Перейти к содержимому
Для публикации в этом разделе необходимо провести 50 боёв.
RenamedUser_18412412

В погоне за «серебряным флотом».

В этой теме 19 комментариев

Рекомендуемые комментарии

Участник
582 публикации

Картинки размещу вечером....

 

В охоте за золотом и серебром принимали участие не только отщепенцы рода человеческого, какими являлись пираты, но и целые регулярные флоты различных стран. Однако погоня англичан за испанским «серебряным конвоем» 1701-1702 года, развернувшаяся от Мексики до Испании, превосходит любое воображение. Во-первых, поражает громадная даже по тем временам сумма, в которую оценивалось серебро, загруженное на испанские корабли – 14 миллионов пессо. На тот момент не все страны могли позволить себе потратить такое количество денег, но для британцев было не менее важно, чтобы Испания и Франция не получили этих сокровищ, потому что, согласно старинной поговорке «хотеть иметь миллион и не иметь миллиона в сумме составляет два миллиона». То есть, даже если бы серебро просто не прибыло в гавани Кадиса или Виго, Англию это вполне бы устроило, а уж захват слитков был дополнительным бонусом.

 

Предисловие.

 

История испанских «серебряных конвоев» уходит своими корнями в XVI век. Именно в это время конкистадорами в южноамериканских Андах были обнаружены громаднейшие месторождения серебра (шахты Пачука, Тлальпухальма, Сан-Луис, Сультепек, Таско, Гванахато, Оахака, Тетела, Сакатеас, Фреснильо и Сомбререте), что автоматически сделало Испанию самой богатой страной Европы. Однако перевозка драгоценного металла в метрополию с самого начала стала большой проблемой – пираты и каперы, обосновавшиеся в Карибском море, стремились заполучить «серебряные» призы и легко захватывали одиночные суда, шедшие со столь ценным грузом. Дабы защитить от нападений корабли, везущие слитки, испанцы решили раз в год посылать на родину большой конвой с сильным охранением, позволявшим отбить любое нападение. Поймать такой караван было не просто – дата выхода всегда держалась в секрете и менялась каждый год, да и эскорт был соответствующим. Сами испанцы называли конвой la Flota de Oro – «золотой флот». Это прозвище сохранилось с тех времен, когда с островов Карибского моря, а так же побережья Мексики и Перу алчные конкистадоры вывозили награбленное у индейцев золото. Англичане именовали эти торговые караваны по-своему - Spanish Treasure Fleet, что можно перевести как «флот, набитый сокровищами». Наконец французы часто упоминали про испанский «серебряный конвой». Так что же на самом деле везли эти торговые суда? Ответ прост – основным товаром, конечно же, были серебряные монеты (Сноска №1), но присутствовали там и золотые слитки, и товары из Вест-Индии. Это ценные породы дерева и пряности, какао и табак, шоколад и сахарный тростник, корица и ***, ром и кошениль, а так же рабы. Кстати, хотелось бы остановиться на испанских денежных знаках того времени, ибо многих исследователей этот вопрос вводит в заблуждение. В самом деле, основной денежной единицей Испании являлся реал, песо же появились в XVII веке, их стоимость была равна 8 реалам (Сноска №2), это соответствовало 90-процентному содержанию серебра в монете. Все изменилось в 1650 году, после жесточайшего финансового кризиса, постигшего Испанию – в обращение был введен низкопробный расчетный реал, который уже был равен 1/15 песо, а не 1/8, как раньше, хотя цифра «8» на песо чеканилась и дальше. Так что, читая англоязычные источники надо различать «pieces» и «pieces of eight». В последнем случае, чтобы узнать истинную сумму, нужно делить ее на 15.

Но вернемся к la Flota de Oro.Самым знаменитым, пожалуй, стал «серебряный конвой» 1702 года. Сразу оговоримся, что это был не самый богатый la Flota de Oro, тем не менее, по накалу страстей вокруг него, по происходившим событиям равных этому каравану не было.

Дело в том, что в Европе в этот момент назревал новый конфликт: смерть последнего испанского Габсбурга – короля Карла II - привела к династической междоусобице между крупнейшими европейскими державами. Франция, Бавария, Савойя, Португалия и сами испанцы (кроме трех кортесов страны) выдвинули на опустевший трон внука Людовика XIV – Филлипа Анжуйского. В свою очередь Австрия, Бавария, Англия, Голландия, Пруссия, Дания и часть Испании предложили другого кандидата – сына императора «Священной Римской Империи» эрцгерцога Карла. Но, тем не менее, династические споры были всего лишь предлогом, ведь каждая из стран-участниц конфликта хотела поучаствовать в дележе «испанского наследства», а оно на тот момент было громадным: богатейшие колонии в Америке, Бельгия, итальянские земли, острова Сицилия и Сардиния.

