Перейти к содержимому
Для публикации в этом разделе необходимо провести 50 боёв.
Black_Hunter

Крейсера "для чайников". История появления класса.

В этой теме 78 комментариев

Рекомендуемые комментарии

4 253 публикации
370 боёв

Поднял на свет опусы с танкового форума четырехмесячной давности. :)

 

Вообще - откуда пошел термин "крейсер"?

Вики считает, что от нидерландского (я ж говорил - мануфактуры у них были знатные по "этому делу"). Хотя есть варианты и немецкого происхождения этого слова.

Этот термин ("крейсер") стал широко использоваться где-то в 17 веке. В Эпоху Великих Географических Открытий. Были европейские государства, которые посылали далеко в море-океаны свои корабли с целью исследования (чаще всего первоначальный план был - найти короткий морской путь в Индию, чтоб возить оттуда всякие "ништяки" - специи, шелка и т.д.) Эти корабли находили какие-то острова или материки и сразу же объявляли эти земли принадлежащими своему государству. Так появились "заморские колонии". Чаще всего в колониях местное население было диким и нецивилизованным (с европейской точки зрения). Поэтому без зазрения "белой европейской совести" грабилось, обманывалось или уничтожалось. Фактически в колониях метрополию (владельца этой колонии) интересовало только одно - найти побольше драгоценностей (или редких дорогих ресурсов) и привезти к себе в Европу.

Первым государством, нахапавшем кучу колоний, была Испания. В то время это было наверно одно из сильнейших государств как на суше так и на море. Другие страны (Англия, Франция, Голландия) тоже хотели "ништяков", однако в своих колониях испанцы запрещали появляться и торговать кораблям других стран (ну это общепринятая практика по отношению колоний). Разные-другие страны тоже отхватили немного колоний, но самые "ништяковые" таки были у Испании.

 

Ахтунг! Большая картинка!

Естественно, никто из Европейских стран (тех кто мог дотянуть свои "лапищи" до Америки) с этим положением мириться не захотел. Ибо - "такая корова нужна самому"! В итоге это положило начало многим и многим европейским войнам, отголоски которых долетали и до дальних стран и колоний.

Испания, конечно, будучи сильнейшей страной, успела напинать своим соседям достаточно, чтобы они быстренько все согласились против неё "дружить".

Самая большая проблема во времена отсутствия самолетов и аэродромов в "папуасии" была в том, что "догребсти" до колонии и "честно экспроприировать ништяки" у местных "папуасов" можно было только на корабле. Поэтому флот становится одной из главных составляющих как экономической, так и военной мощи стран. Поскольку Испания отгребла изначально самые "ништяковые" районы, то драгоценности (золото, серебро, драгоценные камни) и редкие товары просто "гребла лопатой". И вывозила это все к себе в Европу.

Параллельно с "лопатной греблей" мудрые добрые и цивилизованные белые европейцы стали "от широты душевной" передавать всю вековую мудрость Европы неблагодарным "дикарям". Так, в частности, голландцы научили "темных" американских индейцев веселому и богоугодному занятию - снятию скальков и введению этого "товара" в местную торговлю.

Однако проплывающие мимо остальной "кодлы товарищей" такие большие драгоценности вызывали как обильное слюноотделение, так и непроизвольные мышечные судороги с инстинктивным желанием - перерезать испанцу глотку и выпотрошить его лохань. Фактически все это привело как к большому развитию пиратства (особенно в Карибском море ибо там как раз проходили пути "золотых" и "серебряных" караванов), так и к серии войн за американские колонии.

Поскольку расстояния большие, то и флот должен быть немаленьким. А поскольку самый большой и сильный флот на тот момент был у Испании, эуропейским "халявщикам" (т.е. партнерам) приходилось придумывать способы - как бы с минимальными затратами умыкнуть у испанцев побольше "богачеств".

В итоге мы подходим к одному из основных условий и причин появления данного класса кораблей.

Таким образом перед многими странами встала задача "экспроприации экспроприированного" в собственный карман. Все-таки как ни был велик испанский флот, ништяков было столько, что нехватало как лопат для "гребли ништяков", так и кораблей для охраны "честно награбленного". Потому не только на "золотых" и "серебряных" караванах вывозилось "все что нажито непосильным трудом". Было много и одиночных судов вообще без охраны. Основными кораблями и торгового и военного испанских флотов были галеоны.

