Перейти к содержимому
Для публикации в этом разделе необходимо провести 50 боёв.
MBA116

Гидроавиатранспорт "Дедало"

В этой теме 15 комментариев

Рекомендуемые комментарии

414 публикации

   Приветствую Вас форумчане!   

Изображение

Хотя в сражениях Первой мировой войны были продемонстрированы немалые достоинства самолетов, окончательный ответ на вопрос, есть ли будущее у дирижаблей, остался открытым. Поэтому испанцы приняли решение развивать и авиацию, и воздухоплавание, надеясь на практике сделать правильный выбор. В частности, на совещаниях констатировалось повышение роли авиации в будущих войнах и рекомендовалось в обязательном порядке оснащать крупные боевые корабли зенитными орудиями, а также в период с 1921 по 1927 г. пополнить флот авианесущей единицей. В итоге флот Испании пополнился уникальным многоцелевым кораблем «Дедало» - аэростатоносцем и авиатранспортом одновременно, т.е. можно с полным основанием назвать его универсальным.
1. Начало

  • «Нойенфельс» заложили 19 апреля 1901 г. на заводе «Сван Хантер» в Ньюкасле по заказу крупной германской судоходной кампании «Ганза», 22 мая его спустили на воду.
  • В полдень 1 августа 1914 г. «Нойенфельс» вместе с пароходом «Нейденфельс» зашел в испанский порт Виго. Они выполняли обычный рейс из Бомбея с разнообразным грузом, и у берегов Испании получили радиосообщение о начавшейся войне. Капитаны решили укрыться в ближайшем нейтральном порту в ожидании дальнейшего развития событий. Но война затягивалась, и 23 октября 1914 г. испанцы проинформировали германских капитанов и консула, что в соответствии с нормами международного права Испания интернирует оба парохода.
  • В конце мировой войны Испания смогла убедить международное сообщество в том, что, несмотря на нейтралитет, ее торговый флот понес большие потери, и потребовала передать под ее юрисдикцию интернированные в ее портах суда Германии и Австро-Венгрии.
  • В окончательной редакции договора Испании передавались грузовые суда «Эрифия», «Яворина», «Рома», «Крефельд», «Рига» и «Нойенфельс». Оказавшись под испанским флагом, они получили наименования «Эспанья №1» — «Эспанья №6» соответственно.
  • 26 августа 1921 г. был получен приказ срочно оценить стоимость переделки одного из пароходов, находящегося в собственности Совета. В первую очередь это касалось стоящего в Барселоне парохода «Эспанья №6». Переоборудование судна началось в середине декабря. Корабль к маю 1922 г. был в общем готов.
  • Еще в марте на «Дедало» состоялись первые швартовые испытания с дирижаблем типа S.C.A. 27 апреля буксиры вывели «Дедало» из барселонского порта, и в устье реки Льобрегат были проведены испытания по швартовке и запуску дирижабля типа S.C.A. в море. Пришвартовавшийся дирижабль, успешно завели в ангар, а спустя четверть часа вывели и снова запустили. Незамедлительно на корабль от морского министра поступила поздравительная телеграмма, ведь подобные опыты проводились в Испании впервые.
  • На ходовые испытания корабль вышел 1 мая. После успешного их завершения 20 мая «Дедало» впервые самостоятельно выполнил маневрирование при швартовке и запуске дирижабля. На следующий день, приняв на борт все воздухоплавательное оборудование, корабль фактически вступил в кампанию. А 25 мая 1922 г. он вышел в свои первый морской поход; именно эту дату можно считать днем рождения «Дедало».
2. Конструкция

