Перейти к содержимому
Для публикации в этом разделе необходимо провести 50 боёв.
MBA116

D4Y «Suisei» - многоцелевой палубный самолет

В этой теме 34 комментария

Рекомендуемые комментарии

Альфа-тестер
414 публикации

   Приветствую Вас форумчане!   

Изображение

Утром 24 октября 1944 г. над американской эскадрой показался одинокий одномоторный самолет. Кометой спикировав сквозь разрывы зенитных снарядов, он одной единственной 250-кг бомбой накрыл авианосец «Принсетон». Последовал пожар, а потом, в момент эвакуации экипажа - мощный взрыв, тяжело повредивший находившийся рядом крейсер «Бирмингем». Погибло 229 человек, 420 было тяжело ранено. Самолетом, нанесшим этот тяжелый удар американскому флоту был пикирующий бомбардировщик D4Y «Suisei».
I. Разработка

  • Еще в то время, когда D3A1 проходил испытания, императорский флот начал подыскивать ему потенциальную замену. В 1936 г. группа специалистов фирмы «Аичи» и 1-го морского авиационно-технического арсенала под руководством инженера Macao Ямана (будущего конструктора «Суисея») посетили предприятие Хейнкеля в Ростоке, где их внимание привлек новый пикирующий бомбардировщик Не-118 – небольшой остроносый моноплан с убирающимся шасси, более похожий на истребитель.
  • К тому времени в конкурсе перспективных пикировщиков для Люфтваффе уже определился победитель – «Юнкерс» Ju 87, поэтому никаких препятствий к продаже Не- 118 за рубеж не существовало. В итоге, в начале 1937 года посетившие Германию представители императорского военно-морского флота Японии купили лицензию на производство самолета «Хейнкель» Не-118, который японцы планировали приспособить для действий с авианосцев. Вместе с лицензией был приобретен опытный Не-118 V4. Он был доставлен в Японию, переименован в DXHel и в 1938 подвергнут испытаниям. Немецкая машина оказалась слишком тяжелой для палубного самолета, к тому же во время одного из полетов она разрушилась в воздухе, поэтому от планов ее серийного производства отказались. Но характеристики Не-118 произвели на Кайгун Коку Хомбу большое впечатление, и на их основании в конце 1938 года была разработана спецификация 13-Си на двухместный пикирующий бомбардировщик обладающий максимальной скоростью 518 км/ч. крейсерской 420 км/ч, дальностью полета 1480 км с бомбой массой 250 кг и 2200 км - без бомбовой нагрузки. Специально оговаривалось, что новый самолет должен допускать возможность эксплуатации на малых авианосцах и иметь размеры меньшие, чем Не-118.
    Spoiler
    Не-118
    Изображение Изображение

  • Конкурса на создание нового палубного пикировщика не объявлялось - задание было поручено 1-му авиационному арсеналу ВМФ в Йокосуке. Под руководством главного инженера Macao Ямана конструкторы арсенала спроектировали один из самых эстетичных одномоторных бомбардировщиков второй мировой войны. Получившийся D4Y1 мало напоминал своего прародителя Не-118 - общим осталось только использование 12-цилиндрового двигателя жидкостного охлаждения Айчи «Ацута», который представлял собой лицензионный вариант Даймлер-Бенца DB 601 А, стоявшего на немецкой машине. Самолет имел размах крыла 11,5 м. Несмотря на небольшие размеры, D4Y1 нес столько же топлива, что и больший по размерам D3A1, и имел бомбоотсек на 500-кг бомб (именно такой калибр бомбы обеспечивал, по расчетам, надежное поражение перспективных британских авианосцев типа «Илластриес» с бронированной палубой). Кроме «пятисотки» внутри фюзеляжа, могло включать еще и пару 30-кг либо 60-кг бомб на подкрыльевых подвесках. Это был существенный шаг вперед по сравнению с D3A1, ведь "Вэл" штатно нес лишь одну 250-кг бомбу, а полутонную мог поднять только при неполной заправке. Для использования в качестве пикировщика самолет имел три тормозных щитка с электроприводом. Они стояли прямо перед закрылками. Топливная система включала пять непротектированных баков емкостью 1070 л - один под сиденьем пилота и четыре между лонжеронами крыла. Размах его крыла был даже меньше, чем у истребителя А6М2 «Зеро», что позволяло обойтись без механизма складывания консолей, тем самым сэкономив вес. Под крылом можно было подвесить два 330-л топливных бака. За двигателем находился 73-л маслобак. Электрическое управление имели также стойки шасси. Вооружение D4Y1 осталось таким же, как у D3A1: два синхронизированных 7,7-мм пулемета Тип 97 и один подвижный 7,92-мм пулемет Тип I в задней части кабины. В качестве силовой установки планировалось использовать 12-цилиндровый двигатель жидкостного охлаждения Аичи Ацута 12 мощностью 1175 л.с., который представлял собой лицензионный вариант двигателя Даймлер-Венц DB 601А.
  • Разработка D4Y1 продвигалась медленно - небольшому конструкторскому бюро из Йокосуки было тяжело справиться с большим количеством технических новшеств, использованных на самолете. Так как двигатель Айчи «Ацута» не был еще готов, к моменту постройки первого прототипа, на него пришлось установить приобретенный в Германии 960-сильный двигатель Даймлер-Беснц DB 600G.
  • Первый прототип «Суисея» был закончен в ноябре 1940 г., а в следующем месяце он впервые поднялся в воздух. Перспективы новой машины оценивались настолько высоко, что еще в сентябре было отдано распоряжение прекратить выпуск самолетов D3A1, рассчитывая на скорое внедрение в производство «Суисея». Но «узким местом» оказался выпуск двигателей. В течение всего 1941 года «Аичи» сдала военной приемке лишь 22 мотора «Ацута 21», а полноценный серийный выпуск начался только в мае 1942-го, когда за месяц было сдано 15 моторов. К концу 1942г. темп выпуска достиг 30 единиц в месяц, а в общей сложности к сентябрю 1944 г. было собрано 835 таких двигателей. В результате производство морально устаревших D3A1 пришлось продолжить: в мае-июле 1942 г. фирма «Аичи» сделала 70 «валов», а с августа запустила в серию усовершенствованную модификацию D3A2.
II. Разведчики

