Перейти к содержимому
Для публикации в этом разделе необходимо провести 50 боёв.
MBA116

ВМС Финляндии во Второй Мировой войне

В этой теме 36 комментариев

Рекомендуемые комментарии

Альфа-тестер
414 публикации

Здравствуйте!

Хотел рассказать о финских ВМС периода Второй мировой войны, что из себя они представляли, какое вооружение, количество и вид кораблей.
Первая обоснованная судостроительная программа, предложенная парламенту в 1921 году, включала б броненосных канонерских лодок, 4 эскадренных миноносца, 8 сторожевых кораблей, 4 подводные лодки, 30 торпедных катеров и 1 учебный корабль. Она оказалась слишком дорогой и депутаты ее просто отклонили. Такая же судьба постигла следующую, уменьшенную программу. После долгих дебатов и эту программу искромсали.
Когда же наконец, 30 октября 1927 года был принят парламентом первый финский закон о флоте, в нем остались только следующие корабли: 2 броненосца береговой обороны (по 3900 тонн), 3 подводные лодки (по 500 тонн), 1 подводная лодка (100 тонн), 4 торпедных катера (по 15 тонн) и 1 учебный корабль. Эсминцы и почти все сторожевые корабли были вычеркнуты. И хотя даже зарубежные консультанты в 30-е годы единодушно считали, что Финляндии необходимы, по меньшей мере, еще один броненосец, 4-6 эсминцев, 6 сторожевых кораблей, 6 подводных лодок и 10-16 торпедных катеров, до 1939 года новых кораблей не строили. Вопрос об эсминцах так и не был решен.
Поэтому Финляндия вступила во Вторую мировую войну с несбалансированным флотом, который не представлял собой оперативного единства. Броненосцы береговой обороны, например, хотя и являлись однотипными кораблями, не имели необходимого охранения. То, что финские ВМС смогли решить свои задачи в 1941-1944 годах вполне удовлетворительно, произошло отчасти благодаря поддержке немецкого флота.
Во второй мировой войне принимали участие следующие корабли и катера финского флота:

I. Минные заградители (Miinanlaskija)

1.   “Louhi” - минный заградитель -  1 единица

Spoiler
Спущен на воду в 1916 году в Коломне. 7 ноября 1917 года его экипаж перешёл на сторону Советской власти. 12 апреля 1918 года при выводе боевых кораблей из Гельсингфорса был оставлен в порту и 20 апреля захвачен финнами. Под индексом «М-1» некоторое время использовался в качестве базы подводных лодок. В декабре 1939 года был переименован в «Лоухи».
В декабре 1939 года под командованием капитан-лейтенанта Йоуко Олави Каарло Архо выставил в Аландском море минное заграждение, на котором предположительно погибла советская подводная лодка С-2 (3 января 1940 г. погибла в Балтийском море, в проливе Седра-Кваркен (Южный Кваркен) в 1 миле восточнее острова Меркет (Фин-
ляндия) на мине финского минного заградителя «Louhi». Погибло 50 подводников.)
12 января 1945 года «Лоухи» вместе с другим финским минным заградителем «Руотинсальми» в сопровождении двух советских малых охотников возвращался с минной постановки у о-ва Руссарэ. В районе Гангута был потоплен акустической торпедой немецкой подводной лодки U-370. Затонул за две минуты. 11 человек команды погибли, 33 человека выжили (по другим данным 10 человек погибли и 31 человек спасся). Этот эпизод считается последней удачной атакой немецких подводных лодок на Балтике.
Основные характеристики:
Водоизмещение: 640 тонн
Основные размерения:   длина - 50 м, ширина - 8 м, осадка - 2,7 м
Силовая установка: 2 вала
Мощность: 1000 л. с.
Скорость хода: 11 узлов
Экипаж: 48 чел
Вооружение:
- артиллерия: 2×75-мм
- зенитная артиллерия: 2×40-мм
- минно-торпедное: 140 мин
Spoiler
Изображение Изображение

2.   “Ruotsinsalmi” - тип минного заградителя -  2 единицы

К данному типу минных заградителей относятся “Ruotsinsalmi” “Riilahti”. Оба однотипных корабля были построены в Турку на верфи “Крейтон-Вулкан” (стапельные номера - 759, 760) во время войны 1939-40 гг. В 1941-44 гг. война в Финском заливе, безусловно, была минной. В ночь с 29 на 30 июня 1941 года "Руотсинсалми" (капитан-лейтенант Архо) и "Риилахти" (капитан-лейтенант Кивилинна) начали выставлять заграждение "Валкоярви" (200 мин), которое позднее превратилось в печально известное для советского флота заграждение “Юминда” (восточнее Ревеля). Затем последовали "Муолаа" (85 мин, 21 июля), "Яйряпяя" (201 мина, 10 августа), "Вуокси" (195 мин, 11 августа), "Перкьярви" (200 мин, 13 августа) и "Хелисевя" (100 мин, 20 августа). В конце мая 1942 года оба корабля поставили севернее Суурсаари (Гогланд) заграждение "Рукаярви" 619 мин, которое явилось продолжением заграждения "Зееигель", установленного немцами южнее острова. Летом оба заграждения были еще более усилены. А весной 1943 года "Рукаярви" было снова дополнено 796 минами.
Благодаря малой осадке - 1.5 метра, оба минных заградителя были очень хорошими и быстрыми тральщиками. Они также оказались и искусными охотниками за подводными лодками. "Руотсинсалми" 14 июля 1942 года потопил советскую подводную лодку Щ-317 (погибло 42 подводника), а 25 мая 1943 года - Щ-408 (погибло 40 подводников). День спустя "Риилахти", в паре с немецкой баржей типа МFP, потопил подводную лодку Щ-406 (погибло 39 подводников). Сам минный заградитель 23 августа в 02-05, стоящий с выключенным двигателем южнее Тиискери, был неожиданно атакован тремя советскими торпедными катерами и потоплен торпедой с ТКА-94 (20 июня 1944 года подорвался на мине и, несмотря на героические усилия экипажа по борьбе за живучесть, затонул). Капитан-лейтенант Кивилинна и еще 23 человека экипажа погибли. "Руотсинсалми", переживший войну, был исключен из списков в 1974 году.


Основные характеристики:
Водоизмещение: 310 тонн
Основные размерения:   длина - 50 м, ширина – 7,9 м, осадка - 1,5 м
Силовая установка: 2 вала; 2 дизеля Rateau
Мощность: 1120 л. с.
Скорость хода: 15 узлов
Экипаж: 45 чел.
Вооружение:
- артиллерия: 1×75 мм пушка  
- зенитная артиллерия: 1×40 мм, 2×20 мм
- минно-торпедное: 75-100 мин, глубинные бомбы, трал
Spoiler
Изображение Изображение Изображение Изображение Изображение

3.   “Pommi” - тип минного заградителя - 5 единиц

К началу Второй мировой войны финский флот имел также пять небольших катеров-минных заградителей “Pommi” (Бомба; бывший W-7), "Muna” (Мина; бывший W-17), "Loimu" (Пламя; бывший Т -21), "Lieska" (Факел; бывший Т-16) и "Paukku" (Взрыв; бывший Т -15), доставшихся Финляндии от русского флота.
Корабли несли по 30-45 мин, были тихоходными и маломореходными. В годы второй мировой войны они главным образом выставляли заграждения у побережья, однако "Miina" 28 августа 1941 года выставила заграждение "Вуотьярви" (24 мины) севернее банки Калбодагруд у северной оконечности заграждения “Юминда”. "Paukku" 14 ноября 1941 года потерпел крушение в шторм, “Lieska” затонул 4 ноября 1943 года в результате налета советской авиации на Котку. Остальные были проданы на слом в 1945 году.


