Перейти к содержимому
Для публикации в этом разделе необходимо провести 50 боёв.
Bugest

Гидроавиатранспорт «ОРЛИЦА»

В этой теме 23 комментария

Рекомендуемые комментарии

227
Старший альфа-тестер
699 публикаций
1 510 боёв

Предисловие:

Я великолепно знаю о существовании темы об "Орлице" (http://forum.worldof...сийского-импер/) и даже знаю, что этот корабль упоминали в этой теме (http://forum.worldof...ийской-империи/), однако все равно решил сделать более подробную тему.


Гидроавиатранспорт «ОРЛИЦА»

Изображение

Появление в России гидросамолетов, склонило ряд флотских специалистов к мысли, о возможности боевого использования этих новых средств вооруженной борьбы на море против кораблей. Базирование гидросамолетов на них признавалось сравнительно легко осуществимым: требовалось обеспечить хранение и эксплуатацию машин в корабельных условиях, а их спуск на воду и подъем мог осуществляться судовыми грузоподъемными механизмами. Специальные устройства для взлета с корабля и посадки на него самолетов в то время казались излишними.

Полугодовой опыт военных действий в первой мировой войне показал, что число береговых авиационных станций, службы связи Балтийского моря, самолеты которой выполняли воздушную разведку, недостаточно. К тому же выявилась острая необходимость в авиаразведке в передовых и шхерных районах, где нельзя было развернуть береговые авиационные станции.

9 января 1915 года командующий МСБМ адмирал Н.О.Эссен обратился к морскому министру адмиралу И.К.Григоровичу с предложением оборудовать для целей воздушной разведки специальное «авиационное судно» — вспомогательный крейсер, который должен нести на себе, в полной готовности к спуску на воду, авиационный отряд. Поскольку из-за начала военных действий проектирование специального «авиационного крейсера» прекратилось, не могло быть и речи о постройке нового корабля.

Цитата

Создание "Орлицы"
Специалистами авиационного комитета службы связи судов, был проведен осмотр судов, находившихся в портах Балтийского моря, наиболее удобным для переоборудования для целей воздушной разведки, с наименьшими затратами времени и средств, оказался пароход «Императрица Александра» рижской судоходной компании «Гельмсинг и Гримм». Это было грузопассажирское судно с рефрижераторными помещениями для перевозки скоропортящихся грузов и совершало регулярные рейсы на Лондон.

Пароход был построен фирмой «Caledon shipbuilding and engineering» в Данди (Великобритания) и 9 июля 1903 года продан за 74060 ф.ст. Торговому дому братьев Лассман в Москве, которые присвоили ему наименование «Вологда». «Вологда» была приписана к Виндавскому порту под номером 193 с выдачей судохозяевам патента на подъем русского коммерческого флага и «большое» (дальнее) плавание. Впоследствии судно приобрела компания «Гельмсинг и Гримм», которая переименовала его в «Императрицу Александру».

 

Изображение

 

27  декабря 1914 года мобилизационная часть Петроградского военного порта получила предписание, о привлечении парохода «Императрица Александра» во временное распоряжение морского ведомства на основании Закона о военно-судовой повинности. В последний день 1914 года об этом известили владельца судна — рижского купца первой гильдии Джона Карловича Гельмсинга.

Поскольку корабль должен был иметь «чисто боевое назначение», нести военный флаг и обслуживаться военной командой, Эссен предложил приобрести пароход в полную собственность морского ведомства и зачислить его во II ранг в разряд вспомогательных крейсеров с наименованием «Орлица». Срок готовности этого, крайне необходимого для флота, корабля устанавливался не позже апреля 1915 года. Разработку проекта переоборудования возложили на инженера по авиационной части службы связи, морского инженера П.А.Шишкова.

