Перейти к содержимому
Для публикации в этом разделе необходимо провести 50 боёв.
Aunt_Tom

Специалисты (warrant officers) британского флота XVIII века

В этой теме 19 комментариев

Рекомендуемые комментарии

Вики-гвардеец, Альфа-тестер, Коллекционер
2 021 публикация
4 810 боёв

Эта категория офицеров британского флота конца XVII – начала XIX века включала в себя специалистов, весьма значительно разнящихся между собой как по положению во флотской иерархии, так и по выполняемым функциям. Общим для них было то, что они получали патент (warrant) на право занятия должности не от адмиралтейства (как королевские офицеры), а от флотской коллегии (Navy Board). Каждый из них руководил соответствующим подразделением, или службой.

 

По своему положению их можно разделить на следующие группы:

 

1. Зауряд-офицеры (wardroom warrant officers):

 

- Штурман (Master);

- Хирург, или лекарь (Surgeon);

- Казначей, или комиссар (Purser);

- Капеллан (Chaplain).

 

Эти офицеры приравнивались к «джентльменам» (commissioned officers) и питались в офицерской кают-компании (wardroom). Впоследствии, во второй половине XIX века, они стали полноправными офицерами.

 

Штурман для получения своего патента сдавал экзамен в Тринити-Хауз – британской лоцманской и лоцмейстерской корпорации. Существовало несколько путей для занятия этой должности. Один из них – продвижение по службе из нижних чинов, учась искусству судовождения на должностях квартирмейстера и подштурмана. Второй – из тех мичманов, которые потеряли надежду на лейтенантский патент или предпочитали синицу в руках журавлю в небе. Третий путь – из капитанов или помощников торгового флота. Штурман отвечал за судовождение и навигационные инструменты, размещение и укладку балласта, груза и снабжения (т.е. посадку судна), надзирал - посредством подчиненных ему старших рулевых (квартирмейстеров) – за состоянием провизии, парусов, якорей и т.п. Положение его в судовой иерархии было достаточно двусмысленное. С одной стороны, в командной лестнице он шел за младшим из лейтенантов. Это означало, что при выходе из строя капитана, командование судном передавалось первому лейтенанту, затем второму, …., и только по выходе из строя всех линейных офицеров он принимал командование судном. С другой стороны, выполняемая им функция была очень важна, что отражалось, например, в его жилищных условиях (каюта штурмана была такой же, как у первого лейтенанта). Также получаемое им денежное довольствие на большинстве судов было больше, чем у лейтенантов, и только на фрегатах 6 ранга меньше (данные на вторую половину 18 – начало 19 столетий).

 

Хирург, казначей и капеллан относились к т.н. «цивильным» офицерам, так как их профессии не имели прямого отношения к морской службе.

 

Хирурги, как правило, не имели медицинского образования и изучали свое ремесло посредством ученичества. Они получали патент после сдачи устного экзамена в коллегии по делам больных и раненых (The Sick and Hurt Board).

 

Казначей назначался флотской коллегией из числа тех, кто прослужил капитанским клерком не менее года или в секретариате флаг-офицера не менее полутора лет. Но это положение часто нарушалось, и казначеи назначались по протекции. Казначей заведовал денежным, вещевым и провиантским довольствием. В связи с тем, что ему доверялись значительные ценности, он должен был внести солидный залог перед получением патента. Это несколько напоминало систему покупки офицерских патентов в британской армии (патент же флотского офицера не мог быть приобретен за деньги). Оклады казначеев были довольно низки, на уровне боцмана, но они имели право на получение прибыли от экономии при закупках (фиксированная цена, выделяемая адмиралтейством vs фактическая цена закупки), в связи с чем обычно подозревались экипажами в мошенничестве, зачастую справедливо. Хотя случались порой и банкротства казначеев, но в основном это был прибыльный бизнес.

 

Капеллан назначался соответствующим церковным учреждением с получением патента от флотской коллегии. До конца 18 века капеллан получал небольшой оклад, на уровне матроса 1 статьи, и его статус зауряд-офицера был сомнителен. Среди священнослужителей находилось немного желающих на эту должность, поэтому немногие (в основном корабли старших рангов) суда имели их на борту. Но к 1790-м годам их денежное довольствие было увеличено, и положение в качестве зауряд-офицеров упрочено.

 

2. Кондукто́ры (standing warrant officers):

 

- Боцман (Boatswain);

- Тиммерман (Carpenter);

- Констапель (Gunner).

