2 MOTOR_MAN Бета-тестер 9 публикаций 383 боя Жалоба #1 Опубликовано: 15 авг 2013, 13:18:46 Крейсера проекта 26-бис «Максим Горький» — тип советских лёгких крейсеров времён Второй мировой войны. Являлись развитием крейсеров типа «Киров». История создания Крейсера проекта 26-бис строились на ленинградском заводе №189 имени С. Орджоникидзе, николаевском №198 имени А. Марти и заводе №199 в Комсомольске-на-Амуре. Головным крейсером проекта 26-бис стал «Максим Горький», заложенный 20 декабря 1936 г. на заводе №189 в Ленинграде. 14 января 1937-го на заводе №198 в Николаеве заложили второй корабль - «Молотов». На этих же предприятиях в 1937-м началась обработка корпусной стали для двух крейсеров, которые для ТОФ должен был строить завод №199. «Максим Горький» (главный строитель Н.Ф. Мучкин, затем В.С. Боженко) был спущен на воду 30 апреля 1938 г. Швартовные испытания начались 16 апреля 1939 г., а в мае опробованы ГТЗА (без винтов). После устранения выявленных недостатков корабль поставили в кронштадтский док имени Велещинского, где в течение сентября-октября провели осмотр и очистку подводной части, а также опытное определение остойчивости. Тогда же были установлены винты. 11 сентября корабль вывели из дока. С 22 по 24 сентября крейсер совершил первый выход в море. Ответственным сдатчиком от завода-строителя назначили М.М. Михайловского. Председателем приемной комиссии в 1939г. был М.М. Долинин, а в 1940-м - капитан 1 ранга М.Ф. Белов. С 14 октября по 1 ноября 1939 г. корабль прошел заводские ходовые испытания, совмещенные по указанию НК ВМФ с государственными, еще не имея 100-мм орудий, СПН, катапульты, дизель-генераторов и зенитного автомата стрельбы. Они проходили на Сескарском и Гогландском плесах в обстановке предвоенного и военного времени, в море корабль выходил в сопровождении тральщиков. Испытания показали надежную работу машинно-котельной установки. Скорость полного и максимального хода оказалась выше спецификационных (как и соответствующие мощности турбин). Выявились резервы повышения экономичности работы котлов путем снижения избытка воздуха, отмечалось отсутствие перегрузки. На испытаниях при водоизмещении 8748 т и мощности механизмов 129750 л.с. корабль достиг скорости 36,1 узла. Зимой и весной 1940 г. на крейсере шли монтаж и наладка систем вооружения. Летом госиспытания продолжились, а завершились только 25 октября подписанием приемного акта и заключительного протокола. За время испытаний корабль прошел 9000 миль. 12 декабря 1940 г. «Максим Горький» вошел в состав флота, и на нем был поднят Военно-морской флаг. Крейсер признавался вполне современным кораблем, способным выполнять боевые задачи своего класса. Основными его недостатками оставались неотработанность схем ПУС «Молния-АЦ» и МПУАЗО «Горизонт-2». Наладка этих приборов затянулась до начала войны. Spoiler Особенности конструкции Толщина брони борта, траверсов и лобовых плит башен ГК была увеличена до 70 мм; Несколько усилена малокалиберная зенитная артиллерия; Четырехногая фок-мачта заменена башенноподобной (для уменьшения вибрации КДП), реконструированна передняя надстройка (высота КДП 20 м вместо 26 на прототипе); Запас топлива увеличен до 1310 т; Запас авиабензина уменьшен до 4,8 т; Установлена отечественная катапульта ЗК-1 производства Ленинградского завода ПТО имени Кирова (главный конструктор Бухвостов); Установлена система приборов управления стрельбой (ПУС) «Молния-АЦ» Установлены усовершенствованные МПУАЗО «Горизонт-2» с ЗАС «Горизонт-2»; Пост УКВ связи перенесён на 4 ярус. Основные характеристики Водоизмещение: 8177 т — стандартное 8882 т — нормальное 9792 т — полное Длина 191,4 м Ширина 17,7 м Высота 10,1 м, в носу — 13,38 м Осадка 6,3 м Бронирование: Борт и траверсы 70 мм нижняя палуба 50 мм боевая рубка 150 мм башни ГК (лоб/крыша и борта) 70/50 мм