Перейти к содержимому
Для публикации в этом разделе необходимо провести 50 боёв.
FirefighterVLG

Подводная лодка "Лембит"

В этой теме 29 комментариев

Рекомендуемые комментарии

Альфа-тестер
223 публикации
189 боёв

Изображение

Приветствую всех читателей форума World of WarShips. Сегодня речь пойдет о ПЛ "Лембит".

Основная информация


Заложена в мае (по другим данным 19 июня) 1935 года на судоверфи «Vikers Armstrong Ld» в Барроу (Великобритания) по заказу Эстонской республики. 7 июля 1936 года состоялась торжественная церемония крещения корабля. Крестной матерью субмарины стала супруга эстонского посла в Великобритании Алиса Шмидт. 13 июля 1936 года подводная лодка спущена на воду. Имя «Лембит» подводная лодка получила в честь вождя мятежных эстов, старейшины земли Сакала, который возглавил борьбу против тевтонских рыцарей-крестоносцев, вторгнувшихся в южную Эстонию. В мае 1937 года подводная лодка вступила в строй и вошла в состав ВМС Эстонии. В начале июля «Лембит» прибыл в Таллин. За время недолгой службы в составе эстонского флота «Лембит» успел сделать три зарубежных визита; два в Хельсинки и один в Ригу. В ночь с 17 на 18 сентября 1939 года экипаж субмарины стал невольным участником инцидента с польской подводной лодкой «Orzel», которая прибыла в Таллин 14 сентября и была интернирована эстонскими властями. Так как на подлодке не успели выкачать топливо, поляки решились на побег, предварительно разоружив охрану. В результате два моряка с «Лембита» – старшина группы трюмных Роланд Кирикмаа и матрос Борис Мильштейн ненадолго оказались в польском плену. Только 21 октября они были высажены на резиновую шлюпку и самостоятельно достигли берега.

Spoiler

Изображение
«Kalev» и «Lembit» в составе эстонского флота.
19 августа 1940 года, с присоединением Эстонии к СССР, «Лембит» включен в состав Краснознаменного Балтийского флота. Прежний командир подводной лодки капитан-лейтенант Шмидехельм, передал только список забортных отверстий и сразу покинул корабль. Вместе с ним ушли и офицеры-эстонцы. Принимая во внимание, что на корабле заграничной постройки приборы и механизмы имели существенное отличие от отечественных, и для их обслуживания требовалась особая подготовка, на «Лембите» была оставлена часть старого эстонского экипажа. В феврале 1941 года старшины групп торпедистов Аартее Эдуард Михайлович, мотористов Сикемяэ Альфред Яковлевич, электриков Сумера Тойво Бернгардович, трюмных Киркимаа Роланд Мартнович и боцман Пере Леопольд Денисович были приведены к присяге.


Изображение

Первый день Великой Отечественной войны подводная лодка встретила в составе 3-го дивизиона 1-й бригады в Либаве. Командовал кораблем капитан-лейтенант Полещук Владимир Антонович. Уже на исходе 22 июня 1941 года субмарине пришлось покинуть базу, где осталась часть запаса мин, предназначавшийся подводным минзагам британской постройки. Фронт стремительно откатывался на восток. 23 июня подводная лодка прибыла в Виндаву, 25-го – перешла в Усть-Двинск, 27-го – в Кувайсте, 1 июля субмарина была уже в Палдиски. 5 июля «Лембит» прибыл в Кронштадт, где до конца месяца проходил докование и переоборудование торпедных аппаратов под отечественные торпеды. 3 августа корабль переходит в Таллин, откуда начинает свои первые выходы на позиции.
Вечером 10 августа подводная лодка вышла на свою первую минную постановку в район мыса Аркона. До меридиана мыса Ристна «Лембит» эскортировался базовыми тральщиками и сторожевыми катерами, после чего продолжил поход самостоятельно. 15 августа подводная лодка попала в сильный шторм, из-за чего вышла из строя гидравлическая система. Так как многие приборы и механизмы корабля действовали на гидравлике, то одновременно вышли из строя системы управления вертикальными и горизонтальными рулями, подъема перископов, минного устройства и открытия люка корабельного орудия. За те три часа, пока подводная лодка продолжала движение, удерживаясь на курсе электромоторами, три члена экипажа, рулевой Корниенко, трюмный Гриценко во главе с мичманом Аартее сумели привести корабль в боеспособное состояние. Утром 17 августа «Лембит» прибыл на позицию и вечером того же дня в 13,5-15 милях севернее мыса Аркона выставил минное заграждение из 20 мин (5 банок по 4 мины), после чего начал возвращение в базу. Встреченная эскортом, подводная лодка вечером 21 августа прибыла в Таллин.
Часто упоминаемые суда, отнесенные к минных успехам «Лембита» за 1941 год, погибли на самом деле либо на плавающих минах, сорванных с германских оборонительных заграждений, либо наткнулись на британские мины, выставленные авиацией. (Транспорт «Шванек» в 2.194 брт погиб 17 ноября 1941 года у Кольберга, паром «Штарке» тяжело поврежден 26 февраля 1942 года у Засница, шведский транспорт «Вольрат Там» в 5.787 брт погиб в Северном море у острова Боркум 10 ноября 1941 года. Информации о повреждении учебного судна «Дойчланд» на сегодняшний день нет). Заграждение «Лембита» установлено в стороне от судоходного фарватера, и, скорее всего, было безрезультатным.
В Таллине подводная лодка пробыла недолго. Немцы были уже на подходах к базе. 28 августа в составе отряда главных сил «Лембит» покинул эстонскую столицу. Благополучно завершив печально известный таллинский прорыв, на следующий день подводная лодка прибыла в Кронштадт. 30 августа субмарина получила нового командира. Им стал капитан 3 ранга Алексей Михайлович Матиясевич (официально вступил в должность 14 октября). В последних числах сентября на корабле заменили остатки эстонского экипажа. Списанные старшины пополнили состав национальной 249-й эстонской стрелковой дивизии, а их места заняли В.И. Грачев, Ф.В. Посвалюк, П.Н. Ченский, В.Я. Шувалов и спасенный с «С-5» боцман М.И. Дмитриев.


