Перейти к содержимому
Для публикации в этом разделе необходимо провести 50 боёв.
military_surgeon

Спасательное Снаряжение Подводников

В этой теме 17 комментариев

Рекомендуемые комментарии

690 публикаций
3 306 боёв

Спасение утопающих — дело рук самих утопающих


Всем привет! Сегодня я расскажу о Спасательном Снаряжении Подводников. Не зря написал большими буквами, оно спасло много жизней и этого достойно.
Как все начиналось


Служба на подводных лодках всегда была делом опасным. Подводные лодки стали поступать на флот в начале 20 века. В подводники шли люди рисковые, добровольцев было очень мало. Связанно это было с тем, что лодки горели, тонули и очень часто со всем экипажем. Проблема спасения подводников и сама идея выхода экипажа из затонувшей подводной лодки (ПЛ) возникла одновременно с началом эксплуатации ПЛ. Первый случай выхода подводников из затонувшей ПЛ в России имел место в 1904 г. На глубине около 7 м у стенки Балтийского завода в Санкт-Петербурге из-за попадания воды через незакрытый рубочный люк затонула ПЛ "Дельфин". Из неё успели вынырнуть 12 человек, остальные 25 подводников погибли.
Первоначально подводный флот не имел специальных средств спасения экипажей ПЛ. Развитие средств и способов спасения подводников было вызвано многочисленными авариями, при которых подводные лодки тонули вместе с личным составом. Преобладали ситуации, в которых на момент затопления на ПЛ оставались живые члены экипажа, причем во многих случаях в отсеках в течение некоторого времени сохранялись условия для их существования.
Выход из затонувшей ПЛ естественным путем - "выныриванием" давал шанс на спасение, но был сопряжен с опасностью возникновения баротравмы легких и утоплением, причем риск возрастал с увеличением глубины потопления подводной лодки. Создание средств спасения подводников стало неотложной задачей. В связи со специфическим назначением ПЛ, изначально предполагалось, что затонувшую лодку подводникам следует покидать самостоятельно, не рассчитывая на помощь извне.

Поэтому появилась идея разработать аппарат для выхода из затонувшей подводной лодки. У этого аппарата была своя предистория.


Жил был английский предприниматель и изобретатель Ге́нри А́льберт Флю́сс (1851—1932) —Долгое время работал в Siebe Gorman. В 1878 году ему пришла в голову идея разработать устройство для спасения горных рабочих из затопленных водой участков шахт и горных выработок. Устройство представляло собой маску, закрывающую лицо водолаза и соединенную герметичными трубками с кислородным баллоном, дыхательным мешком и коробкой с веществом, поглощающим углекислый газ из выдыхаемого воздуха (каустической содой). Изобретение Флюсса явилось первым работоспособным ребризером. А в 1879 году Генри Флюсс совершает первое документально подтвержденное погружение на нитроксе. В этой же фирме работал Роберт Генри Дэвис (он и являлся главой фирмы). Он подумал и решил что немного доработав аппарат Флюсса можно создать аппарат для спасения подводников.

Спасательный аппарат Дэвиса



В 1902 г. Роберт Дэвис заменил ручной запорный клапан автоматическим клапаном подачи кислорода, усовершенствовал поглотитель СО2, применил стальные баллоны, выдерживающие давление 150 кгс/см2, а затем изобрел редукционный клапан с инжектором, который автоматически подавал в шлем кислород через поглотитель СО2 и отсасывал выдыхаемую смесь. Сам аппарат в процессе совершенствования переместился из-за спины водолаза на грудь. В 1907 г. капитан США М.Холл и морской хирург Риид использовали предложенный в 1897 г. Жоржем Жобером препарат перекиси натрия оксилит, который поглощает углекислый газ и выделяет кислород. И наконец, в 1910 г. Роберт Дэвис создал свой наиболее совершенный аппарат.
В 1910 году он запатентовал Спасательный аппарат Дэвиса — кислородный ребризер. Это спасательное устройство позволяло подводникам благополучно выбираться из затонувшей подводной лодки.
Спасательный аппарат Дэвиса представляет собой резиновый мешок для дыхания и обеспечения положительной плавучести. Этот мешок состоит из канистры с гидроксидом бария для поглощения выдыхаемого углекислого газа и в кармане в самом низу мешка цилиндр под высоким давлением, содержащий примерно 56 литров кислорода под давлением 120 бар. Цилиндр оснащен регулирующим клапаном и связан с дыхательным мешком. При открытия клапана кислород поступает в сумку и обеспечивает необходимое давление для окружающей воды.
Канистра с абсорбентом углекислого газа в дыхательном мешке соединена с мундштуком гибкой гофрированной трубкой. При этом дыхание осуществляется только ртом. Очки для подводного плавания также обычно входили в стандартный набор аппарата.
Дыхательный мешок также оснащен клапаном для выпуска воздуха, чтобы при подъеме можно было уменьшать давление в мешке. По окончании подъема, клапан можно было закрыть, чтобы дыхательный мешок за счёт оставшегося в нем воздуха действовал как спасательный жилет. Если из мешка весь воздух выходил до прибытия помощи, его можно было снова наполнить воздухом через мундштук.
В 1929 году аппарат был принят на вооружение Британским флотом, спасательный аппарат Дэвиса несколько раз спасал жизни подводникам с затонувших субмарин, например, HMS Poseidon в 1931 году, HMS Thetis в 1939 году и HMS Perseus в 1941 году.
Упрощенная версия этого аппарата (англ. Amphibious Tank Escape Apparatus, сокр. ATEA) использовалась танкистами на плавучих танках Duplex Drive, например, при выполнении Операции «Нептун».
Известны случаи во время второй мировой войны, когда аппарат Дэвиса использовался для погружений под воду. Также аппарат использовали пилоты моторизованных ныряющих каноэ.
Аппарат Дэвиса стал одним из первых ребризеров, выпущенных в большом количестве.


Спасательный аппарат Дэвиса

Изображение


Ну а что же было в России? Мне кажется, что в этой области мы были образцом организации спасательного дела. И опережали другие страны на много лет, но начиналось все не так быстро.