  • «Нойенфельс» (впоследствии «Эспанья-6») представлял собой типичный грузовой пароход. Стальной корпус с прямым форштевнем и округлой, выступающей над рулем кормой, имел две сплошные палубы, центральную надстройку с дымовой трубой и две мачты. Судно имело следующие основные размерения:
    длина между перпендикулярами  — 127,72 м,
    ширина — 16,78 м,
    высота борта — 9,54 м,
    осадка — 6,22 м.
    В «гражданской» жизни водоизмещение в полном грузу — 8470 т. Вместимость — 5650 брт. Все корпусные конструкции выполнялись клепаными. Перевозимые грузы размещались в двух носовых и двух кормовых трюмах, а также на палубах твиндека и юта. Всего для этих целей отводилось 13 225 м3 объема внутри корпуса судна.
  • Надстройку в ходе переделки сделали выше на один уровень. Это требовалось для оборудования дополнительных кают с целью увеличения площади жилых помещений. Ведь команда «Нойенфельса» составляла всего 63 человек, а в начале военной карьеры экипаж «Дедало» достиг 398 человек, и лишь к концу 1920-х гг. его численность уменьшилась до 330.
  • Помимо этого незначительно увеличили и размеры мостика, установили вооружение и оборудование для работы с самолетами и дирижаблями. Вся носовая часть полностью принадлежала воздухоплавателям, поскольку считалось, что когда корабль находился на ходу, попадание на нее летящих из дымовой трубы искр маловероятно. Чтобы полностью исключить такую возможность, на трубу надели специальный гаситель, состоящий из металлических сеток, это придало ее верхней части своеобразную форму.
  • Для приема дирижаблей и аэростатов на баке установили причальную мачту. А для их хранения оборудовали специальный ангар высотой 12 м (на всю возможную глубину трюма), снабженный специальным палубным люком размерами 42x8,3 м. Там же находилось оборудование, предназначенное для обеспечения нужд аэронавтики: станция по производству, система гибких трубопроводов для наполнения аэростатов, компрессор, баллоны.
  • Пространство в корме за надстройкой отдали авиации, для размещения самолетов верхнюю палубу пришлось расширить и усилить. По логике вещей, ее следовало бы понизить, чтобы упростить процесс спуска гидросамолетов на воду. Но из соображений экономии «авиационную» палубу просто положили на настил верхней без каких-либо серьезных переделок в силовом наборе корпуса. В результате она оказалась даже выше, чем в носовой части.
    Spoiler
    В кормовой части идет формирование авиационной палубы
    Изображение
  • Авиационная палуба длиной 60 м и шириной 16,75 м в основном предназначалась для размещения на ней самолетов в ходе предстартовой подготовки и послеполетных осмотров и лишь изредка для хранения машин во время боевых действий и в походах. «Дедало» мог принять на борт до 20 аэропланов Макки М. 18 или сходных с ними по габаритам. Именно под размеры этих самолетов и разрабатывался лифт. Поэтому, когда пришлось принять на вооружение машины более солидных размеров, для спуска в ангар их приходилось разбирать.
  • Для подъема и спуска гидросамолетов на воду в кормовой части надстройки побортно смонтировали две невысокие мачты, вооруженные двумя грузовыми стрелами каждая. Последние могли использоваться для спуска на воду и принятия на борт как гидросамолетов, так и корабельных плавсредств. Из-за недостатка мест в 1926 г. три из них демонтировали, оставив всего одну, на балке левого борта.
  • Значительной модернизации при перестройке подверглась бортовая электросеть. В дополнение к старому генератору в 10 кВт в машинном отделении смонтировали две группы электрогенераторов по 75 кВт каждая. Для повышения живучести электрооборудования корабль имел две независимые электрические сети.
  • В связи с увеличением экипажа в трюме корабля оборудовали дополнительные цистерны для питьевой воды емкостью до 80 т. Запасы провизии «Дедало» позволяли ему действовать в течение 45 дней без захода в базу.
  • Авиатранспорт снабдили двумя якоря Холла массой по 3035 кг и двумя адмиралтейскими в 1341 и 650 кг.
  • Крайне негативным итогом перестройки стали почти 650 т дополнительных верхних грузов при общем уменьшении водоизмещения почти на 3000 т. В результате корабль вышел из воды буквально по вал гребного винта, а его остойчивость недопустимо уменьшилась. Для приведения «Дедало» к нормальной осадке и приемлемой остойчивости пришлось загрузить в трюмы более чем 3000 т балласта (чугунных чушек и цемента). Теперь полное водоизмещение составило 9900 т, при осадке 7,40 м, высота надводного борта в носу порядка 6 м, в корме — чуть больше 7 м.
  • На пароходе стояла четырехцилиндровая паровая машина тройного расширения, изготовленная непосредственно самой верфью, с приводом на один вал, посредством которого вращался четырехлопастной винт диаметром 5,87 м. Мощность машины составляла 2200 л.с. (494 ном. л.с). Пар для нее вырабатывали три цилиндрических трехтопочных котла так называемого «морского» типа с обратным ходом дыма, оборудованные стокером (устройством для автоматической подачи угля в топки) типа «Howden». Время, необходимое для подъема паров с холодного состояния, составляло 18 ч. На якорной стоянке при заглушённых основных котлах корабельные нужды обеспечивал вспомогательный котел. Его производительности хватало для работы механизмов мощностью до 250 л.с.
  • С учетом уменьшения скорости из-за срока службы, можно предположить, что к 1919 г. судно могло развить около 7 — 8 уз. После капитального ремонта котлов в мае 1928 г. он показал на мерной миле 11,8 уз., так что нормальный эксплуатационный ход в этот период составлял около 10 уз., а крейсерский — около 6 уз. Однако, следует признать абсолютно неудовлетворительными эти показатели для действия в составе эскадры. Это еще раз доказывает, что «Дедало» задумывался и использовался как корабль второй линии.
  • Леерные стойки и леера не показаны, расшивка палубы показана условно
    Изображение

3. Вооружение

  • Артиллерийское вооружение «Дедало» состояло из двух 105-мм орудий Круппа, установленных в носовой части, а также двух 57-мм скорострелок Норденфельта в специальной нише на корме. Последние в основном использовались в качестве салютных пушек.
  • Германское орудие 10.5cm SKL/35 С/97 было принято на вооружение испанского флота под названием C.Ac. 10.5-cm Т.r. Krupp Modelo 1897 (Орудие стальное 105-мм скорострельное Круппа модели 1897 г.). Масса орудия со станком - 1150 кг, длина ствола - 3680 мм (35 клб), длина нарезанной части - 3375 мм (32,1 клб). Канал ствола имел 32 нареза глубиной 1,25 мм. Заряжание унитарное, гильзовое. Масса метательного заряда бездымного пороха - 4 кг. В боекомплект входил всего один тип снаряда - полубронебойный, с одним ведущим пояском, поскольку остальные признаны испанскими специалистами неэффективными. Длина снаряда - 3,7 клб, масса - 17,4 кг. Масса взрывчатого вещества - 0,85 кг. Начальная скорость 600 м/с, техническая скорострельность - 15 выстр./мин. При максимальном угле возвышения (30,2°) табличная дальность стрельбы составляла 10 800 м, угол падения снаряда — 46°, время полета — 40,63 с.
  • Скорострелка Норденфельта принята на вооружение флота королевским декретом 13 марта 1896 г. под названием С.Ас. 57 mm. Т.r. Nordenfelt Marca А. II (Орудие стальное 57-мм скорострельное Норденфельта модель А II). Длина ствола - 42 клб, масса орудия - 304 кг, в т.ч. тумбовой установки - 229 кг. Масса заряда бездымного пороха - 880 г. Затвор - клиновой, заряжание - патронное. В боекомплект могло входить три типа снарядов: полубронебойный (2,68 кг), фугасный (2,7 кг) и шрапнельный (3,7 кг). Шрапнель при разрыве давала 196 пуль массой 11 - 17 г. Начальная скорость полубронебойного снаряда - 570 м/с, фугасного - 541 м/с. Максимальный угол возвышения - 20°, дальность стрельбы – до 6800 м. Скорострельность - 25 выстр./мин.
    Spoiler
    Норденфельт модель А II
    Изображение
  • Интересно, что в отличие от авиатранспортов и авианосцев других стран, «Дедало» не имел зенитной артиллерии (даже пулеметов), зато его пушки неоднократно использовались для бомбардировок позиций.
  • На корабле имелся двухметровый дальномер системы «Барра и Струда». А для боевого освещения установили три 60-см прожектора.
  • Бортовое радиооборудование включало радиотелеграф системы «Телефункен» мощностью один кВт и радиопеленгатор системы «Маркони».
4. Бортовая авиагруппа

