан послом в Данию, ван Дорп снова стал лейтенант-адмиралом Голландии и командующим флотом.

 

23 апреля 1625 года умер принц Мориц Нассауский-Оранский. Должность штатгальтера наследовал его сводный брат – Фредерик-Генрих Оранский, сын Вильгельма «Молчаливого» Оранского и Луизы де Колиньи – дочери знаменитого французского гугенота Гаспара де Колиньи. Генеральные Штаты, помятуя о заслугах его отца и его брата, авансом отдали новому штатгальтеру должности генерал-капитана и генерал адмирала провинций Голландия, Зеландия, Утрехт, Овернсэйл (Овернь) и Гельдерн. Таким образом, Фредерик-Генрих стал главнокомандующим всеми сухопутными и морскими силами республики.

 

К тому времени независимость Голландии висела на волоске – Юстин Нассауский из последних сил оборонял Бреду от войск Амброзио Спинолы, войска испанцев вплотную подходили к Роттердаму и Утрехту. В этой ситуации новым штатгальтером был сделан выбор в пользу войны на суше. Надо было отбить смертельную атаку врага и отстоять независимость страны. Именно на переустройстве армии и увеличении численности войск сосредоточил Фредерик-Генрих все силы, оставив проблемы флота на будущее. Таким образом со смертью Морица ожидаемых реформ в адмиралтействах не произошло, все осталось по прежнему. Филипс ван Дорп сохранил за собой пост лейтенант-адмирала Голландии и Зеландии, и продолжил командование флотом. Корсары Фламандской армады спокойно прорывались через патрули голландцев и без жалости топили голландские корабли. Дорп, несмотря на значительное усиление своих сил (до 30 кораблей), ничего не смог с этим поделать.

 

Но вернемся к событиям на море.

 

Понятия нейтралитет тогда не существовало вовсе. Достаточно сказать, что очень сильный удар пришелся по торговому флоту Дании, ее денежные потери от каперских захватов в Тридцатилетнюю войну оценивают в 1 850 000 эскудо, что эквивалентно стоимости 250-300 кораблей в 200 тонн. Сильно досталось и английской торговле – с 1625 по 1630 годы дюнкеркцы захватили около 40 английских призов. Это заставило англичан сводить свои суда в конвои и создавать целые эскадры, боровшиеся с каперами.

 

Дюнкеркские корсары стали настоящим бичом для своих соседей. Если в 1622 году в Дюнкерке было всего 4 королевских корабля, то к 1625 году – уже 12 судов, а в 1629-м – 20. Первым адмиралом Фламандской Армады стал дон Фермин де Андуэса-и-Лодоса. Королевские и частные корсары под его патронажем раз за разом захватывали торговые суда голландцев. На верфях Дюнкерка спешно строились новые корабли для крейсерской вой-ны против Голландии. Испанцам помогало то, что из-за постоянных споров голландцы так и не смогли организовать действенную блокаду Дюнкерка. Показателен тот факт, что в январе 1624 года Фламандскую Армаду пытались блокировать лишь 9 зеландских кораблей, в 1625-м - всего 19 кораблей, и это из 107 находящихся на службе голландских судов! Но как защитить флотилию, которая при ловле вовсе не держится в одной куче и в одном месте? Так и выходило, что всё больше и больше «селёдочников» отправлялось на дно.

 

Изображение

Рейд Роттердама.

 

Из-за больших призовых в Дюнкерк съезжались сорвиголовы со всего остального мира. К примеру – английский приватир Ричард Кнотт, поступивший на службу испанцам вместе со своим 32-пушечным кораблем «Виолетт». Корсары и армада наносили жестокие удары по важной статье голландских доходов — ловле селёдки в Северном море, приносящей 600 000 дукатов ежегодно. С октября 1625 года началась тотальная морская война. Особенно отличился в захватах рыбаков знаменитый корсар Якоб Колаарт, который к 1625 году захватил более 150 буссов. К 1625 году прибыль от захваченных голландских судов перевалила за 100 тысяч эскудо и неуклонно повышалась. Во многих городах Голландии, живущих за счет засолки рыбы, начался настоящий голод, начались голодные бунты. В 1627-м Филипса ван Дорпа в Дельфте чуть не растерзала разъяренная потерями «селедочников» толпа, только рота Городской Стражи смогла отбить и спасти уже довольно помятого лейтенант-адмирала. Какие потери понесли голландцы говорит тот факт, что в январе-феврале 1628 года прибыль испанцев от захваченных призов составила 373 371 эскудо (в то время, как траты на содержание Фламандской Армады составила за этот же период всего 29 256 эскудо), что позволило полностью расплатиться с фламандской армией, не прибегая к займам у итальянских банкиров.

