Перейти к содержимому
Для публикации в этом разделе необходимо провести 50 боёв.
Broneboishik

Флот Древнего Рима

В этой теме 20 комментариев

Рекомендуемые комментарии

Бета-тестер
81 публикация
28 боёв

http://www.e-reading...29381-i_006.png

 

Римский флот стал вершиной развития античных военно-морских сил. Не изобретая ничего принципиально нового, он вобрал в себя лучшие достижения покорённых народов, логически завершил и подытожил развитие морского дела в античности. (Wikipedia)

 

Флот Римской республики

 

За три года до начала первой войны с Карфагеном римлянам стало очевидно, что необходимо строить флот. До того римляне использовали корабли, принадлежавшие союзным государствам Великой Греции и Этрурии. Но ни одно из них квинквиремы не использовало. В качестве образца римляне воспользовались карфагенским кораблем, который наскочил на скалу и был захвачен в самом начале войны. Так была создана первая римская флотилия, состоящая из 100 квинквирем и 20 трирем. Пока корабли строились, экипаж обучали гребле на суше. Эти первые суда оказались медлительными и неуклюжими; римляне осознали, что с карфагенскими мореходами им не тягаться. Чтобы уравновесить силы, они разработали абордажное приспособление: в носу корабля устанавливалось бревно, а на нем крепился перекидной мостик с подвешенным на нем длинным железным зубцом. Из-за сходства зубца с клювом матросы прозвали такое устройство «вороном» (corvus).

 

Перекидной мостик достигал 1,2 м в ширину и 11 м в длину, в то время как бревно, с которым он соединялся, было около 7 м высотой и 20 см толщиной. Мостик с каждой стороны оснащался ограждением высотой до колена и поднимался при помощи блока, укрепленного в верхнем конце бревна. При подходе к кораблю противника вплотную мостик выдвигался и падал на неприятельское судно, а зубец зацеплялся за палубу или борт, не давая противнику отойти. Воины устремлялись по мостику, краями щитов опираясь на заграждение и, таким образом, обеспечивая себе надежную защиту. Это устройство превратило сражение на море в рукопашную битву, из которой великолепно натренированные римские воины неизменно выходили с победой.

Хотя благодаря «ворону» первые сражения на море римляне выиграли, однако корабли их стали еще менее пригодными для плавания, нежели прежде; возможно, именно поэтому шторма и непогода обернулись для римлян потерями столь катастрофическими. После первой войны с Карфагеном «ворон» не упоминается ни разу, и впредь потери Рима никогда не бывали настолько внушительны. Помимо квинквирем, римляне построили также два «шестирядных» корабля, которые использовались в качестве флагманов. Скорее всего это были очень большого размера квинквиремы с тремя ярусами весел, по два гребца на весло.

 

При вторжении в Африку в 256 г. римляне выстроили свои корабли в четыре линии, поименовав каждую соответственно первым, вторым, третьим и четвертым легионами. Первые две линии, каждая — во главе с «шестирядным», образовали клин с небольшим зазором в центре. Третья линия стала основанием треугольника. За третьей линией разместились транспортные суда, перевозившие лошадей, а позади них — четвертая линия кораблей, что частично охватывала оба фланга. Эту четвертую колонну римляне не без оригинальности назвали триарии (triarii). В древние времена, когда флот отплывал от берегов, ему неизменно предшествовали суда более легкие, выполняя роль разведчиков. Каждый корабль вел на буксире за кормой четырехвесельную шлюпку.

Впервые за всю свою историю Рим спустил на воду флот настолько огромный: 330 палубных военных кораблей. И несмотря на то что шторма и непогода отнимали у римлян флотилию за флотилией, Рим упрямо не отступался — до тех пор, пока не отвоевал у Карфагена власть над морем. Карфагенский флот, потерпев сокрушительное поражение в первую войну от подобного унижения так и не оправился. В ходе войны с Ганнибалом карфагенский флот предпочитал не вступать в столкновение с римским, даже обладая численным превосходством. Точно так же вел себя и Филипп. В начале лета 216 г. он вывел в Адриатическое море флотилию в 100 либурн, но повернул вспять и обратился в беспорядочное бегство, едва римляне выслали против него 10 квинквирем.