  • Когда возникла необходимость в формировании авиагруппы «Дедало», предъявляемым требованиям более-менее соответствовали «макки» и «савойи». В ходе эксплуатации «Дедало» принимал на борт до 20 - 25 машин такого размера. На основании боевого опыта выработались определенные требования к авиагруппе: обычно она состояла из двух эскадрилий плюс один-два самолета связи.
  • Для обеспечения боевых действий самолетов и дирижаблей в погребах «Дедало» хранилось до 3000 фугасных бомб калибром 20, 112 и 230 фн, а также до 8000 химических (зажигательных, удушающих и слезоточивых).
  • За время службы на «Дедало» базировались следующие типы самолетов:
1. Felixstowe F.3A Flying Boat
Spoiler
Размах крыльев - 31,09 м, длина - 14,99 м, высота - 5,69 м. Двигатели – 2 х Rolls-Royce Eagle VIII 257кВт (345 л.с.). Масса пустого - 3610 кг, взлетная масса - 6024 кг. Максимальная скорость на высоте 610 м - 147 км/ч, скороподъемность - 122 м/мин. Потолок практический - 2440 м, продолжительность полета - 6 ч. Экипаж - 2 чел.
Самолет Felixstowe F.3 совершил первый полет в октябре 1917 г., серийно производился в Великобритании. Использовался как разведчик или бомбардировщик. В варианте последнего он мог принять бомбовую нагрузку до 418 кг. В испанском флоте вооружался пятью 7.7-мм пулеметами. В Испании использовались машины модификации F.3A. Всего Морская аэронавтика в 1923 - 1926 гг. получила 21 шт. В целом самолеты следует охарактеризовать как весьма посредственные, но применялись они довольно активно. Использование затруднялось чрезмерными для «Дедало» размерами. Кроме того, они отличались чрезвычайной хрупкостью конструкции, а их двигатели требовали регулирования после каждого полета. Из-за этого F.3A на «Дедало» использовались ограниченно, и после первых опытов все F.3А были переданы для базирования на берегу. Всего на «Дедало»  применялось девять машин этого типа.
Spoiler
Felixtowe F.3A Flying Boat
Изображение
Изображение
Felixtowe F.3A рядом с «Дедало»
Изображение
2. SIAI S.13

Размах крыльев - 11,08 м, длина - 9,02 м, высота - 3,16 м. Двигатель - Isotta Fraschini V6 мощностью 250 л.с (187 кВт), скорость - 197 км/ч. Масса максимальная - 940 кг. Потолок практический - 6200 м, дальность - 850 км. Экипаж - 2 чел. Вооружение: один 7,7-мм пулемет.
В состав бортовой авиагруппы «Дедало» S.13 попали из-за отсутствия более современных самолетов. Часть S.13 прошли модернизацию, получив обозначение S.13bis. Однако модернизированные машины, как и исходные образцы, оставались тяжелыми в управлении, неустойчивыми, и, самое главное, их корпуса постоянно текли. Всего на «Дедало» базировалось до 13 машин S.13 и S.13bis (одновременно не больше трех четырех), включая первый гидросамолет, произведенный в Испании, названный «Эспаньол» (Espanol — испанец).

Spoiler
Фотографии с Кубка Шнайдера в 1919 году.
Изображение
Изображение

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
414 публикации

 

4. Бортовая авиагруппа

3. SIAI S.16

Spoiler
Размах крыльев - 15,5 м, длина - 9,89 м, высота - 3,67 м. Двигатель Isotta Fraschini мощностью 400 л.с. (для произведенных в Испании - 300 л.с). Крейсерская скорость - 175 км/ч, максимальная - 194 км/ч, масса пустого - 1852 кг, взлетная масса - 2652 кг, потолок практический - 3000 м, дальность - 1000 км. Экипаж - 2 чел. Вооружение: 7,7-мм пулемет у наблюдателя, до 220 кг бомб.

Военная версия — S.16bis. Первые экземпляры поступили на вооружение в 1922 г. Имел прозвище «Бисиклета» (Bicicleta — велосипед). Снят с вооружения в 1927 г. По итогам применения на «Дедало» несколько S.16bis прошли переделку: была изменена форма носовой кабины, смонтированы стационарные бомбодержатели под крыльями и т.д. В литературе иногда для отличия от S.16bis модернизированные машины называют S.16bisM. 15 мая 1924 г. на заводе «Антуньес» была спущена на воду первая модернизированная S.16bis, и вскоре из шести машин этого типа сформировали эскадрилью. Ее предполагали использовать лишь с берега, но после потери во время шторма практически целой эскадрильи «скарабо»в авиагруппу «Дедало» пополнила шестерка модернизированных «савой». В общей сложности на «Дедало» базировалось до 12 самолетов модификаций S.16, S.16bis и модернизированный S.16bisM.

