Перейти к содержимому
Для публикации в этом разделе необходимо провести 50 боёв.
Sergius_Grey

Морские традиции Русского Императорского флота

Традиции на флоте, нужны ли они ?  

51 пользователь проголосовал

У вас нет прав на голосование в этом опросе, или на просмотр результатов опроса. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь для голосования в опросе.

В этой теме 25 комментариев

Рекомендуемые комментарии

Старший альфа-тестер, Альфа-тестер
1 914 публикации
468 боёв

Изображение

 

"Традиция показывает нам, как мы должны исполнять свой долг перед Родиной и вызывает к жизни в нашей психологии боязнь покрыть себя позором в случае, если мы не сумеем быть достойными этих традиций - свидетелей былой доблести наших славных предков"

Адмирал Бубнов.

 

Традиции, торжественные церемонии и обычаи имеют громадное влияние на человечество вообще, а в военной и морской службах особенно, ибо путем их в среду внедряется высокая мораль и дисциплина. Традиции, явившиеся продуктом героического подвига, исключительной храбрости, высокого проявления чести, сознания собственного (и своей части) достоинства, дают воинской части (кораблю) побудительную причину, ту искру, которая обращается а пламя и создает то, что принято называть Esprit de Corps.

В своем труде “Мысли о воссоздании Русской морской вооруженной силы” контр-адмирал Бубнов совершенно справедливо пишет: “Внимательно изучая историю развития английской морской вооруженной силы, нельзя не прийти к заключению, что главный фактор ее военно-морской мощи именно и есть это удивительное военно-морское чутье и инстинктивное, так сказать, “осязание” военно-морских проблем, присущее английским морским офицерам и являющееся плодом соответствующего традиционного воспитания под руководством опытных и авторитетных старших чинов флота. Без малейшего преувеличения можно смело сказать, что Британская империя обязана своим существованием и величием именно этим свойствам офицерского состава ее флота... Благодаря этим поистине чудесным свойствам своего офицерского состава, Англия могла без роковых последствий позволить себе роскошь запечатленных историей грубых ошибок в стратегическом и тактическом управлении ее флотом, ибо всякий раз военно-морской инстинкт ее морских офицеров выводил английский флот из тяжелых положений, созданных этими ошибками, на путь блестящих побед”.

 

Шканцы на военных кораблях

 

Spoiler

«Шканцы» — помост либо палуба в кормовой части парусного судна, на один уровень выше шкафута, где находился капитан, в отсутствие которого - вахтенные и караульные офицеры, а также там устанавливались компасы.

 

Отдание чести шканцам на военных кораблях, по общему убеждению, пришло как наследие очень раннего морского обычая - оказания уважения и почтения к богам, а позже, с приходом христианства, символу креста и изображениям святых, покровителей моряков.

Но есть компетентные авторитеты-исследователи старых морских обычаев и традиций, кои не вполне согласны с данным освещением и в своих отрицаниях основываются на фактах, имевших место на борту судов английского флота в самый ранний период его существования. Существовал обычай снимать всеми офицерами, присутствовавшими на шканцах, головные уборы, как ответ на отданную честь. Надо иметь в виду, что первоначальная форма отдания чести, как у нас, так и во всем мире, заключалась в снятии фуражки. Существует также убеждение, что отдание чести шканцам есть отдание долга уважения к месту представителей власти, как ближайшему месту, к символу влас­ти страны - ее флагу.

Изображение

Правая сторона

 

У нас в Императорском флоте, аналогично с флотами всего мира, кроме португальского, признавалось превосходство правой стороны на корабле над левой. Правая сторона была почетной стороной.

Англичане, а с ними и моряки всех других наций, признают почетной стороной правую потому, что мыс Горн и Магелланов впервые были обойдены с востока на запад, то есть правым бортом.

Португальцы признают, как почетную сторону, левую, потому, что их знаменитый мореплаватель Васко де Гама первый обогнул мыс Доброй Надежды, идя с запада на восток, то есть левым бортом.

Если шканцы признавались как святое место, то правые шканцы были святое святых.

На судах, где строго соблюдались традиции, правые шканцы были отводимы командиру и адмиралу, и никто там не мог быть иначе, как по службе.

