Перейти к содержимому
Для публикации в этом разделе необходимо провести 50 боёв.

В этой теме 39 комментариев

Рекомендуемые комментарии

Альфа-тестер
664 публикации
195 боёв

Изображение

Здравия желаю! И с вами вновь очередной выпуск клуба ППП. Клуба Путешествий Познания и Приключений. В предыдущем выпуске я поведал вам о лёгком крейсере «Мурманск». А сегодня мы посетим легендарное судно, которое находится у причала в городе Мурманск! А именно, первый атомный ледокол, построенный для обслуживания Северного морского пути, названный в честь выдающегося политического деятеля и один из  руководителей Октябрьской революции. Да-да, сегодня речь зайдёт о ледоколе…

Ленин

Изображение

«Ле́нин» — атомный ледокол, первое в мире надводное судно с ядерной силовой установкой. Благодаря большой мощности энергетической установки и высокой автономности, ледокол уже в первые навигации показал прекрасную работоспособность. Применение атомного ледокола позволило существенно продлить срок навигации.
Ледокол «Ленин» проработал 31 год и в 1990 году был выведен из эксплуатации и поставлен на вечную стоянку в Мурманске. Сейчас на ледоколе действует музей, ведутся работы по расширению экспозиции.

Как был построен атомный ледокол "Ленин"

ФЛАГМАН ЛЕДОКОЛЬНОГО ФЛОТА

... Атомный ледокол построен!
Эта замечательная весть незадолго до 42-й годовщины Великого Октября облетела весь мир. Газеты, журналы, радио, телевидение всех стран уделяли большое внимание крупнейшему научно-техническому достижению советских людей.
Зарубежные газеты пестрели заголовками: "Русские ввели в строй атомоход", "Полярный колосс Советов - на Неве", "Победа на мирном фронте использования атомной энергии одержана Советским Союзом"...
Действительно, это была победа советских ученых, конструкторов, судостроителей. Впервые в мире энергия покоренного атома, поставленная на службу народному хозяйству, была использована на водном транспорте.
Атомный ледокол "Ленин", детище семилетки, - это успешно выдержанный судостроителями Адмиралтейского завода экзамен на производственно-техническую зрелость.
Строительство атомохода - замечательная веха в 250-летней истории завода, рабочие и техники которого показали образец самоотверженного, творческого труда.

Изображение

Многие моря, омывающие нашу страну, зимой покрываются льдом. Это затрудняет, а нередко и совсем прерывает навигацию. Тогда на помощь судам приходят мощные ледоколы. Сквозь толщу льдов они проводят караваны судов в порты назначения.
Особое значение приобрели ледоколы на Северном морском пути, связывающем запад и восток Советского Союза. Эта трудная трасса на всем своем протяжении покрыта в течение долгих месяцев тяжелыми полярными льдами.
Плавание в Арктике ограничено коротким полярным летом. Нередко бывает, что и летом льды препятствуют движению судов. Без ледоколов никак не обойтись.
Современные ледоколы - это могучие стальные гиганты, ведущие упорную борьбу со льдами. Но долго находиться в плавании без захода в порты они не могут. Даже лучшие ледоколы с дизельной силовой установкой имеют запасы топлива не более, чем на 30-40 суток. В суровых условиях Арктики этого явно не достаточно: ведь борьба со льдами требует большого расхода топлива. За час мощный ледокол сжигает нередко до трех тонн нефти. Хотя запасы топлива составляют почти одну треть веса ледокола, в период арктической навигации судну приходится несколько раз заходить в базы, чтобы заправиться горючим. Были случаи, когда караваны судов зимовали в полярных льдах только потому, что запасы топлива на ледоколах иссякали раньше времени.
Успехи советских ученых в деле мирного использования атомной энергии позволили поставить на службу нашего народного хозяйства новый вид топлива. Советские люди научились использовать энергию атома и на водном транспорте. Так родилась идея создания ледокола, движущегося при помощи атомной энергии. Эта идея осуществилась лишь после того, как в нашей стране вступила в строй первая в мире атомная электростанция и был накоплен необходимый опыт для дальнейшей работы по созданию атомных силовых установок.
Коммунистическая партия и Советское правительство, по достоинству оценив достижения наших ученых, приняли решение о широком применении атомной энергии в народном хозяйстве.
XX съезд КПСС нацелил на развертывание работ по созданию атомных силовых установок для транспортных целей, на постройку ледокола с атомным двигателем.
Речь шла о создании такого судна, которое очень долго может плавать без захода в порты за топливом.
Ученые подсчитали, что атомный ледокол будет расходовать в сутки 45 граммов ядерного горючего - столько, сколько уместится в спичечной коробке. Вот почему атомоход, практически имея неограниченный район плавания, сможет побывать за один рейс и в Арктике, и у берегов Антарктиды. Для судна с атомной энергетической установкой дальность расстояния - не препятствие.
Почетная и ответственная задача постройки первого в мире атомного ледокола была возложена на Адмиралтейский судостроительный завод в Ленинграде.
Когда весть об этом пришла на завод, адмиралтейцев охватила радость и гордость за оказанное доверие: ведь им поручалось новое необычное дело, и его следовало выполнить с честью.
Коллектив Адмиралтейского завода знал, что справиться с этим важным заданием правительства будет нелегко. Ни в одной стране такого судна еще не строили. Учиться было не у кого. Предстояло в тесном содружестве с нашими учеными впервые разрешить ряд сложных технических проблем.
Адмиралтейцы имели немалый опыт по ремонту и строительству ледоколов. Еще в 1928 г. они капитально отремонтировали "дедушку ледокольного флота" - знаменитый "Ермак". Его ремонт был для адмиралтейцев хорошей школой, позволившей в дальнейшем перейти к постройке ледоколов.
Строительство ледоколов и ледокольно-транспортных судов на заводе было связано с новым этапом в развитии советского судостроения - применением электросварки вместо клепки. Коллектив завода был одним из инициаторов этого новшества. Новый метод успешно испытали на строительстве ледоколов типа "Седов". Ледоколы "Охотск", "Мурман", "Океан", при постройке которых широко применялась электросварка, показали прекрасные эксплуатационные качества; их корпус оказался более прочным по сравнению с другими судами.
Перед Великой Отечественной войной на заводе построили крупное ледокольно-транспортное судно "Семен Дежнев", которое сразу же после ходовых испытаний направилось в Арктику для вывода зазимовавших там караванов. Вслед за "Семеном Дежневым" было спущено на воду ледокольно-транспортное судно "Леваневский". После войны завод построил еще один ледокол и несколько самоходных паромов ледокольного типа. Тесная связь установилась между заводом и конструкторским бюро, разработавшим проекты новых ледоколов. И все же, каким бы значительным ни был опыт, приобретенный коллективом в строительстве ледоколов, адмиралтейцы отдавали себе отчет в том, что постройка ледокола с атомной установкой потребует более совершенной технологии и новых методов труда.
В самом деле, что значит построить ледокол с такой необычной энергетической установкой, как атомная? Это требует совершенно новых решений при конструировании корпуса, механизмов и всего остального судового оборудования.
Возник, прежде всего, вопрос о том, как создать компактную атомную энергетическую установку, которая обладала бы и высокой мощностью, и большой живучестью в условиях качки, ударных нагрузок и вибраций.
Далее, требовалось обеспечить безопасность команды ледокола от вредного воздействия радиации, связанной с работой атомного реактора, тем более, что защита от атомной радиации при эксплуатации ледокола значительно сложнее, чем, например, на береговой атомной электростанции. Это понятно - на морском судне по техническим условиям нельзя устанавливать громоздкое и тяжелое защитное оборудование.
Постройка атомного ледокола потребовала изготовления уникального энергетического оборудования, создания корпуса небывалой до сих пор прочности, полной автоматизации процессов управления энергетической системой.
Авторы проекта и конструкторы атомного ледокола не скрывали всех этих трудностей от строителей. И множество сложных технических вопросов пришлось решать совместно с учеными инженерам, техникам и рабочим в ходе строительства атомохода.
Но еще до того, как заводские строители приступили к работе, создатели проекта вновь и вновь обдумывали и обсуждали его, внося необходимые поправки в расчеты и корректируя чертежи.

