Перейти к содержимому
Для публикации в этом разделе необходимо провести 50 боёв.
Hohenfrei

Пароходофрегат "Владимир" и первый бой пароходов

В этой теме 21 комментарий

Рекомендуемые комментарии

461 публикация
4 боя

http://www.lemur59.r...images/1548.png

Ко второй четверти XIX черноморский флот имел в своём составе лишь один военный пароход. Срочно встал вопрос об усилении флота пароходофрегатами, не уступающими по силе кораблям вероятного противника. Строить такие корабли могли в Николаеве и Севастополе, но механизмы изготавливали лишь в Санкт-Петербурге. В этих условиях оказалось реальнее приобрести готовые пароходофрегаты в Англии, где и были найдены подрядчики. Морское министерство обратилось к судостроителю Питчеру и запросило документацию на проект парохода, якобы гражданского. Получив и рассмотрев в Кораблестроительном департаменте проект с Питчером, заключили контракт на постройку одного пароходофрегата. Сразу же был размещен заказ на еще 4 корабля, все они прибыли на Черное море в 1843 г. Чуть позже было принято решение о заказе в Англии на верфи Мэра в Блеквале пароходофрегата «Владимир», с увеличенной мощностью машин. 11 сентября 1848г. на Темзе начались его ходовые испытания. Обводы нового корабля оказались превосходными, машины мощными, он отлично слушался руля, развивая среднюю скорость хода 11 узлов. 25 октября 1848г. под командой капитан-лейтенанта Н.А.Аркаса «Владимир» ушел в Россию, где получил вооружение и вступил в состав Черноморского флота.

  У "Владимира" оказалась недолгая, но славная история.  При постройке парохода были использованы новейшие достижения в области обеспечения прочности корпуса, улучшения вооружения, механизмов и оснастки.Вооружение пароходофрегата было следующим перед Крымской войной — 11 орудий (два 10-дюймовых, три 68-фунтовых, четыре 24-фунтовых пушко-карронады, две 24-фунтовых карронады). Первый командир "Владимира" капитан-лейтенант Н. А. Аркас образцово подготовил команду.

   В самом начале Крымской войны 1853-1856 годов корабли русского Черноморского флота стали активно действовать у берегов Турции, стремясь нарушить воинские перевозки противника. В то время, как парусная эскадра вице-адмирала П. С. Нахимова находилась у анатолийских берегов, отряд пароходофрегатов, возглавляемый начальником штаба Черноморского флота вице-адмиралом В. А. Корниловым, действовал в юго-западном секторе Черного моря, в устье Дуная и у Босфора. Флагманским кораблем этого отряда был пароходофрегат "Владимир", спущенный на воду с эллинга Николаевского адмиралтейства 10 марта 1848 года. Командовал пароходофрегатом Г. И. Бутаков, талантливый и инициативный офицер.

В начале ноября 1853 года, крейсируя у мыса Калиакрия и не обнаружив противника, "Владимир" под флагом В. А. Корнилова направился к анатолийскому побережью на присоединение к эскадре П. С. Нахимова.

 

Первый бой параходов

 

В шесть часов утра 5 ноября на румбе NW показался дым парохода. "Владимир" взял курс прямо на этот дым: примерно в восемь часов утра просматривались две мачты и труб. Сначала подумали, что это "Бессарабия", но через час пароходофрегаты сблизились настолько, что без подзорной трубы можно было рассмотреть флаги, а в десять часов суда сошлись на пушечный выстрел. С "Владимира" выпустили первое ядро, упавшее прямо по курсу неприятельского судна: это был общепринятый сигнал-предложение о сдаче без боя. Но турецкий пароход продолжал следовать тем же курсом. Второй выстрел с "Владимира" был сделан уже на поражение. Сразу же ответный огонь открыли все орудия правого борта "Перваз-Бахри", но почти все его ядра ложились с большим перелетом. Русские стреляли точнее. Уже третьим выстрелом удалось сбить флаг. Турки подняли новый. Затем Бутаков зашел в корму и погонными бомбическими пушками расстрелял противника в упор.

 

Об этом бое в отчете Бутаков писал так: "Увидев, что противник мой не имеет кормовой и носовой обороны, я направил два 68-фунтовых орудия по направлению своего бушприта и стал держать ему в кильватер, уклоняясь понемногу в одну и другую стороны, чтобы удобнее было наводить каждую по очереди. Когда же он, чтобы иметь возможность навести свои бортовые орудия, старался принять направление поперек моего курса, я уклонялся в ту же сторону и громил его пятью орудиями своего борта, именно же двумя 84-фунтовыми, одною 68-фунтовою и двумя 24-фунтовыми пушками-карронадами".

 

К одиннадцати часам на турецком пароходе оказались разбитыми все шлюпки, были видны пробоины в борту, повреждены рангоут, снесена смотровая площадка, дымовая труба напоминала решето. Несколько раз "Владимир" подходил на картечный выстрел и разряжал свои пушки в упор. Бутакову удалось дать несколько бортовых продольных залпов с кормы. В час пополудни турки спустили флаг. На борт неприятельского пароходо-фрегата на шестерке был послан лейтенант Ильинский, который принял приз и поднял на нем Андреевский флаг. Как было заведено Петром Великим, под Андреевским флагом висел приспущенный флаг побежденного корабля.