Это признание превосходства правой стороны незаметно входило в плоть и кровь военного моряка. На корабле правый трап - почетный трап. На берегу, идя со старшим, старший всегда вправо от тебя. В силу этого же и морской обычай - идя с дамой, иметь ее вправо от себя, ибо даме почет и уважение всегда. Это тоже одна из морских традиций.

 

Отдание чести

 

Первоначальная форма отдания чести состояла в снятии головного убора. Мы не знаем точно, когда эта форма отдания чести была отменена. Знаем, что во флоте снятие головного убора при отдании чести старшему было заменено приложением правой руки к тулье фуражки вскоре после Севастопольской кампании в царствование императора Николая I.

Весьма вероятно, что манера отдания чести приложением правой руки к головному убору пришла со времен рыцарства от рыцарей, которые при встрече поднимали забрало лат, дабы показать лицо, и делали это всегда правой рукой, так как левая несла щит. Оттуда же пришло и то, что первый отдавал честь младший, ибо тогда уважение к старшему было основой воспитания и свято исполнялось.

 

Отдание чести кораблями

 

Вызов команд наверх, а иногда, в старое время, посылка людей по марсам и реям, как отдание чести кораблем, сопровождаемое общим “ура”, - очень старый морской обычай, пришедший к нам из седой старины и фактически бывший в употреблении почти за сто лет до создания русского военного флота.

Исполнялся он и у нас, но в особо исключительных случаях, как, например, при возвращении корабля на рейд после выигранного боя. Вообще же наружное проявление чувств допускалось только при высочайших смотрах флота государем императором.

Отдание чести кораблями в море имело место в далеком прошлом и было введено впервые англичанами. Мы кратко остановимся на этом обычае, ибо он приведет нас к возникновению обычая салюта из орудий. Отдание почести в море, до международного соглашения, часто вызывало недоразумения. Салюты нациям и кораблям теперь отдаются на принципе равенства, независимо от военной мощи государства, но в старые золотые дни дело обстояло иначе: тогда слабый салютовал сильному первым. Салютовал первым также всякий вошедший в воды чужих наций.

 

Салют из орудий

 

Первоначальной идеей салюта был акт признания себя (судна) лишенным временно силы, так как в старое время орудия всегда были заряжены и салют производился с выпуском снарядов; перезарядка же требовала много времени (так, например, во времена Генриха VII время, потребное для производства второго выстрела из того же самого орудия, в среднем занимало один час). И только значительно позже в салют из орудий была внесена идея отдания почести. Те же идеи мы найдем, сравнивая салют из орудий с салютом саблей: как мы увидим позже, положение сабли “под высь” означало искренность намерения, а положение острием вниз в землю - временную беспомощность.

Салют в море был введен англичанами в то время, когда водное пространство от Скандинавских берегов и до мыса Финистере считалось Английским морем. Из истории известно, что до норманнских дней паруса иностранных судов в Английском море спускались при встрече с судами англичан, как знак почтения к их королю. Этот акт почтения делал суда временно беззащитными, лишая их хода и управления, а спущенными парусами и снастями загромождалась палуба, лишая возможности действовать орудиями. Тот, которому салютовали, таким образом, был гарантирован от неожиданной атаки.

Изображение

 

Фалрепные

 

Spoiler

ФАЛРЕПНЫЕ (Side boys) — матросы из состава вахтенного отделения, назначавшиеся в дореволюционном флоте для встречи прибывающих на корабль лиц командного состава, а равно и для проводов их при съезде с корабля. На больших кораблях назначались одинаково с караулом посуточно; ночью же они выводились из вахтенного отделения. При Ф. находился Ф. унтер-офицер. К навесным трапам назначалось два Ф. К парадным трапам Ф. ставились: по два человека на палубе у входа и по два на каждой укрепленной за бортом площадке трапа. Полное число Ф. ставилось лишь тем лицам, коим для встречи надлежало вызывать караул (флагманам, командирам). Остальным ставили лишь двух Ф. на палубе у входа. В ночное время Ф. ставились с фонарями. Независимо от этого при подходе шлюпки один из Ф. высылался с фонарем на нижнюю площадку для ее освещения при приставании.

 

В Морском уставе в главе о фалрепных указан порядок, кому, когда и как отдается морская почесть вызовом фалрепных. Главную торжественность этой старой, чисто морской церемонии придает боцманская дудка.