ВНИМАНИЕ! Большой чертёж! Общее расположение судна.

Spoiler Над проектом трудился большой научный коллектив, возглавляемый выдающимся советским физиком академиком А. П. Александровым. Под его руководством работали такие крупные специалисты как И. И. Африкантов, А. И. Брандаус, Г. А. Гладков, Б. Я. Гнесин, В. И. Неганов, Н. С. Хлопкин, А. Н. Стефанович и Другие.
Наконец работа над проектом была завершена. Специалисты завода - конструкторы и технологи - получили проект и чертежи будущего судна.
Размеры атомохода были выбраны с учетом требований эксплуатации ледоколов на Севере и обеспечения его наилучших мореходных качеств: длина ледокола 134 м, ширина 27,6 м, мощность на валу 44 000 л. с., водоизмещение 16000 т, скорость хода 18 узлов на чистой воде и 2 узла во льдах толщиной более 2 м.
Запроектированная мощность турбоэлектрической установки не имеет себе равных. Атомный ледокол по своей мощности в два раза превосходит американский ледокол "Глетчер", считавшийся крупнейшим в мире.
Особое внимание при проектировании корпуса судна было обращено на форму носовой оконечности, от которой во многом зависят ледокольные качества судна. Выбранные для атомохода обводы по сравнению с существующими ледоколами позволяют увеличить давление на лед. Кормовая оконечность спроектирована так, что обеспечивает проходимость во льдах при заднем ходе и надежную защиту винтов и руля от ударов л>да.
В практике наблюдалось, что ледоколы иногда застревали во льдах не только носом или кормой, но и бортами. Чтобы избежать этого, было решено устроить на атомоходе специальные системы балластных цистерн. Если из цистерны одного борта перекачать воду в цистерну другого борта, то судно, раскачиваясь из стороны в сторону, будет ломать и раздвигать лед бортами. Такая же система цистерн установлена в носу и в корме. А если ледокол не сломает лед с ходу и нос его застрянет? Тогда можно перекачать воду из кормовой дифферентной цистерны в носовую. Давление на лед увеличится, он сломается, и ледокол выйдет из ледового плена.
Чтобы обеспечить непотопляемость такого большого судна, в случае если обшивка будет повреждена, корпус решили подразделить на отсеки одиннадцатью главными поперечными водонепроницаемыми переборками. При расчете атомного ледокола конструкторы обеспечили непотопляемость судна при затоплении двух наибольших отсеков.
Таковы вкратце основные особенности ледокола, который предстояло построить коллективу Адмиралтейского завода.
Завод активно готовился к постройке ледокола.
До начала стапельных работ решались вопросы, связанные с постройкой корпуса. Начала свою деятельность производственно-техническая комиссия. Возглавлял комиссию опытный инженер В. Гуревич. Комиссия за короткий срок решила ряд сложных вопросов: о разбивке корпуса на секции, конструктивном выполнении отдельных узлов, последовательности стапельных работ и т. п.
Затем началось широкое обсуждение особенностей корпуса. В нем активно участвовали судосборщики П. Пименов, В. Солин, И. Кузьмин, К. Богданов, сварщик В. Быстрое, мастера К. Поляков, Я. Кремер и другие. В тесном содружестве с ними технологи корпусного цеха М. Глозман, К. Жильцова, Н. Малютина, Т. Нагорнова, К. Пневская, В. Ананьев, М. Тучкина, Л. Столярский создавали рабочую технологию. В монтажном цехе над разработкой технологии трудились технологи Р. Рубашкин, Б. Романов, Б. Аникеев, Л. Зараковская.
В это время появилось сообщение о том, что будущему атомному ледоколу присвоено имя Владимира Ильича Ленина. Эта весть была встречена на заводе с особенным воодушевлением. Бригадир судосборщиков Тимофей Андреев взволнованно говорил своим товарищам, по работе:
- Мы будем строить атомный ледокол - флагман всех флотов и флотилий. И имя теперь у него настоящее, флагманское - "Ленин"! Сделаем все, чтобы оправдать доверие партии и правительства!
Коллектив строителей полярного гиганта возглавил талантливый инженер В. И. Червяков. Рука об руку с ним, главным строителем атомохода, трудились строители В. Гуревич, В. Судавный, Е. Литонов, В. Барабанов, В. Галанин, И. Драбкин, К. Вераксо, В. Родионов, Б. Немченок, ведущие технологи завода В. Маленков, Н. Кленов, Д. Козырев и другие.
Большую помощь проектировщикам и строителям ледокола оказали деятели науки - академик Ю. А. Шиманский, про-фессоры А. А. Курдюмов, Н. Е. Путов, кандидаты технических наук Г. И. Копырин, Ю. Г. Деревянко, Е. В. Товстых, В. Д. Мац-кевич, А. 3. Локшин, А. А. Григорьев, В. В. Ардентов, С. А. Кузьминов, сотрудники научно-исследовательских институтов Б. В. Плисов, Т. И. Синелыциков, А. В. Езина, М. И. Бардин и другие.

