Перейти к содержимому
Для публикации в этом разделе необходимо провести 50 боёв.
AMD_Sparta

Тип H+ проекты.

В этой теме 8 комментариев

Рекомендуемые комментарии

653 публикации
4 083 боя

 

Предварительные проекты

 

При любом конфликте с Королевским флотом решающими факторами становились дальность, скорость и вооружение кораблей. В течение 1937 года, когда начались проектные работы над этими кораблями, германский Морской штаб выработал требования к ним.

 

Проектные требования к линкорам типа «Н»

 

Стандартное водоизмещение …….. более 50.000 тонн (50,816 ts)

Вооружение:

  • 8 406-мм. орудий в четырех башнях

  • 16 150-мм.орудий в спаренных башнях
  • 105-мм. орудия в новых «зенитных» башнях (специальные закрытые установки)
  • 37-мм. зенитные автоматы, включая две «специальные зенитные»
  • 4 гидросамолета
  • 6 533-мм. торпедных труб

Скорость ……………… 30 узлов

Дальность плавания …………. 16.000 миль на 19-узловой скорости

Защита: Броневая цитадель, выдерживающая попадание 406-мм. снарядов с нормальных боевых дистанций, ПТЗ должна выдержывать взрыв торпеды с боеголовкой 250 кг ТНТ.

Из-за дополнительных требований Гитлера, возрастающих тающих размеров и появляющегося боевого опыта проект «Н» прошел пять различных стадий.

Немецкие линейные корабли типа «Н»*

0685ac9f03d8.jpg

 

 

В 1937 году германское Верховное военно-морское командование (ОКМ = Оberkommando der Kriegsmarine) отдало приказ о начале работ над линейными кораблями нового типа, которые бы несли более тяжелые орудия главного калибра, чем два строящихся линкора Бисмарк и Тирпиц Немецкие военно-морские конструкторы сами считали корабли типа Бисмарк , хоть и удачными, но не вполне совершенными, потому что окончательный их проект содержал много компромиссных решений. Они также осознавали, что поскольку линкор все еще оставался самым престижным морским оружием, ОКМ и Адольф *** желали иметь такие корабли этого класса, которые бы превосходили любые иностранные, способные появиться в ближайшее время. К тому времени стало ясно, что Япония не будет ратифицировать Вашингтонский военно-морской договор, а соответствующая статья последнего Лондонского договора 1936 года разрешала калибр орудий для линкоров в 406 мм. Когда к апрелю 1937 года Япония не подписала и Лондонский договор 1936 года, то и США заявили о своем намерении вооружить свои новые линкоры типа «Норт Кэролайн»406-мм орудиями.

Адмирал Вернер Фухс, возглавлявший в ОКМ секцию по определению боевых требований к новым линкорам, согласовал оперативные требования к новому типу на встрече с Гитлером. Хотя *** и проявлял интерес к чисто техническим аспектам проекта, он не понимал их взаимозависимости друг от друга. И когда фюрер предложил вооружить новые линкоры более мощными орудиями, чем это могли позволить себе вероятные противники, адмирал Фухс объяснил ему, что такое вооружение можно установить только на кораблях водоизмещением от 80000 до 120000 тонн, а такие большие корабли не смогли бы без расширения и углубления имеющихся фарватеров входить в германские порты Северного моря. После длительной дискуссии в 1937 году *** согласился что наилучшим калибром для новых линкоров будет 406 мм. Когда начались проектные работы над линкорами типа «Н», специалисты кораблестроительного отдела также пришли к выводу, что калибр орудий придется ограничить 406 мм. Никаких других вариантов уже не рассматривали.

В течение всего 1937 года Гитлером владела навязчивая идея достижения соглашения с Великобританией по разделу сфер влияния в Европе. Но на встрече с адмиралом Редером в мае 1938 года германский лидер внезапно изменил свои взгляды и сказал, что Францию и Британию следует рассматривать как вероятных противников, если текущая политическая ситуация будет и далее ухудшаться. Основываясь на этих словах Оперативный отдел ОКМ разработал три предложения по будущему строительству боевых кораблей, но они выглядели технически неосуществимыми. Во второй половине 1938 года рассматривалось несколько альтернативных вариантов кораблестроительной программы. И один из них, расчитанный на 8 лет, но не отвечавший всем требованиям Оперативного отдела, после небольшого изменения был принят под официальным обозначением «план Z». Он предполагал постройку шести больших линкоров типа «Н», проектные работы над которыми уже начались и которые должны были составить ядро нового германского флота.

23 августа 1938 года *** снова обсуждал будущие кораблестроительные программы с адмиралом Редером. Так как Франция и Британия мешали осуществлению его политических замыслов в Европе, он теперь считал их вероятными противниками. Он настаивал на вводе в строй линкоров «F» («Бисмарк») и «G» («Тирпиц») к концу 1940 года и на подготовке шести больших стапелей, чтобы недостаток судостроительных мощностей не задерживал постройку новых кораблей. Это означало, что большой пассажирский лайнер («Фатерлянд»), строившийся на верфи фирмы «Бломм унд Фосс» в Гамбурге, следовало спустить на воду как можно быстрее, чтобы освободить место для закладки линкора типа «Н». В январе 1939 года адмирал Редер представил на одобрение фюреру кораблестроительную программу (план Z), указав, что выполнена она может быть к 1946 году. ***, однако, был очень взволнован и потребовал эакончить постройку шести линкоров типа «Н» к 1944 году, говоря: «Если я смог за шесть лет построить Третий Рейх, почему Флот не может построить за шесть лет шесть кораблей». Снова к фюреру послали адмирала Фухса, чтобы тот объяснил трудности постройки гигантских линкоров за столь короткий срок при загруженных производственных мощностях страны. Производство стали в Германии уже тогда было в критическом состоянии, так что даже при постройке Бисмарка и Тирпица возникали задержки. 25 октября 1937 года *** предложил Редеру увеличить квоту стали на нужды Флота с 40000 до 75000 тонн. Сталеплавильные заводы Круппа для этого следовало расширить, но после принятия в 1939 году плана «Z» эту квоту пришлось бы снова увеличивать.