В 1921 г. был издан Декрет о создании службы спасения на море. 17 декабря 1923 г. учреждается легендарная Организация экспедиции подводных работ особого назначения (ЭПРОН). Работы по созданию спасательного снаряжения подводников в СССР были начаты после утверждения в 1926 г. первой Государственной программы по военному кораблестроению, рассчитанной на шесть лет. Несмотря на крупные отечественные достижения в сфере судоподъемных работ, предполагалось, что в мирное время спасание личного состава посредством подъема затонувшей ПЛ с глубин более 50 метров будет малоэффективно, а в условиях ведения боевых действий такой способ спасения нереален даже при меньших глубинах затопления. Поэтому первостепенное значение придавалось самостоятельному выходу подводников с затонувшей ПЛ. Разработки спасательного снаряжения изначально были ориентированы на обеспечение выхода подводников с больших (по тем временам) рабочих глубин.

Работы над легководолазными дыхательными аппаратами подстегнула гибель в 1931 г. на Балтике подводной лодки № 9

21 мая 1931 года ПЛ "Рабочий" №-9(бывший "Ёрш") и "Красноармеец" №-4(бывший "Леопард") под командованием командира ПЛ "Рабочий" Н.А.Царевского (он же - командир дивизиона) вышли в западную часть Финского залива для отработки совместного плавания в надводном положении.
Ночью 22 мая в районе маяка Эренсгрунд ПЛ "Красноармеец" №-4 при повороте на курс 200 градусов в штормовую погоду нарушила правила маневрирования и ударила форштевнем в кормовую часть ПЛ "Рабочий" №-9 и пробила прочный корпус в недоступном для заделки месте.
Вся верхняя вахта спустился вниз и задраила рубочный люк, но справиться с пробоиной не удалось и через 5 минут ПЛ "Рабочий" №-9 с большим дифферентом ушла под воду и легла на грунт на глубине 84 метра. Весь экипаж погиб, так как никаких средств индивидуального спасения на подлодке не было.

Начало создания аппаратов в СССР


Реввоенсовет СССР потребовал обеспечить личный состав подводных лодок спасательными дыхательными аппаратами. Легководолазное снаряжение требовалось также для спасателей ОСВОДа и речной милиции. Работы по созданию кислородной проводились параллельно в нескольких учреждениях. В 1931 г. на базе Технического управления Наркомата ВМФ СССР создается Постоянная комиссия по аварийно-спасательному делу во главе с академиком Л. А. Орбели для решения вопросов освоения больших глубин и спасения подводников из затонувших ПЛ. К решению проблемы выхода подводников из затонувшей ПЛ приступила группа врачей-физиологов. Именно это и обусловило создание аппаратов превосходящих зарубежные аналоги. А позднее в группу вошли врачи ленинградской Военно-медицинской академии С.П.Шистовский и В.Д.Кравчинский, главный врач ЭПРОНа К.А.Павловский, начальник учебно-тренировочной башни Учебного отряда подводного плавания И.П.Шабельский, его заместитель врач В.М.Плешаков, водолазные инструкторы Б.Е.Соколов, Б.А.Иванов, Л.Ф.Кобзарь, И.И.Выскребенцев и другие. Легководолазное снаряжение для спасателей ОСВОДа разрабатывалось в мастерских Осоавиахима СССР инженером Е. Гинзбургом в содружестве с водолазным специалистом В. И. Кронштадским-Каревым и врачом В. К. Соловьевым. К созданию отечественного легководолазного снаряжения приложил руку нобелевский лауреат, академик И. П. Павлов. В. И. Кронштадский-Карев рассказывал, как макет кислородного аппарата регенеративного типа (прототип ИПА-2) демонстрировали академику. Иван Петрович, познакомившись с устройством аппарата, порекомендовал изобретателям переставить клапанную коробку так, чтобы вдох водолаз делал из дыхательного мешка, а выдох — в регенеративный патрон. В 1932 г. советскими специалистами был создан первый отечественный дыхательный аппарат ЭПРОН-1 (Э-1).
Снаряжение непрерывно совершенствовалось, и к середине 1930-х годов была выпущена серия аппаратов вплоть до "Э-5". Аппараты типа "Э" состояли из кислородного баллона, коробки с химпоглотителем, дыхательного мешка с травящим клапаном, клапанной коробки с клапанами вдоха и выдоха и двумя гофрированными трубками. При вдохе кислород из дыхательного мешка по трубке вдоха через клапан вдоха клапанной коробки поступает в легкие. Выдыхаемый газ через клапан выдоха и трубку выдоха попадает в патрон, заполненный химическим поглотителем известковым (ХП-И), где очищается от СО2, а затем - в дыхательный мешок. Пополнение кислорода в дыхательном мешке аппарата "Э-1" производилось вручную путем открытия вентиля кислородного баллона. Постепенно аппараты типа "Э" совершенствовались, ручная подача кислорода была заменена подачей с помощью байпаса, а затем в аппарате "Э-5" - также автоматической постоянной подачей.

Аппарат серии Э

Spoiler



Изображение





При испытаниях нового снаряжения не обходилось без происшествий. В Военно-Медицинской Академии испытания проводилось самими врачами-изобретателями. Перед погружением испытатель отдыхал в течении часа, а врач, обеспечивающий спуск, готовил и проверял испытуемый аппарат. Однажды С. И. Прикладовицкий забыл заменить пустой кислородный баллончик на аппарате. Испытатель Е. М. Крепе (будущий академик) потерял сознание под водой из-за кислородного голодания. К счастью, своевременно заметили, что Евгений Михайлович не отвечает на сигналы, и его быстро извлекли из бассейна. После этого случая Л. А. Орбели запретил врачам спускаться под воду.
Основная опасность состояла в том, что при затоплении отсеков и выравнивании давления с забортным, подводники продолжительное время находились под повышенным давлением воздуха. Возникают две группы физиологических проблем: первая связана с непосредственным воздействием высоких парциальных давлений азота, кислорода, углекислого газа и других факторов обитаемости, вторая - с необходимостью ступенчатой декомпрессии вследствие высоких уровней насыщения тканей организма человека азотом.
В этой связи в качестве основного способа самостоятельного спасения рассматривался выход по буйрепу. Первоначальная идея использования буйрепа как вспомогательного средства - "направляющей", придерживаясь которой подводник по кратчайшему пути преодолевал расстояние до поверхности, трансформировалась в идеологию подъема к поверхности с соблюдением ступенчатого режима декомпрессии. Специальная маркировка позволяла в процессе подъема контролировать глубину и делать выдержки на остановках.
Горячие 30-40е (горячие так как много было сделано)