 

http://kikcompany.ru...erevo/18022.jpg

Испанский галеон SAN JUAN

 

http://pirates.goha....on_inline_1.jpg

Галеон

 

Вот они то на первом этапе и становились основными целями как пиратов так и каперов (тот же самый пират, но с бумагой от какой-либо страны, что он не просто сам по себе грабит, а грабит с разрешения этой страны и его нельзя сразу вздергивать на рее, ибо он часть награбленного отдает вот этой стране).

Т.е. одим из первейших задач "крейсеров" в то время стала именно борьба с морской торговлей противника. Фактически это было появление самого термина "крейсировать" - пересекать пути. Однако в то время это не отражало еще самого класса. "Крейсерством" могли заниматься любые суда. От куттеров до больших кораблей. Однако большие корабли были очень дорогими, неповоротливыми и не очень быстрыми, а испанские торговцы жадными и просто так не хотели расставаться со своими "ништяками". Поэтому чаще всего для крейсерства использовались достаточно небольшие но мореходные, быстрые, маневренные и хорошо вооруженные корабли (дабы более эффективно "лечить приступы беспредельной жадности торговцев" и нежеление их просто так делиться со всякими оборванцами).

 

http://pirates.goha....er_inline_2.jpg

Куттер или тендер.

 

Параллельно на эти суда могли возлагать и другие задачи - морская разведка, передача донесений между колониями и флотами.

В течении 18-го века постепенно одним из основных типов кораблей, используемым для "крейсерства" становятся фрегаты. Но иногда "за неимением гербовой бумаги приходилось писать и на туалетной", а потому к крейсерству привлекали и корабли поменьше: шлюпы, бриги и корветы.

С середины 19 века для крейсерства начинают использоваться парусно-винтовые фрегаты, шлюпы, корветы и клиперы.

Дальше можно почитать интересную и познавательную историческую справку, которую дает вики:

Значительный толчок к развитию кораблей крейсерского класса дала гражданская война в США 1861—1865 годов. Конфедерация Южных Штатов, не располагая крупным флотом, в борьбе на море делала ставку на действия парусно-паровых рейдеров. Конфедерация впервые стала официально применять термин "крейсер", хотя он по-прежнему объединял корабли по назначению, а не по конструкции. Хотя фактически их было немного, они сумели захватить более 200 торговых судов северян. Особенно отличились рейдеры "Флорида", захватившая 38 судов и "Алабама", на счету которой имелось 69 призов и потопление вражеской канонерки «Гатеррас». Двухлетняя эпопея «Алабамы» оборвалась 19 июля 1864 года, когда она была потоплена шлюпом северян «Кирсардж» в ожесточённом бою близ французского порта Шербур. Впечатляло и количество сил задействованных против рейдеров. Так, за действовавшим до конца войны рейдером "Шенандоа", гонялось до 100 вражеских кораблей.

 

 

http://dic.academic..../0208229990.jpg

Три крейсера южан: «Флорида», «Шенандоа», «Алабама». Рис. М. Бёрнса.

 

Такие успехи не остались незамеченными. А поскольку морская торговля была одной из основных средств обогащения многих стран, то не только борьба с морской торговлей других стран, но и защита своих торговых путей становится одними из главных задач "крейсеров".

В России первыми паровыми судами, выполнявшими крейсерские функции, стали построенные в Архангельске винтовые клипера «Разбойник», «Джигит», «Пластун», «Стрелок», «Опричник» и «Наездник», а также бронированные пароходофрегаты (впоследствии переименованные в крейсеры) «Князь Пожарский» (1867) и «Генерал-адмирал» (1873).

В 1878 году в британской и российской классификациях официально появился термин «крейсер» (хотя определения крейсеров не совпадали: в России крейсером называли вспомогательный незащищённый корабль). В США первыми крейсерами стали построенные в 1884 году «Атланта» и «Бостон». В 1892 году в Великобритании и в России были проведены переклассификации, в результате которых в обеих странах к крейсерам стали относить легкобронированные и небронированные артиллерийские корабли с паровым двигателем, включая старые пароходофрегаты и парусно-винтовые корветы.