 

18 января 1939 года, случай беспрецедентный в Третьем Рейхе, *** дал флоту неограниченные полномочия для выполнения своей кораблестроительной программы. Только четыре верфи имели слипы достаточной для постройки новых линкоров длины. Поэтому два линкора («Н» и «М») должны были заложить на верфи «Бломм унд Фосс» в Гамбурге, два («J» и «N») – на верфи концерна «Дечимаг» в Бремене, один («L») – на казенной верфи в Вильгельмсхафене и последний («К») – на верфи «Дойче верке» в Киле. Несмотря на довольно длинные слипы на этих верфях, планировалось корпуса кораблей, выходящие за их пределы, поддерживать бабками. Первым 15 июля 1939 года заложили киль линкора «Н», затем 1 сентября – «J» и 15 сентября – «К», но начавшаяся война остановила все строительство. В противном случае, возможно, что с учетом полученного приоритета эти корабли и удалось бы построить за шестилетний срок.

На другой своей встрече с Редером в 1939 году по поводу новых проектов боевых кораблей *** указал на то, что каждый новый германский корабль должен иметь более мощные средства нападения и защиты, чем его соперник в британском флоте. Когда Редер заметил Гитлеру, что германский флот не будет готов к сражению с Royal Navy (Королевский флот Британии) по крайней мере до 1945 года, *** заверил его, что для выполнения стоящих перед Германией политических задач флот не понадобится до 1948 года. Без всякой консультации с Редером, *** 28 апреля 1939 года расторг англо-германский морской договор 1935 года. В мае он заявил, что намеченная кораблестроительная программа должна выполняться по плану, а отношения с Объединенным Королевством будут поддерживаться на дружеской основе.

Проект «Н-39»

 

На начальном этапе проектные работы осложнились меняющими требованиями к размерам корабля и его главному калибру. *** хотел сделать свои новые линкоры самыми мощными в мире. Еще в 1934 году начались работы над 406-мм. орудием, для которого была проведена целая серия испытаний, опытных стрельб и других подобных мероприятий. Но к 1939 году изготовили всего семь подобных стволов, так как фирма Круппа была загружена заказами на 380- и 283-мм. орудия для кораблей типов Бисмарк Шарнхрст. После подписания в 1939 году пакта с Советским Союзом о взаимном ненападении еще шестнадцать стволов 380-мм. орудий и запасные части к ним сдедовало поставить в СССР. В peзультате несмотря на давление Гитлера, требовавшего вообще огромных орудий, немцы решили остановиться для проекта «Н» на калибре 406-мм., который и оставили на переделанном проекте 1940 года.

 

Другое важное решение касалось дальности плавания и типа силовой установки. Поскольку теперь потенциальным противником считалась Великобритания, дальность плавания становилась решающим фактором, особенно при отсутствии у Германии баз в океанах и трудностях с прорывом в Атлантику. Чтобы выполнить это требование предпочтение было отдано дизельной установкам. Кроме малого расхода топлива, дизельная установка имела то преимущество, что с ее помощью можно было перейти с экономического хода на полный в считанные минуты, тогда как кораблям с паровыми турбинами на это требовалось по меньшей мере 20 минут. Запас топлива расчитывался на 1000-часовую работу дизелей при скорости корабля 19 узлов.

Хотя проект «Н» имел большее водоизмещение чем «Bismarck» и «Tirpitz», германские конструкторы остались верны принципу размещения орудий главного калибра в четырех двухорудийных башнях. Для Верховного военно-морского командования преимущества такого расположения были очевидны на основе опыта мировой войны. Трех- и четырехорудийные башни считались нежелательными.

В начале работы над предварительным проектом всякие предложения усилить среднюю артиллерию по сравнению с типами Шарнхорст и Бисмарк отвергались по причине недостатка места вокруг надстройки, что не позволяло дать дополнительным башням нормальные углы обстрела. Сложно было найти и пространство в корпусе для дополнительных погребов боезапаса, так как чисто дизельная силовая установка требовала больше места, чем паротурбинная той же мощности. Более того, требование иметь четыре гидросамолета означало, что много пространства будут занимать авиаангары и оборудование для взлетно-посадочных операций. Из-за невозможности объединить все впускные и выхлопные патрубки 12 главных дизелей и 12 дизель-генераторов в одну трубу пришлось остановиться на двухтрубном варианте. Наличие двух труб и большого числа шлюпок не позволяло применить самолетный ангар и катапульты в средней части корабля, как на типе Бисмарк Пришлось все это оборудование расположить между второй трубой и башней «С». Если бы германские конструкторы применили трехорудийные башни главного калибра, у них было бы больше возможностей для размещения авиаоборудования и дополнительных башен 150-мм. орудий.

По структуре и устройству артиллерии тип «Н» почти повторял тип Бисмарк, а главным отличем было наличие 406-мм. орудий и чисто дизельной установки вместо 380-мм. орудий и паротурбинной.

Весной 1939 года проект приобрел характеристики, представленные в таблице. Требования по ширине и осадке заставили ограничить полное водоизмещение 63.596 т.