В 1934 г. для проведения водолазных работ и спасения подводников был разработан и принят к эксплуатации гидрокомбинезон, полностью изолирующий тело водолаза от воды. Это сразу расширило возможности использования снаряжения с замкнутой схемой дыхания, позволило увеличить время работы водолаза под водой без риска переохлаждения, повысило безопасность самостоятельного спасения из подводной лодки, появилась возможность спусков в этом типе снаряжения в зимнее время. Кроме аппаратов типа "Э" были созданы новые аппараты ИПА-1 и ИПА-2 с резиновыми масками, изолирующими лицо водолаза от воды.

Spoiler



Изображение



Сотрудниками кафедры физиологии Военно-медицинской академии были разработаны режимы выхода из аварийной подводной лодки и «Наставление по технике и режиму выхода людей из погруженной подводной лодки и обратного входа в неё».
В 1935-1936 гг. в районе Балаклавы под руководством Л. А. Орбели были проверены ускоренные режимы декомпрессии после спусков на глубины 50 и 60 метров с выдержкой 30 минут, которые предназначались для выхода подводников из аварийной ПЛ. Для дыхания использовался кислородный аппарат типа «Э».
В 1936 г. появились новые, более совершенные конструкции снаряжения с замкнутой схемой дыхания: ВИА-1, ВИА-2 и ИПА-3. Были созданы также аппараты типа ВАП, ИПСА и ОСВОД.
ервый практический выход личного состава из погруженной подводной лодки был проведен с глубины 16 м 6 июля 1936 г. во время учени я на Тихоокеанском флоте под руководством капитана 1 ранга Г.Н.Холостякова. Руководил подготовкой и выходом подводников военврач 3 ранга Н.К.Кривошеенко, а в разработке метода выхода и режима декомпрессии приняли участие С.П.Шистовский и Б.Д.Кравчинский. Под их руководством в 1938 г. водолазы И.И.Выскребенцев, Б.А.Иванов, Н.Н.Солнцев и Б.Е.Соколов впервые произвели выход из подводной лодки по буйрепу через торпедный аппарат с глубины 40 м и через рубку с глубины 70 м. В 1939 г. Б.Д.Кравчинским и С.П.Шистовским было разработано "Временное наставление по выходу людей из затонувшей подводной лодки".
В результате параллельной работы нескольких коллективов было создано множество аппаратов (ВИА-1, ВИА-2, ИПА-3, ВАП, И ПСА и ОСВОД). Но фактически к началу II Мировой Войны в Советском Союзе ОСВОД применял в основном ВИА-2, а Военно-морской флот использовал ИПА (изолирующие или индивидуальные подводные аппараты) и созданный в середине 30-х гг. и ИСА (индивидуальные спасательные аппараты). Последний аппарат оказался чрезвычайно удачной конструкцией. В 1939 г. была создана его модификация ИСА-М, применявшаяся в комплекте с гидрокомбинезоном ТУ-1.



Изображение


В 1943 г. выпустили его усовершенствованная модель - ИСА-МВ. Аппарат позволял вести подводные работы на глубинах до 20 м и выходить из аварийной подлодки с глубин до 70 метров. В послевоенный период в производстве осталась только модификация ИСА, названая ИСА-М48. В 1946 г. в аппаратах ИСА-М, доработанных под гелий-кислородную дыхательную смесь советские водолазы совершили рекордное погружение на глубину 200 м. Именно ИСА-М стал штатным дыхательным аппаратом водолазов-разведчиков советского ВМФ.
В целях повышения эффективности работ по оказанию помощи экипажу затонувшей подводной лодки, во второй половине 1930-х гг. рассматривался вопрос о создании специальной спасательной ПЛ с рабочей глубиной 90 метров, дальностью плавания 2000 миль, автономностью 14 суток. Предполагалось переоборудование одной из ПЛ типа "Барс", но этот проект не был реализован. Идея создания спасательных ПЛ воплотилась в жизнь только несколько десятилетий спустя.
22 июня 1941 г. приказом НК ВМФ и НК МФ СССР № 0525/22с все органы и средства ЭПРОН были включены в состав Военно-Морского Флота.
Основным документом по аварийно-спасательному обеспечению подводного флота до Великой Отечественной войны была Инструкция по оказанию помощи потерпевшей аварию подводной лодке, основным звеном являлись дежурные силы аварийно-спасательных служб флотов. Война показала, что оказание помощи аварийным ПЛ в условиях ведения боевых действий практически невозможно, поскольку ПЛ выполняют свои задачи скрытно, действуют на коммуникациях противника, вдали от своих баз. Оказание помощи подводным лодкам силами аварийно-спасательных служб в годы войны носило единичный характер и, как правило, только вблизи пунктов базирования. Случаи самостоятельного спасения подводников в военных условиях также были немногочисленны.
Циркуляром начальника ГШ ВМФ от 01.12.1944 г. № 01388 «Об организационно-штатных изменениях Аварийно-спасательной службы ВМФ» среди других мероприятий предписывалось сформировать научно-исследовательский институт Аварийно-спасательной службы, а следующим циркуляром от 03.01.1945 г. № 038 были объявлены штаты института. Дата 3 января 1945 г. считается днем образования 40 НИИ аварийно-спасательного дела и глубоководных работ. В последующие годы его название неоднократно менялось, но институт всегда оставался головной научно-исследовательской организацией в области спасательного, судоподъемного и водолазного дела.
Послевоенное развитие военного кораблестроения инициировало разработки в области аварийно-спасательного дела. С принятием на вооружение ПЛ с рабочей глубиной более 100 метров возникла задача создания нового спасательного снаряжения, обусловленная тем, что на таких глубинах кислород оказывал выраженное токсическое действие, а разбавление его отсечным воздухом вызывало "наркотический" эффект вследствие высоких парциальных давлений азота.
В 50-60 годы были разработаны и внедрены основные методы спасения подводников. Большинство из которых используется и сейчас


