Перейти к содержимому
Для публикации в этом разделе необходимо провести 50 боёв.
ale81012803

Тяжелые крейсера типа «Сталинград»

В этой теме 146 комментариев

Рекомендуемые комментарии

Бета-тестер
892 публикации
2 387 боёв

Изображение

История проектирования тяжелых крейсеров проекта 82 началась еще до начала Великой Отечественной войны и оказалась весьма сложной и драматической. В значительной мере это явилось следствием повышенного внимания и существенного влияния при выработке и принятии решений по основным вопросам их создания со стороны И.В. Сталина, который в то время был генеральным секретарем ЦК ВКП(б) и Председателем Совета Народных Комиссаров (с 1946 года — Совета Министров) СССР. В вышедшей в 1966 году первой книге мемуаров Н.Г. Кузнецова «Накануне» отмечалось, что у И.В. Сталина было особое, трудно объясняемое пристрастие к тяжелым крейсерам.

По указанию Н.Г. Кузнецова ГМШ подготовил предварительное ОТЗ на проектирование подобного корабля (проект 82) , которое было утверждено наркомом ВМФ в середине мая 1941 года.Далее было множество изменений проекта,вплоть до декабря 1950 года,когда технический проект 82 был завершен и в феврале следующего года представлен на рассмотрение и утверждение.

Изображение

В соответствии с техническим проектом назначением корабля являлось:

— придание боевой устойчивости легким силам, действующим в составе маневренных соединений как вблизи, так и вдали (в море, в океане) от своих берегов;

— непосредственное прикрытие особо важных конвоев на переходе морем от действий крейсерских сил противника;

— уничтожение крейсеров противника, вооруженных 203-мм и 152-мм артиллерией в морском бою;

— нанесение мощных артиллерийских ударов по особо важным береговым объектам в операциях против баз и побережья противника, как в самостоятельных опера-. циях, так и во взаимодействии с флангом своих войск и поддержке высадки десанта.

Изображение

По утвержденному проекту тяжелый крейсер должен был иметь артиллерию: ГК — девять 305-мм в трехорудийных башенных установках СМ-31 (общий боезапас — 720 выстрелов); УК — 12 130-мм в двухорудийных башенных установках БЛ-109А (2400 выстрелов); МЗА — 24 45-мм в счетверенных автоматах СМ-20-ЗИФ (19 200 выстрелов) и 40 25-мм в счетверенных автоматах БЛ-120 (48 000 выстрелов+2400 в кранцах).

Система ПУС ГК «Море-82» обеспечивалась КДП СМ-28 (база дальномеров 8 и 10 м) и двумя стрельбовыми радиолокационными станциями (РЛС) «Залп». 2-я и 3-я башни ГК имели радиодальномеры «Грот». ПУС универсального калибра «Зенит-82» (три комплекта) обеспечивались тремя СПН-500 со стрельбовыми РЛС «Якорь». Три башни УК имели радиодальномеры «Штаг-Б». Управление стрельбой зенитных автоматов СМ-20-ЗИФ осуществлялось тремя радиолокационными системами «Фут-Б».

Радиотехническое вооружение включало РЛС обнаружения воздушных целей «Гюйс-2» (резервировалось место для установки РЛС дальнего обнаружения воздушных целей «Вахта»), РЛС обнаружения надводных целей «Риф», РЛС обнаружения и целеуказания «Фут-Н». Средства радиоэлектронной борьбы включали поисковую РЛС «Мачта» и РЛС создания помех «Коралл». Предусматривались два теплопелен-гатора «Солнце-1п» и гидроакустическая станция (ГАС) «Геркулес-2».

Главный броневой пояс цитадели (протяженность 57,6 % длины корабля по КВЛ) выполнялся из свариваемой 180-мм гомогенной брони, имел угол наклона от вертикали 15° и защищал борт ниже средней 70—75-мм главной броневой палубы; углубление его нижней кромки на миделе под ватерлинией составляло 1,7 м. Траверзные переборки цитадели имели толщину до 140 (носовая) и 125 мм (кормовая). Верхний твиндек защищался 50-мм броней борта и верхней палубы. Броня нижней палубы в цитадели имела толщину 15–20 мм. Бронирование оконечностей включало 50-мм бортовой пояс и такую же броню средней палубы. Стенки главного командного поста имели толщину до 260 мм, крыша — 110 мм; труба защиты проводов — 100 мм; лобовая броня башен ГК — 240, их боковых стенок — 225, крыши — 125 мм, выполнявшая роль противовеса задняя стенка — 400–760 мм (из трех плит), барбеты башен ГК — 200–235 мм. Башни УК и их барбеты защищались 25-мм броней.