НА СТАПЕЛЕ

В июле 1956 г. была заложена первая секция корпуса атомного ледокола. Закладке предшествовали большие подготовительные работы в цехах и на стапеле. Первыми взялись за дело разметчики. Настоящими новаторами показали себя разметчики из бригад Н. Орлова и Г. Кашинова. Они вели разметку корпуса по новому, фотооптическому методу.
Для разбивки на плазе теоретического чертежа корпуса требовалась огромная площадь - около 2500 квадратных метров. Вместо этого разбивку произвели на особом щите с помощью специального инструмента. Это позволило сократить площадь для разметки. Затем изготавливались чертежи-шаблоны, которые фотографировались на фотопластинки. Проекционный аппарат, в который помещали негатив, воспроизводил на металле световой контур детали. Фотооптический метод разметки позволил снизить трудоемкость плановых и разметочных работ на 40%.
Строители корпуса встретились с немалыми трудностями. Нелегко было, например, обрабатывать нержавеющую сталь. Раньше преобладала механическая обработка. Это требовало много времени.

Изображение

Инженеры Б. Смирнов, Г. Шнейдер, мастер А. Голубцов и газорезчик А. Макаров сконструировали и изготовили оригинальный кислородно-флюсовый резак. Таким способом удалось в короткое время качественно обработать значительную часть деталей из нержавеющей стали. В эти дни на заводе прославились своим трудовым содружеством инженер сварочного бюро Б. Смирнов и газорезчик А. Макаров.
Конструкция корпуса атомохода, система его набора также отличалась от других ледоколов. Днище, борта, внутренние палубы, платформы и верхняя палуба в оконечностях набирались по поперечной системе набора, а верхняя палуба в средней части ледокола - по продольной системе.
Корпус высотой в добрый пятиэтажный дом состоял из секций весом до 75 т. Таких крупных секций насчитывалось около двухсот.
Сборку и сварку таких секций вел участок предварительной сборки корпусного цеха.
С участка предварительной сборки готовые секции поступали прямо на стапель. Сборщики и проверщики без промедления устанавливали их на место.
При изготовлении узлов для первых опытно-штатных секций выяснилось, что стальные листы, из которых они должны быть изготовлены, весят 7 т, а имевшиеся на заготовительном участке подъемные краны обладали грузоподъемностью только до 6 т.
Прессы тоже были недостаточной мощности. Казалось, возникла неразрешимая проблема.
Объем сварочных работ на стапеле был очень велик: корпус ледокола - цельносварной. Кто-то произвел любопытный подсчет: сколько швов придется заварить рабочим стапельного участка? Прикинули. Получилась немалая цифра: если все сварные швы вытянуть в одну линию, то она протянется от Ленинграда до Владивостока!
Объем сварочных работ заставил серьезно задуматься над тем, как ускорить сварку конструкций. Решено было шире внедрить автоматическую и полуавтоматическую сварку. Сварщики приступили к работе по новому методу.

Изображение

Пока на стапеле воздвигался корпус, в различных цехах завода изготавливались и монтировались детали, трубопроводы, приборы. Многие из них поступали с других предприятий. Вся страна щедро посылала адмиралтейцам свои дары - изделия для ледокола. Главные турбогенераторы строились на Харьковском электромеханическом заводе, гребные электродвигатели - на ленинградском заводе "Электросила" имени С. М. Кирова, где над созданием уникальных механизмов трудилась бригада инженеров и техников, руководимая старейшим конструктором завода Кашиным. Такие электродвигатели создавались в СССР впервые.
Spoiler

Изображение

В цехах прославленного Кировского завода собирались паровые турбины. Над заказом для атомохода здесь трудился большой коллектив конструкторов, возглавляемый М. Козаком. В ходе работ кировцы внесли немало усовершенствований, обеспечивших снижение веса и габаритов турбин. Кировцы успешно справились с ответственным заказом.
При подготовке спусковых дорожек бригадир А. Кудрявцев и плотник Г. Цветков внесли рационализаторское предложение. Раньше канавки для стока масла выдалбливали при помощи обыкновенной стамески. Новаторы решили использовать для этого небольшой долбежный станок. Это намного облегчило и ускорило дело.
Подготовительные работы велись очень интенсивно. Первоначально предполагалось заводить под судно по два полоза в смену. По-новому расставив силы, бригады заводили за смену по четыре полоза.
Для уменьшения спускового веса, обеспечения большей устойчивости при спуске на воду и торможения судна, сошедшего со стапеля на воду, под корму и нос завели специальные понтоны.