В 1951 г. в НИИ аварийно-спасательного дела для выхода из аварийной ПЛ был разработан изолирующий дыхательный аппарат ИДА-51 с гидрокомбинезоном ГК-2, имеющим объемный шлем. В отличие от ИСА-М-48, в аппарате было два баллона (кислородный и с 7%-ной кислородно-гелиевой смесью (КГС)). Вместо химического поглотителя ХП-И использовалось регенеративное вещество О-3. Наличие баллона с КГС позволяло подводникам осуществлять выход с глубин до 200 метров.
В модернизированном аппарате ИДА-51М использовались баллон с 25%-ной кислородно-азотно-гелиевой смесью (60% азота и 15% гелия), а также дополнительный гелиевый баллон (дополнительные гелиевые баллоны хранились на спасательный судах и подлежали передаче на аварийную ПЛ).
Комплект снаряжения, состоявший из аппарата ИДА-51 и гидрокомбинезона ГК-2, получил название изолирующего снаряжения подводника (ИСП).
Многолетние отработки выхода подводников по буйрепу выявили его существенные недостатки: декомпрессия была достаточно продолжительной, и человек вынужденно находился в холодной воде, что приводило к его переохлаждению. Кроме того, имелась высокая вероятность сноса буйрепа течением, а также пропусков остановок на мусингах, что создавало предпосылки для возникновения декомпрессионной болезни. Способ был достаточно сложен в связи с тем, что подводник должен был помнить режим декомпрессии и самостоятельно соблюдать время выдержек на мусингах, а также уметь управлять дыханием в ИДА. В период Великой Отечественной войны при выходе с затопленных ПЛ подводники нередко пренебрегали правилами подъема по буйрепу и всплывали естественным путем – с дыхательными аппаратами и без них.
Отечественные исследования по самостоятельному выходу подводников с затонувшей ПЛ с середины 1950-х гг. сфокусировались на разработке технологии всплытия - как более простой операции по сравнению с процедурой подъема по буйрепу. Под "свободным всплытием" ("СВ") в отечественной практике подразумевается самостоятельный выход подводников из затонувшей ПЛ в изолирующем (спасательном) снаряжении, в то время как за рубежом термин «свободное всплытие» означал всплытие естественным путем, за счет объема воздуха в легких.
Эти особенности необходимо учитывать для корректного сопоставления зарубежных и отечественных технологий самостоятельного выхода из затонувшей ПЛ. Вероятно, отечественный термин "свободное всплытие" изначально должен был отражать различия двух технологий самостоятельного выхода: всплытие без режима декомпрессии и без "привязки" к ПЛ и подъем по буйрепу с соблюдением надлежащего режима декомпрессии.
В 1952 г. была образована кафедра спецфизиологии ВММА, впоследствии переименованная в кафедру физиологии подводного плавания и аварийно-спасательного дела. Кроме лекционного курса, семинаров и лабораторных занятий на кафедре предусматривалось изучение основных типов водолазного снаряжения, спасательного снаряжения подводников и аварийно-спасательных устройств ПЛ. Отрабатывались задачи по курсу подготовки подводников, проводились водолазные спуски в различных типах снаряжения в бассейнах, гидрокамерах и на открытых акваториях.
Создание средств спасения и спасательных средств велось, в основном, по линии НИИ аварийно-спасательного дела. Соответствующие исследования проводились медицинскими подразделениями НИИ. По существу, эта деятельность соответствовала работам, проводившимся специалистами Военно-медицинской академии в 1930-е гг.
В 1952 г. были разработаны режимы и методика выхода подводников из аварийной подводной лодки в снаряжении ИДА-51 с глубин до 200 метров. В 1953 г. на Северном флоте прошло учение по выходу подводников из погруженной ПЛ с глубины 100 метров и с глубины 200 метров посредством водолазного колокола.
В 1959 г. создается изолирующий дыхательный аппарат ИДА-59, а в 1960 г. – спасательный гидрокомбинезон подводника (СГП). В том же году на снабжение принято изолирующее спасательное снаряжение подводника ИСП-60, в состав которого входили СГП и дыхательный аппарат ИДА-59, позволявший подводникам осуществлять самостоятельное спасение методом свободного всплытия и способом подъема по буйрепу с глубины 100 метров. В комплект входило 2 баллона (кислородный и с 25% кислородно-азотно-гелиевой смесью), использовалось регенеративное вещество О-3. Позднее был разработан модифицированный вариант дыхательного аппарата – ИДА-59М, отличавшийся от базового образца конструктивным исполнением.
ИСП-60

Spoiler




Изображение





Спасение подводников с глубин более 100 м, а также из отсеков с избыточным давлением более 6 кгс/см2 (60 м вод. ст.) подразумевало участие сил поисково-спасательного обеспечения. Водолазы-спасатели через штатные шлюзовые устройства должны были передавать на затонувшую ПЛ газовые баллоны для аппаратов ИДА-59М. Выход мог быть обеспечен с помощью спасательного колокола, но в дальнейшем были созданы спасательные ПЛ, велись разработки спасательных подводных аппаратов.
70-80 годы


