Перейти к содержимому
Для публикации в этом разделе необходимо провести 50 боёв.
schalaev

История крейсера "Красный Крым"

В этой теме 33 комментария

Рекомендуемые комментарии

2 публикации
3 боя

«Красный Крым» — лёгкий крейсер ВМФ СССР . При закладке крейсеру было присвоено наименование «Светлана», в честь одноимённого крейсера , геройски погибшего 28 мая 1905 года в Цусимском сражении . Являлся головным кораблём в серии лёгких крейсеров Российского императорского флота . Принимал участие в боях в составе Черноморского Флота в годы Великой Отечественной войны , удостоен звания — гвардейский корабль.

 

http://s2.ipicture.r...28/03bWJEgr.jpg

Крейсер "Красный Крым" Черноморского Флота

Галерея

 

http://s2.ipicture.r...28/Fj2oV8AJ.jpg

Бойцы Красной армии на пути в Севастополь на палубе легкого крейсера «Красный Крым»

http://s2.ipicture.r...28/dd4CuCPO.jpg

Легкий крейсер "Красный Крым" в Южной бухте Севастополя, после ноября 1944 года

http://s2.ipicture.r...28/RbpqdhdF.jpg

Крейсер "Красный Крым" входит в Севастопольскую бухту, 5 ноября 1944 года

Тактико-технические данные «Красный Крым»

Водоизмещение стандартное, т- 6830

Водоизмещение нормальное, т -7190

Водоизмещение полное, т- 8000

Длина наибольшая, м- 158,4

Ширина наибольшая, м- 15,53

Осадка максимальная, м- 9,65

4 паротурбинные установки общей мощностью, л. с- 46300

Винтов, шт- 4

Скорость хода максимальная, узлов- 29,5

Скорость хода полная, узлов- 22

Скорость хода экономическая, узлов- 14

Дальность плавания экономическим ходом, миль- 1230

Топливо, т мазута- 950

Экипаж, чел.- 852

Бронирование борта, мм 75

Бронирование палуба, мм 20

Бронирование рубки, мм 75-125

Бронирование постовой палубной артиллерии, мм 25

История создания и постройки

Решение о постройке новой серии лёгких крейсеров для Российского флота было принято на основании программы усиленного судостроения на 1912 — 1916 годы , принятой на заседании Комиссии по государственной обороне в июне 1912 года.

25 ноября 1912 года Ревельским заводом «Русско-Балтийского судостроительного и механического акционерного общества» в Морское министерство был представлен проект легкого крейсера водоизмещением 6650 тонн и скоростью 29,5 узлов. Проект был рассмотрен и 18 декабря 1912 года утвержден морским министром.

До конца 1912 года завод представил в Морское министерство схемы бронирования и расположения артиллерии , диаграмму углов обстрела, чертежи артиллерийских погребов , расчеты стоимости и сроки поставки брони Ижорским заводом , а также другие документы, необходимые для заключения контракта.

14 февраля 1913 года был подписан контракт между Морским министерством и Ревельским заводом. Контракт предусматривал строительство двух лёгких крейсеров для нужд Балтийского флота.

24 ноября 1913 года в присутствии морского министра состоялась закладка лёгкого крейсера «Светлана» , однако в связи с неподготовленностью верфи и задержками в поставках материалов фактическая сборка корабля на стапеле началась только с 1 апреля 1914 года.

Ещё больше постройку крейсера «Светлана» осложнило вступление России в Первую мировую войну . Сильным ударом по срокам постройки корабля стало прекращение поставок германской фирмой «Вулкан», по контракту с которой «Светлана» должна была оснащаться водотрубными котлами и паровыми турбинами . Руководство верфи было вынуждено перезаказывать оборудование, часть заказов на механизмы удалось разместить в Англии , часть — на и без того перегруженных русских заводах.

Несмотря на сложности военного времени, к началу 1915 года работы по постройке крейсера «Светлана» удалось интенсифицировать. По состоянию на октябрь 1915 года готовность крейсера «Светлана» по корпусу составляла 64%, а по механизмам — 73%.

К ноябрю 1916 года на «Светлану» были погружены котлы и турбины, начался их монтаж. Также были закончены испытания почти всех водо- и нефтенепроницаемых отсеков . Общая готовность крейсера «Светлана» на данный момент составляла: по корпусу — 81%, по механизмам — 75% . В основном отсутствовали трубопроводы и часть вспомогательных механизмов, которые с началом войны были перезаказаны другим заводам.

