Перейти к содержимому
Для публикации в этом разделе необходимо провести 50 боёв.
WZander

Не тот самый "Дредноут" (броненосец HMS Dreadnought (1875))

В этой теме 37 комментариев

Рекомендуемые комментарии

367 публикаций
194 боя

Pax vobiscum!

 

При упоминании «Дредноута», тут же приходит на ум знаменитый линкор, давший название целому классу кораблей. Но, это далеко не единственный Корабль Его Величества, носивший такое имя. В этот раз мы поговорим о его предшественнике – башенном броненосце «Дредноут».

 

Изображение

А. де Симоне. «Дредноут» на якоре в гавани Неаполя.

 

Предистория.

В 1869 году была заложена серия из двух броненосцев – «Девастейшен» (т.е. «Опустошение») и «Тандерер» («Громовержец»). Это корабли совершили в кораблестроении XIX века не меньшую революцию, чем «Дредноут» в кораблестроении ХХ. Именно они до неузнаваемости изменили, казалось уже вполне сформированный облик европейского высокобортного рангоутного броненосца. Их конструктор Эдвард Рид полностью отказался от парусного вооружения, до того, считавшегося абсолютно необходимым элементом броненосцев. Благодаря этому удалось значительно расширить сектора обстрелов орудий главного калибра.

 

Вторым, не менее важным нововведением стало понижение высоты борта, что существенно улучшило его остойчивость и стабильность, как артиллерийской платформы.

Правда, не обошлось и без ложки дёгтя. Средства на постройку столь необычных кораблей удалось выбить с большим трудом, и чтобы уложиться в смету, пришлось пойти на искусственное ограничение водоизмещения. С этой целью отказались от бронирования носовой части. Броневой пояс не доходил до носовой оконечности, из-за чего возникли сложности с надёжным креплением таранного форштевня. Также, пришлось пойти на ограничение мощности машины, из-за чего уменьшилась скорость хода.

Spoiler

Изображение

Эдвард Рид

Дважды рождённый, дважды поименованный

 

Третий корабль серии – «Фьюри» («Ярость») был заложен на год позже. Эта задержка сказалась на нём самым положительным образом. Во-первых, появилась возможность учесть, и по мере возможности устранить, недочёты, обнаружившиеся в ходе строительства систершипов. Во-вторых (и главных) было снято ограничение водоизмещения корабля по соображениям экономии. В итоге, корабль подрос в размерах и водоизмещении, получил полный броневой пояс от штевня до штевня, и более мощную машину (как следствие – расчётная скорость выросла на целый узел).

 

Корабль был заложен 10 сентября 1870 на той же верфи в Пембруке, что и «Тандерер». Но, спустя всего год, работы на нём были остановлены, а сам заказ аннулирован. Эдвард Рид покинул пост Главного строителя Королевского флота. Проекты Рида подверглись яростной критике, а «Фьюри» и вовсе отвергнут. В 1872 году новым Главным строителем стал Натаниэль Барнаби, который в соответствии с новыми веяниями принялся переделывать проекты своего зятя (Рид был женат на сестре Барнаби). Ответственным за достройку – «Девастейшена», «Тандерера» и постройку перезаказанного «Фьюри» назначили Уильяма Уайта - в будущем выдающегося кораблестроитель, а на тот момент, молодого инженера двадцати семи лет отроду. Впрочем, хотя все чертежи Рида были переделаны Уайтом, тот по прежнему считал «Фьюри» своим проектом, из-за чего два кораблестроителя вступили в многолетнюю публичную полемику.

Spoiler

Изображение

Уильям Уайт

Сам корабль после того как его перезаложили 1872 году, спущен на воду в 1875 и вошел в строй в 1879 году. За год до спуска на воду, он получил новое имя: «Дредноут» («Неустрашимый») став таким образом шестым кораблём Королевского флота, носившим подобное название.