  • Серийное производство D4Y1 готовилось на заводе фирмы «Аичи». Однако в ходе испытаний прототипов вскрылся ряд неприятных моментов. С одной стороны, самолет отличался высокими летными характеристиками и хорошей управляемостью в горизонтальном полете. Но при пикировании возникал флаттер крыла, что вело к появлению трещин в лонжероне. Конструкторы взялись за устранение недостатков, а тем временем уже начатые самолеты решили доделать в варианте палубного разведчика, от которого возможность пикировать не требуется.
  • Первыми разведчиками стали третий и четвертый прототипы, прошедшие соответствующее переоборудование весной 1942 г. Они, наконец, получили штатные двигатели «Ацута 21». В бомбоотсеке установили дополнительный топливный бак, а подкрыльевые замки усилили для подвески двух 330-литровых ПТБ. Штатное стрелковое вооружение было сохранено, фотоаппаратура не устанавливалась. Разведчик продемонстрировал отличные летные данные – максимальная скорость достигала 546 км/ч, то есть, больше, чем у новейшего истребителя А6МЗ.
  • Два прототипа разведывательной модификации направили для проведения войсковых испытаний на авианосец «Сорю», принявший участие в знаменитой битве у Мидуэя. Собственно, боевые вылеты осуществлял лишь один из них - самолет с бортовым номером BI-201. 4 июня экипаж в составе лейтенанта Масатада Иида и матроса Исаму Кондо обнаружил в 120 милях от Мидуэя американское авианосное соединение. Была отправлена соответствующая радиограмма, но на японских кораблях ее почему-то не получили. Вернувшись к своему авианосцу, экипаж разведчика обнаружил, что его полетная палуба тяжело повреждена американскими бомбами. Поэтому он совершил посадку на авианосец «Хирю».
  • После дозаправки «Суисей» отправился во второй разведполет, завершившийся вынужденным приводнением, поскольку моменту возвращения «Суисея» «Хирю» тоже подвергся бомбардировке и был охвачен пламенем.
  • Несмотря на столь скромный боевой опыт, японцы решили, что D4Y1 показал выдающиеся характеристики. Его радиус действия существенно превышал аналогичный показатель самолета «Накадзима» B5N2, ранее применявшегося в качестве палубного разведчика. Поэтому 6 июля 1942 г. было принято решение о принятии на вооружение «палубного самолета-разведчика морской тип 2 модель 11», или же D4Y1-C. В отличие от прототипов, серийные разведчики получили фотооборудование - камеру К-8 с 250-мм либо 500-мм объективом.
  • Общее впечатление от первого серийного варианта «Суисея» было позитивным. Пилоты любили его за легкость в управлении и высокие летно-технические характеристики. Среди недостатков отмечались отсутствие бронезащиты и протектирования бензобаков, но это было «ахиллесовой пятой» практически всех японских самолетов того периода. Техперсонал жаловался на проблемы с обслуживанием моторов «Ацута 21», но это скорее объяснялось отсутствием опыта эксплуатации двигателей жидкостного охлаждения, нежели недостатками самого мотора.
III. Бомбардировщики

