Перейти к содержимому
Для публикации в этом разделе необходимо провести 50 боёв.
FirefighterVLG

Десантная подводная лодка проекта 717

В этой теме 19 комментариев

Рекомендуемые комментарии

223 публикации
189 боёв

Изображение

Приветствую всех читателей форума World of WarShips. Сегодня мы поговорим о десантной ПЛ проекта 717.


Основная информация


Анализ имеющихся проектов десантных подводных лодок продолжался несколько месяцев. Только в августе 1967 года Главное управление кораблестроения подготовило требования к новому проекту. На этот раз от сотрудников ЦКБ-16 требовалось учесть большинство наработок по проектам 664 и 748, а также по минным заградителям «632». С использованием технических решений этих проектов планировалось создать новую многофункциональную десантно-транспортную субмарину. Основной целью лодок нового проекта, получившего номер «717», должна была стать перевозка солдат, техники, боеприпасов и т.д. с возможностью самостоятельной выгрузки, в том числе и на неподготовленное побережье. Таким образом, новую подлодку можно было бы использовать и как десантный корабль, и как транспорт вооружений. Наконец, проект 717 подразумевал оснащение субмарины оборудованием, необходимым для постановки минных заграждений. Фактически, техзаданием на проект требовалось снова сделать подлодку, способную выполнять сразу несколько задач. Конечно, все предыдущие подобные проекты были закрыты, однако на этот раз предполагалось использовать все полученные сведения и имеющиеся технологии. Поэтому будущее проекта 717 выглядело вполне реальным.