 

Изображение

 

Приобретение парохода в полную собственность казны представлялось Морскому генеральному штабу, поддержавшему в этом Эссена, более выгодным: переоборудование требовало больших затрат, а приведение судна в первоначальный вид, в случае его возвращения владельцам после войны, вызвало бы «бесполезный расход». К тому же специальное авиационное судно не потеряло бы своего значения и в мирное время и с успехом могло использоваться для обучения и тренировок личного состава. По мнению Морского генерального штаба, выполнение работ по кораблестроительной части следовало поручить Адмиралтейскому судостроительному заводу, а прочие работы — Петроградскому порту. Согласившись в целом с предложениями Н.О.Эссена, И.К.Григорович 15 января 1915 года дал согласие на переоборудование судна, но посчитал, что к работам также следует привлечь Путиловский и Невский заводы.

27 января 1915 года, после осмотра котлов инженер-механиками, комиссия, назначенная командиром Петроградского порта, признала возможным принять судно в казну. Главные механизмы оказались в полном порядке, но требовал ремонта правый котел. Ввиду необходимости страховки на период переоборудования парохода, оставшегося в ведении капитана дальнего плавания О.А.Блюменфельдта, стоимость судна оценили в 700 тыс. руб.

Переоборудование «Императрицы Александры» для «авиационных нужд» Балтийского флота, согласилась принять на себя «Путиловская верфь». 24 января 1915 года адмирал И.К.Григорович разрешил дать наряд «Путиловской верфи», потребовав от нее экстренно представить ведомость работ и возложив наблюдение за ними, от морского ведомства, на капитана 2 ранга Б.П.Дудорова, назначенного впоследствии командиром судна. Путиловская верфь приступила к работам на судне 28 января. Они выполнялись близ 11-го пакгауза Петроградской портовой таможни, отданного в распоряжение верфи. 3 февраля кораблестроительный отдел Главного управления кораблестроения, с разрешения морского министра, дал наряд «Обществу Путиловских заводов», в которое входила «Путиловская верфь», на переоборудование парохода под «авиационную базу — транспорт "Орлица" в срок до 1 апреля 1915 года».

Корабль поначалу предполагалось зачислить в класс посыльных судов, но приказом по флоту и морскому ведомству за № 43 от 7 февраля 1915 года император Николай II повелел зачислить пароход в класс учебных судов и присвоить ему наименование «Орлица». Адмиралтейств-Совет своим постановлением от 12 февраля присвоил ей II ранг судов флота. Можно предположить, что в класс учебных судов «Орлицу» зачислили скорее ради маскировки ее истинного назначения. В документах «Орлицу» называли авиационной базой, авиационным судном, авиатранспортом и даже авиационной баржей.

 

Изображение

 

 

Изображение

 

К намеченному сроку готовности «Орлицы» основные работы были выполнены. 20 апреля 1915 года судно официально зачислили в состав службы связи Балтийского моря, а 15 мая оно начало кампанию. Спустя 12 дней «Орлицу» ввели в Константнновский док Кронштадта для окраски подводной части. Выполнение дополнительных работ, по указаниям наблюдающих за переоборудованием, задержало готовность до 27 июня, однако мелкие работы на «Орлице» выполнялись вплоть до ноября 1915 года, даже в период ее участия в боевых действиях.

Цитата

Авиация "Орлицы"
Во второй половине сентября 1915 года, когда германское командование стало активно применять самолеты для ударов по русским кораблям, «Орлицу» перебазировали в Рижский залив. Ее самолеты вели разведку, обеспечивали противоздушную оборону кораблей на огневых позициях, корректирование артиллерийского огня, бомбардировали позиции противника. 9 октября корабельная авиагруппа вела разведку и обеспечила противовоздушную оборону при высадке десанта в районе Домеснеса.

С 23 мая по 2 июня 1916 года, во время захода «Орлицы» под командованием капитана 2 ранга Н.Н.Ромашева в Петроград, были выполнены срочные работы, связанные с принятием на вооружение гидросамолета М-9, значительно превосходящего по массе прежние модели FBA.

 

Изображение

 

 

Изображение

 

 

Изображение

Гидросамолет М-9, на который заменили FBA.