Вызов фалрепных, как это делается на всех военных судах всех наций, тоже имеет свою историю, и этот обычай пришел из далекой старины. Было обычаем в эпоху парусных судов (когда позволяли условия погоды) приглашать на борт флагманского корабля командиров судов для обсуждения разных вопросов.

Изображение

Церемония спуска на воду нового судна

 

Церемония спуска нового судна производилась так: служился торжественный молебен, судно и поднятые на нем флаги - императорский штандарт, кормовой и Андреевский флаг и гюйс окроплялись святой водой и под звуки народного гимна и салюта с судов обрубались последние державы. Торжество заканчивалось парадным завтраком.

Изображение

 

Погребение в море

 

Погребение в море - в высшей степени трогательная церемония, сопровождаемая исполнением ряда мелких обычаев, явившихся результатом отчасти суеверия, отчасти, как совокупность многих причин от перехода от жизни земной в жизнь бесконечную.

Согласно старому обычаю, доктор или фельдшер немедленно докладывает вахтенному начальнику, когда бы смерть на корабле ни случилась, будь то ночью или днем. Последний заносит факт в вахтенный журнал и докладывает командиру. По обычаю же, тело зашивается в парусину, к ногам прикрепляется тяжелый груз, все умещается на специальной чисто оструганной доске, выносится на шканцы, ставится на небольшое возвышение и покрывается Андреевским флагом. Иногда судовыми средствами делается гроб, но это уже уступка духу времени. При наличии священника производится обряд отпевания; в его отсутствие обряд отпевания совершается командиром корабля. С началом отпевания флаг приспускается до половины. По окончании церковного обряда под пение “Со святыми упокой” тело вместе с доской подносится к борту ногами вперед и кладется концом на планшир. Два специально назначенных матроса становятся у головы и берут края флага в руки. По сигналу горниста (специальный напутственный сигнал умершему) доска приподымается, и тело выскальзывает за борт из-под флага; в это же время производится троекратный залп судовым караулом. Флаг подымается до места. На церемонии обязаны присутствовать все офицеры и матросы, не занятые службой.

 

Кортик

 

В Русском императорском флоте офицерам присваивался кортик. Нам неизвестно, когда и при каких обстоятельствах он был введен. Русский флот был единственным в этом отношении, и история кортика должна быть очень интересна. Портупея была шелковая, с львиными головами, а вместо бляхи - змея, изогнутая наподобие французской буквы “S”. Предположительное объяснение дано в главе о национальном флаге.

Изображение

 

Обычай ношения орденов на левой стороне груди

 

Военными всех наций ордена носятся на левой стороне груди. Делается это в силу обычая, пришедшего со времен крестоносцев. Они носили почетный знак своего ордена на левой стороне: таким образом он был ближе к сердцу, а так как щит носился на левой руке, то знак ордена (и сердце) был лучше защищен.

Изображение

 

Погоны и эполеты

 

Происхождение наплечного знака - погона - идет также со времен крестоносцев, как составная часть лат, предохранявших плечо бойца от сабельного удара. Гусарские полки настоящих дней в Англии имеют на плечах род погона (эполета), сделанного из металлической сетки, кольчуги. Эполеты наших уланских полков - чешуйчатые и также напоминают латы. Во многих кавалерийских частях было в обычае иметь погон в виде стальной пластинки, обшитой галуном. Эполеты своим возникновением обязаны Франции и в первоначальном виде были представлены пучком лент. С течением времени погоны потеряли свое первоначальное назначение и стали внешним знаком, символом власти. Вот в силу чего был так дорог погон истинному офицеру и в силу чего разрушители империи убрали его.

Изображение

Изображение

 

Церемония перехода кораблем линии экватора

 

Церемония перехода какой-либо определенной параллели настолько стара, что первоначальное возникновение ее теряется в глубокой древности. Исторически доказано, что эта церемония была в обычае задолго до того времени, как суда впервые пересекли 30-ю параллель и прошли через Гибралтарский пролив. По своей идее это было испытание новичков в морской службе в предстоящей им тяжелой, полной лишений службе на море. История указывает, что уже викинги, пересекая некоторые параллели, исполняли этот обычай. Весьма возможно, что они и были создателями этого обычая. В первые дни мореплавания эта церемония совершалась с благоговением и полным уважением к мифологическому богу Нептуну - владыке морей и морских стихий, во что тогда искренне верили моряки.