СПУСК ЛЕДОКОЛА

Наступило 5 декабря 1957 г. С утра непрерывно моросил дождь, временами падал мокрый снег. С залива дул резкий, порывистый ветер. Но люди словно не замечали хмурой ленинградской погоды. Задолго до спуска ледокола площадки вокруг стапеля заполнились людьми. Многие поднялись на строившийся по соседству танкер.
На завод пришли судостроители со своими семьями, многочисленные гости - представители ленинградских заводов Кировского, Балтийского, "Электросилы" и других. Здесь были и сотрудники научно-исследовательских институтов, партийные и советские работники, гости из стран народной демократии, кинооператоры, корреспонденты радио, телевидения, многочисленные журналисты.
... 11 часов 30 минут. Начинается митинг. Открывая его, директор завода Борис Евгеньевич Клопотов сказал:
- Строительство атомного ледокола "Ленин" должно явиться тем рубежом, после которого ленинградские судостроители создадут десятки новых судов, составляющих гордость отечественного флота.
От имени Областного и Городского комитетов КПСС секретарь Обкома С. П. Митрофанов сердечно поздравил коллектив завода с большой производственной победой - завершением первого этапа строительства ледокола. Коллектив завода поздравили также заместитель министра морского флота СССР и председатель Ленсовнархоза. С теплыми словами приветствия обратились к судостроителям моряки-полярники, члены будущего экипажа ледокола, уже приехавшие на завод.
Стрелки часов приближаются к двенадцати. Еще раз тщательно проверяется готовность ледокола к спуску: осматриваются спусковые дорожки, крепления, растяжки.
С командного пункта раздается приказ:
- Доложить о готовности к спуску!
- Готов! Готов! - доносятся отовсюду ответы.
- Товарищ директор завода! - рапортует командующий спуском А. Горбушин. - Спусковая команда на местах, спусковые устройства проверены. Прошу разрешить спуск на воду первого в мире атомного ледокола "Ленин".
- Произвести спуск разрешаю. Добро!
- Носовые стрелы долой! - звучит команда Горбушина. Проходит секунда, другая, и на пульте загораются две сигнальные лампы: носовые стрелы отданы.
- Кормовые стрелы долой! - На пульте снова вспыхивают две лампочки.
Теперь судно удерживается на стапеле только одним устройством - курками. В напряженной тишине слышится выстрел сигнальной пушки Петропавловской крепости: полдень.
- Отдать курки!
Лучший такелажник завода Степан Кузьмич Лобынцев, участник спуска многих судов, рубит канат, задерживающий курки. Вздрагивает стальная масса ледокола. Она трогается с места сначала медленно, а затем, набирая скорость, все быстрее и быстрее скользит по стапелю.
Раздаются восторженные возгласы, крики "ура", рукоплескания. В воздух летят шапки. Когда корма судна с шумом врезается в невские воды, десятки голубей устремляются в воздух.
Мягко осев, соскальзывает с порога спусковых дорожек нос атомохода, и в тот же момент на флагштоке взвивается красный флаг. Торжественно звучит государственный Гимн СССР. Радостными гудками приветствуют своего могучего собрата суда, выстроившиеся в устье Невы.

Изображение

Спуск на воду атомного ледокола "Ленин". Художник В. Ф. Штраних

Гремят цепи якорей, ледокол замедляет ход, останавливается. По команде начальника цеха И. Никитина буксиры отводят ледокол к достроечному пирсу завода.
Взволнованные и радостные, обмениваясь впечатлениями и поздравлениями, расходились строители ледокола.

Видео о создании ледокола «Ленин». Выпуск 1958 года.

У ЗАВОДСКОГО ПИРСА

Строительство атомохода вступило в новый период -началась его достройка на плаву. Еще до спуска ледокола партийный комитет завода обсудил вопрос о проведении дальнейших работ. Отмечалось, в частности, что еще не всегда четко взаимодействуют цехи, несвоевременно поставляются необходимые детали. Нередко тормозили работу и переделки. Конечно, при строительстве такого судна некоторые переделки неизбежны, но коммунисты стремились свести их до минимума.
Особое внимание партком уделил расстановке партийных сил. Были организованы партийные группы из коммунистов, работающих на достройке судна.
- Впервые в заводской практике, - отмечал секретарь парткома Н. Крылов, - мы создали на ледоколе самостоятельную партийную организацию. Восемь партийных групп не только объединили коммунистов, работающих на ледоколе, но и создали условия для согласованной работы парторганизации строителей с партийными бюро цехов и отделов, а также с партийными организациями предприятий и учреждений, принимавших участие в достройке ледокола.
В январе 1958 г. вышел первый номер стенгазеты "Ледокол". Редактором газеты назначили контрольного мастера коммуниста Спиридонова. Стенгазета писала об опыте передовиков, рассказывала о ходе достроечных работ, критиковала виновников неполадок.
Активно действовал созданный комсомольцами контрольный пост. По инициативе контрольного поста администрация завода выделила транспорт для доставки на борт ледокола рабочих из цехов, расположенных далеко от достроечного пирса. Это обеспечивало своевременное начало работ. Хорошие результаты дал также проведенный контрольным постом рейд за чистоту рабочего места и экономию материалов.