Двигатели: Два турбозубчатых агрегата, шесть водотрубных котлов Мощность 129 750 л. с. (95,4 МВт) Скорость хода 36,1 узла (66,9 км/ч) Дальность плавания 4880 миль на скорости 17,8 узла Автономность плавания 20 суток Экипаж при вступлении в строй — 56 офицеров, 159 старшин и 682 краснофлотца — всего 897 человек. В 1944 году — 963 человека Вооружение Навигационное вооружение: 2 гирокомпаса «Курс-2» 4 5” магнитных компаса Артиллерия: 3 × 3 — 180/57-мм орудий Б-1-П в башнях МК-3-180; 6 × 1 — 100/56-мм универсальных орудий Зенитная артиллерия: 4 × 12,7-мм зенитных пулемёта ДШК; 9 × 45-мм зенитных полуавтомата 21-К к 1944 году вместо 21-К и дополнительно было установлено 15 × 37 зенитных автомата 70-К Противолодочное вооружение: глубинные бомбы: 20 ББ-1 и 30 БМ-1 Минно-торпедное вооружение: 2 трёхтрубных 533-мм торпедных аппарата 39-Ю; 164 мины Авиационная группа: 2 КОР-2, 1 катапульта ЗК-1 Первый боевой выход В первый же день войны отряд минных заградителей и эсминцев под флагом командующего эскадрой КБФ контр-адмирала Д.Д.Вдовиченко начал постановку оборонительного минного заграждения в устье Финского залива. Для прикрытия его от ударов противника со стороны моря в 17.57 из Усть-Двинска вышел отряд кораблей под командованием начальника штаба ОЛС капитана 2 ранга И.Г.Святова в составе крейсера «Максим Горький» и эсминцев «Гневный», «Гордый» и «Стерегущий». Прикрытие потребовалось из-за того, что наблюдательные посты ВМБ Ханко обнаружили у банки Олег вражеские корабли, классифицированные как крейсер, два эсминца, тральщики и сторожевые корабли. Считалось, что противник укрылся в шхерах для срыва минных постановок. Дозорный тральщик БТЩ-216 еще на рассвете 22 июня обнаружил севернее острова Хиума минное поле, о чем сообщил в штаб флота. Но донесение не было учтено. Довлело указание Москвы «не поддаваться на провокации». Как ни парадоксально, но в Усть-Двинске, где базировалась значительная часть флота, не было ни одного быстроходного тральщика, поэтому рассчитывать приходилось только на собственные параваны-охранители. Чтобы прибыть в назначенный квадрат в установленное время, отряд должен был преодолеть 180 миль 22-узловым ходом. Параваны же эффективно работали при скорости хода от 14 до 18 узлов. Корабли миновали Ирбенский пролив и около трех часов ночи 23 июня, снизив скорость до 18 узлов, начали маневрирование вблизи маяка Тахкуна, следуя переменными курсами. В 3.35 в 16— 18 милях к северо-западу от маяка подорвался на мине эсминец «Гневный» — ему оторвало носовую оконечность корпуса. Сразу же после этого «Максим Горький» и «Стерегущий» повернули «все вдруг» на обратный курс. В 4.21 крейсер подорвался на мине в точке с координатами 59°20' с.ш. и 22°00' в.д. Spoiler Центр взрыва пришелся на левый борт около 24-го шп. на высоте 1,5—2 м. от киля. Носовая оконечность корпуса, оторванная по линии, соединяющей центр взрыва с 47-м шп. на палубе полубака, перевернулась вверх форштевнем и быстро затонула. Район повреждений ограничивался 55-м шп. Траверзная переборка на 61-м шп. не пострадала и сохранила водонепроницаемость. Чтобы устранить дифферент на нос, были затоплены кормовые дифферентные и креповые отсеки, а затем и кормовое подбашенное отделение. Переборки на 61-м и 83-м шп. подкрепили деревянными упорами. Выяснив состояние корабля и машин, в 4.31 командир, боясь разрушения носовой переборки, дал задний ход. Но крейсер описывал циркуляцию и не слушался руля. Командир пошел на риск и дал машинами «малый вперед». Траверзная переборка выдержала, скорость постепенно повысили до 8 узлов. После ряда мероприятий, осуществленных личным составом по обеспечению живучести, крейсер пошел своим ходом, развивая до 12 узлов (при этом машины давали 109 об/мин, что соответствовало 16 узлам в нормальных условиях).