И в настоящие дни его величество Нептун есть главное лице церемонии-обычая. Те, кто раньше уже переходили экватор, называются шелбаками, или, как это называлось на флоте у нас, бывалыми-солеными. Обычно шелбаки сохраняли выданное им Нептуном удостоверение, как доказательство своего морского опыта. В переводе на русский язык удостоверение было таким:

“Всем русалкам, сиренам, змеям морским, китам, акулам, дельфинам, скатам, угрям, пиявкам, лобстерам, крабам и ракам, а также и всем многим другим нашим верноподданным.

… (имя) … найден нами достойным быть сопричисленным к нашим верноподданным старым шелбакам, как пересекший экватор и подвергшийся крещению морской соленой водою с посвящением в орден океанских глубин.

Нептун

Владыка морей и океанов и морских стихий.

(Широта и долгота) … час утра, месяц, число и год.

Национальность и имя судна”.

Изображение

 

Церемония выдачи вина команде

 

В старое доброе время во всех флотах, как военных, так и коммерческих, было обычаем (традицией) награждать команду за выполнение какой-либо особенно тяжелой или рискованной работы чаркой рома, разбавленного водой и носящего в море название “грога”. Церемония такого награждения носила название “splicing main brase”, что в переводе на русский язык будет “наложить сплесень на грота-брас”, то есть соединить поврежденный или порванный брас главной наибольшей реи (каковой была грота-рея).

Регулярная выдача вина команде перед обедом и ужином производилась у нас со дня создания флота императором Петром Великим и по форме производства церемонии является точной копией английской. Разница только в том, что у нас *** выносилось в ендове - специальном большом медном сосуде, луженом внутри, по рисунку и форме древнерусского стиля. У англичан *** выносится в деревянной кадушке с основанием более широким, чем верхняя часть, полированной извне и обитой рядом ярко начищенных медных обручей. На кадушке надписи: сверху - “grog”, несколько ниже - “King” и еще ниже - “God bless him”. В этих словах, помимо подчеркнутого напоминания о главе флота, есть также указание на традиционный тост в кают-компании корабля перед началом каждого обеда, который всегда начинается поднятием бокала с вином и произнесением всеми, сидя, слова “king”.

 

Заключение

 

Соблюдение обычаев и церемоний - есть создание духа подчиненности. Церемония - цемент дисциплины, традиция и обычай - фундамент ее. Дисциплина кают-компании - дисциплина флота. Дисциплина же есть сумма, выраженная одним словом - подчинение.

 

Источники

  • Плюс 1

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Вики-гвардеец, Альфа-тестер, Коллекционер
2 021 публикация
4 777 боёв
плеть, ром и содомия То есть "линёк, чарка и самодурство"?
  • Плюс 1

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Бета-тестер
121 публикация
376 боёв

Цитата

Да, нужны, они напоминают нам о славном прошлом наших предшественников и дисциплинируют нас
Не все конечно, есть просто маразматические (служил), а некоторые надо бы и вернуть  :honoring:

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Альфа-тестер
310 публикаций

Помню писал тему про суеверия и традиции тоже затрагивал. Но ты молодец, не повторился) +

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Старший альфа-тестер, Коллекционер, Бета-тестер кланов, Коллекционер-испытатель
965 публикаций

Я так понимаю ТС надыбал книгу Горденева, все бы хорошо написано  но не до конца там еще есть описание правил кают-компании (у Пикуля описано лучше), игр личного состава, подъема спуска флага ну а так первоисточник сомнительной ценности ибо написан эмигрантом для поддержания офицерских традиций в эмиграции а на Российском флоте хватало и не офицерских традиций и вобще было бы не плохо в такой статье осветить традиции ношения серьги, тельняшки, татуировки, послеобеденный сон, поощрения за сломанное весло, даже перетягивание каната пришло к нам с царского флота, оттуда же взялись брюки-клеш, ну и в царском флоте офицеры были достаточно закрытой кастой что создавало дополнительные традиции типа на чем им ездить, как жить, где  и как обедать, и в рамках подобного исследования было бы интересно почитать про золотые аксессуары офицерского состава обозначающие принадлежность к той или иной флотилии благо яндекс и гугл творят чудеса в общем еще есть что в эту тему добавить

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Участник
127 публикаций
47 боёв

http://forum.worldof...arch__1Внимание! Здесь тролль. Обьявляется режим антитроллинга, в соответствии с манифестом.
:honoring:

Изменено пользователем porter_87

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Старший альфа-тестер, Альфа-тестер
1 914 публикации
468 боёв

Просмотр сообщенияporter_87 (02 Авг 2013 - 13:43) писал:

А есть ли фото (именно это фото) залпа ЛК в бОльшем разрешении? ....