 

Затем под командованием старшего офицера лейтенанта Иван Григорьевич Попандопуло на "Перваз-Бахри" высадилась команда, состоящая из сорока человек. Все пленные были препровождены на "Владимир". На захваченном судне 10-пушечном египетском пароходофрегате "Перваз-Бахри" находился экипаж из 151 человека. Он доставлял почту в Синоп и возвращался в Пендераклию. В плен русские захватили девять офицеров и 84 нижних чина. Убитых и раненых насчитывалось более 40 человек. Гюйс с "Перваз-Бахри" был подарен Морскому корпусу.http://militera.lib.ru/h/zolotarev_kozlov2/s10.jpg

 

Несколько эпизодов этого бояhttp://www.megabook.ru/MObjects2/data/pict2009/s002430.jpg

Изображение

 

Последующая служба

Затем черноморцы одержали еще ряд славных побед, среди которых знаменитая победа русского флота у Синопа 18 ноября 1853 года. Последующие события, прежде всего заход в Черное море англо-французской эскадры, высадка союзных войск в Крыму и осада Севастополя коренным образом изменили обстановку на Черном море. В силу своей малочисленности, по сравнению с союзной эскадрой, и технической отсталости Черноморский флот был вынужден отказаться от активных боевых действий и перейти к обороне своей главной базы - Севастополя.

 

Во время осады города значительную поддержку русским батареям оказали пароходофрегаты, действовавшие под командованием Г. И. Бутакова. Как говорили участники обороны, пароходофрегаты "доказали, что дух единения сухопутных и морских сил может совершать чудеса".

 

Во время первой бомбардировки Севастополя 5 октября 1854 г. пароходофрегаты "Херсонес" и "Владимир" обстреливали английские батареи, которые вели огонь по Малахову кургану, и помогли отстоять эту ключевую позицию обороны города. Война требовала от наших моряков не только храбрости, но и знаний, умения. Например, орудия "Владимира" имели малые углы возвышения и не могли стрелять по удаленным целям на прибрежных возвышенностях. Тогда Бутаков создал "Владимиру" искусственный крен, и его орудия, впервые в истории русской морской артиллерии, вели огонь по невидимой цели. А затем он усовершенствовал орудийные станки, и пароход смог вести огонь по берегу на ходу.

Следующий решительный штурм Севастополя начался 6 июня 1855 года. В этот день пароходофрегаты "Крым", "Одесса", "Херсонес", "Бессарабия" и "Владимир" вели интенсивный артиллерийский огонь по наступающим войскам противника и помогли отбить штурм. В ужасные дни августовской бомбардировки и последнего штурма Бутаков со своими пароходами защищал с моря левый фланг русских укреплений. Во время боя Бутаков подавал экипажу пример редкого хладнокровия и неустрашимости. Он спокойно отдавал команды, как будто около него не летали ядра, и он не подвергался опасности быть убитым каждое мгновение. В ночь на 31 августа 1855 года, когда наши войска оставили Южную сторону Севастополя, Бутаков затопил "Владимир" и остальные пароходофрегаты. Они разделили судьбу Черноморского флота.

http://imagecache5.a...crimean-war.jpg

ДОНЕСЕНИЕ В.А. КОРНИЛОВА А.С. МЕНЬШИКОВУ О КРЕЙСЕРСТВЕ ЭСКАДРЫ У ТУРЕЦКИХ БЕРЕГОВ И БОЕ ПАРОХОДО-ФРЕГАТА «ВЛАДИМИР» С ТУРЕЦКИМ ПАРОХОДОМ «ПЕРВАЗ-БАХРИ». За предоставление благодарность пользователю u_96

7 ноября 1853 г., пароход «Владимир», на Севастопольском рейде.

28 октября, возвратясь с отрядом пароходов из рекогносцировки турецких берегов до самого Босфора, причем один из пароходов видел 4 турецких корабля и бриг по направлению к Сизополю, я поднял флаг свой на 120-пуш. корабле «,Вел.кн. Константин» и с рассветом 29-го снялся с Севастопольского рейда в сопровождении 120-пуш. кораблей: « Три святителя», под флагом контр-адмирала Новосильского, «Париж», «Двенадцать апостолов», под флагом контр-адмирала Панфилова, 84-пуш. «Ростислав» и «Святослав» для отыскания и истребления виденного флота, буде он расположился в одном из трех портов: Сизополе, Варне или Балчике. Пароходо-фрегаты «Владимир» и «Одесса» должны были присоединиться вслед за выходом эскадры.

Пройдя Херсонесский маяк с попутным утренним ветром, эскадра встретила крепкий юго-восточный ветер, принудивший взять все рифы и спустить брам-реи, на низ. От начала ветра до захождения солнца пройдено было до 70 миль, после чего ветер зашел к юго-запду и обратился в противный шторм с большим неправильным волнением и дождевыми шквалами.

30-го к вечеру ветр смягчился, волнение также, присоединился пароходо-фрегат «Владимир». На кораблях «Три святителя» и «Двенадцать апостолов», которые наиболее меня тревожили, ибо качка была самая разрушительная, все обстояло благополучно.