Основные характеристики:
Водоизмещение: 60 - 80 тонн
Основные размерения:   
длина - 23 м, ширина – 5,7 м, осадка - 1,5 м ("Pommi", "Miina")
длина – 19  м, ширина – 5,2 м, осадка - 1,1 м (остальные)
Силовая установка: 1 вал; 1 дизель
Мощность: 60-90 л. с.
Скорость хода: 7,5-9 узлов
Экипаж: 6 чел
Минно-торпедное: 30-45 мин
Spoiler
Изображение Изображение

Кроме того, в состав финских ВМФ входили переоборудованные в минные заградители четыре бывших торговых судна: “Baltic”, “Frei”, “Poseidon”, “Suomi”

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Альфа-тестер
414 публикации

II. Канонерские лодки (Tykkivene)

1. “Homeenmaa” - тип канонерской лодки -  2 единицы

Spoiler
Канонерские лодки этого типа “Homeenmaa” и “Uusimaa” спущены на воду в 1917 году. Обе канонерки, вместе с четырьмя однотипными, к началу революции находились в постройке для царского флота в Гельсингфорсе. Во время германской оккупации Финляндии 1918 года они были конфискованы германскими войсками и, в 1920 году после траления в восточной Балтике, отданы финнам. Однотипные "Бекас", "Кулик", "Чибис" и "Стриж" в 1920 году были проданы Чили (стали соответственно “Orontello”, “Elicura”, “Colocolo” и “Leucoton”).
"Уусимаа" и "Хямеенмаа" принимали участие почти во всех значительных боевых операциях обеих войн. 26 июня 1941 года "Уусимаа" (капитан-лейтенант Викберг) потопила советский сторожевой катер МО-238, а 8 июля 1942 года у Сомери - два торпедных катера; "Хямеенмаа" (капитан-лейтенант Хонгисто) - катер МО. В ходе летних боев 1944 года обе канонерские лодки были сильно повреждены. Например, 4 июля все офицеры "Хямеенмаа" были ранены, а капитан-лейтенант Карстен - убит. В октябре 1944 года "Уусимаа" и "Хямеенмаа" действовали в Ботническом заливе против немецкой Лапландской армии в районе Тармо.
После войны они применялись в качестве тральщиков в Финском заливе, и в 1953 году были проданы за границу на слом.
Основные характеристики: Водоизмещение: 406 т.
Основные размерения: длина - 52 м, ширина – 7,5 м, осадка - 3,4 м
Силовая установка: две вертикальные паровые машины тройного расширения
Мощность: 1400 л. с.
Скорость хода: 15 узлов
Экипаж: 73 чел.
Вооружение:
- артиллерия: 2×102-мм пушка Обуховского завода, позднее 2x105-мм универсальное орудие leFH 18
- зенитная артиллерия: 2×40-мм и  3×20-мм
- минно-торпедное:  40 мин
- противолодочное: 2 бомбомёта DC (SPH/37)
Spoiler
Изображение Изображение

2. "Karjala" - тип канонерской лодки -  2 единицы

Еще две однотипные канонерские лодки "Karjala", "Turunmaa" также первоначально были русскими кораблями. В списки Балтийского флота их зачислили 22 сентября 1916 года. Строились они в качестве сторожевых и конвойных кораблей (с возможностью
использования для траления) в серии из шести однотипных единиц в 1917-1918 годах. Производилось строительство на заводе Крейтона в Або
(затем Турку). Как и предыдущие корабли они летом 1918 года были конфискованы немцами и затем переданы Финляндии.


Основные характеристики:
Водоизмещение: 350 т
Основные размерения: длина - 50 м, ширина – 7 м, осадка - 2,9 м
Силовая установка: 2 паровые поршневые машины / 2 котла
Мощность: 1000 л. с.
Скорость хода: 15 узлов
Экипаж: 68 чел.
Вооружение:
- артиллерия: 2×75-мм
- зенитная артиллерия: 3×20-мм, 1×13-мм
- минно-торпедное: 20-30 мин (так как лодки имели слабый корпус, их полную минную загрузку приходилось уменьшать)
Spoiler
Изображение
Изображение
Изображение
Изображение

3. “Aunus” - тип вспомогательной канонерской лодки -  2 единицы

Две другие канонерские лодки “Aunus” (бывший английский пароход “Kingston Emerald”) и “Viena” (бывший английский “Conan Doyle”) назывались в честь восточно-карельских провинций, входивших в состав СССР и захваченных финскими войсками в 1941 году. В соответствии с мобилизационным планом они вошли в состав финского военного флота
в конце 1942 года в качестве вспомогательных канонерских лодок, а до этого были рыболовными траулерами фирмы “Suomen Kalastus". В сравнении с канонерскими
лодками типов "Uusimaa" и "Turunmaa", которые имели скорость хода 15 узлов, они были
много медленнее - развивали только 9-10 узлов.


Основные характеристики “Aunus”:
Водоизмещение: 360 т
Основные размерения: длина – 48,5 м, ширина – 7,2 м, осадка - 5,1 м
Силовая установка: паровая поршневая машина
Мощность: 575 л. с.
Скорость хода: 10 узлов
Экипаж: 53 чел.
Вооружение:
- артиллерия: 1х130-мм
- зенитная артиллерия: 1×40-мм, 2х20-мм
Основные характеристики “Viena”:
Водоизмещение: 276 т
Основные размерения: длина – 45 м, ширина – 7 м, осадка - 4,7 м
Силовая установка: паровая поршневая машина
Мощность: 540 л. с.
Скорость хода: 10 узлов
Экипаж: 53 чел.
Вооружение:
- артиллерия: 1×130-мм
- зенитная артиллерия: 3×20-мм

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Альфа-тестер
414 публикации

III. Подводные лодки (Sukellusvene)

1. “Vetehinen” - тип подводных лодок - 3 единицы

Spoiler
Первой подводной лодкой, вступившей в строй финского флота стала “Vetehinen” – головная в серии из трех единиц. За ней последовала “Vesihiisi” , а через год еще одна “Iku Torso”. Эти три лодки строились на верфи Крейтон-Вулкан (Crichton-Vulkan) в Турку, по чертежам, разработанным специалистами немецко-голландской фирмы “N.V.Ingenieurskantoor voor Seheepsbouw” (“IvSInkavos”). Наименования им присваивались в честь морских чудовищ из народного эпоса "Калевала". “Vetehinen" - спуск на воду 1 июня 1930 года, ввод в строй 13 октября 1930 года. “Vesihiisi” - спуск на воду 1 августа 1930 года,
ввод в строй 2 декабря 1930 года. “Iku Turso” -спуск на воду 5 мая 1931 года, ввод в
строй 13 октября 1931 года.
“Vetehinen”: 7 декабря 1939 года “Vetehinen” атаковала у Либавы советский ледокол "Ермак", но густая вьюга помешала закончить атаку.
Ночью 5 ноября 1942 года в южной части Ботнического залива “Vetehinen” протаранила советскую субмарину Щ-305. По воспоминаниям члена экипажа Вейкко Хюютиайнена, “Vetehinen” находилась на патрулировании, пытаясь перехватить советские субмарины, которые по ночам в этом районе заряжали аккумуляторные батареи в надводном положении. После обнаружения «Щуки» финская подлодка безуспешно попыталась торпедировать Щ-305, после чего был отдан приказ открыть огонь из орудия. Щ-305 начала погружаться после обстрела, но имевшая острый форштевень “Vetehinen” протаранила советскую субмарину в районе носовых рулей, от чего та быстро пошла ко дну.
По Парижскому мирному договору 1947 года Финляндии было запрещено иметь подводные лодки. “Vetehinen” была продана в 1953 году на слом в Бельгию.
“Vesihiisi”: Вечером 21 октября 1942 “Vesihiisi” торпедировала и потопила советскую подводную лодку «C-7». Командир и четыре члена команды (капитан 3-го ранга Лисин С. П., вахтенный офицер штурман Михаил Хрусталев и трое матросов Оленин С., Субботин В., и Куница В.) были взяты в плен.
В мае 1953 года Правительство одобрило продажу лодок на лом, а 1 июля 1953 года был подписан соответствующий контракт о продаже лодок.
После того как в Антверпен были доставлены все подводные лодки, начались работы по их утилизации. Но когда очередь дошла до “Vesihiisi”, цены на металлический лом резко пошли вниз, и было решено её оставить. Бельгийская компания попыталась выдать “Vesihiisi” за немецкую подводную лодку. На её рубку нанесли большими белыми буквами надпись «U 17» и за деньги предлагали всем желающим подняться на борт. Но финские туристы заметили обман и сообщили об этом в Консульство Финляндии. Так была раскрыта эта афера, и завершилась история подводной лодки “Vesihiisi”.
“Iku Turso”: 7 июля 1941 года субмарина совершили минную постановку восточнее острова Экхольм.
В некоторых источниках указано, что 27 октября 1942 года подлодка “Iku Turso”, преследуя подлодку Щ-320, потопила её в Аландском море. Авторы книги «Щуки. Легенды Советского подводного флота» опровергают эту версию, так как Щ-320 погибла на минах ранее, а “Iku Turso” безуспешно атаковала Щ-307.
24 августа 1944 г. “Iku Turso” при попытке проникнуть в гавань Лавенсаари получила повреждения при подрыве на мине противолодочной сети, но смогла миновать ее.
“Iku Turso” была продана в 1953 году на слом в Бельгию.
Основные характеристики:
Водоизмещение: 495/600 т
Основные размерения: длина – 63,5 м, ширина – 6,1 м, осадка - 3,5 м
Силовая установка:
- 2 дизеля фирмы “Atlas” мощностью по 580 л.с
- 2 два электромотора по 360 л.с
- 2 группы аккумуляторных батарей по 62 элемента
Скорость хода:
подводная – 8,5 узлов
надводная – 13,5 узлов
Экипаж: 29 чел.
Вооружение:
- артиллерия: 1×76-мм, 1×20-мм, 1×12,7-мм
- минно-торпедно: 2 носовых и 2 кормовых 533-мм торпедных аппаратов, 20 мин
Spoiler
Изображение Изображение Изображение Изображение Изображение

