Перейти к содержимому
Для публикации в этом разделе необходимо провести 50 боёв.
Captain97

Эскадренный броненосец «Бородино»

В этой теме 112 комментария

Рекомендуемые комментарии

294 публикации
12 боёв

Эскадренный броненосец «Бородино»

http://s1.ipicture.r...02/11Vy0whj.jpg
Бородино — русский эскадренный броненосец. Построен в 1901 году в Петербурге на верфи «Новое адмиралтейство» под руководством корабельного инженера Д. В. Скворцова по переработанному проекту броненосца «Цесаревич». Заложен 25 мая 1900 года, спущен на воду 8 сентября 1901 года. Вступил в строй в сентябре 1904 года.                          
Характеристики


Основные характеристики
• Водоизмещение — 14 440 тонн
• Длина — 121,2 м
• Ширина — 23,2 м
• Осадка — 7,9 м
• Двигатели — Две паровые машины тройного расширения
• Мощность — 16300 л.с.
• Движитель — 2 винта
• Скорость хода — 18 узлов (33,3 км/ч)
• Дальность плавания — 3200 морских миль (около 6000 км)
• Экипаж — 867 офицеров и матросов
Вооружение
• Артиллерия — 2 × 2 — 305-мм/40
6 × 2 — 152-мм/45
20 × 1 — 75мм/50 ПМК
20 × 1 — 47-мм/38
2 десантные пушки Барановского
10 × 7,62-мм пулемётов «Максим»
• Минно-торпедное вооружение — Четыре 381-мм торпедных аппарата, 20 мин заграждения.
Бронирование
• Толщина нижнего броневого пояса (от носа до кормы) — 145-147-165-203-165-147-145 мм. Суммарная в центре 40 мм (ПТП) + 40 мм (скос) + 203 мм (ГБП) = 283 мм.
• Толщина верхнего броневого пояса (от носа до кормы) — 102-125-152-125-102 мм
• Палубы — 72-91-99 мм суммарно в разных частях корабля и до 129—142 мм с районе бортовых срезов.
• Артустановки ГК — 254 мм, их барбеты 229-178-102 мм.
• Артустановки СК — 152 мм, их барбеты 127—152 мм.
• Казематов и часть борта — 76 мм.
• Боевой рубки и трубы в ЦП — 203 мм
• Крыши артустановок ГК и боевой рубки — 51 мм. Крыши артустановок СК — 38 мм.
• Крыши и пол (только носового) казематов ПМК — 27 мм.
• Вращающиеся столы артустановок ГК — 76 мм, СК — 38 мм.
• Противоторпедная переборка — 40 мм

                          
  
Схема бронирования «Бородино»
  
  
История постройки

Несомненные достоинства «Цесаревича» побудили российское морское ведомство выбрать его в качестве прототипа серии броненосцев, строительство которых намечалось на отечественных верфях. В 1900—1902 годах в Петербурге состоялась закладка сразу пяти кораблей типа «Бородино». Они отличались еще большей площадью бронирования (не защищённая на «Цесаревиче» батарея 75-мм орудий получила трехдюймовую броню), усовершенствованными узлами броневых стыков и рядом других изменений. Правда, за это пришлось заплатить уменьшением толщины брони. Увы, последнее не спасло новые броненосцы от чрезмерной перегрузки: их водоизмещение вместо 13 513 т по проекту в действительности перевалило за 14000 т. Уровень инженерных расчётов того времени просто не позволял полностью избежать перегрузки или недогрузки кораблей. Несмотря на перегрузку при эксплуатации кораблей этого типа, были допущены грубые нарушения, в частности была допущена гигантская эксплуатационная перегрузка. В походе корабли серии «Бородино» грузили углём, водой и припасами до 17000 т! Перед Цусимским боем водоизмещение «Бородино» составляло 15275 т. В результате нижний броневой пояс полностью скрылся в воде, что сыграло роковую роль в судьбе двух кораблей этого типа.