Командир крейсера решил не возвращаться в Таллин, а идти к ближайшему берегу — острову Вормси. На переходе сигнальщики трижды сообщили об обнаружении подводных лодок. Каждый раз корабль, сохранивший свою боеспособность и подвижность, выполнял маневр уклонения от возможных атак и открывал огонь из 100-мм и 45-мм орудий. В 8.30 «Максим Горький», сопровождаемый эсминцем «Стерегущий», подошел к юго-западной оконечности острова Вормси, но стать на якорь не мог, поскольку становые якоря затонули вместе с носовой оконечностью, а стоп-анкер был потерян в результате сотрясения от взрыва. Чтобы крейсер не вынесло течением на камни, его приткнули носом к мели и приняли балласт в носовые отсеки с таким расчетом, чтобы он сел на грунт носовой частью в районе 46—70 шп., а винты и руль оставались на глубине, даже если корабль развернет течением. В 12.40 к «Максиму Горькому» подошел лидер «Минск» под флагом командующего эскадрой. Д.Д.Вдовиченко осмотрел повреждения крейсера и определил необходимые мероприятия для его дальнейшего перехода. В помощь поврежденному кораблю был сформирован отряд, который возглавил командир ОВРа главной базы капитан 2 ранга А.А.Милешкин (флаг на БТЩ-208 «Шкив»). В него вошли дивизион БТЩ, эсминцы «Артем» и «Володарский», 5 катеров МО, спасательное судно «Нептун» и гидрографическое судно «Лоод». В 21.15 от сигнальщиков крейсера поступил доклад о якобы обнаруженной подводной лодке, и правая 100-мм батарея дала по ней два залпа. В 21.35 из Таллина подошли дивизион БТЩ, буксир «Зарница» и вспомогательное судно «Кама». К 23.55 на «Каму» было выгружено 1200 180-мм полузарядов из погребов 1-й и 2-й башен и 6 боевых зарядных отделений торпед. В 7.35 24 июня прибыли эсминцы «Артем» и «Володарский». К 8 часам утра водолазные работы завершили. На разрушенную часть носовой оконечности был надет пластырь. Перед переборкой 61-го шп. установили деревянный барьер для защиты ее от ударов волн. Из бревен, пластыря и парусины соорудили фальшнос для уменьшения сопротивления. В 9.00 подошедшее спасательное судно «Нептун» приняло буксирный трос с кормы крейсера, а «Зарница» — с носа. Из носовых отсеков откачали воду, и в 9.44 корабль сошел с мели. В 9.53 крейсер отдал кормовой буксир, а в 10.09 начал движение своим ходом. Весь караван двинулся в путь, головным шел БТЩ-208, за ним строем уступа влево еще три БТЩ, затем «Стерегущий», «Артем», «Володарский», концевыми шли крейсер и спасательное судно. В 11.58 у банки Лайне головной БТЩ подорвался на магнитной мине и быстро затонул. На нем погибли командиры ОВРа и дивизиона БТЩ, а также все документы на переход. «Максим Горький» немедленно отработал назад и начал самостоятельно разворачиваться на обратный курс. В 14.20 отряд вернулся к острову Вормси; по пути крейсер дважды открывал огонь из 100-мм орудий — по обнаруженному перископу (в 12.26) и самолету (в 12.52). Чтобы удержать корабль в проливе, с него подали буксир на спасательное судно «Нептун», вставшее на якорь. Однако задерживаться у Вормси было опасно — над кораблями то и дело появлялись вражеские разведчики. В 18.00 с помощью спасательного судна «Максим Горький» начал разворот для выхода из пролива, в 18.12 он отдал буксир и пошел своим ходом. И.Г.Святов повел крейсер не по фарватеру, а вблизи берега, по малым глубинам, имея под килем не более 1,5 м воды. Головным шел БТЩ-218, за ним — остальные тральщики, эсминец «Артем», в кильватер ему — «Максим Горький», справа от крейсера — «Стерегущий», три ТКА и два МО, слева — «Володарский» и столько же катеров. В ночь на 25 июня отряд прибыл на Таллинский рейд. Снова был подан буксир на вставший на якорь «Нептун». В 6.42 три буксира повели крейсер в Купеческую гавань, и в 8.40 он ошвартовался у Северного мола. После тщательного обследования повреждений офицеры техотдела флота подтвердили, что крейсер может идти в