83f763f2cd5c.png

 

 

Проектные характеристики линкора – весна 1939 года

Водоизещение стандартное ……………………………………………………………… 52.643 тонн (53.489 ts)

Водоизещение проектное …………………………………………………………………. 57.617 тонн (58.543 ts)

Водоизещение полное ………………………………………………………………………. 65.592 тонн (63.596 ts)

Длина по ватерлинии при npоектной нагрузке ………………………………. 266,00 м.

Ширина по ватерлинии при проектной нагрузке ……………………………. 37,00 м.

Осадка при проектной нагрузка ……………………………………………………… 10,02 м.

Осадка при полной нагрузке …………………………………………………………… 11,02 м.

 

Вооружение:

8 орудий 406 мм. /50-***. (4 2-орудийных башни)

12 орудий 150 мм. /55-***. (6 2-орудийных башен)

16 орудий 105 мм. /65-***. (8 спаренных - спец. «зенитные» полностью закрытые установки)

16 орудий 37-мм. /83-***. (8 спаренных, из них 2 закрытых бронированных и 6 – за щитами)

32 зенитных 20-мм. автомата

6 533-мм. подводных торпедных аппарата

4 гидросамолета «Arado-196»

 

Скорость ……………………………………………………………………………………….. 34 узла

Мощность на валах в нормальном режиме …………....…………………. 147.950 влс (150.000 метр.лс)

при форсировании …………………………………………........................… 162.750 влс (165.000 метр.лс)

Запас топлива ………………………………………………………………………………… 9.839 тонн (10.000 ts)

Дальность плавания ………………………………………………………………………. 16.000 миль на 19 узлах

Защита: 150 мм. – верхний пояс

300 мм. – главный (нижний) пояс

100 мм. – нижняя броневая палуба

50 мм. – верхняя палуба

 

Из-за многочисленных изменений и различий во мнениях членов ОКМ проектные работы продвигались медленно и *** стал проявлять нетерпение. Чтобы избежать дальнейших задержек, адмирал Редер счел необходимым назначить персонально ответственного за проект. Его приказом от 27 января 1939 года была создана «Специальная группа новых конструкций» из 15 человек, возглавляемая адмиралом Вернером Фухсом. Так как все вопросы постройки кораблей требовалось согласовывать с верфью фирмы «Blohm und Voss» в Гамбурге, адмирал Фухс снова перенес туда свой штаб. 15 июля 1939 года, после окончания проектных работ, завершения испытаний модели в опытовом бассейне Гамбурга и заготовки большей части необходимой для корпуса стали и брони, на этой верфи заложили киль линкора «Н».

 

 

 

Изменено пользователем AMD_Sparta
  • Плюс 4

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
17 203 публикации
577 боёв

Камрад, в чём суть Вашей темы?

 

Уже есть подобное обсуждение - Линкоры типа "Н"

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
1 778
[OCEAN] Oleg83tt
Участник, Бета-тестер, Коллекционер, Коллекционер-испытатель
10 248 публикаций

Хорошо все изложено.

 

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
653 публикации
4 083 боя

Проект «Н-40»

Хотя начало войны и отложило достройку шести кораблей типа «Н», проектные работы продолжались. В июле 1940 года *** приказал флоту начать исследования по новым проектам, поскольку Франция была разбита и Германия осталась лицом к лицу только с Англией. ОКМ затребовал выяснить, насколько повлияет на проект «Н» учет боевого опыта, и 15 июля 1940 года были рекомендованы некоторые модификации проекта, включавшие увеличение высоты второго дна и расстояния между противоторпедными переборками и обшивкой, улучшение положения нижней бронепалубы относительно ватерлинии при полной нагрузке (рекомендованные изменения увеличивали вес и поднимали ватерлинию при полной нагрузке над нижней бронепалубой), увеличение высоты надводного борта и усиление горизонтальной защиты (особенно против бомб).

При всем этом проектная осадка сильно увеличивалась, что отрицательно сказывалось на высоте борта (и так минимальной) и скорости. В течение 1940 года рассматривались два альтернативных проекта.

25b0f0a4e052.png

Вариант «А» сохранял скорость и водоизмещение проекта «Н-39» с уменьшением числа орудий главного калибра до шести в двухорудийных башнях. За счет этого усиливалась броневая защита (на прежнем проекте на нее приходилось всего 39,2 % от стандартного водоизмещения). К тому же, при уменьшении числа орудий главного калибра у Крупна появлялась возможность изготовить вооружение для шести кораблей в срок. Общая схема в чем-то напоминала проект линейных крейсеров типа «О», также имевший три башни ГК. Для сохранения скорости приходилось на 64.000 метр.лс увеличить мощность энергетической установки, а это означало применение четырех гребных валов вместо трех, так как на один вал можно было обеспечить не более 58.000 метр.лс. Появление четвертого вала усложняло выбор механизмов, так как чисто дизельная 4-вальная установка не умещалась в корпуусе шириной 38 метров при сохранении требуемой подводной защиты. Кроме того, применение 16 главных дизелей MAN типа «MZ64/95» требовало удлинения броневой цитадели. Чтобы всего этого избежать, решили использовать смешанную энергетическую установку с дизелями и паровыми турбинами, как и на линейных крейсерах типа «О».