Как и за рубежом, в СССР разрабатывались и так называемые "жесткие" спасательные устройства (спасательные контейнеры, всплывающие спасательные устройства, всплывающие спасательные камеры) для самостоятельного спасения всего экипажа.
Усовершенствование способов спасения подводников с использованием снаряжения ИСП-60 в 1970-е гг. предусматривало использование дыхательных газовых смесей нового состава и преследовало две задачи: увеличение глубины выхода и спасение из условий повышенного давления с переводом в спасательную ПЛ.
Опыт разработки новой технологии – метода выполнения водолазных работ из условий полного насыщения организма индифферентным газом (метод ДП – длительного пребывания под повышенным давлением) позволил оценить возможность его применения и для спасания подводников. В итоге, был разработан эффективный способ спасения с глубин до 200 метров из условий продолжительного пребывания под давлением до 0.7 МПа.
Этот способ с применением метода ДП и использованием снаряжения ИСП-60 включал следующие операции:
1. погружение спасательной ПЛ до глубины нахождения аварийной ПЛ и быструю компрессию водолазов до указанной глубины;
2. передача водолазами на аварийную ПЛ газовых баллонов для ИСП-60, заполненных дыхательной смесью нового состава;
3. компрессия подводников в шлюзовых и спасательных устройствах аварийной ПЛ с последующим выходом в воду в ИСП-60 в комплектации с полученными газовыми баллонами;
4. переход подводников с помощью водолазов в приемно-выходной отсек комплекса ДП спасательной подводной лодки под повышенным давлением;
5. декомпрессия водолазов и подводников из условий ДП по режиму ДП для данного давления.
Вариантом этого способа являлся также перевод подводников в спасательный (или водолазный) подводный аппарат.
Спасение подводников с использованием снаряжения ИСП-60 было применено в двух авариях ПЛ на Тихоокеанском флоте в 1981 и 1983 гг.
В 1981 г. было спасено 20 членов экипажа ПЛ "С-178", затонувшей на глубине 32 метра. 14 человек вышли самостоятельно через торпедные аппараты свободным всплытием. Еще 6 человек были переведены на спасательную ПЛ "БС-486" с помощью водолазов.
В 1983 г. из затонувшей ПЛ "К-429" с глубины 41 метр через носовой торпедный аппарат и кормовой спасательный люк самостоятельно вышли 104 человека (2 из них погибли). Операция продолжалась 38 часов. Выход был осуществлен свободным всплытием, но с обеспечением силами спасательного отряда,

В этот же период продолжались исследования по самостоятельному выходу свободным всплытием для увеличения глубины спасения. В результате, глубина выхода через спасательный люк возросла до 240 метров, что обеспечивалось новым снаряжением и системой шлюзования. Главной особенностью этого снаряжения была реализация идеи уменьшения скорости подъема при приближении к поверхности.
В 1980 г. на снабжение было принято новое спасательное снаряжение (ССП). В его состав вошли: дыхательный аппарат ИДА-59М, гидрокомбинезон СГП-К с емкостью всплытия, парашютная система ПП-2 и водолазное белье. Снаряжение в указанной комплектации (комплектность № 1) поставлялось на подводные лодки, имевшие спасательные люки, оборудованные специальным блоком подачи сжатого воздуха. На ПЛ с традиционной конструкцией спа¬сательного люка снаряжение поставлялось без парашютной системы и емкости всплытия (комплектность № 2). Парашют, раскрывающийся ав¬томатически на заданной глубине, предназначался для замедления всплытия на заключительных участках подъема, если выход осуществлялся с глубин более 100 метров. С глубин до 100 м выход мог быть осуществлен не только через спасательный люк, но и через другие устройства: рубку, торпедный аппарат, входной люк, как в ИСП-60.
Новое снаряжение обеспечивало:
- глубину самостоятельного спасения выходом по буйрепу - до 100 метров;
- глубину самостоятельного спасения свободным всплытием:
в полной комплектации - до 240 метров,
без парашютной системы и емкости всплытия - до 140 метров;
максимальную глубину спасения при участии спасательных сил - 120 метров.
При необходимости, аппарат ИДА-59М можно было использовать при ведении борьбы за живучесть в отсеках ПЛ под избыточным давлением до 10 кгс/см2 (100 м вод. ст.).

Период реформирования Вооруженных Сил РФ


В 1993 г. на основании постановления Правительства РФ «О совершенствовании деятельности ведомственных аварийно-спасательных служб» приказом Министра обороны РФ от 19.04.1993 г. № 215 Поисково-спасательная служба ВМФ была преобразована в Управление поисковых и аварийно-спасательных работ Военно-Морского Флота (УПАСР ВМФ), которое было ликвидировано в 2009 г. В настоящее время СПАСР ВМФ входит в состав тыла ВМФ.
40 Государственный НИИ (аварийно-спасательного дела, водолазных и глубоководных работ) МО РФ оставался головной научно-исследовательской организацией по данным направлениям. С 2009 г. 40 ГосНИИ МО РФ входит в состав ВУНЦ ВМФ на правах филиала.
С 2000 г. российские специалисты участвуют в заседаниях рабочих групп НАТО по аварийному покиданию ПЛ/спасанию подводников и крупномасштабных международных учениях по спасению подводников. В 2004 г. были утверждены ускоренные режимы декомпрессии в СГА для спасенных подводников, вышедших из условий повышенного давления. В 2005 г. началась разработка нового спасательного снаряжения подводника ССП-М, объединяющего лучшие характеристики отечественного и иностранного снаряжения. Ну а по последним данным государственные испытания нового спасательного снаряжения подводника ССП-М и блока подачи воздуха БПВ-М успешно завершены. Акт государственных испытаний был подписан Государственной комиссией 28 октября 2009 г.
Снаряжение ССП-М предназначено для обеспечения выхода подводника из аварийной подводной лодки, находящейся в подводном или надводном положении, как самостоятельно, так и с помощью сил поисково-спасательного обеспечения. Снаряжение также может быть использовано как средство временного поддержания жизнедеятельности личного состава подводной лодки в полузатопленных отсеках при повышенном давлении и температуре.
Блок подачи воздуха БПВ-М предназначен для вентиляции снаряжения и компрессии подводника в спасательном люке в снаряжении ССП-М на глубинах до 200 метров.
Государственные испытания были проведены в 3 этапа в соответствии с Программой и методиками, утверждёнными заместителем Главнокомандующего ВМФ по вооружению:
- с 19 июня по 31 июля 2009 г. на экспериментальной научно-исследовательской базе 40 ГНИИ МО РФ;
- 1, 2 сентября на базе Черноморского флота с участием спасательного судна «ЭП-РОН»;
- 2 по 10 сентября 2009 г. на Северном флоте, на базе ОАО «Центр Судостроения «Звёздочка».
После этого с целью улучшения эксплуатационных характеристик и с учётом применения однослойных гидрокомбинезонов в странах НАТО нашим предприятием в инициативном порядке был разработан однослойный гидрокомбинезон из прорезиненной ткани - без надувных секций. Конструктивное исполнение данного гидрокомбинезона было выполнено аналогично двухслойному гидрокомбинезону, разработанному в рамках ТТЗ. Заказчиком было принято решение о проведении дополнительных испытаний однослойного гидрокомбинезона в составе ССП-М, которые также прошли успешно.
Проведённый комплекс испытаний показал, что снаряжение обладает улучшенными характеристиками и позволяет осуществлять свободное всплытие без дыхательного аппарата с глубин до 200 м. Входящий в его состав новый однослойный гидрокомбинезон оказался более удобным при эксплуатации и имеет утеплитель, обеспечивающий поддержание теплозащитных свойств организма человека в течение 6-10 часов при плавании на поверхности воды с температурой около 0ºС.
Таким образом снаряжение выдержало испытания и может быть принято на снабжение ВМФ после проведения опытной эксплуатации на флотах.


