Перейти к содержимому
Для публикации в этом разделе необходимо провести 50 боёв.
ilia3075

Арктические конвои

В этой теме 49 комментариев

Рекомендуемые комментарии

Старший альфа-тестер, Альфа-тестер, Коллекционер, Старший альфа-тестер, Старший альфа-тестер, Коллекционер-испытатель
1 536 публикаций
12 829 боёв

Определение


Изображение
Uploaded with ImageShack.us
Арктические конвои Второй мировой войны проходили из Великобритании и США в северные порты СССР — Архангельск и Мурманск. Всего с августа 1941 года по май 1945 года было проведено 78 конвоев (хотя в периоды между июлем и сентябрем 1942 года и мартом и ноябрем 1943 года конвои не ходили). В сумме около 1400 торговых судов доставили, в рамках программы ленд-лиза, важные военные материалы в СССР. 85 торговых судов и 16 боевых кораблей ВМФ Великобритании (2 крейсера, 6 эсминцев и 8 других эскортных судов) были потеряны. Германия потеряла ряд судов, включая один линкор, три эсминца и по меньшей мере 30 подводных лодок, а также значительное количество самолётов.

Количество конвоев


Стоит отметить четыре конвоя:
* 30 мая 1942 года, уцелевшие суда конвоя PQ-16 прибыли в Мурманск и Архангельск; конвой оказался настолько успешным в плане доставки военных материалов в СССР, что немецкое командование предприняло дополнительные усилия для недопущения прохождения последующих конвоев.
Изображение
Uploaded with ImageShack.us
* В июле 1942 года, конвой PQ-17 был рассеян после получения сообщений о выходе отряда немецких линкоров и крейсеров на перехват конвоя. Только 11 из 36 торговых судов конвоя прорвались в советские порты.
Изображение
Uploaded with ImageShack.us
* Бой в Баренцевом море: в декабре 1942 года, немецкие надводные корабли, включая тяжёлые крейсера Адмирал Хиппер и Лютцов вышли на перехват конвоя JW51B. Нападение было отбито силами кораблей эскорта.
Изображение
Uploaded with ImageShack.us
* Бой у Нордкапа: в декабре 1943 года, конвой JW55B был атакован немецким линейным крейсером Шарнхорст, который в ночном бою был потоплен британским линкором Герцог Йоркский и кораблями эскорта.
Изображение
Uploaded with ImageShack.us

История появления конвоев.