Кронштадт. Переход был намечен на 27 июня. Приняли решение идти по прибрежному фарватеру. В 2.16 «Максим Горький» в охранении трех эсминцев и катеров МО вышел за тралами шести БТЩ, шедших в строю двойного уступа. На переходе тральщики подсекли 4 мины. Из Нарвского залива в Лужскую губу отряд прошел через сложный пролив Хайлода, где до войны не появлялся ни один крупный корабль. В 18.30 крейсер был на Большом Кронштадтском рейде. При переходе из Таллина в Кронштадт он развивал до 13—14 узлов, большая скорость грозила опасностью — от напора воды могла разрушиться переборка 61-го шп. А. Блинков "Переход из Таллина в Кронштадт" В 20.00 буксир КП-1 провел корабль в ворота гавани, а в 20.44 он вошел в док имени Велещинского. К 5.00 28 июня с него выгрузили весь боезапас, а в 15.15 «Максим Горький» встал на кильблоки. Ремонт Крейсера Spoiler Выполнять срочные восстановительные работы поручили заводу № 189. В Кронштадт прибыла группа специалистов завода под руководством главного инженера В.С.Боженко. После обсуждения было решено построить на стапеле завода новую носовую оконечность, спустить ее на воду, отбуксировать в Кронштадт и затем соединить в доке с корпусом корабля. Такой способ восстановления одобрили главный конструктор корабля А.Й.Маслов и видный ученый-кораблестроитель член-корреспондент АН СССР Ю.А.Шиманский. Ответственным руководителем по ремонту крейсера назначили старшего строителя А.С.Монахова, от ЦКБ-17 была выделена оперативная группа во главе с Н.А.Киселевым, от КБ завода № 189 — конструкторская группа под руководством П.Н.Кочерова.За восемь дней в доке были произведены обрезка и зачистка рваных участков обшивки и набора корпуса, определены места пристыковки новой носовой оконечности, произведен ремонт отдельных поврежденных участков корпуса. После этого корабль вывели из дока и поставили носом к стенке Морского завода. 3 июля на восточном стапеле завода № 189 начали постройку носовой оконечности, для которой удалось использовать отливки форштевня, клюзов и судовое оборудование недостроенных крейсеров проекта 68. Круглосуточный ударный труд четырехсот судостроителей позволил изготовить ее всего за 15 дней. 18 июля 150-тонную носовую оконечность спустили на воду с принятым для остойчивости водяным балластом (120 т). При спуске, в качестве меры предосторожности, ее поддерживал 200-тонный плавучий кран. В ночь с 20 на 21 июля носовую оконечность отбуксировали в Кронштадт и сразу же ввели в док — на тех же спусковых салазках, на которых она была спущена на воду со стапеля. Затем в док вошел и сам поврежденный крейсер. После откачки воды отсек подтянули, состыковали и заклепали. Чтобы обеспечить светомаскировку при проведении сварочных и газорезательных работ, над доком соорудили из брезента светонепроницаемый шатер, полностью закрывший носовую часть корабля. Во время ремонта были также исправлены погнутые кромки лопастей левого гребного винта и смонтировано размагничивающее устройство, а также сняты катапульта и 45-мм орудия, а на их месте установлены 10 37-мм автоматов 70-К. 2 августа корабль вывели из дока, а 12-го он вышел на рейд для проверки механизмов, оборудования, размагничивающего устройства и проведения ходовых испытаний. Вместо намеченных трех месяцев на восстановление «Максима Горького» ушло всего 43 дня. Август 1941 - июнь 1944 18 августа четыре буксира ввели крейсер в Лесную гавань. Уже на следующий день его 100-мм орудия открыли огонь по самолетам противника. 