 

Изображение

Компоновка корабля

 

Особенности конструкции

 

"Дредноут" стал первым кораблём с продольными переборками в центральной части корпуса и первым двухвальным линкором, оснащённым паровыми машинами-компаунд. Это было разрывом с установившейся к тому времени традицией, что машина должна полностью находиться ниже ватерлинии. Именно по этой причине машины с вертикальным расположением цилиндров (вместо привычного горизонтального), несмотря на их преимущества, не находили применения в военном флоте. Уайт настоял на применении именно компаунд-машин, полагая, что толстый пояс по ватерлинии надёжно обеспечит их защиту в бою. С тех пор и вплоть до внедрения турбин, они прочно прописались на всех броненосцах.

 

Корабль получил полный броневой пояс (203 мм в оконечностях и 356 мм в середине) с поперечными траверсами.

Поверх него была броневая цитадель (280 мм в середине и 356 мм в оконечностях) с овальными окончаниями, на которых монтировались башни с орудиями главного калибра. Цитадель перекрывалась бронёй в 76 м и являлась верхней палубой судна, в то время как его средняя и нижняя палубы оставались под ней небронированными. В этом заключался главный недостаток подобной системы бронирования – механизмы заряжания и поворота башен не имели собственной защиты и даже одиночный снаряд, пробивший цитадель и разорвавшийся внутри, мог вывести из строя обе башни.

Оконечности за пределами броневой цитадели прикрывались бронепалубой толщиной в 64 мм.

Spoiler

Изображение

Изначально его вооружение состояли из четырёх орудий калибра 330-мм в двух концевых башнях. В то время орудия классифицировались не по калибру снаряда, а по весу самого орудия, поэтому, они обозначались как 38-и тонные орудия. Интересной особенностью их было то, что орудия были нарезными – но дульнозарядными. Для зарядки необходимо было повернуть башню в строго заданное положение и опустить ствол так, чтобы дульный срез оказался точно напротив шахты зарядного устройства, из которого специальным досылателем подавался 336-и килограммовый снаряд. Башни поворачивались при помощи парового привода, а для заряжания использовался гидравлический привод.

В ходе службы корабль довооружили. Для защиты от миноносцев, в 1885 г. на навесной палубе установили 10 картечниц Норденфельта, заменённых в 1894 г. 6-фунтовыми и 3-фунтовыми орудиями.

 

Изображение

картечница Норденфельта

Служба

Неторопливость и длительность постройки сказалась и на характере службы «Дредноута». После принятия в состав флота он тут же был отправлен в резерв и пять лет простоял в Портсмуте. 14 октября 1884 года отправлен на Средиземное море и последующих десять лет провёл в составе Средиземноморского флота, где снискал широкую популярность и неофициальный титул «идеального линкора для морского офицера».

Spoiler

Изображение

«Дредноут» в сухом доке

В сентябре 1894 года вернулся в Англию для ремонта. В его ожидании, вплоть до марта 1897 года состоял кораблём береговой обороны в Бэнтри. Прошёл большой ремонт на Чатемской судоверфи в 1997-98 гг. В ходе ремонта получил новые котлы, новые скорострельные пушки, была увеличены высота дымовых труб и т.п.

Собственно, к этому времени он безнадёжно устарел, но так просто отправить корабль на разделку, у их лордств не поднималась рука. Поэтому, он был переквалифицирован в броненосец II-го класса и в этом качестве даже принял участие в больших манёврах Флота Канала в 1901 году. На следующий год он принял участия в новых манёврах уже в качестве плавбазы миноносцев.

 

Изображение

«Дредноут» после возвращения в Англию

Ещё три года спустя его имя было передано новейшему линкору «тому самому» «Дредноуту»), а сам старичок был выведен из состава флота и, спустя ещё три года, отправлен на разделку.

Стоимость его постройки составила 619739 фунтов стерлингов, из которых 23 тысячи вернулись в казну после его продажи на металл.

ТТХ

 

«Фьюри» (1870 год)

Spoiler

Изображение

Водоизмещение – 10460 тонн

Размеры – 96,7х18,97х7,93 м

Машина – 7000 л.с.