Spoiler

Изображение

Изображение

4. Savoia-Marchetti S.62

Размах крыльев - 15,5 м, длина - 11,0 м, высота - 4,1 м, двигатель Испано-Сюиза L.12B мощностью 600 л.с. скорость максимальная - 200 км/ч, масса пустого - 1900 кг, взлетная масса - 3000 кг, дальность - 2000 км, потолок практический - 4900 м, время набора высоты 3000 м - 24 мин. Экипаж - 3 чел. Вооружение: 4 пулемета 7,7 мм, 600 кг бомб.

Легкий бомбардировщик и разведчик. В марте 1929 г. морская авиация Испании получила первый планер самолета S.62. Наиболее современный самолет авиагруппы «Дедало», но из-за устарелости авиатранспорта широкого применения на нем уже не получил. В бортовой авиагруппе «Дедало», как правило, числились одна- две такие машины.

Spoiler

Изображение

Изображение

 

5. Macchi M.18

Размах крыльев - 15,80 м, длина - 9,75 м, высота - 3,25 м. Двигатель Isotta-Fraschini V-4В (на более поздних модификациях - Аssо) мощностью 280 л.с. Скорость максимальная - 187 км/ч, масса пустого - 1275 кг, взлетная масса - 1785 кг, потолок практический - 5500 м, дальность - 1160 км. Экипаж - 3 чел. Вооружение: 7,7-мм пулемет, легкие бомбы.

Представлял собой разведчик – легкий бомбардировщик. Всего получено из Италии 15 и произведено в Испании еще 28 машин. С 1927 г. выпускалась модификация со складывающимися крыльями, предназначенная специально для базирования на «Дедало» (произведена и переоборудована примерно половина всех построенных в Испании машин).

Несмотря на множество недостатков, М.18 можно считать самым удачным приобретением для «Дедало». Всего на нем базировалось 17 машин этого типа (одновременно не больше 12).

Spoiler
Macchi M.18 у борта «Дедало»

Изображение

Изображение Изображение

6. Supermarine Scarab

Размах крыльев - 14,03 м, длина - 11,30 м, высота - 4,85 м. Двигатель - 1×Rolls-Royce Eagle IX мощностью 360 л.с. (268 кВт), скорость максимальная - 150 км/ч, крейсерская скорость - 129 км/ч, взлетная масса - 2744 кг, дальность - 400 км. Экипаж - 3 чел. Вооружение: 1 пулемет, 450 кг бомб.

Военная модификация пассажирского самолета «Sea Eagle», разработана специально по заказу Испании. Для вооружения «Дедало» приобретено 12 экземпляров. Из-за своих больших размеров могли быть убраны в ангар только в разобранном виде. В результате хранились прямо на верхней палубе, прикрытые специальными щитами, создававшими весьма условную защиту от порывов ветра. После августовского шторма 1924 г. семь оставшихся машин перевели на военно-воздушную базу Сеуты. Состояли на вооружении до 1926 г.

Spoiler

Изображение

Изображение

Изображение

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
414 публикации

4. Бортовая авиагруппа

7. Blackburn T.1 «Swift» Mk. II

Spoiler
Размах крыльев - 14,81 м, длина – 10,85 м, высота - 3,75 м. Двигатель - 1 × Napier Lion IB мощностью 450 л.с, скорость максимальная - 171 км/ч, скороподъемность -198 м/мин, масса пустого - 1610 кг, взлетная масса - 2857 кг, потолок практический - 4572 м, дальность - 563 км. Экипаж - 1(2) чел. Вооружение: одна торпеда или 680 кг бомб.

Ранняя версия британского торпедоносца «Дарт». Первоначально предполагалось базирование на берегу, но поскольку учения 1927 г. продемонстрировали высокую эффективность торпедоносцев, два «свифта» с поплавковым шасси были включены в авиагруппу «Дедало».

Spoiler

В мае 1921 года собран первый прототип самолета Blackburn Dart

Изображение

 

Испанский Swift Mk.II

Изображение

 

Теоретически длины палубы «Дедало» могло хватить для разбега и пробега легкого самолета. Для этой цели весной 1922 г. были закуплены две «Пантеры», которым требовалась ВПП длиной 35 м. В июле 1922 г. провели несколько удачных взлетов и посадок на суше, подтвердивших необходимые взлетно-пробеговые характеристики, но использовать «Дедало» в качестве носителя этой техники сочли слишком рискованным.

Надстройка, располагавшаяся в центре корпуса, давала опасную турбулентность набегающим потокам воздуха. Англичане, столкнувшиеся с подобной проблемой еще во время Первой мировой войны, вскоре спроектировали сплошную полетную палубу. В случае «Дедало» подобная трансформация не имела ни технического, ни экономического смысла. После кратковременного пребывания в упаковочных ящиках в ангарах «Дедало» оба самолета оказались на берегу в качестве учебных машин.

Наконец, как следствие удачных испытаний автожира Сиервы, 22 марта 1934 г. Появился правительственный декрет, санкционировавший приобретение Морским министерством двух автожиров Сиерва С-30, практически идентичных тому, что проходил испытания на палубе «Дедало». На вооружении «Дедало» они никогда не состояли.

