Перейти к содержимому
Для публикации в этом разделе необходимо провести 50 боёв.

В этой теме 7 комментариев

Рекомендуемые комментарии

139 публикаций
5 144 боя

Эскадренные миноносцы типов G и H — типы эскадренных миноносцев, состоявшие на вооружении Королевских ВМС Великобритании в 1930-е годы и в период Второй мировой войны.

                                                                                                                                                 Эсминец ZG 3 Hermes.png

Построенный известной британской кораблестроительной фирмой Ярроу для Греции эсминец "Василеве Георгиос I" являлся одним из наиболее совершенных кораблей, с которыми эта страна вступила во вторую мировую войну. Служба под греческим флагом окончилась для него 20 апреля 1941 г., когда "Василеве Георгиос I" был потоплен во время налета самолетов германского VIII-го авиакорпуса на Пирей, вместе с плавдоком, в котором ремонтировался.

Параметры

Водоизмещение                1414 т (стандартное)

                                           2088 т (полное)

Длина                                101,2 м (наибольшая)

                                           97,5 м (между перпендикулярами)

Ширина                              9,7 м (наибольшая)

Осадка                               2,7 м (нормальная)

                                           4,3 м  (в полном грузу)

Бронирование                               Нет

Двигатели                          2 ТЗА Парсонса,

                                           3 ПК Ярроу

Мощность                          34 000 л. с. (максимальная)

Движитель                         2 винта

Скорость хода                   35 узлов

Дальность плавания         4800 миль на 19 узлах

Экипаж                              145 человек

Вооружение

Артиллерия                       4 × 1 — 127-мм

Зенитная артиллерия       4 × 1 — 37-мм,

                                           4 × 1 — 20-мм

 

Противолодочное вооружение            18 глубинных бомб

Минно-торпедное вооружение           2 четырёхтрубных  533-мм ТА,

                                                                       до 75 мин заграждения

 

3d13bfca6687e7d629d5d8f6e4122da2.png

 

История

Оккупировавшие Грецию немцы подняли и отремонтировали эсминец . 21 марта 1942 года он был введен в строй немецкого флота под обозначением «ZG-3». Летом он получил к тому же еще и другое имя – «Hermes». Первым командиром эсминца «Hermes» стал капитан 1-го ранга Йоханссон (Kapitan zur See Rolf Johannesson), назначенный на корабль в марте 1942 года и ранее командовавший эсминцем «Erich Steinbrinck».Помимо своего вооружения он получил  несколько зенитных 20-мм автоматов.

d05659b2f01fa533fad94d6d2b3acb80.png

Корветтен-капитан Рольф Йоханссон. С марта 1942 года по апрель 1943-го он, в чине капитана 1-го ранга (Kapitan zur Zee) командовал эскадренным миноносцем "Hermes"

ce021233996c7b550e8b44f93e85a544.pngНемецкий эсминец «Hermes» (ZG-3) в Пирее в 1942 году. На корабль нанесена камуфляжная окраска по образцу итальянского флота.

Это был первый достаточно крупный немецкий корабль в Средиземном море, и про него говорили, что за ним всегда следовала счастливая звезда. Отправленный в июне в восточную часть Средиземного моря, «Hermes» много раз сопровождал войсковые и грузовые транспорты из Греции в Турцию и до Крита, а от Крита в Тобрук. Он замечательно показал себя и в борьбе с вражескими подводными лодками, добившись в этом таких успехов, которые не смог показать никакой другой немецкий эсминец.

 

Во время сопровождения конвоя в Турцию «Hermes» осенью 1942 года обнаружил у Дарданел британскую, бывшую греческую, подводную лодку «Triton». Благодаря его точным указаниям немецкий сторожевой корабль «Uj-2102», получивший приказ атаковать цель, смог потопить субмарину глубинными бомбами. Несомненно, что решающую роль в этом успехе нужно приписать эсминцу «Hermes».

Одно из наиболее важных заданий эсминец «Hermes» выполнил в начале своей службы - 2-3 июля 1942 года корабль вместе с минным заградителем «Bulgaria» участвовал в минно-заградительной операции в Эгейском море. Когда случилась беда с немецкой подводной лодкой «U-83» капитан-лейтенанта Крауса (Kapitan-leutnant Kraus), внезапно застигнутой 7 августа в районе Хайфы британскими бомбардировщиками и сильно поврежденной, командир эсминца «Hermes» утром 8 августа получил радиограмму следующего содержания: «Hermes» попутно выполнить. Прибыть рандеву завтра рано утром». Эсминец с честью выполнил задачу. Он нашел субмарину и на буксире привел ее 18 августа в Саламин.