31-го с утра утихшие и ветр (так в оригинале – u-96) и волнение позволили поставить все паруса и эскадра начала лавировать, сохраняя по возможности близость к условленной в Севастополе линии. Не присоединившийся пароходо-фрегат «Одесса» меня крайне заботил.

1 ноября с полночи нашел внезапно жестокий шквал от северо-запада. Эскадра несла большие паруса, которые убрала щегольски, несмотря на ночное время; пришлось взять опять все рифы и потом оставить один грот-марсель и трисели; волнение не замедлило разыграться и начало трехдечые корабли бросать, как тендер; с сим вместе барометр поднялся, сделалось очень холодно и все предвещало известный своею силою и упорством северо-восточный ветер. Желая быть на ветре мыса Калиакрия, я поворотил к северу.

2 ноября ветр продолжался с сильными порывами, с дождем и градом, но к вечеру погода смягчилась, равно как и волнение.

3 ноября утром ветр стих и перешел к югу; эскадра направилась к мысу Калиакрия; после полдня я послал г. адъютанта своего лейтенанта Железнова на пароходе-фрегате «Владимир» осмотреть Балчик, Варну и Сизополь, а сам занялся распоряжениями к атаке турецких кораблей, буде они расположены в каком из сих портов.

Ночь была светлая, ветр южный умеренный, без волнения, и эскадра в стройном порядке лавировала на высоте Варны, дабы быть готовою спуститься и в Варну, и в Балчик по первому сигналу с парохода. В полночь с 3-го на 4-е число пароход известил, что ни в том, ни в другом портах судов военных нет, и по условленному сигналу без потери времени пустился в Сизополь и Бургас.

4 ноября продолжали лавировать к югу при ровном южном ветpе в 20 милях от берега; в полдень присоединился пароход «Владимир» и вторично опечалили нас сигналом, что в Сизополе и Бургасе военных судов нет; между тем были опрошены и эскадрою нeкоторые купеческие суда, плывшие из Константинополя, и из их показаний оказалось, что турецко-египетский флот стоит в Буюкдере, имея попрежнему фрегты и мелкие суда в крейсерстве у самого пролива, а английские и французские линейные корабли в числе четырех каждой нации при соответственном числе пароходов стояли на якоре у азиатского берега против мыса Сельве-Бурну (на том самом месте, где в 1833 г. был расположен наш лагерь) , три турецкие же парохода пять дней тому назад (следовательно, 31 октября) отправлены в Требезонд.

Полагая, что эскадра может продолжать предназначенное ей плавание к эскадре вице-адмирала Нахимова под командою контр-адмирала Новосильского и что необходимо как можно поспешнее известить о турецких пароходах первого, а пароходу «Владимир» быть в Севастополе, дабы запастись углем и опять состоять наготове, я безотлагательно переехал на пароход этот и, отдав контр-адмиралу Новосильскому приказание следовать сначала на соединение с вице-адмиралом Нахимовым, а потом в Севастополь, оставив, буде потребуется, двухдечные корабли «Ростислав» и «Святослав» вице.адмиралу Нахимову, сам направился к порту Амастро.

5-го, в 6 ¾ часа утра на румб NtW увидели дым парохода и в одно время на WSW эскадру, состоящую из 6 судов, которую по числу их мы приняли за эскадру вице-адмирала Нахимова. Ветр был от SW, тихий, без зыби.

Мы легли на пароход, и в 8 час. можно было видеть его две мачты и трубу. Вскоре сделалось достоверным, что он правил на NtO.

В 8 ¾ часа заметили, что гонимый пароход вдруг переменил курс вправо и стал править поперек нашего курса; мы легли на NNO ¼ O, на пересечку его пути, и начали быстро к нему приближаться. Через ¼ часа пароход поворотил вдруг влево, опять поперек нас, а мы легли на N1/2 W.

В 9 ½ часа он положил право и стал править прямо на нас.

В 9 ¾ часа мы подняли флаг, на что он немедленно отвечал поднятием турецко-египетского флага, положил право и стал править поперек нашего курса, поставив фор-трисель и кливер.

В 10 час., подошедши к нему на пушечный выстрел, мы пустили первое ядро перед носом его и видя, что он не спускает флага, пустили другое, на которое он отвечал выстрелами из орудии правого борта; после этого, сблизившись, мы стали действовать всеми оруднями левого борта. По третьему выстрелу сбили ему флаг с флагштоком, он же немедленно поднял другой на гафеле и отвечал всеми орудиями правого борта. Все почти ядра его перелетали через нас в начале сражения.

В 10 1/4 часа, входя ему в кильватер, мы действовали попеременно правым бортовым и носовым бомбическими орудиями, направленными по килю парохода [1]; когда же неприятель из линии кальватера приводил поперек нас, чтобы стрелять орудиями правого борта, мы тоже приводили в параллель ему, действовали ядрами и бомбами, а когда расстояние позволяло, то и картечью, всем левым бортом, на который, кроме настоящих орудий, было перевезено кормовое правое бомбическое.

В 11 час. все шлюпки турецкого napoхода был сбиты, по всему борту были видны пробоины, рангоут был весьма избит, а дымовая труба прострелена во многих местах.

В 12 час. командир неприятельского парохода, стоявший, во все время боя на площадке, был сбит ядром и вслед за тем вся площадка снесена.