 

Изображение

Изображение

 

5. Воздухоплавательное вооружение

Все воздухоплавательное оборудование приобрели в Италии во время работ по переоборудованию «Дедало». Дирижабли типа «О», первоначально предполагавшиеся для базирования на «Дедало», оказались слишком крупными, носовой ангар создавался для размещения дирижаблей типа S.C.A. и двух аэростатов объемом до 1100 м3. Для обеспечения их эксплуатации в носу установили специальную мачту с небольшим марсом, а также с мощным прожектором для подсветки места швартовки. Основное пространство ангара непосредственно под люком было отдано дирижаблям, остальное место занимали аэростаты и оборудование к ним: тросы, такелаж, балласт и т.п.; там же находились два небольших тягача фирмы «Фиат».

Spoiler

Носовой ангар

Изображение

 

Уборка в ангар дирижабля типа S.C.A.

Изображение

 

1. Дирижабль типа «О» (Osservatori - разведывательный)

Полужесткая конструкция, длина - 55,8 м, диаметр - 10,8 м, теоретический объем - 3500 м3, практический объем — 3600 м3, масса пустого - 2650 кг, полезная нагрузка - 1240 кг. Два двигателя «Коломбо» мощностью по 130 л.с, максимальная скорость - 91 км/ч. Вооружение: до 200 кг бомб.

Опытный экземпляр поднялся в воздух в 1918 г. Два экземпляра приобретены в конце 1921 г. и получили обозначения 0-1 и 0-2. После того как дирижабли типа S.C.A пришли в негодность, попытались ввести в ангар «Дедало» аппарат типа «О». Но было выяснено, что это можно сделать, только если объем дирижабля не превышает 2000 м3, что создавало серьезные трудности с базированием. В связи с этим авиатранспорт использовался лишь для обеспечения полетов дирижаблей типа «О» и кратковременной швартовки. Именно поэтому, когда воздухоплавательное оборудование с «Дедало» сняли, причальная мачта осталась.

2. Дирижабль типа S.C.A.

Полужесткая конструкция, длина - 39,3 м, диаметр - 8,5 м, теоретический объем - 1500 м3, масса пустого - 1080 кг, полезная нагрузка - 540 кг. Два двигателя «Анзани» мощностью по 40 л.с, максимальная скорость - 82,5 км/ч.

Опытный экземпляр совершил полет в 1921 г. Испанцами закуплено два экземпляра, прибывших в Барселону в марте 1922 г. Получили обозначения S-1 и S-2. В 1924 г. S-1 поврежден во время боевых действий в Марокко и признан негодным для дальнейшего боевого использования, в связи с чем переименован в F-1 (Flacido — слабый).

Окончательно пришел в негодность в 1929 г. S-2 потерян в ходе боевых действий в 1925 г.

Spoiler

Изображение

3. Пивязной аэростат типа «Аворио-Прассон» (Avorio-Prassone)

Длина - 12,23 м, диаметр - 11,5 м, объем - 1100 м3, максимальная скорость буксировки – 60 км/ч.

Привязной аэростат, оснащенный двумя рулями высоты и рулями направления.

Опытный экземпляр испытан в 1915 г. В Испанию в 1922 г. поступили два таких аэростата. Включен в состав вооружения «Дедало», но использовался мало, главным образом, из-за неудачного применения армейских аэростатов в Марокко.

4. Свободные аэростаты

В отличие от привязных аэростатов свободные подбирались не столь придирчиво. В результате этого в испанской аэронавтике царило полное разнотипье, вплоть до шаров оригинальных и опытных конструкций, произведенных в армейском центре в Гвадалахаре. На «Дедало» базировались аэростаты объемом 900 — 1000 м3, рассчитанные на экипаж из четырех человек.

 

6. Служба

  • На рассвете 6 августа 1922 года «Дедало в заливе Алукемас, присоединился к эскадре, став в кильватер крейсеру «Каталунья». Этот день вошел в историю морской авиации Испании. После того, как в 15 часов марокканцы открыли огонь по испанским кораблям, «Каталунья» и «Дедало» выдвинулись в район Морро Нуэбо. Здесь на воду были спущены семь гидропланов и три шлюпки для облегчения работы авиаторов. «Савойи» предназначались для ведения разведки, зато «макки» впервые сбросили бомбы на позиции рифов.

     

  • На следующий день около шести утра шесть гидропланов снова отправились на бомбардировку позиций неприятеля, сбросив в общей сложности 54 бомбы. В конце дня «Дедало» вместе с эскадрой ушел для пополнения припасов и отдыха в Мелилью; к Алукемасу он вернулся в полдень 10 августа. Поскольку высокий борт авиатранспорта представлял хорошую мишень, а большое количество легковоспламеняющихся материалов и боеприпасов могли сделать единственное попадание в него фатальным, то державший свой флаг на линкоре «Альфонсо XIII» командующий эскадрой приказал ему уйти в Сеуту. Выполняя полученный приказ, «Дедало» направился в Мелилью, по пути обстреляв из 105-мм орудий позицию рифов в районе Морро Нуэбо.

     

  • В дальнейшем в кампании 1922 г. самолеты авиатранспорта вылетали на боевые задания семь раз, работая, в основном, по горным целям в районе Алукемаса, а также по Велес-де-ла-Гомера. Всего за месяц авиаторы сбросили на противника около 400 зажигательных и фугасных бомб различных калибров. Осенью бомбардировки продолжились, но чаще стали применять и разведку.

     

  • 29 ноября «Дедало» добрался до Барселоны. Все самолеты и дирижабли незамедлительно передали береговым службам для тщательного осмотра и регламентных работ. Закончилась первая боевая кампания. За шесть месяцев корабль прошел 6604 мили, проведя в море 65 суток. Во время боевых действий ни на авиатранспорте, ни в его авиагруппе не произошло ни одной серьезной поломки. Удалось избежать и боевых потерь.
    Spoiler
    «Дедало» в Картахене, июнь 1922 г.