ССП-М




Изображение


А теперь посмотрим, что же происходило в эти годы за пределами СССР, и поговорим
о Легких Момсена.

Лёгкие Момсена — индивидуальный спасательный аппарат, по сути примитивный ребризер, использовавшийся как до, так и во время Второй мировой войны американскими подводниками для спасения из затонувшей подводной лодки. Этот аппарат был изобретен Чарльзом Момсеном в 1929 году после гибели экипажа затонувшей лодки USS S-4 (SS-109).

Около 14 часов 17 декабря 1927 года, осуществляя всплытие после испытаний на мерной миле в районе мыса Кейп-Код, была протаранена эсминцем Береговой охраны «Полдинг» (United States Coast Guard destroyer Paulding). Удар пришёлся в нос от боевой рубки (точно так же за два года до этого была потоплена S-51). На борту было 40 человек. «Полдинг» лёг в дрейф, спустил спасательные шлюпки, сбросил сигнальный буй и запросил помощь. К утру 18 декабря на место трагедии прибыли — плавучая база подводных лодок «Бушнелл», вспомогательное судно «Райт» (с четырьмя понтонами — теми же, что пытались спасти S-51), спасательное судно — «Фалкон». Спасательную операцию возглавлял Эрнест Кинг, тогда в звании капитан (англ. Ernest J. King). В 2 часа дня водолаз Том Иди спустился к боевой рубке ПЛ. Пройдя по всему корпусу он установил связь только с шестью членами экипажа в 1 отсеке. Остальные, очевидно, к этому времени уже задохнулись. Спасатели решили продуть балластные цистерны, для чего к лодке подключили шланги и в течение часа подавали сжатый воздух, но вскоре стало ясно, что балластная система повреждена и лодка не всплывает (на поверхность стали выходить огромные пузыри). Уже когда стемнело решили подсоединить воздушный шланг к 1 отсеку, для чего в воду ушёл водолаз Фред Микейлис. Из-за начинавшегося шторма «Фалкон» сильно раскачивало и при первом погружении Микейлис опустился далеко от лодки и крепко завяз в иле. Его пришлось поднять. При второй же попытке, уже когда водолаз был на борту ПЛ, «Фалкон» глубоко осел (на волне), образовавшаяся петля слабины воздушного шланга попала на борт ПЛ, и когда «Фалкон» поднялся — затянулась вокруг выступавшего куска обшивки. Теперь возникла необходимость срочно посылать второго водолаза на выручку первому. Пошёл Иди, ему потребовалось более 2 часов, чтобы освободить товарища, а шторм усилился и бушевал двое суток, и о спуске водолазов речи быть не могло. В 6 часов 15 минут 20 декабря с лодки поступило последнее сообщение. Когда после полудня шторм поутих и смогли спуститься водолазы, уже никто не отзывался. Было произведено 564 погружения.


Лёгкие Момсена




Изображение

Особенности аппарата

Подводники тренировались с этим устройством на глубине около 30 м. Впервые было введено в стандартное снаряжение на лодках Porpoise и Salmon классов.
Это устройство представляло собой продолговатый резиновый контейнер, полость которого наполнена натровой известью. Натровая известь поглощала углекислый газ из выдыхаемого воздуха, после чего воздух пополнялся кислородом. Две трубки вели из контейнера ко рту: одна для вдыхания кислорода, вторая для выдыхания углекислого газа. Устройство одевалось через голову и крепилось вокруг шеи, сам контейнер находился спереди в области грудной клетки. Кроме обеспечения кислородом для подъема на поверхность, устройство обеспечивало медленное всплытие, что позволяло избежать эмболии, то есть закупоривания кровеносных сосудов из-за образования воздушных пробок в крови.

Использование на практике.


С июня 1929 года по сентябрь 1932 года Момсен вместе с наводчиком Кларенсом Л. Тиббальсом и гражданским сотрудником подразделения Фрэнком М. Хобсоном разрабатывали это устройство. Первый случай, когда подводники были спасены благодаря «лёгким Момсена», произошёл в октябре 1944 года. Тогда из 13 членов экипажа, которые пытались спастись из затонувшей на глубине 55 метров подводной лодки USS Tang (SS-306) в водах Восточно-Китайского моря, восемь или девять из них добрались до поверхности, при этом один из них совершил свободный подъем без дополнительных устройств. Из добравшихся до поверхности выжило в итоге только пять человек.
Британский флот в это время пользовался подобным устройством — спасательным аппаратом Дэвиса, но он был ещё менее удобен в использовании. Позже британцы заменили этот аппарат на технику контролируемого всплытия, при которой подводники равномерно выдыхали воздух в течение подъема с целью избежать расширения воздуха в легких, что могло привести к их разрыву. Т.е. баротравма легких. Позже «лёгкие Момсена» были заменены на более совершенное устройство — капюшон Штайнке и техники «свободного подъема».