2. “Vesikko” - подводная лодка - 1 единица

Подводная лодка "Vesikko" (Хорек) строилась в Германии и была задумана в качестве опытного образца немецких подводных лодок, впоследствии
получивших обозначение Тип II. Но на верфи лодка была официально объявлена как строящаяся для продажи. Закладка лодки состоялась 1 августа 1931 года. 10 мая 1933 года лодку спустили на воду. Испытания, проведенные в 1933-1934 годах, стали удобным случаем потренировать молодых немецких офицеров в условиях практически запрещенного в Германии подводного оружия. 13 января 1936 года была куплена Финляндией и 30 апреля 1936 года зачислена во флотилию подводных лодок под названием “Vesikko”.
3 июля восточнее Гогланда подводная лодка “Vesikko” под командованием капитан-лейтенант Айттола (Kapteeniluutnantti Aittola) потопила транспорт
“Выборг”, что явилось самой крупной потерей советского торгового флота от действия финских подводных лодок.


Основные характеристики:
Водоизмещение: 254/303 т
Основные размерения: длина – 40,9 м, ширина – 4,1 м, осадка - 3,8 м
Силовая установка:
- 2 дизеля фирмы “MWM” мощностью по 350 л.с
- 2 два электромотора по 180 л.с
- 1 группа аккумуляторных батарей из 62 элемента
Скорость хода:
подводная – 8,1 узлов
надводная – 13,1 узлов
Экипаж: 19 чел.
Вооружение:
- артиллерия: 1×20-мм, 1×12,7-мм
- минно-торпедно: 3 носовых 533-мм торпедных аппарата (общий запас торпед – 5 шт.)
Spoiler
Изображение Изображение Изображение Изображение Изображение
Видеобзор “Vesikko”, (на финском языке)


Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Альфа-тестер
414 публикации

III. Подводные лодки (Sukellusvene) (продолжение)

3. “Saukko” - подводная лодка - 1 единица

Spoiler
Почти одновременно в состав финского флота была введена небольшая лодка “Saukko” (Выдра), построенная на “Ftietalachti-Werft” в Хельсинки. Лодка была спущена на воду 2 июля 1930 года, а 15 декабря 1930 года введена в строй флота.
Строилась по немецкому проекту PU-110. Единственная в мире озерная подводная лодка, так как специально создавалась для действий в Ладожском озере. По Тартусскому мирному договору 1920 года водоизмещение любого корабля на озере не должно было превышать 100 т, именно за этот лимит и не должно было выходить водоизмещение “Саукко”. Корпус был сделан разбирающимся на две части, чтобы лодку можно было легко перевозить с одного ТВД на другой.
На лодке был установлен экспериментальный дизель фирмы “Крупп”, оказавшийся неудачным. Впоследствии лодку модернизировали, установили дополнительные цистерны. Водоизмещение при этом возросло, а минный запас сократился. В военное время лодка действовала на Балтике, а после войны сдана на слом.
Основные характеристики:
Водоизмещение: 130/140 т
Основные размерения: длина – 32,4 м, ширина – 3,2 м, осадка - 3 м
Силовая установка:
- 1 дизель Krupp-Germania, 170 л.с. (1 дизель, 200 л.с. после модернизации)
- 1 электродвигатель, 120 л.с.
Скорость хода:
подводная – 5,7 узлов
надводная – 7 узлов (после модернизации 7,5)
Экипаж: 13 чел.
Вооружение:
- артиллерия: 1×12,7-мм
- минно-торпедно: 2 носовых 450-мм торпедных аппарата (9 мин, после модернизации 6)
Spoiler
Изображение Изображение

IV. Торпедные катера (Moottoritorpedovene)

Первоначально все торпедные катера финского флота носили аббревиатуру MTV (“мoоттори торпедо вене” – торпедный катер), впоследствии замененную на собственные имена.
Все катера имели деревянные корпуса, и только у трофейных типа “Виимо” они были металлическими. Каждый торпедный катер нес по две торпеды, 4-6 глубинных бомб, легкие зенитки и имел экипаж 8-10 человек. В конце 1944 года все катера типа “V” были возвращены СССР.
Весной 1940 года американская фирма “Хиггинс Индастриз” не поставила финнам 12 заказанных торпедных катеров, а передала их англичанам (MGB 69-73, MGB 100-106). Обещанные немцами в апреле 1944 года торпедные катера S-62, S-64, S-99 и S-117 они собирались передать лишь в конце августа, но советско-финское перемирие 4 сентября помешала этому.
7 старых катеров, имевшихся в наличии к началу войны, до конца 1942 года составляли единственную флотилию торпедных катеров под командованием капитан-лейтенанта Пеуранхеймо. Когда весной 1943 года число катеров увеличилось на 18 новых единиц, было создано соединение торпедных катеров, включавшее в себя 2 флотилии по два дивизиона каждая. Летом 1944 года это соединение под командованием капитана 3 ранга Пеуранхейма имело следующий состав:
- 1 флотилия (капитан 3 ранга Перхонен):
- 1 дивизион: 6 катеров типа "Тайсто" (кап.-лейт. резерва Сатули);
- 2 дивизион: 3 катера типа "Виимо" (кап.-лейт. резерва Лехтонена).
- 2 флотилия (кап.-лейт. резерва Кайатсало):
- 1 дивизион 4 катера типа "Йюмю" (кап.-лейт. Вуоренсаари);
- 2 дивизион 5 катеров типа "Хурья" (кап.-лейт. резерва Мякеле).
- 3 флотилия (капитан 3 ранга Карринг) должна была состоять из четырех обещанных немецких торпедных катеров.
Участие торпедных катеров в военных действиях 1939 года было очень скромным. Уже в середине декабря тяжелые льды были непроходимы для катеров с деревянными корпусами, а катера типа "Хурья" в 1940 году еще не вошли в строй. В 1941-42 гг. флотилия должна была довольствоваться полностью устаревшими заезженными и протекающими катерами Торникрофта, что также предопределило скромные результаты их боевой деятельности, несмотря на довольно активные действия.
Уже 24 июня катера захватили советский гидросамолет, совершивший вынужденную посадку в шхерах. Позднее они ставили мины и неоднократно атаковали транспорты противника, но без существенных результатов.
В 1943 году после того как вошли в строй новые торпедные катера были предприняты ряд активных действий на охраняемых советских коммуникациях между Ленинградом и Лавенсаари. Так 6 сентября от торпед катеров типа Т и J затонули буксир К-12 и груженая баржа ЛТП-11 (потери: 21 краснофлотец).
После войны по условиям мирного договора все торпедные катера были переоборудованы в патрульные катера (без торпед). В конце 60-х годов они были исключены из состава ВМФ.

