Перейти к содержимому
Для публикации в этом разделе необходимо провести 50 боёв.
il2005

Коч - судно Поморов.

В этой теме 26 комментариев

Рекомендуемые комментарии

Участник
264 публикации
83 боя

Добрый вечер всем!

 

Сегодня познакомлю вас с Поморами и их судном -  коч! Русский флот берет начало от Петра, но так ли это?

 

Ведь поморы издревле ходили в море и считались по праву опытными мореходами, особенно если учесть северные широты и все вытекающие от сюда трудности мореходства.

 

По тем временам так сказать современные корабли не могли далеко заходить в те широты, а поморы с успехом ходили, и ихнее судно с успехом выдерживало те условия.

 

Сечас идут иследавния и один факт очень интересен. По форме коч был как скорлупа ореха, а потому не мог быть раздавлен льдом, его просто выталкивало на лед! А современные в то время корабли, просто давило!

 

 

23 февраля в Санкт-Петербурге на ледоколе "Красин" в рамках постоянно действующего Семинара по истории судостроения и мореплавания судомоделист Сергей Кухтерин из Тюмени выступил с докладом на тему "Новые материалы по истории освоения Арктики: результаты раскопок Мангазейского городища в 2001 - 2009 гг. и атрибуция судовых деталей".

 

Впервые на основе материалов десятилетних археологических раскопок докладчику удалось реконструировать конструкцию знаменитого поморского коча и выяснить особенности технологии его постройки.

 

Изображение

Трудно переоценить роль и значение этого небольшого судна в отечественной истории.

 

Поморы начали строить кочи в XIII веке.

 

На кочах моряки отправлялись на промысел в Белое и Баренцево моря, прокладывали морские пути в Карское, Норвежское и Гренландское моря.

 

Конструкция деревянного судна длиной до 16-18 метров и шириной 5-6 метров оказалась идеальной для плавания во льдах: по форме коч напоминал ореховую скорлупу, и, оказавшись во льду, мог избежать серьезных повреждений, поскольку льдины просто выдавливали его на поверхность.

 

Именно такую форму позднее выбрал для своего "Фрама" легендарный Фритьоф Нансен.

При небольшой осадке и водоизмещении до 80 тонн коч оказался незаменимым транспортным средством русских первопроходцев, освоивших огромную акваторию Северного Ледовитого океана и сибирских рек.

 

В ХVI-ХVII веках промысловики и мореходы доходили по заполярной территории Западной Сибири до устья Енисея, ходили на Новую Землю, на Шпицберген и прибрежные острова Баренцева и Карского морей.

 

Основные морские пути XVI века назывались: "Мангазейский морской ход", "Новоземельский ход", "Енисейский ход", "Ход Груманланский".

 

 

 

Поморы.

 

Поморы доброжелательны, доверчивы, гостеприимны.

 

В деревнях всегда здоровались с незнакомыми людьми, пускали в избу, угощали.

 

Дверей не запирали, да и запоров не было. Люди сдержанные, немногословные.

 

Громкая речь среди поморов - явление редкое и признак крайнего раздражения.

 

Устойчивы в симпатиях и антипатиях, что нередко воспринимается как упрямство и злопамятность.

 

В музыкальной культуре поморов сохранилась архаичная манера пения, которая сложилась в церковном песнопении с введением на Руси христианства: в один голос (вне зависимости от количества поющих)и без музыкального сопровождения.

 

 

Бытует ошибочное мнение о том, что поморы кроме рыбной ловли и зверобойного промысла ничем больше не занимались, отсюда, якобы, и их самоназвание «поморы».

 

Промысля поморов.

 

1) Добыча соли.

2)Смолокурение.

3)Промысел слюды.

4)Ловля жемчуга.

5)Горное дело.

6)Производство металла.

7)Добыча нефти.

8)Торговля.

 

С незапамятных времен основным занятием населения Поморского Севера были звериные и рыболовные промыслы.

 

На взморьях и по берегам рек – всюду были разбросаны рыбные тони, с которых кормилась большая часть населения этого обширного края.

Изображение

Поморская деревня. Конец XX века.

 

Каждая семужья яма, каждое промысловое становище-«скея» или зверобойный участок имели своих коренных хозяев, которые могли продавать свои владения, закладывать их целиком или паями, сдавать в аренду и завещать своим потомкам или монастырям.

 

 

"Мангазейский морской ход".