Скорость – 13,5 узла

Запас топлива – 1600 тонн

Запас хода – 4000 миль 10-узловым ходом

Бронирование

ГК – 305 мм (в оконечностях 203 мм)

Бруствер – 254 мм (в оконечностях 305 мм)

Палуба – 76 мм (бруствер), 64 мм (оконечности)

Вооружение – 2х2 330-мм 25-и тонных нарезных дульнозарядных орудия Армстронга

 

«Дредноут» (1874 год)

 

Изображение

Водоизмещение – 10886 тонн

Размеры – 96,5х19,43х8,0 м

Машина – 8210 л.с.

Скорость – 13,5 узла

Запас топлива (нормальный/полный) – 1200/1800 тонн

Запас хода – 5700 миль 10-узловым ходом

Бронирование

ГК – 305 мм (в оконечностях 203 мм)

Бруствер – 254 мм (в оконечностях 305 мм)

Палуба – 76 мм (бруствер), 64 мм (оконечности)

Вооружение – 2х2 330-мм 38-и тонных нарезных дульнозарядных орудия Армстронга

В ходе модернизации корабль получил сперва 10 картечниц Норденфельта калибра 25,4 мм, которые входе капитального ремонта в 1897-98 гг. были заменены на 6 6-фунтовых, и 12 3-фунтовых орудий.

Экипаж – 369 человек.

Список источников:

 

О. Паркс. Линкоры Британской империи. Часть II: Период проб и ошибок

С. Сэндлер. Появление современного линейного корабля

Х. Вильсон. Броненосцы в бою

 

Интернет-источники

http://www.history.n...h-d/drednt8.htm

http://en.wikipedia....adnought_(1875)

http://ru.wikipedia....,_Эдвард_Джеймс

http://ru.wikipedia....наби,_Натаниэль

Quietem jucundam!

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
532
[RONIN] Matsuo
Коллекционер-испытатель
3 423 публикации
1 272 боя

Да,он самый...только картинки не открываются.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
367 публикаций
194 боя

Просмотр сообщенияMatsuo (14 Авг 2013 - 20:03) писал:

Да,он самый...только картинки не открываются.
Странно. Только-что проверил - все открываются.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
499 публикаций
35 боёв

Все открылось от начала и до конца. Видно, что очень трудился, поэтому и награда соответствующая. + + + :medal:

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
241 публикация
33 боя

Молодец,интересно

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
261
[LJ] Aunt_Tom
Альфа-тестер, Коллекционер
2 021 публикация
4 777 боёв

Спасибо, интересная статья. Я бы расставил акценты несколько иначе, но это уже дело вкуса :)

 

Единственное -- не надо понимать так, что Рид своей волей срубил "устоявшийся рангоут". Адмиралтейство, несмотря на свою косность, понимало, что машины и рангоут очень плохо уживаются на одном корабле, но опасалось, что чисто паровой корабль не осилит трансокеанских переходов (а один из важных театров действий Royal Navy это, извините, Китай). Поэтому ТТЗ предусматривало "ограниченный рангоут" на всякий случай. Вот тут Рид как раз проявил твердость и продавил корабль без парусного вооружения вовсе. И оказался прав -- последующий "Темерер" наглядно показал, что "рангоут на всякий случай" хуже, чем никакого.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
661 публикация
651 бой

Ну что же, есть что почитать, спс и +

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
367 публикаций
194 боя

Просмотр сообщенияAunt_Tom (14 Авг 2013 - 23:03) писал:

Спасибо, интересная статья. Я бы расставил акценты несколько иначе, но это уже дело вкуса :)