 

Есть список королевских кораблей Фламандской эскадры с типами судов и командирами на 1627-1628 годы:

 

Наименование корабля Тип корабля Командир

S, Ambrosio Галеон M. Jacobsen

S. Clemente Галеон J. Canum

S. Bartolome Паташ J. Winenbroot

S. Vicente Галеон F. Roio

El Carne Rojo Галеон F.Jacobsen

S. Miguel Галеон M. Hubertsen

S. Carlos Галеон J. Colaert

S. Andres Паташ C. Brea

S. Pedro Паташ M. Claessens

Sa. Isabel Галеон J. Pietersen

S. Ignacio Паташ A. Querlinge

S. Ildefonso Паташ P. de Valencia

 

Эти корсары оказались агрессивными, инициативными капитанами, достаточно сказать, что двое из этого состава (Якоб Колаарт и Йосс Питерсен) стали командующими Дюнкеркской армады.

 

26 марта 1629 года Филипс ван Дорп был смещен с поста командующего голландским флотом, его место предложили Питу Хейну, надеясь, что он наконец-таки наведет порядок в домашних голландских водах. Новый командующий получил должность лейтенант-адмирала Голландии и Западной Фрисландии и озвучил адмиралтействам свое видение выправления ситуации. Его пояснительная записка состояла из десяти пунктов, где он, прежде всего, настаивал на введении четкой вертикали власти в голландском флоте, однако эти пункты были отметены комиссионерами и Генеральными Штатами. Парламентарии считали, что именно они должны руководить флотом и предложение передать всю власть профессиональным военным восприняли как покушение на свои исконные права. В ответном письме Хейну советовали не заниматься словоблудием, а выйти в море и наказать, наконец, дюнкеркских пиратов, терзающих торговлю Голландии. Так же Хейну припомнили его «подлое» происхождение (Хейн был сыном простого штурмана), что вывело нового лейтенант-генерала из себя. 29 мая Хейн с эскадрой из 4 кораблей вышел из Хеллеветслюйса. 17 июня около Остенде голландцы обнаружили трех испанских каперов и атаковали их. Хейн на флагманском «Флигенде Грёне Драек» (Vliegende Groene Draeck) рванул к противнику и вклинился между двумя приватирами, давая залпы с двух бортов одновременно. Именно в этот момент вражеское ядро из ручной мортирки попало в плечо и голову лейтенант-адмиралу, Хейн рухнул замертво. Бой возглавил капитан флагмана - Маартен Харпертсзоон Тромп, который довел его до победного конца. 20 июня с тремя захваченными дюнкеркцами Тромп появился на рейде Дельфта, там же было выгружено и тело Хейна.

 

Изображение

Пит Хейн.

 

4 июля 1629 года Пит Хейн был похоронен в церкви Оуде Клерк в Дельфте. Испол-няющим обязанности лейтенант-адмирала Голландии снова стал Филипс ван Дорп, а 6 мая 1632 года его утвердили в новом звании. Дорп в очередной раз сорвал блокаду Дюнкерка.

 

Раз за разом каперы выходили в море, заслоны голландцев располагались крайне не-удачно, и в результате Соединенные Провинции терпели большие убытки. Несколько раз дюнкеркцы атаковали голландские корабли в бухтах Англии, нарушая нейтралитет Острова, один раз даже вступили в перестрелку с пушками Дил Кастл (Deal Castle), что вы-звало настоящий дипломатический скандал. В этом же 1632 году, по словам современников, настал пик каперской войны фламандцев против торговли Северного моря: «Ни одно судно не могло чувствовать себя в безопасности при переходе через Ла-Манш». Гремели имена Яна Колаарта, Мигеля де Орны, Корнелиса Виттеборна, братьев Вильемзенсов, Родригеса, Лопе де Осеса. По подсчетам голландской Торговой Гильдии в этот год Соединенные Провинции лишились 307 своих судов, а были захваты еще и английских, датских, французских, шведских, курляндских кораблей . Всего на охоту в этом году вышли 20 приватиров.