Вертикальное бронирование цитадели обеспечивало защиту от 203-мм бронебойных снарядов с дистанций 65–75 кбт, а горизонтальное — до 175 кбт. Остальное вертикальное и горизонтальное бронирование было выбрано, исходя из защиты от 152-мм фугасных снарядов и 500-кг фугасных авиабомб, сбрасываемых с высоты 3000 м.

ПМЗ, прикрывавшая жизненно важные отсеки корабля (погреба боезапаса, главные посты, помещения ГЭУ) на протяжении цитадели от подрыва заряда 400–500 кг (в тротиловом эквиваленте), состояла из трех — четырех продольных переборок. Из них вторая (8—25 мм) и третья (50 мм) имели цилиндрическую форму, а первая (8—45 мм) и четвертая (15–30 мм) выполнялись плоскими. Объемы между первой (второй) и третьей переборками использовались под топливо (которое по мере его расходования замещалось забортной водой). Для увеличения протяженности броневой защиты по вертикали на третью (основную защитную) переборку ПМЗ навешивались дополнительно броневые плиты толщиной 20-100 мм.

Также впервые в отечественном судостроении на этих тяжелых крейсерах предусматривалась еще и трехслойная днищевая защита, выполненная по продольно-поперечной системе на протяжении цитадели. Ее высота от наружной обшивки до третьего дна составляла 2250 мм. Наружная обшивка выполнялась из брони толщиной 20 мм, второе дно имело толщину 18, а третье — 12–18 мм. Величина предельного заряда, подрыв которого на расстоянии 5 м от днища должна была выдерживать такая защита, оценивалась в 500 кг.

Корпус корабля выполнялся в основном по продольной системе набора с расстоянием между рамными шпангоутами в районе цитадели до 1,7 м, в оконечностях — до 2,4 м и разделялся главными поперечными переборками (толщиной от 6 до 20 мм), от днища до нижней палубы, на 23 водонепроницаемых отсека. Принятая по разработанной в проекте принципиальной технологии секционная сборка корпуса из объемных и плоских секций с широким использованием сварки значительно сокращала стапельный период постройки корабля.

Четырехвальная ГЭУ (четыре ГТЗА мощностью по 70 000 л.с. и 12 главных котлов паропроизводительностью по 110 т/ч с параметрами пара 66 атм, 460 °C) для того времени могла бы стать самой мощной в мире. В электроэнергетической системе, впервые в отечественной практике судостроения, предусматривалось применить переменный трехфазный ток (380 В, 50 Гц), в качестве источников тока предполагалось использовать восемь турбогенераторов мощностью по 750 кВт и четыре дизель-генератора по 1000 кВт, размещенных в четырех электростанциях.

Разработанный в 1950 году в Морском генеральном штабе ориентировочный проект штата этого тяжелого крейсера (1712 человек и 27 человек штаба соединения) предусматривал для командира корабля звание контр-адмирала, для старпома, замполита и командиров БЧ-2 и БЧ-5 — капитанов 1 ранга.

Новый тяжелый крейсер, по существу, представлял собой повторение довоенного проекта 69, но на качественно новом техническом уровне. Его единственными зарубежными аналогами являлись два «больших» крейсера ВМС США типа «Аляска», вступившие в строй в 1944 году и считавшиеся неудачными кораблями.

Изображение

Изображение

8 течение ноября — декабря 1951 года на верхнюю свободную часть стапеля «О» завода № 444 подали и установили 12 днищевых секций первой пирамиды корпуса головного крейсера проекта 82 (заводской № 0-400, главный строитель — М.А. Пудзинский).