В течение третьего военного года эсминец «Hermes» прекрасно себя проявил. Четвертый военный год ожидал его с не меньшими удачами. Под командованием Йоханссона эсминец прошел сотни миль в качестве эскортного корабля конвоируя транспорты между Салониками, Пиреем и Киренаикой. Трудное испытание ему пришлось выдержать 22-24 сентября 1942 года, когда он сопровождал от бухты Suda на Крите к Тобруку в Северной Африке танкер «Rondine» с бензином для танков и самолетов Роммеля. На танкере механизмы были в неисправности. Дважды они выходили из строя, и танкер терял ход. Все же «Hermes» вместе с итальянским миноносцем «Orso» смогли успешно закончить переход, несмотря на непрекращающиеся атаки бомбардировщиков. Плотным заградительным огнем с кораблей были сбиты и повреждены несколько самолетов. Ценный груз был доставлен в Тобрук.

А уже 9-11 октября «Hermes» участвовал в минно-заградительной операции на подходах к южному побережью Крита. Боевая задача также была успешно выполнена.

 

2 апреля 1943 года на эсминце сменился командир. Йоханссона сменил капитан 2-го ранга Курт Речель (Fregatten-kapitan Kurt Rechel), имевший большой опыт плавания на миноносцах и эсминцах и до этого командовавший эсминцем «Z-29. После прохода Коринфского канала, маршрут эсминца пролегал через Ионическое море вокруг южной оконечности Италии в Тирренское море до Салерно, куда он прибыл 4 апреля.

bc2e5c138deb7f4c3061cbfc3e8d9005.png

В апреле-мае 1943 года он командовал эскадренным миноносцем «Hermes», и за успешное выполнение заданий 8 мая 1943 года был награжден Рыцарским крестом (Ritterkreuz).

 

21 апреля эсминец «Hermes» около 7 часов утра вышел в Pozzuoli, где предполагалось принять в цистерны полный запас топлива. Но в 08.38 с левого борта был обнаружен перископ подводной лодки. Командир приказал сыграть сигнал боевой тревоги и затем резко повернуть в сторону перископа. В течение минуты команда эсминца в бинокли могла наблюдать бурун уходящего под воду перископа субмарины.

В 08.39 положение лодки и пеленг на нее были точно определены и зафиксированы, что позволило начать атаку. Эсминец лег на курс по определенному пеленгу и в 08.43 произвел сброс первой серии глубинных бомб – пять групп по три бомбы в каждой с установкой глубин между 35 и 50 метрами. На скорости 17 узлов, которая позволяла шумопеленгатору работать устойчиво и без помех, эсминец свернул с боевого курса, и вышел на новый галс для повторения атаки. В 08.50 было произведено второе определение места лодки, и уже через 5 минут эсминец вновь оказался над лодкой. Серия бомб была такой же, но глубина срабатывания взрывателей была установлена между 50 и 75 метров. После этого, сбросив за борт дымовой буй, эсминец опять уменьшил скорость до 17 узлов и удалился на 3000 метров от места бомбежки. Здесь командир приказал развернуться и далее двигаться зигзагом. Как позже сообщили плененные члены экипажа субмарины, эсминец разошелся контркурсом с лодкой на расстоянии около 400 метров. При этом подлодка на тихом ходе попыталась резко изменить курс на 25 градусов и оторваться от преследования, рассчитывая, что эсминец не сможет так резко повернуть и поневоле удалится от лодки, потеряв контакт. При увеличении скорости эсминца лодка могла бы также увеличить скорость и увеличить разрыв. Однако капитан 2-го ранга Речель приказал двигаться рывками, уменьшая ход до 17 узлов при включении поисковой аппаратуры. Субмарина была обнаружена поисковым локатором S-Gerat на расстоянии 1500 метров, глубина на подготовленных бомбах была установлена на 90-120 метров.

Когда на лодке поняли, что они вновь обнаружены, и контакт не потерян, экипаж попытался оторваться от преследования, увеличив скорость до 12 узлов и вновь изменив курс. В это время эсминец вновь пошел в атаку, и с него были сброшены с интервалом 10 секунд три группы по три бомбы в каждой. Одновременно с кормы эсминца были сброшены две пары больших глубинных бомб.