К началу 1941 г. Германия захватила большую часть Европы, и *** начал обращать свой взор к России. 22 июня в соответствии с планом «Барбаросса», Германия напала на Советский Союз, а 1 июля началось наступление на Мурманск - единственный незамерзающий северный порт. Однако Советская армия в жестоких лесных боях удержала там свои рубежи.
Вслед за нападением на СССР президент США Франклин Рузвельт и британский премьер-министр Уинстон Черчилль незамедлительно заявили о своей поддержке борьбы Советского Союза против фашистской Германии. Соединенные Штаты тогда еще не вступили в войну, хотя и оказывали поддержку Великобритании в виде кредитов и военного снаряжения.
7 июля Черчилль сказал Сталину, что Британия сделает «все, что только позволит время, географические условия и наши растущие ресурсы, чтобы помочь вам». Уже 28 июня Черчилль решил передать Сталину информацию, только что полученную от британских дешифровальщиков, расшифровавших германские коды под общим названием «Энигма», которые были использованы на восточном фронте накануне, 27 июня. Он также отдал приказ о нанесении авиационных ударов по германским городам в надежде отвлечь немецкие военные ресурсы с российского фронта и начал перенаправлять из британских портов в советские поступавшие из США грузы с необходимой медицинской помощью и другими запасами. Поддержка, которую Британия оказывала СССР, получила дополнительный импульс 7 июля, когда бригада морской пехоты США высадилась в Исландии, что дало возможность расширить диапазон морского патрулирования и, в свою очередь, позволило британским войскам организовать защиту Полярных конвоев.
12 июля Великобритания и Советский Союз подписали договор о «взаимной помощи», направленный против Германии. Супруга Черчилля, Клементина, в сентябре 1941 г. обратилась к населению Великобритании с просьбой о пожертвованиях и за один месяц эта кампания, получившая название «Помощь России», собрала достаточно средств, чтобы отправить грузы, включавшие один миллион доз болеутоляющего средства фенацетин, 53 хирургических набора для оперирования в военных условиях и 70000 хирургических игл.
Конвои появились в самом начале Второй мировой войны в 1939 г. Система конвоев предусматривает формирование больших отрядов торговых судов для совершения морских переходов под охраной боевых кораблей. Такая система сложна в организации и при этом не может быть оптимальной в реализации, поскольку скорость любого конвоя не превышает скорости самого тихоходного из его судов. И атлантические и арктические конвои подвергались нападениям со стороны «волчьих стай» немецких подводных лодок, а также атакам немецкой авиации и надводного флота. Страшная судьба конвоя PQ17,следовавшево в Россию, показала, что может случиться с судами, следующими в одиночку. Считая, что боевая группа германских надводных кораблей, включая Тирпиц - линкор с восьмью 15-дюймовыми орудиями, вышла в море, первый лорд адмиралтейства, лорд Паунд, отдал ошибочный приказ рассредоточить конвой. Из 39 торговых судов только 11 дошли до Кольского полуострова, потери составили 210 самолетов, 430 танков, 3350 единиц транспортных средств и почти 100000 тонн грузов.
Вскоре после вторжения Германии в Советский Союз стало очевидно, что если поражение Германии на суше возможно, то добьется этого Красная Армия - до того, как появится возможность открытия второго фронта в Европе. Вследствие этого союзники сосредоточили свои усилия на оказании поддержки решению именно этой задачи. Поставки самолетов, танков, топлива и других материалов и предметов военного снаряжения имели жизненно важное значение не только в практическом смысле, но и для поддержания морального духа.
Первый конвой с грузами для России, операция «Дервиш», вышел из Ливерпуля в направлении залива Скапа-Флоу 21 августа 1941 г. В его составе шесть британских торговых судов Ланкастриан Принц, Нью Вестминстер Сити, Олдерсдейл, Эзне, Хланстефан Касл и Трехата, и один голландский, Альчиба. После короткой остановки для заправки топливом в Исландии он, избежав потерь, прибыл в Архангельск 31 августа, доставив 10000 тонн каучука, 3800 глубинных бомб и магнитных мин, 15 истребителей «Харрикейн», 1500 тонн форменных ботинок и множество другого необходимого оборудования.
В то же время в Полярном были базированы британские подводные лодки, чтобы участвовать в боевых действиях с российскими силами, осуществлявшими атаки против германских войсковых транспортов и каботажного судоходства у берега Норвегии. Кроме боеприпасов и транспортных средств, основным предметом снабжения, необходимым для российских военных операций, было сырье. Конвой PQ1, вышедший из Исландии 28 сентября, вез груз алюминия, каучука и меди. 30 сентября Черчилль объявил парламенту, что весь объем производства танков за прошедшую неделю решено отправить в Россию. Вскоре после этого Британия решила переадресовать России всю свою долю очередной партии грузов, ожидавшейся из США, которая включала 1800 самолетов-истребителей, 2250 танков и 250000 солдатских шинелей.
Маршрут, которым следовали конвои, в летнее время проходил от Скапа-Флоу на Оркнейских островах в Исландию, где осуществлялась заправка топливом, далее на север к широте 75o и, наконец, в южном направлении до Архангельска. Зимой для разгрузки приходилось использовать Мурманск, как единственный незамерзающий из северных портов, несмотря на его чрезвычайную близость к линии фронта и на то, что это заставляло конвои идти маршрутом, проходящим вблизи оккупированного немцами норвежского побережья. Кроме постоянной угрозы со стороны Люфтваффе, германского надводного флота и подводных лодок, конвоям приходилось преодолевать проблемы, которые представляли собой полярный день летом и полярная ночь зимой, туман, паковый лед, а также ориентирование по компасу – из-за высоких широт и страшных штормов.
За время войны в Россию вышло 42 конвоя и один большой отряд транспортных судов без сопровождения, всего 848 судов, из которых 65 было потеряно. В обратном направлении отправилось 36 конвоев и один отряд без охранения – всего 735 судов, из которых погибло 40. Общий объем перевезенных ими грузов составил 4,5 миллиона тонн, в том числе 5000 танков, свыше 7000 самолетов, транспортные средства (4400 только на конвое PQ18), жидкое топливо для Северного флота и британских кораблей, заправлявшихся в российских портах (9541 т на PQ18) и другие материалы, как, например, взрывчатка.
Хотя 75% всех грузов для Советского Союза было отправлено из США через Персидский залив все-таки в первое время, в 1941-42 гг. полярные конвои были главным способом оказания поддержки Красной Армии, и за время войны ими было перевезено 23% всех грузов.
Общая стоимость военных грузов, отправленных России Великобританией, составила 308 миллионов фунтов стерлингов, сверх этого было послано сырья, продовольствия, оборудования и медицинских препаратов на 120 миллионов фунтов стерлингов. Считается, что общая стоимость грузов, предоставленных во время войны России со стороны США, составляет 11260 миллионов долларов. Объем грузов, перевезенных по полярным маршрутам, достиг 3960000 тонн, в сравнении с общим количеством в 16366000 тонн, - это огромный вклад в действия Красной Армии, который помог ей перейти в наступление и из глубины России дойти до Берлина.