  
  
«Бородино» готовится к походу

3 марта 1904 г. Галерный островок посетил Николай II с наследником престола великим князем Михаилом Александровичем. Они осмотрели достраивающиеся «Бородино» и «Орел». "Работа кипит!" — отметил в дневнике император.
13 апреля на эскадренном броненосце «Бородино» подняли Андреевский флаг, гюйс и вымпел: корабль начал кампанию для перехода в Кронштадт. С частично снятыми плитами броневой стали, и без крупных орудий, разгруженный броненосец имел осадку носом 6,71, кормой - 6,76 м при водоизмещении около 11000 т. Командовал кораблем (с декабря 1902 г.) один из самых старших во флоте капитанов 1 ранга Петр Иосифович Серебренников, бывший командир крейсера I ранга «Россия», имевший большой опыт плаваний в водах Тихого океана.
В мае-июне 1904 г. на корабле ежедневно работали более тысячи мастеровых, устанавливая броню, орудия, сетевое заграждение, систему вентиляции, электротурбины и другие механизмы. В июле-августе «Бородино» трижды выходил на заводские испытания машин, но так и не достиг максимальной скорости. Котлы не обеспечивали полного давления пара, машины обнаружили низкое качество сборки, а 24 июля на скорости 16,5 узлов впервые треснул и злополучный эксцентрик ЦВД левой машины. Франко-Русский завод заменил его новым и настаивал на производстве официальных испытаний. Но эти требования, опасаясь новых поломок, отклонил З.П. Рожественский. Корабль условно приняли по результатам неудачной "заводской пробы", а В.С.Рябинин, захватив новые запасные эксцентрики, в предстоящем дальнем походе мог полагаться только на милость Всевышнего и мастерство своих машинистов и ближайших помощников - младших инженер-механиков.
Изображение
Перед выходом из Ревеля, куда броненосец перешел с эскадрой из Кронштадта, суммарная перегрузка «Бородино» превысила 1700 т. При водоизмещении 15275 т и средней осадке около 8,9 м главный броневой пояс корабля полностью ушел в воду. Учитывая поспешность и незавершенность испытаний, руководители МТК Ф.В. Дубасов и Н.Е.Кутейников добились циркулярного предупреждения З.П. Рожественскому о соблюдении особой осторожности в океанском плавании и недопустимости приема новых грузов в помещения выше ватерлинии.

  
  
Поход на Дальний Восток

2 октября 1904 г. 2-я Тихоокеанская эскадра вышла из Либавы на театр военных действий. Ее 1-й броненосный отряд составили четыре эскадренных броненосца типа «Бородино». Ночью 9 октября весь отряд "отличился" в Гулльском инциденте, открыв, в ожидании минной атаки, огонь по рыболовным судам. Выпустив около 2000 снарядов, броненосцы потопили 1 траулер, повредили несколько других, пять снарядов попало в шедший параллельным курсом крейсер «Аврора». В испанском порту Виго для участия в расследовании этого происшествия остались свидетели с трех броненосцев (с «Бородино» - младший минный офицер лейтенант В.Н. Шрамченко). В Танжере эскадра разделилась, и ее 1-й отряд с броненосцем «Ослябя» и тремя большими крейсерами во главе с З.П. Рожественским направился в Индийский океан вокруг Африки.
Изображение
В походе командующий эскадрой подверг броненосцы типа «Бородино» острой критике за систематический выход из строя электрических приводов управления рулем, разрыв труб главного паропровода и, в основном, за малую дальность плавания.
В начале декабря в Ангра-Пекуэна (на западном побережье Африки) новые броненосцы по грузили по 2200 т угля и водоизмещение «Бородино» достигло 16346 т. С таким количеством топлива «Бородино» и «Орел», в отличии от «Суворова» и «Александра III» имели дифферент на нос и осадку почти на 0,3 м больше. Адмирал поспешил объяснить это своеволием строителей и командиров при постройке кораблей. Однако впоследствии выяснилось, что гвардейский «Император Александр III» в желании быть первым в погрузке топлива (и получать премии) допускал значительные - до нескольких сот тонн - приписки количества принятого угля. Возможно, подобное имело место и на «Суворове».
В сложных условиях плавания броненосцы типа «Бородино» показали хорошие мореходные качества, выдержав в декабре 1904 г. сильный шторм в Индийском океане. При высоте попутной волны более 12 м (длина около 110 м) их крен на качке не превышал 12° на борт, в то время как другие корабли кренились от 20 до 40°.
Во время стоянки в Носси-бе на Мадагаскаре, машинисты «Бородино» под руководством В.С.Рябинина и флагманского инженер-механика В.А. Обнорского привели главные механизмы броненосца в полный порядок, ликвидировав заводские недоделки. Правда, испытаний не проводили: командующий эскадрой не хотел рисковать "надрывом механизмов" на полном ходу.
Изображение
В марте 1905 г. эскадра пересекла Индийский океан и вскоре сделала остановку в бухте Камранг у берегов Индокитая, откуда, присоединив отряд контр-адмирала Н.И.Небогатова, 1 мая вышла на прорыв во Владивосток. 4 мая после 1922-мильного перехода 2-я Тихоокеанская эскадра вошла в Корейский пролив, где ее поджидал японский Соединенный флот адмирала Х.Того. Следует отметить, что вице-адмирал З.П.Рожественский и его штаб не провели должной подготовки эскадры к бою, в частности, радикальной разгрузки кораблей, избавления их от лишнего дерева и окраски в "боевой" цвет. Броненосцы типа «Бородино» - главная ударная сила эскадры - вступили в бой с суммарной перегрузкой около 1700 т, в результате над водой у миделя осталось всего около 1.4 м, а в носу не более 2 м второго броневого пояса. По другим данным водоизмещение кораблей этого типа перед боем составляло около 15000 т, известно также, что утром 14 мая «Бородино» имел на борту чуть более 1000 т угля. Так или иначе, но перегрузка снижала запас плавучести и боевую устойчивость кораблей в целом.