В 12 1/2 часа, лежа параллельно пароходу, во время батального огня с обеих сражающихся сторон были убиты у нас картечью лейтенант Железнов, стоявший на правом кожухе, и горнист, стоявший палубе у правого кожуха; в одно почти время были тяжело ранены комендор левой коронады и один из прислуги кормового бомбического орудия. Турецкий пароход в последние два часа старался держать прямо на азиатский берег, на SO.

В 12 ¾ часа мы были уже от него на расстоянии не более кабельтова и действовали несколько минут носовыми орудиями, - все наши ядра ложились в корпус парохода, - потом, положив вдруг лево, легли в параллель ему на пистолетный выстрел и сделали залп, причем он спустил флаг и остановил машину, что было сделано в 1 час популодни, ,а мы пробили дробь.

Лейтенант Ильинский был немедленно послан на шестерке с комплектом вооруженных гребцов, чтобы завладеть призом и поднять русский флаг.

Вслед за тем на одной из кожуховых лодок боцман, 3 унтер-офицера, подшкипер, 20 человек ружейных, 2 сигналыцика, 2 рулевых,2 машиниста, 4 кочегара и с ними машинный кондуктор, 2 плотника, 1 конопатчuк, 1 слесарь, все вооруженные абордажным оружием, были отправлены на взятый пароход: под командою старшего офицера с парохода «Владимир» лейтенанта Попандопуло, который и назначен временным командиром приза.

Другая кожуховая лодка была послана, чтобы забрать пленных, к ней вскоре присоединилась первая, высадив наших людей на пароход, и обе привезли в два рейса пленных офицеров и команду с их багажом.

Неприятельский пароход оказался в 220 сил, 10 пуш. «Перваз-Бахри», отвозил письма в Синоп и возвращался в Пендераклию, где назначено было ожидать флот фрегатов.

Из собранных сведений на пароходе всex чинов в полном составе до сражения состояло:

Командир [2]…………..1

Лейтенантов………......3

Машинист англичанин.1

Машинист араб……….1

Мичманов……………..3

Доктор…………………1

Комиссар………………1

Мулла………………….1

Лоцман………………...1

Юнкеров………………10

Унтер-офицеров………5

Прислуги………………2

_____________________

Итого…………………151

После боя привезено на пароход «Владимир»:

Офицеров……………..9

Нижних чинов………..84

______________________

Итого………………….93

Убитых у неприятеля:

Капитан [2]……………..1

Офицеров…………….....2

Матросов……………....16

Смертельно раненых и уже

умерших…………………3

Раненых не смертельно.18

Верных сведений о числе убитых на турецком пароходе собрать от пленных было невозможно, и потому можно полагать, что ими самими было выброшено за борт до конца еще сражения несколько человек.

Незначительные повреждения на пароходе «Владимир», претерпенные им во время боя, следующие.

По корпусу:

1. Верхний планцырь (так в оригинале – u-96) борта с правой стороны пробит ядром.

2. В левой кожуховой каюте пробита насквозь переборка картечью.

3. В обоих дымовых трубах сквозные дыры.

4. В правой кожуховой каюте в переборке пробоина.

5. С левой стороны у коронады полубортик пробит картечью, адругой оторван ядром.

6. В лодке № 2 ниже планцыря пробито картечью и поврежден киль.

По рангоуту и такелажу:

1. Перебит цепной гротовой гардель ядром.

2. Перебиты утлегарь-бакштаги, мартын-бакштаги и еще несколько бегучего такелажа.

На взятом пароходе машина уцелела, кроме пробоин в паровиках и трубе, но корпус избит до разрушения, в кормовой части целые доски вырваны, рулевая голова сбита, компасы уничтожены, внутри переборки от взрывавшихся бомб совершенно разрушены, - вообще повреждения были мноrочисленны, так что для приведения его в coстояние держаться на воде мы были заняты до 4 час. В это время усмотрели две приближающиеся с разных сторон эскадры: одну прямо на ветре к югу я считал эскадрою вице-ардмирала Нахимова, другая же от запада могла быть эскадра турецких фрегатов. Я пустил приз плыть, как мог, по румбу в Севастополь, сам же решился держать на сомнительную эскадру; вскоре оказалось, что это эскадра контр-адмирала Новосильского. Боясь потерять приз с разбитою трубою и без руля и потому не имея времени видеться с вице-адмиралом Нахимовым, я передал все, что для него могло быть нужно, контр-адмиралу Новосильскому и, кроме того, велел сему последнему, буде вице-адмирал Нахимов найдет нужным усилить отряд свой еще двумя двухдечными кораблями, то оставить их, а самому с стопушечными отправиться в Севастополь.

Опасение мое насчет приза было справедливо, нам пришлось с ним возиться всю ночь и другой день; наконец, приведен он в порт благополучно.

Капитан, офицеры и команда парохода «Владимир» вели себя самым достойным образом. Капитан-лейтенант Бутаков распоряжался, как на маневрах; действия артиллериею были и быстры, и метки, чему лучшим доказательством служит разрушение, ими произведенное на неприятельском судне. Состоявшие при мне флаг-офицеры: лейтенанты князь Барятинский, Железнов, Добровольский и Ильинский, не имея у себя дела по флагманской части, поощряли команду своим примером и указаниями. Лейтенант Железнов, офицер, подававший большую надежду, был убит картечью на кожуховой лодке, откуда замечал действия наших ядер.