  • Пока на фирме «Аичи» разворачивалось производство разведывательных самолетов, конструкторы 1-го морского арсенала продолжали работать над самолетом для пикирования. Прежде всего, была усилена конструкция крыла, а также усовершенствованы аэродинамические тормоза. В таком виде в марте 1943 г. самолет был принят на вооружение под обозначением «морской бомбардировщик «Суисей» модель 11, или D4Y1. В июне начался серийный выпуск, а к маю 1944 г. Фирма «Аичи» построила в общей сложности 666 (по другим данным - 705) самолетов D4Y1 и D4Y1-C.
  • С июля 1943г. перевооружение на пикировщики происходило только в частях берегового базирования.  В начале 1944 г. «Сусеи» появились и на палубах авианосцев. В частности, новые машины получил 601-й кокутай, приписанный к кораблям 1 –й авианосной эскадры (Тайхо», «Секаку», «Дзуйкаку»). В его состав входило три хикотая (авиаполка), каждый из которых по штату включал 27 D4Y1 и три разведчика D4Y1-C (в общей сложности - 90 машин). Реально же к началу Марианской эпопеи кокутай имел 70 «суисеев» (в том числе около 20 разведчиков) и девять D3A2. Еще меньше «суисеев» - всего 11 (наряду с 29-ю D3A2) – получил 653-й кокутай, сформированный в марте 1944-го для 2-й авианосной эскадры («Дзюньо», «Хийо» и «Рюйдзё»). В 652-м кокутае «суисеев» вообще не было, поскольку 3-я эскадра авианосцев («Читосе», «Чийода» и «Дзуйхо»), к которой его приписали, состояла из кораблей с небольшими взлетными палубами, не пригодными для базирования новых пикировщиков.
  • В июне 1944 г. все три эскадры вступили в битву за Марианские острова. В этом сражении участвовали практически все боеспособные силы японской палубной авиации. На объединенном авианосном соединении под командованием вице-адмирала Одзавы находилось 436 самолетов, в том числе 73 «суисея» - 57 бомбардировщиков и 16 разведчиков. Кроме того, в состав базировавшегося на островных аэродромах 61 -го воздушного флота входили два кокутая с самолетами данного типа - 523-й бомбардировочный (40 D4Y1) и 121-й разведывательный (10 D4Y1-C).
  • Битва началась 11 июня 1944 г. сильными ударами американской палубной авиации по объектам японской береговой обороны. 15 июня началась высадка десантов. В тот же день японцы выслали против американских авианосцев несколько смешанных ударных авиагрупп, в состав которых входили шесть «суисеев».
  • 18 июня в боевые действия включились японские авианосцы, выславшие на разведку 13 D4Y1-С. Следующим утром для поиска противника выслали уже 43 самолета, в том числе 11 «суисеев». Американские палубные истребители сбили более десяти разведчиков, в том числе три D4Y1-C, еще одна «Комета» разбилась по техническим причинам. Но уцелевшие экипажи сумели определить и сообщить командованию координаты вражеских кораблей.
  • Сразу после получения этой информации с авианосцев стартовали ударные группы. Самой многочисленной была группа 601-го кокутая, включавшая 53 D4Y1 с 250-кг бомбами, 27 торпедоносцев B6N1 и 48 истребителей прикрытия А6М5. Один из «суисеев» заранее поставил помехи американским радарам, сбросив полоски алюминиевой фольги.
  • Ложная цель отвлекла 14 истребителей из эскадрильи VF-25, но японцев это не спасло. Уже в 40 милях от американских авианосцев 601-й кокутай был перехвачен эскадрильей VF-15.  Затем в дело включились еще полсотни «Хеллкэтов» из четырех эскадрилий. Достичь цели смогли лишь около 20 японских самолетов, но и им не удалось добиться серьезных успехов. Один из «суисеев» попал зажигательной бомбой в палубу авианосца «Уосп», но та была пуста и большого пожара не возникло. Два других атаковали авианосец «Банкер Хилл», повредив близкими разрывами бомб лифт-самолетоподъемник. Остальные безрезультатно атаковали авианосец «Энтерпрайз» и линкор «Алабама».
  • Плата за столь скромный результат была огромна: из боевого вылета не вернулось 96 самолетов, в том числе 42 «суисея». Американцы саркастично прозвали этот расстрел «великой марианской охотой на индеек».
  • В тщетной попытке переломить ситуацию японское командование направило на остров Иводзима элитный кокутай «Йокосука», насчитывавший 112 боевых самолетов – 52 А6М, 17 P1Y1, 15 D4Y1, 20 B6N и восемь разведчиков. Но из-за плохих погодных условий первая группа в составе 27 машин прибыла лишь 22 июня. А через два дня остров подвергся массированным  налетам американской палубной авиации. Кокутай «Йокосука» потерял пять D4Y1.
  • В ходе японской контратаки девять D4Y1 вместе с девяткой B6N под прикрытием 23 истребителей вошли в состав второй ударной волны. Вражеские корабли им отыскать не удалось, зато сами японцы были перехвачены «хеллкэтами». Американцы сбили девять истребителей и семь торпедоносцев, и лишь скоростным пикировщикам в этот раз удалось уйти без потерь.
  • Совершенствование конструкции двигателя «Ацута» к концу 1943 года привело к запуску в серию модификации АЕ1Р «Ацута 32» мощностью 1400 л.с. Под этот двигатель спроектировали пикирующий бомбардировщик D4Y2 модель 12. Его прототип вышел на испытания еще в июле, а в октябре было принято решение о серийном выпуске. Но из-за задержек с внедрением в производство двигателей, выпуск D4Y2 фактически начался лишь в мае 1944-го.
  • От своего предшественника новая модификация отличалась не только более мощным двигателем, но и увеличенным запасом топлива. Однако японцы по-прежнему не уделяли должного внимания повышению живучести. Бронезащита кабины экипажа, как и прежде, отсутствовала, а топливные баки не были протектированы.
  • D4Y2 выпускала фирма «Аичи» и 11 -й морской авиационно-технический арсенал в Хиро. «Аичи» за первый месяц собрала 98 самолетов этой модификации, а уже в августе прекратила их строить, сделав общем счете 320 экземпляров (по другим данным - 281). В Хиро до конца войны арсенал выпустил 215 самолетов, включая и более позднюю модификацию D4Y3 (опять-таки, существуют серьезные разночтения - некоторые источники называют цифру в 334 самолета).
  • Общее число выпущенных D4Y2 включало ряд субмодификаций: D4Y2 Кai модель 22 - катапультный пикировщик, а также D4Y2a модель 12А и D4Y2a Кai модель 22А с усиленным вооружением (вместо 7,92-мм пулемета в кабине наблюдателя установили 13,2-мм пулемет «тип 2»).
  • Как и в случае с первой моделью, самолеты D4Y2 сначала поступили в разведывательные части.
  • В небольшом количестве строилась разведывательная модификация D4Y2 – «базовый разведывательный самолет тип 2 модель 12», или же D4Y2-R (в варианте с 13,2-мм пулеметом - D4Y2-Ra). Самолет предназначался для базирования на береговых аэродромах, поэтому крюк аэрофинишера на нем не устанавливался.
  • В единственном экземпляре остался самолет D4Y2 «модель 13», на котором испытывался турбокомпрессорный двигатель «Аичи» АЕ1Т мощностью 1700 л.с.
IV. Истребители