История службы

Спустили атомоход на воду 5 декабря 1957 года, в день советской конституции. «С утра моросил дождь, дул резкий, порывистый ветер. Но участники церемонии не замечали хмурой погоды. Все площадки вокруг стапеля заполнились людьми. Многие поднялись на строившийся по соседству танкер. Когда корма судна с шумом врезается в невские воды, десятки голубей устремляются в воздух, – писала «Смена». – Мягко осев, соскальзывает с порога спусковых дорожек нос атомохода, и в тот же момент на флагштоке взвивается флаг. Торжественно звучит государственный гимн. Радостными гудками приветствуют своего могучего собрата суда, выстроившиеся в устье Невы. Гремят цепи якорей, ледокол замедляет ход, останавливается. По команде начальника цеха Никитина буксиры отводят ледокол к достроечному пирсу завода. Взволнованные и радостные, обмениваясь впечатлениями и поздравлениями, расходились строители ледокола». Кстати,  для атомохода «Ленин» потребовалось несколько тысяч труб различной длины и диаметра. Специалисты подсчитали, что если трубы вытянуть в одну линию, их длина составит 75 километров.
Пришвартованный у Адмиралтейских верфей ледокол посетили президент Финляндии Урхо Кекконен, премьер-министр Англии Гарольд Макмиллан, Ричард Никсон, тогда ещё вице-президент США, и другие важные персоны. А завершение работ на ледоколе «Ленин» пришлось на визит Никиты Хрущёва в Америку. 14 сентября 1959 года советская пресса опубликовала текст, поданный как ответ руководителя СССР на письма и телеграммы трудящихся: «Наша поездка в США совпала с двумя величайшими событиями: впервые в истории успешно осуществлён полет космической ракеты на Луну, посланной с Земли советскими людьми, и вышел в плавание первый в мире атомный ледокол «Ленин»… Он будет ломать не только льды океанов, но и льды холодной войны».

Изображение

Официальная делегация во главе с Фиделем Кастро на экскурсии по ледоколу «Ленин». Рядом с ним Анастас Микоян и капитан Борис Соколов.

Первая арктическая навигация атомного ледокола «Ленин» началась 19 августа 1960 г. Она длилась 3 месяца 10 дней. Атомоход прошел более 10000 миль, из которых более 7000 миль – в тяжелых ледовых условиях, провел через льды Карского моря и моря Лаптевых 92 судна. Ледокол отлично зарекомендовал себя во льдах. Если бы не «Ленин», то дизельные ледоколы «Красин» и «Капитан Мелехов» не смогли отбуксировать пароход «Володарский» и теплоход «Разлив» у мыса Щербина в проливе Вилькицкого в условиях сжатия льда. Только за первые 6 лет эксплуатации ледокол прошел свыше 82 тысяч морских миль и самостоятельно провел более 400 судов. Как замечает Юрий Панов, «эксплуатация атомохода в Арктике показала преимущество ядерного реактора перед традиционными силовыми установками, использующими органическое топливо».

Изображение

Правда, не обошлось и без аварий. Первая случилась в феврале 1965 года, когда получила повреждения активная зона реактора. Частью топлива «Ленин» поделился с плавтехбазой «Лепсе», где оно хранится и по сей день, отчасти поэтому  плавтехбаза «Лепсе» является одним из самых опасных и сложных ядерно-опасных объектов на северо-западе России. Остальное топливо было выгружено и помещено в контейнер. В 1967 году контейнер погрузили на понтон и затопили в заливе Цивольки (восточное побережье архипелага Новая Земля). Вскоре после этого произошла вторая авария – трубопроводы реактора дали течь. Во время ликвидации протечки оборудованию реакторной установки были нанесены серьезные механические повреждения. После этого, конструкторы и решили полностью заменить весь реакторный отсек. Часть топлива была опять-таки помещена на ту же  плавтехбазу «Лепсе», а реакторную установку отбуксировали к Новой земле, в залив Цивольки, и затопили.
«Отработавшие свой ресурс атомные установки после приведения их в безопасное состояние были затоплены в районе Новой Земли. Вплоть до настоящего времени «Курчатовский институт» проводит мониторинг радиационного фона в этом месте. Никаких превышений радиационного фона там не зафиксировано», – утверждает Юрий Панов.
Новый тип Ядерной энергетической установки (ЯЭУ) проектировало Бюро Игоря Африкантова. Конструкторы поместили её в корпусе «Ленина», получилось очень удачно. В итоге Африкантов добился в Москве запуска в производство этой установки для первого ледокола. Поскольку «Ленин» должен был вернуться в строй к столетию большевистского вождя, все работы велись в ускоренном темпе.
После этого «Ленин» отработал ещё 19 лет. В 1989-м его вывели из эксплуатации. «И 20 лет стоял, ждал своей участи вдали от цивилизации. В разгар перестройки про ледокол, да ещё с таким названием, забыли, – рассказывает нынешний капитан «Ленина» Александр Баринов. -  Он гнил в Мурманске на территории ВГУПатомфлота (это последнее время он так называется, а раньше это была база 92). Кстати, эта ремонтная база строилась именно под ледокол «Ленин». А номер 92 ей дан потому, что в таблице Менделеева это номер урана. Когда в 1960 году ледокол «Ленин» первый раз пришел из Ленинграда в Мурманск, там был один деревянный причал, да сарай на берегу. А сейчас там мощное ремонтное предприятие, обслуживающее десять атомоходов. Большая серьезная база была построена за эти 50 лет».
В мае 2009 года на «Ленине» создали Музей освоения Арктики. «В 2009 году ледокол «Ленин» решили сделать музеем и поставили на плавпричал в центре города, около здания морского вокзала. С того момента началось активное посещение «Ленина». Сейчас это одно из самых посещаемых мест в городе Мурманске: из 400 тысяч жителей города  32 тысячи уже побывали на ледоколе  «Ленин». С большим интересом люди ходят на экскурсии, узнают много нового. И для меня стал откровением неожиданный факт: оказывается не все мурманчане, даже те, что всю жизнь прожили в городе, не говоря о молодом поколении, знают, что в городе есть атомный флот. А атомный флот – это брэнд не только Мурманска и всего Заполярья, а вообще всей нашей страны. Это уникальный флот, единственный в мире! Больше нигде в мире нет атомных ледоколов. Россия, обладая этим флотом, чувствует себя хозяйкой Арктики. Ведь обычно хозяин кто? Тот, кто круглогодично там находится, а это атомные ледоколы и суда, которые они проводят. Я так думаю, что на этом и должна строиться большая политика в подобных вопросах», – говорит капитан легендарного ледокола.