Поскольку Испания присоединилась к Франции, страны «антифиллиповской коалиции» не могли вести боевые действия на самом Пиренейском полуострове, и сухопутные сражения развернулись на полях Италии, Бельгии и Германии. Задачей, возложенной на Англию и Голландию, стало прерывание морских коммуникаций противника и создание необходимого плацдарма для наступления в Испании.

 

 

Европа. Северная Атлантика. Август – декабрь 1701 года.

 

Вопрос о перехвате «серебряного флота» перед англичанами стоял очень остро – этот драгоценный металл, дойди он до Испании, позволил бы странам-сторонникам Филлипа Анжуйского закупать зерно и продовольствие, строить корабли и крепости, расплачиваться с наемниками, то есть снял бы эту нагрузку с бюджета Франции и Испании.

В свою очередь, испанцы обратились с просьбой к Людовику XIV об эскорте «серебряного конвоя» до берегов Пиренейского полуострова силами французского флота, поскольку опасались, что эскадры голландцев и англичан в Вест-Индии перехватят и разграбят столь лакомый для них кусок. Дело в том, что в этот год из Ла-Платы вышло всего лишь 8 галеонов серебром, и основные надежды кортесы возлагали на конвой 1702 года, в котором должно было идти не менее 20 судов с драгоценным металлом. Сама же Испания как военно-морская держава изрядно ослабела и не могла уже обеспечить морской силой свои отдаленные провинции, но в то же время гордые идальго опасались, что вместо испанских портов французы могут привести конвой во Францию и присвоить себе столь огромные сокровища.

Людовик согласился выполнить эту просьбу, но не бесплатно - испанцы должны были заплатить за услуги 2 260 000 пессо. Выполнение столь деликатной миссии было возложено на очень уважаемого испанцами вице-адмирала Франсуа-Мари де Русселе, маркиза де Шато-Рено.

29 августа эскадра из 13 кораблей, 3 фрегата, 2 флейта с войсками и 5 брандеров под командованием Шато-Рено вышла из Бреста и отправилась к берегам Португалии. Дело в том, что морской министр Франции перед отправкой кораблей в Вест-Индию решил укрепить брестское соединение кораблями из флота Леванта, что и произошло 1 ноября 1701 года, когда из Тулона к Лиссабону подошла эскадра вице-адмирала Виктора д’Эстрэ. 14 кораблей было отдано под команду Шато-Рено. вест-индская эскадра вышла в море и направилась к берегам Америки, вперед были посланы 2 фрегата – предупредить губернаторов французской Мартиники и испанского Вера-Круса о скором появлении Шато-Рено. Находившийся на тот момент в Карибском море лейтенант-генерал Кэтлогон с 5 линкорами в конце 1701 года покинул французскую Вест-Индию и пошел в Брест, поскольку из-за болезней убыль в экипажах эскадры достигла огромных размеров, оставив только один «Мерикур».

Тем временем, 12 сентября из Англии к берегам Америки на перехват французской эскадре и «серебряному конвою» вышла эскадра адмирала Джона Бенбоу из 7 линейных кораблей. Англичане не знали, что Шато-Рено у Лиссабона получил большие подкрепления, и рассчитывали, что численность его соединения с учетом оставшихся на охране французской Вест-Индии кораблей, на обратном пути не превысит шести – семи. Но тем не менее Бенбоу было запрещено вести военные действия до официального объявления войны.

В конце декабря Бенбоу прибыл на Барбадос, в Бриджтаун, но война еще не была объявлена. Стороны застыли в ожидании. Скоро грянет гром – сомнений ни у кого не возникало.

Вест-Индия. Карибское море. Январь - июль 1702 года.

В начале 1702 года Шато-Рено достиг островов Карибского моря. 9 апреля с 18 кораблями он появился в Гаване, 25 апреля, с 4 кораблями отправился к Вера-Крусу, куда и прибыл 15 мая. Распределение военных судов по основным портам и базам было обязательно – французы и испанцы не знали, что на данный момент предпринимают англичане, и опасались возможных захватов Гаваны, Вера-Круса, Картахены и других богатых городов Карибского моря.

До начала лета испанцы формировали огромный торговый караван с сокровищами для отправки в Метрополию , собирая суда в Вера-Крус. Наконец, 11 июня конвой вышел в Гавану, где собралась вся французская эскадра Шато-Рено, подошедшая с Мартиники, Вера-Крус и Мексики. 24 июля la Flota de Oro из 23 тяжелых галеонов под командованием испанского адмирала Дона Мануэля де Веласко, загруженный под завязку серебром, кошенилью, китайским шелком и другими дефицитными товарами на общую сумму в 13 миллионов 600 тысяч пессо отправился из вод Вест-Индии к Кадису. Только 3 испанских галеона несли более-менее значимое вооружение – это 50-пушечный «Нусса Сеньора де ла Мерседес», 40-пушечный «Иезус, Мария и Жозе», а так же 30-пушечный «Сантиссима Тринидад». Французы с 23 линейными кораблями исполняли функции эскорта.