Смею надеяться, что первое пароходное дело в истории флотов удостоится высочайшего внимания и не отказано будет вознаградить отличившихся офицеров, в особом списке поименованных, наградами, к коим представляются.

Причем долгом считаю обратить также внимание вашей светлости на эскадру стопушечных кораблей, которая, выдержав два шторма, едва стих ветер, уже лавировала в стройном порядке для атаки неприятеля. К таким кораблям, конечно, можно иметь полное доверие, и так как это может только существовать при отличном их, содержании и совершенном знании морского дела флагманов и капитанов, то я считал бы справедливым исходатайствовать им высочайше одобрение, а начальнику 4-й дивизии контр-адмиралу Новосильскому, офицеру, постоянно отличающемуся безграничным усердием к службе, особую награду.

Представляя при сём подробное описание сражения с пояснительною диаграммою, имею честь испрашивать разрешения, как поступить с приобретенным пароходом и военнопленными, состоящими из чинов, в прилагаемом списке поименованных (упоминаемые диаграмма и список в публикации отсутствуют – u-96).

Генерал-адъютант Корнилов

-----------------------------------

1 - Впоследствии оказалось, что турками были устроены баррикады из угольных мешков между орудиями и поперек судна. Примечание журнала «Морской сборник».

2 – Из черкесов мамелюк Саид-паши, адмирала египетского флота. Примечание В.А. Корнилова. <a name="cutid1-end">

Морской сборник, 1853, N Х, часть оф., стр: 101-109.

________________________________________

______________

Изменено пользователем Hohenfrei

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
52 публикации
771 бой

Просмотр сообщенияHohenfrei (23 Авг 2012 - 01:32) писал:

Чуть позже было принято решение о заказе в Англии на верфи Мэра в Блеквале пароходофрегата «Владимир», с увеличенной мощностью машин. 11 сентября 1848г. на Темзе начались его ходовые испытания. Обводы нового корабля оказались превосходными, машины мощными, он отлично слушался руля, развивая среднюю скорость хода 11 узлов. 25 октября 1848г. под командой капитан-лейтенанта Н.А.Аркаса «Владимир» ушел в Россию, где получил вооружение и вступил в состав Черноморского флота.
Флагманским кораблем этого отряда был пароходофрегат "Владимир", спущенный на воду с эллинга Николаевского адмиралтейства 10 марта 1848 года. Командовал пароходофрегатом Г. И. Бутаков, талантливый и инициативный офицер.
Так в Лондоне или Николаеве?

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
461 публикация
4 боя

Просмотр сообщенияGreg_Miles (23 Авг 2012 - 02:01) писал:

Так в Лондоне или Николаеве?

В Лондоне построили корпус и всунули все ништяки, кроме орудий и некоторых частей паровой машины, в Николаеве на него поставили вооружение, заменили гребные винты, и прочую оснастку и спустили на воду повторно.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
18
[SHPZ2] u_96
113 публикации
3 783 боя

Алаверды. :)

 

ДОНЕСЕНИЕ В.А. КОРНИЛОВА А.С. МЕНЬШИКОВУ О КРЕЙСЕРСТВЕ ЭСКАДРЫ У ТУРЕЦКИХ БЕРЕГОВ И БОЕ ПАРОХОДО-ФРЕГАТА «ВЛАДИМИР» С ТУРЕЦКИМ ПАРОХОДОМ «ПЕРВАЗ-БАХРИ».

 

7 ноября 1853 г., пароход «Владимир», на Севастопольском рейде.

 

28 октября, возвратясь с отрядом пароходов из рекогносцировки турецких берегов до самого Босфора, причем один из пароходов видел 4 турецких корабля и бриг по направлению к Сизополю, я поднял флаг свой на 120-пуш. корабле «,Вел.кн. Константин» и с рассветом 29-го снялся с Севастопольского рейда в сопровождении 120-пуш. кораблей: « Три святителя», под флагом контр-адмирала Новосильского, «Париж», «Двенадцать апостолов», под флагом контр-адмирала Панфилова, 84-пуш. «Ростислав» и «Святослав» для отыскания и истребления виденного флота, буде он расположился в одном из трех портов: Сизополе, Варне или Балчике. Пароходо-фрегаты «Владимир» и «Одесса» должны были присоединиться вслед за выходом эскадры.

Пройдя Херсонесский маяк с попутным утренним ветром, эскадра встретила крепкий юго-восточный ветер, принудивший взять все рифы и спустить брам-реи, на низ. От начала ветра до захождения солнца пройдено было до 70 миль, после чего ветер зашел к юго-запду и обратился в противный шторм с большим неправильным волнением и дождевыми шквалами.

30-го к вечеру ветр смягчился, волнение также, присоединился пароходо-фрегат «Владимир». На кораблях «Три святителя» и «Двенадцать апостолов», которые наиболее меня тревожили, ибо качка была самая разрушительная, все обстояло благополучно.

31-го с утра утихшие и ветр (так в оригинале – u-96) и волнение позволили поставить все паруса и эскадра начала лавировать, сохраняя по возможности близость к условленной в Севастополе линии. Не присоединившийся пароходо-фрегат «Одесса» меня крайне заботил.