Капюшон Штайнке (англ. Steinke hood)

индивидуальное спасательное устройство, предназначенное для спасения членов экипажа с затонувшей подводной лодки. Устройство было создано и опробовано в 1961 году лейтенантом американского военного флота Харриса Штайнке, в честь которого и было названо. Капюшон Штайнке по сути представляет собой спасательный жилет, дополненный капюшоном, который полностью охватывает голову человека и снабжает его воздухом для дыхания. Став более совершенным устройством, чем лёгкие Момсена, капюшон Штайнке был включён в стандартный набор спасательных средств всех подводных лодок американского флота во времена холодной войны. Позже был заменен на более совершенные спасательные костюмы, в частности спасательное снаряжение Submarine Escape Immersion Equipment

Полный комплект капюшона Штайнке состоит из следующих элементов:

1. Плавучая камера — аналог спасательного жилета, выполненный из оранжевой неопреновой, нейлоновой ткани с жестким воротником, к которому крепится дыхательный капюшон. Она обеспечивает положительную плавучесть, необходимую для поднятия на поверхность.
2. Дыхательный капюшон, который крепится к воротнику жилета и обеспечивает человека воздухом. Также оборудован прозрачным пластиковым щитком для возможности видеть, что происходит вокруг.
3. Горловое кольцо, выполненное из неопреновой ткани, крепится к основанию воротника жилета и не допускает утечки воздуха из капюшона во время всплытия.
4. Устройство подачи воздуха и клапан расположенные на передней части камеры-жилета. При этом клапан может быть зафиксирован в закрытом положении, чтобы избежать случайного его открытия и выпуска воздуха из жилета, что приведет к снижению положительной плавучести.
5. Шноркель — пластиковая трубка для подводного плавания с мундштуком и клапаном, работающем в одну сторону — открываясь для выдоха воздуха за пределы капюшона, и закрываясь при вдохе.
6. Заправочный адаптер с проверочным клапаном, установленные в нижней части устройства. Заправочный адаптер использует быстро закрываемое соединение со шлангом подачи сжатого воздуха в плавучую камеру, а проверочный клапан предохраняет от утечки сжатого воздуха из накачанной плавучей камеры, после отсоединения заправочного шланга.
7. Два клапана сброса давления в плавучей камере, регулирующие разницу давления в плавучей камере и капюшоне; через них во время всплытия воздух под высоким давлением давлением поступает в верхную часть камеры и из неё в дыхательный капюшон, обеспечивая вытеснение воды из капюшона.
8. Два клапана сброса давления в дыхательном капюшоне, регулирующие разницу давления воздуха в капюшоне и давления воды на него; через них во время всплытия новый воздух проходит в капюшон.
9. Молния, расположенная у основания капюшона, прикрепляет его к воротнику плавучей камеры. Ширина застежки позволяет человеку снять капюшон с головы.
10. Дополнительный карман со свистком, морским сигнальным ориентиром и зажимом для носа.
11. Пояс, предохраняющий устройство от сползания в сторону головы или снятия во время подъема со спасаемого человека.
12. Специальный нейлоновый шнур длиной около метра и с деревянной ручкой на конце, который крепится к поясу устройства и сложен в дополнительном кармане. С помощью этого шнура можно было поднять спасшегося человека на корабль или связать несколько спасшихся на поверхности воды.
13. Сумка для хранения самого устройства.
14. Персональный световой маркер.
15. Отражающие ленты, которыми оснащена плавучая камера, чтобы спасшийся был более заметен на поверхности.


Капюшон Штайнке




Изображение


Submarine Escape Immersion Equipment (SEIE)

представляет собой спасательный комбинезон, который позволяет покинуть аварийную ПЛ с глубин до 183м, предохраняет от переохлаждения, и декомпрессионной болезни. Обеспечивает подъем со скоростью около 2-3 метров в секунду. Разработан британской компанией RFD Beaufort Limited. Разработки велись с 50-х годов 20 века. В настоящий момент используется 11 модель костюма.


Submarine Escape Immersion Equipment (SEIE)




Изображение


Выводы



1. Покидание затонувшей ПЛ, подразумевающее самостоя­тельный выход подводников из через её ава­рийно-спасательные устройства затонувшей ПЛ с последующим всплытием на поверхность, реально позволяет спасти жизнь людей, в особенности при авариях в ближней зоне при затоплением на средних глубинах.
2. Спасение подводников путем их самостоятельного вы­хода из затонувшей ПЛ с последующим всплытием лимитируется повышенным давлением в отсеках и продолжительностью пребы­вания в этих условиях.
Другие ограничения обусловлены тем, что обнаружение подводников, самостоятельно вышедших из аварийной ПЛ и всплывших на поверхность, и оказание им над­лежащей медицинской помощи должны осуществляться в кратчайшие сроки. Тем са­мым подразумевается необходимость участия поиско­во-спасательных сил и средств.
3. В ВМС государств-участников НАТО и стран-партнеров покидание затонувшей ПЛ с последующим всплытием на поверх­ность является основным спо­собом самостоятельного спасения подводников с затонувшей ПЛ.
4. Дальнейшее развитие технологии самостоя­тельного выхода из затонувшей ПЛ с последующим всплытием на поверхность связано с решением сложных технических задач и ряда организационных вопросов для обеспечения:
- снижения скорости нарастания давления в отсеках за­тонувшей ПЛ за счет повышения прочности и герметичности переборок, или же "снятия" давления аварийными компрессорами;
- создания спасательных гидрокомбинезонов с избыточным внутренним давлением;
- сокращения времени пребывания людей под повышенным давлением в отсеках затонувшей ПЛ, в особенности при угро­зе быстрого нарастания в них давления;
- сокращения времени пребывания всплывших подводников на поверхности.
5. Традиционные пути и методы совершенствования тех­нологии самостоятельного выхода подводников из затонувшей ПЛ, основанные на использовании естественных физиологичес­ких резервов человеческого организма, представляются ис­черпанными.
6. Альтернативой самостоятельному покиданию затонув­шей ПЛ, в особенности при повышенном давлении в её отсе­ках, является спасание с привлечением спасательных сил и средств (английский термин "rescue"), которые обеспечивают выход подводников из ПЛ и их доставку на спасательное суд­но или вспомогательные суда.
7. Наиболее эффективный способ спасания – с переводом подводников из затонувшей ПЛ на спасательную ПЛ в ближайшей перспективе вряд ли будет обеспечен технически из-за многолетнего ограничения финансирования создания специализированных спасательных судов.