Spoiler

Изображение
Как и ранее, в ходе предварительного проектирования рассматривались три варианта общей компоновки. По результатам их сравнения и анализа перспектив выбрали схему с тремя прочными корпусами, как у проекта 748 и энергетической установкой наподобие проекта 664. Широкое использование наработок по достаточно старому проекту 664 было обусловлено требованием флота упростить процесс разработки, в том числе и при помощи использования имеющихся связей со смежными предприятиями. Стоит отметить, такой подход себя оправдал: эскизный вариант проекта 717 был готов уже весной 1968 года.
Подобно проекту 748, проект 717 подразумевал использование сразу трех прочных корпусов. Центральный имел больший диаметр и вмещал в себя все основные агрегаты лодки. В целом, его компоновка была похожа на предыдущий проект. В носовой чести размещались шесть 533-мм торпедных аппаратов с боекомплектом до 18 торпед, антенна гидроакустического комплекса «Керчь» и носовые горизонтальные рули с приводами. В ходе доработки эскизного проекта вместо комплекса «Керчь» решили использовать «Рубикон», что, однако, почти не повлияло на компоновку носовой части подлодки. Далее в среднем прочном корпусе находились жилые помещения для экипажа субмарины и десантников, центральный пост и т.п. Три кормовые отсека отвели под оборудование силовой установки: в седьмом находились два водо-водяных реактора и парогенераторы; в восьмом паротурбинные установки, главный электродвигатель и ряд других агрегатов; в девятом кормовом – некоторые части трансмиссии. Силовая установка приводила в движение два гребных винта. От внешних воздействий последние защищались кольцевыми насадками.
По бокам от центрального прочного корпуса на лодках проекта 717 предполагалось монтировать два дополнительных, имевших меньший диаметр. В них предполагалось размещать десантируемую технику и часть личного состава. Боковые корпуса соединялись с центральным при помощи нескольких люков, поэтому была возможность переходить между ними. Размеры отсеков для десантируемой техники, несмотря на большие габариты самой лодки, остались на уровне проекта 748. В них можно было разместить до 20 единиц техники (по 10 в каждом) или несколько сотен мест для солдат. По имеющимся данным, подлодка проекта 717 могла бы перевозить до 800 человек без бронетехники. Боковые прочные корпуса получили два передних люка большого диаметра, как это было в предыдущем проекте 748. В то же время, эти корпуса не разделялись на два отсека и весь десант размещался в едином объеме.
При создании проекта 717 во главу угла ставилось именно обеспечение десантирования войск на берег. Поэтому было предпринято несколько характерных шагов. В первую очередь, это выдвижные аппарели перед передними люками боковых прочных корпусов. По ним техника могла съезжать на берег. Стоит отметить, в убранном виде аппарели полностью «сливались» с легким корпусом лодки. Благодаря этому обтекание носовой части лодки было гораздо лучше, чем в предыдущих проектах. Интерес представляет и корма субмарины. Для того, чтобы защитить винты от столкновения с дном возле берега, нижняя часть кормы имела специфические обводы. В результате винты оказались немного выше основной плоскости.
Кроме того, на схемах видна характерная форма кормы в плане. Ее резкие «обрезанные» обводы были обусловлены необходимостью разместить в одном объеме не только приводы рулей, но и две трубы для сброса мин. Широкая корма с характерным окончанием позволила вписать в имеющийся объем все необходимые узлы и агрегаты. Трубы сбрасывающего устройства начинались в задней части боковых прочных корпусов. Для подачи мин в трубы имелась специальная аппаратура. После прохождения по трубе мина вываливалась из кормового люка и становилась на якорь. В трубы и боковые прочные корпуса можно было загрузить до 378 мин. Естественно, при максимальной минной нагрузке субмарина уже не могла перевозить десант.
Для прикрытия от ударов с воздуха, а также, при необходимости, для огневой поддержки десанта подлодки проекта 717 планировалось оснащать достаточно широким спектром зенитного вооружения. Перед рубкой находился спаренный 57-мм автомат СМ-24-ЗИФ. Сразу за рубкой конструкторы предусмотрели место для одной одноствольной зенитной пушки такого же калибра. Кроме того, на задней части крыши прочной рубки можно было установить малокалиберную автоматическую зенитную пушку. Все орудия в походном положении убирались в специальные контейнеры внутри легкого корпуса. Ракетное вооружение не предусматривалось, но, вероятно, экипажи подлодок могли бы получать некоторое количество переносных зенитных ракетных комплексов.
Подлодка проекта 717 получалась гораздо крупнее субмарины «748». Она имела расчетную длину в 190 и максимальную ширину в 23 метра. При этом осадка перспективной субмарины, благодаря улучшенному сопряжению прочных корпусов и конфигурации легкого, равнялась всего 6,8 метрам. В надводном положении новая лодка имела бы водоизмещение в 17600 тонн, в подводном – 25100. В сравнении с проектом 748 также немного улучшились ходовые качества. Погрузившись, новая лодка смогла бы разгоняться до 18 узлов. Надводная скорость – до 12 узлов. Значения возможных глубин погружения, ввиду использования наработок по предыдущему проекту, остались прежними: рабочая глубина в 240 метров и предельная 300. Автономность по запасу провизии в большинстве ситуаций уменьшилась незначительно.
В июле 1969 года командование флота и руководство судостроительной промышленности утвердили эскизный вариант проекта 717, но при этом внесли некоторые замечания. Так, требовалось создать специальный самоходный подводный аппарат, который можно было бы перевозить на подобных лодках и применять в операциях по спасению экипажей затонувших субмарин. К весне следующего 1970 года закончились все доработки и началось создание окончательной версии проекта. К октябрю-месяцу первая версия проекта была готова. В марте 1972 года проект перешел в стадию последних обсуждений и исправлений. В соответствии с нуждами военно-морского флота решили построить серию из пяти субмарин. Примерную стоимость головной подлодки определили на уровне 120-125 миллионов рублей. Со временем стоимость строительства должна была упасть до 80 миллионов. Точно так же должны были сократиться и сроки строительства. На сборку головной лодки выделили 49 месяцев, пятой – 41.
Интересно, что приказ министерства судостроительной промышленности о начале подготовки к строительству головной субмарины проекта 717 вышел еще осенью 1969 года. Однако по ряду причин подготовка затянулась, из-за чего до 73-го года удалось изготовить только несколько натурных макетов и подготовить плазовую документацию. По имеющимся данным, причиной столь большой задержки стала загруженность цеха №50 Северного машиностроительного предприятия. Ввиду размеров имевшихся на заводе цехов сборка лодок наподобие проекта 717 могла производиться только в 50-м. Однако в то время там строились лодки проекта 667БДР, вооруженные стратегическими ракетами. Другой крупный цех №55 к тому времени еще не был построен.
Задержки со сроками строительства привели к устареванию ряда элементов электронного оснащения перспективных подлодок. Поэтому в 1976-77 годах в СПМБМ «Малахит», образовавшемся результате слияния ЦКБ-16 и СКБ-143, провело обновление проекта в соответствии с текущими тенденциями. Подавляющее большинство основных электронных систем заменили более современными, соответствовавшими подлодкам третьего поколения. В конце 1977 года заказчик рассмотрел обновленный проект и одобрил его. Однако за одобрением не последовало никаких других действий. К этому времени на «Севмаше» уже использовался новый 55-й цех, но и в нем нельзя было строить новые десантные подлодки. Дело в том, с 1976 года в новом цеху строился атомный ракетоносец ТК-208 проекта 941, а также шла подготовка к закладке второй подлодки этого же проекта. Стоит отметить, рассматривалась возможность начала строительства первой лодки проекта 717, однако такой шаг означал бы сокращение объемов или темпов сборки субмарин с баллистическими ракетами. Поэтому военным морякам в итоге пришлось отказаться от уже готового к строительству проекта.