1.   “Sisu” - тип торпедного катера -  2 единицы

Spoiler
“Sisu” (MTV-1, бывш. ит. MAS-220) и “Hurja” (MTV-2, бывш. ит. MAS-221) построенные фирмой “Орландо” в Ливорно в 1918 году, были куплены у Италии в 1922 году. Название: сису - упорный, хурья - неистовый. Эти катера, хорошо зарекомендовавшие себя в войне на Адриатике, на балтийской волне имели склонность зарываться носами, из-за чего в шутку были прозваны “фонтанами”. В 1943 году окончательно устаревший "Сису" был переведен на Ладожское озеро. Сданы на слом в конце войны.
Основные характеристики:
Водоизмещение: 13 т.
Основные размерения: длина – 16,2 м, ширина – 3 м, осадка – 1,2 м
Силовая установка: 2 бенз.
Мощность: 500 л.с.
Скорость хода: 25 узлов
Экипаж: 8 чел.
Вооружение:
- 1×7,6-мм
- противолодочное: 4 бомбомёта
- минно-торпедное: 2×450-мм торпедные аппараты, 2 глубинные бомбы
Spoiler
Изображение Изображение

2.   “Syoksy” - тип торпедного катера -  4 единицы

“Syoksy” (MTV-4) и “Nuoli” (MTV-5) построены английской фирмой ”Джон Торникрофт” в Вульстоне в 1928 году, oстальные два - в 1929 году в Финляндии: “Vinha” (MTV-6) фирмой “Tурун Веневейстяме” (Турку), “Raju” (MTV-7) фирмой “Порвон Веневейстяме” (Порво). Названия: сюексе - выпад, нуоли - стрела, винха - быстрый, раю - буйный.
2 сентября 1941 года " Syoksy " (обербоцман Оваскайнен) южнее Койвисто потопил советский пароход “Мееро”, а 22 сентября южнее Суурсаари - переоборудованный из рыболовного судна РТ-29 “Киров”. 18 ноября 1942 года “Syoksy”, “Vinha” проникли в гавань Лавенсаари и в ходе смелой атаки потопили стоящую на якоре большую канонерскую лодку ”Красное знамя”. В 1942 году вооружение катеров было усилено 20-мм зениткой. В ночь на 16 мая 1943 года “Raju” получил подводную пробоину из-за столкновения с плавающим бревном и затонул (по данным Ю. Майстера 15 июня наскочил на противокатерное заграждение в Кронштадтской бухте). Остальные в этом же 1943 году были переведены на Ладожское озеро, где использовались как патрульные суда (без торпедного вооружения). "Raju" погиб 16.05.1943, "Nuoli" исключен из списков флота в августе 1942 г., "Syoksy" — в 1944 г. и "Vinha" — в 1945 г.


Основные характеристики:
Водоизмещение: 12 т.
Основные размерения: длина – 16,8 м, ширина – 3,4 м, осадка – 1 м
Силовая установка: 2 бенз.
Мощность: 750 л.с.
Скорость хода: 40 узлов
Экипаж: 7 чел.
Вооружение:
- 1×7,6-мм
- минно-торпедное: 2×450-мм торпедные аппараты, 2 глубинные бомбы
Spoiler
Изображение

3.   “Isku” - тип торпедного катера -  1 единица

“Isku” (MTV-3). Спущен на воду в 1926 г. Построен в Финляндии по проекту англ, фирмы “Торникрофт” и являлся вариацией на тему 55-футового типа. Корпус деревянный. Сдан на слом во время войны.


Основные характеристики:
Водоизмещение: 11 т.
Основные размерения: длина – 16,6 м, ширина – 3,4 м, осадка – 1,1 м
Силовая установка: 2 бенз.
Мощность: 600 л.с.
Скорость хода: 31 узл.
Экипаж: 5 чел.
Вооружение:
- 2×7,6-мм
- минно-торпедное: 2×450-мм торпедные аппараты, 2 глубинные бомбы
Spoiler
Изображение Изображение

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Альфа-тестер
414 публикации

IV. Торпедные катера (Moottoritorpedovene) (продолжение)

4.   “Jumy” - тип торпедного катера -  4 единицы

Spoiler
“Jalo” (J-1, бывш. MAS-526), “Jyry” (J-2, бывш. MAS-527), “Jyske” (J-3, бывш. MAS-528) и “Jymy” (J-4, бывш. MAS-529) построены фирмой “Вальетто" (Варезе) в 1939 году. Названия: йало - великолепный, йюрю - беспокойство, йюске - грохот, йюмю - гул. В 1942 году катера вошли в состав итальянской 12 эскадрильи на Ладожском озере и 5 июня 1943 года были куплены финнами. По мирному договору торпедное вооружение было демонтировано и катера использовались как патрульные. Сданы на слом в 1961 году.
Основные характеристики:
Водоизмещение: 22 т.
Основные размерения: длина – 18,7 м, ширина – 4,7 м, осадка – 1,5 м
Силовая установка: 2 бенз.
Мощность: 2000 л.с.
Скорость хода: 42 узл.
Экипаж: 10 чел.
Вооружение:
- 1×20-мм
- 1×7,6-мм
- минно-торпедное: 2×450-мм торпедные аппараты
Spoiler
Изображение Изображение Изображение Изображение

5.   “Hurja” - тип торпедного катера -  5 единиц

“Haly” (H-1), “Hirmu” (H-2), “Hurja” (H-3), “Hyrsky” (H-4) и “Haijyys” (H-5) построены фирмой “Вальетто" (Варезе) в 1942 году. Названия: хялу- шум, хирму - ужас, хурья - неистовый, хюрскю - прибой, хяйююс- злость. Корпус деревянный.  В 1943 году поставлены Финляндии. В 1949 году, в соответствии с мирным договором переоборудованы в патрульные катера (вооружение: 2 х 20-мм зенитки и 2 крупнокалиберных пулемета). Сданы на слом в 1963 году.


Основные характеристики:
Водоизмещение: 20 т.
Основные размерения: длина – 16,5 м, ширина – 4,3 м, осадка – 1,5 м
Силовая установка ь: 2 бенз.
Мощность: 1600 л.с.
Скорость хода: 36 узл.
Экипаж: 10 чел.
Вооружение:
- 1×20-мм
- 2×7,6-мм
- минно-торпедное: 2×450-мм торпедные аппараты

6.   “Taisto” - тип торпедного катера -  8 единиц

“Tarmo” (T-1), “Taiste” (T-2), “Tyrsku” (T-3), “Tuima” (T-4), “Tuisku” (T-5), “Tuuli” (T-6), Т-7 и Т-8 построены фирмой “Tурун Веневейстяме” (Турку) в 1943 году (Т-7 и Т-8 собственные имена не имели). Названия: тармо - энергия, тайсте - борьба, тюрску - горение, туйма - ярость, туйску - вьюга, туули - ветер. Во время трудных боев лета 1944 года “Тармо” был 21 июня обстрелян советским самолетом, загорелся и взорвался. 15 сентября торпедные катера типов Т и V действовали против немецких десантных сил у Суурсаари. При этом Т-5 (лейтенант Оваскайнен) потопил катерный тральщик Р-29 и буксир “Пернау”, а два других катера-тральщика были повреждены. После 1945 года торпедные аппараты были сняты, названия изменены на “Тайсто-1” – “Тайсто-8”.


Основные характеристики:
Водоизмещение: 22 т.
Основные размерения: длина – 17,8 м, ширина – 4,6 м, осадка – 1,5 м
Силовая установка: 2 бенз.
Мощность: 2300 л.с.
Скорость хода: 48 узл.
Экипаж: 11 чел.
Вооружение:
- 1×20-мм
- минно-торпедное: 2×450-мм торпедные аппараты, 4 глубинные бомбы
Spoiler
Изображение

7.   D-3: “Vasama” - тип трофейного торпедного катера -  1 единица

Бывший советский ТКА № 52. 14.10.1941 в районе о. Гогланд попал в шторм и был сильно поврежден. 23 октября захвачен финнами, отремонтирован и включен в состав их флота под названием “Vasama” (V-1). Осенью 1944 г. возвращен СССР, 21.02.1945 вошел в строй под индексом СК-37.


Основные характеристики:
Водоизмещение: 35 т.
Основные размерения: длина – 21,7 м, ширина – 3,9 м, осадка – 1,2 м
Силовая установка: 3 бенз.
Мощность: 2375 л.с.
Скорость хода: 34 узл.
Экипаж: 9 чел.
Вооружение:
1×20 мм
2×12,7 мм пулеметов
- минно-торпедное: 2×533-мм торпедные аппараты, 4 глубинные бомбы
Spoiler
Изображение

8.   G-5 - тип трофейного торпедного катера -  3 единицы

Бывшие советские ТКА типа Г-5. ТКА № 141 и № 64 захвачены финнами в ноябре 1941 г. и включены в состав флота под названиями “Vihuri” (V-2) и “Viima” (V-3) соответственно. ТКА № 51 получил тяжелые повреждения и был захвачен финнами 17.06.1944. После ремонта вошел в состав финского флота под обозначением V-3. Все возвращены СССР осенью 1944 г. и 20 декабря вошли в строй как ТК-141 (“Vihuri”), TK-70 (“Viima”) и ТК-90 (V-3).


