Перейти к содержимому
Для публикации в этом разделе необходимо провести 50 боёв.
il2005

Гибель БПК «Отважный»

В этой теме 28 комментариев

Рекомендуемые комментарии

264 публикации
83 боя

Доброго всем!

 

Хотелось рассказать о трагической судьбе большого противолодочного корабля "Отважный".

 

По выводам комисси, произошло самовозгорание маршевого двигателя одной из ракет и следом и ракетного двигателя.Вслед за этим сработали стартовые двигатели еще нескольких ракет. Причина самовозгорания почему то не указана, а вот последствия были тяжелые.

 

18 секунд длинною в жизнь!

 

В Севастополе на территории кладбища Коммунаров можно встретить небольшой, скромный памятник.

Он находится между братской могилой экипажа линкора «Новороссийск» и памятником лейтенанту П. П. Шмидту.

 

Выбитая на мраморном памятнике надпись сообщает: «Морякам «Отважного», погибшим при исполнении воинского долга в августе 1974 года».

 

Здесь же содержится список из 24 фамилий погибших матросов.

Больше информации из этого памятника вы почерпнуть не сможете, в СССР о гибели данного корабля предпочитали особо не распространяться.

 

 

30 августа 1974 года на Черноморском флоте в районе Севастополя началось учение с зенитными ракетными стрельбами в условиях радиолокационных помех.

 

Изображение

На большой противолодочный корабль  "Отважный" возлагалась задача обеспечения учебных занятий четырех противолодочных кораблей.

 

 

Как все произошло.

 

 

В 8.55 -  БПК вышел в море и ровно через час прибыл в заданный район. Спустя минуту сыграли учебную боевую тревогу, и командир корабля капитан 2 ранга И. П. Винник доложил командованию о готовности к началу учения.

 

В 9.58 -  на мостике почувствовали слабое сотрясение корабля, как будто в корме произошел небольшой взрыв

Машины немедленно остановили и сразу же сыграли боевую и аварийную тревоги.

Через 10 секунд, после второго, более сильного сотрясения за кормовой дымовой трубой появилась шапка белого дыма и сноп пламени.

Еще через 20 секунд произошел сильный третий взрыв в районе ракетного погреба № 8, над которым поднялся столб огня и черного дыма. Силой взрыва оторвало крышку погреба и вместе с пусковой установкой зенитных ракет бросило на кормовую дымовую трубу правого борта.

В этом районе начался сильный пожар. Личный состав приступил к борьбе за живучесть и непотопляемость корабля.

 

После объявления учебной боевой тревоги мичман, находившийся за пультом поста контроля ракет кормового погреба № 8, в котором в двух вертикальных барабанах хранились 15 ракет В-601 в боевом снаряжении ракетного противовоздушного комплекса "Волна", как положено по инструкции старшему по вахте в погребе, приказал по внутренней связи дежурившим в посту матросам подключить внешнее электропитание.

Затем мичман с помощью тумблеров на пульте подал напряжение на механизмы поворота пусковой установки - 380 вольт и в цепь стрельбы (110 вольт).

 

Изображение

Комплекс "Волна".

 

Сразу же после щелчка последнего тумблера он увидел через иллюминатор сильный сноп пламени на левом барабане.

Не включив средства пожаротушения, мичман покинул пост и побежал по коридору в носовую часть корабля.

В это время произошел сильный взрыв, ударной волной которого его отбросило в сторону...

 

После того как в 10 часов объявили боевую тревогу и через минуту - аварийную, в погребе № 8 и коридорах № 9 и № 10 продолжал бушевать сильный пожар.

 

Корабль получил крен 12° на правый борт.

Между 10.10 и 10.20 дали команды включить систему водяной защиты, орошение погребов и затопить погреба № 6, 7 и 10.

Это сделать не удалось, поскольку трубопроводы обеих систем вышли из строя.

Семерых моряков взрывом сбросило с юта в море, и их подобрали подошедшие корабли.

 

В 10.23 -  личному составу, находящемуся в кормовых отсеках, приказали покинуть корабль.

В это время пожар в корме усилился.

Погреба боезапаса № 6 и № 7 непрерывно поливались водой из шлангов.