К осени 1917 года обстановка на Прибалтийском театре военных действий складывалась для Российской армии крайне неудачно. Взятие Риги и островов Моонзундского архипелага германскими войсками создало реальные предпосылки захвата Ревеля. В связи со сложившейся ситуацией Морским министерством было принято решение об эвакуации недостроенных кораблей и заводского оборудования из Ревеля.

К 13 ноября 1917 года на крейсер «Светлана» были погружены все готовые и полуготовые изделия и материалы, имеющиеся на тот момент на заводе и необходимые для достройки корабля. Кроме того было принято решение загрузить на крейсер оборудование мастерских (судостроительной, литейной, турбинной, модельной и других). Всего в соответствии с ведомостью загрузки «Светлана» приняла на борт около 640 тонн различного оборудования и материалов.

Во второй половине ноября 1917 года крейсер «Светлана» был отбуксирован в Петроград для достройки на Адмиралтейском заводе.

В первое время после Октябрьской революции на стоящем у достроечной стенки Адмиралтейского завода крейсере проводились работы. Усилиями руководства Русско-Балтийского судостроительного и механического акционерного общества приобреталось недостающее оборудование и осуществлялся его монтаж.

Но в конце марта 1918 года в соответствии с постановлением Совета народных комиссаров РСФСР о демобилизации военной промышленности Морское министерство приняло решение о прекращении достройки крейсера «Светлана» . В течение семи лет крейсер находился у стенки Адмиралтейского завода в законсервированном состоянии.

В 1924 году корабль был передан на Балтийский завод для достройки.

В ноябре 1924 года на Балтийском заводе, входящем на тот момент в структуру Ленгоссудотреста , был начат комплекс работ по достройке лёгкого крейсера «Светлана» .

Учитывая дефицит денежных средств, выделяемых ВСНХ на достройку крейсера, СТО было принято решение достраивать корабль по первоначальному проекту с незначительной модернизацией.

В результате того, что в процессе частичной модернизации было установлено дополнительное вооружение, несколько увеличена численность экипажа крейсера, а также масса некоторых запасов (минных, артиллерийских и шкиперских , питьевой воды и провизии), полное водоизмещение корабля увеличилось до 8170 тонн.

5 февраля 1925 года в соответствии с приказом по Морским силам РККА крейсер сменил название на «Профинтерн».

В октябре 1926 года фактически готовый крейсер «Профинтерн» перешел в Кронштадт для проведения докования и окончания достроечных работ.

26 апреля 1927 года «Профинтерн» был предъявлен к сдаче. Несмотря на значительный перегруз, на приёмных испытаниях корабль развил скорость более 29 узлов при мощности турбин 59 200 лошадиных сил.

1 июля 1928 года соответствии с приказом легкий крейсер «Профинтерн» был зачислен в состав Морских сил Балтийского моря и поднял военно-морской флаг СССР.

История службы

Служба корабля в период с 1928 по 1941 год:

В августе 1929 года впервые состоялся визит военных кораблей советского Балтийского флота в Германию. Два крейсера, «Профинтерн» и «Аврора» , посетили порт Свинемюнде.

http://s2.ipicture.r...28/6MZ1fEym.jpg

Крейсера «Профинтерн» и «Аврора» в Свинемюнде

В конце 1929 года, для предоставления экипажам хорошей морской практики и продления периода обучения, командованием ВМФ было принято решение отправить отряд кораблей в длительное плавание в условиях зимних штормов.

Покинув 22 ноября 1929 года Большой Кронштадтский рейд , корабли отряда без происшествий прошли осеннюю Балтику и Датские проливы . В Северном море , из-за ошибки в расчётах механиков, которые не учли разность солёности воды в Северном и Балтийском морях, на кораблях вскипели котлы. Устранив неисправности и приняв топливо в районе мыса Барфлер, отряд направился в Бискайский залив . Попав в жестокий 10—11 бальный шторм в Бискайском заливе, крейсер «Профинтерн» получил тяжёлые повреждения корпуса и, в результате, командиром отряда было принято решение идти на ремонт в ближайший порт Брест . Проведя в Бресте ремонтные работы на «Профинтерне» и пополнив запасы 4 — 7 декабря 1929 года , отряд кораблей вышел в море, где опять попал в жестокий 11-бальный шторм. Под ударами волн на линкоре «Парижская Коммуна» разрушилась носовая наделка и командир отряда принял решение вернуться в Брест.

С 6 по 8 января 1930 года крейсер «Профинтерн» и линкор «Парижская Коммуна» находились с деловым визитом в Кальяри , а с 9 по 14 января в Неаполе.