Стратегическое значение


Арктические конвои привели к значительным изменениям в расстановке морских сил с обеих сторон, что оказало существенное влияние на ход боевых действий на море на других театрах боевых действий. В результате ранних рейдов британских эсминцев в Норвегии, *** пришёл к убеждению что англичане намереваются вторгнуться в Норвегию снова. Это, вместе с очевидной необходимостью остановить арктические конвои в СССР, заставило Гитлера отдать приказ передислоцировать тяжёлые надводные немецкие корабли, включая линкор Тирпиц, в Норвегию. Операция «Цербер» была предпринята частично по этой причине.
Как «флот в наличии»(англ.), Tirpitz и другие тяжелые надводные немецкие корабли связывали силы Королевского ВМФ которые могли быть лучше использованы где-то еще, например для сдерживания ВМФ Японии в Индийском океане. Успех рейдов в Атлантике Гнейзенау и Шарнхорст в 1941 продемонстрировал масштабы немецкой угрозы в Атлантике. Однако, с закрытием союзниками непатрулируемого воздушного «окна» над северной Атлантикой, улучшением радио-триангуляционного оборудования(англ.), внедрением воздушного радара и предоставлением конвоям эскортных авианосцев, возможности для немецких рейдеров в Атлантике были ограничены.
Помимо отменённой попытки перехватить конвой PQ12 в марте 1942 года и рейда на Шпицберген в сентябре 1943, Тирпиц провёл большую часть Второй мировой войны в норвежских фьордах. Тирпиц подвергался постоянным атакам пока наконец не был потоплен во фьорде Тромсё 11 ноября 1944 года Королевскими ВВС. Другие тяжёлые суда Кригсмарине никогда не дислоцировались в Норвегии (например, Гнейзенау), были вытеснены из портов страны, или были потоплены превосходящими силами противника (например, Шарнхорст). В особенности, неудачная атака конвоя JW-51B (Бой в Баренцевом море), когда превосходящая группировка немецких надводных кораблей не смогла нанести поражение британскому эскорту, состоявшему из крейсеров и эсминцев, привела Гитлера в ярость и привела к переносу акцента с надводных рейдеров к подводным лодкам. Некоторые тяжёлые корабли были физически разобраны и их вооружение использовано в прибрежных укреплениях.
Ближе к концу войны, военное значение поставок, доставляемых арктическими конвоями, вероятно было не так высоко как символическое, отсюда их продолжение — по настоянию Сталина — в течение длительного времени после того как на Восточном фронте был достигнут перелом в пользу СССР.

Роль разведки


Взлом англичанами кода «Энигмы» сыграл важную роль в конечном успехе арктических конвоев. Хотя упреждающие действия были не всегда возможны, разведывательные данные позволили Королевскому ВМФ подготовиться к боям и конвои могли получать адекватный эскорт. Перехват и потопление линкора «Шарнхорст» были в значительной степени обусловлены способностью англичан читать сообщения, переданные Энигмой.