 

На помощь "Отважному" в 10.40 подошел эсминец "Сознательный" и спустя 12 минут - эсминец «Бедовый», с которого на корабль переправилась спасательная партия.

 

В 10.54 "Сознательный" начал буксировку "Отважного", имевшего крен 13° на мелкое место в район Херсонеса.

Через семь минут для спрямления БПК начали перекачку топлива на левый борт, но это не помогло.

 

Корма "Отважного" погрузилась в воду по верхнюю палубу, и крен на правый борт увеличился до 16°.

С корабля эвакуировали секретные документы на "Бедовый".

 

В 11. 24 сбросили торпеды в море, крен уменьшился до 14°.

 

Погреба № 6 и № 7 затопили с помощью шлангов пожарной системы.

Для оказания помощи "Отважному" в 11.55 к нему подошел БПК "Комсомолец Украины".

 

 

В 11.59 -  пожар локализовали, из погребов повалил белый дым.

Спустя семь минут оборвался буксир "Сознательного", с "Бедового" начали заводить новый.

Тем временем пожар в кормовом машинном отделении продолжался, и в 12.27 дали команду прекратить подавать в отсек воду и применять только пену.

 

В кормовом машинном отделении включили систему "ЖС" химического тушения.

В 12.49 "Бедовый" со скоростью 3 уз начал буксировку "Отважного", крен которого увеличился до 17 °.

 

Подошедшие спасательные суда (в 12.55 - "Бештау", в 13.20 - СС-15 и СС-26, спустя еще четыре минуты - пожарно-дезактивационное судно "Пламя") начали подавать пену в район горящих погребов.

 

После ряда попыток в 14.30 начали откачку воды из кормовых отсеков.

Однако через 17 минут произошел взрыв авиационного боезапаса в погребе № 10.

 

По-видимому, одновременно взорвалась и цистерна с 6 т авиационного керосина, находящаяся в общем с погребом авиабоезапаса отсеке в корме.

 

Корабль тем временем продолжали буксировать на более мелкое место.

 

Крен на правый борт с 19° быстро увеличился до 25°, но в 15.07 стабилизировался на 27°.

Через три минуты отключилось освещение и прекратилась подача питания на приборы, и в 15.12 личному составу приказали покинуть корабль.

Изображение

 

Последним с "Отважного" сошел его командир.

 

В 15.35 корабль начал погружаться кормой без опрокидывания, и с "Бедового" отдали буксир.

Спустя 12 минут "Отважный" скрылся под водой.

Глубина моря в этом месте составляла около 125 м...

 

 

С момента обнаружения пожара до затопления корабля прошло 5 часов 47 минут.

В результате внутренних взрывов и полученных пробоин БПК принял около 3600 т воды, шесть непроницаемых отсеков оказались затопленными.

 

После затопления четырех отсеков в кормовой части крен и дифферент стабилизировались и корабль имел положительную остойчивость. Однако, когда вода заполнила еще два отсека, запас плавучести был исчерпан и "Отважный" затонул, показав высокую живучесть.

 

Согласно спецификации, корабли данного проекта должны сохранять плавучесть и положительную остойчивость после затопления только трех смежных отсеков корпуса.

 

Из 287 человек личного состава и проходивших на "Отважном" практику курсантов в результате взрыва погибли 24 человека (19 матросов и 5 курсантов).

 

Весь личный состав корабля при тушении пожара, в борьбе за живучесть и непотопляемость корабля проявил мужество и действовал умело.

 

Были приняты все меры по спасению БПК, но после взрыва ракет, находившихся в погребе № 8, "Отважный" получил настолько сильные повреждения, что спасти его оказалось невозможно.

 

 

 

Расследование и выводы комиссии.

 

Расследование показало, что после появления огня в погребе до момента сильного взрыва прошло не менее 18 секунд (время уточнили в ходе "следственного эксперимента" на однотипном БПК "Комсомолец Украины", замеряя секундомером продолжительность "пробега" мичмана от поста до места падения после взрыва).