1 ноября с полночи нашел внезапно жестокий шквал от северо-запада. Эскадра несла большие паруса, которые убрала щегольски, несмотря на ночное время; пришлось взять опять все рифы и потом оставить один грот-марсель и трисели; волнение не замедлило разыграться и начало трехдечые корабли бросать, как тендер; с сим вместе барометр поднялся, сделалось очень холодно и все предвещало известный своею силою и упорством северо-восточный ветер. Желая быть на ветре мыса Калиакрия, я поворотил к северу.

2 ноября ветр продолжался с сильными порывами, с дождем и градом, но к вечеру погода смягчилась, равно как и волнение.

3 ноября утром ветр стих и перешел к югу; эскадра направилась к мысу Калиакрия; после полдня я послал г. адъютанта своего лейтенанта Железнова на пароходе-фрегате «Владимир» осмотреть Балчик, Варну и Сизополь, а сам занялся распоряжениями к атаке турецких кораблей, буде они расположены в каком из сих портов.

Ночь была светлая, ветр южный умеренный, без волнения, и эскадра в стройном порядке лавировала на высоте Варны, дабы быть готовою спуститься и в Варну, и в Балчик по первому сигналу с парохода. В полночь с 3-го на 4-е число пароход известил, что ни в том, ни в другом портах судов военных нет, и по условленному сигналу без потери времени пустился в Сизополь и Бургас.

4 ноября продолжали лавировать к югу при ровном южном ветpе в 20 милях от берега; в полдень присоединился пароход «Владимир» и вторично опечалили нас сигналом, что в Сизополе и Бургасе военных судов нет; между тем были опрошены и эскадрою нeкоторые купеческие суда, плывшие из Константинополя, и из их показаний оказалось, что турецко-египетский флот стоит в Буюкдере, имея попрежнему фрегты и мелкие суда в крейсерстве у самого пролива, а английские и французские линейные корабли в числе четырех каждой нации при соответственном числе пароходов стояли на якоре у азиатского берега против мыса Сельве-Бурну (на том самом месте, где в 1833 г. был расположен наш лагерь) , три турецкие же парохода пять дней тому назад (следовательно, 31 октября) отправлены в Требезонд.

Полагая, что эскадра может продолжать предназначенное ей плавание к эскадре вице-адмирала Нахимова под командою контр-адмирала Новосильского и что необходимо как можно поспешнее известить о турецких пароходах первого, а пароходу «Владимир» быть в Севастополе, дабы запастись углем и опять состоять наготове, я безотлагательно переехал на пароход этот и, отдав контр-адмиралу Новосильскому приказание следовать сначала на соединение с вице-адмиралом Нахимовым, а потом в Севастополь, оставив, буде потребуется, двухдечные корабли «Ростислав» и «Святослав» вице.адмиралу Нахимову, сам направился к порту Амастро.

5-го, в 6 ¾ часа утра на румб NtW увидели дым парохода и в одно время на WSW эскадру, состоящую из 6 судов, которую по числу их мы приняли за эскадру вице-адмирала Нахимова. Ветр был от SW, тихий, без зыби.

Мы легли на пароход, и в 8 час. можно было видеть его две мачты и трубу. Вскоре сделалось достоверным, что он правил на NtO.

В 8 ¾ часа заметили, что гонимый пароход вдруг переменил курс вправо и стал править поперек нашего курса; мы легли на NNO ¼ O, на пересечку его пути, и начали быстро к нему приближаться. Через ¼ часа пароход поворотил вдруг влево, опять поперек нас, а мы легли на N1/2 W.

В 9 ½ часа он положил право и стал править прямо на нас.

В 9 ¾ часа мы подняли флаг, на что он немедленно отвечал поднятием турецко-египетского флага, положил право и стал править поперек нашего курса, поставив фор-трисель и кливер.

В 10 час., подошедши к нему на пушечный выстрел, мы пустили первое ядро перед носом его и видя, что он не спускает флага, пустили другое, на которое он отвечал выстрелами из орудии правого борта; после этого, сблизившись, мы стали действовать всеми оруднями левого борта. По третьему выстрелу сбили ему флаг с флагштоком, он же немедленно поднял другой на гафеле и отвечал всеми орудиями правого борта. Все почти ядра его перелетали через нас в начале сражения.

В 10 1/4 часа, входя ему в кильватер, мы действовали попеременно правым бортовым и носовым бомбическими орудиями, направленными по килю парохода [1]; когда же неприятель из линии кальватера приводил поперек нас, чтобы стрелять орудиями правого борта, мы тоже приводили в параллель ему, действовали ядрами и бомбами, а когда расстояние позволяло, то и картечью, всем левым бортом, на который, кроме настоящих орудий, было перевезено кормовое правое бомбическое.

В 11 час. все шлюпки турецкого napoхода был сбиты, по всему борту были видны пробоины, рангоут был весьма избит, а дымовая труба прострелена во многих местах.

В 12 час. командир неприятельского парохода, стоявший, во все время боя на площадке, был сбит ядром и вслед за тем вся площадка снесена.