 

После вступления в войну Франции в 1635 году (на стороне Голландии) фламандские корсары Дюнкерка получили возможность захватывать французские суда, что очень порадовало фламандцев, так как французский флот был еще слишком неопытен в деле защиты своей торговли. Корсары Дюнкерка продолжали наносить сильные удары по голландской и французской торговле.

 

Особенно большой щелчок по носу получили Соединенные Провинции. Началось все с дурацкой затеи командующего голландским флотом Филипса ван Дорпа. Лейтенант-адмирал получил информацию, что к берегам Испании идет большой «серебряный флот» с грузом серебра и колониальных товаров. Наплевав на блокаду Дюнкерка, ван Дорп увел все свои эскадры к берегам Испании. Пользуясь этим обстоятельством корсары вышли на «тропу войны». 14 августа 1635 эскадра Якоба Колаарта в составе 20 кораблей (14 галеонов и 6 дюнкеркских фрегатов) вышла из Дюнкерка и направилась к Текселю. Около Вли корсары обнаружили 150 буссов под охраной одного единственного 29-пушечного корабля голландцев. На потопление эскорта хватило двадцати минут и далее каперы занялись буссами. Было захвачено и потоплено в общей сложности 75 голландских рыболовных судов. Отряд же двинулся к Доггер-Банке. Там были обнаружены и захвачены еще 50 буссов, корсары посадили 200 голландцев на старое гамбургское судно и отправили их в Голландию. Еще 778 рыбаков были оставлены в качестве пленников, так как корсары рассчитывали получить за них выкуп. Ошарашенные голландцы послали за Колаартом эскадры адмиралов ван дер Бурха и только что вернувшегося от берегов Пиренейского полуострова Филипса ван Дорпа. 8 сентября 1635 года де Бурх сумел перехватить Колаарта у Дюнкерка с 20 кораблями. Колаарт смело пошел на врага, его артиллеристы лишили три голландских корабля мачт, корсар смог прорвать блокирующую линию нидерландцев и преспокойно скрылся в гавани Дюнкерка. Тут на горизонте показались 18 кораблей ван Дорпа, но птичка уже улетела из клетки. Срам был велик – голландцы оценили свои потери в два миллиона гульденов.

 

В 1636 году Якоб Колаарт стал адмиралом Фламандской эскадры, в феврале он вы-шел в крейсерство, однако 29 февраля около Дьеппа 6 кораблей корсаров настигла эскадра голландского адмирала Роттердама Йохана (Яна) Эвертсена. После упорного пятичасового боя Колаарт был принужден к сдаче и попал в плен. В начале 1637 года испанцы смогли его выкупить, но в августе 1637 года Ян Колаарт умер в Ла-Корунье. Командующим Фламандской эскадрой стал бывший заместитель Колаарта Мигель де Орна. У мыса Лизард 18 февраля 1637 года Орна в качестве исполняющего обязанности адмирала встретил большой конвой из 28 голландских и 16 английских торговых судов, сопровождаемый несколькими голландскими фрегатами. Он энергично атаковал противника, разгромил конвой и захватил 17 торговых судов. Это стало последней каплей - в том же 1637 году принц Фредерик-Генрих Оранский решил всерьез заняться реорганизацией флота. Первым делом с флота с треском вылетел ван Дорп – его 15 октября заменил бывший флаг-капитан Хейна, Маартен Харпертсзоон Тромп . Далее взялись за Адмиралтейства и правления Компаний – домашний флот был увеличен сначала до 42, а потом и до 56 судов, новый лейтенант-генерал плотно обложил Дюнкерк, на командные должности наконец-таки были поставлены талантливые капитаны Витте де Витт, Ян Эвертсен, Йосс Банкерт и другие.

 

Изображение

Корабль голландской Ост-Индской компании входит в свой порт.

 

В феврале 1639 года Мигель де Орна получил приказ от испанского правительства: доставить солдат в испанский порт Ла-Корунья, они были там нужны для формирования десантных сил в составе готовившейся там к походу Армады адмирала де Окендо. Так же Орна должен был помочь адмиралу Окендо в прорыве морской блокады Ла-Коруньи, которую вел французский флот адмирала де Сурди (архиепископа Бордо). Для выполнения этого приказа необходимо сперва было выйти в открытое море и направиться к берегам Испании, а для этого в февральскую непогоду де Орна требовалось сначала прорвать блокаду Дюнкерка, которую осуществлял флот голландского адмирала Маартена Харпертсзоона Тромпа. В битве у Дюнкерка, разыгравшейся 19 февраля 1639 года, у Орна было 12 галеонов, 3 пинаса и 5 «урка» с 2000 солдатами на борту. У Тромпа было 12 галеонов.