 

Как выяснилось впоследствии, пламя в погребе появилось вследствие самопроизвольного запуска маршевого двигателя одной ракеты, затем срабатывания ракетного двигателя ее же стартовой ступени и последовавшего вслед за тем запуска нескольких стартовых двигателей других ракет.

Изображение

Вследствие резкого повышения давления в погребе (около трех атмосфер) на крышу погреба действовала сила не менее 2500 т, что и явилось причиной его взрыва и отрыва крыши.

 

В результате взрыва в бортовой обшивке в районе погреба образовались две пробоины, через которые вода затопила несколько отсеков корабля.

 

Комиссия, расследовавшая обстоятельства и причины гибели БПК "Отважный", в своем заключении предложила провести огневые натурные испытания средств противопожарной и противовзрывной защиты погреба зенитного ракетного комплекса (ЗРК) "Волна" с ракетами В-601 на опытовом натурном отсеке корабля проекта 61.

 

Такие испытания имели целью проверить достаточность предусмотренных проектом средств защиты при несанкционированном срабатывании одного из двигатели ракеты и, в случае необходимости, разработать дополнительные мероприятия для повышения до нужного уровня этой защиты на всех кораблях, оснащенных ракетами В-601.

 

В соответствии с рекомендациями комиссии на основании совместного решения Военно-Морского Флота и Министерства судостроительной промышленности (МСП) на одном из судостроительных заводов в Ленинграде в  1977 году изготовили натурный отсек корабля, который полностью воспроизводил часть корабля проекта 61 с кормовым погребом № 8 ЗРК "Волна-М".

 

В конструктивном отношении опытовый отсек полностью соответствовал участку корпуса с надстройкой в районе 199-222 шпангоутов. Совместным решением ВМФ, МСП и Министерства авиационной промышленности утвердили программу проведения огневых междуведомственных испытаний, которые состоялись на одном из полигонов ВМФ под Ленинградом в 1978 - 1979 годах.

 

Программа предусматривала все возможные варианты несанкционированного запуска стартовых и маршевых двигателей ракет В-601, определение характера развития аварии, проверку надежности удержания при этом ракет в барабанах, пути повышения пожаро- и взрывобезопасности погреба и, наконец, практическую проверку выработанных комиссией мероприятий.

 

В результате проведенных натурных испытаний опытового отсека в "Отчете междуведомственной Комиссии по проведению комплексных огневых натурных испытаний средств противопожарной и противовзрывной защиты погреба ЗРК "Волна" с ракетами В-601 на опытовом отсеке корабля проекта 61", подписанном в начале 1980 года, был сделан следующий основной вывод: "Штатные средства противопожарной и противовзрывной защиты погребов ЗРК "Волна" и "Волна-М" обладают необходимой эффективностью и высокой надежностью.

 

В случае срабатывания маршевого или стартового двигателя ракет они предотвращают развитие аварии, представляющей опасность для корабля в целом, и обеспечивают локализацию аварийного процесса в пределах погреба без нанесения существенных повреждений оборудованию".

 

Штатные выхлопные устройства погребов, - констатировала комиссия, - обеспечивают при возникновении аварийной ситуации сброс давления в течение 1-2 секунд.

 

Как следует из заключения междуведомственной комиссии по испытанию опытового отсека, при выполнении предусмотренных инструкцией по обслуживанию погребов ракетного комплекса "Волна" мероприятий и включении корабельных средств пожаротушения развитие аварии на БПК "Отважный" удалось бы предотвратить.

 

Однако роковые восемнадцать секунд, упущенные незадачливым мичманом, решили трагическую участь корабля.

 

Источник - http://kara-1134b.uc...2012-11-14-2162

 

http://i56.fastpic.r...bcd109befef.jpg

Памятник БПК "Отважный" на кладбище Коммунаров в Севастополе.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
664 публикации
195 боёв

Отличную статью вы нашли. С огромным удовольствием почитал!)

Интересно, а какое наказание понёс мичман за свой проступок?..