Основные характеристики:
Водоизмещение: 16 т.
Основные размерения: длина – 19,3 м, ширина – 3,4 м, осадка – 0,7 м
Силовая установка: 2 бенз.
Мощность: 1700 л.с.
Скорость хода: 48 узл.
Экипаж: 6 чел.
Вооружение:
1×20 мм
- минно-торпедное: 2×533-мм торпедные аппараты,  2 глубинные бомбы

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Альфа-тестер
414 публикации

V. Сторожевые катера (Vartiomoottorivene)

   VMV - тип сторожевого катера -  17 единиц

Spoiler
VMV-1, 2, построенные в 1930 году в Бремене и VMV-5, 6, построенные в 1931 году в Уусикаупунки, имели бензиновые моторы. VMV-8 - 17 построены в 1935 году в Турку, имели дизели, работавшие на нефти.
Эти 17 катеров, из которых еще до войны два были потеряны из-за пожара (моторы бензиновые), принадлежали береговой охране и подчинялись министерству внутренних дел. Во время войны они вошли в состав ВМФ и были вооружены. Катера имели сменное вооружение: у большинства по одному - три орудия 20-мм и глубинные бомбы, у некоторых 1 х 40-мм орудие, у некоторых - две 450-мм торпеды. Сторожевые катера назначались в основном в патрульную службу и ПЛО.
В 1939 году VMV-1, 6, 8, 12, 17 старшего лейтенанта Ламинена вместе с четырьмя канонерскими лодками составили охранную флотилию в Аландском море. VMV-2, 5, 13 и 16 старшего лейтенанта Каринга - там же противолодочную флотилию. Из-за тяжелой ледовой обстановки с середины декабря эти деревянные катера не использовались. В 1941 году сторожевые катера были разделены на три группы. 6 сторожевых катеров - VMV-1, 2, 13 - 16 старшего лейтенанта Пелтонена принадлежали к охранной флотилии; 4 сторожевых катера капитан-лейтенанта Каринга - VMV-9 - 11 и 17, вооруженные торпедами, временно были приданы флотилии торпедных катеров, и 4 сторожевых катера капитан-лейтенанта Вииномяки - VMV-5, 6, 8, 12, несшие по 4-6 мин, служили в Финском заливе в качестве быстроходных минных заградителей. С 1942 года и до конца войны сохранялось подразделение на две сторожевые флотилии. 1 флотилия - VMV-1, 2, 13, 16 подчинялось "соединению Вяйнемяйнен"; 2 флотилия - VMV-5, 6, 8, 12, 17 - "легкому соединению" - оба в Финском заливе.
Сторожевые катера отличились во многих жестоких боях и оправдали возложенные на них надежды. 29 августа 1941 года VMV-17 старшего лейтенанта Смоландера потопил советскую моторную шхуну "Атта", шедшую с грузом боеприпасов. 15 августа VMV-5 уничтожил, возможно, советскую подводную лодку М-97. 13 октября 1942 года VMV-13 старшего лейтенанта Валтасаари и VMV-15 лейтенанта Итяпиири южнее Тиискери глубинными бомбами уничтожили подводную лодку Щ-311 (погибло 38 подводников. Командир спасен и погиб в финском плену). Другая подводная лодка была атакована и повреждена. Большое значение имело участие VMV-8 - 12 в борьбе у острова Соммери 8 - 10 июля 1942 года. Вооруженные 40-мм орудиями Бофорс, они приняли участие в уничтожении многочисленных советских катеров и самолетов. 16 июня 1944 года они потопили 1 торпедный катер, а второй захватили (позже в финском ВМФ как V-3). Собственные потери начались только в 1944 году. При воздушных налетах на Хельсинки были уничтожены VMV-12 (6 февраля) и VMV-8 (26 февраля). 18 июня вражескими летчиками был подожжен и сгорел у Койвисто VMV-17; 15 сентября в гавани Суурсаари были потоплены немецкой артиллерией VMV-10 и VMV-14. VMV-11 сохранен, а остальные были исключены из состава флота в 1960-70-е годы).
Основные характеристики:
Водоизмещение: 30-33 т.
Основные размерения: длина – 25 м, ширина – 4,1 м, осадка – 1 м
Силовая установка: 2 бенз.
Мощность: 1220 л.с.
Скорость хода: 25 узл.
Экипаж: 8 чел.
Вооружение:
- 1×40 мм
- 1×20 мм
- минно-торпедное: глубинные бомбы (опционально), 2×450 мм торпеды (опционально), 4-5 морских мин (опционально)
Spoiler
Изображение

VI. Сторожевые корабли (Vartioalus)

Сторожевых кораблей, в настоящем значении этого слова, также как и эсминцев, Финляндия не имела. После 1939 года была запланирована постройка 1 сторожевого корабля (400 т, 24 уз), но война помешала этому. Поэтому командование финского ВМФ должно было импровизировать. В конвойной службе использовались различные корабли, принадлежавшие Дирекции морского судоходства, морской пограничной охране и конфискованные буксиры. Они были вооружены 1-2 легкими (75 и 45-мм) зенитками и глубинными бомбами. Однако, из-за своей тихоходности (10-12 уз) корабли оказались малоэффективными. В 1942 году в Аландском море советские подводные лодки потопили 2 парохода из состава конвоев: 12 сентября Щ-309 грузовое судно “Бонден”  и 26 октября Щ-307 грузовое судно “Бетти Х” , сторожевые корабли не смогли предотвратить этого. К числу сторожевых кораблей принадлежали:


“Турсас” (бывш. “Балтик”) и “Уиско” (бывш. “Келтик”) - бывшие рыболовные траулеры, купленные в 1939 году. 16 августа 1943 года “Уиско” (старший лейтенант Саандхольм) потопил южнее Хельсинки подводную лодку (предположительно С-12, по другой версии С-12 погибла на немецком минном заграждении «Nasxorn». Погибло
45 подводников), но 16 сентября севернее острова Кери сам был уничтожен торпедой с самолета типа “Бостон”, который посчитали возвращающимся на базу. Командир и 18 членов экипажа погибли.
“Aura-1” (550 т, 39.4×7.0×3.3 м, 750 л.с., 11 уз.) Ледокол “Аура” построен фирмой “Крейтон” (Або) по заказу финского таможенного ведомства в 1908 году. 5 августа 1914 года мобилизован и вошел в состав БФ как тральщик “Якорь” (2×57-мм пушки, 2 пул.) с июля 1915 года переименован в “Планету”. Принимал участие в боевых тралениях. С 1915 года на борту размещался штаб 1 отряда тральщиков. Зимой 1915/16 гг. использовался в качестве ледокола. В 1917 году принял участие в Моонзундской операции. Захвачен Финляндией в 1918 году и возвращен прежнему владельцу, после чего переоборудован в сторожевой корабль пограничной охраны.
“Aura-2” (134 т) - бывший пароход “Сигулл” 1884 года постройки. До войны использовался как президентская яхта. Во время второй мировой войны переоборудован в сторожевое судно. 13 января 1940 года при отражении атаки Щ-324 на конвой в Аландском море, на борту “Аура-2” взорвались глубинные бомбы. Корабль быстро затонул; при этом погибли ст. лейтенант Теря и еще 25 членов экипажа.
Spoiler
Изображение

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Альфа-тестер
414 публикации

VII. Тральщики (Trallaaja)

Первоначально назвались именами рыб, например, рауту - форель, куха - судак, хаукки - щука и т.д. С начала войны мобилизованные, реквизированные и купленные тральщики получили имена географических пунктов (Порккала, Нарви и т.д.). С 1944 года катерные тральщики были переименованы по названию головного с добавлением порядкового номера (“Ахвен – 4”, “Куха – 5” и т.д.)