Изображение

6 октября 1941 года «Лембит» перешел в Ленинград. Подводная лодка поступила в распоряжение начальника Укрепленного района и получила указания на случай прорыва немцев в город. Экипаж подводной лодки стал готовиться к уличным боям. Осенью 1941 года советское командование, опасаясь появления крупных немецких кораблей на подходах к Ленинграду и Кронштадту, развернуло на ближних подступах к базе подводные лодки. Вечером 19 октября «Лембит» вышел в Нарвский залив (позиция № 5). Перед подводниками была поставлена задача – не допустить вражеские корабли в Усть-Нарву, а так же разведать, работают ли желенодорожная станция Веласте и завод в Асери. Это был первый выход «Лембита» в море с новым командиром. За время патрулирования в назначенном районе подводная лодка успешно провела разведку и несколько раз имела встречи со сторожевыми катерами противника. Один раз был обнаружен транспорт, но из-за малых глубин «Лембит» не атаковал. Утром 26 октября субмарина благополучно вернулась в Кронштадт. На основании сведений, добытых «Лембитом» в Нарвский залив была послана подводная лодка «С-7», которая подвергла артиллерийскому обстрелу ряд прибрежных объектов.
В ночь на 5 ноября «Лембит» вышел к южному входу в Бьеркезунд. Цель похода – постановка мин в этом районе. Следует отметить, что запас мин английского производства подошел к концу, и до 1944 года «Лембит» использовался только в торпедном варианте. (Английские мины были потеряны в Либаве и Таллине, поставки по ленд-лизу задерживались). Утром 5 ноября подводная лодка выполнила задание командования, установив 5 банок по 4 мины (минный интервал 60 м, углубление 2,5 м). Вечером 5 ноября «Лембит» ошвартовался в Кронштадте. Часто упоминаемые в качестве минных успехов «Лембита» финские минный заградитель «Паукку» и тральщик «Куха-3» и не могут расцениваться в качестве таковых. Первый погиб в шторм 14 ноября 1941 года в Выборжском заливе, второй потерян 3 ноября, за два дня до постановки мин. Финский тральщик «Порккала», имеющий осадку 2,5 м вполне мог стать жертвой мин, установленных в этом районе советскими катерами. (При гибели тральщика 28 ноября 1941 года погибли 32 моряка. Корабль поднят финнами в 1942 году и вновь введен в строй).
7 ноября 1941 года подводная лодка прибыла в Ленинград для ремонта на заводе № 196, где провела первую блокадную зиму, которая и для корабля, и для его экипажа была непростой. Заводские цеха опустели, в них не было ни отопления, ни электричества, завод регулярно обстреливался германской артиллерией. Ремонт в большей степени проводился силами экипажа. Личный состав подводной лодки разместился в казармах на канале Грибоедова, раз в торе суток подводники «Лембита» заступали на дежурство по охране завода. Холода декабря 1941 года заставили решать проблему отопления корабля. Поскольку вымораживание механизмов могло привести к серьезным поломкам, в I и V отсеках, а так же в центральном посту подводной лодки были установлены печки-буржуйки, трубы которых были выведены через входные люки отсеков и шахту подачи снарядов. Так как штатные мины подводной лодкой были использованы, минные шахты «Лембита» переоборудовали под прием топлива.
28 апреля подлодка перешла в Неву, где встала у Летнего сада. Там ремонт был завершен, после чего экипаж «Лембита» приступил к отработкам задач боевой подготовки. На участке Невы между Литейным и Охтинским мостами подлодка проводила пробные погружения и пристрелку торпедных аппаратов.
Наконец, ночь на 13 августа «Лембит» перешел в Кронштадт, в пути подлодка была обстреляна артиллерией противника. Утром 18 августа субмарина прибыла к Лавенсари, откуда в составе второго эшелона подводных лодок КБФ, она 21 августа в сопровождении тральщиков вышла для действий в район острова Утё (позиция № 5). При проводке подводной лодки сопровождением было вытралено две мины и два минных защитника. В ночь на 25 августа подводная лодка завершила форсирование Финского залива и прибыла в район действий. На следующий день «Лембит» произвел разведку рейда Утё. На обратном пути в 13 кабельтовых от берега подводная лодка выскочила на банку, вынуждена всплыть, и замечена береговым постом наблюдения противника.