 

 

Мангазейский морской ход" стал одним из самых известных в истории освоения Сибири.

 

Он проходил вдоль побережья Баренцева моря, через пролив Югорский Шар в Карское море к западному берегу полуострова Ямал, где суда перетаскивали через волок.

 

Судя по летописным сведениям, этот путь был освоен поморами не позднее конца XVI века, а в начале следующего столетия Мангазея стала крупнейшим торговым центром Сибири.

 

Для тогдашних искателей приключений пушнина была не менее притягательной, чем серебро и золото, но бесконтрольному промыслу пушного зверя и торговле предприимчивых вымичей, пустозерцев и "многих государевых городов торговых людей" скоро был положен конец.

 

в 1601 году в Мангазее появился царский воевода, а еще через несколько лет здесь уже стояли крепость, кремль и обширный посад.

В лучшие времена в этом городе проживало до полутора-двух тысяч человек, не считая вольных промысловиков, "женок беспутных" и опустившихся ярыжек-пропойц.

 

Ежегодно в Мангазею приходили 25-30 кочей с продовольствием и различными товарами, а отсюда в Россию отправлялось от 100 до 150 тысяч шкур мягкой рухляди: соболей, песцов, лисиц, бобров.

 

Это был настоящий пушной Клондайк, где какой-нибудь беглый крестьянин мог нажить за год целое состояние.

 

Стоимость одной чернобурой лисицы по тем временам составляла от 30 до 80 рублей, а за 20 рублей в России можно было купить 20 десятин земли (то есть чуть больше 20 гектаров), за 10 рублей – прекрасный дом или 5 лошадей.

 

Золотой век Мангазеи оказался недолгим.

 

Зверя выбили, пушной промысел быстро пошел на убыль, а ужесточение таможенных правил и сопряженное с этим мздоимство местных властей заставили тогдашних предпринимателей перебраться в другие места.

 

В довершение ко всему с 1641 по 1644 год в город не пришло ни одного коча с хлебом: все были разбиты в Обской губе штормами.

В Мангазее настал великий голод, жители питались "собачьим костьем", а в 1643 году город почти весь выгорел.

 

Кроме того, в Москве стали опасаться, что западные мореходы будут плавать до Оби, минуя "корабельное пристанище" в Архангельске, приносившее немалый доход государству.

 

Государевы советники, видно, имея на то свои резоны, полагали, что русские купцы "учнут торговать с немцы, утаясь в Югорском Шару, на Колгуеве, на Канином Носу, и государеве казне в пошлинах истеря будет".

 

В 1619 году Мангазейский морской ход был запрещен правительственным указом.

 

Для торговли с Мангазеей оставался один только речной путь.

 

Поморы писали челобитные: из Мангазеи в Русь и в Мангазею с Руси ходить большим морем по-прежнему, чтоб вперед без промыслов не быть.

 

" Но из Москвы пришел "заказ крепкий", что непослушным  быть казненными злыми смертьми и домы разорити до основания.

 

В проливе Югорский Шар, на острове Матвеевом и Ямальском волоке была выставлена стража, призванная следить за выполнением указа, а также "проведывать про немецких людей, чтобы отнюдь в Сибирь, в Мангазею немецкие люди водяным путем и сухими дорогами ходу не приискали."

 

В 1672 году город Мангазея был упразднен указом Алексея Михайловича, а его роль перешла к Туруханскому зимовью.

 

 

Первая попытка реконструкции коча.

 

 

Еще во время раскопок, проводившихся в Мангазее в 1968-1969 гг. экспедицией Арктического института под руководством доктора исторических наук, профессора М.И. Белова, были сделаны уникальные находки.

 

Выяснилось, что при сооружении домов и различных бытовых построек широко использовались фрагменты судовых конструкций – от киля до обшивки и рангоута.

 

На одной из досок, обнаруженных при раскопках крепости, можно было увидеть изображение коча с элементами бортового набора и контурами обводов корпуса - своеобразный строительный чертеж того времени.

 

Изображение

Изображение коча на куске доски, найденной во время раскопок.

 

На основе этих материалов была предпринята первая попытка реконструкции коча.

 

Возобновление раскопок в 2001 году, которые с 2003 года ведутся НПО "Северная археология" под руководством Георгия Визгалова, позволили значительно расширить представление о русских полярных судах и по-новому взглянуть на подходы к реконструкции русских судов XVII века.