Вариант «В» сохранял четыре башни главного калибра при увеличении бронирования и мощности энергетической установки, что вызвало значительное повышение водоизмещения. И здесь остановили выбор на смешанной 4-вальной ЭУ. Обе схемы продемонстрировали насколько возрастают размеры корабля при учете в проекте «Н» боевого опыта. Чтобы уменьшить длину цитадели, в схеме В использовались 24-цилиндровые дизели MAN типа «VZ42/58», которые были чуть мощнее и меньше дизелей «MZ65/95». С такими дизелями и паровыми турбинами для внутренних валов оказалось возможным повысить общую мощность механизмов до 240.000 метр.лс. Больше уже не позволяло пространство.

Одной из важных особенностей обоих проектов было увеличение ширины конструктивной подводной защиты. В одном случае к имеющейся системе защиты добавлялась еще одна продольная переборка, а во втором – где использовалась наклонная наружу на 13 градусов броня пояса, как это сделали в свое время на Граф Шпее (только толщина брони увеличивалась до 170 мм. на верхнем и 250 мм. на нижнем поясах – эквивалентно 200 мм. и 300 мм., соответственно) – также наклонной оказывалась и первая противоторпедная переборка, являющаяся как бы продолжением поясной брони. В обоих случаях глубина подводной защиты внутрь корпуса составляла 6 метров, а между последней переборкой и жизненно важными частями корабля по всей длине цитадели оставалось пустое пространство шириной 1 метр, образуя фильтрационную камеру.

Работу над проектом «Н-40» в 1941 году забросили, поскольку *** приказал достроить линкоры «Н» и «J» только после войны. В результате новой директивы фюрера конструкторы решили сконцентрироваться на усилении защиты линкоров «Н», понимая, однако, что это ухудшит другие характеристики.

 

 

 

Проектные характеристики - 1940 год

 

 

Вариант «А»

Вариант «В»

Водоизмещение стандартное

55.700 тонн

63.000 тонн

Водоизмещение проектное

58.500 тонн

66.000 тонн

Водоизмещение полное

65.600 тонн

70.000 тонн

Длина

270,00 м.

287,00 м.

Ширина

37,60 м.

39,20 м.

Осадка

10,02 м.

10,02 м.

Вооружение

6 орудий 406-мм. (остальное как «Н-39»)

8 орудий 406-мм. (остальное как «Н-39»)

механизмы

2 вала от дизелей MZ65/95, 2 вала от паровых турбин

2 вала от дизелей VZ42/58, 2 вала от паровых турбин

Мощность, метр.л.с.

230.000 метр.лс

240.000 метр.лс

Скоростьузлы

30,4 узла

30,4 узла

Вес брони от водоизмещения

43,7 %

43,8 %

Проект «Н-41»

 

Анализ повреждений, полученных линкором Шарнхорст в июле 1941 года от бомбовых попаданий, показал, что горизонтальную защиту следует значительно усилить. Но увеличение веса брони сделало невозможным сохранение полной осадки в 11,5 метров, необходимой для мелководных районов Северного моря, без уменьшения запасов топлива. А это означало уменьшение дальности плавания на 19 узлах с 20.250 до 15.250 миль. Военно-морское командование решительно возражало против такой альтернативы и разрешило увеличить осадку, надеясь, что в недалеком будущем в его распоряжении будут глубоководные якорные стоянки в Атлантике. Предложения по усилению бронирования выглядели так:

  • 50-60 мм. по всей площади верхней палубы;
  • 120 мм. по нижней палубе и 130 мм. на ее скосах;
  • 150 мм. для верхнего пояса цитадели, который так же следовало удлинить;
  • высоту надводного борта увеличить на 0,5 м, ширину – на 0,7 м, увеличить высоту барбетов.

Поскольку кили линкоров «Н» и «J» уже стояли на стапелях, возникали идеи как-то продолжить постройку. Специальная группа по новому строительству совместно со специалистами верфи «Blohm und Voss» провела исследование по переделке проекта «Н-39». Основной интерес представляли броня, вооружение и подводная защита. Водоизмещение пришлось увеличить на 5.000 тонн (2.000 тонн на дополнительное палубное бронирование, остальные – на увеличение калибра крупных орудий), что снижало скорость до все еще приемлемых 29 узлов. Улучшенный проект получил на верфи «Blohm und Voss» обозначение «S.525», которое затем сменили на «Н-41».

Полное перепроектирование проекта «Н-39» в проект «Н-41» прошло без задержки и было выполнено вполне качественно. Сделали также необходимые расчеты продольной прочности заложенных корпусов и спусковых устройств. Характеристики проекта «Н-41» представлены ниже.

8c1d08f82f61.png

 

Проектные характеристики «Н-41»

 

Водоизмещение стандартное 62.989 тонн (64.000 ts)

Водоизмещение проектное . 67.712 тонн (68.800 ts)

Водоизмещение с 75 % нагрузки 71.846 тонн (73.000 ts)

Водоизмещение полное 74.799 тонн (76.000 ts)

Длина по ватерлинии при проектной нагрузке 275,00 м.

Ширина по ватерлинии при проектной нагрузке 39,00 м.

Осадка при проектной нагрузке 11,10 м.

