Перейти к содержимому
Для публикации в этом разделе необходимо провести 50 боёв.
Zilong

Реквием каравану PQ 17

В этой теме 214 комментария

Рекомендуемые комментарии

Бета-тестер
8 публикаций
2 296 боёв

   Двадцать второго июня 1941 года Англия издала вздох облегчения...

"Для многих англичан,- писал Ральф Паркер,- война за одну ночь 22 июня сразу отодвинулась куда-то далёко, потому что Россия приняла на себя основной удар..."
Закон о ленд-лизе, введенный США ранее только для Англии, Рузвельт распространил вскоре и на СССР! Казалось бы, караваны будут идти и идти! Первый караван назывался "Дервиш", под литерами PQ-00он пришел к нам в августе 1941 года
***
Литерация караванов буквами PQ (пэ ку) объясняется тем, что в Англии оперативным планированием конвоев в СССР ведал офицер флота P. Q. Edwards; от его инициалов Британское адмиралтейство и взяло название для караванов, идущих к русским берегам через арктические воды.
***
Пятого марта 1942 года немецкий самолет случайно обнаружил в океане караван PQ-12, идущий в Россию, а на следующий день немецкий гросс-адмирал Эрих Редер отдал приказ "Тирпицу" выйти в море на перехват каравана PQ-12. Сопровождать его эсминцам под общим командованием адмирала Отто Цилиакса... С конвоями, идущими в Россию, следует кончать в этом году!" За весь период второй мировой войны немецкий флот еще не выставлял такой могучей эскадры, какую выставил против каравана PQ-17: линейный корабль "Тирпитц" тяжелые крейсера "Адмирал Шеер", "Хиппер" и "Лютцов", 10 миноносцев, подводная эскадра в 23 подлодки и серьзная поддержка авиации.

****Линкор Тирпиц
tirpitz.jpg


****Адмирал Шеер
АдмиралШеер.jpg
«Адмирал Шеер»- немецкий тяжёлый крейсер типа «Дойчланд» времён Второй мировой войны.
Корабль назван в честь адмирала Рейнхарда Шеера. Изначально был классифицирован как броненосец, но в феврале 1940 года классификация была изменена на тяжёлый крейсер.
Бронирование корабля полностью отходит от общепринятых правил как немецкого, так и мирового судостроения. Вследствие этой инновационности бронирование кораблей класса значительно различалось. На «Адмирале Шеере» широкое применение нашла более прочная броня «Вотан», разработанная на заводах Круппа.
Основной пояс брони был поднят и расширен верх и вниз. Из опытов выяснилось, что предпочтительно опускать нижнюю кромку бортовой брони как можно глубже.
  12.jpg
Каждая башня главного калибра весила около 590 тонн и обеспечивала надежную защиту расчетам орудий.
Толщина передней бронеплиты составляла 160 мм
  задней — 170 мм
   верхней — до 105 мм
боковых — до 85 мм
Артиллерию главного калибра составляли шесть 283-мм орудий SK L/52 C28,
размещенные в двух бронированных башнях —
   одна в носу,
   одна в корме.
Ствол каждого орудия весил 48,2 тонн и был 14,8 м длину.
Углы наведения орудий: от −10° до +40° по вертикали и
по 145° на борт.
Максимальная дальность стрельбы при угле возвышения 40° составляла 36 475 м.
Живучесть ствола — 340 выстрелов полным зарядом — около трех полных боезапасов.
Механизмы позволяли делать 3 выстрела в минуту, однако на практике скорострельность не превышала двух.
В боекомплект входили три типа снарядов, весящие по 300 кг.:
Бронебойный — длина 1047 мм, (2,6 % взрывчатого вещества).
Бронебойно-фугасный (с замедлением) — длина 1188 мм (5,65 % ВВ).
Фугасный — длина 1188 мм (7,8 % ВВ).
Боезапас составлял 105—120 снарядов на ствол, всех трех типов поровну.
Шеер 2.jpg
Первоначальное вооружение состояло из:
Шести 88-мм орудий L/78 C/31.
Восьми 37-мм автоматических орудий L/83 C/30 в спаренных установках.
Восьми малокалиберных 20-мм автоматов L/65 в счетверенных установках.