P.s. На самом деле аппаратов было множество, здесь я постарался уложиться в тему спасения подводников и не упоминал разработки для водолазных работ и спецназа.
Хотел бы выразить благодарность пользователю SergeyMakhov, который привел меня к написанию данной темы.
Источники

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Альфа-тестер
1 914 публикации
468 боёв

Познавательная статья. Узнал много нового.

ЗЫ: "...но начиналось все не так быстро" естественно, ведь подводники из Челябинска могут не дышать часами, зачем тогда торопится  :glasses:

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Репортер
2 525 публикаций
1 283 боя

слов нет, +

блин, ну почему так всегда??

Вы исчерпали лимит положительных оценок на сегодня

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
531
[RONIN] Matsuo
Коллекционер-испытатель
3 423 публикации
1 272 боя

Да,цена совершенствования средств спасения-жизни моряков.

Очень познавательно.Интересно есть ли видео с показом использования этих средств на тренировке?ОЧЕНЬ хотелось бы посмотреть.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Альфа-тестер
1 914 публикации
468 боёв

Главное, что бы подделки не начали подводникам втюхивать, как шахтерам  :angry:

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
260
[LJ] Aunt_Tom
Альфа-тестер, Коллекционер
2 021 публикация
4 641 бой

Тема гораздо более печальная, чем об этом рассказывает топикстартер. Спасательные аппараты погубили гораздо больше жизней, чем спасли -- например, пятеро спасенных с "Танг" это единственные(!) за всю войну американские подводники, которым удалось воспользоваться аппаратом Момсена и выжить при этом. Американцы считают, что техника "набрать воздуха и выдыхать по мере приближения к поверхности" безо всякого аппарата была бы более безопасна для экипажей.

 

"Выброшенный на берег Румынии советский подводник в гидрокостюме и ИДА".jpg

 

ПЭЭС. Я правильно понимаю, что немцы с этим делом не заморачивались?

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
413 публикации
11 боёв

Очень интересная статья о некоторых вещах не знал до этого!

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
260
[LJ] Aunt_Tom
Альфа-тестер, Коллекционер
2 021 публикация
4 641 бой

Просмотр сообщенияlajok (07 Авг 2013 - 10:55) писал:

Очень интересная статья о некоторых вещах не знал до этого!
А о которых, к примеру, знал?

Впрочем, кого я спрашиваю? Желаю скорейшим образом еще 39 раз сказать "интересная тема" :)

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
582 публикации

Спасибо. Приятно, когда тексты пишет человек, которому это близко. А не ради галочки.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
690 публикаций
3 306 боёв

Просмотр сообщенияMatsuo (07 Авг 2013 - 10:25) писал:

Да,цена совершенствования средств спасения-жизни моряков.
Очень познавательно.Интересно есть ли видео с показом использования этих средств на тренировке?ОЧЕНЬ хотелось бы посмотреть.
Видео



Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
690 публикаций
3 306 боёв

Просмотр сообщенияAunt_Tom (07 Авг 2013 - 10:51) писал:

Тема гораздо более печальная, чем об этом рассказывает топикстартер. Спасательные аппараты погубили гораздо больше жизней, чем спасли -- например, пятеро спасенных с "Танг" это единственные(!) за всю войну американские подводники, которым удалось воспользоваться аппаратом Момсена и выжить при этом. Американцы считают, что техника "набрать воздуха и выдыхать по мере приближения к поверхности" безо всякого аппарата была бы более безопасна для экипажей.
"Выброшенный на берег Румынии советский подводник в гидрокостюме и ИДА".jpg
ПЭЭС. Я правильно понимаю, что немцы с этим делом не заморачивались?
Я как человек знакомый со спецфизиологией и аспектами спасения сильно бы поспорил.
1) Аппарат Дэвиса и Легкие Момсена имели недостатки связанные с их конструктивными особенностями. На глубинах свыше 20 метров, резко возрастал шанс баротравмы легких. Поэтому британцы заменили этот аппарат на технику контролируемого всплытия, при которой подводники равномерно выдыхали воздух в течение подъема с целью избежать расширения воздуха в легких, что могло привести к их разрыву. Но это увеличивало частоту декомпрессионной болезни.
2) Советские аппараты того времени были однозначно лучше. Так как создавались физиологами.
3) Как человек самостоятельно выходивший (пусть и на тренировке) через ТА и башню (свободным всплытием), могу сказать, что подготовка личного состава имеет решающие значение. При неправильном использовании любой аппарат не спасет.
4)В отличной подготовке экипажей военного времени сомневаюсь.
5)Играет роль в каких условиях произошло затопление. Условия борьбы за живучесть и тд.
По поводу Германии
Аварийно-спасательные жилеты предназначенные для покидания лодки в аварийной ситуации, (Tauchretter), выпускала фирма Драгер, поэтому они были известны как «Драгер Лунг». Жилеты в надутом положении позволяли их обладателю держаться на плаву. В жилет был встроен углеродный фильтр, которым часто пользовались внутри лодки при ухудшении качества воздуха в отсеках. Воздушный фильтр Kalipetronen представлял собой простейший углеродный фильтр, заключенный в металлический контейнер цилиндрической формы.
С уважением
Изменено пользователем military_surgeon

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
4
[PF_10] shkiper516
113 публикации
6 602 боя

В советском ВМФ ИДАшки действительно спасли много жизней! Ведь они применялись и для защиты органов дыхания во всех аварийных ситуациях.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
1 760
__Flesh_
4 727 публикаций
2 256 боёв

Также аппарат использовали пилоты моторизованных ныряющих каноэ.(С)

Просветите, что за ныряющие каноэ ?

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
690 публикаций
3 306 боёв

Немного советской экзотики. Водолазное снаряжение 40х-50х годов

 

 

Изображение

Изображение

Изображение

Отработка свободного всплытия подводника  американской АПЛ

 

 

Изображение

Информация об ССП-М (буду благодарен за оригинал в хорошем качестве)

 

 

Изображение

Изображение

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Альфа-тестер
1 914 публикации
468 боёв

Звезда на 2-м костюме продлевала работу снаряжения вдвое  :glasses:

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Эту страницу никто не просматривает.

×