  • Неплохие летные данные «Суисея» навели на мысль приспособить его для борьбы с вражескими бомбардировщиками. Автором идеи был коммандер Ясуна Косоно. Он предложил оборудовать самолеты автоматическими пушками, закрепленными в фюзеляже наклонно, под углом вперед-вверх. С помощью этих орудий перехватчики могли с горизонтального полета атаковать бомбардировщики, летящие над ними на большой высоте.
  • Механики 302-го кокутая, получив несколько D4Y2, своими силами переоборудовали их в истребители. Самолет стал одноместным, а в кабине наблюдателя смонтировали 20-мм пушку «тип 99 модель 2», стрелявшую вперед-вверх под углом 300 к горизонту. Также на самолете слегка увеличили высоту вертикального оперения, ликвидировали бомбоотсек, а под крылом установили держатели для зажигательных противосамолетных бомб. В таком виде перехватчик был принят на вооружение под обозначением «ночной самолет-истребитель тип 2 «Сусей» модель 12Е», или же D4Y2-S.
    Spoiler
    Истребитель
    Изображение
  • «Суисеи» кроме решения задач ПВО, привлекались к ночным беспокоящим налетам на американские аэродромы на Окинаве.  Наиболее известным пилотом D4Y2-S был боцман Йосимицу Нака. Открыв свой боевой счет 10 февраля 1945 г., он до конца войны сбил по японским данным пять американских бомбардировщиков В-29 «Суперфортресс» и повредил еще четыре.
V. Снова «звезды»  

  • Двигатели «суисеев», существенно отличавшиеся от общепринятых в японском флоте моторов воздушного охлаждения, доставляли много хлопот палубным авиатехникам. Зная об этом, специалисты фирмы «Аичи» просчитали возможность установки на самолет звездообразного двигателя. Наиболее подходящим сочли мотор МК8Р «Кинсей 62» фирмы «Мицубиси» - 14-цилиндровую двухрядную "звезду" мощностью 1500 л.с. Самолет также получил увеличенное вертикальное оперение по типу D4Y2-S. Запас топлива значительно уменьшили - с 1540 до 1040 л.
  • Прототип пикировщика с «Кинсеем» вышел на испытания в июне 1944 г. Результаты оказались многообещающими. Правда, относительно большой диаметр двигателя несколько ухудшил обзор при заходе на посадку, но, поскольку морская авиация к тому времени почти полностью перешла на береговое базирование, этот дефект проигнорировали. Зато резко повысилась бомбовая нагрузка - два подкрыльевых узла после усиления допускали подвеску 250-кг бомб. Для обеспечения взлета с коротких ВПП или с легких авианосцев предусмотрели возможность подвески под фюзеляжем трех пороховых ускорителей  тягой по 270 кг.
  • Новый самолет приняли на вооружение под обозначением «палубный пикирующий бомбардировщик Тип 2 «Суисей» модель 33», или же D4Y3. Вариант с 13,2-мм пулеметом в кабине наблюдателя обозначался D4Y3a («модель 33а»). Разведывательный вариант не создавался, поскольку эту роль взял на себя C6N1.
  • С сентября 1944 г. фирма «Аичи» только D4Y3. Осенью среднемесячный темп выпуска колебался вокруг цифры 90 самолетов, достигнув своего максимума в декабре, когда было сделано 106 машин.
  • В январе и феврале 1945-го изготовили соответственно 68 и 10 самолетов, после чего производство D4Y3 на заводе «Аичи» прекратилось. В общей сложности фирма изготовила 536 пикировщиков «модели 33». При этом вплоть до июня 1944 года «суисей» на заводском конвейере соседствовали с D3A2.
VI. Боевые действия  