 

Эта группа наиболее полно соответствует понятию «уорент-офицер» в современных вооруженных силах англо-саксов, институту прапорщиков-мичманов российских ВС и званию «кондукто́р» в русском флоте 19-го – начала 20 столетия. Кондукто́ры находились на борту постоянно, в том числе и в период вывода судна на отстой, когда весь экипаж от капитана до последнего юнги списывался на берег или переводился на другое судно. Именно им чаще всего разрешалось брать своих жён в море. Обязательным условием для кондукто́ров (впрочем, как и для всех специалистов) была определенная грамотность – умение читать, писать и знание арифметики.

 

 

Боцман был старшим из кондукто́ров (как и в русском флоте). Обычно он происходил из нижних чинов, и его назначение не сопровождалось сдачей специального экзамена, а происходило по представлению капитана или флаг-офицера. В его обязанности входил уход за такелажем, парусами, получение и содержание тросов, парусов и прочего подшкиперского имущества, составление отчетов о сохранности и движении этого имущества, крепление палубного и трюмного имущества, работа с якорями, шлюпками и т.п. Для выполнения этих работ ему подчинялись парусный мастер (sailmaker) и канатный мастер (ropemaker). Другой его обязанностью, более известной среди широкой публики, было поддержание дисциплины среди нижних чинов и организация палубных работ, в чем ему помогали его непосредственные помощники – боцманматы.

 

Тиммерман, в отличие от боцмана, проходил предварительную подготовку на берегу учеником у корабелов на королевских или частных верфях, а также должен был прослужить на борту не менее полугода в должности помощника тиммермана. После этого, предъявив сертификат об ученичестве и характеристику с судна о «добронравном поведении», он мог претендовать на получение патента от флотской коллегии. Главной ответственностью тиммермана был корпус судна. Под его началом находилась довольно большая команда, до десяти человек на большом корабле, которая осуществляла регулярную инспекцию, уход и ремонт корпуса, мачт, стеньг и реев, также осуществляла обыденные плотницкие работы. Как и у боцмана, в его ведении находилось имущество, за которое он нес материальную и дисциплинарную ответственность.

 

Констапель отвечал за материальную часть орудий и принадлежностей к ним, включая лафеты, ядра, бомбы, пороховые погреба, etc. Для получения патента он должен был сдать экзамен в коллегии артиллерийского и технического снабжения (Ordnance Board), что зачастую на практике нарушалось. В середине 17 века его положение в судовой иерархии было довольно высоким, он был вхож в офицерскую кают-компанию. Но с Реставрацией его положение постепенно изменилось до кондукто́рского. В его подчинении находилась довольно большая команда, состоявшая из одного или двух помощников констапеля, оружейного мастера (Armourer) и плутонговых (quarter gunners) - матросов, выделенных для повседневного ухода за орудиями (один человек на каждые четыре орудия). Во время стрельб к ним присоединялись подносчики зарядов – в основном юнги (т.н. «пороховые обезьянки») и ландмены (матросы без класса). В отличие от русского флота тех времён, где и уход за орудиями, и их боевое использование осуществлялось артиллерийскими офицерами, констапель не руководил стрельбой, а только обеспечивал её. Самой стрельбой руководили флотские лейтенанты, обычно один лейтенант на половину орудий каждого дека.

 

По своему положению в судовой иерархии к кондукто́рам примыкали:

- подштурмана (Master’s mates) и

- помощники хирурга (Surgeon’s mates).

Они, не будучи держателями патента флотской коллегии, тем не менее были довольно квалифицированными специалистами в своем деле и являлись кандидатами в зауряд-офицеры, что обеспечивало им более высокое положение по сравнению с остальными унтер-офицерами.

 

 

3. Старшие унтер-офицеры (lower grade warrant officers):

 

- Кок (Cook);

- Парусный мастер (Sailmaker);

- Канатный мастер (Ropemaker);

- Профос (Master-at-Arms);

- Оружейный мастер (Armourer);

- Конопатчик (Caulker);

- Бондарь (Cooper);

- Преподаватель (Schoolmaster).

 

Специалисты этой группы не обладали привилегией иметь собственную, пусть небольшую, каюту, и размещались на деках вместе с нижними чинами.

Единственным (но существенным) отличием их от остальных унтер-офицеров (petty officers), таких, как старшие марсовые (captains of the top), старшие рулевые (quartermasters), командиры орудий (captains of the gun), старшины шлюпок (coxwains) и прочие, было то, что они не могли быть разжалованы капитаном. Их денежное довольствие также было несколько выше.