Изменено пользователем Black_Hunter

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
461 публикация
4 боя

В общем первыми именно крейсеры, стали клепать англичане и голландцы во время их первых разюорок из-за навигационного акта, и именно тогда, впервые начали применять тактику именно потопления, а не захвата кораблей.

 

 

А так за тему спасибо, очень интересно и доступно) :lol:

Изменено пользователем Hohenfrei

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
1 212 публикации
5 640 боёв

Спасибо, хорошая статья, не википедированая.

Ещё бы такую же информативную статью про СУО с описанием устройства и развития...

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
111
Vinris
Коллекционер-испытатель
417 публикаций
3 902 боя

Спасибо за статью, очень познавательно.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
56 публикаций
2 711 боёв

Почитал! Интересно) Спс ТС)

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
109 публикаций
454 боя

Cпасибо за статью.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
36 публикаций
813 боёв

огромное спасибо за статью. Почитал - интересно :lol:

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
36 публикаций
813 боёв

Просмотр сообщенияBlaueNebel (23 Авг 2012 - 04:58) писал:

Спасибо, хорошая статья, не википедированая.
Ещё бы такую же информативную статью про СУО с описанием устройства и развития...
Да вроде у всех, кто создавал темы про истории кораблей информации не википедированная :)

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
156 публикаций
10 боёв

Лови плюс Блэки ;)

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
1 212 публикации
5 640 боёв

Просмотр сообщенияGJIE6bl4 (23 Авг 2012 - 11:19) писал:

Да вроде у всех, кто создавал темы про истории кораблей информации не википедированная :)
Я скорее про стиль изложения. Обычно весьма сухо всё приподносят.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Коллекционер
337 публикаций

Зачем сразу такое грубое название темы :biggrin:  А так молодец.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
4 253 публикации
370 боёв

Просмотр сообщенияkolesnikov_yaroslav (26 Авг 2012 - 09:35) писал:

Зачем сразу такое грубое название темы :biggrin:  
Почему грубое. Есть же серия книг "для чайников". Т.е. для тех, кто вообще не разбирается в вопросе.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
940
Ainen
2 387 публикаций
1 911 боёв

Просмотр сообщенияBlack_Hunter (22 Авг 2012 - 18:31) писал:

Основными кораблями и торгового и военного испанских флотов были галеоны.
Тут позволю себе небольшую придирку:
Галеон был самым вкусным, а не основным.
И,что даже важнее-Галеон никоим образом не лёгкая цель. Собственно, даже справиться с Галеоном(особенно-поздним) могли единицы, ровно как и с всякими Ост-Индийцами позднее.
Последние же вдобавок ещё и успешно "мимикрировали" под боевые корабли(собственно, при конструкции, в некоторых случаях почти близкой к ЛК 4 ранга-оно было не сложно) - давало атакующему незабываемые ощущения.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
4 253 публикации
370 боёв

Просмотр сообщенияAinen (26 Авг 2012 - 14:40) писал:

Тут позволю себе небольшую придирку:
Галеон был самым вкусным, а не основным.
Как раз в испанском флоте в тот момент галеон как раз был основным военно-грузовым океанским кораблем. Галеоны они ведь разные бывают. И числом палуб и количеством пушек.
К тому же есть некоторые "национальные особенности" испанского кораблестроения, которые очень сильно отражались на "типаже" испанского как торгового так и военного флотов. Как бы там ни было - у Испании не было своего ГОСУДАРСТВЕННОГО военного флота. Король Испании НАНИМАЛ адмирала (из числа грандов) со своим собственным личным флотом. А государственные военные верфи появились много позже.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
940
Ainen
2 387 публикаций
1 911 боёв

Просмотр сообщенияBlack_Hunter (26 Авг 2012 - 15:06) писал:

Как раз в испанском флоте в тот момент галеон как раз был основным военно-грузовым океанским кораблем.
Вот так-да. :rolleyes:

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
36 публикаций
813 боёв

Тока 1 картинка для тех, у кого есть бинокль :)

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
4 253 публикации
370 боёв

Просмотр сообщенияGJIE6bl4 (26 Авг 2012 - 18:00) писал:

Тока 1 картинка для тех, у кого есть бинокль :)
Если имеется ввиду карта, то на неё можно "жмакать". И тогда можно спокойно рассматривать и читать.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
24 публикации
1 354 боя

интересненько

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Эту страницу никто не просматривает.

×