Поскольку Бенбоу не знал, началась ли война, он был вынужден пропустить без боя la Flota de Oro, но горько пожалел об этом в начале августа, когда из Англии пришли первые корабли с новостями. Однако вероятность того, что атака Бенбоу не достигла бы цели, была очень велика – англичане могли выставить только 7 кораблей, против 23-х у французов.

Европа. Северная Атлантика. Вест-Индия. Май - август 1702 года.

 

 

В это время в Европе началась война за Испанское наследство. 30 мая 1702 года из Торбэя вышла объединенная англо-голландская эскадра из 50 кораблей под командованием Джорджа Рука. Направилась она к испанскому Кадису – союзники хотели захватить этот важный порт, дабы обеспечить себе плацдарм для высадки войск на территории Пиренейского полуострова. Вместе с Руком к Кадису шло большое количество транспортов, под завязку набитых солдатами. 15 августа около этого важного испанского порта высадилось 13800 человек под командованием графа Орфорда, однако действовали англичане вяло и нерешительно. Сразу же после высадки начался грабеж окрестностей Кадиса и насилия над жителями близлежащих деревень. Это привело к большому количеству столкновений с испанцами и массовому исходу крестьян в Кадис, под знамена Филлипа Анжуйского.

Незадолго до начала осады из Кадиса в Вест-Индию вышел небольшой франко-испанский конвой, состоящий из 8 больших транспортов с 2000 солдат для защиты американской Картахены и 6 линейных кораблей охранения. Командовал этой небольшой эскадрой шеф д’эскадрэ Жан-Батист Дю Касс, очень хорошо знакомый с водами Карибского моря – в 1697 году он вместе с бароном де Пуанти взял испанскую Картахену и разграбил ее. Задачей Дю Касса помимо доставки войск было противодействие возможным действиям англичан в водах Вест-Индии, а так же защита французских и испанских колоний в этом регионе.

20 июля французская эскадра прибыла в Пуэрто-Рико, откуда 2 корабля Дю Касса были отосланы к Вера-Крус, препроводить испанского вице-короля Вест-Индии герцога де Альбукерке. Сам же Дю Касс направился к главной цели своего путешествия – Картахене.

В свою очередь Бенбоу в августе вышел с Барбадоса на поиск французских и испанских кораблей. Он направился на юг в надежде захватить Картахену, поскольку этот город на побережье Южной Америки был не только богат, но и очень важен. Испанцы называли его «серебряными воротами», именно сюда пребывал этот драгоценный металл с рудников.

 

 

Побережье Южной Америки. Недалеко от Картахены. 19 – 24 августа 1702 года.

 

19 августа 1702 года около острова Санта-Марта Бенбоу обнаружил эскадру Дю Касса и сразу же устремился за французами, однако через три-четыре мили скорость пришлось сбавить – часть его судов отстала. Французы шли вдоль берега в сторону Картахены и имели в линии 4 линейных корабля (68-пушечный «Эрьё», 50-пушечный «Агреабль», 60-пушечный «Фенни» и 50-пушечный «Аполлон»), 30-пушечный фрегат «Принс де Фриз», построенный в Голландии, войсковой транспорт с солдатами, 1 шлюп и 3 мелких судна.

Бенбоу выстроил свою эскадру следующим образом:

Defiance Ричард Кёркби 64 445 чел.

Pendennis Томас Хадсон 48 230 чел.

Windsоr Джон Констебл 60 340 чел.

Breda (флагман) Кристофер Фогг 70 460 чел.

Greenwich Купер Уэйд 54 280 чел.

Ruby Джордж Уолтон 48 230 чел.

Falmouth Сэмьюэл Винсент 48 230 чел.

Однако «Дифенс» и «Виндзор» не торопились занять свои места, Бенбоу, потеряв терпение, приказал прибавить им парусов, но капитаны не выполнили приказ. Меж тем английский адмирал имел очень выгодное положение – он шел в полный ветер, поэтому он решил сблизиться с противником, пока не стало темнеть. Бенбоу приказал не атаковать до тех пор, пока «Дифенс» не поравняется с головным кораблем противника - 68-пушечным «Эрьё», но кэптен Ричард Сэмьюэл Винсент на «Фалмуте» атаковал замыкающий «Принс де Фриз». «Виндзор» в свою очередь начал дуэль с 50-пушечным «Аполлон», шедшим перед французским фрегатом. То же самое сделал и «Дифенс» Кёркби. Бенбоу был вынужден последовать за своими капитанами, и французы получили возможность вести продольный огонь. После 2-3 залпов «Дифенс» и «Виндзор» взяли круче к ветру и вышли из боя, а два концевых линейных корабля Дю Касса сконцентрировали огонь на флагмане, который получил множество попаданий. «Гринвич» и «Фалмут» не сразу пошли на помощь Бенбоу, и лишь к 16.00 бой стал всеобщим. Он продолжался до темноты и с сумерками затих, но англичане не теряли контакт с французами.