  
  
В Цусимском бою

Эскадренные броненосцы типа «Бородино» вынесли на себе основную тяжесть дневного боя 14 мая 1905 г., выпустив около 3000 снарядов калибром 152 мм и выше, в том числе не менее 492 - 305 мм. Их огнем были повреждены японские броненосцы «Микаса» и «Фудзи», броненосный крейсер «Ниссин» — наиболее пострадавшие в бою корабли противника. Однако и сам 1-й броненосный отряд подвергся сосредоточенному огню японцев и понес катастрофические потери. «Князь Суворов» продержался во главе эскадры чуть более получаса, после чего из-за повреждения рулевого привода вышел из строя. Нормальное управление броненосцем восстановить так и не удалось, но еще более 4 часов экипаж флагманского корабля доблестно сражался с противником. В «Суворов», вероятно, попало более 100 снарядов калибра от 152 до 305 мм, которые сбили трубы и мачты, вызвали взрыв кормовой 305-мм башни и почти сплошной пожар выше верхней палубы. Несмотря на то, что часть попаданий была получена с дистанции всего 13—15 кб, броненосец проявил поразительную живучесть и затонул только после попадания трех торпед с японских миноносцев. С ним погибли находившиеся на борту 935 человек во главе с минным офицером лейтенантом Н.И.Богдановым, вступившим в командование после гибели командира и старшего офицера. 23 человека, включая уцелевших офицеров штаба и раненого командующего эскадрой, незадолго до конца боя спас миноносец «Буйный». «Император Александр III», возглавивший эскадру после «Князя Суворова», получил тяжелые повреждения в носовой части и вышел из строя, но вскоре вновь вступил в кильватер броненосцу «Орел» и вел бой до вечера, когда под огнем броненосных крейсеров вице-адмирала Х. Камимуры перевернулся на правый борт и затонул. С кораблем погиб весь его экипаж в количестве 867 человек.
Броненосец «Бородино», сменив поврежденного «Александра III», вел эскадру практически до конца дневного боя. Его командир маневрировал, пытаясь прикрыть поврежденный флагманский корабль и выполнить приказ адмирала — вести эскадру на прорыв во Владивосток. Вероятно, около 16 ч в просвет боевой рубки (ширина 0,3 м) попал 152-мм снаряд, разрывом которого были убиты старший штурман лейтенант Б.И.Чайковский, артиллерист лейтенант П.Е.Завалишин, мичмана К.Д.Де Ливрон и А.В. Кочуков, оба рулевых. П.И.Серебренников получил тяжелое ранение. В командование броненосцем вступил капитан 2 ранга Д.С.Макаров. «Бородино» продолжал возглавлять колонну русских кораблей. Д.С.Макарову, принявшему нелегкое решение оставить позади горящий флагманский броненосец, удалось вывести эскадру на курс к северу, где она испытала последний за день удар японцев. Тяжело поврежденный «Бородино» вел бой до последней возможности, отстреливаясь из кормовой 305-мм башни и некоторых других орудий. Вскоре после 19 час 305-мм японский снаряд, попавший с правого борта в район носовой 152-мм башни «Бородино», вызвал, очевидно, взрыв боезапаса, Броненосец, не выходя из строя, перевернулся и вскоре исчез под водой. Из 866 человек команды спасся единственный матрос — марсовый Семен Ющин. «Орел», который до последней минуты энергично поддерживал своего переднего мателота, также серьезно пострадал под огнем противника. Потери в личном составе достигли 128 человек (в том числе 13 офицеров) убитыми и ранеными. Смертельно раненного командира броненосца около 15 час сменил раненый и контуженный старший офицер капитан 2 ранга К.Л. Шведе. В бою «Орел» успешно боролся с креном, сохранил полный ход и примерно половину артиллерии.