ТТХ


Разработка в 1967-1974 гг. Разработчик – ЦКБ «Волна». Главный конструктор – Н.А. Кисилев.
Водоизмещение – 17600 т.
Размеры: длина – 190 м., ширина – 23 м., осадка - 6,8 м.
Глубина погружения – 300 м.
Энергетическая установка - ядерная: 2 реактора.
Движители – 2 винта.
Скорость: подводная – до 18 уз.
Дальность плавания – 30000 миль (18 уз).
Автономность – 75 сут. Подводная автономность для десанта – 240 ч.
Экипаж - 111 чел.
Вооружение: 6 533-мм носовых торпедных аппарата, боекомплект – 18 торпед; 2 30-мм артиллерийские установки А-213М.
Мины: типа РМ-1, АПМ, «Лира», УДМ – 252 шт., или ПМ-1, РМ-2, ПМ-2 – 126 шт.
Грузоподъемность – до 1200 т груза.
Десант: 10 танков ПТ-76 и 10 БТР-60ПБ; 800 чел морской пехоты и 4 БТР.
ГАК «Рубикон».

Коротко о главном


В августе 1967 г. в ЦКБ “Волна” начались работы по проектированию “большой транспортно-десантной подводной лодки - минного заградителя” проекта 717. При этом широко использовался конструкторский задел по ранее прекращенным проектам 664 и 748. По тактико-техническому заданию корабль предназначался для скрытной доставки десанта, военной техники, оружия, боеприпасов, продовольствия и других грузов, а также для постановки минных заграждений в удаленных районах океана. Главным конструктором проекта 717 являлся Н.А. Киселев, обладавший десятилетним опытом работы по проектированию транспортно-десантных подводных лодок и минзагов.
Технический проект корабля был закончен в 1971 году и утвержден 18 марта 1972 г. (при этом заказчик выдвинул дополнительное требование - обеспечение спасения экипажа затонувших подводных лодок при помощи специальных спасательных снарядов). Разработка технической документации велась применительно к постройке АПЛ на Северном машиностроительном предприятии.
Корабль должен был иметь трехкорпусную архитектуру с горизонтальным расположением прочных корпусов. В двух боковых отсеках могла размещаться колесная и гусеничная бронетехника, высадка которой должна была осуществляться через две носовых аппарели. Там же могли располагаться и запасные мины заграждения. В центральном цилиндре (имеющем наибольший диаметр) размещалось вооружение, энергетическая установка, экипаж, личный состав десанта, технические средства и т. п.
Два гребных винта располагались в кольцевых каналах. Лодку предполагалось оснастить всплывающей спасательной камерой ВСУ-3. Гидроакустическое вооружение, включавшее ГАК “Рубикон”, располагалось в носовой части корабля. Оборонительное вооружение лодки включало шесть торпедных аппаратов калибром 533 мм (боекомплект 18 торпед) и две 30-мм артиллерийские установки А-213М (в подводном положении убирающиеся в контейнеры, расположенные в надстройке). В минных трубах могло располагаться до 252 мин.
Сложность конструкции АПЛ потребовала изготовления большого числа объемных моделей, воспроизводящих взаимное расположение всех элементов. Значительное внимание было уделено и отработке гидродинамики лодки, имевшей весьма нетрадиционные формы.
Однако постройку лодки проекта 717 так и не удалось начать: Северное машиностроительное предприятие было полностью загружено работами по строительству ракетных подводных крейсеров. В этих условиях выделить мощности для сооружения АПЛ пр. 717 не представлялось возможным, и все работы по проекту в начале 70-х годов были прекращены.

Источники:

Спасибо за прочтение!