Атака не принесли видимых результатов, однако контакт с лодкой не был потерян – она шла прямым курсом и скорость ее определялась акустиками в 3 узла. Эсминец уже готовился к новой атаке, когда вдруг с кормы, с левого борта на расстоянии 3000 метров  команда корабля увидела всплывающую лодку – показалась высоко поднятая носовая часть субмарины. Завернув руль в крайнее положение, «Hermes» резко развернулся в сторону лодки. Капитан Речель приказал открыть огонь из орудий и зенитных автоматов. Около 09.35 эсминец привел лодку прямо по курсу, и теперь она была повернута к нему бортом. Орудия эсминца прекратили огонь, но зенитные 37-мм автоматы продолжали стрелять. Лодка уже получила большую пробоину в корпусе в районе орудия. Примерно в 09.40 на палубе появился экипаж субмарины. Однако она, как об этом сообщил в рапорте Капитан 2-го ранга Речель, продолжала сохранять прежную скорость, идя по циркуляции. Это свидетельствовало о том, что, по крайней мере, машинная команда оставалась еще внутри.

Капитан Речель приказал: «Противокорабельная артиллерия: подводную лодку потопить!» («Seezielartillerie: U-Boot versenken!»). Огонь открыли 120-мм орудия и сразу же было отмечено прямое попадание. Лодка стала быстро погружаться, и в 09.47 скрылась под водой кормой вперед.

«Hermes» пошел к месту потопления – предполагалось подобрать экипаж и некоторые обломки, которые свидетельствовали бы о гибели корабля противника. С борта корабля веревочными концами и со спущенного на воду моторного яла были подобраны 20 английских моряков с потопленной субмарины – ею оказалась британская «Splendid». Вскоре подошел посланный с о. Капри (Capri) итальянский тральщик (R-Boot) «AS-226». Он подобрал еще 10 человек, из которых четверо были тяжело ранены. Всего, вместе с подобранными позже, на борту эсминца оказались 40 британских матросов и 5 офицеров.

Около полудня эсминец «Hermes» ошвартовался у южного мола в Pozzuoli. Часом позже на борт поднялись старщий морской начальник базы в Неаполе (Marina Napoli) Адмирал Пини (Admiral Pini), который поздравил капитана 2-го ранга Речеля и команду эсминца. После коротко обращения к экипажу адмирал вручил Речелю итальянскую награду – серебрянную медаль «За смелость».

После получения топлива эсминец вернулся в Салерно. 23 апреля в адрес командира эсминца прибыла радиограмма-поздравление от командующего объединенными силами на юге (OB-Sud) фельдмаршала Кессельринга (Feldmarschal Kesselring): «За потопление подводной лодки «Splendid» выражаю командиру эсминца и экипажу мою особую личную благодарность».

 

Кстати единственный за всю войну достоверно известный случай победы германского (пусть не собственной постройки, но все же германского) эсминца над подводным противником.

 

25 апреля в 14.10 поступил приказ: «Эсминцу «Hermes» перейти в Салерно, где взять на борт 350 морских пехотинцев для отправки в Тунис. Затем 20-узловым ходом следовать до рандеву с эсминцами дивизии «Pigafetta» и «Pancaldo», которые выйдут из Gaeta. Совершить с ними марш до Trapani. Оттуда 22-узловым ходом следовать к о. Pantelleria и далее в направлении мысов Kap Rass Mustafa и Kap Bon. Прибыть в порт Тунис 26 апреля к 12.00. После выгрузки подразделений вернуться назад к Zambretta, оттуда следовать в Pozzuoli для заправки топливом. О прибытии сообщить. Маяки горят.»

К 17 часам «Hermes» был готов к походу в Тунис. В 17.10 он вышел из гавани. В заданной точке состоялась встреча с итальянскими эсминцами «Antonio Pigafetta» и «Leone Pancaldo», и немецкий корабль присоединился в их строй третьим кораблем. Около 13.45 следующего дня  все три эсминца вышли на рейд La Goulette в Тунисском заливе и стали там на якорь. Сразу же началась высадка солдат. И одновременно к борту эсминца подошли парусник и два моторных лихтера, которые доставили на борт эсминца раненных для эвакуации их в Италию.