  
  
Источники
http://tsushima.su/R.../grib-borodino/
http://ru.wikipedia....ино_(броненосец)
http://wunderwaffe.n...nBook/Borodino/

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
310 публикаций

Не плохо, да и информации хватает.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
121 публикация
374 боя

Флаг странный, не нашенский, не британцев случаем - могу ошибаться  :hiding: Отличная работа "+"  :great:

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
130
[DEAD] GRAFdeZHUA
851 публикация
4 344 боя

Автору "+"

 

Просмотр сообщенияwegasPRO (02 Авг 2013 - 08:34) писал:

Флаг странный, не нашенский, не британцев случаем - могу ошибаться :hiding: Отличная работа "+" :great:

Носовой (Крепостной) Флаг - Гюйс Императорского Флота России.

Изображение

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Репортер
2 525 публикаций
1 283 боя

отличная тема!+

ЗЫ для моделистов две ссылки с чертежами:

http://tsushima.su/borodinodrawru/

http://alternathisto...?thread=1823492

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
750
[PF_B] vovan7428
Коллекционер, Бета-тестер кланов, Коллекционер-испытатель
965 публикаций

Просмотр сообщенияwegasPRO (02 Авг 2013 - 08:34) писал:

Флаг странный, не нашенский, не британцев случаем - могу ошибаться  :hiding: Отличная работа "+"  :great:
ну так то этот "странный флаг" называется гюйсом и могу Вас заверить он наш отечественный (правда ходят слухи что Петя 1 его с британского и слизал)

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Альфа-тестер
1 914 публикации
468 боёв

Серьезный аппарат по тем временам, мог только за счет 10 × 7,62-мм пулемётов «Максим» тащить  :glasses:

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Репортер
2 525 публикаций
1 283 боя

Просмотр сообщенияvovan7428 (02 Авг 2013 - 09:49) писал:

ну так то этот "странный флаг" называется гюйсом и могу Вас заверить он наш отечественный (правда ходят слухи что Петя 1 его с британского и слизал)

здесь есть история создания гюйса
http://amcsailing.ru/article/262.html

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
405 публикаций
144 боя

Нормальная тема +

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
358
[RA-V] kayman4
Коллекционер, Коллекционер-испытатель
2 276 публикаций
12 289 боёв

броненесцы были перетяжелены дополнительными запасами угля и воды причем в первую очередь они выбирали уголь тот который был в бункер -то есть ниже ватерлинии а не дополнительный (выше) - в следствиии серьезно нарушена балансировка

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
49 публикаций
1 585 боёв

Новые броненосцы типа Бородино реально тащили бой. Но бестолковое командование, особенно в лице Рожесвенского похоронило все старания строителей этих чудо кораблей.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
423 публикации
59 боёв

Спасибо за информацию! :great:

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
13 публикаций
1 348 боёв

Схема бронирования на схеме взята с броненосца "Ретвизан". Исправь.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
47 публикаций
131 бой

Просмотр сообщенияkayman4 (02 Авг 2013 - 12:09) писал:

броненесцы были перетяжелены дополнительными запасами угля и воды причем в первую очередь они выбирали уголь тот который был в бункер -то есть ниже ватерлинии а не дополнительный (выше) - в следствиии серьезно нарушена балансировка