24 августа он перебазировался из Кронштадта в Ленинград, пройдя по Морскому каналу без буксиров, и ошвартовался у Хлебного мола торгового порта. Крейсер был включен в систему артиллерийской обороны города, и 4 сентября его артиллерия впервые открыла огонь по наступавшим в районе Белоострова финским войскам. Затем «Максим Горький» участвовал в отражении сентябрьского штурма Ленинграда. С 7 по 17 сентября, в период наиболее напряженных боев, он систематически обстреливал наступавшие вражеские войска в районе Красное Село, Тайцы. Так, 11 сентября корабль выполнил 10 стрельб главным калибром, выпустив 285 снарядов по немецким войскам. Начиная с 12 сентября 100-мм орудия крейсера ежедневно открывали огонь по немецким самолетам, бомбившим порт. К середине месяца линия фронта настолько приблизилась к городу, что артиллерия противника получила возможность вести огонь прямой наводкой по неподвижному кораблю. 16-го числа в него попал один 127-мм снаряд, а 17-го — четыре (два пробили верхнюю палубу и надводный борт, третий — трубу, четвертый — надстройку; 7 моряков были убиты, 28 ранены, возникшие пожары быстро ликвидировали). Чтобы корректировать огонь своей артиллерии по кораблям, немцы в этот день в районе Красного села подняли аэростат с наблюдателями. Артиллеристы «Максима Горького» сделали по нему несколько выстрелов, после чего аэростат взмыл вверх и исчез (вероятно, перебило привязной трос). 21 сентября в крейсер попали три тяжелых снаряда, в результате был разбит ходовой мостик, девять моряков погибли, семерых ранило. Дальнейшая стоянка на открытой позиции грозила кораблю неминуемой гибелью. Его командир капитан 1 ранга А.Н.Петров с разрешения штаба эскадры сменил огневую позицию. Поскольку крейсер не мог развернуться в акватории порта, то он задним ходом, без помощи буксиров, против течения, прошел Морским каналом и укрылся в Гутуевском ковше, затратив на переход и швартовку всего 20 минут. Это был маневр, на который едва ли кто-нибудь отважился в мирное время. На следующий день в 6.00 корабль отдал швартовы, и буксиры вывели его в Неву, поставив к левому берегу у завода № 194, а 23 сентября в 15.00 крейсер подошел к стенке завода № 189 для ремонта. Уже 3 октября его отбуксировали к Железной стенке торгового порта вблизи устья Фонтанки, хотя устранение повреждений продолжалось до 8-го числа. 22 и 24 октября противник обстреливал неподвижный корабль, и поэтому в дальнейшем при выполнении ответных стрельб командир крейсера старался менять позицию. 1 и 2 ноября «Максим Горький» четыре раза вел огонь по поселку Володарского, 22 и 23 — по батареям противника. Несмотря на то, что корабль менял места стоянки, ему не удавалось избежать попаданий. Так, 22-го вражеский снаряд попал в полубак перед 1-й башней. 29 ноября впервые позиции противника обстреливали из 100-мм орудий крейсера. 20, 23 и 25 декабря его артиллерия открывала огонь по узлам сопротивления немцев, содействуя войскам 42-й армии. Последние в 1941 году залпы «Горького» прозвучали 27 декабря. Поскольку 28 ноября 1941 года Военным советом КБФ было принято решение о прекращении отопления кораблей нефтью, с 5 декабря крейсер перевели на отопление углем; на корабле оставили лишь аварийный запас — 60 т мазута. Для утепления внутренних помещений верхнюю палубу покрыли толстым слоем шлака, на люки и входы сделали тамбуры. В целях маскировки борта и надстройки покрасили белилами. Все стоявшие на Неве и в ее притоках корабли были объединены в группы, «Максим Горький» вошел в состав 2-й группы, базировавшейся в торговом порту. На зимний период ему установили оперативную готовность 6 суток, в постоянной готовности он должен был иметь одну башню главного калибра. Зимой 1941/42 года неподвижно стоявший крейсер неоднократно обстреливался немецкой артиллерией. 21 января в него попал 6-дюймовый снаряд, в результате чего вышло из строя 100-мм орудие. Главный калибр корабля привлекался к контрбатарейной борьбе. 