 

В кампанию 1916 года «Орлицу» включили в состав тактической группы морских сил Рижского залива. Ее самолеты прикрывали с воздуха корабли на огневых позициях, а также вели тактическую разведку. Наиболее яркие эпизоды боевой биографии «Орлицы» связаны с днем 2 июля 1916 года, когда авиатранспорт принял участие в артиллерийских ударах по позициям противника.

4 июля 1916 г., сопровождая броненосец «Слава» и миноносцы, обстреливавшие неприятельские береговые батареи, пилоты с «Орлицы» вступили в воздушный бой с четырьмя немецкими самолетами и сбили два из них, а два обратили в бегство. Затем приводнились и взяли в плен двух неприятельских летчиков.

17 августа бомбардировали германскую авиастанцию на озере Ангерн. Активное участие принимали балтийские авиаторы в Моонзундской операции в октябре 1917 г.

Непрерывно барражировавшие над русскими кораблями самолеты с «Орлицы» сбили в воздушных боях три немецких самолета, потеряв при этом только одну машину.

13 июля 1917 года «Орлица» вышла на пробу машин стратегическим фарватером, но в районе банки Нюгрунд наскочила на камень. Поперечные переборки не сдерживали напор воды, которая распространилась по всем трюмам. Подачи балластной помпы оказалось недостаточно для откачки воды. Ремонтные работы в доке заняли две недели, пришлось заменить листы наружной обшивки на протяжении 18 метров.

Цитата

"Орлица" после первой мировой войны
11 апреля 1918 года в составе одного из эшелонов Ледового похода «Орлица» вышла из Гельсингфорса и спустя пять дней достигла Кронштадта. С мая судно находилось в порту на хранении, а 27 июля 1918 года было разоружено и передано Главному управлению водного транспорта Народного комиссариата путей сообщения. Под новым наименованием «Совет» пароход выполнял грузо-пассажирские перевозки в составе Балтийского морского пароходства.

 

Изображение

 

В 1930 году «Совет» перешел с Балтики во Владивосток и вошел в состав Дальневосточного морского пароходства. Вместе с пароходом «Кречет» судно обслуживало экспрессную линию Владивосток — Совгавань — Александровск, а также перевозило людей и грузы на линиях Владивосток — Нагаево и Владивосток — Петропавловск. В феврале 1934 года «Совет» под командованием с дирижаблями на борту вышел к берегам Чукотки для участия в операции по спасению пассажиров и экипажа парохода «Челюскин». В Охотском море обнаружились неполадки в силовой установке, и «Совет» зашел в Петропавловск-Камчатский, где сдал груз, после чего судно поставили на длительный ремонт. В конце июля 1938 года, во время советско-японского вооруженного конфликта у озера Хасан, пароход вместе с многими другими судами Дальневосточного морского пароходства занимался перевозкой войск, оружия, боеприпасов и военной техники.

В годы Великой Отечественной войны судно, по-видимому, не совершало дальних плаваний. Как окончательно устаревшее оно было списано на металлолом в 1964 году.

Цитата

ТТХ
Водоизмещение..................... 3800 тонн

Размеры.................................. 90 х 12,2 х 5,2 метров

Мощность энергоустановки... 2200 л.с

Скорость................................. 12 узлов

Дальность плавания............... 5000 миль на 9 узлах.

Вооружение............................. 8х75-мм пушек, 2х7,62-мм пулемета.

Авиагруппа.............................. 4 гидросамолета FBA (с июня 1916г. гидросамолеты М-9)


По заявлению разработчиков, "Орлица" будет первым авианосцем, в Российской ветке развития, то-есть 2 уровень.

Изменено пользователем Bugest

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
530
[RONIN]
Старший альфа-тестер
3 423 публикации
1 272 боя

Увы.Повтор.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Старший бета-тестер
488 публикаций
2 890 боёв

много буков неосилил но фото посмотрел интересно особливо на чём раньше летали

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
227
Старший альфа-тестер
699 публикаций
1 510 боёв

Просмотр сообщенияMatsuo (15 Сен 2013 - 15:52) писал:

Увы.Повтор.
Сразу видно, нечитатель!
О чем первые две строчки в теме?