 

 

 

Кок назначался флотской коллегией, как правило, из числа матросов, не пригодных вследствие увечья к несению прежней службы, но которых капитаны не хотели выбрасывать на берег по каким-либо причинам (например, проявленное мужество в прошлом). Он занимался приготовлением пищи для экипажа, руководя выделенными ему помощниками и юнгами. Капитан и офицерская кают-компания имели собственных коков (подчинялись ли они коку – держателю патента, мне пока не известно). Кок подчинялся первому лейтенанту.

 

Парусный и канатный мастера подчинялись боцману и выполняли работу, прямо соответствующую названию их должности. В зависимости от размеров судна

количество подчинявшихся им людей варьировалось от одного до нескольких человек.

 

Профос являлся судовым полицейским и пожарным инспектором, говоря современным языком. Одной из его обязанностей было следить за тем, чтобы свечи и огонь на камбузе были потушены в положенное время. Наряду с боцманматами он следил за порядком на палубах. В его подчинении находились судовые капралы (ship’s corporals) – один или два. Также он занимался обучением нижних чинов обращению с ручным (холодным и огнестрельным) оружием. Профос находился в непосредственном подчинении первого лейтенанта.

 

Оружейный мастер отвечал за состояние и ремонт личного оружия, подчинялся констапелю.

 

Конопатчик и бондарь подчинялись тиммерману, имели в своем подчинении команды, зависящие от размеров судна. Конопатчик занимался водонепроницаемостью корпуса, а бондарь – бочкотарой и дельными вещами.

 

Преподаватель сдавал экзамен в Трините-Хаузе на знание навигации и математики. Он не только обучал этим дисциплинам мичманов, но и зачастую учил их читать и писать. Первоначально его зарплата складывалась из отчислений с мичманов, затем к ним добавилась ставка матроса 1 статьи, в начале 19 века она стала самой высокой из всех унтер-офицеров.

 

 

Литература:

Brian Lavery "Nelson's Navy"

N.A.M. Rodger "The Command of the Ocean"

John Masefield "Sea Life in Nelson's Time"

 

 

Автор статьи - уважаемый Ancient_Skipper

Ссылки на оригинал:

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Старший альфа-тестер
200 публикаций
2 750 боёв

Просмотр сообщенияAunt_Tom (18 Сен 2013 - 12:06) писал:

Эта категория офицеров британского флота конца XVII – начала XIX века включала в себя специалистов, весьма значительно разнящихся между собой как по положению во флотской иерархии, так и по выполняемым функциям. Общим для них было то, что они получали патент (warrant) на право занятия должности не от адмиралтейства (как королевские офицеры), а от флотской коллегии (Navy Board). Каждый из них руководил соответствующим подразделением, или службой.

Хирурги, как правило, не имели медицинского образования и изучали свое ремесло посредством ученичества. Они получали патент после сдачи устного экзамена в коллегии по делам больных и раненых (The Sick and Hurt Board).
Хирурги вплоть до 19 века не имели образования, или же со временем было принято решение о комплектации кораблей врачами?

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Старший альфа-тестер
686 публикаций
34 боя

познавательно.всегда раньше думал что  плотник (Тиммерман) был офицером. наверное из за "Корсаров"

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Вики-гвардеец, Альфа-тестер, Коллекционер
2 021 публикация
4 810 боёв

Просмотр сообщенияDoktar (18 Сен 2013 - 12:59) писал:

Хирурги вплоть до 19 века не имели образования, или же со временем было принято решение о комплектации кораблей врачами?
Я плотно вопрос не исследовал, но судя по статьям в интернете (и по восторгам Джека Обри "Ух ты, с нами пойдет не флотский костоправ, а настоящий доктор!") вплоть до конца "эпохи парусов" от корабельного хирурга никто не требовал наличия докторского диплома. Человек с дипломом доктора медицины на корабле мог оказаться только волей случая, ибо его потенциальный заработок на берегу значительно превышал скромное жалование корабельного хирурга.

Тем не менее, хирурги были достаточно образованными людьми. Корабельный устав требовал точного ведения "Врачебного журнала", в который записывалось все, имевшее хоть какое-то отношение к медицине, от погоды до встреченных редких животных (не говоря уж о диагнозах и лечении). Сейчас эти журналы -- прекрасный источник информации о жизни на кораблях в 18-19 веках. Вот, можете полистать: http://www.nationala.../surgeonsatsea/

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Бета-тестер
165 публикаций
13 боёв

Ещё ещё ещё!  :ohmy:  :eyesup:  :honoring:  :playing:

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Участник
99 публикаций

Просмотр сообщенияVi69 (18 Сен 2013 - 14:12) писал:

Ещё ещё ещё!  :ohmy:  :eyesup:  :honoring:  :playing:
Ну может хватит набивать посты флудом!