 

За десять лет удалось провести раскопки на территории площадью 259 кв. метров и обнаружить остатки 9 жилых построек.

 

Уже во время первого полевого сезона комплексной археологической экспедиции была обнаружена постройка, окладной венец которой выполнен из целого восьмисаженного киля коча.

 

Лес у мангазейцев ценился, и в ход пускалась каждая деталь судна: из кормы строили сени, тяжелый форштевень шел на основу сруба, из мачт делали перекрытия и опорные балки.

 

Удалось обнаружить также примитивные, но вполне работоспособные солнечные часы из дерева, магнитные компасы и обрывки корабельных канатов.

 

Благодаря вечной мерзлоте количество хорошо сохранившихся деревянных фрагментов кочей исчисляется десятками единиц.

 

Наряду с этим обнаружены сотни фрагментов обуви и тканей, детские игрушки, женские украшения, 195 серебряных монет и свыше 30 тысяч археозоологических образцов.

 

Даже Новгород не может похвалиться таким количеством сохранившихся изделий из органических материалов.

В результате кропотливой работы, проделанной Сергеем Кухтериным с использованием современных компьютерных технологий, удалось идентифицировать и атрибутировать большинство находок.

 

Кухтерин завершил реконструкцию внешнего облика старинного судна и выявил особенности традиционной технологии его постройки.

 

 

 

На пороге новых открытий.

 

 

 

По мнению заместителя директора по научной работе ледокола "Красин" Павла Филина, полученные результаты имеют огромное историческое значение и существенно изменяют представления о допетровском периоде отечественного судостроения.

 

Как известно, эпоха Петра нанесла жестокий удар поморскому судостроению. Строительство крупного порта в устье Северной Двины и создание торгового флота по европейским образцам привели к тому, что традиционное судостроение в Поморье потеряло всякое значение в глазах правительства.

 

28 декабря 1715 года Петр I направил архангельскому вице-губернатору указ, в котором говорилось: "По получении сего указу объявите всем промышленникам, которые ходят на море для промыслов на своих лодьях и кочах, дабы они вместо тех судов делали морские суды галиоты, гукары, каты, флейты, кто из них какие хочет, и для того (пока они новыми морскими судами исправятся) дается им сроку на старых ходить только два года".

 

В ответ на жалобы поморов о том, что "для мореплавания им велят строить речные лодки" Петр разрешил оставить имевшиеся суда – карбасы, соймы, кочи, но строить новые запретил, пригрозив ссылкой на каторгу. Особым актом было запрещено отправлять из Архангельска грузы на судах "прежнего дела".

 

Тем не менее, несмотря на драконовские меры, здравый смысл восторжествовал, и поморские артели долго еще продолжали строить "староманерные суда", лучше отвечающие условиям плавания в северных водах.

 

И даже в 30-х годах XVIII столетия, после смерти Петра I, во время осуществления задуманной им Великой Северной экспедиции правительство вынуждено было использовать коч как наиболее надежное судно для плавания в условиях Арктики.

 

Примечательно, что более сложные по устройству и, казалось бы, технически более совершенные суда "немецкого строя" так и не смогли продвинуться к Тихому океану далее западной части Карского моря.

 

Поучительной иллюстрацией достоинств русского судна служат дневниковые записи знаменитого Баренца.

 

Во время очередной попытки открытия северного пути в Азию его корабль оказался затерт во льдах.

 

"Сегодня вверх по реке мимо нас прошло два русских коча, и вниз проплыло купеческое судно. Как они плавают на таких скорлупках?" - писал Баренц в ледовом плену.

 

Коч, воплотивший в себе весь многолетний опыт поморских мореплавателей, был рожден для великих экспедиций.

 

Именно на кочах Семен Дежнев и Федот Попов совершили плавание от реки Колымы вокруг Чукотского полуострова на реку Анадырь в 1648 году, а затем обогнули крайнюю восточную оконечность Азии и первыми из европейцев оказались в северной части Тихого океана.

 

Тем не менее, традиции судостроения Поморья оказались нарушены и в значительной мере утрачены и забыты.

 

Реконструкция поморского коча позволит не только разобраться в особенностях технологии судостроения допетровского времени, но и выдвинуть обоснованные научные гипотезы об истоках и взаимосвязях традиций судостроения средневековой Северной Руси.