После выхода отряда из Неаполя, принимая во внимание повреждения кораблей, устранённые не в полной мере, и усталость экипажей, командование ВМФ приняло решение направить их в Севастополь для проведения основательного ремонта.

18 января 1930 года, пройдя за 57 суток 6269 морских миль, крейсер «Профинтерн» и линкор «Парижская Коммуна» бросили якоря на Севастопольском рейде. Завершившие дальний поход крейсер и линкор было решено не возвращать на Балтику, а, с целью усиления, включить в состав Морских сил Черного моря.

В октябре 1933 года крейсер «Профинтерн» нанёс визит в Турцию .

С 1935 по 1938 год крейсер проходил капитальный ремонт и модернизацию на Севастопольском морском заводе имени С. Орджоникидзе .

31 октября 1939 года крейсер «Профинтерн» был переименован в «Красный Крым».

Боевой путь во время Великой Отечественной войны:

Накануне Великой Отечественной войны была проведена тактическая реорганизация Черноморского флота СССР. В результате реорганизации крупные надводные корабли были объединены в эскадру, базировавшуюся на Севастополь и включавшую в себя линкор «Парижская Коммуна», Отряд лёгких сил и бригаду крейсеров. Крейсер «Красный Крым» был включён в бригаду крейсеров. Вместе с «Красным Крымом» в бригаду вошли лёгкие крейсера «Красный Кавказ» и «Червона Украина» , а также 1-й дивизион эсминцев типа «Новик» и 2-й дивизион эсминцев типа «Гневный» .

http://s2.ipicture.r...28/xlGLd01Q.jpg

А.И.Зубков, командовавший

крейсером «Красный Крым»

во время Великой Отечественной войны

22 июня 1941 года крейсер «Красный Крым» встретил на Севастопольском морском заводе имени С. Орджоникидзе, где находился в ремонте с мая. В связи с началом боевых действий ремонтные работы на крейсере были ускорены и ко второй половине августа корабль вошёл в строй.

После выхода из ремонта «Красный Крым» практически сразу приступил к выполнению возложенных на него боевых задач.

22 августа 1941 года отряд кораблей в составе крейсера «Красный Крым», эсминцев «Фрунзе» и «Дзержинский» прибыли на помощь осаждённой Одессе . Корабли доставили в Одессу пополнение, состоящее из 1-ого отряда моряков-добровольцев в количестве 600 человек и 2-ого отряда моряков-добровольцев в количестве 700 человек. После выгрузки войск отряд кораблей подверг артобстрелу наступающие части 15-й румынской пехотной дивизии в районах населённых пунктов посёлок им. Свердлова и Чабанка .

В середине сентября 1941 года командованием Одесского оборонительного района при участии старших офицеров Черноморского флота был разработан план нанесения контрудара в районе Одессы . В качестве одной из составляющих операции предполагалась высадка тактического десанта силами до одного полка в районе села Григорьевка , расположенного в 16-ти километрах от линии фронта . Перевозку и огневую поддержку десанта , состоящего из 3-го Черноморского полка морской пехоты , осуществлял отряд кораблей, состоящий из крейсеров «Красный Крым», «Красный Кавказ», эсминцев «Бойкий» , «Безупречный» и «Беспощадный».

21 сентября 1941 года в 13 часов 30 минут крейсер «Красный Крым», имея на борту более тысячи десантников, в составе отряда десантных кораблей вышел из Севастополя в направлении Одессы. Ночью 23 сентября, одновременно осуществляя артиллерийский обстрел плацдарма , корабли произвели высадку десанта . В 4 часа ночи, закончив высадку, крейсера ушли в Севастополь . Силы десанта войск, осуществлявших контрудар, успешно выполнили боевую задачу.

23 сентября 1941 года всему личному составу, участвовавшему в операции, Военным советом Одесского оборонительного района была объявлена благодарность

Не выдержав ударов немецкой армии в районе Перекопско-Ишуньских позиций, советские войска в конце октября 1941 года вынуждены были отойти к Севастополю и на Керченский полуостров .

21 декабря 1941 года, во время второго наступления германских войск на Севастополь, крейсер «Красный Крым», в числе отряда кораблей эскадры, осуществил доставку в город важного, для оборонявшихся Советских воинских частей, пополнения — бойцов 79-й морской стрелковой бригады

В ноябре—декабре 1941 года в боях за Севастополь крейсер «Красный Крым» провел 18 артиллерийских стрельб

28 — 30 декабря «Красный Крым» принимал активное участие в Керченско-Феодосийской десантной операции . Высадив при помощи баркасов погруженный на него отряд десантников, корабль осуществлял огневую поддержку высаживаемых войск. Всего за время проведения десантной операции крейсер «Красный Крым» подвергся одиннадцати атакам с воздуха , в результате артиллерийских обстрелов в корабль попало одиннадцать снарядов и мин .