 

Вторую войну с Карфагеном Рим начал с 220 кораблями, не подвергаясь ни малейшему риску утратить контроль над морем. На протяжении первой половины II в. до н.э. Рим сохранял в своем ведении значительное число кораблей, но после разгрома военно-морских сил Родоса и Сирии римляне сочли, что содержать флот нет смысла, поскольку в Средиземноморье царит мир. С этого момента Рим почти всецело полагается на восточные греческие государства, снабжающие его и кораблями, и экипажами по необходимости. Этот общий упадок военно-морской мощи способствовал возникновению пиратства. К первой половине I в. до н.э. восточный берег терроризировали сицилийские пираты, а в 70—68 гг. морские разбойники разорили побережье Италии, затопили консульский флот под Остией и захватили двоих преторов вместе с их ликторами. После этого Помпей искоренил пиратство, и в Средиземноморье вновь воцарился мир. Те 200 кораблей, с помощью которых Помпей осуществил свою миссию, очевидно, были предоставлены греческими государствами. В ходе гражданских войн флотилии, точно так же как и легионы, умножились в числе настолько, что после битвы при Актии в 31 г. до н.э. Август остался при 700 кораблях или около того. Хотя Антоний располагал огромными кораблями вплоть до «десятирядных», Август предусмотрительно предпочитал суда, не превышающие размерами «шестирядного», каковой использовал в качестве флагмана.

Флот Римской империи

 

Октавий использовал эти корабли в качестве основы для регулярного флота, каковой, в силу происхождения, соответствовал греческому образцу. Будь этот регулярный флот создан двумя столетиями раньше, он бы походил на карфагенский. Капитаны назывались триерархами, точно так же, как командиры греческих трирем. Поскольку флотилии были иноземного происхождения, организовывались они не по образцу легионов, но как вспомогательные соединения иностранных наемников, и в силу этой причины оставались на положении низшего рода войск.

Август основал три постоянные военно-морские базы: одну — под Форумом Юлия (ныне Фрежюс) близ Массилии, для контроля за Галлией и Испанией, вторую — на мысе Мизены в северной оконечности Неаполитанской бухты, откуда просматривался юго-запад, и третью — в Равенне, для контроля за Адриатикой. Но флот Форума Юлия очень скоро вытеснили италийские корабли, а сама гавань постепенно пришла в упадок.

Италийскими флотилиями командовали префекты (praefecti), получавшие приказы от императора, а не от сената. Свидетельств тому, что на кораблях использовали труд рабов, нет, идет ли речь о республике или об империи. Матросы одновременно являлись и солдатами и немало этим гордились. Флотилии были организованы примерно по тому же принципу, что и иностранные наемные войска. Матросы служили 26 лет и, по увольнении из армии, получали римское гражданство. Абордажная команда, тоже наемники, по образцу леионеров подразделялись на центурии, командовали которыми центурионы и их помощники. На заре истории империи на побережьях Сирии и Египта были созданы местные флотилии. Имелись также вспомогательные флотилии на Черном море, в проливе Ла-Манш, на Дунае и Рейне.

Классификация

 

  Боевые корабли назывались naves longae, «длинные корабли», за счет своих сравнительно узких корпусов, выдерживающих пропорцию ширины к длине 1:6 и больше. Боевые корабли делились по признаку наличия/отсутствия тарана на naves rostrae (с тараном) и все прочие, «просто» корабли. Транспортные (naves rotundae, «круглые корабли»).

 

По наличию палубы существовало разделение на корабли

Открытые, naves apertae (у греков — афракты)

Закрытые, naves constratae (у греков — катафракты καταφράκτων…νεων, «крытые палубные суда»).