 

Традиционно считается, что Тромп после пятичасового сражения блестяще выиграл это сражение, но на самом деле, все было не все так просто. Да, в этой кровавой битве дюнкеркцы потеряли два галеона под командованием капитанов Мени и Петита, а другое судно эскадры, которым командовал его вице-адмирал Мэттью Ромбоутс, село на песчаную отмель, и чтобы оно не досталось голландцам, команда подожгла корабль, а сама добралась до берега на шлюпках. Однако де Орна сумел вернуть все транспортные суда обратно в порт Дюнкерка без потерь. Кроме того, его капитаны сражались так от-важно, яростно и умело, что потери голландцев оказались намного выше — если дюнкеркцы потеряли 600 человек убитыми, раненными и пленными, то потери голландцев убитыми и раненными были около 1000 человек (испанские источники приводят цифру до 1700 человек, но это уже явный перебор — средний экипаж голландского корабля в 24–36 пушек составлял тогда 95–120 человек). В это время все корабли Тромпа были так тяжело повреждены в сражении, что сразу после битвы они с трудом дотащились до голландских портов, где встали на длительный ремонт. Таким образом, номинально проиграв сражение, де Орна достиг победы, поскольку его действия привели к деблокаде Дюнкерка, а его корабли пострадали намного меньше и отремонтировались гораздо быстрее. Поэтому через пару месяцев, в апреле 1639 года, он без всяких препятствий, легко и спокойно отплыл из деблокированного Дюнкерка и соединился в Ла-Корунье с основными силами адмирала де Окендо. Тем самым, Орна блестяще исполнил все по-ставленные перед ним задачи, и в конечном итоге, проиграв сражение, получил от этого больше выгоды, чем победители.

 

Изображение

Маартен Тромп.

 

В декабре 1639 года Орна вышел в море, прорвав заслоны голландцев, атаковал у Лизарда французскую эскадру Бувэ, прорвался к Ла-Рошели и Олерону, где устроил на-стоящий погром французских торговых судов. Летом 1640 года на пути в Дюнкерк Орна был перехвачен эскадрой голландского адмирала Витте де Витта, бой был очень долгим (8 часов), голландцы смогли захватить два испанских галеона, а Орна был вынужден ретироваться в Ла-Корунью. Там он заболел лихорадкой и умер в мае 1641 года. Новым командующим Фламандской армадой стал Йосс Питерсен, который продолжил нападения на торговые суда противника.

Отчаявшиеся французы решили взять Дюнкерк с суши. Принц Конде во главе 10-тысячной армии в 1646 году разработал план атаки Дюнкерка, который в те времена казался несокрушимой крепостью – гарнизон в 3000 солдат, кроме того - 4000 матросов и 3000 ополченцев, ров, вал, толстые стены и более 120 орудий по периметру. Конде направил гонцов к Генеральным Штатам с просьбой блокировать Дюнкерк с моря, а сам, при-соединив к себе два отряда солдат и конницы в 4000 и 2000 соответственно подошел к крепости в начале сентября и блокировал ее с суши. Поскольку французы испытывали большие трудности с провиантом – Конде решил вопреки тогдашним нормам взять крепость без длительной осады. В ночь с 24 на 25 сентября в траншеях было установлено по-рядка 60 орудий. На следующий день французы начали решительную атаку в направлении холма дюн возле хорнверка и захватили его, но комендант Дюнкерка маркиз Лейден (герой обороны Маастрихта) предпринял титанические усилия, чтобы вернуть его, и развернулась ожесточенная борьба, длившаяся двадцать дней и сопровождавшаяся тяжелыми потерями.

 

Изображение

Взятие Дюнкерка, 1646 год.

 

На валу перед стенами в течение дня шли решительные бои, Лейден ожесточенно сопротивлялся, и, как только французы овладевали позицией, они наталкивались на толь-ко что возведенные новые укрепления, а за каждой брешью в стенах они обнаруживали демилюну.