Бенбоу, решил, что капитаны последуют за ним, если он подаст пример, поэтому перестроил линию. Теперь головным шел флагман эскадры «Бреда», далее – «Дифенс», «Виндзор», «Гринвич», «Руби», «Пенденис», и замыкал линию «Фалмут».

Утром, 20 августа, доблестный вице-адмирал смело сблизился с противником, но его поддержал только 48-пушечный «Руби», остальные были в 3 - 5 милях сзади. Бенбоу был уже на пушечном выстреле у противника, не тот любезно не стрелял, предоставив адмиралу возможность собрать свою эскадру. В 14.00 засвежело, французы выстроились в линию и поставили все паруса. «Бреда» и «Руби» вели неприцельный огонь по эскадре Дю Касса до темноты, а потом отошли, но ночью сумели не упустить врага.

На рассвете 21 августа Бенбоу был под кормой второго в линии французского корабля – 50-пушечного «Агреабль» на расстоянии прямого выстрела, «Руби» шел впереди. Француз открыл огонь и кэптен Уолтон стал отвечать, однако два других корабля – 68-пушечный «Эрьё» и 60-пушечный «Фенни» так же ввязались в бой, попытавшись быстро вывести из строя «Руби». «Бреда» поравнялся с «Агреаблем» и начал давать полные залпы с пистолетной дистанции. Француз потерял мачты, был сильно избит и уведен за линию на буксире. Кораблю Уолтона так же досталось – «Руби» потерял две мачты, такелаж и снасти были сильно повреждены, Бенбоу послал к нему шлюпки, которые смогли вывести его из боя.

Сражение шло 2 часа, концевой французов «Аполлон» был на траверзе «Дифенса» и «Виндзора» на расстоянии пистолетного выстрела, однако ни тот, ни другой не сделали даже залпа в сторону противника.

В 8.00 налетел шквал, французы поставили все паруса и попытались уйти. Бенбоу пустился в погоню. В 14.00, будучи напротив Рио-Гранде, адмирал оказался на траверзе «Аполлон» и «Фенни» - концевых дю Касса. Пытаясь их задержать «Бреда» вел огонь по такелажу и парусам, французы отвечали тем же. Бенбоу в течение 2 часов пытался догнать противника, тот всячески уворачивался, пытаясь уйти от боя.

22 августа на рассвете «Гринвич» был еще в трех милях сзади несмотря на приказ флагмана держаться в линии. Флаги, требующие исполнить указания адмирала, развивались на «Бреда» и днем и ночью, но только «Руби» был рядом. Противник был всего в полумиле от Бенбоу, когда в 15.00 ветер изменился с восточного на южный, и Дю Касс оказался на ветре. Однако Бенбоу, повернув на другой галс, оказался под кормой замыкающих судов и открыл огонь. Безусловно, будь все английские корабли рядом – они бы смогли нанести существенные повреждения французам и снизить их скорость, но «Дифенс», «Пенденнис», «Гринвич», «Фалмут» и «Виндзор» шли в полном беспорядке, на весьма большом удалении от флагмана. Ночью Дю Касс, в попытке оторваться от преследования, пробовал идти зигзагом, то на запад, то на север, однако убежать ему не удалось.

Утром 23 августа французы были на расстоянии 6 миль от английского флагмана. К 10.00 Бенбоу оказался на траверзе 2 французских кораблей на расстоянии мушкетного выстрела и дал залп лагом по каждому из них. Французы смогли быстро уйти, хотя бравый адмирал преследовал их как мог. В полдень англичане смогли захватить небольшое судно «Анна Галей», которое в свою очередь было захвачено французами в Лиссабоне.

«Руби» начал сдавать – после трех дней беспрерывной погони и боя корабль был сильно избит, в трюме появились опасные течи и Бенбоу был вынужден отослать его в Порт-Ройал. К 20.00 расстояние до французов было около 2 миль, ветер – слабый и очень изменчивый, от зюйд-оста до норд-веста. «Фалмут» немного догнал «Бреду», но остальные корабли англичан держались далеко позади.

В 2 часа ночи 24 августа расстояние до 68-пушечного «Эрьё» Дю Касса сократилось и «Бреда» дал залп книппелями по рангоуту и такелажу, противник сразу же ответил огнем. В 3.00 в правую ногу Бенбоу попал французский книппель и ее разбило в куски. Адмирала снесли вниз, однако тот, превозмогая боль, велел поставить себе кресло на квартердеке и руководил боем весь день. «Эрьё» получил очень существенные повреждения: грот-рея была разнесена в щепки, фор-марса-рея – отстрелена, сбитая бизань свалилась за борт, снасти были разорваны в клочья, борта пробиты во многих местах. «Фалмут» так же принял участие в бое и очень помог «Бреде», но он был один.