Осадка при полной нагрузке 12,15 м

Вооружение: 8 орудий 420 мм. /48-***. (4 2-орудийных башни)

12 орудий 150 мм. /55-***. (6 2-орудийных башен)

16 орудий 105 мм. /65-***. (8 спаренных – спец.«зенитные» полностью закрытые установки)

16 орудий 37-мм. /83-***. (8 спаренных, из них 2 закрытых бронированных и 6 – за щитами)

32 зенитных 20-мм. автомата

6 533-мм. подводных торпедных аппарата

4 гидросамолета «Arado-196»

Скорость 28,8 узла

Мощность на валах в нормальном режиме 150.000 метр.лс

при форсировании 165.000 метр.лс

Запас топлива 11.810 тонн (12.000 ts)

Дальность плавания 20.000 миль на 19 узлах

Защита: 200 мм. – верхний пояс

300 мм. – главный (нижний) пояс

120 мм. – нижняя броневая палуба

80 мм. – верхняя палуба

 

Калибр главных орудий решили увеличить до 420 мм. При обсуждении этого вопроса с концерном Крупна Отдел военно-морских вооружений решил оставить конструкцию тела орудий и башен такую же, какая была принята для орудий калибра 406 мм. Размеры стволов 406-мм. орудий проектировались с запасом, так что оказалось возможным рассверлить их до диаметра 420 мм. без дополнительных переделок. Исследование вопросов подъемников боезапаса и оборудования заряжания показали, что и здесь можно обойтись минимальными переделками. 420-мм. орудие на основе 406-мм. так и не сделали, но испытания боезапаса со специальным снарядом провели. Ожидалось, что большей дальности стрельбы можно достичь с помощью специального пороха и подкалиберного снаряда. Переход к большему калибру соответствовал директиве Гитлера от 1939 года о том, что каждый германский корабль должен быть сильнее любого зарубежного противника. Калибр 420 мм. в германском флоте рассматривался и раньше – для кораблей проекта 1917 года. Ожидалось, что 420-мм.снаряды смогут нанести тяжелые повреждения любому противнику, так как большинство современных линкоров несли «всего» 380- и 406-мм. орудия. Поскольку в первую мировую войну германские морские орудия превосходили английские равного калибра, немецкие конструкторы считали, что, создавая столь мощное орудие, они на правильном пути. На какое-то время оно было бы самым мощным в мире. Немцы знали, что в 1938 году англичане приступили к работам над 406-мм. орудием для предполагаемых к постройке линкоров типа «Lion». Даже если им и удалось бы что-либо узнать о новом германском орудии, им пришлось бы потратить много времени, чтобы догнать ушедших вперед немцев.

Увеличенные размеры проекта «Н-41» позволили применить мощную горизонтальную защиту – 120-мм. нижняя бронепалуба на всей длине цитадели и 80-мм. верхняя палуба на той же площади. Для лучшей защиты бортовых топливных цистерн и подкрепления главного пояса скосы бронепалубы утолщались до 130 мм.

Конструктивная подводная защита усиливалась за счет увеличения расстояния от противоторпедной переборки до обшивки в кормовой части корпуса, так как торпедные повреждения кормовых частей «Scharnhorst» и «Gneisenau» показали, что это место в защите германских кораблей было слабым. Этого достигли увеличением ширины корпуса, особенно у концов цитадели, где эффективность подводной защиты уменьшалась из-за острых обводов. Германские конструкторы получили в свое распоряжение данные и чертежи по французским линкорам типа «Richelieu», что дало им возможность проанализировать их защиту. Пересмотр системы ПТЗ, вызванный повреждениями«Scharnhorst» и «Gneisenau», показал также, что следует изменить и саму ее конструкцию в кормовой части, чтобы адекватно выдерживать попадания торпед. В средней части подводная защита достигала максимальной ширины 5,5 метров – как это было и в проекте «Н-39».

Так как проект «Н-41» получился длиннее, для увеличения жесткости корпуса следовало сделать все продольные переборки корпуса несущими. Из-за ограничений по осадке и размерам стапелей на верфях соотношение между длиной и глубиной (высотой) корпуса было плохим, а напряжения корпуса излишне высокими при плавании на волнении и постановке в док. Поэтому такое решение, позволявшее снизить напряжения корпуса, было необходимо. В германском флоте не практиковалось сосредотачивать все механизмы каждого гребного вала в одном большом отсеке по диаметрали, как это делали французы в проектах своих линкоров, поскольку такое решение не позволяло применять необходимые для прочности корпуса продольные переборки. Большие отсеки были неудобны и при затоплениях, как с точки зрения потери плавучести, так и из-за значительного эффекта «свободной поверхности» воды при неполном затоплении, снижавшего остаточную метацентрическую высоту. Поэтому проект «Н-41» предусматривал разделение корпуса на 22 водонепроницаемых отсека, на один больше, чем в «Н-39». При сохранении той же трехзальной энергетической установки имелась идеальная возможность разделить пространство внутри броневой цитадели и продольными и поперечными переборками. Разделение на отсеки считалось одним из важнейших факторов защиты всех германских кораблей. Защита днища (внутреннее дно) осталась от проекта «Н-39».

Так как водоизмещение «Н-41» намного возросло, по сравнению с «Н-39», при сохранении прежней мощности и запаса топлива скорость и дальность сильно уменьшались. Военно-морское командование больше не считал 30-узловую скорость столь же важным элементом, как защита и дальность плавания. Поэтому запас топлива увеличили до 12.000 тонн, несмотря на снижение скорости и увеличение осадки.

 

Данные по скорости и дальности плавания проекта «Н-41»

 

Водоизмещение

Запас топлива

Макс. /продолж.скорость

Дальность на 19 узлах

67.700 тонн

5.700 тонн

30,2 / 29,4 узл.

8.000 миль

72.000 тонн

9.000 тонн

29,8 / 29,0 узл.

15.000 миль

75.000 тонн

12.000 тонн

29,3 / 28,5 узл.