Ну что ж, после прочтения тяжеловесного блока по истории создания и службы этого судна, вас ждёт вознаграждение в следующем посте! Фото экскурсия!

  • Плюс 1

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Альфа-тестер
664 публикации
195 боёв

Изображение

Вот он, красавец!  
Ледокол «Ленин» - трехвинтовое судно. По архитектурному типу он представляет собой гладкопалубное судно с умеренной седловатостью, четырьмя непрерывными палубами, удлиненной надстройкой и двумя мачтами. В кормовой части шлюпочной палубы имеется взлетно-посадочная площадка и ангар для вертолета.

Изображение

Корпус ледокола Ленин по конструкции значительно отличается от других ледоколов отечественной постройки. Днище, борта, внутренние палубы, платформы и верхняя палуба в оконечностях набраны по поперечной системе, а верхняя палуба в средней части — по продольной.

http://img443.images...3/6020/owzl.jpg

Биологическая защита атомной установки гарантирует защиту экипажа ледокола от действия радиоактивных излучений, которые контролируются специальной дозиметрической системой. Пульт управления этой системы расположен в посту радиационного контроля.
Необычно большие размеры грот-мачты обусловлены ее использованием для вентиляции парогенераторной установки.

Изображение

Ледокол имеет две спасательные шлюпки на 58 человек каждая, две спасательные моторные шлюпки на 40 человек каждая, два шестивесельных яла, разъездной и буксирный катера. Спуск и подъем спасательных шлюпок и катеров осуществляется с помощью шлюпбалок скатывающегося типа.
В кормовой части расположено два крана грузоподъемностью по 3 т.

Изображение

Мы готовы двинуться вверх по трапу! Зайдя на борт, в кассе покупаем билетик на этот город на воде за символическую сумму – сто рублей.


Изображение

Всех посетителей собирают в кают-компании, где экскурсовод начинает рассказывать историю об этом судне. Сегодня эту функцию буду выполнять я)


Изображение

Адмиралтейцы имели немалый опыт по ремонту и строительству ледоколов. Еще в 1928 г. они капитально отремонтировали "дедушку ледокольного флота" - знаменитый "Ермак".
Строительство ледоколов и ледокольно-транспортных судов на заводе было связано с новым этапом в развитии советского судостроения - применением электросварки вместо клепки. Коллектив завода был одним из инициаторов этого новшества. Новый метод успешно испытали на строительстве ледоколов типа "Седов". Ледоколы "Охотск", "Мурман", "Океан", при постройке которых широко применялась электросварка, показали прекрасные эксплуатационные качества; их корпус оказался более прочным по сравнению с другими судами.

Изображение

Поднимаемся на палубу выше.
Перед Великой Отечественной войной на заводе построили крупное ледокольно-транспортное судно "Семен Дежнев", которое сразу же после ходовых испытаний направилось в Арктику для вывода зазимовавших там караванов. Вслед за "Семеном Дежневым" было спущено на воду ледокольно-транспортное судно "Леваневский". После войны завод построил еще один ледокол и несколько самоходных паромов ледокольного типа.

Изображение

Размеры атомохода были выбраны с учетом требований эксплуатации ледоколов на Севере и обеспечения его наилучших мореходных качеств: длина ледокола 134 м, ширина 27,6 м, мощность на валу 44 000 л. с., водоизмещение 16000 т, скорость хода 18 узлов на чистой воде и 2 узла во льдах толщиной более 2 м.

Изображение

Столовая! Это полностью электрифицированный комбинат со своей хлебопекарней! Горячая пища на электрическом лифте подается из камбуза, который находится на палубе ниже, в столовую.


И вновь лимит на интегрированные картинки заставляет сделать небольшую паузу. Дальше пойдут технические помещения.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Альфа-тестер
664 публикации
195 боёв

Изображение

Пройдя по ещё одному длинному коридору, попадаем в машинный отсек.
Интересно отметить, что на атомоходе имеются две электростанции, способные обеспечить энергией город с 300-тысячным населением. На судне не нужны ни машинисты, ни кочегары: вся работа электростанций автоматизирована.

Изображение

Следует сказать о новейших электродвигателях гребных винтов. Это - уникальные машины, изготовленные в СССР впервые, специально для атомохода. Цифры говорят за себя: вес среднего двигателя 185 т, мощность почти 20000 л. с. Двигатель пришлось доставить на ледокол в разобранном виде, по частям.

Изображение

Пока на стапеле воздвигался корпус, в различных цехах завода изготавливались и монтировались детали, трубопроводы, приборы. Многие из них поступали с других предприятий. Главные турбогенераторы строились на Харьковском электромеханическом заводе, гребные электродвигатели - на ленинградском заводе "Электросила" имени С. М. Кирова. Такие электродвигатели создавались в СССР впервые.
В цехах Кировского завода собирались паровые турбины.

Изображение

Использование новых материалов потребовало изменения многих установившихся технологических процессов. На атомоходе монтировались трубопроводы, которые соединялись раньше путем спайки.
В содружестве со специалистами сварочного бюро завода работники монтажного цеха разработали и внедрили электродуговую сварку труб.

Изображение

Перед нами редуктор атомной энергетической установки ледокола «Ленин»


Изображение

А это турбина низкого давления.

Демонстрация работы турбины на скорости 2 оборота в минуту. А для выработки энергии, необходимой ледоколу для движения,  турбина вращалась со скоростью 1500 об\мин

http:/youtu.be/8fWZnTLNmoU




Изображение

Итак, идём дальше.