Вскоре другие корабли французов повернули на помощь своему флагману, в то время, как «Виндзор», «Гринвич» и «Пенденнис» находились впереди противника. Они прошли под ветром у избитого «Эрьё», дали по нему несколько выстрелов и прошли дальше, к югу. «Дифенс» же прошел с другого борта французского флагмана, и, обменявшись залпами, спустился под ветер, а после сбежал за корму «Фалмут», который в этот момент исправлял такелаж. Французы ожидали, что 3 корабля, спустившиеся к югу повернул на них, но видя, что этого не происходит, устремились к «Бреда», и прошли между ним и «Эрьё», давая частые залпы. В результате на корабле Бенбоу был сильно поврежден такелаж, разбит грот-марса-рей. Командир «Бреда» кэптен Фогг двумя холостыми дал сигнал остальным английским кораблям преследовать французов, которые тем временем взяли на буксир «Эрьё».

«Бреда» стоял на месте и чинился до 10 утра, Бенбоу флагами дал сигнал на преследование, но его никто не исполнил. Разгневанный адмирал приказал поставить все паруса и приказать держать линию, это так же не было выполнено. Вместо погони за французами, на английский флагман прибыл командир «Дифенс» кэптен Кёркби и начал убеждать Бенбоу отказаться от продолжения боя. Пораженный таким поведением морского офицера, адмирал созвал на «Бреда» военный совет, и каково же было изумление, когда почти все капитаны поддержали Кёркби .

Джон Бенбоу, получивший после этого сражения кличку «храбрец», безмерно страдая от душевной раны, боль от которой была гораздо сильнее, чем от раздробленной ноги, отменил приказ об атаке. Стоит сказать, что «Бреда» к этому времени уже исправил такелаж и был на траверсе французов.

Дю Касс, счастливо добравшийся до Картахены, написал Бенбоу следующее письмо:

«Сэр, в прошлый понедельник я имел мало шансов избежать ужина в вашей каюте, но Бог решил иначе. Что касается ваших трусливых капитанов - повесьте их, они это заслужили.

Жан-Батист Дю Касс.»

Северная Атлантика. Побережье Испании. Июль – октябрь 1702 года.

 

 

Путь до Азорских островов «серебряный конвой» прошел без приключений, хотя переход был довольно тяжелым. За время плавания от лихорадки погибло 2 адмирала, 6 командиров кораблей и 26 офицеров. На Азорах до Веласко дошли известия, что война с Англией и Голландией началась. По слухам, караван у берегов Испании уже караулила английская эскадра адмирала Клаудисли Шовелля. На военном совете Шато-Рено предложил двигаться к одному из французских портов (предпочтительно – к Бресту), поскольку там можно было ждать помощи, да и сами эти порты были прилично укреплены. Кроме того, там можно было доукомплектовать экипажи кораблей. Дон Мануэль яростно воспротивился этому, сообщив, что его инструкции не позволяют принять подобное предложение. В конце концов, решили идти в Виго, однако проследовать на почтительном расстоянии от мысов Сент-Винсент и Финнистере, чтобы не встретиться с англичанами.

Шато-Рено, имея большое количество больных, решил отделить от конвоя часть кораблей охранения. 7 больших 90- и 80-пушечных линкоров было оправлено в Брест, 4 – в Тулон, еще 3 отделились от эскадры при подходе к Кадису и ушли во Францию.

В сентябре 1702 года караван достиг берегов Испании. Прибывшие на борт капитан-генерал Испании принц Барбансон и дон Феллипе Араухо сообщили, что месяц назад большая английская эскадра под командованием адмирала Рука осаждала Кадис, и, потерпев неудачу, охотится за «серебряным конвоем». Они посоветовали идти в Эль-Ферроль, хорошо защищенный батареями небольшой порт, но Шато-Рено решил сопроводить конвой в Виго, поскольку там было довольно тихо, а узкий проход на рейд можно было основательно перекрыть бонами и установленными на берегах батареями. 22 сентября 1702 года la Flota de Oro вошел в залив Виго. Галеоны укрылись в небольшой бухте Ульо у острова Сен-Симон, а военные корабли встали на якорь у входа в залив – напротив сторожевых башен Ранде и Корбейро. Первая часть задачи была выполнена – галеоны с сокровищами дошли до берегов Испании.

Сразу же начались лихорадочные работы по обеспечению надежной защиты порта. В Виго были срочно направлены войска, началась реставрация башен Ранде и Корбейро, на каждую из них установили 8 бронзовых и 12 железных пушек; все эти орудия были сняты с испанских кораблей. Между башнями была натянута цепь и установлены боны, полностью перекрывавшие проход к фондо де ла Риа (входу в залив). За заграждением поместили военные корабли. На башнях были размещены гарнизоны из 200 французских и 150 испанских моряков, в фортах Виго – Кастро и Сан-Себастьян – соответственно 1500 и 1300 солдат. Кроме того, еще 3000 штыков были в резерве.