 

 

Источник - http://www.flot.com/...kochrevival.htm

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Старший альфа-тестер
340 публикаций
177 боёв

Интересная тема,но картинки не увеличиваются. Хотел рассмотреть деревню Поморов,а тут пришлось смотреть через лупу и то смазано. А так все хорошо,текст интересен. Спасибо!  :honoring:

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Участник
264 публикации
83 боя

Просмотр сообщенияXoLoIIAy (23 Авг 2013 - 17:50) писал:

Интересная тема,но картинки не увеличиваются. Хотел рассмотреть деревню Поморов,а тут пришлось смотреть через лупу и то смазано. А так все хорошо,текст интересен. Спасибо!  :honoring:
Да я давно про поморов хотел сделать, один раз уже начал делать, да что то не понравилось и удалил ее.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Участник
13 публикаций

Просмотр сообщенияil2005 (23 Авг 2013 - 17:58) писал:

Да я давно про поморов хотел сделать, один раз уже начал делать, да что то не понравилось и удалил ее.
Жаль раньше не сделал, интересная статья

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Альфа-тестер, Репортер
2 525 публикаций
1 283 боя

хорошая тема, только как бы за повтор не сочли   http://forum.worldof...hl__ поморы#top

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Участник
264 публикации
83 боя

Просмотр сообщенияXAPDPOKEP (23 Авг 2013 - 18:35) писал:

хорошая тема, только как бы за повтор не сочли   http://forum.worldof...hl__ поморы#top
Да нет, та тема про историю руси и поморов захватывает как бы, а я про коч больше , и маленько про поморов. Нельзя же рассказывать про коч и ни слова про тех кто на них ходил.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Альфа-тестер, Репортер
2 525 публикаций
1 283 боя

Просмотр сообщенияil2005 (23 Авг 2013 - 18:54) писал:

Да нет, та тема про историю руси и поморов захватывает как бы, а я про коч больше , и маленько про поморов. Нельзя же рассказывать про коч и ни слова про тех кто на них ходил.

ок, я ведь только "за", тема хорошая+

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Старший альфа-тестер, Коллекционер-испытатель
3 423 публикации
1 272 боя

4)Ловля жемчуга.

 

Ой Мамыньки,лови его-лови!Убегает! :trollface:

Вообще-то поморы "доставали" раковины с речным жемчугом с помощью весьма затейливых 2 штуковин.Этот жемчуг ОЧЕНЬ ценился на Руси за красоту и за то,что нетускнел долгое время.Им вышивали праздничные и свадебные головные уборы наши пра-пра... бабушки и считалось,что самый красивый убор именно с поморским жемчугом.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Альфа-тестер, Репортер
2 525 публикаций
1 283 боя

Просмотр сообщенияMatsuo (23 Авг 2013 - 18:59) писал:

4)Ловля жемчуга.

Ой Мамыньки,лови его-лови!Убегает! :trollface:
Вообще-то поморы "доставали" раковины с речным жемчугом с помощью весьма затейливых 2 штуковин.Этот жемчуг ОЧЕНЬ ценился на Руси за красоту и за то,что нетускнел долгое время.Им вышивали праздничные и свадебные головные уборы наши пра-пра... бабушки и считалось,что самый красивый убор именно с поморским жемчугом.

Матсуо, привет! ты прям в лицах все показал :trollface:

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Старший альфа-тестер, Коллекционер-испытатель
3 423 публикации
1 272 боя

Просмотр сообщенияXAPDPOKEP (23 Авг 2013 - 19:01) писал:

Матсуо, привет! ты прям в лицах все показал :trollface:

Привет:)
Раз уж начал...
2 штуковины это:
1)длинная палка с удалённой сердцевиной(типа труба) и куском отполированной слюды или горного хрусталя.Стоя в лодке или на плоту помор 1-ой рукой держал этот прообраз "удалённого доступа" современной маски для подводного плавания и высматривал раковины на дне реки.Затем в дело шел ...
2)"расщеп"-такой же длинны палка но с рассечённым нижним концом в виде рогатки.Этот расщеп "насаживался на раковину и заклинивался,намертво захватывая последнюю.Как бельевая прищепка.Далее раковина доставалась и вуаля-жемчужина в кармане.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Участник
264 публикации
83 боя

Просмотр сообщенияMatsuo (23 Авг 2013 - 19:08) писал:

Привет:)
Раз уж начал...
2 штуковины это:
1)длинная палка с удалённой сердцевиной(типа труба) и куском отполированной слюды или горного хрусталя.Стоя в лодке или на плоту помор 1-ой рукой держал этот прообраз "удалённого доступа" современной маски для подводного плавания и высматривал раковины на дне реки.Затем в дело шел ...
2)"расщеп"-такой же длинны палка но с рассечённым нижним концом в виде рогатки.Этот расщеп "насаживался на раковину и заклинивался,намертво захватывая последнюю.Как бельевая прищепка.Далее раковина доставалась и вуаля-жемчужина в кармане.
Все это хорошо и интересно, и если бы я создавал тему про жемчуг я бы обязательно это написал :honoring:

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Альфа-тестер, Репортер
2 525 публикаций
1 283 боя

Просмотр сообщенияMatsuo (23 Авг 2013 - 19:08) писал:

Привет:)
Раз уж начал...
2 штуковины это:
1)длинная палка с удалённой сердцевиной(типа труба) и куском отполированной слюды или горного хрусталя.Стоя в лодке или на плоту помор 1-ой рукой держал этот прообраз "удалённого доступа" современной маски для подводного плавания и высматривал раковины на дне реки.Затем в дело шел ...
2)"расщеп"-такой же длинны палка но с рассечённым нижним концом в виде рогатки.Этот расщеп "насаживался на раковину и заклинивался,намертво захватывая последнюю.Как бельевая прищепка.Далее раковина доставалась и вуаля-жемчужина в кармане.
да, интересно, не знал. жемчуг я и сам добывал чисто для интереса- речной (под Суздалем) и морской, правда маленький, в крупных мидиях на ЧМ бывает

Просмотр сообщенияil2005 (23 Авг 2013 - 19:17) писал:

Все это хорошо и интересно, и если бы я создавал тему про жемчуг я бы обязательно это написал :honoring:
ну, так что мешает, напиши, почитаем с удовольствием

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Участник
264 публикации
83 боя

Просмотр сообщенияXAPDPOKEP (23 Авг 2013 - 19:20) писал:

да, интересно, не знал. жемчуг я и сам добывал чисто для интереса- речной (под Суздалем) и морской, правда маленький, в крупных мидиях на ЧМ бывает
ну, так что мешает, напиши, почитаем с удовольствием
Это уже только про поморов надо делать, я попытался но у меня не вышло, так что в набросках и удалил.
Маленький оффтоп, но думаю простят меня грешного по двум причинам, все таки в своей теме и где еще рассказать просто не знаю.
Вообщем услышал я это по радио.
В Англии продавцы мясных лавок часто слышат такую просьбу. Мол взвесьте мне кило свинных крылышек! 20% Англичан считают, что свиньи умеют летать!
Изменено пользователем il2005

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Участник
246 публикаций

Просмотр сообщенияMatsuo (23 Авг 2013 - 19:08) писал:

Привет:)
Раз уж начал...
2 штуковины это:
1)длинная палка с удалённой сердцевиной(типа труба) и куском отполированной слюды или горного хрусталя.Стоя в лодке или на плоту помор 1-ой рукой держал этот прообраз "удалённого доступа" современной маски для подводного плавания и высматривал раковины на дне реки.Затем в дело шел ...
2)"расщеп"-такой же длинны палка но с рассечённым нижним концом в виде рогатки.Этот расщеп "насаживался на раковину и заклинивался,намертво захватывая последнюю.Как бельевая прищепка.Далее раковина доставалась и вуаля-жемчужина в кармане.
Вот она-хитрость треклятого Уруса. :izmena:  :playing:
Пока индийцы здоровье свое гробили в Бенгальском заливе. Поморы жемчуг тягали с праобразом подводной трубы.
Знай наших :trollface:

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Участник
223 публикации

Чет изображение маленькие. Не нашлось больше чтоб посмотреть подробнее?

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Альфа-тестер
82 публикации
36 боёв

Очень интересно про коч!

Наша история, да, велика, как ни крути! +

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Альфа-тестер
551 публикация
1 бой

Вот так чудо) в наше время доска бы давно пылью стало))

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Бета-тестер
499 публикаций
35 боёв

Тема классная и оригинальная, наконец-то кто-то копнул поглубже нашу историю. Молодец! + + +

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Альфа-тестер
381 публикация
64 боя

Просмотр сообщенияNaz765 (23 Авг 2013 - 22:34) писал:

Тема классная и оригинальная, наконец-то кто-то копнул поглубже нашу историю. Молодец! + + +
Согласен!!1

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Эту страницу никто не просматривает.

×