В 12 1/2 часа, лежа параллельно пароходу, во время батального огня с обеих сражающихся сторон были убиты у нас картечью лейтенант Железнов, стоявший на правом кожухе, и горнист, стоявший палубе у правого кожуха; в одно почти время были тяжело ранены комендор левой коронады и один из прислуги кормового бомбического орудия. Турецкий пароход в последние два часа старался держать прямо на азиатский берег, на SO.

В 12 ¾ часа мы были уже от него на расстоянии не более кабельтова и действовали несколько минут носовыми орудиями, - все наши ядра ложились в корпус парохода, - потом, положив вдруг лево, легли в параллель ему на пистолетный выстрел и сделали залп, причем он спустил флаг и остановил машину, что было сделано в 1 час популодни, ,а мы пробили дробь.

Лейтенант Ильинский был немедленно послан на шестерке с комплектом вооруженных гребцов, чтобы завладеть призом и поднять русский флаг.

Вслед за тем на одной из кожуховых лодок боцман, 3 унтер-офицера, подшкипер, 20 человек ружейных, 2 сигналыцика, 2 рулевых,2 машиниста, 4 кочегара и с ними машинный кондуктор, 2 плотника, 1 конопатчuк, 1 слесарь, все вооруженные абордажным оружием, были отправлены на взятый пароход: под командою старшего офицера с парохода «Владимир» лейтенанта Попандопуло, который и назначен временным командиром приза.

Другая кожуховая лодка была послана, чтобы забрать пленных, к ней вскоре присоединилась первая, высадив наших людей на пароход, и обе привезли в два рейса пленных офицеров и команду с их багажом.

Неприятельский пароход оказался в 220 сил, 10 пуш. «Перваз-Бахри», отвозил письма в Синоп и возвращался в Пендераклию, где назначено было ожидать флот фрегатов.

Из собранных сведений на пароходе всex чинов в полном составе до сражения состояло:

Командир [2]…………..1

Лейтенантов………......3

Машинист англичанин.1

Машинист араб……….1

Мичманов……………..3

Доктор…………………1

Комиссар………………1

Мулла………………….1

Лоцман………………...1

Юнкеров………………10

Унтер-офицеров………5

Прислуги………………2

_____________________

Итого…………………151

После боя привезено на пароход «Владимир»:

Офицеров……………..9

Нижних чинов………..84

______________________

Итого………………….93

 

Убитых у неприятеля:

Капитан [2]……………..1

Офицеров…………….....2

Матросов……………....16

Смертельно раненых и уже

умерших…………………3

Раненых не смертельно.18

Верных сведений о числе убитых на турецком пароходе собрать от пленных было невозможно, и потому можно полагать, что ими самими было выброшено за борт до конца еще сражения несколько человек.

Незначительные повреждения на пароходе «Владимир», претерпенные им во время боя, следующие.

По корпусу:

1. Верхний планцырь (так в оригинале – u-96) борта с правой стороны пробит ядром.

2. В левой кожуховой каюте пробита насквозь переборка картечью.

3. В обоих дымовых трубах сквозные дыры.

4. В правой кожуховой каюте в переборке пробоина.

5. С левой стороны у коронады полубортик пробит картечью, адругой оторван ядром.

6. В лодке № 2 ниже планцыря пробито картечью и поврежден киль.

 

По рангоуту и такелажу:

1. Перебит цепной гротовой гардель ядром.

2. Перебиты утлегарь-бакштаги, мартын-бакштаги и еще несколько бегучего такелажа.

На взятом пароходе машина уцелела, кроме пробоин в паровиках и трубе, но корпус избит до разрушения, в кормовой части целые доски вырваны, рулевая голова сбита, компасы уничтожены, внутри переборки от взрывавшихся бомб совершенно разрушены, - вообще повреждения были мноrочисленны, так что для приведения его в coстояние держаться на воде мы были заняты до 4 час. В это время усмотрели две приближающиеся с разных сторон эскадры: одну прямо на ветре к югу я считал эскадрою вице-ардмирала Нахимова, другая же от запада могла быть эскадра турецких фрегатов. Я пустил приз плыть, как мог, по румбу в Севастополь, сам же решился держать на сомнительную эскадру; вскоре оказалось, что это эскадра контр-адмирала Новосильского. Боясь потерять приз с разбитою трубою и без руля и потому не имея времени видеться с вице-адмиралом Нахимовым, я передал все, что для него могло быть нужно, контр-адмиралу Новосильскому и, кроме того, велел сему последнему, буде вице-адмирал Нахимов найдет нужным усилить отряд свой еще двумя двухдечными кораблями, то оставить их, а самому с стопушечными отправиться в Севастополь.

Опасение мое насчет приза было справедливо, нам пришлось с ним возиться всю ночь и другой день; наконец, приведен он в порт благополучно.

Капитан, офицеры и команда парохода «Владимир» вели себя самым достойным образом. Капитан-лейтенант Бутаков распоряжался, как на маневрах; действия артиллериею были и быстры, и метки, чему лучшим доказательством служит разрушение, ими произведенное на неприятельском судне. Состоявшие при мне флаг-офицеры: лейтенанты князь Барятинский, Железнов, Добровольский и Ильинский, не имея у себя дела по флагманской части, поощряли команду своим примером и указаниями. Лейтенант Железнов, офицер, подававший большую надежду, был убит картечью на кожуховой лодке, откуда замечал действия наших ядер.