20.000 миль

 

Гибель Бисмарка в мае 1941 года оказала заметное влияние на проектирование гребных валов, рулей и рулевого привода. Три руля оставили, но в качестве дополнительной меры защиты валов и для поддержки кормы при постановках в сухой док применили двойные скеги (гребни). Немцы считали, что Бисмарк достиг бы Бреста, если бы его рули не заклинило авиаторпедой. Чтобы избежать рецидива, в проекте линкоров «Н» предусмотрели остроумное решение: в рудерпост закладывался заряд взрывчатки, который при необходимости должен был оторвать заклиненный руль без повреждения винтов,

Германские конструкторы все равно не были полностью удовлетворены системой подводной и броневой защиты, и 15 ноября 1941 года адмирал Редер одобрил новое изменение основных характеристик.

 

Модификация основного проекта «Н-41».

 

- Полное водоизмещение увеличено до 77.752 тонн (79.000 ts);

- Размеры по ВЛ увеличились до 282 метров длины и 40,5 метров ширины;

- Осадка при полном водоизмещении увеличилась до 12 метров;

- Толщина нижней бронепалубы увеличена со 120 до 150 мм.;

- Толщина верхней бронепалубы увеличена с 50 до 80 мм.;

- Глубина двойного дна увеличена с 2 до 3 метров;

- Высота надводного борта при полной нагрузке увеличена до 6 метров;

- Положение нижней бронепалубы при полной нагрузке поднято с 0,25 метра под ватерлинией до 0,5 метра над ватерлинией;

- Противоторпедная переборка отодвинута от обшивки на 6,65 метра вместо 5,5 метра и добавлена еще одна продольная бортовая переборка;

- Высота между средней и батарейной палубами и между батарейной и верхней палубами увеличена на 26 мм.

В систему подводной защиты внесли много изменений. К 10 сентября 1941 года фирма «Blohm und Voss» подготовила чертежи системы защиты, которая подразделялась на три зоны продольными переборками. Эта система базировалась на принципе, позаимствованном у проекта
французского «Richelieu», но была модифицирована под германские требования. Тройное дно имело
непрерывную структуру, простираясь через противоторпедную переборку до скоса бронепалубы. Две зоны системы подводной защиты, так называемые «рабочие» должны были оставаться пустыми, давая пространство для расширения газов при взрыве, а центральная зона должна была быть заполнена топливом и обеспечивать гидравлическое сопротивление, если газы прорывали внешнюю переборку топливного бункера. Пластические деформации двух внешних продольных переборок должны были поглощать большую часть энергии взрыва. Противоторпедная переборка выполнялась из 45-мм. нецементированной брони, а две внешних переборки из специальной стали имели суммарную толщину 30 мм. Объединение внутреннего дна с бортовой системой конструктивной подводной защиты было очень интересным решением, обеспечивающим дополнительную жесткость корпусу и защиту от подводных взрывов под днищем корабля.

После одобрения изменений адмиралом Редером окончательные чертежи системы ПТЗ представили военно-морскому командованию в ноябре 1941 года. Эта система была похожа на системы ПТЗ типов «Scharnhorst» и Бисмарк но с тремя зонами вне 45-мм. противоторпедной переборки, которая отстояла на 6,6 метра от внешней обшивки. По расчетам эта подводная защита выдерживала бы взрыв 500 кг. тринитротолуола (ТНТ) и давала хорошую защиту от мин. Внутреннее дно уже не было частью системы подводной защиты, но под ним находилась «рабочая» зона. Нижнее дно было очень прочным и состояло из двух слоев стали высокого напряжения общей толщиной 45 мм. Германские конструкторы были убеждены, что неконтактному подводному взрыву можно противопоставить увеличенную толщину обшивки и усиление структуры, а также отнесение противоторпедной переборки подальше от внешней обшивки.

После ноября 1941 года проектные работы продвигались медленно, почти все усилия прилагались к тому, чтобы наилучшим образом использовать оставшиеся 980 тонн запаса водоизмещения. 19 августа 1942 года адмирал Редер решил, что его надо использовать на усиление горизонтальной защиты: нижнюю бронепалубу утолщили до 175 мм., а палубу над рулевыми устройствами – до 135 мм. Об этих изменениях поставили в известность фирму «Blohm und Voss» и все модифицированные расчеты и чертежи были выполнены с наивозможной быстротой. Таким образом, спустя 6-7 месяцев после демобилизации верфи «Blohm und Voss» в Гамбурге и «Deutsche Werke» в Киле могли заложить кили линкоров «Н» по модифицированному проекту. Строительство третьего линкора можно было начать через 20 месяцев, когда на верфи «Biohm und Voss» будет готов новый сухой док. Недостаточная глубина акватории в Бремене не позволяла вести там строительство таких больших кораблей. Из-за увеличившихся размеров кораблей время их постройки уже оценивалось не в четыре года, а в пять лет.

 

 

 

11:21 Добавлено спустя 1 минуту

Проектные работы над линкорами больших размеров

 

Назначение 8 ноября 1942 года Альберта Шпеера рейхсминистром по вооружению и снабжению, а также перевод некоторых конструкторов и инженеров, занятых проектированием линкоров, на другие срочные работы, включая создание новых подводных лодок, привели к ослаблению влияния Кораблестроительного отдела ОКМ. В качестве промежуточного звена между Шпеером и флотом поставили Комиссию по проектам новых кораблей, которую возглавил адмирал Карл Топп. Его группа имела задачей координацию требований флота с материальными и производственными возможностями Рейха, которыми ведал теперь Шпеер. Именно эта группа и разработала последние германские проекты линкоров «Н-42», «Н-43» и «Н-44».