27 сентября началась разгрузка серебра, за которой наблюдали принц Барбансон, адмирал Шато-Рено и члены коммерческой гильдии Севильи. К Виго в срочном порядке было собрано около 500 подвод, крестьянам платили по одному дукату за лигу расстояния, поэтому многие приехали из других областей. К 14 октября практически все серебро и товары были уже сгружены. На галеонах оставалась только контрабанда – припрятанные серебряные монеты, золотые украшения, и практически весь груз кошенили. Дело в том, что воровство – и в колониях, и в Метрополии – было бичом испанской монархии, поэтому король, выслушавший отчеты принца Барбансона и дона Хуана де Ларрея, был уверен, что беспокоиться не о чем, все товары уже на суше. 3650 ящиков серебра, поднятые на галеоны в Вера-Крусе согласно описи дона де Веласко, были сгружены в Виго, если верить документам принца Барбансона. Так что разговоры о «перегруженных серебром кораблях» из английских источников ничто иное, как вымысел. Забегая вперед, скажем, что английским адмиралам был выгоден такой обман, но об этом позже.

Согласно описи принца Барбансона, в общей сложности с галеонов сняли товара на 13 639 230 пессо, из которых 6 994 293 пессо сразу же легли в сундуки Филлипа Анжуйского.

 

 

Риа де Виго. 18 - 30 октября 1702 г.

 

 

18 октября испанские агенты донесли, что англо-голландский флот адмирала Джорджа Рука, ушедший из под Кадиса, разделился: одна его часть направилась в Индию, а вторая – на «зимние квартиры», в Англию. Получив такие вести защитники Виго расслабились – разгрузка была временно приостановлена, часть бонов разведена. Однако эта информация оказалась в корне неверной, как раз в это время до Рука дошли слухи, что «серебряный конвой», который так долго искали, стоит в бухте Виго. 20 октября англо-голландцы подошли к бухте Виго. Эскадра состояла из 30 английских и 20 голландских кораблей и имела на борту 13587 солдат под общим командованием графа Ормонда. Авангардом англичан командовал вице-адмирал Хопсон, державший флаг на «Принц Джордж», центром – контр-адмирал Фэйрбон на «Сент-Джордж», арьергардом – контр-адмирал Грэйдон на «Триумф». Голландское соединение из 20 кораблей под командованием адмирала Ван дер Гоеса шло позади англичан.

Силы французов и испанцев были намного меньше – 17 линейных кораблей и 23 галеона. По пушкам англо-голландцы несомненно превосходили противника: к примеру, флагманский «Ройал Соверин» нес 110 орудий, «Сент-Джордж» и «Принс Джордж» - более 90. У французов на кораблях было не более 70 орудий, поскольку, как мы помним, Шато-Рено отправил все 90- и 80-пушечники в Брест. У испанцев же дело обстояло еще хуже – на все 23 галеона у них было 178 орудий, причем калибры не больше 18-фунтовых.

22 октября Рук бросил якорь у мыса Кангас, недалеко от фортов Кастро и Сан-Себастьян, с которых тяжелые орудия испанцев открыли огонь по кораблям.

Вечером на борту «Ройал Соверин» провели военный совет, где решили сначала, высадив десант, захватить Гранде и Корбейро, а корабли в это время попробуют проломить боны и дадут бой французским линкорам.

23 октября, в 10 утра 4000 английских солдат было высажено в бухточке Теис, недалеко от башни Гранде. Гренадеры Ормонда пошли на штурм, но 200 французских моряков оказали им упорное сопротивление. В конце концов, когда у французов кончились боеприпасы, англичане взяли башню.

Вице-адмирал Хопсон на «Принс Джордж» во главе английского флота устремился к заграждению, которое удалось быстро проломить. Корабли Рука быстро подошли на пистолетный выстрел к эскадре Шато-Рено и открыли убийственный огонь. Французы с отчаянием обреченных пытались отбить атаку, но силы были слишком неравны. Веласко и Шато-Рено решили сжечь корабли, дабы они не достались англичанам, и вскоре они зачадили один за другим. Сгорел весь груз кошенили, которую испанцы не успели выгрузить. Нападавшие смогли захватить 6 французских и один испанский корабль – «Альмиранта де асогес», но они были в таком ужасном состоянии, что вскоре новые хозяева их просто сожгли.

Рук и Ван дер Гоес ворвались в бухту Виго и высадили десант рядом с островом Сан-Себастьян. Был разграблен монастырь Сан-Феллипе рядом с Виго – англичане не только вынесли все ценности, но и изрезали образа католических святых. Но на штурм самого Виго Рук не решился. Грабежи продолжались еще 4 дня. Особенно отличился кэптен Немо, которому на захваченном галеоне удалось найти целый сундук с серебром.