Изображение

Спускаемся по трапу и попадаем в…


Изображение

ПЭЖ. Непосвященному человеку эти три буквы ничего не говорят. ПЭЖ - пост энергетики и живучести - мозг управления ледоколом. Отсюда с помощью приборов-автоматов инженеры-операторы - люди новой на флоте профессии - могут на расстоянии управлять работой парогенераторной установки. Отсюда поддерживается необходимый режим работы "сердца" атомохода - реакторов.

Изображение

Атомная энергетическая установка - важнейший участок ледокола. Над конструированием реактора трудились виднейшие ученые. Каждый из трех реакторов по своей мощности почти в 3,5 раза превосходит реактор первой в мире атомной электростанции Академии Наук СССР.  

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Альфа-тестер
664 публикации
195 боёв

Изображение

Ядерный реактор- это техническая установка, в которой осуществляется управляемая цепная реакция деления ядер тяжелых элементов с освобождением ядерной энергии. Реактор состоит из активной зоны и отражателя. Реактор водо-водяного типа - вода в нем является и замедлителем быстрых нейтронов и охлаждающей и теплообменной средой Активная зона содержит ядерное топливо в защитном покрытии (тепловыделяющие элементы - ТВЭЛы) и замедлитель. ТВЭЛы, имеющие вид тонких стержней, собраны в пучки и заключены в чехлы. Такие конструкции называются тепловыделяющими сборками ТВС.

Изображение

ТВЭЛы, имеющие вид тонких стержней, собраны в пучки и заключены в чехлы. Такие конструкции называются тепловыделяющими сборками (ТВС). Активная зона реактора представляет собой совокупность активных частей свежих тепловыделяющих сборок (СТВС), которые в свою очередь состоят из тепловыделяющих элементов (ТВЭЛ). В реактор помещаются 241 СТВС. Ресурс современной активной зоны (2,1- 2,3 млн. МВт час.) обеспечивает энергетические потребности судна с ЯЭУ в течение 5-6 лет. После того, как энергоресурс активной зоны исчерпан, проводится перезарядка реактора.

Изображение

Ну что ж, как говорится, кораблики – это просто!)


Изображение

Проходим дальше.  Это помещение перед реакторным отсеком. Здесь работники ледокола, переодетые в стелирную одежду, входят в реакторный отсек.


Изображение

Через 10-ти сантиметровые освинцованные стёкла хорошо видно  крышки реакторов и циркуляционные насосы.

Стоит сказать, что не обошлось и без аварий.
В феврале 1965 г. произошла авария во время плановых ремонтных работ на реакторе №2 атомного ледокола "Ленин". В результате ошибки операторов активная зона на некоторое время была оставлена без воды, что вызвало частичное повреждение примерно 60% тепловыделяющих сборок.

При поканальной перегрузке удалось выгрузить из активной зоны лишь 94 из них, остальные 125 оказались неизвлекаемыми. Эта часть была выгружена вместе с экранной сборкой и помещена в специальный контейнер, который был заполнен твердеющей смесью на основе футурола и затем хранился в береговых условиях около 2 лет.
В августе 1967 г. реакторный отсек с ядерной энергетической установкой ОК-150 и собственными герметичными переборками был затоплен непосредственно с борта ледокола "Ленин" через днище в мелководном заливе Цивольки в северной части архипелага Новая Земля на глубине 40-50 м.
Перед затоплением из реакторов было выгружено ядерное топливо, а их первые контуры промыты, осушены и герметизированы. По данным ЦКБ "Айсберг", реакторы перед затоплением были заполнены твердеющей смесью на основе футурола.
Контейнер со 125 отработавшими тепловыделяющими сборками, заполненный футуролом, был перенесен с берега, размещен внутри специального понтона и затоплен. К моменту аварии судовая ядерная энергетическая установка проработала около 25.000 часов.  

Изображение


Изображение

Так, идём дальше и попадаем в коридор перед медпунктом. Если кому стало плохо от мысли о радиации, можем завернуть в медпункт за нашатырником)


Изображение

Терапевтический кабинет


Изображение

Рентгеновский кабинет. Ну что, страшно? Нет? Ох, какие вы храбрые. Тогда пошли дальше.


Изображение

Если я не ошибаюсь, то это операционная.


Ну что, не заработали радиофобии? Не волнуйтесь, дальше пойдут жилые помещения.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Альфа-тестер
664 публикации
195 боёв

Изображение

Длинные светлые коридоры. Вдоль них расположены матросские каюты, в основном, одноместные, реже - на двух человек. Днем одно из спальных мест убирается в нишу, другое превращается в диван. В каюте, против дивана, - письменный стол и вращающееся кресло. Над столом - часы и полка для книг. Рядом - шкафы для одежды и личных вещей.

Изображение

Во всех помещениях люминесцентное освещение. Электропроводка скрыта под зашивкой, ее не видно. Стеклянные экраны молочного цвета закрывают лампы дневного света от резких прямых лучей. У каждого спального места небольшой светильник, дающий мягкий розовый свет. После трудового дня, придя к себе в уютную каюту, моряк сможет прекрасно отдохнуть, почитать, послушать радио, музыку...

Изображение

Есть на ледоколе и бытовые мастерские - сапожная и портновская; имеются парикмахерская, механическая прачечная бани душевые.
Возвращаемся к центральной лестнице.


Изображение

Поднимаемся к каюте капитана. Над диваном находится картина с изображением ледокола «Ермак» - первый в мире ледокол арктического класса


Изображение

Очень уютная каюта. Даже завидно)


Изображение

Вот мы дошли до рубки:
Ходовая рубка — центр управления судном. На атомоходе она расположена в верхней части надстройки, откуда открывается больший обзор. Ходовая рубка вытянута поперек судна — от борта до борта на 30 метров, ширина ее — около 3 метров. На передней и боковых стенках почти сплошь располагаются большие прямоугольные иллюминаторы. Внутри рубки только самое необходимое.