Ну, во первых разрешите поправить - нарушена не балансировка а остойчивость) К тому же с постройки высокая метацентрическая высота была их болезнью. Кроме угля еще повлиял расход боеприпасов из погребов (а они все ниже ватерлинии). Далее поступления забортной воды от близких разрывов, волнения (а в мае у нс еще далеко не спокойно в Японском море), при тушении пожаров вода разливалась в вернхних палубах, что так же не способствовало остойчивости. Далее - от огня японских снарядов ГК (а шимоза в момент взрыва развивала очень высокую температуру)  расшатывало и постепенно сорвало за борт плиты броневого пояса....в общем там кроме угля было много разных причин еще)

Просмотр сообщенияvovan7428 (02 Авг 2013 - 09:49) писал:

ну так то этот "странный флаг" называется гюйсом и могу Вас заверить он наш отечественный (правда ходят слухи что Петя 1 его с британского и слизал)
Вообще-то в основу лег косой крест Андрея Первозванного - "Андреевский флаг" )

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
294 публикации
12 боёв

Просмотр сообщенияReg25RUS (05 Авг 2013 - 13:08) писал:

Ну, во первых разрешите поправить - нарушена не балансировка а остойчивость) К тому же с постройки высокая метацентрическая высота была их болезнью. Кроме угля еще повлиял расход боеприпасов из погребов (а они все ниже ватерлинии). Далее поступления забортной воды от близких разрывов, волнения (а в мае у нс еще далеко не спокойно в Японском море), при тушении пожаров вода разливалась в вернхних палубах, что так же не способствовало остойчивости. Далее - от огня японских снарядов ГК (а шимоза в момент взрыва развивала очень высокую температуру)  расшатывало и постепенно сорвало за борт плиты броневого пояса....в общем там кроме угля было много разных причин еще)
В статье, откуда я брал информацию, все это было, но я не стал вписывать это сюда, дабы не замусоривать мозги наших школьников :trollface:
А кому надо, дойдут до вашего поста и все сами прочитают.  :great:

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
249 публикаций
494 боя

Броненосцы типа "Бородино", пять единиц в серии, головной "Бородино", "Император Александр III", "Князь Суворов", "Орел" и "Слава". Как выше написано поправь схему бронирования, та что в тексте принадлежит броненосцу "Ретвизан" видно по трем трубам, даже особо невооруженным взглядом.

a_ru_ces.jpg

Фото систершипа "Бородино" ЭБ "Орел" после боя в Цусимском проливе

 

04.jpg

Носовая башня ГК

02.jpg

Корма броненосца

 

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
260
[LJ] Aunt_Tom
Альфа-тестер, Коллекционер
2 021 публикация
4 654 боя

Просмотр сообщенияDestr80 (06 Авг 2013 - 02:25) писал:

Броненосцы типа "Бородино", пять единиц в серии, головной "Бородино", "Император Александр III", "Князь Суворов", "Орел" и "Слава". Как выше написано поправь схему бронирования, та что в тексте принадлежит броненосцу "Ретвизан" видно по трем трубам, даже особо невооруженным взглядом.
А это, судя по П-образному шлюпочному крану -- "Цесаревич" :)

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
130
[DEAD] GRAFdeZHUA
851 публикация
4 344 боя

Просмотр сообщенияAunt_Tom (06 Авг 2013 - 07:58) писал:

А это, судя по П-образному шлюпочному крану -- "Цесаревич" :)
Несомненно.
PS Поражаюсь Вашей въедливости. Сам под спойлеры с картинками не заглядываю надеясь на внимательность ТС. Теперь буду.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
249 публикаций
494 боя

Просмотр сообщенияAunt_Tom (06 Авг 2013 - 07:58) писал:

А это, судя по П-образному шлюпочному крану -- "Цесаревич" :)
Есть такое дело, мой косяк)))

Просмотр сообщенияGRAFdeZHUA (06 Авг 2013 - 08:51) писал:

Несомненно.
PS Поражаюсь Вашей въедливости. Сам под спойлеры с картинками не заглядываю надеясь на внимательность ТС. Теперь буду.
Это зря, подобные ошибки, довольно часто встречаются и в официальных источниках, не говоря уже и о форумах.
Изменено пользователем Destr80

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Эту страницу никто не просматривает.

×