В 15.42 все три эсминца снялись с якоря для обратного марша. На борту немецкого корабля находились 173 солдата, включая около сотни легкораненых. Уже в 17.07 отряд был обнаружен воздушным разведчиком. В 17.52, когда эсминцы вышли из полосы плотного тумана на чистую воду, они были атакованы 10 самолетами «Hawker» и «Hurricane». Атака была организована весьма умело. Один самолет появился в видимости кораблей с правого борта, а остальные атаковали с левого борта, со стороны солнца, подлетая на высоте не более 600 метров. Корабли немедленно открыли зенитный огонь из всех зениток, а итальянские эсминцы даже из орудий главного калибра. Истребителям-бомбардировщикам (Jabos) пришлось свернуть с курса, и все сброшенные бомбы легли неточно. Только одна из них разорвалась в 50 метрах в кильватерной струе эсминца «Hermes». Через пять минут самолеты прекратили атаку и улетели. Марш кораблей продолжился. Рано утром 28 апреля эсминец «Hermes» вошел в гавань в Pozzuoli и ошвартовался у пристани. Переправив на берег всех раненых, эсминец дозаправился топливом и перешел в Salerno.

 

Последний поход Гермеса

 

Вечером 28 апреля  командир эсминца  Речель сообщил командованию, что из-за необходимости ремонта котла до 30 апреля корабль не сможет сохранить боевую готовность. Но в первой половине дня 29 апреля на эсминец доставили сообщение: «Из-за сложной обстановки необходимо совершить еще один поход. Ремонт котла можно будет произвести после возвращения. Немецкое морское командование в Италии». Узнав подробности, капитан 2-го ранга Речель приказал быстро произвести временный ремонт котла, с тем, чтобы корабль смог выйти в море и доставить в Тунис еще одно войсковое подразделение из состава полка генерала Геринга (regiments General Goring).

О том, как проходил этот поход можно узнать из позднего рапорта капитана 2-го ранга Речеля в штаб флотилии эсминцев:

«29 апреля во второй половине дня взяли на борт в Salerno 213 солдат и офицеров. В 18.45 согласно приказу прибыли в Pozzuolli. Там корабль соединился с итальянским эсминцем «Leone Pancaldo» и под флагом его командира вышли в Тунис. Марш проходил без происшествий и по графику до 10.12 следующего дня, когда корабли были атакованы 37 истребителями-бомбардировщиками (Jabos) противника. После бомбежки на пикировании, они затем произвели короткую штурмовку – обстрел из пулеметов. Несколько человек были ранены, в их числе – старший помощник (LI). Грот-мачта перебита на половине высоты, позднее верхнюю половину опустили вниз.

11.25. Второе нападение 18 двухмоторных бомбардировщиков, сопровождавшихся примерно 15 истребителями. Атака произведена с высоты около 2000 метров.

11.36. Повторная атака соединения 12 бомбардировщиками. Во время этой атаки «Pancaldo» получил пробоину в борту из-за прямого попадания бомбы. В 2-3 милях от мыса Kap Bon эсминец сильно сбавил скорость. Когда наш корабль обходил его, можно было видеть, что в воде плавают много солдат.

12.10. Третье нападение 18 истребителей-бомбардировщиков (Jagdbombern). Обстреляны, никаких повреждений.

12.24. Четвертое нападение 30 истребителей-бомбардировщиков (Jagdbombern). Несколько разрывов бомб вблизи от бортов эсминца. Доложено о нарушениях в работе машины правого борта. Выведено из строя рулевое управление.

12.50. Пятое и, как оказалось, последнее нападение 16 истребителей-бомбардировщиков (Jagdbombern). Снова несколько разрывов бомб недалеко от бортов. Нарушения в работе обеих машин.

Так как я каждое мгновение ожидаю нового нападения, а механизмы довольно сильно повреждены, приказываю направить корабль к виднеющемуся на востоке побережью.

13.15. Обе машины из-за отказа масляных насосов, и вызванного этим перегрева подшипников валов, вышли из строя. Корабль теряет ход. Предварительно приказываю подобрать с воды людей на спасательные плоты. Набирается около 60 человек.

Около 15 часов. Подходит госпитальное судно «Aquileia». Шлюпки с него подбирают людей со спасательных плотов, а также забирают семь раненных матросов с эсминца.

15.55. Три парусно-моторных судна рядом с «Hermes». С двух из них приняты буксирные концы. Медленно приближаемся к берегу. Около 16.20 подходит буксир «Carthago» и корабль охраны гавани «Hermes». «Carthago» передает нам на носовую часть буксир, и примерно в 17.55 корпус эсминца касается грунта совсем рядом с берегом. Мы закрепляемся на месте якорями и начинаем переправлять на берег оставшихся солдат, примерно 150 человек с вооружением и снабжением. Моторно-парусные суда доставят их в La Goulette.»