8 и 9 февраля «Максим Горький» обстреливал батареи противника на Вороньей горе, израсходовав 29 180-мм снарядов. С 28 марта по 30 апреля 1942 года немцы осуществляли операцию «Айштосс» по уничтожению кораблей КБФ. 4 апреля немецкие бомбардировщики сбросили на «Максим Горький» более 70 бомб, две из них разорвались на стенке в 5—7 м от борта в районе 2-й башни, а одна — в воде, в 3—4 м от правого борта напротив боевой рубки. Однако крейсер отделался незначительными повреждениями. На следующий день налет повторился, и опять без результатов для Люфтваффе. 22 апреля крейсер обстрелял батареи противника в районе Лигово. Самым тяжелым днем для кораблей, стоявших на Неве, стало 24 апреля, когда «Максим Горький» атаковали 10 бомбардировщиков Ю-88, 12 пикировщиков Ю-87 и 15 истребителей Ме-109. Налет сопровождался артобстрелом, радисты крейсера засекли работу вражеского корректировщика, находившегося в районе стоянки корабля. Свыше 150 бомб и 50 снарядов разорвались буквально рядом. Прямых попаданий не было, но от осколков погибли три краснофлотца, пятерых ранило. На берегу загорелся портовый склад, а также стоявший по носу крейсера транспорт, для их тушения были посланы аварийные партии. Зенитчики «Максима Горького» в этот день сбили два самолета. Крейсеру следовало сменить стоянку, но лед был еще крепок, а буксиры и ледоколы не имели топлива. Налеты повторились 25 и 27 апреля, когда вслед за начавшимся артобстрелом корабль подвергся новым воздушным атакам. Всего 27 апреля рядом с крейсером разорвалось 15 авиабомб и около 100 снарядов, осколки которых сделали множество мелких пробоин. В этот день зенитчики «Максима Горького» сбили два Ю-87. При отражении налетов авиации противника на крейсере израсходовали в апреле 504 100-мм, 1377 37-мм снарядов и 2181 12,7-мм патронов. Прямых попаданий немцы не добились, но от сотрясений вышли из строя большинство приемников и передатчиков, дальномеры, котел № 3, лопнула лапа турбины низкого давления носового ГТЗА. Только вечером 28 апреля крейсер перевели к достроечной стенке завода № 196 (во время ремонта на нем дополнительно установили три 37-мм автомата). В мае — июне 1942-го крейсер поддерживал своим огнем Невскую и Приморскую оперативные группы Ленинградского фронта, в августе он выполнил три стрельбы по батареям противника в районе совхоза «Беззаботное». Всего за 1942 год главный калибр крейсера провел 9 боевых стрельб, выпустив по немцам 86 180-мм снарядов. Зимой 1942/43 года были капитально отремонтированы турбо-генераторы, выполнен ремонт дизель-генераторов и башен главного калибра, всю верхнюю палубу крейсера покрыли броневыми плитами толщиной 30 — 37 мм в два слоя (общий вес плит — 225 т). Летом «Максим Горький» участвовал в контрбатарейной борьбе: 9 июля с позиции у завода «Судомех» и 17 августа от Железной стенки торгового порта крейсер обстреливал батареи фашистов в районе Знаменское, Коркули, израсходовав 106 снарядов главного калибра. В январе 1944 года, накануне операции по снятию блокады Ленинграда, крейсер был включен в состав 2-й группы морской артиллерии. Корабли должны были разрушать узлы сопротивления, командные пункты, склады противника. 13 и 14 января орудия главного калибра «Максима Горького» произвели несколько выстрелов по вражеским укреплениям. Но основной удар пришелся на 15 января: 276 снарядов, или 27 т смертоносного металла обрушили в этот день его орудия на позиции неприятеля. Были отмечены три взрыва и большой пожар. С выходом наших войск на ближние подступы к основным узлам сопротивления немцев — Красное Село и Ропша на крейсера 2-й группы была возложена задача массированными огневыми ударами, чередующимися с методическим огнем, парализовать пути сообщения отходившей петергофско-стрельнинской группировки противника, уничтожать скопления его живой силы и техники. С 16 по 19 января артиллерия крейсера выпускала в день от 60 до 140 снарядов; 24 января она содействовала наступлению 67-й армии и войск Волховского фронта на Тосненском направлении. За время проведения операции крейсер выпустил по врагу 701 снаряд главного калибра. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 марта 1944 года «За образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и проявленные при этом личным составом доблесть и мужество» крейсер «Максим Горький» был награжден орденом Красного Знамени. В июне 1944-го «Максим Горький» в составе 4-й артиллерийской группы поддерживал огнем своих орудий наступление частей Красной Армии на выборгском направлении, уничтожая укрепления линии Маннергейма. 9 июня крейсер выпустил 100 снарядов главного калибра по району Куоккала. В 1941 — 1944 годах корабль выполнил 126 боевых стрельб, выпустил 2300 180-мм снарядов. Отражая налеты вражеской авиации, его зенитчики сбили пять самолетов. Послевоенные годы 25 февраля 1946 года «Максим Горький» вошел в состав эскадры Южно-балтийского флота (4-й ВМФ), перешел в Лиепаю, а затем в Балтийск. На крейсере располагался штаб эскадры. В октябре того же года крейсер с пятью эсминцами находился в море на учениях. 7 ноября 1947 года он прибыл в Ленинград для участия в параде. В декабре 1950-го на корабле (командир— капитан 2 ранга П.М.Гончар) проводились, и весьма успешно, испытания первого советского корабельного вертолета Ка-10 в присутствии главного конструктора Н.И.Камова. Для взлета и посадки аппарата на палубе юта нанесли белый квадрат размерами 7x7 м. Сам вертолет со снятыми лопастями установили на шкафуте у среза полубака. Площадку для стоянки выбрали очень удобную — винтокрылая машина не мешала даже стрельбе из главного калибра. Никаких других доработок на крейсере для ее эксплуатации не потребовалось, только во время полетов «срубался» кормовой флагшток. Методика выполнения взлета и посадки отрабатывалась при различных направлениях и скоростях воздушного потока над палубой. Для этого крейсер ходил разными курсами, изменяя скорость хода — от малого до полного. Первая посадка вертолета на палубу прошла 7 декабря. Летом 1953 года «Максим Горький» перешел в Кронштадт, чтобы осенью встать на капитальный ремонт и модернизацию. 16 июня его включили в состав кораблей Кронштадтской военно-морской крепости. В июле того же года он в последний раз возглавил парад кораблей на Неве в честь Дня ВМФ, а в декабре встал на капремонт и модернизацию на завод № 194. 17 февраля 1956 года корабль был выведен из боевого состава КБФ и переформирован в опытовый крейсер, а 18 апреля 1959-го исключен из состава ВМФ и передан на слом. Источники:В.Ю. Усов "КРЕЙСЕР МАКСИМ ГОРЬКИЙ" С.-Петербург 1993 http://ru.wikipedia...._проекта_26-бис http://www.warships....MK35/Mk35-1.htm Для тех, кто не любит читать P.s. Строго несудите первая моя тема 2 Рассказать о публикации Ссылка на публикацию
0 Timofey_20 Участник 137 публикаций 1 бой Жалоба #2 Опубликовано: 15 авг 2013, 13:21:42 Для начала очень даже неплохо. Молодец так держать! :medal: :honoring: Рассказать о публикации Ссылка на публикацию
4 OCTPOB_B_MOPE Участник 516 публикаций Жалоба #3 Опубликовано: 15 авг 2013, 13:22:18 Цитата Для тех, кто не любит читать Но любит грамотность. Рассказать о публикации Ссылка на публикацию
2 MOTOR_MAN Бета-тестер 9 публикаций 383 боя Жалоба #4 Опубликовано: 15 авг 2013, 13:26:48 OCTPOB_B_MOPE (15 Авг 2013 - 16:22) писал: Но любит грамотность. Исправил Рассказать о публикации Ссылка на публикацию
176 _SkyFog_ Альфа-тестер 1 156 публикаций 3 944 боя Жалоба #5 Опубликовано: 15 авг 2013, 13:27:50 Для первого раза нормуль + Рассказать о публикации Ссылка на публикацию
968 CBoJILy_Tebya_v_KiHo Старший альфа-тестер, Альфа-тестер 1 779 публикаций 468 боёв Жалоба #6 Опубликовано: 15 авг 2013, 13:27:59 "Для тех, кто нелюбит читать" Измените цвет надписи. Красный цвет разрешено использовать только администрации. Рассказать о публикации Ссылка на публикацию