Смею надеяться, что первое пароходное дело в истории флотов удостоится высочайшего внимания и не отказано будет вознаградить отличившихся офицеров, в особом списке поименованных, наградами, к коим представляются.

Причем долгом считаю обратить также внимание вашей светлости на эскадру стопушечных кораблей, которая, выдержав два шторма, едва стих ветер, уже лавировала в стройном порядке для атаки неприятеля. К таким кораблям, конечно, можно иметь полное доверие, и так как это может только существовать при отличном их, содержании и совершенном знании морского дела флагманов и капитанов, то я считал бы справедливым исходатайствовать им высочайше одобрение, а начальнику 4-й дивизии контр-адмиралу Новосильскому, офицеру, постоянно отличающемуся безграничным усердием к службе, особую награду.

Представляя при сём подробное описание сражения с пояснительною диаграммою, имею честь испрашивать разрешения, как поступить с приобретенным пароходом и военнопленными, состоящими из чинов, в прилагаемом списке поименованных (упоминаемые диаграмма и список в публикации отсутствуют – u-96).

 

Генерал-адъютант Корнилов

 

-----------------------------------

1 - Впоследствии оказалось, что турками были устроены баррикады из угольных мешков между орудиями и поперек судна. Примечание журнала «Морской сборник».

2 – Из черкесов мамелюк Саид-паши, адмирала египетского флота. Примечание В.А. Корнилова. <a name="cutid1-end">

 

Морской сборник, 1853, N Х, часть оф., стр: 101-109.

________________________________________

______________

 

Поскольку програмное обеспечение моего скана наотрез отказалось воспринимать и воспроизводить дореволюционную орфографию, пришлось постить документ в современном стиле и без "ятей".

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
119 публикаций
419 боёв

отличная инфа, U-96 Ток оформи нормально и убери под спойлеры.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
1 315
[V-C-T] Jorian
6 876 публикаций
42 боя

Просмотр сообщенияu_96 (23 Авг 2012 - 08:15) писал:

....
А если несложно - можно сканик самого документа сюда выложить?

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
36 публикаций
813 боёв

неплохо. поставлю респект

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
461 публикация
4 боя

Просмотр сообщенияu_96 (23 Авг 2012 - 08:15) писал:

Алаверды. :)

ДОНЕСЕНИЕ В.А. КОРНИЛОВА А.С. МЕНЬШИКОВУ О КРЕЙСЕРСТВЕ ЭСКАДРЫ У ТУРЕЦКИХ БЕРЕГОВ И БОЕ ПАРОХОДО-ФРЕГАТА «ВЛАДИМИР» С ТУРЕЦКИМ ПАРОХОДОМ «ПЕРВАЗ-БАХРИ».



С вашего дозволения впихну это подробное донесение в шапку темы? :rolleyes:

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
135 публикаций

Просмотр сообщенияHohenfrei (23 Авг 2012 - 02:13) писал:

В Лондоне построили корпус и всунули все ништяки, кроме орудий и некоторых частей паровой машины, в Николаеве на него поставили вооружение, заменили гребные винты, и прочую оснастку и спустили на воду повторно.

что за гребные вины?

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
109 публикаций
454 боя

Спасибо за инфу.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
18
[SHPZ2] u_96
113 публикации
3 783 боя

Просмотр сообщенияShin_XZ (23 Авг 2012 - 10:19) писал:

отличная инфа, U-96 Ток оформи нормально и убери под спойлеры.

Нормально, это как? Проконсультируй, если не сложно.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
18
[SHPZ2] u_96
113 публикации
3 783 боя

Просмотр сообщенияJorian (23 Авг 2012 - 10:55) писал:

А если несложно - можно сканик самого документа сюда выложить?

Сложно. Я ща в загране, а скан - дома.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
18
[SHPZ2] u_96
113 публикации
3 783 боя

Просмотр сообщенияHohenfrei (23 Авг 2012 - 12:39) писал:

С вашего дозволения впихну это подробное донесение в шапку темы? :rolleyes:

Не вопрос.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
461 публикация
4 боя

Просмотр сообщенияB777_ (23 Авг 2012 - 13:39) писал:

что за гребные вины?

Ну в смысле гребной колесеный механизм.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
461 публикация
4 боя

Просмотр сообщенияu_96 (23 Авг 2012 - 13:50) писал:

Не вопрос.

Сделано, спасибо за помощь

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
1 315
[V-C-T] Jorian
6 876 публикаций
42 боя

Просмотр сообщенияu_96 (23 Авг 2012 - 13:49) писал:

Сложно. Я ща в загране, а скан - дома.
А, я думал, что такой документ с собой на ноуте :) Тогда после заграна в жж потревожу.
БЗВ, не рекомендуется отвечать три раза подряд - лучше в одном сообщении, а то придут злые дядьки :(

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
0
[Z1OOO] OdinBMR
142 публикации
1 628 боёв

Сметка некоторых офицеров воодушевляет :biggrin:  создать крен для повышения УВН это 5

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Коллекционер
337 публикаций

u_96 Засунь хотя бы часть текста в сполер, а то твое сообщение занимает пол страницы. :biggrin:

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Гость
Эта тема закрыта для публикации новых ответов.

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Эту страницу никто не просматривает.

×