Изображение

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
25 публикаций
304 боя

По-моему подборка про десантные субмарины уже был, хотя тут плюсик за какртинку-заголовок

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
223 публикации
189 боёв

Просмотр сообщенияBlock_Dodger (29 Авг 2013 - 18:32) писал:

тс так и не терпится попасть на альфа тест
ТС не гордый, может подождать и ОБТ.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
289 публикаций
5 боёв

Жаль что так и не построили, интересная ПЛ

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
3 713
Kolovorot13
4 921 публикация
3 044 боя

В ходе чтения возник вопрос с габаритами, потом основные характеристики увидел, но всё же, чисто для себя, сравню с "Акулой": длина - 190 метров против 173 у "Акулы", водоизмещение надводное: 17600 тонн против 23200 у 941 проекта, подводное: 23100 против 48000 тонн "Акулы", ширина - 23 метра у обеих подлодок.

 

Также впечатлила дальность плавания - это больше, чем длина экватора, притом довольно существенно. Занялся несложной алгеброй, опять же, интереса ради (Фейнман говорил, что цифры надо "щупать"), получается, что автономности в 75 суток едва хватает, чтобы пройти те самые 30000 миль со скоростью в 18 узлов. А вот автономность десанта огорчает: всего 4320 миль, хотя... Что значит всего... До Америки доставить хватит.

 

Ну, теперь немного банальности. Тема зацепила, тема интересна, тема заслуживает плюса, который я и поставил. Комментарии первых отписавшихся юзеров радуют, они, видимо, совсем не читали, раз обсуждают друг друга (и Десантника_ВДВ_РФ), а не подлодку. Это для них "Коротко о главном"? Напрасно) Они всё равно не прочитали! А я, если времени мало, пробегаю полный текст глазами, но в данном случае, я потратил время на его внимательное прочтение, и не ошибся! + Пиши ещё! (с) (мне просто совесть неграмотно не позволяет это выражение написать, но вы, я думаю, поняли, что я имел в виду!) Спасибо!

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
14 публикаций
4 боя

Просмотр сообщенияDesantnik_VDV_RF (29 Авг 2013 - 18:36) писал:

ТС не гордый, может подождать и ОБТ.
:teethhappy:  :teethhappy:  :teethhappy: Убрал))))))))))

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
639 публикаций

Да, подобная тема была, но там в кратце о о таких проектах говорилось, а здесь нормуль, десантуре +

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
555
[FLD] medved19751
920 публикаций
133 боя

Просмотр сообщенияDesantnik_VDV_RF (29 Авг 2013 - 18:36) писал:

ТС не гордый, может подождать и ОБТ.

Десантам зачёт как всегда.
А-0224.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
4
[ODUA] Torbinsan
Коллекционер, Коллекционер-испытатель
325 публикаций
7 069 боёв

Хорошая тема зацепила.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
901
[WG-ST] Lonkraft
Коллекционер
1 825 публикаций
3 655 боёв

Цитата

Фактически, техзаданием на проект требовалось снова сделать подлодку, способную выполнять сразу несколько задач

Рискованно, т.к ПЛ как правило легко уничтожались. И уничтожение одного такого судна могло сильно снизить влияние в каком то регионе.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
306 публикаций
113 боёв

Длина 190м воодушевляет.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
77 публикаций
43 боя

Очень обширная информация)

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
54 публикации
139 боёв

инфа хорошая но побольше бы фото)) и так автору огромный респект!!!!!!!

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
17 389 публикаций
577 боёв

инфа хорошая но побольше бы фото)) и так автору огромный респект!!!!!!!

 

Где же их взять?

Лодка так и осталась в чертежах.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
4 публикации
74 боя

Впервые об этом проекте прочитал в журнале Морской Сборник, затем была статья в Технике Молодежи хороший набор картинок про эту подводную лодку есть по адресу:  http://forums.spacebattles.com/threads/size-limits-on-a-submarine.280030/  и последнее что обнаружил это модель этой пдводной лодки в игре майнкрафт: http://www.planetminecraft.com/project/project-717-transport-minelayer-submarine/

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
56 публикаций

Впервые об этом проекте прочитал в журнале Морской Сборник, затем была статья в Технике Молодежи хороший набор картинок про эту подводную лодку есть по адресу:  http://forums.spacebattles.com/threads/size-limits-on-a-submarine.280030/  и последнее что обнаружил это модель этой пдводной лодки в игре майнкрафт: http://www.planetminecraft.com/project/project-717-transport-minelayer-submarine/

При чем тут модель пл в игре и в реальности? Хоть чертежи и были, проект не увидел света, т.е если бы она была бы сделана, то кардинально отличалась бы от модели в игре.

Т.е пл в игре - просто сделанная подводная лодка неизвестной модели.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Эту страницу никто не просматривает.

×