27 октября подошла эскадра английского адмирала Шовелля из 20 кораблей, Рук усилил ее 7 кораблями, и 30 октября удалился с захваченным в Англию. Общая сумма, в которую оценивалось награбленное, была не очень большой – 350-400 тысяч пессо. Шовелль оставался в Риа де Виго еще какое-то время, и ушел с 7 захваченными кораблями, из которых 5 были сожжены во время перехода ввиду их отвратительного состояния.

Битва в Бухте Виго стоила голландцам и англичанам 800 человек. Французы и испанцы потеряли около 2000 солдат и матросов, однако основной потерей Испании был большой торговый флот, теперь богатства колоний не на чем было доставлять в Метрополию.

 

 

Послесловие.

 

Ямайка, Порт-Ройал, октябрь - ноябрь 1702 года.

 

6 октября тяжело раненый адмирал Бенбоу поручил контр-адмиралу Уэстону провести трибунал с участием ряда офицеров на капитанами Кёркби, Купером, Констеблем, Уэйдом и Хадсоном по обвинению в трусости, небрежении обязанностями и неисполнении приказов. Трибунал начал работу 8 октября и шел четыре дня. Приговоры были следующими:

Ричард Кёркби – виновен; обвинение поддержали 1 адмирал, 10 капитанов и лейтенантов, 11 уоррент-офицеров. Приговорен к расстрелу, но решение было отложено до ратификации Ее Величеством.

Джон Констебл – обвинение в трусости было снято. По остальным статьям – виновен. Был разжалован, выгнан из службы и брошен в тюрьму.

Купер Уэйд – обвинение поддержали 16 офицеров и уоррент-офицеров. Приговорен к расстрелу после утверждения приговора королевой.

Томас Хадсон не дожил до трибунала и умер за несколько дней до суда.

Сэмьюэл Винсент и Кристофер Фогг, командиры «Бреда» и «Фальмут», были обвинены в том, что подписали общее решение о прекращении преследования эскадры Дю Касса. Приговор – более не продвигать по службе.

Все приговоры были утверждены королевой. Ричард Кёркби и Купер Уэйд были доставлены в Англию и в 1703 году расстреляны на борту линейного корабля «Антилоуп».

Адмирал Бенбоу умер 4 ноября 1702 года на Ямайке. Тело адмирала было вывезено в Англию и похоронено в Депфорде за государственный счет.

Англия, Франция. ноябрь-декабрь 1702 года.

 

В конце ноября 1702 года в английском Парламенте состоялись слушания, посвященные бою в Виго. Депутаты Палаты Общин обрушились с критикой на действия адмирала Рука. Они считали, что Рук провалил главную задачу – взятие Кадиса, не стал он захватывать и Виго, ограничившись банальным грабежом. Чтобы хоть как-то оправдаться, Рук сообщил, что его добыча в Виго сказочная – 4 миллиона пессо, хотя сумма на самом деле не превышала полумиллиона пессо. Дале магическим образом пессо превратились в фунты стерлингов и эта цифра пошла гулять по таким авторитетным исследователям, как Коломб, Штенцель, Мэхэн.

Чтобы хоть как-то подсластить пилюлю адмиралу, в честь победы в Виго монетным двором Англии по указанию королевы Анны была выпущена золотая гинея с изображением тонущих испанских галеонов.

Сокровища, привезенные «серебряным конвоем» 1702 года позволили Испании заново создать и обучить свою армию, которая позже доставила много неприятностей сторонникам эрцгерцога Карла. Французы получили свою долю, но очень болезненно переживали потерю кораблей Шато-Рено в Виго. Тем не менее во время основного морского сражения войны за Испанское наследство – при Малаге – они имели небольшое преимущество, хотя не смогли его реализовать.

Несмотря на то, что документы по битве в бухте Виго уже хорошо изучены, множество кладоискателей съезжается в этот испанский городок в попытке найти серебряные монеты и слитки. Но пока безуспешно.

Список литературы:

 

1. Мэхэн А.Т. «Влияние морской силы на историю 1660-1783» - Спб.: Terra Fantastica, 2002 г.

2. Коломб Ф. «Морская война» - М.: АСТ, Terra Fantastica, 2003 г.

3. Штенцель А. «История войн на море» — М.: Изографус, ЭКСМО-Пресс, 2002 г.

4. Танстолл Б. «Морская война в век паруса. 1650-1815. Сражения великих адмиралов» - М.: Эксмо, 2005 г.

5. «Naval Chronicle London», 1802. (стр. 184-190)

6. Smollett, Tobias «The history of England», Vol. IIb – London, 1858.

7. Casse «L’Amiral Du Casse» - Paris, 1876.

8. B. Perez-Mallaina «Politica Naval Espanola en el Atlantico 1700-1715» - Sevilla, 1982.

9. Touron Yebra, Manuel «La guerra de Sucesion en Galicia (1702-1712)» - Revista de Historia Militar, Vol. 30, 1986.

Сноски:.