Изображение

19 августа 1940 года, с присоединением Эстонии к СССР, «Лембит» включен в состав Краснознаменного Балтийского флота. Прежний командир подводной лодки капитан-лейтенант Шмидехельм, передал только список забортных отверстий и сразу покинул корабль. Вместе с ним ушли и офицеры-эстонцы. Принимая во внимание, что на корабле заграничной постройки приборы и механизмы имели существенное отличие от отечественных, и для их обслуживания требовалась особая подготовка, на «Лембите» была оставлена часть старого эстонского экипажа. В феврале 1941 года старшины групп торпедистов Аартее Эдуард Михайлович, мотористов Сикемяэ Альфред Яковлевич, электриков Сумера Тойво Бернгардович, трюмных Киркимаа Роланд Мартнович и боцман Пере Леопольд Денисович были приведены к присяге.
«Lembit» в составе эстонского флота, 1938 г. «Lembit» в составе эстонского флота, 1938 г. «Kalev» и «Lembit» в составе эстонского флота.<BR> Марка посвященная подводному минному заградителю «Lembit». Эстония.
«Lembit» в составе эстонского флота.
Марка посвященная подводному минному заградителю «Lembit». Эстония.
Первый день Великой Отечественной войны подводная лодка встретила в составе 3-го дивизиона 1-й бригады в Либаве. Командовал кораблем капитан-лейтенант Полещук Владимир Антонович. Уже на исходе 22 июня 1941 года субмарине пришлось покинуть базу, где осталась часть запаса мин, предназначавшийся подводным минзагам британской постройки. Фронт стремительно откатывался на восток. 23 июня подводная лодка прибыла в Виндаву, 25-го – перешла в Усть-Двинск, 27-го – в Кувайсте, 1 июля субмарина была уже в Палдиски. 5 июля «Лембит» прибыл в Кронштадт, где до конца месяца проходил докование и переоборудование торпедных аппаратов под отечественные торпеды. 3 августа корабль переходит в Таллин, откуда начинает свои первые выходы на позиции.
Вечером 10 августа подводная лодка вышла на свою первую минную постановку в район мыса Аркона. До меридиана мыса Ристна «Лембит» эскортировался базовыми тральщиками и сторожевыми катерами, после чего продолжил поход самостоятельно. 15 августа подводная лодка попала в сильный шторм, из-за чего вышла из строя гидравлическая система. Так как многие приборы и механизмы корабля действовали на гидравлике, то одновременно вышли из строя системы управления вертикальными и горизонтальными рулями, подъема перископов, минного устройства и открытия люка корабельного орудия. За те три часа, пока подводная лодка продолжала движение, удерживаясь на курсе электромоторами, три члена экипажа, рулевой Корниенко, трюмный Гриценко во главе с мичманом Аартее сумели привести корабль в боеспособное состояние. Утром 17 августа «Лембит» прибыл на позицию и вечером того же дня в 13,5-15 милях севернее мыса Аркона выставил минное заграждение из 20 мин (5 банок по 4 мины), после чего начал возвращение в базу. Встреченная эскортом, подводная лодка вечером 21 августа прибыла в Таллин.
Часто упоминаемые суда, отнесенные к минных успехам «Лембита» за 1941 год, погибли на самом деле либо на плавающих минах, сорванных с германских оборонительных заграждений, либо наткнулись на британские мины, выставленные авиацией. (Транспорт «Шванек» в 2.194 брт погиб 17 ноября 1941 года у Кольберга, паром «Штарке» тяжело поврежден 26 февраля 1942 года у Засница, шведский транспорт «Вольрат Там» в 5.787 брт погиб в Северном море у острова Боркум 10 ноября 1941 года. Информации о повреждении учебного судна «Дойчланд» на сегодняшний день нет). Заграждение «Лембита» установлено в стороне от судоходного фарватера, и, скорее всего, было безрезультатным.
В Таллине подводная лодка пробыла недолго. Немцы были уже на подходах к базе. 28 августа в составе отряда главных сил «Лембит» покинул эстонскую столицу. Благополучно завершив печально известный таллинский прорыв, на следующий день подводная лодка прибыла в Кронштадт. 30 августа субмарина получила нового командира. Им стал капитан 3 ранга Алексей Михайлович Матиясевич (официально вступил в должность 14 октября). В последних числах сентября на корабле заменили остатки эстонского экипажа. Списанные старшины пополнили состав национальной 249-й эстонской стрелковой дивизии, а их места заняли В.И. Грачев, Ф.В. Посвалюк, П.Н. Ченский, В.Я. Шувалов и спасенный с «С-5» боцман М.И. Дмитриев.
Экипаж подводной лодки «Лембит», 1942 гг. Справо налево: командир БЧ-5 инженер-капитан-лейтенант С.А. Моисеев, штурман старший лейтенант Б.П. Харитонов, боцман мичман М.И. Дмитриев, старшина трюмных Ф.В. Повалюк, командир отделения мотористов Н.И. Шеханин, Н.Г. Панов, гидроакустик М.Д. Николаев, П.А. Вовненко и В.И. Шестаков..
6 октября 1941 года «Лембит» перешел в Ленинград. Подводная лодка поступила в распоряжение начальника Укрепленного района и получила указания на случай прорыва немцев в город. Экипаж подводной лодки стал готовиться к уличным боям. Осенью 1941 года советское командование, опасаясь появления крупных немецких кораблей на подходах к Ленинграду и Кронштадту, развернуло на ближних подступах к базе подводные лодки. Вечером 19 октября «Лембит» вышел в Нарвский залив (позиция № 5). Перед подводниками была поставлена задача – не допустить вражеские корабли в Усть-Нарву, а так же разведать, работают ли желенодорожная станция Веласте и завод в Асери. Это был первый выход «Лембита» в море с новым командиром. За время патрулирования в назначенном районе подводная лодка успешно провела разведку и несколько раз имела встречи со сторожевыми катерами противника. Один раз был обнаружен транспорт, но из-за малых глубин «Лембит» не атаковал. Утром 26 октября субмарина благополучно вернулась в Кронштадт. На основании сведений, добытых «Лембитом» в Нарвский залив была послана подводная лодка «С-7», которая подвергла артиллерийскому обстрелу ряд прибрежных объектов.
В ночь на 5 ноября «Лембит» вышел к южному входу в Бьеркезунд. Цель похода – постановка мин в этом районе. Следует отметить, что запас мин английского производства подошел к концу, и до 1944 года «Лембит» использовался только в торпедном варианте. (Английские мины были потеряны в Либаве и Таллине, поставки по ленд-лизу задерживались). Утром 5 ноября подводная лодка выполнила задание командования, установив 5 банок по 4 мины (минный интервал 60 м, углубление 2,5 м). Вечером 5 ноября «Лембит» ошвартовался в Кронштадте. Часто упоминаемые в качестве минных успехов «Лембита» финские минный заградитель «Паукку» и тральщик «Куха-3» и не могут расцениваться в качестве таковых. Первый погиб в шторм 14 ноября 1941 года в Выборжском заливе, второй потерян 3 ноября, за два дня до постановки мин. Финский тральщик «Порккала», имеющий осадку 2,5 м вполне мог стать жертвой мин, установленных в этом районе советскими катерами. (При гибели тральщика 28 ноября 1941 года погибли 32 моряка. Корабль поднят финнами в 1942 году и вновь введен в строй).
7 ноября 1941 года подводная лодка прибыла в Ленинград для ремонта на заводе № 196, где провела первую блокадную зиму, которая и для корабля, и для его экипажа была непростой. Заводские цеха опустели, в них не было ни отопления, ни электричества, завод регулярно обстреливался германской артиллерией. Ремонт в большей степени проводился силами экипажа. Личный состав подводной лодки разместился в казармах на канале Грибоедова, раз в торе суток подводники «Лембита» заступали на дежурство по охране завода. Холода декабря 1941 года заставили решать проблему отопления корабля. Поскольку вымораживание механизмов могло привести к серьезным поломкам, в I и V отсеках, а так же в центральном посту подводной лодки были установлены печки-буржуйки, трубы которых были выведены через входные люки отсеков и шахту подачи снарядов. Так как штатные мины подводной лодкой были использованы, минные шахты «Лембита» переоборудовали под прием топлива.
28 апреля подлодка перешла в Неву, где встала у Летнего сада. Там ремонт был завершен, после чего экипаж «Лембита» приступил к отработкам задач боевой подготовки. На участке Невы между Литейным и Охтинским мостами подлодка проводила пробные погружения и пристрелку торпедных аппаратов.
Наконец, ночь на 13 августа «Лембит» перешел в Кронштадт, в пути подлодка была обстреляна артиллерией противника. Утром 18 августа субмарина прибыла к Лавенсари, откуда в составе второго эшелона подводных лодок КБФ, она 21 августа в сопровождении тральщиков вышла для действий в район острова Утё (позиция № 5). При проводке подводной лодки сопровождением было вытралено две мины и два минных защитника. В ночь на 25 августа подводная лодка завершила форсирование Финского залива и прибыла в район действий. На следующий день «Лембит» произвел разведку рейда Утё. На обратном пути в 13 кабельтовых от берега подводная лодка выскочила на банку, вынуждена всплыть, и замечена береговым постом наблюдения противника.
В связи с тем, что в результате действий подводных лодок первого эшелона погибли шведские суда, шведским посольством в Куйбышеве был заявлен протест по поводу действий советских субмарин на Балтике. Вышедшим на позиции подводным лодкам 2 эшелона запрещалось атаковать суда идущие под шведским флагом, поэтому, встретив шведский конвой 27 августа «Лембит» пропустил его.
28 августа подводная лодка перешла в район маяк Богшер – маяк Чекарсерн. Днем 30 августа «Лембит» обнаружил конвой, но из за большой дистанции до цели атака не состоялась. Подводная лодка продолжала оставаться в этом районе и утром 4 сентября произвела свой первый торпедный залп из двух торпед по транспорту из состава конвоя. Через несколько минут на подводной лодке услышали взрыв большой силы. Пользуясь тем, что противник подводную лодку не контратаковал, командир субмарины воспользовался возможностью наблюдать в перископ результат атаки. Осмотр показал отсутствие в составе конвоя одного судна, поэтому атака была признана успешной. Немцы по поводу данной атаки заявляют, что их корабли видели след торпеды, которая взорвалась на мелководье.
9 сентября у острова Богшер «Лембит» вновь пытался атаковать германский конвой, но при выходе в атаку, из-за угрозы тарана одного из сторожевых кораблей, подводная лодка была вынуждена погрузиться. Вечером 13 сентября у острова Утё подводная лодка выпустила две торпеды по немецкому конвою, но в цель не попала.
Вечером 13 сентября «Лембит» получил приказ командования на возвращение в базу. Командир подводной лодки решил отложить переход на сутки, чтобы позволить аккумуляторной батарее полностью зарядиться.