Вторая мировая война

В ходе Второй мировой войны «Адмирал Шеер» под командованием Теодора Кранке стал самым успешным рейдером Кригсмарине, предпринимая походы вплоть до Индийского океана.
Для крейсера Вторая мировая война началась 4 сентября 1939 года, когда он был атакован в Вильгельмсхафене бомбардировщиками Королевских ВВС «Бристоль Бленхейм». В корабль попали 3 бомбы, однако серьёзных повреждений не причинили, при этом один бомбардировщик был сбит. После налета противовоздушная оборона корабля была улучшена — 88-мм зенитные орудия были заменены на 105-мм


Действия в Арктике

В следующий раз «Адмирал Шеер» вышел в море 2 июля 1942 г., имея приказ перехватить печально известный конвой PQ-17. Перехватить конвой крейсеру не удалось и он был направлен в Северный Ледовитый океан для перехвата последующих арктических конвоев и обеспечения военного присутствия кригсмарине в регионе. 25 августа 1942 года им была обстреляна советская метеорологическая станция на мысе Желания. В тот же день «Адмирал Шеер» потопил в бою советский ледокол «Александр Сибиряков», но не смог обнаружить проходивший в этом районе конвой


Последние годы войны и гибель

В ночь с 9 на 10 апреля 1945 года в ходе налета более 300 самолетов британской авиации совершили налет на верфи в Киле, где от  крена на боковую часть «Адмирал Шеер» перевернулся и затонул в доке. Бо́льшая часть экипажа находилась на берегу, но 32 человека на борту погибли.
После войны часть затопленного корпуса корабля была утилизирована, часть засыпана при строительстве автостоянки на месте дока.
****Адмирал Хиппер
Хиппер.jpg


Советский лесовоз "Ижора"
Вот эта "Ижора"советский лесовоз, груженный древисиной имела несчастье напороться в океане прямо на "Тирпитца"- флагмана всего гитлеровского флота. Цилиакс обратился к командиру линкора с просьбой:
- Капитан-цур-зее, не откажите в любезности дать один залп из главного калибра по этим бревнам.
На что получил презрительный ответ капитана Фридриха Кара Топпа:
- Вам известно, во что обходится Германии один бортовой залп моего "Тирпитца"? Мы же стреляем чистым золотом...

bb46bbf02890.jpg


Караван PQ-17

37 транспортных кораблей союзных стран везли для СССР необходимые ресурсы: топливо, взрывчатку, оружие, танки, самолеты и многое другое. Караван PQ-17 сопровождал эскорт союзного флота: эскадра дальнего прикрытия линкоры "Дюк-оф-Йорк" и "Вашингтон", крейсеры "Тускалуза", "Уиччита", несколько тяжелых крейсеров типа "Лондон", судно ПЛО (противолодочной обороны) "Орфей", миноносцы и корветы, в общем составе 12 конвойных судов. Несколько подводных субморин одна из которых К 21 охраняли подступы к Ленд-Лизу.
****линейный корабль "Дюк-оф-Йорк"
Дюк оф Йорк.jpg
****линейный корабль "Вашингтон"
Вашингтон.jpg
****Крейсер "Лондон"
лондон.jpg