  • 22 сентября филиппинские «суисей» впервые вступили в бой - группа из десяти D4Y1 выполняла отвлекающе-демонстративный маневр, обеспечивая действия 15 истребителей-бомбардировщиков из 201-го кокутая. «Зеро» в этом налете впервые применили тактику топмачтового бомбометания, использовав 250-кг бомбы. Оценка результатов налета, как и во многих других случаях, была диаметрально противоположной - японцы заявили о пяти прямых попаданиях, американцы же не подтвердили ни одного.
  • С 12 октября над Формозой шли ожесточенные воздушные бои. Вечером следующего дня японская морская авиация начала контратаковать американские корабли, а 14-го числа впервые вылетели «суисей». Дюжина пикировщиков в сопровождении истребителей «Зеро» попыталась добить поврежденный тяжелый крейсер «Канберра». Но путь японцам преградили семь «Хеллкэтов» из эскадрильи VF-11. Американские истребители заявили об уничтожении 14 вражеских самолетов, правда, ценой потери четырех своих (погибли три пилота). Атака была сорвана.
  • Бои над Формозой стоили 2-му воздушному флоту огромных потерь. Некоторые части пришлось расформировать. В короткий срок потери были восполнены - 2-й воздушный флот получил 690 самолетов, в том числе 172 из состава палубной авиации - 634-й и 653-й кокутай. К моменту переброски на Формозу 634-й имел в своем составе 24 «суисея», а также два истребительных хикотая - 163-й и 167-й.
  • 15 октября группа пикировщиков 1 -го воздушного флота сумела прорваться сквозь истребительный заслон к кораблям группы TG38.4 и атаковала авианосец «Франклин». Большинство самолетов было сбито зенитным огнем, но один сумел-таки «уложить» 250-килограммовую бомбу точно в самолетоподъемник. Однако американцам вновь повезло: боеприпасы, складированные на палубе, не взорвались и авиабензин не вспыхнул. «Франклин» избежал серьезных разрушений.
  • Взбешенный большими потерями, командир 26-й воздушной флотилии вице-адмирал Масафуми Арима решил лично возглавить следующий налет, заняв место штурмана в одном из «суисеев». Но уже в окрестностях Манилы японцев перехватили «хеллкэты». Американцы сбили около 20 самолетов, в том числе и адмиральский. 16 октября та же участь постигла и ударную группу 2-го воздушного флота, стартовавшую с Формозы: из 60 самолетов «хеллкэты» сбили 26.
  • 23 октября первые части 2-го воздушного флота прибыли на Филиппины, усилив обескровленную японскую авиацию. На следующий день объединенные силы обеих флотов (73 ударных самолета и 126 истребителей) стартовали для очередного налета на американские корабли. Наибольшего успеха достиг экипаж «Джуди» (кодовое имя «суисеев» у союзников ), который, скрываясь в облаках, сумел избежать встречи с американскими воздушными патрулями и атаковал авианосец «Принстон».
  • Уже после атаки упорного «джапа» все-таки сбили, но он свое дело сделал. Бомба пробила три палубы авианосца и взорвалась на камбузе, вызвав пожар. Пламя достигло ангарной палубы, где находились заправленные и вооруженные «эвенджеры». Раздалась серия мощных взрывов, последний из которых не только уничтожил авианосец, но и тяжело повредил крейсер «Бирмингем», участвовавший в спасательной операции. Палубу крейсера засыпало горящими обломками «Принстона», погибло 229 моряков, еще 420 получили ранения.
  • Другие японские самолеты повредили эсминец «Летце», танкер «Эштабюла» и танкодесантный корабль LST-552. Потери японцев составили 67 машин.
  • После сражения в Филиппинском море японская морская авиация на Филиппинах подверглась реорганизации. В рамках реорганизации целый ряд частей расформировали или объединили.
  • 18 октября с баз вышли японские эскадры. В состав северной эскадры вице-адмирала Одзавы входили четыре авианосца: «Дзуйкаку», «Дзуйхо», «Читосе» и «Чийода», на которых были собраны 601-й и 653-й кокутай - последние остатки японской палубной авиации. Они начитывали 116 самолетов (52 А6М5, 28 А6М2, 16 B6N2 и 16 D4Y2). «Суисей» были распределены между авиагруппами «Дзуйкаку» (семь штук) и «Дзуйхо» (девять). Авианосное соединение должно было сыграть роль приманки, оттянув на себя силы американской палубной авиации и обеспечив тем самым прорыв линкоров к американским кораблям. Одзава прилагал все усилия, чтобы привлечь к себе внимание противника. В частности, 23 октября он отправил в эфир длинную радиограмму открытым текстом, но американцы не отреагировали.
  • На следующий день с авианосцев стартовали 56 самолетов ударной группы (среди них - два D4Y2). Группа была расстреляна американскими истребителями еще на дальних подступах - вернулись только шесть машин.
  • Поняв, что обычные способы ведения войны уже не действуют, японцы применили новую тактику. 25 октября около полутора десятков «суисеев» поддерживали первую «официальную» атаку камикадзе. К вражеским кораблям прорвалось лишь четыре D4Y, единственным успехом которых было повреждение близким разрывом бомбы эскортного авианосца «Киткин Бэй». 27 числа состоялся вылет из 12 самолетов, который оказался безрезультатным, а почти все его участники погибли. Вернулся лишь один пилот - старший лейтенант Фукабори. На следующий день он совершил результативную атаку, ценой своей жизни повредив легкий крейсер «Денвер».
  • 30 октября пикировщики «Суисей», действовавшие в «традиционном стиле», еще раз повредили двумя бомбами своего старого знакомого - авианосец «Франклин» на котором погибли или получили ранения более сотни моряков. В тот же день очередной успех сопутствовал камикадзе - D4Y врезался в палубу авианосца «Белью Вуд».
  • Действия камикадзе активизировались в конце ноября - начале декабря. В частности, 25 и 27 ноября ими были повреждены авианосцы «Хэнкок», «Кэбот» и «Интрепид», линкор «Колорадо», крейсеры «Сент-Луис» и «Монпелье». Но в обоих случаях «Джуди» атаковали совместно с «Зеро», так что, определить, какой именно корабль был поврежден D4Y, не представляется возможным.
  • 7 декабря «суисей», пилотируемые камикадзе, приняли участие в попытке отражения американского десанта в заливе Оромо. Два самолета потопили эсминец «Мэхен», а еще три - быстроходный десантный транспорт «Уорд». Также был потоплен средний десантный корабль LSM-318, а три других получили повреждения.
  • После высадки американцев 15 декабря 1944 г. острове Миндоро, японцы появились над десантным соединением лишь на следующий день. Были потоплены танкодесантные транспорты LST-427 и LST-738, еще четыре корабля получили повреждения.
  • Начало следующего года также ознаменовалось атаками камикадзе на «суисеях». 4 января 1945 г. самолет, пилотируемый лейтенантом Казама, будучи уже поврежденным, врезался в эскортный авианосец «Оммани Бэй». Бомба с горящего пикировщика сорвалась с держателей и через шахту самолетоподъемника упала на ангарную палубу, вызвав подрыв цистерн с бензином и боеприпасов. Спустя 18 минут авианосец превратился в огромный пылающий костер. Спасти корабль не удалось, но эвакуация личного состава прошла в образцовом порядке, и потери удалось свести к минимуму: всего 23 погибших и 65 раненых. Выгоревший корпус корабля впоследствии был затоплен торпедами с эсминца сопровождения.
  • 8 января еще один D4Y рухнул на палубу эскортного авианосца «Киткин Бэй». На этот раз американцы отделались повреждениями, потребовавшими трехмесячного ремонта.
    Spoiler
    Оторванное взрывом оперение «суисея» - камикадзе на палубе авианосца «Киткин Бэй»
    Изображение
  • На следующий день американцы начали высадку в заливе Лингаен. Утром над кораблями десантного соединения появилось три «Джуди», зашедшие со стороны солнца. Один из них атаковал эсминец, но промахнулся и упал в море за его кормой. Второй врезался в крейсер «Коламбиа», тремя днями ранее уже поврежденный камикадзе. Взрыв вызвал разрушения на шкафуте и гибель 30 моряков. Третий «Суисей» был сбит прямым попаданием 127-мм снаряда.
  • Всего в ходе боев за Филиппины камикадзе потопили 28 кораблей и повредили свыше 80. Значительная часть этих успехов была достигнута пилотами «суисеев». Но огромное количественное и качественное превосходство американского флота не оставляло японцам никаких шансов. Филиппины были потеряны. Среди трофеев, захваченных американцами на островах, оказался и один D4Y3 .
  • Захваченный на Филиппинах D4Y3 на испытаниях в США
    Изображение