Изображение

Днем 14 сентября «Лембит» обнаружил конвой противника и выпустил две торпеды по транспорту из его состава. Командир наблюдал в перископ, как одно судно погружалось, а второе горело. Сопровождавшие конвой сторожевики «V-302», «V-307» и «V-310» три часа вели преследование подводной лодки, сбросив на нее 50 глубинных бомб.
Результатом атаки «Лембита» стало попадание в транспорт «Финланд» в 5.281 брт, который перевозил отпускников из Финляндии в Рейх. При взрыве торпеды 3 человека погибло, 3 пропали без вести, 90 человек получили ранения, из которых четверо скончалось от ран. Тяжело поврежденный транспорт оставался на плаву до утра 15 сентября. Спасательные работы на нем и буксировка к Утё ни к чему не привели, и судно затонуло на глубине 11 м. Впоследствии «Финланд» был поднят, и в июле 1943 года вновь введен в строй.
На самой подводной лодке в результате бомбежки произошел взрыв водорода во второй группе аккумуляторных батарей и пожар. Сила взрыва была такова, дверь из центрального поста в IV отсек была сорвана. Через сорванный клинкет шахты лага и лопнувшее водомерное стекло уравнительной цистерны внутрь корпуса стала поступать вода, оборудование радиорубки было разбито и вышло из строя. Кроме того, была разорвана по шву шахта батарейной вентиляции, а люки и приточные лючки аккумуляторной батареи вырваны; выгнут настил аккумуляторной батареи №2, из аккумуляторных баков вылился электролит, сорван клинкет шахты лага, помяты соляровый и масляный сепараторы разбиты электроизмерительные приборы. 6 человек включая командира получили ожоги и травмы.
Для устранения повреждений подводная лодка вынуждена была лечь на грунт. Экипаж более 10 часов самоотверженно боролся за свой корабль. Ситуация осложнялась тем, что во избежание новых возгораний кислород в отсеки не подавался, а чтобы не обнаружить подлодку шумом регенерационных машинок они тоже не включались. Скоро на подлодке стало нечем дышать. К счастью, сторожевики были больше заняты спасением гибнущего судна. С наступлением темноты подлодка всплыла, и в ночь на 15 сентября отошла к мысу Ристна.
Через сутки «Лембит» начал форсирование Финского залива. Вечером 17 сентября на Западном Гогландском плесе подводная лодка всплыла для зарядки батареи, но вскоре ее пришлось прекратить, так как субмарину обстрелял из автоматической пушки сторожевой катер противника. В дополнение этому утром 18 сентября на «Лембит» сбросили свои глубинные бомбы финские сторожевые катера «VMV-2» и «VMV-13». Продолжая движение, подводная лодка вечером 18 сентября выскочила на банку Преображения, но, к счастью, самостоятельно смогла сняться с мели и 19 сентября прибыла к острову Соммерс для встречи со своими катерами. Днем «Лембит» прибыл на Лавенсари, а утром 22 сентября в Кронштадт.
Командование высоко оценило поход подводной лодки, из его выводов следовало что: «…личный со¬став, уходя в боевой поход, имел высо¬кий боевой дух и горел одним желани¬ем – больше потопить кораблей про¬тивника... действия ПЛ на переходах и на пози¬ции были правильными и инициативны¬ми... энергичные распоряжения коман¬дира ПЛ, командира БЧ-5, мужествен¬ное поведение личного состава корабля, отсутствие паники обеспечили сохране¬ние подлодки и ее экипажа для нашего флота…Образцы отваги, геройства, му¬жества показал экипаж в момент ликви¬дации последствий взрыва…» по его итогам весь личный состав корабля был удостоен государственных наград, а командир субмарины представлен к званию Герой Советского Союза. (К сожалению, в итоге А.М. Матиясевич был награжден орденом Ленина; Золотая Звезда нашла его уже после смерти и гибели страны которой он верно служил). Экипаж «Лембита» быстро стал популярным у деятелей искусств. 4 октября на подлодке вели съемку операторы Ленинградской студии кинохроники С. Фомин, Пирогов и Тизов, подвиг экипажа «Н-ской подлодки» воспет в стихах ленинградского поэта Всеволода Азарова, а 3 ноября художник Ю.М. Непринцев (широко известна его картина «Отдых после боя») написал портреты боцмана подводной лодки М.И. Дмитриева и инженер-механика С.И. Моисеева.
В ночь на 5 октября 1942 года подводная лодка «Лембит» перешла в в Ленинград, где 11 ноября ее посетил нарком ВМФ Н.Г, Кузнецов, после чего субмарина перешла в плавдок для ремонта и зимней стоянки. Корабль был установлен у дома № 32 по Калашниковой набережной, где разместился личный состав подлодки. Кораблю требовался большой аварийный ремонт, кроме того, так как штатные мины английского производства отсутствовали, субмарину было решено переделать под прием отечественных мин. К тому времени, как британские мины были получены по ленд-лизу, на подлодке успели переоборудовать две минных шахты; обратная переделка затянулась до конца октября 1943 года. Кроме того, вместо изношенной аккумуляторной батареи пришлось ставить новую, но для этого подгонять ямы правой группы под размер как отечественных (8 шт.) так и американских(52 шт.) баков. За производство этих работ часть рабочих завода получила медаль «За боевые заслуги».
Тем временем немцы перекрыли выход из Финского залива, закрыв путь подводным лодкам КБФ в открытую часть Балтики. Те подлодки, пытавшиеся в 1943 году прорваться сквозь противолодочные заграждения противника, погибли. К счастью, осознав тщетность попыток прорыва субмарин в Балтийское море, командование КБФ отказалось посылать подводные лодки на вражеские коммуникации. С наступлением весны 1944 года «Лембит» перешел в Кронштадт, где прошел курс боевой подготовки. В конце июля во время учебной стрельбы на подлодке треснул ствол 40-мм автоматической пушки «Бофорс» у дульного среза (с начала войны подлодка выпустила из него 810 снарядов). Проблему с заменой ствола орудия шведского производства решили трофеи Карельского фронта. После замены ствола артиллеристы субмарины остреляли его Восточном Кронштадском рейде.
В сентябре 1944 года Финляндия вышла из войны. Теперь корабли Балтийского флота имели возможность финскими шхерными фарватерами выходить открытую часть Балтики. Финны предоставили советской стороне своих лоцманов, порты и ремонтную базу.
1 октября «Лембит» в составе группы кораблей вместе с подводными лодками «Д-2» и «Л-3», плавбазой «Полярная Звезда» сопровождении 5 базовых тральщиков и 1 сторожевого катера вышел из Кронштадта. Путь в Балтийское море проходил финскими шхерами. На открытых плесах со стороны моря отряд прикрывали финские корабли.