15 - 25 января 1942 года в составе отряда кораблей десанта крейсер «Красный Крым» производил перевозку и высадку войск, входивших в состав второго и третьего десантов в районе Судака.

http://s2.ipicture.r...28/xCOV1Bgc.jpg

Крейсер «Красный Крым» в боевом походе

С января по июнь 1942 года крейсер «Красный Крым» доставлял в Севастополь воинские грузы и подкрепления, совершив вместе с другими кораблями Черноморского флота в общей сложности 98 рейсов . За этот же период времени крейсер вместе с другими кораблями Черноморского флота осуществлял огневую поддержку Севастопольского оборонительного района. Всего артиллерийские удары наносились в общей сложности в течение 64 дней , причём в некоторые дни огонь открывался по нескольку раз.

Приказом наркома ВМФ №137 от 18 июня 1942 года:

За проявленную отвагу в боях за Отечество с немецкими захватчиками, за стойкость, мужество, дисциплину и организованность, за героизм личного состава экипаж крейсера «Красный Крым» удостаивается звания «гвардейский».

В начале августа 1942 года создалась угроза прорыва германских войск на Новороссийском направлении. В связи с этим корабли Черноморского флота начали эвакуацию Новороссийска. В течение месяца крейсер «Красный Крым» и эсминец « Незаможник » вывезли в Туапсе более 10000 человек и свыше 1000 тонн грузов.

Во второй половине октября 1942 года в составе отряда кораблей флота крейсер «Красный Крым» участвовал в переброске 8-й и 9-й гвардейских стрелковых бригад из Поти в Туапсе. Переброска данных частей позволила остановить наступление войск вермахта в районе Туапсе и стабилизировать линию фронта .

За период обороны Кавказа с июля по декабрь 1942 года корабли эскадры, в которую входил «Красный Крым» перевезли 47848 бойцов и командиров Советской Армии с вооружением и около 1 тысячи тонн военных грузов .

3 — 4 февраля 1943 года крейсер «Красный Крым» состоял в группе кораблей прикрытия морского десанта в оперативном районе Станичка-Южная Озерейка .

В октябре 1943 года крейсер был поставлен в ремонт в Батуми , продолжавшийся до конца лета 1944 года .

5 ноября 1944 года крейсеру «Красный Крым» была оказана высокая честь возглавлять эскадру боевых кораблей Черноморского флота, возвращавшихся в Севастополь. На входе в Северную бухту , артиллерия крейсера произвела первый салютный выстрел. На мачтах кораблей соединения был поднят флажный сигнал: «Привет от победителей непобеждённому Севастополю» .

Всего за годы войны крейсер «Красный Крым» выполнил 58 боевых заданий. Экипажем крейсера были проведены 52 артиллерийские стрельбы по позициям немецких войск, при этом вероятно было уничтожено 4 батареи, 3 склада с боеприпасами и до полка пехоты. Корабль перевез более 20 тысяч человек личного состава, раненых и эвакуируемых граждан Севастополя. При проведении десантных операций было высажено на берег около 10 тысяч человек в составе десантов. Зенитная артиллерия крейсера отразила свыше двухсот атак самолетов противника.

В послевоенные годы

31 мая 1949 года крейсер «Красный Крым» был переформирован в учебный крейсер.

7 мая 1957 года — в опытовое судно и переименован в «ОС-20», 18 марта 1958 года превращен в плавказарму «ПКЗ-144».

В июле 1959 года корабль был исключен из списков судов Военно-Морского флота и сдан в ОФИ для разборки на металл. По некоторым данным , корабль был потоплен в конце 50-х годов при испытаниях новых видов вооружения.

30 июля 1983 года в Черном море, в 70 метрах от берега, был установлен памятный знак морякам-десантникам крейсеров «Красный Крым» и «Красный Кавказ». Автором проекта является контр-адмирал Вершинский, бывший командующим Феодосийской военно-морской базой.

http://s2.ipicture.r...28/1LnOanY7.jpg

Плавучий памятник (буй-сигара) по совместительству маяк, на нем находится рында (колокол) и уникальный световой элемент. Он автоматически включается ночью и подаёт световые сигналы каждые 2 и 5 секунд.

На памятной доске высечены фамилии моряков «Красного Крыма» и «Красного Кавказа», погибших во время десанта. С противоположной стороны на памятнике помещено изображение Ордена Отечественной войны, которым была награждена Феодосия.