Но несмотря на систематический контроль за ходом строительства тяжелых крейсеров проекта 82 и основным контрагентским поставкам для них со стороны заместителя председателя Совета Министров и министра судостроительной промышленности В.А. Малышева, плановые задания по ним не выполнялись, отставание от утвержденного графика достигло нескольких месяцев. Фактическая техническая готовность кораблей на 1 января 1953 года составляла 18,8 %, 7,5 % и 2,5 % (вместо 42,9 %, 11,5 % и 5,2 % по плану).

Через месяц после смерти И.В. Сталина, строительство всех трех тяжелых крейсеров проекта 82, на основании постановления правительства от 18 апреля 1953 года и в соответствии с приказом министра транспортного и тяжелого машиностроения И.И. Носенко от 23 апреля того же года прекратили.

В июне 1953 года министр транспортного и тяжелого машиностроения и главком ВМС приняли решение использовать часть корпуса недостроенного крейсера «Сталинград», включающую его цитадель, в качестве натурного опытового отсека для проверки огневыми испытаниями в полигонных условиях стойкости конструктивной (броневой и противоминной) защиты корабля к воздействию новых образцов морского оружия, отработки их взрывателей и боевых частей.

Филиалу № 1 бюро в Николаеве поручалось разработать документацию на формирование и оборудование отсека, спуск его со стапеля и буксировку к месту испытаний. Работами по опытовому отсеку руководил К.И. Трошков (главный конструктор проекта 82 Л.В. Дикович был назначен главным инженером — заместителем начальника ЦКБ-16).

В 1954 году отсек был спущен на воду, а в 1956–1957 годах испытан отстрелом крылатыми ракетами, бронебойными артиллерийскими снарядами, авиабомбами и торпедами, не потеряв при этом плавучести даже в условиях отсутствия на нем сил и средств борьбы за живучесть, что подтвердило высокую эффективность предусмотренной проектом защиты крейсера.

Недостроенные корпуса двух других крейсеров были разрезаны на металлолом на стапелях заводов № 189 и № 402.

Следует отметить, что тяжелые крейсера проекта 82 являлись единственными и последними в мире тяжелыми артиллерийскими кораблями, заложенными после окончания Второй мировой войны. В США в 1946–1949 годах было достроено только пять тяжелых крейсеров с 203-мм артиллерией ГК (полное водоизмещение до 21 500 т), спущенных на воду еще в годы войны, а два построенных в 1944 году «больших» тяжелых крейсера типа «Аляска» (с 305-мм ГК) находились с 1947 года в консервации и к началу 1960-х годов были сданы на слом.

Остаётся лишь выразить сожаление,что эти разбойники морских дорог так и не вышли на большую охоту.

А. М. Васильев, А. Б. Морин

Суперлинкоры Сталина. «Советский Союз», «Кронштадт», «Сталинград»

Изменено пользователем ale81012803
  • Плюс 5

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Альфа-тестер
465 публикаций

По-моему второй скрин это "Советский Союз", не?

Изображение

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Старший альфа-тестер
364 публикации
1 048 боёв

Хорошая тема, плюсую ++

Но о чем жалеть? "Морские дороги" на то время уже "закрылись" для таких разбойников, артиллерия ушла на второй план, хорошо описан вопрос в этой теме: http://forum.worldof...__fromsearch__1

Просмотр сообщенияCTPAWNOE_DNIWE (29 Сен 2013 - 22:47) писал:

По-моему второй скрин это "Советский Союз", не?

По-моему не один "Советский Союз на воду спущен не был, не?
Изменено пользователем PSiHxD

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Бета-тестер
892 публикации
2 387 боёв

Просмотр сообщенияCTPAWNOE_DNIWE (29 Сен 2013 - 22:47) писал:

По-моему второй скрин это "Советский Союз", не?

Изображение

Нет,вроде Аляска должна быть))
А Советский Союз недостроен,так откуда фото возьмётся?