5 октября 1944 года субмарина завершила переход в Балтийское море. Нужно отметить, что техническое состояние подлодки к тому моменту, несмотря на длительный ремонт, не было идеальным. Очень быстро выяснилось, что из-за прогоревших глушителей дизелей разошлись швы съемного листа прочного корпуса в дизельном отсеке, из-за чего туда начала поступать вода. Кроме того, вода поступала в трюм центрального отсека из-за того, что вновь нарушилась герметичность клинкета шахты лага, поврежденного 14 сентября 1942 года. Левая линия вала стучала и вибрировала, а герметичность гидравлической системы была нарушена. Дополнительные сложности создавало недавно установленное на корабль оборудование для защиты подлодки от антенных мин – деревянная обрусовка и обрезинивание корпуса, значительно увеличивающее время срочного погружения. На выходе из финских шхер при первом же погружении лодки обнаружилась слабая подготовка личного состава, который за время вынужденного бездействия подлодки обновился примерно на треть. В результате неправильных действий старшины трюмных подлодка уткнулась носом в грунт, и ей пришлось вернуться к Утё.
Вечером 7 октября «Лмбит» продолжил поход и в ночь на 11 октября прибыл в указанный район севернее маяка Рюгенвальде у Кольберга (позиция № 7). Вечером того же дня субмарина произвела минную постановку. Мины ставились в квадрате с точками: 54°38'8 с.ш. / 15°53'8 в.д.; 54°37'5 с.ш./ 15°57' в.д.; 54°35'8 с.ш./ 15°53'7 в.д.; 54°36'1 с.ш./ 15°55' в.д. (5 банок по 4 мины, минный интервал 50 м, углубление 2,4 м). Через 3 часа после постановки в направлении минного заграждения только что установленного лодкой прозвучал сильный взрыв.
В качестве жертвы данного минного заграждения можно с уверенностью назвать лишь германский рыболовный траулер «Шпрееуфер» (216 брт), погибший в этом районе 24 ноября 1944 года.Часто называемые в качестве минных успехов подлодки транспорты «Эберхард», «Элие» и «Эйхберг» погибли на минных заграждениях подводной лодки «Л-21», а транспорты «Берлин», «Дрейхдрейк», «Лютьехорн» и тральщик «М-421» погибли, скорее всего, на минах, установленных британской авиацией, так как координаты минной постановки «Лембита» и гибели судов не совпадают. Транспорт «Шванек» погиб на германском минном заграждении у Кольберга в 1941 году, а подводная лодка «U-547» подорвалась на мине в устье реки Жиронда (Gironde, Франция) в августе 1944, и ее ремонт признан нецелесообразным.
Продолжая поход, вечером 12 октября «Лембит» обнаружил легкий крейсер типа «Нюрнберг» (реально корабль-цель «Гессен», проводящий боевую подготовку миноносцев «Т-33» и «Т-34»), но атака не состоялась из-за большой скорости и частого изменения курса цели.
Утром 13 октября в 45 милях южнее острова Эланд подлодка двумя торпедами атаковала одиночное судно. Очевидно, обе выпущенных торпеды имели неисправности, первая затонула сразу после пуска, вторая пошла резко вправо, а затем, описав дугу, двинулась к цели, пройдя под носом у судна. Субмарине пришлось потратить еще две торпеды для поражения транспорта. Жертвой «Лембита» стал датский пароход «Хильма Лоу» (2.414 брт), шедший с грузом угля из Готенхафена в Данию. Вместе с судном погибло 4 моряка.
«Лембит» отошел на восток, где час ночи 15 октября атаковал неизвестное судно, по мнению командира субмарины, «тральщика ведущего траление». После пуска торпеды взрыва не последовало; она прошла мимо цели, либо под ней. Подводная лодка повторила атаку и вскоре всем своим корпусом ощутила сильный взрыв, после чего наблюдала частичное погружение судна. Возможно, это был один из рыболовных траулеров, пропавших без вести в этом районе в это время, но, скорее всего, торпеда не достигла цели, а взорвалась на циркуляции неподалеку от подлодки. Информация о потоплении «Лембитом» германского тральщика «М-3619» так же не соответствует действительности. В ночь на 16 октября в виду израсходования запасов топлива «Лембит» начал возвращение в базу и к вечеру 18 октября был в Хельсинки. Так как соглашение о ремонте советских кораблей в Финляндии не было до конца урегулировано, подводной лодке для ремонта пришлось идти в Кронштадт, где она с 30 октября по 14 ноября прошла докование, основной задачей которого было демонтаж критикуемого многими командирами подлодок противоминного устройства.
Готовая к новому походу подводная лодка 27 ноября прибыла на Ханко и на следующий день вышла на позицию (сектор, ограниченный пеленгами 315-360° от маяка Брюстерорт, позиция № 3) с задачей разведки путей движения неприятельских судов в районе Мемель – мыс Брюстерорт и их минирование, после чего подлодка должна была действовать в на торпедном варианте. Кроме штатного экипажа, на борту субмарины находился помощник начальника политического отдела бригады ПЛ по комсомольской работе лейтенант Андрей Николаевич Можеренко.
К вечеру 1 декабря подлодка прибыла в назначенный район, где днем 3 декабря после доразведки фарватера произвела минную постановку в 3-х милях северо-западнее маяка Брюстерорт (10 банок по 2 мины, интервал между банками 1 кбт, минный интервал 50 м, углубление 2,5 м). Днем 4 и 6 декабря в направлении минного заграждения были слышны взрывы. На подлодке их приняли за признак гибели на только что установленных минах вражеских судов. На деле их тралением занимались катера-тральщики с плавбазы «MRS-12» (засчитанной как успех «Щ-304» 15 июня 1942 года). Упоминаемый в качестве минного успеха германский транспорт «Диршау» пропал без вести на переходе Данциг – Рига еще в декабре 1942 года.