 

Тем временем испанцы сосредоточили несколько своих армий недалеко от Дюнкерка, но они не спешили действовать, считая, что трудности осады и неблагоприятная погода воспрепятствуют Конде без их вмешательства. Более того, после осторожной рекогносцировки французских позиций испанское командование решило, что укрепления французов слишком сильны и атаковать их будет неразумно, а когда стало известно, что принц Оранский готовит диверсию с целью поддержки французов, то испанцы решили строить свои планы с большой осмотрительностью. Было предложено нападение на Фюрн, но укрепления этого пункта оказались, по данным разведки, не менее сильны, и предприятие не обещало успеха. Безынициативное командование испанцев пришло к решению снабжать Дюнкерку по морю, но попытка осуществления этого плана также провалилась, поскольку как только испанские моряки увидели голландские и французские эскадры, крейсирующие у входа в порт, они немедленно стали искать спасения в бегстве.

 

В ночь на 1-2 октября был предпринят решительный штурм как бастиона, так и хорнверка, и в захваченной части укреплений был устроен ложемент. Через три дня испанцы попытались прорваться сквозь позиции французов со стороны берега, но не преуспели. Лейден понял, что конец приближается, и 11 октября капитулировал на почетных условиях.

 

С падением Дюнкерка закончилась история Фламандской Армады. Торговле Франции и Голландии в Северном море более никто не угрожал.

 

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
488 публикаций
2 888 боёв

интересно но длинно

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Репортер
2 525 публикаций
1 283 боя

Просмотр сообщенияsid2508 (06 Окт 2013 - 08:03) писал:

интересно но длинно

не пишите глупости, если интересно, то и читается на одном дыхании, так и напишите- не читал, но осуждаю (с)

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
423 публикации
59 боёв

Просмотр сообщенияsid2508 (06 Окт 2013 - 08:03) писал:

интересно но длинно
Почитай "Война и мир".После нее тебе все будет казаться коротким и неинтересным.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
2 644
[MAKAK] ArdRaeiss
Альфа-тестер, Бета-тестер, Коллекционер
3 218 публикаций
1 527 боёв

Длинно, но Очень Интересно.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
210 публикаций
102 боя

Интересно. Плюс, однозначно :medal:

Да и вся серия книг интересная для тех кто увлекается историей военных действий на море во времена парусного флота.

ЗЫ: Надо бы в конце разместить ссылку на книгу, для тех кто заинтересован более расширено посмотреть.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
25 публикаций
2 боя

в игре будут парусные корабли?

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
161 публикация

Как всегда интерессно очень, спасибо

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
72 публикации
2 267 боёв

Многие не знают почему на гюйсе Российского флота 3 полосы. Если вы опишите почему - цены вам нету в культурном просвещении. А пока ни о чем.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
809 публикаций
9 боёв

Да, соглашусь с ораторами выше. Длинновато, мне кажется, можно сократить.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
16 публикаций

те кто грабили голлдаские корбали. имели офф право для кражи и воровства

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
40 публикаций
250 боёв

Нападать на голландский флот, рисково) Кокраз гдет в то время по легенде появился Летучий голландец, позвали б)

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
206 публикаций
1 968 боёв

Просмотр сообщенияKeks181 (06 Окт 2013 - 09:21) писал:

Почитай "Война и мир".После нее тебе все будет казаться коротким и неинтересным.
Лучше "Полное собрание сочинений В. И. Ленина" после этого даже "Война и мир" покажется брошюрой из 4-х листов.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
40 публикаций
28 боёв

Плюс автору, за труд

Интересно. Плюс, однозначно :medal:
Да и вся серия книг интересная для тех кто увлекается историей военных действий на море во времена парусного флота.
ЗЫ: Надо бы в конце разместить ссылку на книгу, для тех кто заинтересован более расширено посмотреть.

И согласен с Alex_398 ссылку бы?

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
339 публикаций

в игре будут парусные корабли?

Будут. в качестве декораций.

 

Почитай "Война и мир".После нее тебе все будет казаться коротким и неинтересным.

Лучше "Полное собрание сочинений В. И. Ленина" после этого даже "Война и мир" покажется брошюрой из 4-х листов.

Самое интересное, что часть своих произведений Ильич написал, когда был разбит параличем и немог говорить:teethhappy:

А если уж и читать комунистическую литературу, то Маркса и Энгельса.

 

 

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Эту страницу никто не просматривает.

×