    Изображение

    Изображение

     

    «Дедало» в Мелилье во время своей первой кампании (ноябрь 1922 г.). Над ним - дирижабль S.C.A.

    Изображение

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
414 публикации

6. Служба

  • Кампанию 1923 г. «Дедало» начал с учебного выхода лишь в июне.

    Практически вся деятельность «Дедало» в кампанию 1923 г. оказалась связана с  «Эспаньей». Так, S-2 совершил два десятка полетов общей продолжительностью свыше 30 ч, сделав многочисленные снимки аварийного дредноута.

    Spoiler
    Аэрофотоснимки севшего на камни линкора «Эспанья», конец лета—осень 1923 г.

    Изображение

  • Последнее плавание «Дедало» в 1923 г. началось 10 декабря, и здесь в пути ему пришлось пережить сильный шторм. К счастью, обошлось без серьезных проблем. После небольшой остановки в Пальме корабль 13-го числа ушел в Картахену, где 17 декабря стал в сухой док.

  • Так в ожидании первого дальнего плавания «Дедало» закончил второй год своей военной службы. Всего за 1923 г. он прошел 3786 миль, пробыв в море 46 суток.

  • 12 апреля 1924 года авиатранспорт вышел в Ферроль из Барселоны, откуда 22-го направился в первое заграничное плавание. Переход в Англию проходил в сложных метеоусловиях, в густом тумане. Лишь вечером 24-го корабль прибыл в Саутгемптон.

  • Анализируя ход боевых действий, августовские бомбардировки, морские летчики отметили, что закупленные в Великобритании самолеты намного лучше подходят для нанесения бомбовых ударов по противнику. Однако не сразу удалось правильно оценить то обстоятельство, что из-за больших габаритов «супермарины» невозможно разместить в ангарах корабля. Впрочем, при хорошей погоде они спокойно могли находиться и на верхней палубе, и даже на воде. Расплата последовала 25 августа. В этот день около 8 часов задул сильный норд-ост, и «Дедало», чтобы избежать бортовой качки, взял курс в море. Весь день авиатранспорт осуществлял сложное маневрирование, пытаясь стать носом к ветру и тем самым защитить стоявшие в кормовой части самолеты. В результате пять самолетов оказались за бортом, два несколько раз перевернулись на палубе и получили серьезные повреждения.

  • В ноябре участвовал в последней более-менее крупной операции по эвакуации отдельных испанских гарнизонов в связи с отходом «на линию Примо де Риверы», начатая еще в июле. Таким образом, с середины ноября война в Марокко вошла в новую фазу.

  • Вероятно, этот год стал самым тяжелым для «Дедало». Хотя корабль провел в море 72 суток и прошел всего 4508 миль. В результате боевых действий и полетов погибло несколько экипажей самолетов.

  • Активная служба в 1925 году началась летом. В тяжелое положение авиатранспорт попал 26 июня, когда примерно в 20 часов оказалось случайно пропороло дно одного из баков с бензином, в котором находилось около 12 000 л топлива. Оно стало растекаться по трюму, атмосферу насыщали пары бензина. В любую секунду от случайной искры они могли воспламениться, причем в соседних отсеках находились авиабомбы. Аварийная ситуация сохранялась на корабле в течение нескольких дней.

  • В сентябре «Дедало» принял участие в Алукемасской десантной операции. Используя звено «супермаринов» и звено «савой» осуществлял бомбардировку вражеских позиций у Яд-Лау. Сосредоточение у Яд-Лау большого количества кораблей и активные действия авиации были лишь демонстрацией, отвлекавшей марокканцев от места предстоящей высадки у Морро Нуэбо. Позже «Дедало» переместился туда,  осуществляя разведку и бомбардировку. До октября продолжались боевые действия, в результате которых не осталось ни одного дирижабля S-2, только один привязной, но его применение сочли слишком опасным.

  • В середине октября «Дедало»прибыл в гавань Барселоны. В течение следующей недели сдал свое авиационное и воздухоплавательное вооружение на берег для осмотра и исправления полученных повреждений. Так закончилась четвертая и последняя боевая кампания испанского авиатранспорта. За год корабль прошел 2085 миль, пробыв в море 50 суток. Впервые после окончания Первой мировой войны авианесущему кораблю довелось поддерживать столь масштабную десантную операцию.

    Теснота на палубе

    Изображение

  • Поскольку в конце 1925 г. Республика Рифф капитулировала, в последующий период острой военной необходимости в «Дедало» не возникало. Поэтому было решено заняться техническим состоянием корабля. Аэронавтам пришлось потесниться. В начале 1926 г. поступил приказ оставить из летного состава только лейтенантов Хильена и Касаса. Остальным пилотам предписывалось пройти переподготовку в летчиков-наблюдателей.

  • В 1927 г. «Дедало» также не был востребован. В результате он весь год провел в Барселоне. В конце июня принял участие в маневрах Главная их цель состояла в предотвращении возможной бомбардировки Барселоны неприятельской эскадрой исключительно силами авиации и подводных лодок. Так или иначе, но маневры наглядно продемонстрировали силу авиационного оружия. Выводов сделали немало. Авиаторы самым существенным недостатком признали отсутствие на самолетах связи. В результате руководство обязали продумать какую-нибудь систему кодов (дымовых, щитовых, световых) или оснастить самолеты радиостанциями. Немаловажным стало и признание роли торпедоносцев. Ранее считалось, что основной удар следует наносить бомбами. Всего же за год корабль провел в море всего два дня, пройдя 280 миль.