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Старший альфа-тестер
3 114 публикации
135 боёв

Прекрасная статья. Про офицеров на корабле уже была, или я пропустил?

Также вопрос, как была организована артиллерийская стрельба в тот период. Немножко непонятен пассаж про командование полудекой орудий - каждая из полудек получала свое целеуказание и вела огонь самостоятельно?

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Вики-гвардеец, Альфа-тестер, Коллекционер
2 021 публикация
4 810 боёв

Просмотр сообщенияDarkSkalD (18 Сен 2013 - 15:26) писал:

Прекрасная статья. Про офицеров на корабле уже была, или я пропустил?
Не было. И не будет - автор про офицеров не писал ничего. Есть еще краткий обзор унтер-офицерских должностей.

Цитата

Также вопрос, как была организована артиллерийская стрельба в тот период. Немножко непонятен пассаж про командование полудекой орудий - каждая из полудек получала свое целеуказание и вела огонь самостоятельно?
Правильнее всего, я полагаю, спросить Сергея Махова.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Старший альфа-тестер
3 114 публикации
135 боёв

Просмотр сообщенияAunt_Tom (18 Сен 2013 - 15:43) писал:

Правильнее всего, я полагаю, спросить Сергея Махова.
Может дернуть его в этот тред? Тема-то любопытная.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Вики-гвардеец, Альфа-тестер, Коллекционер
2 021 публикация
4 810 боёв

Просмотр сообщенияblackcoldsun (18 Сен 2013 - 17:28) писал:

материал-автору зачет! давай еще, в том же духе!
По ссылкам пройдите. Я -- не автор.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Участник, Коллекционер, Коллекционер-испытатель
325 публикаций
7 085 боёв

Насчёт корабельного доктора.

Наличие доктора на корабле требовалось королевскими указами или приказами адмиралтейств (в зависимости от страны).

Но доктора и на суше могли хорошо заработать и мало кто стремился в море. И поэтому к строгим указам выпускались дополнения и разъяснения "что в виду нехватки кадров дозволяется на место доктора брать ученика лекаря, фельдшера и т.д."

Поэтому квалификация людей плававших на должности судового лекаря очень варьировалась в зависимости от корабля.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Вики-гвардеец, Альфа-тестер, Коллекционер
2 021 публикация
4 810 боёв

Просмотр сообщенияTorbinsan (19 Сен 2013 - 17:42) писал:

Насчёт корабельного доктора.Наличие доктора на корабле требовалось королевскими указами или приказами адмиралтейств (в зависимости от страны).Но доктора и на суше могли хорошо заработать и мало кто стремился в море. И поэтому к строгим указам выпускались дополнения и разъяснения "что в виду нехватки кадров дозволяется на место доктора брать ученика лекаря, фельдшера и т.д."Поэтому квалификация людей плававших на должности судового лекаря очень варьировалась в зависимости от корабля.
Вы стартовый пост или невнимательно прочитали, или не осознали.

Смысл поста в том, что Адмиралтейство установило минимальный объем знаний соответствующих специалистов. И с помощью экзаменов убеждалось в наличии этих знаний.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Участник, Коллекционер, Коллекционер-испытатель
325 публикаций
7 085 боёв

Просмотр сообщенияAunt_Tom (19 Сен 2013 - 18:10) писал:

Вы стартовый пост или невнимательно прочитали, или не осознали.

Смысл поста в том, что Адмиралтейство установило минимальный объем знаний соответствующих специалистов. И с помощью экзаменов убеждалось в наличии этих знаний.
А по моему мой пост не противоречит всему выше сказанному. Судовой лекарь не всегда, и зачастую не имел диплома врача.
Но попадались и с таковыми.
И если вы говорите о уорант-офицерах британского флота, то я подразумевал судовых лекарей в целом.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Вики-гвардеец, Альфа-тестер, Коллекционер
2 021 публикация
4 810 боёв
На эту тему можно говорить очень долго
Так не молчите :) Есть что сказать?

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Старший альфа-тестер
316 публикаций
289 боёв

Интересно, спасибо. Прочитав про кока, извините, не удержался, вспомнил анекдот про однорукого повара. А в России всё было также или отличалось? Простите мне моё невежество.

 

 

Просмотр сообщенияDarkSkalD (18 Сен 2013 - 17:17) писал:

Может дернуть его в этот тред? Тема-то любопытная.
Правда, ветераны форума позовите. По фильмам, не историческим, всегда веселило, как капитан кричит "огонь" и на гондеке его слышат

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Эту страницу никто не просматривает.

×