Блестящий маневр Англии

   В подземелии катакомбы того же Уайтхолла штаба адмиралтейства Англии, наполненные тайнами минувшей войны, которые англичане не любят раскрывать, на глубине 30 метров, под наплывом стали и бетона, затаилась легендарная цитадель - средоточие всей информации о противнике, центр обработки всех данных обстановки на море.
   Сразу же отметим, как истину, что сидящие в "цитадели" люди даром хлеба никогда не ели - они свое дело отлично знали!
Сейчас в эту бессонную обитель, спустился адмирал лорд Дадли Паунд, на тот момент руководил главным штабом Британского адмиралтейства. Узким подземным коридором, он сначала прошел в кабинет слежения за надводными кораблями противника, где начальствовал капитан 1-го ранга Дэннинг.
Лорд Паунд задал несколько вопросов Дэннингу последний звучал так:
- Можете ли вы по крайней мере сказать мне точно - готов или не готов "Тирпиц" к выходу в море?
Конечно, на такой вопрос могли бы ответить только немецкие офицеры, сидящие сейчас в штурманской рубке самого "Тирпица"... Дэннинг тщательно продумал свой ответ:
- Я могу сказать одно, что "Тирпиц" в ближайшие часы в море не вылезет. Прежде линкора должны выйти эсминцы, чтобы прочесать район предстоящего маршрута "Тирпица", чтобы разогнать наши подводные лодки, которые там встретятся. Но донесений об этом не поступало...
Последнюю фразу Дэннинга можно было истолковать таким образом: мол, "Тирпиц" в море все-таки вышел, а подводные лодки его прохлопали.
   Затем Лорд направился дальше в следующий кабинет, где уже офицеры с длинными киями в руках возле громадного стола посреди бункера следили за картой морского театра, заставленной фишками - синими, красными, белыми. Каждая из них означала немецкую подводную лодку.
  - Ну, что у вас хорошего, Уинн? - спросил Паунд.
  - Подводная обстановка в Баренцевом море напряженная.
  - Вы говорите, Уинн, она напряженная?
  - Точнее, - угрожающая... Караван PQ-17 вступает в район, буквально кишащий подводными лодками противника.
Дадли Паунд выбрался из душной "цитадели" на свежий воздух и созвал в своем кабинете совещание:
- PQ-17 не может отступить в плотные льды, а спуститься в южном направлении - значит угодить прямо в объятия Редера. Требуется срочное решение. Нам надо спешить...
Паунд вдруг выкинул вперед руку, притягивая к себе чистые бланки для заполнения их радиограммами.
- Конвой PQ-17 еще можно спасти,-заговорил он.
- Это мое, только мое решение, и я его принимаю: PQ-17 должен рассредоточиться!
   Когда перед Паундом лежали бланки радиоприказов по флоту, все офицеры Адмиралтейства говорили ему совершенно серьезно:
- Не делай этого, Дадли!*
Но Дадли сделал. В его руках сейчас была та сила, которая способна через
океан дотянуться до каравана PQ-17 и сломать ему хребет с хряском.
  Караван PQ-17 в этот момент находился вне зоны действия советских кораблей, а обо всем, что дальше произойдет, командование Серверного флота СССР оповещено союзниками не было...
  Гитлеровский гросс-адмирал Редер выкинул сейчас перед англичанами свой главный козырь -"Тирпица"! За резким силуэтом "Тирпица" лорды Уайтхолла увидели колеблющийся во мраке призрак "Бисмарка". Страх (иначе не назовешь!) был, приведен в действие.
На мостике крейсера - голос из репродуктора:
- Радиорубка - мостику: у нас квитанция в коде:
"КОМАНДИРУ ЭСКОРТА,
КОМАНДУЮЩЕМУ ФЛОТОМ МЕТРОПОЛИИ ОТ АДМИРАЛТЕЙСТВА. ВВИДУ УГРОЗЫ СО СТОРОНЫ
НАДВОДНЫХ КОРАБЛЕЙ ПРОТИВНИКА НЕОБХОДИМО РАССРЕДОТОЧИТЬСЯ..."
Контр-адмирал Хамильтон наспех закусывает бутербродом у стойки в командирской рубке своего славного линкора...
- Что у вас там? - спрашивает Хамильтон рассыльного.
- Из Уайтхолла, сэр... от первого лорда, сэр!
Вот и текст на розовой бумаге радиоквитанции:
"СЕКРЕТНО. ВЕСЬМА СРОЧНО. КРЕЙСЕРАМ НА ПОЛНОЙ СКОРОСТИ ОТОЙТИ..."
На лице Хамильтона недоумение.
- Не понимаю, - говорит он офицерам. - Дадли наш очумел: он приказывает нам бросить корабли каравана и, не трясясь над топливом, срочно разворачиваться на вест... Такое категорическое решение может быть вызвано только одним: "Тирпиц" вылез в океан и назревает побоище вроде Ютландской битвы.
Адмирал посмотрел на часы - поздновато.
- Может, Дадли в Лондоне, глядя на ночь, выпил как следует?
Через 10 минут Дадли Паунд снова возник над караваном PQ-17 - как незримый, но требовательный дух. Лорд напомнил: "С четвертого июля конвой должен быть раздроблен". Если сэр Хамильтон и другие высшие офицеры еще могли связать этот поспешный отход на запад с предстоящим сражением с "Тирпицем", то младшие офицеры были просто ошарашены.
Роковое решение Уайтхолла входило в силу, и сэр Хамильтон велел на крейсера - к повороту. Крейсерское прикрытие, словно гарцуя в королевском манеже, исполнительно отвернуло на 180°. Но этим дело не кончилось...
Брум считал, что если крейсера спешат в битву, то его эсминцам сопровождения ничего не остается, как рвануть следом за ними, ибо линкоры и крейсера, конечно, хороши, но эсминцы в бою с "Тирпицем" тоже не подкачают. К английским эсминцам примкнули и американские, как младшие братья, не желавшие в драке отставать от старших.
- Куда удираете?! - доносило оттуда выкрики. - Дезертиры... сволочи...лунатики... Или затряслись ваши шкуры на поганых скелетах? Вернитесь... Где ваша доблесть?
Великолепная и четкая организация конвоя PQ-17 была разрушена из Лондона в считанные минуты.Распадение конвоя PQ-17 закончилось к 22.00 (по Гринвичу) в точке 76°00" северной широты и 28°00" восточной долготы. Иначе говоря, немного к юго-востоку от Шпицбергена! От этой точки до берегов Новой Земли было около 600 миль, а до Архангельска 800... Морские же мили - это не сухопутные километры: каждая миля содержит в себе 1852 метра. Корабли нехотя расползались в стороны, и один очевидец пишет, что сейчас они больше всего напоминали побитых собак с поджатыми между ног хвостами.
Это было настолько дико и невероятно, что покинутые сначала даже не могли полностью осознать того, что случилось. Одни в океане! И слышались наивные вопросы, которые могут задавать только вконец растерянные люди:
   - А как же мы? Что же будет теперь с нами?..