К сожалению нет, - максимальный размер какой нашел, - запостил в теме

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Старший альфа-тестер
75 публикаций
674 боя

Просмотр сообщенияAntony01 (01 Авг 2013 - 18:08) писал:

Очень интересно, автор - молодец!)

Праздник на День Рождения  - это тоже традиция, ты её не признаешь?)  :unsure:

Да это просто тролль - собиратель минусов. Он не мнение свое выражает, он онанирует на  свою красную репутацию.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Участник
423 публикации
59 боёв

Просмотр сообщенияAntony01 (01 Авг 2013 - 18:08) писал:

Очень интересно, автор - молодец!)

Праздник на День Рождения  - это тоже традиция, ты её не признаешь?)  :unsure:
Не кормите троля!А ТС-у за информацию спасибо! :great:

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Альфа-тестер
348 публикаций

"Честь" у нас уже двадцать лет как не "отдается", сейчас приветствуют, что в армии, что на флоте.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Старший альфа-тестер, Альфа-тестер
1 914 публикации
468 боёв

Просмотр сообщенияMerCant (11 Сен 2013 - 06:04) писал:

"Честь" у нас уже двадцать лет как не "отдается", сейчас приветствуют, что в армии, что на флоте.
Название темы - "Морские традиции Русского Императорского флота", если что  :glasses:

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Альфа-тестер
348 публикаций

Просмотр сообщенияSergius_Grey (11 Сен 2013 - 12:03) писал:

Название темы - "Морские традиции Русского Императорского флота", если что  :glasses:

Но в опросе-то, вопрос об актуальности традиций, если что  :glasses: . Да ладно, как не назови ,суть и значимость не меняется. ИМХО, традиции нужны, важны и обязательны к исполнению. Думаю те, воинские традиции и ритуалы, которые пережили советское время должны быть сохранены, прошли проверку временем :honoring:

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Участник
264 публикации
83 боя

Просмотр сообщенияSergius_Grey (11 Сен 2013 - 12:03) писал:

Название темы - "Морские традиции Русского Императорского флота", если что  :glasses:
Если бы читали, то бы заметили такой "маленький" нюанс! :veryhappy:

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Коллекционер, Коллекционер, Коллекционер, Коллекционер-испытатель
682 публикации

Традиции надо чтить на них держится если не весь то большая часть мира, особенно во флоте

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Альфа-тестер
214 публикации

тема интересная, фотка выстрела в теме с салютом интересно смотрится) видно снаряд который вылетел, так что этот салют будет скорее всего последним для встречаемого)))

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Участник
85 публикаций
54 боя

Традиции-есть неотделимая часть службы на корабле...

Так сказал мне мой первый кэп) и я с ним полностью согласен.

Традиции возникают не просто так, сохраняют их тоже для чего то ведь? 

 

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Альфа-тестер
173 публикации
333 боя

Я думаю, что традиции кроме всего перечисленного задают правильные ноты воспитания сильного духа.  

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Бета-тестер
22 публикации
3 боя

Без бухла, конечно, никуда.

Стоить вспомнить адмирала Нилова, которой все время был ***.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Альфа-тестер
194 публикации

Безусловно + просто зачитался очень интересно написано. А к слову о традициях. Вспомните что было, когда революционеры начали уничтожать традиции? Да они же просто уничтожили нашу самую большую армию мира изнутри! "Благодаря" этим "умным и знающим людям" Германия беспрепятственно забрала у нас территорию Белоруссии и Украины с численностью населения в 60!! миллионов!!! человек. Что вы там спросили про полезность традиций?

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Альфа-тестер
162 публикации
1 283 боя

ТРАДИЦИИ НУЖНЫ. КАК БЕЗ НИХ

 

Старайтесь не злоупотреблять заглавными буквами.

EvilTwin_HL

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Эту страницу никто не просматривает.

×