Памятная монета


* В Мурманске установлен памятник участникам Северных конвоев.
Изображение
Uploaded with ImageShack.us
* В 1992 году Банком России выпущена памятная монета «Северный конвой».
Изображение
Uploaded with ImageShack.us

Фильм



Источники

Изменено пользователем ilia3075
  • Плюс 5

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Бета-тестер
71 публикация
2 868 боёв

хорошая статья :great:

плюсик бы поставил, но они уже кончились)

уже весь день не форуме

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Участник
423 публикации
59 боёв

Интересно! :popcorn:

P.S.какой школьник минус поставил?Ведь правда интересно! :great:

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Старший альфа-тестер
307 публикаций
777 боёв

Флот в Арктике это сурово... Служба в таких условиях, да еще и во время войны...

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Участник
87 публикаций
8 боёв

А можно я покритикую? Я же шайтан как ни как! :angry:  Мало, еще хочу! :veryhappy:  +

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Глобальный модератор
17 394 публикации
577 боёв

Просмотр сообщенияshaitan16 (10 Авг 2013 - 21:43) писал:

А можно я покритикую? Я же шайтан как ни как! :angry:  Мало, еще хочу! :veryhappy:  +
Читайте "Полярные конвои" Скофильда.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Участник
87 публикаций
8 боёв

Просмотр сообщенияDarth_Vederkin (10 Авг 2013 - 21:46) писал:

Читайте "Полярные конвои" Скофильда.

Вы не поверите, рядом с моим домом есть два довольно крупных книжных магазина и ни в одном из них нет серьезных книг по  морской  тематике! Докатились!

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Старший альфа-тестер, Альфа-тестер
1 914 публикации
468 боёв

Тема познавательна. Роль поставок ленд-лиза северным путем тяжело переоценить не даром немцы бросили на пресечения данных поставок довольно значительные силы...

ЗЫ: Поправьте первое фото, а то не отображается  :glasses:

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Глобальный модератор
17 394 публикации
577 боёв

Просмотр сообщенияshaitan16 (10 Авг 2013 - 22:02) писал:

Вы не поверите, рядом с моим домом есть два довольно крупных книжных магазина и ни в одном из них нет серьезных книг по  морской  тематике! Докатились!
Тема не популярная.

Поищите в сети.
Например на "Милитере".

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Альфа-тестер
551 публикация
1 бой

Просмотр сообщенияDarth_Vederkin (10 Авг 2013 - 22:13) писал:

Тема не популярная.

Поищите в сети.
Например на "Милитере".

Зато довольно интересна, да и оригинально)

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Старший альфа-тестер, Альфа-тестер, Коллекционер, Старший альфа-тестер, Старший альфа-тестер, Коллекционер-испытатель
1 536 публикаций
12 829 боёв

Цитата

Поправьте первое фото, а то не отображается
Не знай проверил,у меня вроде все фото отображаются.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Старший альфа-тестер
241 публикация
689 боёв

Неплохо, от души+

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Старший альфа-тестер
473 публикации
106 боёв

Да, только лендлизовские самолёты могли избежать транспортировки конвоем. Всё же остальное - из работа.


P.S. Жаль что в игре не будет ПЛ - некому будет "грабить караваны". :teethhappy:

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Старший альфа-тестер, Альфа-тестер, Коллекционер, Старший альфа-тестер, Старший альфа-тестер, Коллекционер-испытатель
1 536 публикаций
12 829 боёв

Цитата

P.S. Жаль что в игре не будет ПЛ - некому будет "грабить караваны".
Думаю,что и подлодки будут,но чуть попозже,может через полгода или год.Мне так думается.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Бета-тестер
16 публикаций
888 боёв