VII. Последние бои

  • После потери Филиппин главной базой «суисеев» стала Формоза, а основным тактическим приемом - самоубийственные атаки. 21 января 1945 г. состоялся первый вылет камикадзе с этого острова. В составе трех групп стартовало 17 самолетов - шесть D4Y и 11 «Зеро». На подходе к цели шесть самолетов были сбиты истребителями. Первый камикадзе врезался в авианосец «Лэнгли».
  • Далее три самолета с интервалом в несколько минут таранили авианосец «Тикондерога». Из-за взрывов, пожара и детонации авиационного боезапаса корабль был полностью выведен из строя. Погибло 143 моряка, еще 200 получили ранения. «Тикондерогу» пришлось отправить на ремонт в США. Вместе с ним туда отправился эсминец «Мэддокс».
  • С февраля 1945 г. приоритет в получении новой техники отводился авиачастям, предназначенным для непосредственной обороны Японских островов. В частности, 5 февраля начал перевооружение на «суисеи» 765-й кокутай, а десять дней спустя первые 13 самолетов этого типа получил 722-й кокутай. В числе последних наряду с 11 D4Y3 были и
    два D4Y4, - вероятно, первые самолеты этой модификации, попавшие в строевую часть.
  • 18 февраля «суисеи» получила группа камикадзе, сформированная при 601-м кокутае на авиабазе «Катори». Уже 21-го эта группа, насчитывавшая 32 самолета (12 А6М5, 12 D4Y3 и по четыре B6N2 и P1Y1) провела успешную акцию против кораблей соединения TG.52, обеспечивавшего высадку морской пехоты на острове Иводзима. Стартовав из Японии, камикадзе осуществили дозаправку на одном из островов архипелага Бонин и вышли на цель. Классическим попаданием в самолетоподъемник одному из них удалось потопить эскортный авианосец «Бисмарк Си» (погибло 218 моряков). Еще несколько машин серьезно повредили тяжелый авианосец «Саратога», осуществлявший ПВО американской эскадры. Авианосец выдержал попадания четырех  камикадзе, но полностью утратил боеспособность и отправился на ремонт в Штаты. На нем было уничтожено 36 палубных истребителей, погибли 123 моряка, почти 200 получили ранения.
  • 18 марта во время налета американской палубной авиации на остров Кюсю японцы провели контратаку. В этот раз «Джуди» действовали, главным образом, как обычные бомбардировщики, добившись некоторых успехов. Три самолета сумели прорваться к авианосцу «Йорктаун», правда из сброшенных бомб в цель попала всего одна. На следующий день единственный D4Y3 сумел незамеченным подкрасться к авианосцу «Франклин» и сбросить на него две бомбы как раз в момент выпуска самолетов. Первая бомба взорвалась в ангаре, а вторая - на полетной палубе, забитой самолетами. Последствия были ужасными - погибло 832 моряка, еще 265 получили ранения. На авианосце начался пожар, который продолжался несколько часов, сопровождаясь взрывами боеприпасов и резервуаров с бензином. Это кажется фантастичным, но «Франклин», в третий раз пораженный бомбами «Суисея», снова остался на плаву. Более того, пожар не затронул машинное отделение, и обугленный корпус авианосца под управлением выживших остатков команды своим ходом пришел в Перх-Харбор.
  • Успехи японских пикировщиков заставили американскую ПВО усилить бдительность, и 20 марта боевые воздушные патрули сумели рассеять ударную группу из 18 «суисеев». К кораблям прорвался лишь один самолет, таранивший эсминец «Хэлси Пауэлл». В очередной раз японцам повезло 10 дней спустя. Два «Джуди» таранили и серьезно повредили крейсер «Индианаполис», флагман адмирала Спрюенса.
  • 7 апреля камикадзе повредили линкор «Мэриленд» и авианосец «Хэнкок». 12-го «суисей» был одним из самолетов, потопивших эсминец «МэннертЛ. Абель». В тот же день два D4Y врезались в палубу авианосца «Энтерпрайз», в очередной раз повредив корабль. 16 апреля 22 самолета, в том числе пять «суисеев» атаковали эсминец «Лаффи». Эсминец получил тяжелейшие повреждения, но остался на плаву.
  • В мае D4Y участвовали в уничтожении десантного корабля LSM-190, повреждении крейсера «Бирмингем» и авианосца «Банкер Хилл», а 6 июня «суисей» таранил и повредил эскортный авианосец «Натома Бэй».
  • Между тем, усиление ПВО американских эскадр и отсутствие у японцев надлежащей разведки целей неуклонно вели к снижению результативности самоубийственных атак. Показательной в этом отношении является судьба одного из авторов идеи камикадзе – вице-адмирала Матоме Угаки. В последний день войны, 15 августа он лично возглавил группу из 11 самолетов D4Y3, пилотируемых камикадзе из состава 7 0 1-го кокутая. Пилоты стартовали в направлении Окинавы и больше о них ничего не было известно.
VIII. Модификации