Так описывает капитан 2-го ранга Речель последний поход эсминца. Он рассчитывал позже отбуксировать эсминец в La Goulette, но метеорологическая обстановка – ветер около 8 баллов - не позволяла сделать это в течение 1 мая. Следовало ожидать налета бомбардировщиков на якорную стоянку, что и произошло – 15 истребителей-бомбардировщиков (Jagdbombern) атаковали корабль 1 мая, еще три атаки имели место в течение 2 мая – с 11 часов дня до вечерних сумерек.

Примерно в 20.30 к эсминцу подошел буксир «Carthago», и «Hermes» наконец снялся с якоря. «Carthago», с его 600 силами, буксировал эсминец со скоростью не более 3 узлов. Поэтому только около 01.30 эсминец смог стать на якорь на восточной части рейда La Goulette. Никто из находящихся на борту эсминца не рассчитывал уже вернуться в Европу на своем тяжело поврежденном корабле. Итальянский «Leone Pancaldo» не пережил этого похода. «Hermes» в тяжелых боях сбил не менее восьми истребителей-бомбардировщиков, а также одного бомбардировщика «Manchester». Следует отметить, что зенитная артиллерия эсминца хорошо показала себя во всех, даже самых трудных обстоятельствах. Впоследствии один из начальников противовоздушной обороны Туниса сообщил, что в атаках на «Hermes», «Leone Pancaldo» и шедший после них в Тунис «Lampo» участвовали приблизительно 800 (!) самолетов противника. «Leone Pancaldo» и «Lampo» были потоплены в результате бомбовых попаданий. «Hermes» сумел увернуться от всех бомб, сброшенных на него, но, тем не менее, из-за близких разрывов, получил настолько серьезные повреждения, что, в конце концов, лишился управления и хода.

7 мая капитан 2-го ранга Речель получил приказ затопить «Hermes». Примерно в 08.10 он сообщил об этом экипажу. В 08.32 прозвучал первый взрыв в носовой части, затем была взорвана средняя часть, а потом корма. Первоначально эсминец стал медленно погружаться на ровном киле, но примерно в 09.10 он лег на правый борт, а в 09.25 перевернулся и лег бортом на дно. Своим корпусом корабль, примерно на метр, выступавший из воды, перегородил вход в порт по всей ширине. После этого Речель сообщил немецкому морскому командованию в Италии и в Главный морской штаб: «Согласно приказу затопил эсминец «Hermes»!»

Капитан 2-го ранга Речель заканчивает свои воспоминания: «Так окончилась карьера эсминца «Hermes». Все мои мысли остаются с моим верным экипажем, главным образом, с теми сто двадцатью из него, которые должны были остаться в Тунисе».

Для немецкого флота эсминец «Hermes» интересен еще и тем, что оба офицера, командовавшие им во время войны, стали кавалерами Рыцарского креста (Ritterkreuz).

Капитан 1-го ранга Йоханссон был награжден им 7 декабря 1942 года, когда он уже командовал эсминцем «Hermes». Правда, он был удостоен этой награды, как указывалось в наградном листе, за заслуги в период командования эсминцем «Erich Steinbrinck» – с июня 1938-го по январь 1942 года.

Капитан 2-го ранга Курт Речель (Fregatten-kapitan Kurt Rechel) был представлен к награждению крестом 8 мая 1943 года – на следующий день после гибели эсминца «Hermes».

 

Эсминец ZG 3 Hermes

 

 

Список источников и используемой литературы

wunderwaffe.narod.ru

briz-spb.narod.ru

 "Torpedoboote und Zerstorer im Einsatz 1939-1945"

snipview.com

ru.wikipedia.org

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Эсминец ZG 3 Hermes.png

Изменено пользователем Olvide
  • Плюс 11

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
211 публикация
2 679 боёв

 

Olvide, балуете Вы нас информацией)

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
139 публикаций
5 144 боя

Olvide, балуете Вы нас информацией)

 

Блин, три дня назад связки растянул в области голеностопа, во время занятий. Теперь сижу дома, еще минимум недельку (((. 
Изменено пользователем Olvide

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
130
Produm
432 публикации
1 007 боёв
Olvide, спасибо! Было время на обеде. Прочитал всё и посмотрел. Очень интересно. + вам, однозначно. :honoring:
11:38 Добавлено спустя 1 минуту

 

Блин, три дня назад связки растянул в области голеностопа, во время занятий. Теперь сижу дома, еще минимум недельку (((. 

 

Лечитесь скорее. Хотя у нас такая погода что лучше бы дома сидеть. 

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
19
[RN] Klaus1
128 публикаций
2 534 боя

Занимательное чтение +

 

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
30 публикаций
6 596 боёв

Спасибо, не только познавательно, но и интересно :)!

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Эту страницу никто не просматривает.

×