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Альфа-тестер
465 публикаций

Просмотр сообщенияPSiHxD (29 Сен 2013 - 22:50) писал:

По-моему не один "Советский Союз на воду спущен не был, не?
По-моему он вообще на воду не спущен :amazed:

Просмотр сообщенияale81012803 (29 Сен 2013 - 22:51) писал:

Нет,вроде Аляска должна быть))
А Советский Союз недостроен,так откуда фото возьмётся?
Может на стапелях :trollface:  Хотя согласен, таки "Аляска", Вика мне в помощь :bajan:

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Бета-тестер
892 публикации
2 387 боёв

Просто к концу 40 годов концепции больших арт.кораблей у разных конструкторов,достигли своего так сказать совершенства,что привело к их похожести.Естественно и и архитектура кораблей схожа.

Изменено пользователем ale81012803

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Бета-тестер
892 публикации
2 387 боёв

Просмотр сообщенияCTPAWNOE_DNIWE (29 Сен 2013 - 22:52) писал:

По-моему он вообще на воду не спущен :amazed:
Спущен не был,а корпус на стапеле был.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Альфа-тестер
465 публикаций

Просмотр сообщенияale81012803 (29 Сен 2013 - 22:55) писал:

Спущен не был,а корпус на стапеле был.
Да, я даже фото где то видел

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Глобальный модератор
17 409 публикаций
577 боёв

Улыбаемся и машем...:)

 

http://statehistory....t--Stalingrad/9

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Бета-тестер
892 публикации
2 387 боёв

Просмотр сообщенияDarth_Vederkin (30 Сен 2013 - 00:09) писал:

Улыбаемся и машем...:)
http://statehistory....t--Stalingrad/9
Так я и не претендовал на авторство.Просто данная статья показалась мне наиболее удобной,для корректировки.Покороче проще читается.
А как иначе?
Изменено пользователем ale81012803

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Альфа-тестер
367 публикаций
194 боя

Тема вполне годная, но действительно, необходимо  указывать источники, дабы не возникало вопросов - претендовал на авторство или не претендовал. Ну и что касается сожалений, что эти разбойники морских дорог так и не вышли на большую охоту - можно только порадоваться, что не вышли. Ибо большая охота означала большую войну. Так что плохо было бы всем, и экипажам этих разбойников - в первую очередь. Загоняли бы их под весёлое улюлюканье толпы авианосцев.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Бета-тестер
892 публикации
2 387 боёв

Понял,исправился.авторы указаны.

Да авианосцами загоняли бы. Рейд был бы примерно как у Бисмарка,наверное. Просто они квинтэссенция идеи рейдера и жаль,что они не были спущенны на воду.

Изменено пользователем ale81012803

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Альфа-тестер
2 456 публикаций
12 590 боёв

Просмотр сообщенияCTPAWNOE_DNIWE (29 Сен 2013 - 22:52) писал:

По-моему он вообще на воду не спущен :amazed:

Может на стапелях :trollface:  Хотя согласен, таки "Аляска", Вика мне в помощь :bajan:
Аляска вне всяких сомнений---Гуам нес другой камуфляж

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Старший альфа-тестер
199 публикаций
37 боёв

Просмотр сообщенияkosakovitchilia (30 Сен 2013 - 13:03) писал:

Аляска вне всяких сомнений---Гуам нес другой камуфляж
Согласен

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Старший альфа-тестер
199 публикаций
37 боёв

Просмотр сообщенияDarth_Vederkin (30 Сен 2013 - 00:09) писал:

Улыбаемся и машем...:)

http://statehistory....t--Stalingrad/9
:teethhappy:

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Альфа-тестер
145 публикаций
267 боёв

Хорошо оформлена, но можно было сполером воспользоваться

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Бета-тестер
892 публикации
2 387 боёв

Просмотр сообщения3BoHuMeHTaM (30 Сен 2013 - 14:17) писал:

Хорошо оформлена, но можно было сполером воспользоваться
Спасибо.Спойлер специально не стал использовать,я же специально её сокращал.что бы не громоздкая была.

Просмотр сообщенияTimofey_20 (30 Сен 2013 - 14:21) писал:

Да я же указал,кто авторы и название статьи.Ссылку не стал ставить,статья в оригинальном виде тяжело читаема и неудобоварима для большего количества форумчан и для меня тоже.
Ну.если надо давать ссылки,то скажите,учту на будующее.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Альфа-тестер
206 публикаций
1 968 боёв

Интересно... жаль что линкоры сейчас не используют.

  • Плюс 1

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Эту страницу никто не просматривает.

×