Утром 11 декабря «Лембит» произвел торпедную атаку по конвою. Через 35 секунд после пуска торпед на подводной лодке был услышан взрыв большой силы. На субмарине были повреждены легкий корпус и ограждение рубки, а вскоре обнаружилось сильное поступление воды в прочный корпус. Очевидно, торпеды взорвались вблизи подлодки, не дойдя до цели. После атаки «Лембит» провалился на глубину 62 м. Всплыв под перископ через 15 минут после атаки, командир посчитал атаку удавшейся, так как обнаружил отсутствие одного судна из состава конвоя. Вечером того же дня подводная лодка начала возвращение в базу. Днем 14 декабря западнее острова Утё (59°43'0 с.щ./21°19'6 в.д.) следуя в подводном положении, «Лембит» ударился о подводный предмет. Удар получился скользящий. Подводную лодку подбросило на 4 м, затем она сползла с неизвестного объекта. Немедленно всплыв, субмарина обнаружила на поверхности воды пятно соляра и деревянный решетчатый люк, и его обломки. У самой подводной лодки повреждения ограничились вмятиной на крышке торпедного аппарата правого борта. Первоначально командир «Лембита» посчитал, что таранил советскую подводную лодку, но после того, как выяснилось их отсутствие в этом районе, инцидент был исчерпан. Во многих источниках жертвой подводного столкновения «Лембита» называют германскую подводную лодку «U-479», пропавшую без вести в Финском заливе в период после 15 ноября 1944 года. Присутствие «U-479» в этом районе спустя месяц после последнего полученного от нее сообщения исключено. Немецкая субмарина должна была действовать в районе острова Осмусаар и уже 12 декабря 1944 года была объявлена погибшей. Возможно, она погибла на советской мине Передовой минной позиции, выставленной летом 1941 года, либо в результате аварии. Вероятнее всего, идя в подводном положении, «Лембит» столкнулся с корпусом затонувшего судна.
15 декабря подводная лодка прибыла в Турку, откуда на следующий день перешла в Хельсинки, где прошла доковый ремонт. 6 марта 1945 года Указом Президиума Верховного Совета СССР подводная лодка «Лембит» была награждена Орденом Красного Знамени.
В следующий боевой поход «Лембит» вышел 23 марта 1945 года. Его путь лежал в район восточнее банки Штольпе (позиция № 4). До вечера 25 марта подводная лодка шла во льдах в сопровождении ледокола «Сису». При проводке подводная лодка получила легкие повреждения корпуса и дейдвудных сальников, в результате чего в трюм V отсека начала поступать вода, создающая дифферентующий момент. Выйдя в точку погружения, подводная лодка продолжила движение самостоятельно, и вечером 28 марта прибыла на позицию. Днем 30 марта «Лембит» выставил минное заграждение в 10 милях северо-восточнее маяка Риксгафт (5 банок по 4 мины, минный интервал 50 м, углубление 2,5 м). Через два часа после постановки мин в направлении минного заграждения были услышаны шум винтов, а затем три сильных взрыва. Еще один взрыв в районе заграждения на подводной лодке слышали 2 апреля. Причину этих взрывов объяснить непросто, так как подтвержденных данных об успехе этой постановки нет. Возможно, на этих минах погиб 25 апреля германский сторожевик «Vs-343», пропавший без вести в этом районе. Заявленные в качестве минных успехов «Лембита» сторожевик «Vs-1014» погиб на британской мине 18 марта 1945 года, сторожевик «Vs-301» потоплен советской авиацией в районе Пиллау 19 марта 1945 года, а большой охотник «Uj-1108» уничтожен в районе Берлевога советской подводной лодкой «К-3».
Повреждения, полученные подводной лодкой при выходе на позицию были не единственными в этом походе. Вскоре вышла из строя гидравлическая машинка вертикального руля. В районе банки Северная Средняя подводная лодка легла на грунт, но устранить неисправность экипаж так и не смог. 6 и 7 апреля подводная лодка имела ряд контактов с кораблями ПЛО противника, которые сбросили на безопасном удалении от «Лембита» 83 глубинных бомбы. Днем 7 апреля «Лембит» подвергся безуспешной атаке вражеской субмарины (противник не комментирует этот эпизод), а 9 апреля в районе маяка Хоборг была обнаружена противолодочными кораблями и полтора часа преследовалась ими (на подводную лодку сброшено 85 глубинных бомб). 10 апреля преследования возобновились. В этот момент на подводной лодке вышел из строя коллектор левого дизеля и компрессор воздуха высокого давления № 2. В ночь на 11 апреля ввиду аварийного состояния корабля командир принял решение возвращаться в базу. Подводя итоги похода А.М. Матиясевич докладывал: «Окончание ремонта и испытания некоторых механизмов закончены за полчаса до выхода. Ремонт по объёму был не меньше среднего и требовал тщательной проверки его качества, на что времени было явно недостаточно. Последние дни перед выходом личный состав и финские рабочие работали круглосуточно.… Третий поход подряд имелись мелкие и крупные поломки, в том числе одних и тех же механизмов. Это говорит о том, что ремонт «как-нибудь», как это имело место до сих пор, «на поход», не имеет смысла и может привести к серьёзным последствиям вплоть до гибели лодки. После похода в декабре 1944 г. я высказал в донесении свои соображения на сей счет, но они так и остались без последствий...». Утром 13 апреля в районе острова Нюхамн подводная лодка встречена ледоколом и утром следующего дня прибыла в Турку, где встала на ремонт. Здесь же подводники встретили известие об окончании войны.
Вновь к боевым походам корабль был готов в начале июня. С 13 июня по 8 июля подводная лодка несла дозор в районе острова Борнхольм. Ночами субмарина, непрерывно несущая акустическую вахту находилась в крейсерском положении, днём маневрировала на перископной глубине.
24 июня 1945 года на прошедшем на Красной площади в Москве Параде Победы приняли участие лембитовцы, командир отделения рулевых Корниенко С.М. и командир отделения мотористов Шеханин Н.И. (ассистент при Боевом Знамени Краснознаменного Балтийского флота), а 22 июля сама подлодка приняла участие в параде на рейде Таллина.
17 января 1946 года «Лембит» выведен из боевого состава флота и переформирован в учебную подводную лодку. Субмарина была передана Краснознаменному учебному отряду подводного плавания им. Кирова. 18 июня 1946 года она получила обозначение «У-1», а с 12 января 1949 года стала называться «С-85». 10 июня 1955 года подводная лодка разоружена и переведена в категорию учебно-тренировочных станций. 30 января 1956 года ей было присвоено обозначение «СТЖ-24», а с 27 декабря 1956 года – «УТС-29».
3 августа 1957 года судно было передано в аренду заводу «Красное Сормово» в Горьком (Нижний Новгород). 28 августа 1979 субмарину перевели в Таллин, и 5 августа 1985 года после восстановительного ремонта подводная лодка была установлена в качестве мемориала и филиала Музея ДКБФ в Пирите (Таллин).
После краха СССР на подлодке поднят эстонский флаг. 2 августа 1994 года «Лембит» зачислен в состав ВМФ Эстонии. Впоследствии корабль передан Эстонскому государственному морскому музею в качестве филиала.