Единственное -- не надо понимать так, что Рид своей волей срубил "устоявшийся рангоут". Адмиралтейство, несмотря на свою косность, понимало, что машины и рангоут очень плохо уживаются на одном корабле, но опасалось, что чисто паровой корабль не осилит трансокеанских переходов (а один из важных театров действий Royal Navy это, извините, Китай). Поэтому ТТЗ предусматривало "ограниченный рангоут" на всякий случай. Вот тут Рид как раз проявил твердость и продавил корабль без парусного вооружения вовсе. И оказался прав -- последующий "Темерер" наглядно показал, что "рангоут на всякий случай" хуже, чем никакого.
Спасибо на добром слове.
Безусловно, своевольничать Риду никто не дал бы, но и до единодушного принятия его идей было далеко. У Сэндлера довольно подробно это бурление умов описано. И кстати, вы располагаете какой-нибудь информацией по поводу отставки Рида и её причин? А то у меня сложилось впечатление, что сильно не последнюю роль в ней сыграло проталкивание им идей, непопулярных среди широких масс адмиралтейских лордов.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
690 публикаций
3 306 боёв

Интересно было почитать. Полностью разделил судьбу таких новаторских, но тоже время переходных кораблей. Наш броненосец Петр Великий из той же оперы.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
23 публикации
37 боёв

очень интересно лови плюсики +++++

P.S  блин лимит плюсиков на сёдня исчерпал :eyesup:

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
1 262 публикации
3 938 боёв

Держи +

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
10
[NG-F] Baloo_bst
319 публикаций
1 151 бой

Отлично. Даже не повоевал.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
261
[LJ] Aunt_Tom
Альфа-тестер, Коллекционер
2 021 публикация
4 777 боёв

Просмотр сообщенияWZander (15 Авг 2013 - 02:16) писал:

И кстати, вы располагаете какой-нибудь информацией по поводу отставки Рида и её причин? А то у меня сложилось впечатление, что сильно не последнюю роль в ней сыграло проталкивание им идей, непопулярных среди широких масс адмиралтейских лордов.
Ну, насколько я помню, Рид сам ушел со скандалом -- обиделся на то, что Кользу разрешили построить "Кэптен" вопреки мнению Рида и абсолютно не прислушиваясь к его советам. Судя по Парксу, Рид был крайне неуживчивым товарищем.

Вообще, мне из его биографии понравились два момента:

1. История с "Дуилио" и "Дандоло", когда итальянский посол в Британии в "Таймс" напечатал заметку, мол "к нам приезжал известный конструктор Эдвард Рид, мы ему показали наши новейшие броненосцы. По возвращении в Лондон он через "Таймс" подверг жесткой критике их мореходность. Мы в Италии не знакомили его со всеми подробностями конструкции кораблей, считая их секретными. Но чтобы оправдаться перед читателями "Таймс" публикуем их ниже..."

2. Отставка Натаниэля Барнаби, фактически по причине "Не могу больше -- приду домой, там Рид сидит. И пилит, пилит критикует, критикует..."

Возвращаясь к теме. "Девастейшн" и "Тандерер" были спроектированы революционно, но хорошо, что над ними работали два Главных Конструктора -- Барнаби и Уайт в меру сил исправили фирменный Ридовский "отсутствующий надводный борт" :)

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
551 публикация
1 бой

Просмотр сообщенияBaloo_bst (15 Авг 2013 - 09:27) писал:

Отлично. Даже не повоевал.

Интересно ваше "Отлично" относиться к "Даже не повоевал"?

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
50 публикаций
2 626 боёв

Просмотр сообщенияWZander (15 Авг 2013 - 02:16) писал:

У Сэндлера довольно подробно это бурление умов описано.

Приятно, что люди читают правильные книжки - значит время тратилось не зря :-)

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
367 публикаций
194 боя

Просмотр сообщенияkimsky (15 Авг 2013 - 10:48) писал:

Приятно, что люди читают правильные книжки - значит время тратилось не зря :-)
А что делать? Если хочется сойти за умного - приходится читать умные книжки :)

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
32
[PF_B] fon_eJick
1 138 публикаций
9 118 боёв

красивая весч...и калибр немалый у пушечек то =0)

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Эту страницу никто не просматривает.

×