  1. “Rautu” - тип тральщика - 2 единицы

Spoiler
Тральщики “Фортрал” и “Защитник” построены для царского флота. Летом-осенью 1917 года “Защитник” принял участие в Моонзундской операции. В апреле 1918 года захвачены в Гельсингфорсе финнами и стали: "Фортрал" - “Рауту”, "Защитник" - “Вильпула”.
Они служили, главным образом, в качестве плавучих баз для катеров-тральщиков. 15 июля 1944 года (по другим данным 24 апреля) "Вильпула" был потоплен в гавани Порккала авиационной торпедой. “Рауту” сдана на слом в 1950 году.
Основные характеристики:
Водоизмещение: 240 т.
Основные размерения: длина – 44 м, ширина – 6,1 м, осадка – 2,5 м
Силовая установка: 2 вала
Мощность: 550 л.с.
Скорость хода: 10 узл.
Экипаж: 32 чел.
Вооружение:
- 1×75 мм
- 1×20 мм
- минно-торпедное: 30 мин
Spoiler
Изображение Изображение

  2. “Narvi” - тип тральщика - 3 единицы

“Narvi”, “Jurmo”, “Luppi” - бывшие речные буксиры, заказанные СССР в 1940 году. После начала войны конфискованы и переоборудованы в тральщики. Возвращены в 1944 году.


Основные характеристики:
Водоизмещение: 400 т.
Основные размерения: длина – 39,3 м, ширина – 8,5 м, осадка – 2,3 м
Силовая установка: 2 котла, 2 поршневые машины
Мощность: 400 л.с.
Скорость хода: 10 узл.
Вооружение:
- 1×45 мм
- 3×20 мм
- минно-торпедное: 40 мин

  3. “Pukkio” - тип тральщика - 3 единицы

“Pukkio”, “Porkkala” 1939-1940 гг. постройки. Количество 20-мм зениток во время войны колебалось от 1 до 3. Могли принимать на борт до 40 мин. 28 ноября 1941 года в проливе Койвисто-Зунд “Поркалла” налетел на мину, выставленной ПЛ “Лембит” и затонул; старший лейтенант Лааксо и еще 30 членов экипажа погибли. Летом 1942 года корабль был поднят. 3-й однотипный корабль – “Pansio” был готов лишь в 1947 году.


Основные характеристики:
Водоизмещение: 162 т.
Основные размерения: длина – 27 м, ширина – 6,7 м, осадка – 2,5 м
Силовая установка: 1 диз.
Мощность: 300 л.с.
Скорость хода: 10 узл.
Экипаж: 32 чел.
Вооружение:
- 1×75 мм
- 1×20 мм
- минно-торпедное: 20 мин

  4. “Ajonpaa” - тип тральщика - 2 единицы

“Ajonpaa” и “Kallanpaa” куплены в Дании в 1943 году. Их корпуса были сделаны из дерева, так как тральщики специально предназначались для борьбы с магнитными минами. Сданы на слом соответственно в 1960 и 1962 году.


Основные характеристики:
Водоизмещение: 52 т.
Основные размерения: длина – 20 м, ширина – 5,3 м, осадка – 1,7 м
Силовая установка: 1 диз.
Мощность: 200 л.с.
Скорость хода: 10 узл.
Вооружение:
- 1×20 мм

  5. “Viipuri” - тип тральщика - 4 единицы

Строились как буксиры для Советского Союза, стапельные номера верфи "Крейтон-Вулкан" 761-764. В июне 1941 года, находясь в стадии сдаточных испытаний, были конфискованы и под заводскими номерами включены в состав финских ВМС. № 761 получил при этом имя "Виипури". Использовались в основном как сторожевые корабли. После войны возвращены СССР и в качестве электромагнитных тральщиков ЭМТЩ-70 - ЭМТЩ-73 вошли в состав КБФ. С 1949 года переклассифицированы в базовые тральщики, а в 1950 году выведены из состава ВМФ и переоборудованы в буксиры.


Основные характеристики:
Водоизмещение: 335 т.
Основные размерения: длина – 31,6 м, ширина – 7,5 м, осадка – 4 м
Силовая установка: 1 диз.
Мощность: 368 л.с.
Скорость хода: 10 узл.
Вооружение:
- 2×45 мм
- 2×12,7 мм
минный трал
Spoiler
Изображение

  6. “Ahven” - тип катерного тральщика - 6 единиц

“Ahven” (окунь), “Kiiski” (ерш), “Kuore” (корюшка), “Lohna” (лосось), “Muikku” (ряпушка), “Sarki” (плотва) были построены в 1936-37 гг. в Турку фирмой "Турун Веневейстяме". Позднее переименованы соответственно в “Ахвен”-1-6. Сданы на слом в 1961 году.


Основные характеристики:
Водоизмещение: 17 т.
Основные размерения: длина – 17,2 м, ширина – 3,8 м, осадка – 1,3 м
Силовая установка: 1 диз.
Мощность: 65 л.с.
Скорость хода: 10,5 узл.
Экипаж: 8 чел.
Вооружение:
- 1×20 мм  
Spoiler
Изображение

  7. “Kuha” - тип катерного тральщика - 6 единиц

“Kuha”-1 - 6. Построены в 1941-42 гг. в Порво на “Авг.Эклеф”. “Куха”-7 - 18 были поставлены флоту лишь в 1946 году. “Kuha-1” 3 ноября 1941 года у Порво подорвалась на мине, скорее всего, выставленной ПЛ “Лембит”; “Куха-4” - 23 июля 1942 года у Ханко; “Куха-6” - южнее Котки 15 сентября 1944 года, “Куха-3” - 30 сентября 1944 года у острова Гогланд (Суурсаари). Остальные сданы на слом, последний в 1961 году.


Основные характеристики:
Водоизмещение: 17 т.
Основные размерения: длина – 17,2 м, ширина – 3,8 м, осадка – 1,5 м
Силовая установка: 1 диз.
Мощность: 70 л.с.
Скорость хода: 9 узл.
Экипаж: 8 чел.
Вооружение:
- 1×20 мм  

  8. SM - тип катерного тральщика - 4 единицы

SM-1 - 4. Построены в 1938-40 гг. в Порво на верфи “Авг.Эклеф”. SM-3 подорвался на мине 5 октября 1944 года у о. Гогланд (Суурсаари). Остальные пошли на слом в 1951-54 гг.


Основные характеристики:
Водоизмещение: 20 т.
Основные размерения: длина – 18 м, ширина – 3,8 м, осадка – 1,7 м
Силовая установка: 1 диз.
Мощность: 80 л.с.
Скорость хода: 9 узл.
Экипаж: 8 чел.
Вооружение:
- 1×20 мм  

  9. Бывшие русские катерные тральщики

В 1939 году в составе финского флота находилось 9 катеров-тральщиков, построенных для царского флота и захваченных в 1918 году. 2-3 тральщика погибли в ходе войны, остальные сданы на слом после войны.
А-37, 38, 40, 42-45 - бывшие катера типа А, вероятно с теми же номерами (1916-17 гг.); AF-2 - бывший МТ-3 (1917 г); BVA и BVD - бывшие посыльные суда “Палаш” и “Шашка”, построенные в 1910 году для Амурской флотилии и в 1916 году переведенные на Балтику; “Haukka”, вероятнее всего бывший типа СКА (1916 г).
Кроме того, в ходе войны в тральщики были переделаны ряд буксиров (вооружение 1 х 20-мм зен). Из них после войны в составе ВМФ оставались (до 1954 года) вспомогательные тральщики А-5, DR-2, DR-7 и DR-11.


Основные характеристики:
Водоизмещение: 9-25 т.
Основные размерения: длина – 15,2 м, ширина – 3,4 м, осадка – 1,2 м
Силовая установка: 1
Мощность: 50 л.с.
Скорость хода: 9-13 узл.
Вооружение:
- 1×12,7 мм  

VIII. Вспомогательные суда (Apualus)

“Van Doebbeln” (570 т, 53,9×8,1×3,2 м, 500 л.с., 11 уз). Бывший грузо-пассажирский пароход финского пароходного акционерного общества. Построен в Швеции в 1872 году. 8 августа 1914 мобилизован и как Транспорт № 2 вошел в состав БФ. 21 мая 1915 года вооружен, переоборудован и переклассифецирован в тральщик № 2 (2 х 75-мм ор, 1 пул). С 1917 года - база тральщиков. В 1918 году захвачен Финляндией и возвращен прежним владельцам. В годы войны использовался как база торпедных катеров. С 19 сентября 1944 года по 9 мая 1945 года обеспечивал базирование легких сил КБФ в финских водах.