Изображение

По бортам и посередине ходовой рубки располагаются три одинаковых пульта, на которых находятся ручки управления движением судна, индикаторы работы трех винтов ледокола и положения руля, курсоуказатели и другие датчики, а также кнопки заполнения и осушения балластных цистерн и две тифонных кнопки для подачи звукового сигнала. Вблизи пульта управления левого борта располагается штурманский стол, у центрального — рулевой штурвал, у пульта правого борта — гидрологический стол; около штурманского и гидро-логического столов установлены тумбы радиолокаторов кругового обзора.

Изображение

Локатор: дальность до 50 миль
На ледоколе установлены два радиолокатора - ближнего и дальнего действия. Первый предназначен для решения оперативных навигационных задач, второй - для наблюдения за окружающей обстановкой и вертолетом. Кроме того, он должен дублировать локатор ближнего действия в условиях снегопада или дождя.

Изображение

Место для карты в рубке. На карте изображена северная часть Кольского полуострова, омываемая Баренцевым морем.


Изображение

Общий вид рубки по правому борту.


Продолжение осмотра рубки в следующем посте.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Альфа-тестер
664 публикации
195 боёв

Изображение

электрооборудование:
система РЕЙД-1
«ЗАО РЕЙД-1» это преемник завода выпускавшего систему.
На протяжении 40 лет предприятие является поставщиком систем управления и защиты (СУЗ) ядерных реакторов для всех видов кораблей и судов, в том числе и ледоколов, систем управления техническими средствами общекорабельных систем (СУТС).
Фактически все оборудование в центральном посту управления произведено ими.

Изображение

Тифон: система для подачи звукового сигнала сжатым воздухом


Изображение

Указатель отклонения руля. Всё очень просто: если стрелочка отклоняется вправо, то штурвал нужно повернуть вправо так, чтобы стрелочка вновь оказалась ровно посередине.


Изображение

Один из постов управления рулем. Тут находится такой же указатель отклонения руля.


Изображение

За штурвалом находится гирокомпас.


Изображение

Общий план места штурмана.


Изображение

Внутрисудовая связь осуществляется автоматической телефонной станцией на 100 номеров, отдельными телефонами в различных помещениях, а также мощной общесудовой радиотрансляционной сетью. А это, собственно, средства связи.


Изображение

А это штурманская.


Изображение


Изображение

Некий набор оборудования,блоки которого называются РМ-11,РМ-12 и т.д. в обе стороны. Похоже, что это некая радиосистема для определения собственного местоположения по радиопеленгу. А может быть и нет)


Парочка ссылочек: журнал Техника - молодёжи 1958-03
Источник, который просто полезно почитать)


Отдельную благодарность хочу выразить igor113 за его замечательную статью, которую я взял за основу для фото экскурсии. На этом всё!  Спасибо за внимание! Желаю всем удачи!

Используемые источники: http://igor113.livej...l.com/tag/ленин
http://www.ivki.ru/k...lenin/lenin.htm
http://ria.ru/societ.../913167302.html

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Старший бета-тестер
872 публикации
329 боёв

Известный корабль+.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Старший альфа-тестер
690 публикаций
3 306 боёв

Редко, но метко! Как всегда отличная тема! +

p.s. удивительно, что про этот корабль никто раньше не написал, известности ему не занимать

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Альфа-тестер, Репортер
2 525 публикаций
1 283 боя

тяжело меня удивить, но эта тема просто грандиозна! следущую обойму плюсов посвящаю тебе

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Альфа-тестер
1 262 публикации
3 943 боя

Вот это тема, вот это подход к делу.Молодец!!! :medal:

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
10
[NG-F]
Старший альфа-тестер
319 публикаций
1 159 боёв

Цитата

Это уникальный флот, единственный в мире! Больше нигде в мире нет атомных ледоколов.

Я думаю этим все сказано!

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Альфа-тестер
145 публикаций
267 боёв

Отличная тема, много интересных фотографий и описаний к ним, ТС Браво :medal:

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Старший альфа-тестер
167 публикаций
96 боёв

То есть я как понял, он мог дальше плавать, если только бы активную зону не затопило?

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Старший бета-тестер
447 публикаций
2 574 боя

Отличная фотоэкскурсия!

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Альфа-тестер
145 публикаций
267 боёв

Просмотр сообщенияRus_1952 (27 Сен 2013 - 13:36) писал:

Отличная фотоэкскурсия!
просто великолепное, как будто сам только что побывал на этом легендарном - ледоколе!!!  :great:

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Старший альфа-тестер
450 публикаций
2 536 боёв

шикарно Танковик, я как-то про него передачу смотрел, , запомнился внутренний Шик и убранство.

Это Легенда.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Альфа-тестер
664 публикации
195 боёв

Всем большое спасибо за отличные отзывы! Я получил заряд положительной энергии для следующей статьи)

Просмотр сообщенияHolodets (27 Сен 2013 - 13:03) писал:

То есть я как понял, он мог дальше плавать, если только бы активную зону не затопило?

Нет, просто "Ленин" выработал свой ресурс. Сейчас ледокол "Арктика" также выработал свой ресурс и его собираются пустить на слом, потратив на это 2 млрд. рублей! Даже появилась группа в ВК в защиту ледокола.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Альфа-тестер
287 публикаций
31 бой

вот пост так пост. От души :great:

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Бета-тестер
140 публикаций
84 боя

Как всегда качественно интерссно   :medal:

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
491
Старший бета-тестер
712 публикации
2 833 боя

Внушает и даже очень внушает, настоящий колос арктики. И стать музеем - это довольно достойная пенсия. Было бы очень жаль, если бы этот исполин отправился бы на слом.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Эту страницу никто не просматривает.

×