Коротко о главном


Одним из памятников Таллинна по праву считается подводная лодка «Лембит» - самая древняя субмарина в мире, которая до сих пор остается на плаву. Подводная лодка заградитель «Лембит» была построена в 1936 году на английской верфи «Виккерс-Армстронг» в городе Барроу. Деньги на строительство двух однотипных подводных лодок эстонцы выручили из продаж в Чили двух трофейных советских эсминцев «Спартак» и «Автроил».
Строительство субмарин началось в мае 1935 года, а уже 7 июля 1936 года подводные лодки минные заградители «Лембит» и «Калев» были спущены на воду. Крестной матерью субмарины «Лембит» стала супруга эстонского посла в Великобритании Алиса Шмидт. Свое имя подводная лодка получила в честь вождя старейшины земли Сакала. Субмарины «Лембит» и «Калев» вошли в дивизион подводных минных заградителей и базировались на военно-морской базе в Таллинне. К счастью, за три года военной службы в составе ВМС Эстонии система постановки мин на этих подводных лодках не использовалась ни разу.
19 августа 1940 года, с присоединением Эстонии к СССР субмарина «Лембит» была включена в состав Краснознаменного Балтийского флота.
Великую Отечественную войну подводная лодка «Лембит» встретила в составе 3-го дивизиона 1-й бригады в Либаве. Командовал кораблем капитан-лейтенант Владимир Антонович Полищук. Уже 22 июня 1941 года субмарине пришлось покинуть военно-морскую базу, где остался большой боезапас подводных мин английского производства. Субмарина «Лембит» принимала активное участие в боевых действиях на Балтике.
С 17 января 1946 года подводная лодка была выведена из боевого состава флота, и сразу была переоборудована в учебную субмарину. Затем подлодку передали Краснознаменному учебному отряду подводного плавания имени Кирова.
С 18 июня 1946 года субмарина «Лембит» получила тактический номер У-1, а с 12 января 1949 года - наименование С-85. До 10 июня 1955 года подводная лодка была разоружена и переведена в категорию учебно-тренировочных станций. Меньше чем через год ей было присвоено обозначение СТЖ-24, а с 27 декабря 1956 года - УТС-29. 3 августа 1957 года субмарина была передана в аренду заводу «Красное Сормово» в Нижнем Новгороде.
После чего 28 августа 1979 года субмарина была переведена с Волги в Таллинн, а 5 августа 1985 года после восстановительного ремонта подводная лодка «Лембит» была установлена как мемориал, где был создан филиал Музея Балтийского флота в Пирите (Таллинн).
Теперь субмарина «Лембит» является филиалом Эстонского морского музея и открыта для посещения. В отличие от других подводных лодок-музеев, в которых выполнены специальные входы для посетителей, у «Лембит» экскурсанты попадают через один из предусмотренных проектом входов - торпедно-погрузочный люк в первом отсеке. Субмарина «Лембит» входит в число немногих сохранившихся подводных лодок времён второй мировой войны и является самой древней подводной лодкой в мире, которая находится на плаву.