Список использованных источников

Изменено пользователем schalaev
  • Плюс 2

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
4 публикации

Увлекательная тема,фото бы по больше,посмотреть в деталях хочется. А так +++

Зы. Wki как-то не ахти доверяю...

Изменено пользователем Smart_KoT

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
551 публикация
1 бой

Экипаж, чел.- 852

не маловато будет интересно?)

P.S. и еще добавь свою оценку крейсеру :eyesup:

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
17 024 публикации
577 боёв

Просмотр сообщенияMcPro (28 Июл 2013 - 18:49) писал:

Экипаж, чел.- 852
не маловато будет интересно?)
У Вас есть альтернативные данные?
ЗЫ. Ничего, Вам уже немного осталось - 24 флудерских сообщения.  :trollface:

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
667 публикаций

850 чел,не так уж и мало.. Не 3000 конечно,но все равно это кучище людей

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
261 публикация
5 боёв

Видно что наши, русские корабли. Спасибо, +

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
741 публикация

Просмотр сообщения25mike25 (28 Июл 2013 - 19:42) писал:

850 чел,не так уж и мало.. Не 3000 конечно,но все равно это кучище людей
Тем более, что крейсер то легкий!

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
42 публикации
8 боёв

Молодец!  :eyesup:

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
2 публикации
3 боя

Просмотр сообщения___KOT_B_TAHKE___ (28 Июл 2013 - 19:48) писал:

Видно что наши, русские корабли. Спасибо, +
Если честно, то тему решил создать только, потому, что на форуме преобладают темы связанные с иностранным кораблестроением.
Решил внести свой вклад в исправление данной ситуации.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
178 публикаций
6 боёв

Просмотр сообщенияschalaev (28 Июл 2013 - 22:01) писал:

Если честно, то тему решил создать только, потому, что на форуме преобладают темы связанные с иностранным кораблестроением.
Решил внести свой вклад в исправление данной ситуации.
Молодец! Постарался. Действительно что-то много иностранных =)

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
24 публикации

В ночь 22 сентября в составе отряда кораблей под командованием контр-адмирала С.Г.Горшкова (КР «Красный Крым», ЭМ «Бойкий», «Безупречный»), принимает участие в высадке десанта морской пехоты (3-й Черноморский полк) в районе Григорьевки . «Красный Кавказ» доставил 696 десантников, выстрелив восемь снарядов. Возвращается в Севастополь. 4 октября приходит в Одессу и эвакуирует из неё в Севастополь около 1000 человек. 16 октября повторяет этот поход, выпустив при этом по немецким позициям 27 снарядов и эвакуировав 1 180 человек.  23 ноября переход Туапсе .

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
582 публикации

Просмотр сообщенияalex03071971 (28 Июл 2013 - 20:08) писал:

Тем более, что крейсер то легкий!
А погрузи на него 3000 ртов - тяжелым станет?..))))

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
0
[DD] xSkripa4x
71 публикация
2 630 боёв

а какое у него вооружение?

а то что-то я в ттх не заметил

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
9 публикаций
17 боёв

Артиллерия  15x1 — 130/55-мм АУ Б-7

Зенитная артиллерия  3х2 — 100/47-мм ЗАУ системы Минизини

4 — 45/46-мм ЗАУ 21-К

10 — 37/62,5-мм ЗАУ 70-К

2х4 — 12,7-мм ЗП Виккерс

4 — 12,7-мм ЗП ДШК

Противолодочное вооружение  6 совков для бомб

30 глубинных бомб

Минно-торпедное вооружение  2x3 533-мм ТА 39-Ю

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
32
[PF_B] fon_eJick
1 136 публикаций
8 513 боёв

интересный агрегат... жалко что у СССР с флотом не так хорошо как с остальными родами войск было во время войны

не думаю что данный Светлану поставят выше 7го лв (мне больше нравятся названия корабле принятые в Императорском флоте звучат лутче)

Изменено пользователем fon_eJick

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
48
[OMLET] Dakober
502 публикации
8 759 боёв

Вторая фотография в галерее позволяет оценить масштаб разрушений в Севастополе. Ужасно...

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
306 публикаций
113 боёв

Просмотр сообщенияfon_eJick (30 Авг 2013 - 11:36) писал:

мне больше нравятся названия корабле принятые в Императорском флоте звучат лутче
Например?

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
17 024 публикации
577 боёв

Просмотр сообщенияPichugino (28 Окт 2013 - 11:29) писал:

Например?
"Светлана".

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Эту страницу никто не просматривает.

×