  • Весной 1928 г. наметилось сближение Италии и Испании, предстояла серия визитов на высшем уровне. Для обеспечения одного из них и был привлечен испанский авиатранспорт.

  • С 16 июня по 11 июля, «Дедало» посетил Маон. Отрабатывались взаимодействия с местной торпедной станцией и дивизионом подводных лодок.

  • После недельного отдыха в Барселоне «Дедало» ждало новое задание: 23 июля авиатранспорт снова вышел в море с пятью М.18 на борту и взял курс на полигон Марин, куда и прибыл в сумерках 28-го. Здесь бортовая авиагруппа пополнилась еще одним «макки», совершившим успешный перелет из Ла Коруньи. На Морском артиллерийском полигоне летчиков немедленно привлекли к опытам по корректировке артиллерийского огня линкоров. В целом служба в 1928 г. оказался для корабля довольно интенсивной: было пройдено 4284 миль за 58 суток. Несмотря на явную устарелость корабля, будущее морской авиации виделось весьма оптимистично. Именно в этот период состоялась закладка тяжелых крейсеров «Канариас» и «Балеарес», в состав вооружения которых входили бортовые самолеты.

  • Практически весь 1929 год «Дедало» безвылазно провел в Барселоне, приняв участие в Барселонской выставке в мае. Однако авиатранспорт, входивший в представительную международную эскадру, большого интереса у публики не вызвал. В этом же году «Дедало» был переделан в специальную плавмастерскую. Большие учения осенью 1929 г. считались очень важными для понимания основных уроков, извлеченных по итогам кампании предыдущего года. Для участия в них на борту корабля разместили две эскадрильи из 11 самолетов М.18, два поплавковых торпедоносца «свифт», а также одиночную S.62, предназначенную исключительно для связи. На сей раз учения прошли на более высоком уровне, нежели в предыдущем году. Морская авиация снова продемонстрировала свою незаменимость, особенно при разведке надводных целей. Впрочем, и в качестве плавмастерской «Дедало» оказался востребован.

  • 16 октября корабль вернулся в Барселону, завершив кампанию 1929 г. Всего за год он прошел 1073 мили, проведя в море 35 суток.

  • Кампания 1930 г. прошла для «Дедало» относительно спокойно. Год начался с испытаний машин, снова подтвердивших ненадежность главных механизмов. По завершении пробных пробегов 21 января корабль ушел к мастерским «Болкано». Традиционные маневры флота этого года должны были пройти на севере. На них предполагалось отработать защиту побережья и главных промышленных центров от угрозы с моря. Всего за кампанию 1930 г. корабль прошел 3191 милю (почти в три раза больше, чем в предыдущем году) и пробыл в море 24 дня.

  • В марте 1931г. «Дедало» снова участвовал в маневрах в бухте Польенса. Неподалеку расположились и «корабли эскадры», по которым гидросамолеты отрабатывали бомбовые удары. Разумеется, что настоящие корабли под боевые бомбы никто не подставлял, а их роль играли муляжи. Опытным путем ранее было установлено, что при полете на высотах свыше 750 м даже в крупный корабль попасть практически невозможно. Далее производилась пулеметная атака «отдельно стоящих эсминцев и сторожевиков», роль которых выполняли специальные буксируемые мишени. Также отрабатывалось обнаружение подводных лодок и наведение на них своих эсминцев. И, наконец, в последний день маневров летчики практиковались в ночной атаке «стоящей на якоре эскадры» как одиночными самолетами, так и в составе звеньев. На мишени при этом сбрасывались боевые бомбы по 10 и 100 кг.

  • 14 апреля 1931 г. в Испании была провозглашена республика. Морская авиация – самая «интеллектуальная» часть флота - пострадала от всех этих событий очень сильно. А «Дедало» до конца года использовался как обычный транспорт.

  • 29 апреля «Дедало» прибыл в Марин и после быстро проведенной разгрузки вечером того же дня бросил якорь в Ферроле. Здесь корабль окончательно стал обычным транспортом, совершив несколько грузовых перевозок между Ферролем и Марином.

  • В итоге за 1931 г. он прошел 3406 миль, проведя в море 32 суток.

  • 23 июня 1932г. было решено использовать «старика» для доставки в Аликанте емкостей с водой.

  • В октябре новое правительство решило оборудовать еще одну военно-воздушную базу на Балеарских островах. Под нее была отведена бухта Польенса, уже освоенная гидропланами «Дедало». На разведку местности решили отправить «Дедало». Поздно ночью 5 октября авиатранспорт бросил якорь в Польенсе, где уже находились ожидавшие

    его самолеты. После выполнения поставленных задач 29 октября корабль прибыл в Маон. 7 ноября «Дедало» вновь зашел в Польенсу, где снял установленные в начале октября буйки для швартовки гидропланов, после чего направился в Барселону.

  • 28 ноября, приняв попутные грузы, корабль ушел в Картахену. Здесь он закончил кампанию, пройдя за год всего 1515 миль и проведя в море 45 суток, а в основном стоял на якоре в Польенсе и Маоне.

  • 1933г. принес в морскую авиацию долгожданные реформы. После окончания ремонта «Дедало» привлекли к маневрам уже в составе флота Республики, проходивших в Средиземном море с 20 июня по 6 июля. Хотя на этот раз на нем не было авиагруппы, он, как это случалось ранее, обеспечивал базирование самолетов и их заправку. После участвовал в морском параде.