Кораблестроительный отдел не участвовал в этих проектах, его работа закончилась в августе 1942 года на проекте «Н-41». Вскоре после этого *** потребовал, чтобы военно-морское командование рассмотрело возможность постройки очень больших линкоров. Не имея ограничений по калибру орудий и водоизмещению, оказалось возможным выполнить следующие требования:

- скорость приблизительно 30 узлов;

- горизонтальная защита, достаточная против снарядов и бомб;

- защита днища, достаточная против мин, особенно под механизмами и котлами;

- орудия главного калибра в правильном балансе с другими характеристиками проекта.

Комиссия по проектам новых кораблей в 1942-44 годах подготовила несколько проектов линкоров с учетом боевого опыта. Их характеристики не обсуждались ни с адмиралом Редером, ни с его преемником адмиралом Карлом Деницем, ни с теми офицерами, которые отвечали за определение боевых характеристик проектируемых кораблей. Эти люди решали более насущные проблемы, и у них не было времени на эфемерную программу строительства линкоров, которая требовала на выполнение по меньшей мере пять лет. Постройка всех надводных кораблей была прекращена или отложена в пользу строительства подводных лодок.

 

Последние проекты германских линейных кораблей

 

Проект

«H-42»

«H-43»

«H-44»

Водоизмещение проектное

90.000 тонн

111.000 тонн

131.000 тонн

Водоизмещение полное

98.000 тонн

120.000 тонн

141.500 тонн

Длина по ватерлинии

305,00 м.

330,00 м.

345,00 м.

Ширина по ватерлинии

42f80 м.

48,00 м.

51,50 м.

Высота корпуса

19,15 м.

20,00 м.

21,00 м.

Осадка проектная

11,80 м.

12,00 м.

12,65 м.

Осадка полная

12,70 м.

12,80 м.

13,50 м.

Вооружение

8 420-мм.
12 150-мм.
16 105-мм.
16 37-мм.
24 20-мм.
6 533-мм. ТТ
6 гидросамолетов

8 508-мм.
12 150-мм.
16 105-мм.
16 37-мм.
40 20-мм.
6 533-мм. ТТ
6 гидросамолетов

8 508-мм.
12 150-мм.
16 105-мм.
16 37-мм.
40 20-мм.
6 533-мм. ТТ
6 гидросамолетов

Защита : палуба ( суммарно )

330 мм.

330 мм.

330 мм.

главный пояс

320 мм.

380 мм.

380 мм.

толщина ПТП

45 мм.

45 мм.

45 мм.

ее расстояние от обшивки

7,65 м.

9,5 м.

11 м.

Мощность механизмов нормальная

270.000 метр. лс

270.000 метр. лс

270.000 метр. лс

Скорость при этом

31,9 узла

30,9 узла

29,8 узла

Мощность механизмов полная

300.000 метр. лс

300.000 метр. лс

300.000 метр. лс

Скорость при этом

32,2 узла

31,0 узел

30,1 узла

Дальность на 19 узлах

20.000 миль

20.000 миль

20.000 миль

Тип силовой установки

4-х вальная

4-х вальная

4-хвальная

Скорость на дизелях

24 узла

23 узла

22,5 узла

(*) На всех проектах: на внешние валы работали по 4 дизеля «MZ65/95», на внутренние валы – по 1 ТЗА с возможностью форсирования.

(**) Для увеличения дальности плавания до 25.000 миль дополнительное топливо увеличивало бы полную осадку на 0,5 метра и снижало скорость на 0,15 узла. Проектное водоизмещение дано с 40 %-м запасом топлива.

f9ad6f218703.png

6a9cba4bb871.png

31f8fa75356b.png

В этих проектах бросается в глаза тенденция непрерывного роста размеров и водоизмещения из-за увеличения калибра, броневой защиты и расширения системы подводной защиты. Увеличение калибра главных орудий и рост угрозы с воздуха заставили применить три бронепалубы (60+140+130 мм.) вместо двух на «Н-41» (200 мм.). Предполагалось (а затем и подтвердилось экспериментами), что оптимальной толщиной закаленной брони являются 380 мм., а большая толщина (по принципу «равной защиты», принятому тогда при проектировании линкоров, толщина его брони должна защищать от таких же орудий, как на нем самом) не желательна из-за низкой вероятности попадания в борт на большой дистанции (а дистанция боя растет с ростом калибра орудий). Особенностью этих проектов было то, что углубление пояса под ватерлинией было большим, чем на предыдущих. Это сделали против ныряющих снарядов (при недолетах), которые нанесли «Bismarck» в его бою с «Hood» и «Prince of Wales» значительные повреждения. Германские конструкторы знали об этих повреждениях из донесений с «Bismarck», полученных после этого боя. Максимальная толщина горизонтальной брони (палубы 140 и 130 мм.) проходила между противоторпедными переборками, а от них до бортовой обшивки горизонтальная защита складывалась из 60-мм. верхней палубы и 150-мм. скосов нижней бронепалубы. Но к концу 1944 года германские конструкторы уже поняли, что никакая защита не спасет корабль от многотонных «землетрясных» бомб, которые англичане применили по «Tirpitz».

Наиболее заметной особенностью этих кораблей была их система противоторпедной защиты. Немцы правильно считали торпеду самой большой опасностью для линкоров. Еще больше они уверовали в необходимость надежной системы защиты против них, получив чертежи французских линкоров типа «Richelieu». Мощная защита требовала и большого по размерам (особенно по ширине) корпуса, что поднимало водоизмещение корабля. Устойчивый рост глубины подводной защиты на германских линкорах виден из таблицы.