 

Основной, наиболее точной и распространенной классификацией является деление античных боевых кораблей в зависимости от количества рядов весел.

монеры (moneris) или униремы — корабли с одним рядом весел (по вертикали),

биремы или либурны — с двумя;

триеры или триремы — с тремя;

тетреры или квадриремы — с четырьмя;

пентеры или квинкверемы — с пятью;

гексеры — с шестью.

 

Особенности конструкции

 

Римские корабли были в среднем больше аналогичных по классу греческих или карфагенских. Большие корабли иногда бронировались бронзовыми пластинами. Они имели съемные мачты (до трех на квинкверемах и гексерах), которые устанавливались при попутном ветре. Перед боем мачты убирались, а паруса скатывались и складывались в чехлы, также по бортам вывешивались мокрые воловьи шкуры для защиты от зажигательных снарядов.

 

Корабли строились быстро (правда материалы для них заготавливались заранее, древесину необходимо было просушить). За 40-60 дней римляне могли построить квинкверему и полностью ввести ее в строй. Этим объясняются внушительные размеры римских флотов во время Пунических войн. По приблизительным подсчетам А.Зорича во время Первой Пунической войны (264—241 гг. до н. э.) римляне ввели в строй более тысячи боевых кораблей первого класса: от триремы до квинкверемы. (То есть не считая унирем и бирем). При соблюдении всех технологий корабли служили довольно долго, 25-40 лет.

 

Чем тяжелее корабль, тем медленнее и неповоротливее он был. Оптимальными по показателю скорость-мощь были триеры. Их скорость (по расчетам и испытаниям триремы «Олимпия» в 1987 году) составляла 9,3 узла при обоих поднятых или 8,6 узла при полностью погруженных рулях, что было необходимо для быстрого выполнения различных маневров (хотя многие источники склоняются к мысли, что скорость триеры выше 7 узлов маловероятна). Квинкверемы развивали крейсерскую скорость в 3-4 узла.

 

Римская бирема

 

http://www.xlegio.ru...romanbireme.jpg

Pеконструкция корабля проведена по барельефу в храме Фортуны в Пренесте, датируемому концом II века до н. э. Характерной особенностью судна является узкий кринолин - пародос, служивший не для размещения гребцов, а для защиты бортов. В орнаментальном украшении форштевня предусматривались зажимы для копий. Выше металлического тарана линия форштевня имеет внутренний прогиб, а затем плавно выступает вперед и переходит в массивный акростоль, украшенный своеобразным орнаментом. Декоративные фигуры крокодилов по обеим сторонам форштевня, вероятно, символизировали название судна. Фальшборт, расположенный по всей длине биремы, в носу и корме, имел открытые проходы. В носовой части, на наружной поверхности фальшборта видны изображения головы Медузы и богини - покровительницы судна. Для военачальника отводилось место под легким тентом-палаткой на корме. В носовой части были расположены характерная для римских боевых судов башня для пращников и абордажный трап-ворон. На акростоле обычно крепились флагштоки с боевыми символами - трофеи с захваченных судов. Этот тип биремы - чисто гребное судно, приводимое в движение 88 веслами.

http://www.xlegio.ru...manbireme02.gif

 

Римская трирема (триера)

 

http://www.xlegio.ru...omantrireme.jpg

Основной тип боевого корабля Средиземноморья периода Пунических войн (264-146 годы до н. э.). Одни исследователи приписывают изобретение триремы финикийцам, другие - коринфянам. Главным оружием триремы был таран - продолжение килевого бруса. Водоизмещение судна достигало 230 т, длина - 45 м. Весла на триремах были различной длины. Самые сильные гребцы - траниты - размещались на верхней палубе. Это была высокооплачиваемая и привилегированная часть экипажа. Гребцов среднего яруса называли зигитами, нижнего - таламитами. Командовал кораблем - триерарх, ему подчинялись кормчий и начальник гребцов - гортатор.