  • После спешно проведенного ремонта с 18 по 22 августа «Дедало», невзирая на неблагоприятную погоду (сильное волнение и ветер), совершил переход в Марин. Три собранные в его мастерских «савойи» были переданы полигону, а взамен на корабль погрузили тройку М.18, которые предстояло доставить в мастерские Барселоны. 8-го ноября достиг Барселоны. Здесь вместо выгруженных «макки» на борт приняли пятерку истребителей – «мартинсайдов», которые следовало доставить на базу в Сан-Хавьер. Оставив Барселону поздно вечером 15 декабря, он уже на следующий день передал самолеты в арсенал Картахены, откуда истребители на грузовиках были отправлены в Сан-Хавьер. Это стало последним походом «Дедало» в кампанию 1933 г. Корабль прошел в этом году 3825 миль, пробыв в море 50 суток. К этому времени «Дедало» уже рассматривается не как авиатранспорт, а скорее как транспорт для перевозки самолетов. К 1933 г. «Дедало» окончательно устарел, и сдача его на слом стала лишь вопросом времени.

  • Именно на 1934г. пришелся неожиданный всплеск интереса к постепенно приходившему в негодность «Дедало». Это было связано с испытаниями автожира конструктора Хуана де ла Сиервы. Его летательный аппарат с практически вертикальным взлетом и посадкой весьма заинтересовал военное министерство.

    Посадка автожира Сиервы на палубу «Дедало»

    Изображение

  • 17 июня стал знаменательным днем в истории корабля - в семь утра он последний раз вышел в море.

  • 20 октября он отправился в ожидании своей дальнейшей участи к угольному молу, пройдя последние из 1369 миль этого года. За компанию 1934г. «Дедало» провел в море 22 суток.

    «Дедало». Барселона. 1934г.

    Изображение

  • Всего же за время службы под военно-морским флагом он прошел 36210 миль за 505 суток.

  • В результате Гражданской войны судьба «Дедало» не могла быть окончательна решена. Националисты не признавали постановлений республиканцев. Только в 1941г. Начали разборку. Но произошло событие, не позволившее провести полную разборку. Летом в 1943г. «Дедало» неожиданно разломился и затонул. Оказавшиеся рядом очевидцы утверждали, что «Дедало» торпедировала неизвестная подводная лодка. Над водой осталась лишь верхняя часть надстройки (мачта упала при затоплении). Водолазное обследование корпуса показало нереальность его вторичного подъема. Обломки просто взорвали, кое-что подняли, но некоторые элементы до сих пор покоятся на дне.
7. Итог

  • «Дедало» не был ни первым аэростатоносцем, ни первым авиатранспортом, его уникальность заключалась в том, что он специально предназначался для одновременного базирования дирижаблей аэростатов и самолетов. Подобного не наблюдалось ни на одном другом корабле мира.

  • Сравнение Дедало с его «одноклассниками», появившимся в этот период, оказывается не в пользу «испанца». Он соответствует скорее авиатранспортам, появившимся в годы Первой мировой войны. Фактически «Дедало» представлял собой лишь транспорт для аэростатов, дирижаблей и самолетов, снабженный ангарами, мастерскими и складами снабжения для летательных аппаратов.

  • Испанцы не рассматривали «Дедало» как боевую единицу первой линии. Его задача состояла в получении опыта, на основании которого в дальнейшем собирались приступить к проектированию и строительству настоящего авианосца.

  • Существенным недостатком «Дедало» стало отсутствие катапульты. При ее наличии его оперативная и тактическая гибкость возросла бы на порядок и это бы продлило бы его активную жизнь. Однако «Дедало» все равно не смог бы стать полноценной боевой единицей, хотя бы по требованиям мобильности и автономности. Так что уже к 1926г. его исключение из активного состава флота стало лишь вопросом времени.
Рисунки, схемы

 

Изображение

Изображение

Изображение

Список источников

Благодарю за внимание!

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
287 публикаций
31 бой

Наш пострел везде поспел. Что-то совсем уж слишком универсальный захотели кораблик.))

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
661 публикация
651 бой

В итоге получили не то и не другое.

По понятным причинам, совместить было довольно сложно, хотя затея заманчивая.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
32
[PF_B] fon_eJick
1 136 публикаций
8 513 боёв

мде ну что сказать первый блин у Испанцев вышел комом, и походу больше печь не захотели

Изменено пользователем fon_eJick

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
414 публикации

fon_eJick - В 1967г. следующий «Дедало» вошел в состав испанского флота. Им стал бывший американский Кэбот, постройки 1943 г.

Изображение

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
347 публикаций

Просмотр сообщенияMBA116 (06 Сен 2013 - 18:25) писал:

fon_eJick - В 1967г. следующий «Дедало» вошел в состав испанского флота. Им стал бывший американский Кэбот, постройки 1943 г.

Изображение

коллекционеры

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
5 публикаций
303 боя

Немного модернизировали и хватит

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
264 публикации
82 боя

Можно сказать первый многоцелевой корабль +

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
703 публикации

Да сколько же спойлеров!

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
32
[PF_B] fon_eJick
1 136 публикаций
8 513 боёв

Просмотр сообщенияMBA116 (06 Сен 2013 - 18:25) писал:

fon_eJick - В 1967г. следующий «Дедало» вошел в состав испанского флота. Им стал бывший американский Кэбот, постройки 1943 г.

Изображение

это уже совсем другой Дедало, и совсем другая Испания

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
2
[LETO] 1skip1
Коллекционер
113 публикации
10 205 боёв

Гидроавиатранспорты использовались довольно продолжительное время., например в вмф Сша и Японии в войне   на Тихом океане (1941-1945г.)

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
4
[ODUA] Torbinsan
Коллекционер, Коллекционер-испытатель
325 публикаций
6 656 боёв

Да, продолжительное время только успех им сопутствовал только при полном господстве в воздухе.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах

×