7 боевых походов10.08.1941 – 21.08.194119.10.1941 – 26.10.194104.11.1941 – 05.11.194118.08.1942 – 19.09.194202.10.1944 – 18.10.194424.11.1944 – 15.12.194423.03.1945 – 14.04.19458 торпедных атак (выпущено 14 торпед).Потоплен торпедами 1 транспорт (2.414 брт), 1 поврежден (5.281 брт) и спустя непродолжительное время после атаки затонул.14.09.1942 ТР «Финланд» (5.281 брт) – поврежден, затонул 15.09.1942.13.10.1944 ТР «Хильма Лоу» (2.414 брт)5 минных постановок (установлено 100 мин).На минах погибло 1 судно (ок. 216 брт).24.10.1944 РТ «Шпрееуфер» (216 брт) мины, предположительно.

Технические характеристики субмарины «Лембит»


Водоизмещение подводное - 853 тонн;
Водоизмещение надводное - 665 тонн;
Длина - 59,5 м;
Ширина - 7,2 м;
Осадка - 3,5 м;
Силовая установка - дизель-электрическая: два дизеля «Vickers and Armstrongs», два электродвигателя «Metropolitan-Vickers»;
Скорость хода надводная - 13,5 м;
Скорость хода подводная - 8,5 м;
Глубина погружения - 70 м;
Автономность - 20 суток;
Экипаж - 38 человек;
Вооружение:
Автоматическое орудие 40 мм «Бофорс» - 1;
Пулемет «Люис» - 1;
Торпедные аппараты 533 мм - 4 (боекомплект 8 торпед, 20 мин);

Подводная лодка «Лембит». Воздушный порт, Таллин.

Источники

Спасибо за прочтение!

Изображение

PS. Есть кто осилил весь текст? :eyesup::veryhappy:

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Участник
280 публикаций
142 боя

Много-много текста,отложу на потом,у меня и плюсы кончились,ближе к ночи прочитаю)

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Альфа-тестер
1 262 публикации
3 938 боёв

Кубрик один но все авторы каждый в своем стиле .

Молодчик, с меня +

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Глобальный модератор
17 412 публикации
577 боёв

Просмотр сообщенияDesantnik_VDV_RF (30 Авг 2013 - 16:34) писал:

Источники
Копните тут...
http://www.armourboo...kollekciya.html

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Альфа-тестер
223 публикации
189 боёв

Просмотр сообщенияDarth_Vederkin (30 Авг 2013 - 17:48) писал:

Капнем  :honoring:

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Участник
9 публикаций
42 боя

Много букв, прочитала примерно треть. Интересно, дочитаю потом, добавила в закладки.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Участник, Коллекционер, Коллекционер-испытатель
264 публикации
8 039 боёв

С усердим сделано-молодец+++

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
[LST]
Разработчик
9 публикаций
4 535 боёв

Лодка в настоящее время является частью экспозиции музея в Таллине:

http://lennusadam.eu/ru/

Недавно посетил этот музей и облазил всю лодку. В музее было темно и качественные фотки не получились :sad: . Очень интересный образец британского кораблестроения 30-х годов ХХ века. Внутри, правда половину оборудования выкинули, иначе посетители бы там не поместились...

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Участник
74 публикации
423 боя

Подлодки были грозой линкоров , и грузовых кораблей , вот бы поскорей на такой поплавать)    :eyesup:

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Бета-тестер
64 публикации
481 бой

Просмотр сообщенияsergiokill (21 Окт 2013 - 14:06) писал:

Подлодки были грозой линкоров , и грузовых кораблей , вот бы поскорей на такой поплавать) :eyesup:
в военкомат идите, в игре подлодок не будет
тс осилил весь текст, надеюсь это не специально для обьема вроде бы серьезный человек у вас треть текста повторяется начиная с ,,19 августа 1940 года,, 10абзацев до ,,В связи с тем, что в результате действий подводных лодок первого эшелона,,
и эти ,,марка посвященная,, без илюстраций - бездумная копипаста, хоть поудаляли б вручную
ПыСы тема с 30 августа никто не читал полностью за больше 50 дней, 3 с половиной страницы повтора, главное все нахваливают

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Участник, Коллекционер, Коллекционер-испытатель
325 публикаций
7 085 боёв

Давно собирался прочитать. Лембит в Эстонии довольно распространённая фамилия. Наверное потомки вождя.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Участник
37 публикаций
34 боя

еще пару таких статеек и голова лопнет)

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Старший бета-тестер, Коллекционер, Заслуженный автор Wiki
747 публикаций
8 104 боя

О ней можно подробнее прочесть в журнале "Морская Коллекция 10 - 2008 - "Англичане" в Красном флоте" А здесь скачать.

 

http://mirknig.com/knigi/military_history/1181185075-morskaya-kollekciya-10-2008-anglichane-v-krasnom.html

Изменено пользователем Karkotko

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Участник
149 публикаций

все авторы в своём стиле пишут и мне этот стиль нравится.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Старший альфа-тестер
192 публикации
1 340 боёв

До 2011 года «Лембит» находился на стоянке в порту Таллина и являлся филиалом Эстонского морского музея, открытым для посещения. В отличие от большинства других подводных лодок-музеев, в которых проделаны специальные входы для посетителей, в «Лембит» экскурсанты попадают через один из предусмотренных проектом входов — торпедопогрузочный люк в первом отсеке. «Лембит» входит в число немногих сохранившихся подводных лодок времён Второй мировой войны и в 2011 году являлся самой старой подводной лодкой в мире из всё ещё находившихся на плаву. В 2011 году корабль был поднят из воды и перебазирован в бывший царский ангар для гидросамолётов на сухое хранение. Доступ экскурсантов открылся 12 мая 2012 года.

Фото Лембита сегодня ! 

 

Изображение с кодом 4384825

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Изображение с кодом 4372537

 

 

Изменено пользователем Uboat88

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Старший альфа-тестер
192 публикации
1 340 боёв

фотографии подъёма лодки :

май 2011 Таллин , лётная гавань (lennusadam)

Изображение с кодом 4385848

 

Изображение с кодом 4375608

 

Изображение с кодом 4368440

 

 

Изменено пользователем Uboat88

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Старший альфа-тестер
192 публикации
1 340 боёв

И видео :




Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Эту страницу никто не просматривает.

×