 

Сноска №1 На галеонах «серебряного конвоя» почти все серебро было в «битых ефимках», то есть в уже грубо начеканенных монетах, которые затем можно было легко перечеканить в кроны, талеры, ригсталеры, ефимки и тому подобное.

Сноска №2 Кстати, именно из истории песо к нам пришел знак «$», это просто стилизованная «8», информирующая, что данная денежная единица равна 8 реалам.

Сноска №3 По-испански слово «метрополия» звучит очень красиво - Tierra Firme – «Твердая Земля»

Сноска №4 Бенбоу был жестким приверженцем безусловного выполнения приказов, никогда никого не уговаривал. Когда хирург бинтовал ему рану, один из лейтенантов выразил горечь по этому поводу. Бенбоу ответил: «Предпочитаю потерять вторую, нежели навлечь позор на английскую нацию».

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Участник
136 публикаций
1 бой

Уважаемый, не надо делать так много тем. Одна ваша уже висит в ленте.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Координатор супертеста
3 333 публикации
424 боя

Просмотр сообщенияTimofey_20 (16 Авг 2013 - 14:18) писал:

Уважаемый, не надо делать так много тем. Одна ваша уже висит в ленте.
Это не пустые темы. Которая про Сэма-так вообще не тема, а развлекательный рассказ.
Что касается сабжа-как Бенбоу перевезли в Англию? В бочке с ромом?

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Старший альфа-тестер
340 публикаций
177 боёв

Буду краток. Большое спасибо!  :honoring:

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Участник
246 публикаций

Просмотр сообщения1L1dan (16 Авг 2013 - 14:29) писал:

Это не пустые темы. Которая про Сэма-так вообще не тема, а развлекательный рассказ.
Что касается сабжа-как Бенбоу перевезли в Англию? В бочке с ромом?
Хехех, а потом продавали в пузырьках как элексир храбрости. Кроме шуток. Как англичане прорывали заграждение? Корпусом судна или пушечным огнем ?

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Координатор супертеста
3 333 публикации
424 боя

Просмотр сообщенияConnan (16 Авг 2013 - 15:14) писал:

Хехех, а потом продавали в пузырьках как элексир храбрости. Кроме шуток. Как англичане прорывали заграждение? Корпусом судна или пушечным огнем ?
Так и было.  С Нельсоном. Его доставили в Англию в бочке с ромом, который был разлит по бутылкам. Ром употребляли только по большим праздником. А потом один винодел начала продавать *** "Кровь Нельсона". Вот так вот.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Разработчик
4 253 публикации
376 боёв

Спасибо.  :medal: Замечательная история.

Кстати вместо картинок я бы посоветовал (только посоветовал, не более) карты с указанием географических мест (или одну карту). Когда находишь эти места на карте (Азорские острова, Финнистере, Виго) - история живее и нагляднее получается. Хотя любой желающий и сам вполне сможет их найти в гугле.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Старший альфа-тестер
1 651 публикация
3 118 боёв

Да уж, жалко, что денег не оставили...

За статью огромное спасибо, большой плюс, от меня!

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Альфа-тестер
82 публикации
36 боёв

Прям как роман прочитал.

Весьма интересно и познавательно!

Автор молодец! +

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Старший альфа-тестер
690 публикаций
3 306 боёв

Спасибо за статью! Читается очень легко и с удовольствием! Серьезный был мужик адмирал Бенбоу

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Участник
582 публикации

Просмотр сообщения1L1dan (16 Авг 2013 - 14:29) писал:


Что касается сабжа-как Бенбоу перевезли в Англию? В бочке с ромом?

В свинцовом гробу.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Старший альфа-тестер
241 публикация
689 боёв

Круто и спс  :honoring: +

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Участник
62 публикации

Неудобны спойлеры, если в читалку нужно перенести.

Pieces of Eight - кричал попугай Сильвера.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Бета-тестер
499 публикаций
35 боёв

Классный материал! Два дня читал. Особенно понравилось как 200 французских моряков держали оборону в башне Гранде против 4000 английских солдат и сдали башню только тогда, когда просто не мыло уже чем отстреливаться. Просто беспримерный подвиг французов, очень уважаю! + + + :medal:

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Альфа-тестер
206 публикаций
1 968 боёв

Прочитал с удовольствием. Молодца!

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Участник
161 публикация

Что касается сабжа-как Бенбоу перевезли в Англию? В бочке с ромом?

В гробике, вроде

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Старший альфа-тестер
316 публикаций
289 боёв

Как же испанцы умудрялись держать в секрете такой конвой?

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Бета-тестер
195 публикаций

Интересная статья.Прочитал с удовольствием. Такие конвои были лакомым куском для пиратов и разбойников всех мастей и национальностей.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Эту страницу никто не просматривает.

×