  Твердая позиция

Акустик "К-21" матрос Сметанин, обнаружил гитлеровскую эскадру еще за 12 миль (почти за 20 километров).. Теперь начиналось неизбежное сближение с нею. Шли минуты.
- Шум усиливается,- доложил Сметанин.
Лунин сказал:
- Эсминцы здесь не ягоды собирают. Очевидно, вслед за ними следует ожидать прохода других кораблей - более серьезных...
В 17.20 мотор снова подал перископ на поверхность моря. Николай
Александрович, прищурясь, спросил Лукьянова:
- Помощник, хочешь глянуть?
Лукьянов присел возле перископа, мягкая каучуковая оправа окуляров почти с нежностью облегла его лицо.
- "Адмирал Шеер"! - определил он по силуэту.
- А ты как думал... он самый. А за "Шеером"... видишь?
Лукьянов крутанул рукояти перископа.
- Сам "Тирпиц", - произнес тихо, словно не веря.
Перископ был опущен, но вскоре снова воздет над баламутью океана.
- Во, черт бы их всех побрал! - выругался Лунин.
- Что там, Николай Александрович?
- Идут на зигзаге. На очень сложном, и несимметричном, галсируя постоянно. Нам будет трудно рассчитать углы атаки...
-Носовые торпедные аппараты уже готовы к залпу.
- Прекрасно,- заметил Лунин. - Будем выстреливать из носовых.
- Пеленг меняется... эскадра переходит на другой курс.
Пятнадцать раз в голове Лунина складывались, подвергались критике и отшлифовывались, как алмаз, алгебраические расчеты атаки.
- Все! Самое трудное позади. А выстрелить и *** сумеет!
Интуиция подсказывала в необходимости взлянуть на цель еще раз! Через панораму перископа Лунин увидел воздетые над мачтами "Тирпица" громадные полотнища флагов - сигнал флагмана к общему повороту всей эскадре... Лунин чуть не застонал:
- Опять поворот... все вдруг! Только бы не влево,- взмолился он,- только бы не влево. Иначе они уйдут от нас...
. . .
- Слава богу, они отвернули вправо...
Но теперь - после поворота - под ударом носовых труб "К-21" оказался "Адмирал Шеер". "Тирпиц" попадал под удар только кормовых аппаратов.
Нужно быстрое решение, и оно было найдено:
- Носовым - отбой... Кормовые - товсь!
- Там - в корме - не шесть торпед, там - только четыре.
Не время выбирать, уже поздно. Надо стрелять немедля. "Сразу село напряжение сети освещения. Лампочки светились красцов.атым светом, завибрировало ограждение рубки и палубная надстройка", - так вспоминал В. Ю. Браман об этом моменте, когда подводный крейсер разворачивался для стрельбы из кормовых труб...
- Залп четырьмя... с интервалом в четыре секунды...
Дистанция до "Тирпица" была 17 кабельтовых. часы в рубках показывали 18.01...
Четырежды крейсер пружинисто качнуло на залпах:
- ...первая-вышла!
- ...вторая - вышла!
- ...третья - вышла!
- четвертая - вышла!
- Мимо... Ох, боже ты мой, неужели же мимо?
Подводный крейсер на полных оборотах уходил прочь. Прошло 2 минуты и 15 секунд, когда рвануло первый раз. Рвануло еще... Лукьянов в счастье закрыл лицо руками.