Как бы хочу внести ясность. Судьба каравана PQ-17  настолько известна, что ее нельзя вот просто так уместить, как здесь, в две строчки. Есть книга, Алистера МакЛина, называется "Полярный конвой". Есть еще одно название этой книги, "Корабль ее Величества Уллис". С таким названием она вышла в СССР. Автор книги был непосредственным участником тех событий, находился на одном из кораблей эскорта. И только чудо ему помогло. Его пересадили по необходимости на другой военный корабль и он со стороны наблюдал, как его корабль погиб при таране немецкой субмарины. Вторая книга, которую я очень всем советую прочитать, это естественно Валентина Пикуля, "Реквием каравану PQ-17". По которому уже в наше время снят довольно посредственный сериал "Конвой PQ-17". Эти две книги Вам дадут полнейшее представление о той трагедии, когда только одно название "Тирпитц" заставило адмирала Дадли Паунда (прозвище его было "Не делай этого Дадли!") дать приказ на рассеивание конвоя и продвигаться всем по одиночке. Кстати автор статьи что выше, писал, мол отряд линкоров и крейсеров.... Ну вы хоть изучите материал, прежде чем откуда то списывать. Линкор был один, "Тирпитц". Который был торпедирован нашей ПЛ К-21 Лунина. Корабль ушел на ремонт. Разгром конвоя лег на плечи авиации и ПЛ, с чем они прекрасно и справились. Но! Не будь позорного приказа, конвой дошел бы. С потерями, но дошел бы. Кстати одн из моментов, после получения приказа о рассеивании... В составе военного эскорта были и Американские боевые корабли. Когда они увидели что Англичане резко меняют курс, они подумали, что эскорт выходит в атаку на эскадру немцев. Но когда они узнали о том, что они просто драпают, было уже поздно догонять конвой. США потом долго не могли простить Бритам за этот позор, который и на их плечи лег. К чести Американцам, они никогда не бросали конвои и всегда разделяли его судьбу.

Я извиняюсь, если где то допустил мелкие неточности, но в общих чертах как то так. Кому интересно, могу полностью сделать статью об судьбе этого каравана. Но зачем писать уже написанное и сделанное профессионалами и участниками. Почитайте те книги, они очень интересны. Там не только о том, что было на самом караване. Там и о других конвоях, о войне за кулисами. О том, каким образом эскадра во главе с Тирпитцем оказалась близ наших коммуникаций. Настоятельно советую потратить на это время.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Альфа-тестер
367 публикаций
194 боя

Просмотр сообщенияJKoka (11 Авг 2013 - 02:05) писал:

Да, только лендлизовские самолёты могли избежать транспортировки конвоем. Всё же остальное - из работа.
P.S. Жаль что в игре не будет ПЛ - некому будет "грабить караваны".
Каким образом избежать? Перегонять через Аляску-Чукотку-Сибирь и так до самого фронта? Тяжелые самолёты ещё куда ни шло, а истребители после такого марафона нужно в капиталку отправлять, а не на фронт.

Просмотр сообщенияKam041 (11 Авг 2013 - 03:17) писал:

Как бы хочу внести ясность. Судьба каравана PQ-17  настолько известна, что ее нельзя вот просто так уместить, как здесь, в две строчки. Есть книга, Алистера МакЛина, называется "Полярный конвой". Есть еще одно название этой книги, "Корабль ее Величества Уллис". С таким названием она вышла в СССР. Автор книги был непосредственным участником тех событий, находился на одном из кораблей эскорта. И только чудо ему помогло. Его пересадили по необходимости на другой военный корабль и он со стороны наблюдал, как его корабль погиб при таране немецкой субмарины.
Откуда дровишки? Официальная биография Маклина сообщает о том, что сперва он служил на вооруженном пароходе "Bournemouth Queen" который не ходил в океан, а в качестве корабля ПВО нёс службу у берегов Шотландии. В 1943 (т.е. ПОСЛЕ разгрома PQ-17) был переведён торпедистом на крейсер ПВО "Роялист" (как раз он и послужил прообразом "Уллиса"). Там ему действительно довелось повоевать в северных водах, поучаствовать в охоте на "Тирпица", дважды сходить с конвоями в СССР. Но никаких чудесних спасений не было и тем более, его корабль благополучно пережил войну, а вовсе даже не погиб при таране немецкой субмарины.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Эту страницу никто не просматривает.

×