25 Kamikadze_CD Старший альфа-тестер 839 публикаций 2 236 боёв Жалоба #7 Опубликовано: 15 авг 2013, 13:35:08 (изменено) Цитата Агуст 1941Эть когда? :amazed:MOTOR_MAN (15 Авг 2013 - 16:26) писал: Исправил Что-то не видно. Изменено 15 авг 2013, 13:35:47 пользователем Kamikadze_CD Рассказать о публикации Ссылка на публикацию
27 Vastted Участник 105 публикаций Жалоба #8 Опубликовано: 15 авг 2013, 13:40:44 Kamikadze_CD (15 Авг 2013 - 16:35) писал: Эть когда? :amazed: Это когда Мамонты ещё были. :teethhappy: Рассказать о публикации Ссылка на публикацию
0 rembo458 Участник 23 публикации 174 боя Жалоба #9 Опубликовано: 15 авг 2013, 13:48:45 Спасибо за информацию,интересно,еще бы без ошибок..было бы супер. :honoring: Рассказать о публикации Ссылка на публикацию
49 ZIPmarf Старший альфа-тестер 1 647 публикаций 6 511 боёв Жалоба #10 Опубликовано: 15 авг 2013, 14:00:53 (изменено) Такс, для первого раза неплохо, НО Пользуйтесь большим колличеством источников, для воссоздания достоверной картинки, следите за очепятками, их у Вас довольно много, так же в статье я не обнаружил приветствия к зашедшим в тему, это конечно мелочь, но нужно уважать своего собеседника. Удачи в дальнейшем, плюс от меня. А, забыл, заливайте все картинки через хостинг. Изменено 15 авг 2013, 14:03:10 пользователем ZIPmarf Рассказать о публикации Ссылка на публикацию
8 brite00 Участник 224 публикации Жалоба #11 Опубликовано: 15 авг 2013, 14:08:51 Переменный шрифт плохо читается, вы же не объявление запостили. А так, очень хорошо. Рассказать о публикации Ссылка на публикацию
3 MissLexa Бета-тестер 347 публикаций 225 боёв Жалоба #12 Опубликовано: 15 авг 2013, 14:09:57 Если будет в ветке, то хороший "лт" - торпеды пустит и уйдет на зарядку Рассказать о публикации Ссылка на публикацию
8 brite00 Участник 224 публикации Жалоба #13 Опубликовано: 15 авг 2013, 14:14:58 CTAC221 (15 Авг 2013 - 17:09) писал: Если будет в ветке, то хороший "лт" - торпеды пустит и уйдет на зарядку Вы крейсер с "ЛТ" сравниваете? То что он легкий это ещё ничего не значит. Рассказать о публикации Ссылка на публикацию
176 _SkyFog_ Альфа-тестер 1 156 публикаций 3 944 боя Жалоба #14 Опубликовано: 15 авг 2013, 14:19:25 Kamikadze_CD (15 Авг 2013 - 16:35) писал: Эть когда? :amazed:Что-то не видно. По ходу забыл. Рассказать о публикации Ссылка на публикацию
0 Vi69 Бета-тестер 165 публикаций 13 боёв Жалоба #15 Опубликовано: 15 авг 2013, 14:52:35 За старания лови + :honoring: Рассказать о публикации Ссылка на публикацию
8 147 [WG-W] Darth_Vederkin Альфа-тестер 20 305 публикаций 803 боя Жалоба #16 Опубликовано: 15 авг 2013, 14:57:26 CTAC221 (15 Авг 2013 - 17:09) писал: Если будет в ветке, то хороший "лт" - торпеды пустит и уйдет на зарядку Я стесняюсь спросить: что и куда перезаряжать будете? Рассказать о публикации Ссылка на публикацию
5 Konstantin18ko Альфа-тестер 181 публикация Жалоба #17 Опубликовано: 15 авг 2013, 15:22:26 26-бис... Крейсер "Алжир" был на этой же базе. С башнями МК-5 на каждой из который были установлены 152мм пушки. Рассказать о публикации Ссылка на публикацию
53 WZander Альфа-тестер 370 публикаций 445 боёв Жалоба #18 Опубликовано: 15 авг 2013, 15:37:35 Не понял, какая связь между "Алжиром" и "Горьким" и что имеется ввиду под "той же базой"? Рассказать о публикации Ссылка на публикацию
8 147 [WG-W] Darth_Vederkin Альфа-тестер 20 305 публикаций 803 боя Жалоба #19 Опубликовано: 15 авг 2013, 15:39:49 Konstantin18ko (15 Авг 2013 - 18:22) писал: 26-бис... Крейсер "Алжир" был на этой же базе. С башнями МК-5 на каждой из который были установлены 152мм пушки. Вы о французском "Альжери"? Рассказать о публикации Ссылка на публикацию
5 Konstantin18ko Альфа-тестер 181 публикация Жалоба #20 Опубликовано: 15 авг 2013, 15:43:29 Darth_Vederkin (15 Авг 2013 - 18:39) писал: Вы о французском "Альжери"? Да, о нем самом. Рассказать о публикации Ссылка на публикацию