Литература
Проект не закончен...требует времени, тяп ляп не хочу
Изменено пользователем Zilong
  • Минус 1

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Бета-тестер
151 публикация
283 боя

а что так мало?

хоть бы подробнее тему раскрыли, а то отрывки непонятные...

Изменено пользователем Commander_Kane

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
1 755
Старший бета-тестер
4 727 публикаций
2 256 боёв

Может сразу ссылку на произведение В.Пикуля дадите ?

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Старший альфа-тестер
690 публикаций
3 306 боёв

Уважаемый ТС! Вас не удивляют минусы? А ведь вы еще недоделали тему. Может стоило посмотреть как надо делать и оформлять? Пикуль хороший писатель, но как исторический источник весьма неточен, особенно в деталях.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Бета-тестер
8 публикаций
2 296 боёв

прошу проявить терпение, задуманное трудно редактировать в одном сохранении, при условиях нестабильного электропитания в России.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Бета-тестер
143 публикации
5 боёв

Как уже сказали Выше, укажите источник с которого Вы брали материалы. Ну и текст сделайте одного размера, а то неприятно глаз режит.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Альфа-тестер
206 публикаций
1 968 боёв

Да, как-то слабенько.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Участник
7 879 публикаций
1 371 бой

я чет непонял в игре че корованы будут ?

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Бета-тестер
29 публикаций
68 боёв

да, жаль конвой PQ-17 оставленный на произвол судьбы без кораблей охранения  :sad:

Изменено пользователем hmmmDanon

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Участник
1 публикация
137 боёв

Просмотр сообщения__Flesh_ (03 Окт 2013 - 08:50) писал:

Может сразу ссылку на произведение В.Пикуля дадите ?
Книга отличная ,кстати

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Участник
423 публикации
59 боёв

Фотографии лучше через фотохостинг пропускать...ну и можно было побольше поискать.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Участник
6 публикаций
16 боёв

Просмотр сообщенияJIex____ (03 Окт 2013 - 12:21) писал:

я чет непонял в игре че корованы будут ?

в перспективе наверное могу быть (как один из режимов игры)

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Альфа-тестер
465 публикаций

Просмотр сообщенияJIex____ (03 Окт 2013 - 12:21) писал:

я чет непонял в игре че корованы будут ?
Будут в виде режима игры

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Участник
556 публикаций
1 148 боёв

Просмотр сообщенияZilong (03 Окт 2013 - 07:44) писал:

Закон о ленд-лизе, введенный США ранее только для Англии, Рузвельт распространил вскоре и на СССР! Казалось бы, караваны будут идти и идти! Первый караван назывался "Дервиш", под литерами PQ-00он пришел к нам в августе 1941 года
PQ-00, от принципа нумерации уборных в гостиницах.
Угу, только следует уточнить, что вплоть до PQ-7 это были малые караваны с небольшим количеством судов (обычно 8) и исчезающе малым количеством грузов. Например, PQ-1 привёз всего 20 танков и около 200 самолётов "Харрикейн" модели IIA (сами англичане использовали B и C, и уже собирались заменять их на D).
Пожалуй, объективно значимым был только танкер на 3,5 тыс. тонн.
Остальные конвои (вплоть до PQ-7) были ещё меньше.
А если учесть, что PQ-8 был такой же, PQ-9 не выпустили в срок, решив объединить его с PQ-10, то ситуация вырисовывается такая, что союзники начали нам слать ощутимую помощь лишь в 1942 году, уже после контрнаступления под Москвой, когда фактически немецкий блицкриг уже был остановлен на большей части СССР (ну, кроме Украины).

Безусловно, ленд-лиз нам помог, но идеализировать его не надо. Первые победы мы обеспечили себе сами, и вся тяжесть восполнения потерь 1941-1942 года легла на советскую промышленность.

Цитата

АК-130-то тут при чём?
Типа, золотые снаряды?
Красиво, но у линкора не унитарное заряжание.

Цитата

Проект не закончен...требует времени, тяп ляп не хочу
А получилось.
Зачем же тогда выкладывать?

И, да, заголовки бы лучше вне спойлеров делать. А то множество безликих кнопочек - непонятно, куда тыкаться, если хочешь чего-то конкретное найти или перечитать.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
263
[LJ]
Вики-гвардеец, Альфа-тестер, Коллекционер
2 021 публикация
4 993 боя

Просмотр сообщенияdonPardon (29 Окт 2013 - 15:00) писал:

PQ-00, от принципа нумерации уборных в гостиницах.
Dervish все-таки. PQ-0 придумали постфактум, чтобы не отделять "Дервиша" от всех прочих русских конвоев

Цитата

Угу, только следует уточнить, что вплоть до PQ-7 это были малые караваны с небольшим количеством судов (обычно 8) и исчезающе малым количеством грузов. Например, PQ-1 привёз всего 20 танков и около 200 самолётов "Харрикейн" модели IIA (сами англичане использовали B и C, и уже собирались заменять их на D).
Танковая бригада и три авиаполка, в самом деле -- такая мелочь!

Не имеет отношения к делу: С это ударный самолет с 4 20мм пушками, а D -- "противотанковый вариант" с двумя 40мм.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Участник
556 публикаций
1 148 боёв

Просмотр сообщенияAunt_Tom (29 Окт 2013 - 16:09) писал:

Dervish все-таки. PQ-0 придумали постфактум, чтобы не отделять "Дервиша" от всех прочих русских конвоев
ДА ЛАДНО! Правда, што ли? :-)
Почему Вы это мне пишете? Это вон ТСу расскажите.

Цитата

Танковая бригада и три авиаполка, в самом деле -- такая мелочь!
Полный состав тбр - 5-7 тяжёлых, 20 средних и 60-70 лёгких танков.
Причём средних - это Т-34, а не корыто типа М3 "Грант", которые нам гнали в 1941-42 годах.

Просмотр сообщенияAunt_Tom (29 Окт 2013 - 16:09) писал:

Не имеет отношения к делу: С это ударный самолет с 4 20мм пушками, а D -- "противотанковый вариант" с двумя 40мм.
А у "А" какое вооружение?
Потом, это не единственные различия.
Суть в том, что после сорокового англичане уже поняли, что как истребитель "Харрикейн" уже не очень. И стали переделывать в более адекватные ночные истребители и ударные самолёты.
А союзникам гнать и так сойдёт.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
57
[WG]
Разработчик
374 публикации
8 688 боёв

Вообще использовать беллетриста в качестве источника, это верх глупости. Начиная с того, что документальных подтверждений о том, что К-21 попала в "Тирпитц", не существует в природе и заканчивая тем, что лесовоз "Ижора" погиб 7 марта 1942 года, а конвой PQ-17 только вышел в Мурманск из Исландии 27 июня 1942 года и соответственно никакого отношения к PQ-17 иметь не может.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Эту страницу никто не просматривает.

×