Скорость хода триремы на веслах составляла 7-8 узлов, но все три яруса весел работали только во время боя. Даже при небольшом волнении весла нижнего яруса втягивали внутрь корабля и весельные порты затягивали кожаными пластырями. Парусное вооружение состояло из большого прямого паруса и малого (артемона) на наклонной мачте в носовой части судна. Мачты делались съемными и убирались на время боя. В ходе сражения триремы стремились развить максимальный ход, ударить тараном в борт врага, лишить его хода, сломать ему весла и сцепиться для абордажа.

http://www.xlegio.ru...antrireme02.gif

 

Римская пентера (пентекотера)

 

http://www.xlegio.ru...pentekonter.jpg

Боевые корабли с пятью ярусами весел - пентеры были введены в римском военном флоте перед 1-й Пунической войной (264-241 годы до н. э.) в связи с тем, что карфагеняне уже обладали многоярусными тяжелыми кораблями, борт которых, защищенный целым лесом весел, был недоступен таранному удару сравнительно легких римских бирем. За короткое время Рим ввел в состав своего флота 120 таких судов. Каждым веслом управлял один гребец, число весел в одном ряду доходило до 25. Длина пентеры была около 45 м, а общее число весел достигало 250. Гребцы третьего и четвертого верхних ярусов размещались в закрытом кринолине - пародосе, а гребцы нижнего яруса - друг над другом в корпусе корабля. Согласованная гребля таким большим числом весел достигалась за счет соединения весел одного ряда общим канатом и применения упоров, ограничивающих величину гребка. Нос и корму пентеры украшали акростоли (продолжение штевней). Кормовая часть корабля была окружена навесной галереей с балюстрадой, под которую обычно подвешивали шлюпку. Пентеры имели две мачты с боевыми марсами1. Парусное вооружение состояло из больших прямых парусов, использовавшихся только на переходах при попутных ветрах.

http://www.xlegio.ru...ntekonter02.gif

 

Римская галера

 

http://www.xlegio.ru...romangalley.jpg

Pисунок с Траянской колонны в Риме донес до нас изображение галеры-актуарии. Это довольно высокобортный корабль с тараном-трезубцем и кормовым акростолем в виде завитка раковины. Отдельно размещенные группы весел, укрепленные на балконах - кринолинах - обеспечивали высокую маневренность галеры при плавании в узких местах или между кораблями эскадры. Кринолины были расположены на разном уровне, что позволило автономно работать каждой группе весел. Ближе к корме размещались два мощных рулевых весла. Необычен для того времени завал бортов внутрь. Назначение таких судов - снабжение, посылка гонцов и при соответствующей отделке парадные выезды полководцев. При попутных ветрах галеры этого типа иногда несли прямой парус-артемон на съемной наклонной мачте, кренившейся к акростолю.

http://www.xlegio.ru...mangalley02.gif

 

Как известно, римляне были большими охотниками до разнообразных зрелищ. Особый восторг у них вызывали бои гладиаторов. В 46 г. до н. э. Гай Юлий Цезарь приказал устроить гладиаторский поединок не на суше, а на воде.

 

Специально для этого на берегу Тибра вырыли искусственный водоем. В нем расположили египетские и тирийские военные суда с экипажами, полностью укомплектованными для ведения морского сражения. Успех зрелища был настолько велик, Что эту традицию в дальнейшем продолжали еще многие римские императоры.

 

Обычно в сражениях принимали участие военные суда, отслужившие свой срок. Как правило, римляне использовали боевые Корабли в течение 6—8 лет. Затем они либо разбирали их на Детали, либо использовали для увеселительных мероприятий.

 

Римская империя вошла в историю мировых цивилизаций как великая морская держава, которая обладала не только мощным военным, но и торговым флотом. Гигантский поток грузов вливался в Рим из Северной Африки, Передней Азии и Черноморской зоны. В свою очередь, торговые суда древней империи выходили даже за пределы Средиземного моря. Например, они совершали продолжительные морские путешествия для того, чтобы загрузиться в Британии цинком.