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
530
[RONIN]
Старший альфа-тестер
3 423 публикации
1 272 боя

Просмотр сообщенияBugest (15 Сен 2013 - 15:58) писал:

Сразу видно, нечитатель!
О чем первые две строчки в теме?

Да нет,читатель,видел.Но даже с этим упоминанием,статья "своими словами" и расширенным материалом может считаться повтором.Да,Вы неплохо осветили то,что не было в той публикации,но суть это изменило?

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
236
Координатор супертеста
3 333 публикации
424 боя

Просмотр сообщенияMatsuo (15 Сен 2013 - 16:01) писал:

Да нет,читатель,видел.Но даже с этим упоминанием,статья "своими словами" и расширенным материалом может считаться повтором.Да,Вы неплохо осветили то,что не было в той публикации,но суть это изменило?
Хотя бы тот факт, что темой это не назовешь.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
530
[RONIN]
Старший альфа-тестер
3 423 публикации
1 272 боя

Просмотр сообщения1L1dan (15 Сен 2013 - 16:03) писал:

Хотя бы тот факт, что темой это не назовешь.
Не,Илидан,была другая тема.Только что-то я её найти не могу...
А то,что Вы нашли..действительно темой назвать трудно.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Старший альфа-тестер
298 публикаций
4 470 боёв

А вот ТТХ явно не хватает...

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Бета-тестер
57 публикаций
545 боёв

Хм я что-то думал что в России авиа несущих вообще не было. :ohmy:

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Бета-тестер
138 публикаций
109 боёв

Плюс, но разделяй как-нибудь текст, ибо сплошную стену текста читать трудно.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
3 714
Старший альфа-тестер
4 921 публикация
3 044 боя

Создание "повтора" разрешено при условии, что тема будет лучше. чем имеющаяся.

По теме: прочитаю позже, спасибо, что потратили время на создание хорошей темы. Прочитаю - отпишусь по материалу.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Альфа-тестер
664 публикации
195 боёв

Оформление понравилось, да и история службы подробно написана. Мне понравилось!

Очень интересный гидросамолёт. Эдакая бумажная швейная машинка. И как она на воде не размокает?..

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Участник
639 публикаций

Да, вроде про "Орлицу" было, но все равно интересно было.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Старший альфа-тестер
200 публикаций
2 782 боя

Просмотр сообщенияKolovorot13 (15 Сен 2013 - 16:42) писал:

Создание "повтора" разрешено при условии, что тема будет лучше. чем имеющаяся.
Когда же будет самая лучшая тема про Бисмарк?)) А так, вроде бы в правилах так и прописано))

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Старший альфа-тестер
686 публикаций
34 боя

хорошая тема. но лучше делать хорошие темы про то чего не было  :honoring: .

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
227
Старший альфа-тестер
699 публикаций
1 510 боёв

Просмотр сообщенияUnCursed (15 Сен 2013 - 16:10) писал:

А вот ТТХ явно не хватает...
Была недоработка, исправил.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Старший альфа-тестер
364 публикации
1 048 боёв

Отличная тема, увы плюслмет на перезаряде =(

Просмотр сообщенияct111 (15 Сен 2013 - 16:35) писал:

Хм я что-то думал что в России авиа несущих вообще не было. :ohmy:

Да нет, вот вам ссылка ниже, там по всему коротко, но все же это была моя первая тема, а первый блин всегда комом =(

http://forum.worldof...ийской-империи/

Изменено пользователем PSiHxD

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
32
[FE_B]
Старший альфа-тестер
1 138 публикаций
9 118 боёв

вот он вот он АВ совков 2го лв =)

Просмотр сообщенияct111 (15 Сен 2013 - 16:35) писал:

Хм я что-то думал что в России авиа несущих вообще не было. :ohmy:

были как видишь =) и даже повоевать неплохо успели....но после революции не до них было

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Участник
53 публикации
1 707 боёв

Исчерпывающее количество информации!

Респект!

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Эту страницу никто не просматривает.

×