“Аранда” - пассажирский пароход (1920 года постройки, в 1944 году - плавучая база торпедных катеров.
“Мерикотка” - сторожевой корабль пограничной охраны (1878 г постройки. В 1942-44 гг - штабное судно.
“Suomen Joutsen” - учебный корабль (2900 т, 82,8×12,3×4,8 м, 400 л.с., 6 уз, площадь парусов 2200 м2, эк. 27 чел, 193 кадета). Трехмачтовый парусник постройки 1902 года, бывш. герм. “Oldenburg”, бывш. фр. “Lahn”. Во время войны состояло в резерве, без оснастки.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Альфа-тестер
414 публикации

IX. Ледоколы (Jaanmurtaja)

В тяжелые снежные зимы 1940 - 42 гг. ледоколы имели большое значение для поддержания сообщения по морю. В конце 1941 года вооружение было демонтировано и применялось на сухопутном ТВД.

  1. “Sisu” - 1 единица

Spoiler
Название: сису - упорство. Строился по образцу хорошо зарекомендовавшего себя шведского ледокола “Ymer”. С самого начала предполагался для использования не только в качестве ледокола, но и в качестве базы подводных лодок. Спущен на воду 24 сентября 1938 года на верфи “Вяртсиля”, став таким образом первым чисто финским ледоколом. Вошел в строй в 1939 году. Первоначально предполагалось вооружить “Сису” двумя 76-мм орудиями, но после начала войны они были заменены на два 102-мм орудия, к которым впоследствии добавили 2 х 40-мм зенитки. В 1944 году зенитки были заменены на 3 х 20-мм, а после войны сняты и они. Полностью разоружен в конце 40-х годов.
Во время войны использовался в основном как сторожевой корабль. В ноябре 1943 года подорвался на мине, но был быстро введен в строй. После войны прошел капитальный ремонт и служил вплоть до 1974 года: когда был сдан на слом.
Основные характеристики:
Водоизмещение: 2000 т.
Основные размерения: длина – 64,2 м, ширина – 14,3 м, осадка – 5,1 м
Силовая установка: 3 вала (1 носовой), 3 дизеля
Мощность: 4000 л.с.
Скорость хода: 15,8 узл.
Экипаж: 100 чел.
Вооружение:
- 2×102 мм
- 2×40 мм  
Spoiler
Изображение

  2. “Otso” - 1 единица

Название: отсо - косолапый (имеется в виду медведь). Спущен на воду в 1936 году. Сдан на слом в 1967 году.


Основные характеристики:
Водоизмещение: 800 т.
Основные размерения: длина – 44,8 м, ширина – 11,8 м, осадка – 3,2 м
Силовая установка: 2 вала (1 носовой)
Мощность: 1945 л.с.
Скорость хода: 13 узл.
Вооружение:
- 2×75 мм  

  3. “Jaakarhu” - 1 единица

Название: яакарху - белый медведь. Строился в Голландии по заказу финского правительства. Спущен на воду в 1926 году на верфи Смита в Роттердаме. “Яакарху” был одним из первых ледоколов, специально предназначенных для военного флота. На палубе были установлены фундаменты для орудий, перед машинным отделением оборудованы артиллерийские погреба. Корпус разделялся на 8 водонепроницаемых отсеков.
По условиям советско-финского мирного договора ледокол передавался СССР. Передача состоялась в 1945 году и ледокол вошел в списки флота под именем “Сибиряков”. В 50-е годы прошел модернизацию, в ходе которой была значительно изменена архитектура надстройки, а также установлено новое навигационное оборудование. В 1975 году продан на слом в Италию.


Основные характеристики:
Водоизмещение: 4825 т.
Основные размерения: длина – 78,4 м, ширина – 19,3 м, осадка – 6,4 м
Силовая установка: 3 вала (1 носовой)
Мощность: 9800 л.с.
Скорость хода: 18 узл.
Экипаж: 47 чел.
Вооружение:
- 4×102 мм
- 2×20 мм
Spoiler
Изображение

  4. “Voima” - 1 единица

Название: войма - сила. Спущен на воду в 1917 году. Сдан на слом в 1970 году.


Основные характеристики:
Водоизмещение: 2070 т.
Основные размерения: длина – 62,2 м, ширина – 14,2 м, осадка – 5,9 м
Силовая установка: две 3-цилиндровые машины
Мощность: 4100 л.с.
Скорость хода: 14 узл.
Вооружение:
- 3×120 мм  

  5. “Tarmo” - 1 единица

на нашем форуме -  “Tarmo”  

  6. “Apu” - 1 единица

Название: апу - помощь. Бывший ледокол финского торгового флота, построен в 1899 году в Германии. В годы первой мировой войны реквизирован и вошел в состав БФ как ледокол “Аванс”. В 1922 году по Дерптскому миру возвращен Финляндии. Сдан на слом в 1958 году.


Основные характеристики:
Водоизмещение: 1200 т.
Основные размерения: длина – 40,8 м, ширина – 10,5 м, осадка – 4,8 м
Мощность: 1600 л.с.
Скорость хода: 13 узл.
Экипаж: 48 чел.
Вооружение:
- 2×75 мм  
Spoiler
Изображение

  7. “Sampo” - 1 единица

Название: сампо - чудо-мельница из финского фольклора. Строился на фирме Армстронга в Ньюкастле по заказу финского таможенного маячного и лоцманского ведомства. Спущен на воду в 1898 году. В 1914 году мобилизован и использовался как ледокол для нужд балтийского флота. В конце января 1918 года захвачен финнами. Сдан на слом в 1958 году.


Основные характеристики:
Водоизмещение: 1850 т.
Основные размерения: длина – 60,6 м, ширина – 12,9 м, осадка – 5,7 м
Мощность: 3050 л.с.
Скорость хода: 12 узл.
Вооружение:
- 3×120 мм  
Spoiler
Изображение

  8. “Murtaja” - 1 единица

Название: муртайя - несокрушимый. Заказан в Швеции у фирмы “Бергзунд” для обслуживания портов Гангута, Гельсингфорса и Або. На корабле стояло 4 огнетрубных котла и одна машина двойного расширения. Корпус был разделен на 10 отсеков. Вошел в строй в 1890 году. Из-за своего ложкообразного корпуса ледокол плохо держался в море уже при 6-бальном волнении, из-за чего использовался в основном для портовой службы. В 1914 году мобилизован и включен в состав БФ. В апреле 1918 года захвачен в Мариенхамне германскими войсками и передан Финляндии. Сдан на слом в 1958 году. .


Основные характеристики:
Водоизмещение: 900 т.
Основные размерения: длина – 47,5 м, ширина – 11 м, осадка – 5,5 м
Мощность: 1130 л.с.
Скорость хода: 12,5 узл.
Вооружение:
- 2×75 мм  

X. Внутренние озерные флотилии: Ладожское озеро

Согласно Дерптскому мирному договору 1920 года, на Ладоге разрешалось иметь военные корабли водоизмещением не более 100 тонн, вооруженные орудиями не выше 47-мм. Ладожская флотилия (морская рота) в 1919-39 гг. подчинялась III полку береговой артиллерии. В предвоенные годы здешнее побережье было укреплено сильными батареями, но флотилия имела довольно скромный состав и несла чисто наблюдательные функции. После того, как в 1938 году Советский Союз "по техническим причинам" закрыл Неву - единственную коммуникацию с Финским заливом, ни один корабль уже не смог ей воспользоваться. Хотя подводная лодка "Саукко", созданная специально для Ладоги, и могла быть доставлена туда по железной дороге, разобранная на две части, по различным причинам она осталась в Финском заливе. Единственным пополнением стал построенным в Сортавале ледокол "Аалокас". К началу войны в 1939 году флотилия под командованием капитан-лейтенанта Капонена имела следующий состав:


Флотилия канонерских лодок капитан-лейтенанта Асикайнена:

1. “Aallokas” (400 т, 34,1×7,5×3,3 м, 520 л.с., 11 уз., 2×75-мм ор. 2×40-мм зен.) Бывший ледокол, построенный в 1936 году в Сортавале. Весной 1940 захвачен советскими войсками и в августе вошел в строй как учебное судно. В августе 1941 вооружен и переоборудован в канонерскую лодку “Шексна”. С 1943 - транспорт в 1961 году исключен из списков флота и отдан на слом.