 

Необходимо отметить, что открытия, сделанные римскими мастерами-корабелами, используются и в современном судостроении.

Изменено пользователем Broneboishik

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Участник
461 публикация
4 боя

Отличная тема, кстати после Октавия флот быстро пришел в негодность ибо врагов на Римском озере которым стало Средиземное море не осталось, а все крупные пиратские шайки были выпилены еще раньше.

 

кстати римляне в республиканский период называли свои пентеры квинквиремами.

 

А римская галера слишком стилизирована, скорее всего она была больше похожа на поздние византийские либурны.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Старший альфа-тестер
409 публикаций
1 557 боёв

Попадалось мнение, что единственным вкладом римлян в конструкции морских судов был, т.н."корвус" – абордажный мостик, шарнирно закрепленный на носу судна; он был оборудован острым металлическим крюком в виде вороньего клюва.

И небольшая поправка ТС - пентера и пентеконтера - это разные корабли. Пентера - это судно с пятью рядами гребцов, а пентеконтера - пятидесятивесельное однопалубное. К сожалению, их часто путают. Да и говоря о римском флоте лучше пользоваться римским термином - Квинкверема.

Изменено пользователем Weraspid

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Старший альфа-тестер
409 публикаций
1 557 боёв

Просмотр сообщенияHohenfrei (24 Авг 2012 - 15:58) писал:


А римская галера слишком стилизирована, скорее всего она была больше похожа на поздние византийские либурны.
А разве либурна - это не римское судно? Мне казалось, что византийского потомка либурны звали дромоном.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Альфа-тестер, Коллекционер-испытатель
417 публикаций
3 902 боя

Отличная тема. ТС молодец.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Участник
461 публикация
4 боя

Просмотр сообщенияWeraspid (24 Авг 2012 - 16:41) писал:

А разве либурна - это не римское судно? Мне казалось, что византийского потомка либурны звали дромоном.
Это Восточноримское судно было распространено преимуественно в Греции и Малой Азии, вроде как даже Октавий при Актиуме их использовал, после того как взял около 50 подобных кораблей у местных жителей и посадил на них легионеров.

А Дромон и либурна это разные вещи хотя скорее всего предком дромона была действительно либурна, у дромона борта намного выше, он чем-то на галеасы был похож. А либурна типичная низкобортная галера с одним рядом весел.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Старший альфа-тестер
409 публикаций
1 557 боёв

Просмотр сообщенияHohenfrei (24 Авг 2012 - 17:03) писал:

Это Восточноримское судно было распространено преимуественно в Греции и Малой Азии, вроде как даже Октавий при Актиуме их использовал, после того как взял около 50 подобных кораблей у местных жителей и посадил на них легионеров.

А Дромон и либурна это разные вещи хотя скорее всего предком дромона была действительно либурна, у дромона борта намного выше, он чем-то на галеасы был похож. А либурна типичная низкобортная галера с одним рядом весел.
Мы одни и те же галеасы имеем ввиду?
Галеас - http://ru.wikipedia....g/wiki/Галеас��


Дромон - это как раз таки византийский наследник одно-двух палубных римских судов (собственно либурн и бирем). Ни о каких 70-80м длины и 9 метрах ширины там речи не идет. Дромон в переводе в греческого - бегун, т.е.скоростное судно. Хотя, отчасти соглашусь, точного вида дромонов несохранилось. Но как я понимаю - дромон - это та же либурна или бирема, но с латинским парусным вооружением.
вот тут кстати довольно неплохо изложена история появления дромонов http://forums.corsai...read.php?t=1300
Изменено пользователем Weraspid

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Участник
461 публикация
4 боя

Просмотр сообщенияWeraspid (24 Авг 2012 - 17:20) писал:

Мы одни и те же галеасы имеем ввиду?
Галеас - http://ru.wikipedia....g/wiki/Галеас��


Дромон - это как раз таки византийский наследник одно-двух палубных римских судов (собственно либурн и бирем). Ни о каких 70-80м длины и 9 метрах ширины там речи не идет. Дромон в переводе в греческого - бегун, т.е.скоростное судно. Хотя, отчасти соглашусь, точного вида дромонов несохранилось. Но как я понимаю - дромон - это та же либурна или бирема, но с латинским парусным вооружением.
вот тут кстати довольно неплохо изложена история появления дромонов http://forums.corsai...read.php?t=1300

Таки  дромон 5-7 го веков точно имел борт выше либурны, и гребцы на не м находились высокопосажено. Кроме того высота бортов дромона была обусловлена тем, что в в абордажные схватки и на таран старались не ходить, а старались при помощи специальных крановых механизмов, а позже при помощи огнеметных сифонов поджечь врага, существует мнение, что дромоны выше ватерлинии покрывали сырыми коровьими шкурами которые постоянно смачивали дабы защитить от воздействия греческого огня.

А с галеасом я сравнил в виду того, что он хотя имел непосредственную связь с галерой но тоже имел высокий закрытый борт.


З.Ы я конечно могу ошибаться или заблуждаться в своих взглядах)
Изменено пользователем Hohenfrei

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Старший альфа-тестер
409 публикаций
1 557 боёв

Просмотр сообщенияHohenfrei (24 Авг 2012 - 17:30) писал:

Таки  дромон 5-7 го веков точно имел борт выше либурны, и гребцы на не м находились высокопосажено. Кроме того высота бортов дромона была обусловлена тем, что в в абордажные схватки и на таран старались не ходить, а старались при помощи специальных крановых механизмов, а позже при помощи огнеметных сифонов поджечь врага, существует мнение, что дромоны выше ватерлинии покрывали сырыми коровьими шкурами которые постоянно смачивали дабы защитить от воздействия греческого огня.

А с галеасом я сравнил в виду того, что он хотя имел непосредственную связь с галерой но тоже имел высокий закрытый борт.


З.Ы я конечно могу ошибаться или заблуждаться в своих взглядах)

Абсолютно с Вами согласен, я тоже могу ошибаться или путаться.)
Скажу больше, мне кажется что дискуссия на эту тему достаточно условна. Т.к.никто не может указать момент перехода либурны/биремы в дромон. Опять же развитие дромона, как идеи))), тоже имело место быть. Опять же мы легко можем попасть в лапы местной классификации. К примеру, я думаю, что лет через 2000, историкам будет очень сложно понять разницу между фрегатом и БПЛК.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Старший бета-тестер
109 публикаций
454 боя

Интересная тема.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Бета-тестер кланов
2 625 публикаций
3 339 боёв

В одном из документальных фильмов узнал что самое  великое изобретение  римляне переняли у карфагена , это блочная  сборка  кораблей

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Старший альфа-тестер
409 публикаций
1 557 боёв

Просмотр сообщенияandy1964 (25 Авг 2012 - 12:31) писал:

В одном из документальных фильмов узнал что самое  великое изобретение  римляне переняли у карфагена , это блочная  сборка  кораблей
Так вобщем то, история морских побед Рима началась с того что они нашли и до винтиков разобрали карфагенянскую пентеру. Потом ее скопировали, прилепили корвус и вуаля - квинкверема. А до этого карфагеняне их разве что не сцатыми тряпками гоняли.)
Изменено пользователем Weraspid

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Участник
18 публикаций

интересная тема. римлене вообще молодцы в плане различных инновационных видов вооружения (по тем временам)

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Альфа-тестер, Коллекционер
337 публикаций

Хм, про римский флот знал, но не когда про него не читал. Теперь хоть какай-то информация есть. Молодец.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Бета-тестер
36 публикаций
813 боёв

Но автор не упомянул, что вначале, когда я непомню в каких годах воевали с Ганнибалом, у римлян может и были хорошие корабли, но они совершенно не знали тактику ведения боя кораблей, и вообщем в море они были не ахти.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Гость
Эта тема закрыта для публикации новых ответов.

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Эту страницу никто не просматривает.

×