1. D4Y1 Модель 11 - первая серийная модификация с двигателем жидкостного охлаждения Аичи Ацута 12 мощностью 1200 л.с. До марта 1943 года самолеты выпускались в варианте палубного разведчика D4Y1-C (построено 25 машин), а после того, как разработчики усилили конструкцию главного лонжерона крыла и доработали аэродинамические тормоза, параллельно с разведчиками начали производиться палубные пикирующие бомбардировщики D4Y1. D4Y1 Kai (модель 21),  самолет, оборудованный для запуска с катапульты. До марта 1944 года из сборочных цехов завода фирмы «Аичи» в Эитоку вышло 589 самолетов D4Y1 и D4V1-C, подавляющее большинство из них составляли бомбардировщики.

Spoiler
Изображение
2. D4Y2 Модель 12 - вторая серийная модификация, выпускавшаяся с апреля 1944 года не только в Эитоку (здесь до августа 1944 года было изготовлено 326 машин), но и на заводе 11-го авиационного арсенала в Хиро. Самолеты модификации D4Y2 отличались от предшественников более мощными двигателями Ацута 32 (1400 л.с.) и увеличенным с 1070 до 1660 литров объемом топливных баков. Кроме базового варианта производились самолеты вариантов D4Y2a Модель 12А (на них вместо подвижного 7,7-мм пулемета Тип 1 был установлен 13-мм пулемет Тип 2) и D4Y2-C Модель 12 (палубный разведчик). Кроме того, некоторое количество самолетов вариантов D4Y2 и D4Y2a было оснащено устройствами для запуска с катапульт (они получили обозначение D4Y2 KAI Модель 22 и D4Y2a KAI Модель 22А), а на заводе в Хиро небольшое число построенных там бомбардировщиков D4Y2 было переделано в ночные истребители D4Y2-S. При этом все бомбардировочное и авианосное оборудование снималось, а для стрельбы вперед и вверх за креслом пилота вместо кресла стрелка-радиста под углом 30 градусов монтировалась 20-мм пушка Тип 99 Модель 2. Благодаря использованию более мощного двигателя максимальная скорость самолетов модификации D4Y2 возросла до 580 км/ч, что являлось хорошим показателем бомбардировщика и ночного истребителя. Правда, в последнем качестве эффективность «Сусея» была невелика из-за недостаточной скороподъемности: даже если летчик обнаруживал цель, он часто не успевал занят, позицию для атаки.

Изображение

3. D4Y3 Модель 33 - модификация с двигателем воздушного охлаждения Мицубиси Кинсей 62 мощностью 1500 л.с, которая производилась с мая 1944 по февраль 1945 года (за это время на заводе «Аичи» было построено 536 машин этой модификации, кроме того, небольшое число D4Y2 было выпущено в Хиро. Установка нового мотора привела к увеличению аэродинамического сопротивления самолета и, как следствие, к некоторому снижению максимальной скорости (до 571 км/ч) по это компенсировалось гораздо более высокой по сравнению с двигателем Ацута надежностью. Самолеты с 13-мм пулеметом задней огневой точки получили обозначение D4Y3a Moдель 55А. Последние серийные самолеты оснащались тремя стартовыми ракетными ускорителями - для взлета с максимальной нагрузкой с палуб небольших авианосцев и полевых аэродромов.

Изображение

4.  D4Y4 Модель 43 - последняя серийная модификация «Суceя», производившаяся с февраля 1945 года до конца войны (было выпущено 296 таких машин). Самолеты этой модификации оснащались двигателями Кинсей 62 и предназначались для использования летчиками-камикадзе. Для этого экипаж был сокращен до одного человека что позволило брать на борт одну 800-кг бомбу, которая помещалась в бомбоотсек в полуутопленном положении.