2. “Aunus” (100 т, 25,3×5,3×2,1 м, 280 л.с., 10.5 уз, 2×47-мм, 1 пул., 30 мин, экипаж 48 чел.). Бывший русский озерно-речной буксир, построенный в Або на верфи “Крейтон” в 1900 году, захвачен финнами на Ладожском озере в 1919 году. Весной 1940 года захвачен советскими войсками и в августе вошел с строй как учебное судно. В августе 1941 года вооружен и переоборудован в тральщик № 100 (с 1944 года Т-100) в 1947 году разоружен, в 1964 исключен из списков флота. В настоящее время корабль-памятник при мемориале “Дорога жизни” на Новой Ладоге.
Spoiler
Изображение Изображение
3. “Тармо”, буксир 1911 года постройки, вооруженный 1×75-мм орудием;

4. “Вулкан”, буксир 1901 года постройки, вооруженный 1×75-мм орудием.
Минная флотилия ст. лейтенанта Карстена:

1. “Yrjo” (“Юрье”) (90 т), постройки 1895 года, захвачен в 1918 году, вооружен 2×47-мм орудиями, 50 мин;

2. “Кивиниеми” (95 т, 1912 г, 1×47-мм, 30 мин);

3. “Войма” (буксир 66 брт, 1895 г, 1×47-мм) 19 декабря 1939 года затонул при навигационной аварии.
Группа тральщиков обер-боцмана Ватанена:

1. С-1  (27 т, 1914 г, 1×47-мм) Захвачен в 1918 году;

2. “Клеркер”  (28 т, 1912 г, 1×47-мм) В 1932 г переведен из Финского залива.

Кроме того, имелись также невооруженные малые транспорты, буксиры и моторные катера. Понятно, что советские военные корабли превосходили эти финские силы.

После начала войны 1939 года “Юрье”, “Кивиниеми”, “Аунус” и моторные катера КМ-36, КМ-37, JМ-31, JМ-32 выставили в финских водах у северного берега 264 мины. Морских боев не происходило. Канонерские лодки обстреливали сухопутные цели на северо-восточном берегу. С наступлением нового года Ладога замерзла. По Московскому миру 1940 года весь район был уступлен русским, и корабли так и остались там.

Когда летом 1941 года финская армия снова достигла Ладоги, ни один из кораблей не был найден. Начало новой флотилии положили постепенно доставляемые малые буксиры и моторные катера. Перешедший финнам 22 сентября латвийский пароход “Илга” (211 брт) получил имя “Аунус”. В 1942 году главное бремя борьбы несли 12 итальянская эскадрилья MAS капитана 3 ранга Бианчини, немецкая группа “C” - 31 флотилия тральщиков старшего лейтенанта Рейманна и боевой штаб паромов “Ост” полковника Зибеля - катера MAS, КМ и артиллерийские паромы.
Однако, осенью 1942 года эти силы были эвакуированы, и в 1943-44 гг борьбу продолжали одни финны.
Финская флотилия (3 морской батальон капитана 3 ранга Коппонена имела в своем составе следующие единицы:

- два бывш. герм. парома типа "Зибель" - Т-2, Т-17 (по 143 т, 2 х 102, 2×20-мм орудий);

- четыре бывш. герм. артиллерийских баржи М-31 - М-34 (по 180 т, 2×88, 1×37, 1×20-мм орудий);

- четыре бывш. герм. моторных катера VMV-101, 103-105 (по 78 т, 1×57, 1×20-мм ор.)

- три бывш. торп. катера “Винха”, “Сеюксю” и “Нуоли” (по 12 тонн, перевооруженные по 1×20-мм и 3 мины).

Кроме того, имелись транспорты и прочие вспомогательные суда.

После перемирия 3 октября 1944 года все единицы были постепенно переведены в Финляндию. В августе 1945 г бывшие немецкие 6 паромов и 4 моторных катера были полностью вооруженные переданы CCCP.

XI. Внутренние озерные флотилии: Онежское озеро, озеро Сайми, Петсамо.

Финские части достигли этого внутреннего русского озера в первых числах октября 1941 года. Уже 2 октября на западные берег из Финляндии были перевезены 10 первых моторных катеров, а неделей позже - личный состав будущей Онежской флотилии. Из-за того, что перевезти туда большие корабли было невозможно, финнам пришлось довольствоваться захваченными бывшими пароходами - по большей части старыми и частично затопленными. Важнейшие из них:

- “Курхумяки” (бывш. “Роза Люксембург”) колесный пароход 3×75, 3×20-мм орудия;

- “Контупохьа”  (бывш. “Розалии”) - колесный пароход 2×75, 3×20-мм орудия;

- “Илмари”  (бывш. “Семга”), “Вяйне” (бывш. “Пескарь”), “Эркки” (бывш. “Буй”), “Урхо",  “Лимо”  - малые буксиры, вооруженные 1 - 2×45, 1×20-мм ор.

Кроме того, имелись еще некоторые невооруженные малые пароходы и катера.

В июне 1942 года на Онегу был доставлен захваченный 24 августа 1941 года в Финском заливе бронекатер № 215 с 76-мм орудием в танковой башне. Корабль получил название VTV-1 и в конце 1944 года был возвращен Советскому Союзу и после возвращения получил наименование БК-60.

Состав флотилии (4 морской батальон) менялся почти ежегодно. Здешняя советская флотилия сильно превосходила ее. Но лишь однажды - 4 сентября 1942 года - в южной части озера состоялся бой, к тому же безрезультатный. Из-за общей военной обстановки в июне 1944 года некоторые катера были уведены отсюда, а оставшиеся здесь были затоплены.

В области Петсамо (Северный Ледовитый океан) временно находился сторожевой катер "Турья" и лоцманский катер "Яямери", оба они были затоплены экипажами 3 декабря 1939 года в Линахамари. Поднятый "Турья" был в 1941 году переведен в Финляндию.

В 1940-41 гг на озере Сайми также временно находилась небольшая внутренняя озерная флотилия, состоящая из буксиров "Хаапаниеми", "Маисти", "Тайпале" и моторных катеров, но из-за быстрого наступления финнов летом 1941 года она не имела значение.

XII. Броненосцы береговой обороны
(Rannikkopuolustuksen panssarilavia)

очень подробно на нашем форуме – "Vainamoinen" и "Ilmarinen"



Видеобзор флота, снятое в 1938 году (на финском языке)



Cписок источников:

Благодарю за внимание!

  • Плюс 1

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Участник
223 публикации

Очень большая тема, очень интересно, правда ещё бы фото каждого хотя бы маленькое, было бы ещё лучше. Автор молодец, большая работа.+

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Старший альфа-тестер, Альфа-тестер
1 914 публикации
468 боёв

Интересная тема. Однозначный зачет  :glasses:

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Альфа-тестер
414 публикации
brite00 для каждого найти фото не получается. Такой флот не пропагандировался как флот США или Японии, не было столько фотографий, документальной хроники.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Бета-тестер
347 публикаций

Просмотр сообщенияbrite00 (17 Авг 2013 - 22:05) писал:

Очень большая тема, очень интересно, правда ещё бы фото каждого хотя бы маленькое, было бы ещё лучше. Автор молодец, большая работа.+
согласен
много времени потратил на создание, зачет

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Участник
223 публикации

Просмотр сообщенияMBA116 (17 Авг 2013 - 22:13) писал:

brite00 для каждого найти фото не получается. Такой флот не пропагандировался как флот США или Японии, не было столько фотографий, документальной хроники.
Хм, интересно. Думал всё-таки фото делали.)

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Участник
264 публикации
83 боя

Просмотр сообщенияKatahi79 (17 Авг 2013 - 22:25) писал:

Фашисткие прихвостни.
Вообще то фины не были фашистами, так же как и все немцы.


А тема зачетная , интересная потому + ( но только завтра, керосинка кончилась)

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Старший альфа-тестер
1 651 публикация
3 118 боёв

Интересная тема, +.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Альфа-тестер
551 публикация
1 бой

информации многовато осилить)) а так молодец

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Старший альфа-тестер
319 публикаций
1 151 бой

Хорошо. Названия торпедных катеров - выпад, упорный, неистовый и т.д.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Участник
114 публикации
1 612 боёв

Тема хорошая но читать просто так текст неочень приятно глаза быстро в кучу сойдутся

Над оформление надо поработать еще

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Эту страницу никто не просматривает.

×