 

Сравнение систем ПТЗ последних германских линкоров

 

Корабль

Ширина корпуса

Глубина ПТЗ (оба борта)

Глубина ПТЗ к ширине

Полное водоизмещение

«Scharnhorst»

30 м.

9,0 м.

30,3 %

38.713 т.

«Bismarck»

36 м.

11,0 м.

30,7 %

49.924 т.

«Н-39»

37 м.

11,0 м.

29,3 %

63.596 т.

«Н-41»

39 м.

13,3 м.

32,8 %

76.000 т.

«Н-42»

42,8 м.

15,73 м.

35,6 %

98.000 т.

«Н-43»

48 м.

19,0 м.

39,5 %

120.000 т.

«Н-44»

51,5 м.

22,0 м.

42,3 %

141.500 т.

 

Проект «Н-42» отличался многопереборочной подводной защитой с двойным дном и скосами бронепалубы, к которым крепились верхние кромки противоторпедных переборок. Жидкое топливо размещалось в трех раздельных вытянутых по вертикали цистернах. На проекте «Н-43» глубину подводной защиты увеличили; структурно она походила на предыдущую, но с дополнительной 30-мм. переборкой. Следующим шагом усилили защиту с сохранением тех же орудий главного калибра.

 

 

 

На проекте «Н-44» защита от подводных взрывов имела существенное отличие: внешняя противоторпедная переборка отстояла от борта на 11 метров, а перед ней в качестве первичной защиты от торпедных взрывов от киля до скосов главной (нижней броневой) палубы проходили две переборки из нецементированной брони. Внешняя противоторпедная переборка имела толщину 45 мм. под скосами и 25 мм. над ними, а внутренняя – 30 мм. под нижней бронепалубой, 80 мм. между ней и средней бронепалубой и 25 мм. между средней броневой и верхней палубой. Дополнительные продольные переборки улучшали разделение на отсеки и увеличивали жесткость корпуса. Усилена и расширена была противоосколочная защита над верхней палубой, что явилось результатом анализа повреждений «Tirpitz», которые он получил 1 апреля 1944 года. «Bismarck» и «Tirpitz» имели отличные разделение на отсеки и остойчивость в поврежденном состоянии, но эти последние германские линкоры, имея большую ширину и лучшую подводную защиту, могли бы выдерживать и более значительные повреждения. Немцы справедливо считали, что с постоянным ростом заряда торпед будут расти и масштабы наносимых ими повреждений. А рост размеров водонепроницаемых отсеков надо компенсировать лучшим разделением и повышенной остойчивостью. Конечно, еще большее возрастание заряда боеголовок торпед союзников в ходе строительства этих линкоров, отчасти компенсировалось преимуществами их новой защиты, но, без сомнения, торпеды были бы очень эффективным оружием против кораблей таких больших размеров. Хотя только массированная торпедная атака, подобная предпринятым по «Yamato» и «Musashi», могла бы принести желаемый результат.

Возрастающая важность защиты от взрывов мин и неконтактных подводных взрывов авиабомб потребовала более глубокого внутреннего дна. Германские конструкторы полагал и, что с ростом воздушной угрозы надо гарантировать отсутствие затоплений помещений погребов и главных механизмов через конструкцию внутреннего дна. Неконтактные взрывы бомб, сброшенных на «Tirpitz», вызвали серьезные структурные повреждения корпуса, поэтому в последнем проекте немцы предусмотрели тройное дно, особенности конструкции которого даны в таблице.

Характеристики защиты днища на немецких проектах линкоров

 

Проект

Глубина внутреннего дна

Толщина верхней стенки топливных цистерн

«Н-42»

3,7 м

30 мм.- нецементированная броня

«Н-43»

4,1 м.

30 мм.- нецементированная броня

«Н-44»

4,7 м

30 мм.- нецементированная броня

Интересно и развитие энергетической установки в этих проектах. Как и в проекте «Н-41», все имели смешанную установку – дизели и турбозубчатые агрегаты с котлами высокого давления. Хотя дизели были мощнее, чем в проекте «Н-39», паровые турбины имели меньшую мощность на валу. Ограничения по передаче мощности на гребной вал и по мощности дизелей привели к тому, что мощность установки на всех трех проектах осталась одинаковой. Поэтому с ростом размеров кораблей их скорость падала.

Все проекты имели четыре вала и четыре руля, которые для увеличения эффективности их работы стояли каждый в струе своего винта. Увеличение числа рулей опять-таки вытекало из опыта «Bismarck».

 
11:25 Добавлено спустя 5 минут

Камрад, в чём суть Вашей темы?

 

Уже есть подобное обсуждение - Линкоры типа "Н"

 

Детально же выложил....
  • Плюс 2

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
1 574
[FLOOD] SteelKazakh
5 992 публикации
7 262 боя

Проект «Н-40»

Класс!!!!!! Зачем спойлеры? Зачем авторство!)))))))))) 

Изменено пользователем Darth_Vederkin
Оверквотинг

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
1 163
[KLOKB] md_ALLCOM
2 855 публикаций
3 744 боя

Класс!!!!!! Зачем спойлеры? Зачем авторство!)))))))))) 

 

Глядя на ваш пост хочется сказать "Да да!"

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
1 726 публикаций
6 332 боя

 

6923687m.png

Медаль

"Мастер статьи"

Выдается за создание на форуме статьи, чуть более чем полностью состоящей из копипасты

 

А так же надо выдать отдельный орден за оформление

 

Изменено пользователем FLANKER63

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
17 203 публикации
577 боёв

Детально же выложил....

Простите, а Ваша фамилия Сулига или Печуконис? 

  • Плюс 1

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Эту страницу никто не просматривает.

×