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
264 публикации
83 боя

Просмотр сообщенияtankowik (22 Авг 2013 - 19:26) писал:

Отличную статью вы нашли. С огромным удовольствием почитал!)
Интересно, а какое наказание понёс мичман за свой проступок?..
Думаю он сам себе должен был вынести самое суровое наказание. Хотя конечно осуждать легче всего сидя в уютном кресле, но думаю меня не осудите если скажу , что моряки всегда отличались героизмом и самопожертвованием!
Изменено пользователем il2005

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Репортер, Заслуженный автор Wiki
1 313 публикации
220 боёв

Просмотр сообщенияtankowik (22 Авг 2013 - 19:26) писал:

Отличную статью вы нашли.
Тем самым сорвав мои планы публикации :)

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
264 публикации
83 боя

Просмотр сообщенияZamuchryshkin (22 Авг 2013 - 19:38) писал:

Тем самым сорвав мои планы публикации :)
Чем это я сорвал, если не секрет?

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Репортер, Заслуженный автор Wiki
1 313 публикации
220 боёв

Просмотр сообщенияil2005 (22 Авг 2013 - 19:40) писал:

Чем это я сорвал, если не секрет?
У меня в планах была статья об этом. И она готова. Но теперь будет повтор.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
264 публикации
83 боя

Просмотр сообщенияZamuchryshkin (22 Авг 2013 - 19:44) писал:

У меня в планах была статья об этом. И она готова. Но теперь будет повтор.
Да у меня на примете было две темы, про адмирала и эта, весы склонились на эту тему, так вышло.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
532
[RONIN] Matsuo
Коллекционер-испытатель
3 423 публикации
1 272 боя

Молодца il2005! Это хорошая тема.

Подумать только-4 отсека заполнены в склянь,а корабль на плаву!Внушает.

Да многое мы узнаём поздно,многое-никогда не узнаем,но одно неоспоримо-флот стране НУЖЕН.

 

Вечная память погибшим!

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
340 публикаций
177 боёв

Запомним эту трагическую дату в истории. Вечная память!  :honoring:

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
639 публикаций

Статья отличная, история печальная(, слава погибшим морякам!

с меня +

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
264 публикации
83 боя

Просмотр сообщенияMatsuo (22 Авг 2013 - 20:20) писал:

Молодца il2005! Это хорошая тема.
Подумать только-4 отсека заполнены в склянь,а корабль на плаву!Внушает.
Да многое мы узнаём поздно,многое-никогда не узнаем,но одно неоспоримо-флот стране НУЖЕН.

Вечная память погибшим!
Флот стране нужен еще как, особенно сильный флот.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
223 публикации

Просмотр сообщенияil2005 (22 Авг 2013 - 20:56) писал:

Флот стране нужен еще как, особенно сильный флот.
Да, и к этому вроде всё идет, вот ракетные корветы начали строить.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
10
[NG-F] Baloo_bst
319 публикаций
1 151 бой

Правда ни когда не слышал об этом.

Вечная память.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
258 публикаций
391 бой

мдаа  жалко  ребят . большое спасибо  за  инфу

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
264 публикации
83 боя

Это вам спасибо за отношение к памяти моряков не вернувшихся с похода!

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
381 публикация
64 боя

Просмотр сообщенияil2005 (22 Авг 2013 - 19:08) писал:

Изображение
А почему так фото неудачно порезано?

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
3
[PBM] oslabya
122 публикации
5 957 боёв

что то сомнения меня терзают.  Два заинтересованных министерства свалили всю вину на одного мичмана(мичман конечно презерватив, но тем не менее) странно у нас корабли гибнут) Ни ГК ВМФ, ни промышленность невиновны никогда. Все всегда на моряках.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
310 публикаций

Просмотр сообщенияoslabya (23 Авг 2013 - 06:52) писал:

что то сомнения меня терзают.  Два заинтересованных министерства свалили всю вину на одного мичмана(мичман конечно презерватив, но тем не менее) странно у нас корабли гибнут) Ни ГК ВМФ, ни промышленность невиновны никогда. Все всегда на моряках.
Это же россия, тут это норма

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
3
[PBM] oslabya
122 публикации
5 957 боёв

Просмотр сообщенияPhoenixVegas (23 Авг 2013 - 11:49) писал:

Это же россия, тут это норма
Ну это стало нормой при горшкове.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Эту страницу никто не просматривает.

×