Изображение

5. DY5 Модель 54 - вариант под двигатель воздушного охлаждения Накадзима Хомаре 12 мощностью 1825 л.с. На самолеты этой модификации (их производство планировали развернуть в конце 1945 года) предполагалось установить бронезащиту экипажа и протектированные топливные баки, однако до конца войны японцы успели изготовить только один опытный D4Y5. До летных испытаний дело не дошло.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Альфа-тестер
414 публикации

X. ЛТХ

 

Изображение

IX. Фотографии, схемы

Изображение

 

D4Y1

Изображение

 

D4Y4

Изображение

 

Этого камикадзе американским зенитчикам удалось сбить, прежде чем он достиг своей цели

Изображение

 

 

Подготовка к вылету разведчика D4Y1-C. Под крылом - два 330-л ПТБ, третий такой же бак закреплен в бомбоотсеке в полуутопленном положении

Изображение

Изображение

 

Изображение

 

Приборная доска D4Y2

Изображение

 

Сиденье пилота D4Y2

Изображение

 

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Альфа-тестер
414 публикации

IX. Фотографии, схемы

Последние мнгновения жизни лейтенанта Есинори Ямагучи. Сейчас его подбитый зенитчиками "Джуди" с горящим топливным баком таранит авианосец «Эссекс»

Изображение

 

D4Y3 атакует USS Sangamon

Изображение

 

D4Y1

Изображение

 

D4Y2

Изображение

 

D4Y3

Изображение

 

D4Y4

Изображение

 

Изображение

 

Изображение

 

Изображение

 

Изображение

Видео

 

Список источников

1. Японский пикирующий бомбардировщик D4Y Suisei Comet Judy. Фотоальбом.

2. А.Фирсов. Авиация Японии во Второй мировой войне.  

3. АвиаПарк 1-2008. Андрей Харук. Комета, несущая смерть

4. D4Y

5. http://www.aviastar....okosuka_d4y.php

 

Благодарю за внимание!

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Координатор супертеста
3 333 публикации
424 боя

Шикарная статья. Но есть одно "но".

Абзацы "точками" везде лучше не выделять. Тезисы-да, а вот сам текст не надо.

Это предложение, не более.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Альфа-тестер
414 публикации
1L1dan спасибо, в следующей статье постараюсь реализовать

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Бета-тестер
523 публикации
519 боёв

Просмотр сообщения1L1dan (17 Сен 2013 - 19:54) писал:

Шикарная статья. Но есть одно "но".
Абзацы "точками" везде лучше не выделять. Тезисы-да, а вот сам текст не надо.
Это предложение, не более.
Поддерживаю!!
Изменено пользователем _Admiral_1945

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Координатор супертеста
3 333 публикации
424 боя

Просмотр сообщенияMBA116 (17 Сен 2013 - 19:55) писал:

1L1dan спасибо, в следующей статье постараюсь реализовать
Благодарю.
Пиранька, так что ты там мне про "Мальту" писал?

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Старший бета-тестер
872 публикации
329 боёв

Ещё пару фотографий.

Изображение

 

 

 

Изображение

 

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Альфа-тестер
414 публикации

не мог обойти стороной этот самолет. Считаю его одним из красивейших японских самолетов Второй мировой войны. Проектировался в качесте бомбардировщика, а начал в варианте разведчика, потом еще как и истребитель. Но его не ждала громкая слава

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Бета-тестер
523 публикации
519 боёв

Просмотр сообщенияMBA116 (17 Сен 2013 - 20:12) писал:

не мог обойти стороной этот самолет. Считаю его одним из красивейших японских самолетов Второй мировой войны. Проектировался в качесте бомбардировщика, а начал в варианте разведчика, потом еще как и истребитель. Но его не ждала громкая слава
Агась сипатишный самолетик)

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Альфа-тестер
1 683 публикации

Японцы, поставили жирный крест на машины без бронирования...  :glasses:  

За статью +

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Старший альфа-тестер
686 публикаций
34 боя

этакий универсальный солдат. в корабликах он то точно будет а вот  насчет салолетиков не знаю .

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Старший бета-тестер
872 публикации
329 боёв

Просмотр сообщенияTomas_Plein (17 Сен 2013 - 20:30) писал:

а вот  насчет салолетиков не знаю .
Как прем вполне.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Бета-тестер
140 публикаций
84 боя

Тема интересная , я не думаю что смог-бы лучше . Плюс твой :medal:

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Бета-тестер
347 публикаций

Предлагаю начинать делать про А6М1 "зеро" и его модификаций - красавец  - любимый в самолетах

у вас будет отлично сделано

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Альфа-тестер
414 публикации

Просмотр сообщенияCTAC221 (17 Сен 2013 - 23:02) писал:

Предлагаю начинать делать про А6М1 "зеро" и его модификаций - красавец  - любимый в самолетаху вас будет отлично сделано
Уже есть на форуме - http://forum.worldof...zero#entry54354

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Бета-тестер
347 публикаций

Просмотр сообщенияMBA116 (17 Сен 2013 - 23:09) писал:

Уже есть на форуме - http://forum.worldof...zero#entry54354
опа - спасибо за ссылочку

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Старший альфа-тестер
1 138 публикаций
9 118 боёв

Просмотр сообщенияCTAC221 (17 Сен 2013 - 23:02) писал:

Предлагаю начинать делать про А6М1 "зеро" и его модификаций - красавец  - любимый в самолетах
у вас будет отлично сделано
меня больше N1K-J Shiden интересует или тот же Ki-201 Karyu
последние кстате наиболее вероятные самолеты для АВ 10.. так как является японским аналогом  ме-262

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Альфа-тестер
2 124 публикации

Глобальный подход к раскрытию темы! Респект!

Считаю, что и на самолетном форуме эта статья лишней не будет.

Спасибо! Плюсомет разряжен!

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах

×